тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...
08.05.2019 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И кружится в Вальсе Победы страна…»

Экологическое воспитание младших школьников

МОУ «Лицей № 107» Волжский район г. Саратов

 

Экологическое воспитание младших школьников

 

Алеева Елена Сергеевна

Филоненко Наталь Владимировна

учителя начальных классов

 

 

Пояснительная записка

 Цель: воспитание бережного, ценностного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.

Задачи: - развитие интереса к природе, природным явлениям;

- формирование элементарных знаний об окружающем мире и влияние человека на природу;

- формирование норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;

- воспитание ценностного и ответственного отношения к природе;

- формирование первоначального опыта участия в экологическом проекте.

 Экологический праздник предполагает участие обучающихся 1-2 классов. В преддверии праздника проводится акция «Помоги птицам зимой» , учащиеся развешивают кормушки для птиц, проводятся классные часы: «Баргузинский государственный заповедник – старейший заповедник в России»; «Заповедники Саратовской области», конкурс рисунков «Спасем животных и птиц» , литературные гостиные «Писатели о братьях наших меньших»

Итогом экологического праздника является создание газеты о бережном отношении к природе.

Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края;

- развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения в процессе игровой, творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;

- корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

- владеть начальными формами исследовательской деятельности;

- владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения;

- осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- владеть речевыми средствами коммуникации;

- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  

Форма организации – праздник;

Методы: работа в сотрудничестве (в группах малой и большой), решение проблемных ситуаций, инсценировка, беседа.

Тематическое содержание:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Постановка цели праздника;
  • Решение экологических задач;
  • Знакомство с Красной книгой;
  • Групповая работа по созданию газеты;
  • Экологические игры, разгадывание кроссворда;
  • Знакомство с первым заповедником в России, с заповедниками Саратовской области;
  •  Защита творческой работы (газеты);
  • Подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, раздаточный материал для создания газеты, костюмы для инсценировки, инвентарь для экологической эстафеты, звуки природы (пение птиц, шум леса), выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе

Использованная литература

  1. Познавательная и занимательная Экология, составитель  Буланый Ю.И., Буланая М. В., Саратов, 2003
  2. Программа курса «Введение в экологию» 1-4 классы, Воробьева Е. С., М.: Русское слово,2015
  3. Сухин И.Г. 800 загадок -100 кроссвордов, М.: Новая школа,1997.
  4. Экологические игры , составители Морозова Е.Е., Чернышова Л. М., Саратов,2000
  5. http://crasivajplaneta.blogspot.ru/p/blog-page_658.html
  6. http://ru.clipartlogo.com/free/ecology-emblem.html

Экологический праздник  «В защиту природы»

Ход мероприятия

(выходит девочка-художник под минусовку «Оранжевая песня», садится за мольберт, берет в руки набор акварельных красок, кисточку и начинает рисовать, при этом поет)

Девочка-художник:

Вот уже подряд два дня

Я сижу рисую.

Красок много у меня-

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет

В самый свой любимый цвет!

Припев:

Зелененькое небо,

Зелененькое море,

Зелененькая травка,

Зелененький верблюд,

Зелененькие птички

Зелененьким зверятам

Зелененькие песни

Зелененько поют.

Друзья:

- Стоп-стоп-стоп! Какие ещё зеленые верблюды и зверята?

- Ты что, не знаешь, как по-настоящему выглядят верблюды?

Девочка: Знаю, конечно!

Друзья:

- А, мы поняли! У тебя, наверно, краски закончились!

Девочка:

- Да нет же! Краски у меня есть! Просто мне очень грустно, что на земле осталось так мало моего любимого зеленого цвета. А ведь зеленый – это очень добрый цвет. Это цвет нашей природы. Он призывает охранять все живое.

Друзья: А ведь верно!

 Стихи: (2 ученика)

1-  Почему мы с лесом дружим?

2- Для чего он людям нужен?

1- Без леса мы б не знали никогда,

2- Что в мире есть фиалка и подснежник.

1- И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.

2- От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

1- Когда бы лес не защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых!

Ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Ведущая.  Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.

Сценка «Разговор цветов».

Ведущая. Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?

Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.

Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка. Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,

Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.

Колокольчик. Что же теперь будем делать?

Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.

Цветы убегают.

(Выходит Красная книга)

Красная книга : Я Красная книга. Меня так назвали, потому что, красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.

Чтец 1.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты 

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых 

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их 

И бездумно, безжалостно рвали.

Чтец 2.

В нас молчало хозяйское «Стой!»,

Нам казалось все мало и мало.

А потом в толчее городской 

Мы охапки тащили устало.

Чтец 3.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Е. Карасев

Звучит русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.

Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Чтец 1.

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти 

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул 

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры 

Моя слеза течет.

От черствости людской 

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком 

Не ветер стонет — я.

Вот муравейник подожжен 

Кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он.

Адом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах 

Как в дни большой беды 

Хмельного ухарства следы.

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют.

Не услыхав, что за спиной 

Все листья слезы льют.

Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.

Выходят дети, поочередно называют правила.

• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.

• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.

• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.

• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.

• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.

• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.

• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.

Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.

— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)

— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)

— Из какого дерева делают спички? (Из осины)

— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)

Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.

Ведущая. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Звучат голоса птиц.

Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.

Сценка «Разговор птиц на лесной поляне».

Поляна. На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.

Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

На сцене появляется Синица.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города)'. Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня - снежками (вздыхает)...

Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!

Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Ведущая. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.

Чтец 3.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери 

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря,

Ведь небо без птиц — не небо!

А море без рыб — не море!

А земля без зверей — не земля!

Ведущая. Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения.

Мы сегодня создадим газету о бережном отношении к природе.

 (работа по группам) //

- Под музыку выходит турист ест конфеты, пьет воду и мусор выбрасывает на дорогу и уходит...

А среди вас есть такие туристы? Что же делать? Надо убрать мусор.

  • Игра- эстафета «Убери поляну»;
  • Разгадай кроссворд;

- Какое ключевое слово получилось? (Заповедник)

2017 – Год «Экологии и защита заповедников»

Самый первый заповедник был создан 100 лет назад.

Баргузинский заповедник в Бурятии — это самый первый заповедник в России, был учрежден 11 января 1917 года .

Теперь в день его «рождения», 11 января, отмечается также День заповедников и национальных парков России.

Поводом для создания охраняемой территории на склонах Баргузинского хребта и побережье Байкала стало катастрофическое сокращение популяции соболя: несмотря на развитие промышленности в начале XX века, экспорт пушнины оставался важной статьей дохода государства. Этот факт вызывал беспокойство не только у ученых, но и у правительства, не говоря уже об охотниках, живших промыслом.

9 июля 1912 года был принят «Закон об установлении ограничительных по охоте на соболя мер». «Высочайшие указания» императора Николая II и постановление Совета Министров положили начало многолетней работе по спасению ценного зверя и созданию государственной системы заповедников.

- Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Саратовской области?

Национальный парк "Хвалынский"
Самым крупным объектом региона является национальный парк «Хвалынский», созданный в 1994 году. А спустя десять лет вокруг парка была образована охранная зона площадью 114 тысяч 924 гектара. Лесные массивы национального парка относятся к экологически ценным в области. Здесь произрастает более 100 видов растений и обитает 35 видов животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области. Кроме того, славится «Хвалынский» и своими меловыми горами (основой которых служили древние моря), на которых растут уникальные растения. Среди краснокнижных растений венерин башмачок, левкой душистый, и такие эндемики, встречающиеся на ограниченных территориях, как иссоп меловой, тимьян клоповый, астрагалы, лапчатка волжская.

Дьяковский лес – еще один уникальный природный комплекс, расположенный в Краснокутском районе. Именно здесь лиственные, дубовые и сосновые деревья растут на песчаном массиве. К сожалению, часть территории в период летней засухи прошлых лет сгорела. А сосновый лес в долине реки Еруслан является самым южным в Заволжье.

Особое значение у природного парка «Кумысная поляна». Зеленые насаждения поглощают более 400 тонн вредных веществ. Деревья на склонах выполняют противо­эрозионную роль, препятствуя разрушению почвы. На территории парка растёт много растений, занесенных в Красную книгу. Именно на Кумыске «оседают» перелетные птицы.

  • Защита работ. Давайте посмотрим какие газеты получились у ребят.

ИТОГ:

Чтоб могли сады цвести

И леса вовеки,

Все живое береги

Ты на всей планете.

         Ты природу полюби,

               Каждую былинку,

               И с Землей всегда дружи,

               Береги травинку!

Мусор ты не оставляй

В роще на полянке,

И реки не засоряй.

Бой объявим склянкам!

 

Не бери домой ежа,

Бабочку не трогай!

Школьник, помни ты всегда

Долг перед природой!

ПЕСНЯ:

ЛЕСНОЙ МАРШ

Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины.

Припев:
Мы сами написали в лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса надёжные друзья,
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.

Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами-перелесками,
Под кедрами красавицы – Тайги,
Под соснами полесскими.

Припев.
Нам Солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Припев.
И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.

Экологическое воспитание младших школьников

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социокультурной ситуации начала ХХI века. В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.

Исследованиями психологов установлено, что наилучшим периодом для экологического воспитания является возраст детей 6-10 лет.

«Естественной основой процесса воспитания экологической культуры детской личности, являются объективно складывающиеся, формирующиеся в различные возрастные периоды отношения и взаимодействия ребёнка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста эти отношения существуют на бессознательной основе. Ребята, не отдавая себе отчёта, не отделяют от внешней среды, не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира. Они ощущают себя естественной частью природы. Ребёнок открыт для того, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила, превращать их  в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий. Ребёнок легко  воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере. Он способен овладевать экологической культурой как опытом нормального взаимодействия со средой»-, писал Б. Т. Лихачёв.

Задачей педагога является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим  социальным и природным миром.

В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения,  у учителей начальных классов в рамках внеурочной деятельности появилась возможность реализовывать воспитание экологической культуры в кружках, объединениях по интересам, программах дополнительного развития.

В данном контексте был разработан и апробирован блок классных часов, направленных на формирование и развитие экологической культуры  младших школьников.

Названия мероприятия

Направление,

ценностные установки

Виды,  формы, материал мероприятия

 

 

Дом, в котором мы живём.

Где мы живём? Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в родном доме. Земля – общий дом для всех живых организмов. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Экскурсия с использованием ИКТ

Земля – заповедная природа.

Девиз мероприятия: Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Альфонс де Ламартин

 

Виртуальная экскурсия в первый российский заповедник

Родной край, родная природа.

Анонс по заповедным местам Саратовской области.

Заочная экскурсия.

Праздник «Дары осени»

Создание условий для художественно-эстетического восприятия окружающей природы, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, для формирования основ экологически грамотного поведения.

Праздник

Воздух – невидимка.

Воздух- основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Источники загрязнения воздуха(на примере своей местности).Растения – природные фильтры.

Беседа.

Вода- водица, всему живому царица.

Зачем человеку нужна вода? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Водные процедуры, закаливание водой. Практическая работа по выявлению признаков и свойств воды.

Беседа, проведение опытов.

Акция «Покормите птиц зимой»

Знакомство с видами кормушек, изготовление кормушек своими руками, размещение кормушек на школьном дворе.

Практическое занятие

Волшебная кладовая: почва-кормилица.

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва – чудесная кладовая, земля – кормилица. Произведения УНТ, авторские о земле. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

Беседа

Экологический праздник «В защиту природы»

Воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.

Праздник

Устный журнал «Хочу все знать»

Направление в работе: формирование и развитие ответственности, способности к сотрудничеству. Взаимопомощи и самореализации.

Работа в сотрудничестве (в группах малой и большой)

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (Красная книга Саратовской области).

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Саратовской области, разгадывание загадок.

Поход в библиотеку им. А. С. Пушкина

Проект. Книга «Знакомые незнакомцы»

Каждая группа учеников собирает материал: животные рядом с нами (в квартире, в парке, в лесу). Редкие и исчезающие виды животных местности, где проживаешь.

Исследовательская работа, знакомство с методом проектов.

Конкурс экологических сказок.

Находят ответ на вопрос: «Почему нужно защищать природу?»  Полезные взаимосвязи природы и человека.

Практическое занятие, инсценировка лучшей сказки

Игра «Правила робинзонов» (маршрутные листы, движение по станциям)

На каждой станции цель выполняемых заданий: раскрыть зависимость человека от живой и неживой природы; этическое и эстетическое значение природы в жизни человека; освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности, личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Маршрутные листы, движение по станциям.

Разработанный комплекс занятий, создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Проблема экологического воспитания младших школьников волнует нас сейчас в большей степени. Осмысление ее приводит к необходимости поиска действенных путей на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Ведь только истинный патриот своей Родины  позаботится о её природном богатстве. Сегодня  для нас, педагогов, это систематическая деятельность по формированию у юных граждан экологической культуры в патриотическом егосознании.

Новизна данного курса заключается в том, что он обладает широкими возможностями для формирования у детей младшего школьного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей (наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию, исследовательские навыки); способствует развитию эмоциональной сферы детей, их способности к сопереживанию, состраданию.  

Смотреть приложение