Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная предпрофильная программа "Второе дыхание"

МАУ ДО «Детский экологический центр»

Автор: Ковалева Любовь Александровна, 

руководитель структурного подразделения

Дополнительная предпрофильная программа «Второе дыхание»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Второе дыхание» создана с целью реализации предпрофессиональной подготовки через временное объединение дополнительного образования «Пульс» летнего оздоровительного учреждения «Чайка».

Постоянно растет число детей с девиантным и аддиктивным поведением, склонных к употреблению психоактивных веществ. Развитие девиантных форм поведения зачастую определяется отсутствием жизненно важных конкретных навыков и мотиваций, составляющих основу социальной и личной компетентности. Поэтому одним из условий снижения девиантных форм поведения является формирование у детей  личностной и социальной компетентности.

Отсутствие конкретных навыков, определяющих жизненную компетентность ребенка, зачастую приводит к искаженному развитию и социальной дезадаптации. Помощь в социальном становлении личности, адаптации её к социуму, является актуальной. Социальная компетентность, как состояние равновесия между возрастными задачами и наличием необходимых навыков.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Новизна дополнительной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Основана на системном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию решений, умеющего эффективно планировать, выстраивать цели согласно своей мотивации и своих жизненных ценностей.  Тематика содержания программы не зависит от упорядоченности и рассчитана как на постоянный, так и на переменный состав обучающихся.

Актуальность образовательной программы:

В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с будущими выпускниками. Актуальность дополнительной образовательной программы «Второе дыхание» заключается в необходимости подготовки молодежных кадров — будущего современного этапа развития общества. На современном этапе развития образовательной системы социально значимой является регионализация, сущность которой состоит в последовательной предпрофессиональной ориентации деятельности учреждений образования на нужды нашего региона с формированием на этой основе единой, многофункциональной, скорректированной системы образования, как органичной составной части регионального социально-экономического комплекса.

Педагогическая целесообразность.  Данная дополнительная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации решаются проблемы занятости свободного времени детей, профессионального самоопределения, пробуждения интереса детей к новой деятельности. Стремление достичь поставленной цели, принять ее в качестве главного смысла своей жизни выступит ведущей потребностью, определит логику повседневной жизни.

               Целью программы является:

  1. Построение индивидуальной предпрофессиональной образовательной траектории.
  2. Формирование личности обучающегося через изучение проблемы профессиональной ориентации.
  3.  Сопровождение профессионального выбора и профессионального самоопределения обучающихся.
  4. Развитие мотивации обучающегося к выбору профильного вектора развития.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия через целеполагание и  ценностное ориентирование.
  6. Профилактика асоциального поведения.
  7. Социальное и профессиональное самоопределение.

               Задачи образовательной программы. Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

Воспитательные задачи

1. Сформировать позицию.

2. Воспитать чувство личной ответственности.

3. Воспитать и развить уважение к различным профессиям.

4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

Развивающие задачи

1. Развитие умения думать, умения планировать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

2. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через специальные упражнения и логические цепочки.

6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

Обучающие задачи

  1. Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
  2. Предоставить возможность обучающимся выполнить ряд тестирований и дифференциально-диагностических опросов, позволяющих выдвинуть версии предрасположенности подростков к определенному профильному направлению.
  3. Познакомить с профессиональной средой города, посредством экскурсионной деятельности.
  4. Научить ориентироваться в структуре образовательных учреждений профессиональной подготовки.
  5. Изучить приоритетные направления регионального рынка труда.

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих программ, является наличие пропедевтического, консультативного, диагностического этапов и практического (экскурсионного), как приоритетного направления программы, в системе освоения всей программы в целом. Познание окружающего мира через собственное «Я», открытие своего «Я» в окружающем мире и стремление к выбранной цели – мощнейший мотивационный фактор.

Так, например, программа Костельцевой Т. И. «Программа развития  предпрофильного и профильного обучения» ориентирована на работу с родителями, рекомендации по дополнительному образованию, консультации и диагностику.

Программа Киселева Д. В. «Программа развития  предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся» которая состоит из инвариативной части, включающей в себя обязательные учебные предметы базового уровня согласно федерального компонента и вариативной части, состоящей из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, включающего элективные курсы.

Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки «Мой выбор» основана на профориентации по классификации Климова Е. А. и подразумевает проведение теоретических диагностических уроков.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы от четырнадцати до восемнадцати лет.

Срок реализации  образовательной программы «Второе дыхание» временного объединения дополнительного образования «Пульс» рассчитан на период формирования летней смены, или на 1 год обучения в объеме 36 часов факультативных занятий для группы постоянного состава, или допускается модульное освоение программы группами переменного состава по запросу образовательных учреждений.

Режим занятий:

Для временного объединения дополнительного образования «Пульс» на период формирования летней смены – теоретические занятия проводятся четыре раза в неделю по часу, практические занятия (экскурсии) проводятся пять раз в неделю по часу.

 Для группы постоянного состава факультативные занятия проводятся один раз в неделю по часу.

На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, посещение экскурсий.

Технология обучения. В работе по программе предусмотрены следующие педагогические технологии:

  • практические занятия
  • дискуссии
  • деловые игры
  • игровые технологии
  • кейс
  • мини-проекты
  • кластер
  • мозговой штурм
  • ментальная карта
  • инсерт

Формы  и  режим занятий:

•          групповая

•          работа в парах

•          индивидуальная

Количество обучающихся – 10-15 детей.

            Ожидаемые результаты.

  • Осознают целевую направленность, ценностно-смысловые и операциональные (осмысление своей причастности и ответственности за результаты учебной деятельности) характеристики  деятельности.
  • Получат навыки и умения, необходимые для выполнения конкретных задач.
  • Овладеют базовыми когнитивными умениями (методологическими и общими).
  • Будут уметь делать осознанные выборы.
  • Научаться эффективно преодолевать жизненные проблемы.
  • Будут знать правила здорового образа жизни.
  • Будет сформирована стрессоустойчивая личность, способная самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
  • Получат коммуникативные навыки.
  • Будет сформирована способность работать в коллективе.
  • Получат возможность реализоваться творчески.
  • Получат развитие психических  процессов: внимания, память, мышление, воображение, речь.
  • Получат развитие ключевых компетентностей: умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца.
  • Будут иметь представление о перечне профессий, востребованных в нашем регионе.
  • Будут иметь представление о перечне и структуре учебных заведений предпрофессиональной подготовки.
  • Расширят представление о способах определения индивидуальной образовательной траектории.
  • Будет сформирована устойчивая потребность личностно-ориентированного выбора.

Будут знать:

  • Формулу успеха
  • Матрицу Эйзенхауера
  • Специальные упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания, для формирования целеполагания, планирования, ценностной ориентации.
  • Перечень тестов и опросников для предварительного самоопределения.
  • Понятия: личностные ценности, ценности общества, сила воли, целеполагание, мотивация.
  • Адреса предприятий города и учебных заведений предпрофильной подготовки обучающихся.
  • следующие обучающие онлайн платформы: https://netology.ru – огромное количество курсов по маркетингу, программированию, машинному обучению, бизнесу, управлению и т.п. Помогают с дальнейшим трудоустройством в крупные компании. https://geekbrains.ru, https://ru.hexlet.io и https://htmlacademy.ru – самые популярные сервисы для изучения программирования на русском языке.    https://www.cybermarketing.ru и http://www.topexpert.pro – обучение интернет-маркетингу, SMM, SEO и веб-аналитики. http://welcome.stepik.org/ru, https://openedu.ru – хорошие образовательные платформы с онлайн-курсами по различным тематикам. https://4brain.ru – развитие памяти, скорочтения, критического мышления, финансового управления и многое другое.    https://postnauka.ru – отличные лекции от специалистов в различных областях. Один из самых лучших сервисов для открытия новых знаний. https://www.intuit.ru – старый проект, содержит в себе огромное количество лекций и курсов.

Будут уметь:

  • Составлять разные виды планов.
  • Пользоваться интернет-ресурсами предпрофильной навигации (https://magadan.gorod.guru/9-klass, https://obuchebe.ru, https://proforientator.ru и т.п.).
  • Умело выполнять упражнения на внимание, тренировку силы воли, логические задачи.
  • Использовать полученные знания на практике.

Будут развиты:

  • Воображение
  • Творческая активность
  • Фантазия
  • Логическое мышление
  • Сила воли
  • Целеустремлённость
  • Свободное владение понятийным аппаратом
  • Умение анализировать, синтезировать, давать оценку
  • Самостоятельность в создании проекта жизненного пути.

Будут обладать следующими качествами:

  • Самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение
  • Ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду
  • Владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми
  • Потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в приоритетном профильном направлении
  • Самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей
  • Умение воспринимать с уважением различные виды трудовой деятельности.

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов: Спектр способов и форм предъявления результатов: беседа, опрос, наблюдение, грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, дневники, тестирование, протоколы диагностики, открытые и итоговые занятия, диагностика, анализ мероприятий, диагностические игры, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся, взаимная аттестация, взаимное обучение детей, аудиозапись, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, аналитические справки, методические разработки, портфолио, отчеты, итоговые занятия, поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю, диагностические карты, аналитические справки, защита проектов.

Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в построении личностно-ориентированной предпрофессиональной деятельности.

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями, классным руководителем.  Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце учебного года для группы постоянного состава при годичной реализации программы (определенного программой этапа обучения), а также по прохождении программы для группы временного объединения в период летней смены на базе летнего оздоровительного учреждения.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В систему определения результативности входит тестирование по тестам профессиональной ориентации, а также защита проектов «Мой жизненный путь».

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

• защита творческих проектов выпускников

• персональные достижения обучающихся

• портфолио обучащихся

• участие воспитанников в городских ярмарках профессий

  • осознанный выбор своей профессиональной траектории
  • поступление в профильное учреждение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

I. Пропедевтический этап

  1.  
  1.  

Вводное занятие

1

1

 

  1.  
  1.  

Целеполагание

1

 

1

  1.  
  1.  

Ценностная ориентация

2

 

2

 
  1.  

Планирование

2

1

1

  1.  
  1.  

Развивающий блок

3

 

3

ИТОГО

9

2

7

II. Диагностический этап

  1.  
  1.  

Тестирование

3

 

3

 
  1.  

Анкетирование

2

 

2

 
  1.  

Опрос

2

 

2

ИТОГО

7

-

7

III. Практический (экскурсионный) этап

 
  1.  

Предприятия и организации города Магадана

11

 

11

  1.  
  1.  

Учебные заведения профессионального образования

8

 

8

ИТОГО

19

-

19

IV. Консультативный этап

  1.  
  1.  

Беседа с педагогами, детьми, родителями

1

1

 

ИТОГО

1

1

-

ВСЕГО

36

3

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Пропедевтический этап. 1. Вводное занятие: теория - история возникновения и  дифференциация понятий профиль, профессия, специальность. Формула успеха. 2. Целеполагание: практика - упражнение «Маршрут к цели». «Как достичь успеха в профессии». 3. Ценностная ориентация: практика - интерактивное занятие «Ценности общества». Интерактивное занятие «Личные ценности». 4. Планирование: теория - виды, формы, принципы планирования; Матрица Эйзенхауера. «Планирование жизни: надо ли заниматься планированием жизни?». Практика – интерактивное занятие «Мой жизненный путь». 5. Развивающий блок: практика – упражнение «Эпитафия», деловая игра «А вот и я!», кейс «Ловушки-капканчики».
  2. Диагностичекий этап. 1. Тестирование: вводный контроль - тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина; промежуточный контроль -  тест для подростков «Как выбрать профессию?», итоговый контроль - Дифференциально-диагностический опросник Климова. 2. Анкетирование: анкета «Профильная школа» для обучающихся;  анкета «Профильная школа» для родителей. 3. Опрос: опросник для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому); тест - опросник "Мотивы выбора профессии" (автор С.С. Груншпун).
  3. Практический (экскурсионный) этап. 1. Предприятия и организации города: Управление по труду и занятости населения министерства труда и социальной политики Магаданской области, Учебный центр МВД, ОАО Ростелеком, ЦУКС МЧС РФ, ОАО ММЗ, МТК-ВИДЕО, ООО "КИНРОСС ДАЛЬНИЙ ВОСТОК" Магадан, ОАО Гормолзавод «Магаданский», ПАО Морской торговый порт Магадана, ООО Хлебокомбинат «Магаданский», ФКУ  "Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Федерального дорожного агентства". 2. Учебные заведения профессионального образования: СВГУ, Магаданский институт экономики, Магаданский промышленный техникум, ГБПОУ "Медколледж Минздрава Магаданской области", Профессиональный лицей № 1 в Магадане, Профессиональный лицей № 3, Профессиональный лицей № 4, Магаданский лицей индустрии питания и сферы услуг (профессиональный лицей №5).    
  4.  Консультативный этап. 1. Беседа с педагогами, детьми, родителями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

раздел или тема программы

форма организации и форма проведения занятий

методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

дидактический материал, техническое оснащение занятий

вид и форма контроля, форма предъявления результата

I. Пропедевтический этап

Комбинированное занятие, практическое занятие, деловая игра, беседа, кейс, кластер, ментальная карта

наблюдение, практические задания, упражнения

объяснение,

демонстрация

видеоматериалов, иллюстраций

анализ

конспекты занятий

дидактические карточки

раздаточный материал

план, расписание, матрица

II. Диагностичекий этап.

тестирование

опрос

анкетирование

наблюдение,

рассуждение объяснение,

анализ,

синтез

тесты,

опросники,

анкеты

тестирование

опрос

анкетирование

III. Практический (экскурсионный) этап.

экскурсия

Инструктаж, наблюение,

практическое занятие

Транспорт

Документы

Маршрутный лист

списки

Фото

видео

IV.     Консультативный этап.

Беседа с педагогами, детьми, родителями.

наблюдение,

рассуждение объяснение,

Тесты, анкеты

портфолио

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Помещение:

— учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, мультимедийное оборудование.

Материалы:

— карточки, бланки, таблицы, номера.

— ручки, карандаши, линейка, ватман.

Инструменты и приспособления:

— ножницы

— клей ПВА

Дидактическое обеспечение курса: справочники, сборники, тесты, анкеты, опросники, конспекты, раздаточный материал.

Технические средства: транспорт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги

  1. Галяпина В., Лысенко С., Молодикова И. Пособие для классных руководителей 6-8 классов «35 классных часов». Издательство СГУ, 2012.
  2. Гуружапова В. А. Педагогическая психология. – М. : Издательство Юрайт, 2013.
  3. Железнова С. В. // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
  4. Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  5. Пастюк О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  6. Пелью Алекс, Эймор Мартин. Идея в тебе. Как ее найти, ухватить и изменить жизнь Издательство: Азбука, 2016.
  7. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  8. Руденко, А.М. Основы психологии и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
  9. Свенцицкий А. Л. Социальная психология М.: Издательство Юрайт, 2014.
  10. Хёрли Д. Стань умнее. Развитие мозга на практике. Издательство: Манн, ИВАНОВ И ФЕРБЕР ООО.  2014.
  11. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.  Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

5. СанПиН 2.4.4. 3172-14 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой от 4 июля 2014 г. № 41).

Интернет-источники:

  1. http://beauty-proceduri.ru/video-tancev.html
  2. https://magadan.gorod.guru/9-klass
  3. https://obuchebe.ru
  4.  https://proforientator.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нормативные документы:

  1. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
  2. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования.

Книги:

  1. Кузнецова И., Шилова О. ВУЗы России. Навигатор по образованию. Компания HeadHunter, 2018.
  2. Соломин И. Л., Бендюков М. А. Ступени карьеры. Азбука профориентации. Издательство «Речь», 2006.
  3. Справочник «Высшие учебные заведения России – 2018».- Россия, Москва, ООО «Промоменеджмент», 2017.
  4. Энциклопедия "100 вопросов и ответов. Современные профессии" Издательство – «Проф-Пресс», 2018.

Интернет-ресурсы:

  1. http://beauty-proceduri.ru/video-tancev.html
  2. https://netology.ru
  3. https://geekbrains.ru
  4.  https://ru.hexlet.io
  5. https://htmlacademy.ru
  6. https://www.cybermarketing.ru
  7. http://www.topexpert.pro
  8. http://welcome.stepik.org/ru
  9. https://openedu.ru
  10. https://4brain.ru
  11. https://postnauka.ru
  12. https://www.intuit.ru
  13. https://2019-god.com/top-professij-v-2018-2019-godu