Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивному туризму
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детский оздоровительно-образовательный центр туризма краеведения и экскурсий
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивному туризму
Срок реализации: 5 лет
Рекомендуемый возраст: 8-16 лет
Автор-составитель: Султанов Евгений Анатольевич
Педагог дополнительного образования
Нефтекамск, 2019 г.
- Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная программа «Спортивный
туризм» по своему содержанию соответствует физкультурно-спортивной
направленности. Составлена и разработана в соответствии с Законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ, Приказа
Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим этапам»; Приказа
Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей
организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
Приказа Минспорта России от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка
приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам
в области физической культуры и спорта».
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся при занятиях спортивным туризмом, основана на принципах
спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований,
передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную
взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической,
технической, тактической, психологической и теоретической подготовки,
подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по
избранному виду спорта спортивному туризму.
В программе представлены такие предметные области, как учебный план,
календарный учебный график, теория и методика физической культуры и
спорта, общая и специальная физическая подготовка, избранный вид спорта,
другие виды спорта и подвижные игры, технико-тактическая и
психологическая подготовка, контрольные требования по годам обучения.
Туризм способствуют всестороннему развитию личности ребенка,
совершенствуют его интеллектуальное, духовное и физическое начала,
способствуют приобретению самостоятельной деятельности.
Но туризм - это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни.
Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в
условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится
с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он
задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается
патриотизм - с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее
культурой и обычаями.
Туризм - тот вид деятельности, который при разумной организации дает
хороший образовательный уровень. Туризм - школа самопознания, проверки собственных возможностей, тренинг личностного развития.
Туристские походы, путешествия являются универсальным
инструментом в системе воспитания подрастающего поколения.
Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов
телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами
его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей
- слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и,
как итог, психические расстройства. Активизировать познавательную
деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и
физически - вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм
позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия,
знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Предлагаемая программа собирает воедино несколько видов туризма
(пеший, лыжный, водный).
Цели и задачи
Главной целью программы является создание единой туристской
группы, способной совершать спортивные путешествия повышенной
сложности, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму высокого
ранга, в котором каждый максимально реализует и многогранно развивается,
как личность.
Поставленная цель реализуется при помощи ряда задач.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний, умений и навыков
совершения туристских походов и организации туристских соревнований,
технике и тактике туризма, географии, основ безопасности
жизнедеятельности, истории края, его природных особенностей.
Развивающие: повышения уровня физической подготовленности
обучающихся, потребности в развитии интеллектуального уровня, развитие
способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на
возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации.
Воспитательные: повышение уровня коммуникативной культуры,
создание единого творческого коллектива, направленного на достижение
спортивных результатов, проведение совместного досуга, бережного
отношения к природе.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы выражается в очевидной ее
эффективности, доступности, безграничных возможностей в привлечении
детей любого возраста.
Обучение по программе интегрировано со школьным курсом, опираясь на
знания, полученные в школе, расширяет и дополняет изучаемые предметы:
основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, география,
трудовое обучение, информатика. Необходимость практического применения
знаний, умений и навыков усиливает интерес учащихся к углубленному
изучению данных предметов.
Программа постоянно уточняется и дорабатывается с учетом появления
новых форм образовательной деятельности, новых конкурсов и соревнований,
нового опыта, накапливаемого в процессе реализации программы, или
предъявляемого специальной литературой. Так содержание многих занятий
по подготовке к соревнованиям по спортивному туризму, программы которых
постоянно обновляются (с целью соответствия уровню всероссийских
соревнований), тоже обновляется непосредственно перед самим занятием.
Для разработки маршрутов используется информация размещенная в
сети Интернет. Так же используются компьютерные программы для расчета
продуктовой раскладки и для подготовки и составления отчетов о
совершенных походах, что требует совершенно по иному строить занятия,
подчас, перенимая опыт воспитанников. Заложенное в программе освоение
нового оборудования и туристского снаряжения, появляющегося в связи с
развитием технического прогресса (газовые горелки, новые ткани и многое
др.) повышает возможности и увеличивает выбор туристских маршрутов.
Структура программы
Программа имеет модульную структуру, позволяющую составлять
наиболее удобное планирование в соответствии с нагрузкой тренера-преподавателя, профилем его объединения и личным опытом, а также
опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к
сложному.
Программа рассчитана на 5 лет, направлена совершенствование навыков
спортивного туризма и походной деятельности, а так же является подготовкой
судейских и инструкторских туристских кадров.
Содержание учебного материала дополняет школьные курсы географии,
краеведение, ОБЖ, помогает систематизировать знания, обогащает
использованием регионального компонента.
Если говорить об основной идее, концепции программы, то она достаточно
проста и строится на идеи гносеологической спирали (спирали познания)
Остапца-Свешникова, т. е. развитие от близкого к дальнему, от простого к
сложному. Конечная цель каждого года обучения - зачетный поход и
выполнение разряда. С каждым годом сложность походов возрастает,
соответственно с каждым годом углубляются и расширяются знания учащихся
по тем или иным вопросам. Все планирование в течение года привязано к
конечной цели - дать то, что понадобится в походе, а дальше и в жизни.
Сроки реализации программы
Программа состоит из 5 этапов, реализуемых за 5 лет. Каждый этап
обучения является законченным циклом.
Учебный план тренировочных занятий по спортивному туризму (39 учебных недель)
Содержание занятий Год обучения |
Группа начальной подготовки |
Тренировочная группа |
|||
1 год |
2 год |
3 год |
1 год |
2 год |
|
Теоретическая, тактическая, психологическая подготовка |
4 2% |
4 2% |
7 2% |
14 3% |
16 3% |
Общая физическая подготовка, восстановительные мероприятия |
118 50% |
94 40% |
140 40% |
210 45% |
246 45% |
Специальная физическая подготовка |
46 20% |
80 34% |
120 34% |
118 25% |
136 25% |
Техническая подготовка |
66 28% |
56 24% |
84 24% |
126 27% |
148 27% |
Всего часов в год: |
234 |
234 |
351 |
468 |
546 |
Нормативы объема тренировочной нагрузки
Этапные нормативы |
Этап начальной подготовки |
Тренировочный этап |
|||
1 год |
2 год |
3 год |
1 год |
2 год |
|
Количество часов в неделю |
6 |
6 |
9 |
12 |
14 |
Количество занятий в неделю (максимальное) |
3/4 |
3/4 |
4/5 |
4/7 |
4/7 |
Общее количество часов в год |
234 |
234 |
351 |
468 |
546 |
Формирование групп и определения объёма недельной тренировочной
нагрузки обучающихся с учётом этапов (периодов) подготовки
(в академических часах)
Программа рассчитана на обучающихся 8-16 лет с использованием индивидуальных маршрутов обучения. Группы формируются разновозрастные.
Этап подготовки |
Период |
Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (человек |
Максимальный количественный состав группы (человек) |
Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах |
Начальная подготовка |
1 год обучения |
12-14 |
18 |
6 |
2 год обучения |
10-12 |
18 |
6 |
|
3 год обучения |
10-12 |
16 |
9 |
|
Тренировоч-ные группы |
1 год обучения |
8-10 |
14 |
12 |
2 год обучения |
7-9 |
12 |
14 |
Формы и режим занятий
Занятие 1-го года обучения начальной подготовки: может
проводиться по следующему расписанию: двухчасовое занятие два-три раза
в неделю на базе МБУ ДО ДООЦТКиЭ «Штурм» (спортзал или учебный, либо полигон). Одно двухчасовое занятие может быть
заменено четырехчасовым выездом – раз в две недели или одним
восьмичасовым раз в месяц. Итого 6 часов в неделю.
Занятие 2-го и 3-го года обучения начальной подготовки: может
проводиться по следующему расписанию: двухчасовое занятие три раза в
неделю на базе МБУ ДО ДООЦТКиЭ «Штурм» (спортзал или учебный, либо полигон). Два четырехчасовых занятий на выезде
– раз в две недели или одним восьмичасовым раз в месяц.
Занятия 1-го года обучения для тренировочных групп: три трехчасовых
занятий в неделю на базе МБУ ДО ДООЦТКиЭ «Штурм» (спортзал или учебный, либо полигон). Два шестичасовых занятия на выезде –
раз в две недели. Итого 12 часов в неделю.
Занятия 2-го года обучения для тренировочных групп: три
трехчасовых занятий в неделю на базе МБУ ДО ДООЦТКиЭ «Штурм» (спортзал
или учебный, либо полигон). Еженедельные
пятичасовые занятия на выезде. Итого 14 часов в неделю.
Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно
раскрыть содержательную, образовательную и воспитательную суть
программы.
Предложенная разработка может быть рекомендована педагогам для использования целиком или выборочно в разных направлениях туристской
деятельности при работе с группой дополнительного образования.
Методическое обеспечение программы
Выбор педагогических технологий, применяемых при реализации данной
программы, определяется целями и задачами, возрастными особенностями
детей и спецификой содержания учебного материала. Личностно
ориентированные технологии, технологии сотрудничества, развивающие.
Для достижения результатов при реализации задач программы
используются следующие разнообразные педагогические методы и приемы:
Репродуктивный метод. Цель – воспроизведение информации.
Используется при объяснении новой темы. Приемы: рассказ, составление
картосхем, репродуктивная беседа.
Объяснительно-иллюстративный. Цель – проиллюстрировать
информацию с помощью наглядных средств. Приемы: словесный, работа с
наглядным материалом, с туристским снаряжением, с видеоматериалами.
Игровые методы. Применяются при изучении материала, закреплении,
во время проведения учебно-тренировочных сборов. Приемы: игры на
местности, в помещении, упражнения на развитие памяти, внимания и
мышления.
Метод проблемного обучения. Цель – новые знания достигаются детьми
в решении проблемных вопросов. Приемы – создание проблемной ситуации,
ролевые игры.
Частично-поисковый метод. Цель навести ребенка на решение каких-то
проблем. Используется при закреплении материала, при разработке маршрута.
Метод взаимодействия. Приемы: работа во временных группах,
ситуации совместных переживаний.
Метод контроля. Прием: сдача нормативов, соревнования.
Метод мотивации и стимулирования. Цель – формирование
познавательного интереса. Приемы: самоподготовка, отработка туристских
элементов, разбор дистанции, поход.
Методы воспитания
Методы формирования сознания личности |
Методы организации деятельности и формирование опыта |
Методы стимулирования поведения деятельности |
Беседы |
Педагогические требования |
Соревнования |
Лекции |
Поощрение |
|
Диспуты |
Общественное мнение |
Наказание |
Метод примера |
Приучение |
Создание ситуации успеха |
Присутствие в нравственной среде |
Упражнение |
Разбор дистанции |
Создание воспитательных ситуаций |
Создание проблемных ситуаций |
Создание ситуации занимательности |
Основными принципами обучения учащихся являются: индивидуальный
подход, систематичность и последовательность в обучении, связь теории с
практикой, сознательность и активность обучаемых, доступность,
наглядность, прочность знаний.
Привитие самостоятельности учащимся достигается осмысленным
изучением материала: обобщением, сравнением, определением важности
действий, объяснением причин неправильного выполнения технических
приемов.
Для лучшего восприятия материала нередко одни методы обучения
заменяют другими. Так, при изложении нового теоретического материала
вместо объяснения проводят беседу, в процессе которой учащиеся делают
основные выводы. Выбор материала зависит также от индивидуальных
особенностей педагога, учащихся, условий занятия. Учитывается окружающая
обстановка, состояние и количество снаряжения. Занятие по каждой теме
любого раздела имеет свою специфику, которая определяется как
содержанием учебного материала, так и воспитательными целями.
Качественного проведения определенного занятия недостаточно для решения
общей задачи. Для этого необходимо правильно построить всю систему
занятий по курсу в целом.
Занятия делятся на следующие виды:
первоначального изучения материала;
повторительно-обобщающие;
комбинированные, включающие в себя все основные звенья процесса обучения;
практические.
Первые два вида занятий – теоретические. Основной вид занятий –
комбинированный. Практические занятия проводятся при отработке
упражнений по технике и тактике спортивного туризма. Занятия по
первоначальному изучению материала в основном сводятся к его восприятию
и осмыслению учащимися. Практические занятия направлены на закрепление
знаний, формирование навыков и умений. В конце изучения темы проводятся
повторительно-обобщающие занятия, на которых рассматриваются вопросы
их взаимосвязи. Логическое единство требует, чтобы и занятия были
внутренне связаны. Для этого в начале занятия проводят работу,
способствующую усвоению изучаемого материала (повторение
предшествующего материала, сообщение цели и учебных вопросов). Полное
овладение знаниями, навыками, умениями происходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие – осмысление –закрепление – применение.
Методы выполнения упражнений
Методы |
Характеристика |
Пример использования |
1. Равномерный |
Характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется постоянной в основной части тренировки |
Используется на протяжении всего тренировочного процесса, для втягивания организма в работу после соревнований или развития общей выносливости в подготовительный период |
2. Переменный |
Характеризуется изменением интенсивности нагрузки при выполнении непрерывной работы. |
Изменение нагрузки происходит постепенно, учитывая самочувствие спортсмена. Например, рваный бег, перемена скорости при беге. |
3. Контрольный |
Связан с применением контрольных нормативов (КН). |
КН могут быть как физическими так и техническими: выполнение определенных примеров по заранее установленному времени. Например: навесная переправа за 8 сек. |
4. Интервальный |
Используется для развития в короткий срок максимальных возможностей. |
Использование сборов перед соревнованиями, когда за короткое время вырабатывается максимальное количество необходимых приемов. |
5. Повторный |
Заключается в повторных, обычно максимальных по интенсивности нагрузках. |
Повторение одного и того же приема (этапа) для достижения необходимого результата.
|
6. Соревновательный |
Метод основан на использовании соревновательных нагрузок в тренировочном процессе. |
Участие в максимально возможном количестве соревнований, воспроизведение дистанций соревнований на тренировке |
7. Метод отягощения. |
Выполнение упражнений с достаточной нагрузкой. |
Бег в страховочной системе, каске с грузом. |
8. Метод выполнения упражнений до отказа. |
Характеризуется высоким уровнем нагрузки. |
Отжимание, приседание до отказа. |
9. Игровой метод |
Характеризуется созданием игровых ситуаций во время тренировочного процесса |
Применяется особенно на первом году обучения, стимулирует двигательную активность, проявления творчества. На 2-3 году обучения используется для разрядки |
10. Круговой |
Заключается в чередовании специально подобранных комплексных упражнений. |
Использует разные методы и их сочетания. Тренировки чередуются упражнениями, технические приемы – игрой. |
Организация учебного процесса
Программа предусматривает проведение индивидуальных, групповых и
коллективных занятий.
Формы образовательного процесса включают в себя:
Туристские слеты
Соревнования по спортивному туризму
Походы однодневные, многодневные, выходного дня, экскурсии
Общественно-полезная работа
Вечера, праздники, конкурсы
Комбинированные старты
Учебно-тренировочные занятия на местности, сборы
Тренировки
Проекты
Игры на местности, спортивные игры, ролевые игры
Кросс, круговые тренировки
Проигрывание ситуаций
Создание проблемных ситуаций
Разбор и планирование маршрутов
Оздоровительные процедуры на воздухе
Игры на лыжах, лыжный кросс, игры на коньках
Туристские сборы, слеты, соревнования являются обязательными формами
подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению
безаварийных содержательных, туристских походов, проверки полученных
учащимися умений и навыков.
Вечера, праздники, конкурсы, экскурсии - формы образовательной и
досуговой (воспитательной) деятельности. Они помогают приобщать
учащихся к интересному общению, товарищеской взаимопомощи,
пониманию, терпению, выдержке.
Для улучшения результатов необходимо сочетать групповую, в парах
(в связках) и индивидуальную формы обучения. Важно применять
различные методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный,
проблемный, поисковый. Деловая игра, метод проблемных ситуаций – это
методы обучения, которые позволяют быстрее и эффективнее освоить
учебный материал.
Учебный материал строится на теоретических и практических занятиях.
Причем практические занятия занимают большую часть обучения.
На теоретических занятиях учащиеся получают сведения о туристской
технике и тактике, об организации бивуака, узнают алгоритмы действий в
аварийных ситуациях.
На практических занятиях отрабатываются и закрепляются умения и навыки
необходимые в жизни, на соревнованиях, сдаются контрольные нормативы.
Занятия проводятся с применением наглядного материала, туристского
снаряжения, оборудования для соревнований по спортивному туризму.
Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении,
в зависимости от темы занятий и времени года.
На начальных этапах тренировки планируются только
подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых,
являются контроль над эффективностью данного тренировочного этапа,
приобретение соревновательного опыта.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере
роста опыта воспитанников, следует делать упор на групповые (6-8 чел.) и
индивидуальные занятия, особенно на том этапе, когда начинается специализация.
Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную
физическую подготовку занимающихся детей. Физическая подготовка
необходима для развития силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты
обучающихся, их умения стоять на лыжах и плавать.
На этапе начальной специализации преимущество отдается общей
физической подготовке, которая органически сочетается со специальной
подготовкой. На этапе углубленного обучения - специальной подготовке
отводится больше времени. В раздел общей физической подготовки включен
блок «Здорового образа жизни», который включает в себя ознакомление с
оздоровительными процедурами на воздухе, воде, изучение комплекса
оздоровительной гимнастики, элементов йоги.
В процессе обучения необходимо включать упражнения на развитие
памяти, внимания, мышления. Некоторые практические вопросы, связанные с
туризмом отрабатываются во время сборов и походов для лучшего
закрепления материала.
Через краеведческую работу ребенок знакомится с культурой,
географией, историей родной страны, детям прививается бережное отношение
к природе. Путешествуя, ребенок знакомится с окружающим миром, на
практике постигает его законы, и задача руководителя - всеми способами
способствовать развитию этого интереса.
Ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки
Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует
проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в
конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому
курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам, можно в виде тестаигры.
Отслеживание результатов обучения проводится с помощью
контрольных нормативов по туристской технике (вязка узлов, прохождение
навесной переправы, параллельных переправ, спуска и подъемов по перилам,
постановке палатки, прохождении личной туртехнике). Воспитанники имеют
дневники тренировок и карточку спортсмена, где прослеживаются результаты обучения.
Уровень технического мастерства проверяется на областных и
всероссийских соревнованиях.
Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении
очередных спортивных разрядов. Каждый спортсмен имеет разрядную
книжку.
При оценке результатов принимается во внимание способность
понимания задания педагога, владение туристской техникой, умение
выполнять задания с использованием приобретенных навыков.
В конце 1 и 2 года воспитанники должны совершить походы выходного
дня, степенные походы, принять участие в соревнованиях, в туристических
слетах, проводимых в городе и области. После 3 года обучения совершить
походы выходного дня, степенные походы, категорийный поход, принять
участие в первенствах области и всероссийских первенствах по спортивному
туризму.
Ожидаемые педагогические результаты
Первый год обучения:
·получение знаний умений и навыков по основам спортивного
туризма и ориентирования,
·по подготовке и использованию туристского снаряжения,
·доврачебной помощи,
·организации ночлега,
·приготовлению пищи в походе,
·участие в соревнованиях по спортивному туризму лыжному, водному,
пешеходному туризму;
·выполнение контрольно-переводных нормативов.
Второй год обучения:
·получение знаний, умений и навыков по основам лыжного, пешего и
водного туризма;
·закрепление и углубление знаний полученных на 1-ом году обучения;
участие в соревнованиях по спортивному туризму (пешеходному, лыжному,
водному);
·получение спортивных разрядов по пешеходному и лыжному туризму
(1-2 юношеский разряд, 3 взрослый);
·совершение степенного лыжного, водного (и) или пешего похода 3-ей
степени (1-ой категории) сложности и составление отчета;
·участие в изучение подготовки документации к спортивному
·категорийному походу;
·выполнение контрольно-переводных нормативов.
Третий год обучения:
·закрепление и углубление знаний и умений полученных на 1-ом, 2-ом
году обучения;
·усовершенствование технико-тактической подготовки, участие в
соревнованиях по спортивному пешеходному, лыжному, водному туризму;
·получение (или подтверждение) спортивных разрядов по лыжному,
пешеходному, водному туризму (3-ий разряд);
·участие в лыжном, пешеходном, водном походе 1-ой (2-ой) категории
·сложности и составление отчета о походе, участие во Всероссийском
конкурсе маршрутов;
·выполнение контрольно-переводных нормативов.
Четвертый год обучения:
·закрепление и углубление знаний полученных на 1-3 годах обучения;
·усовершенствование технико-тактической подготовки туриста
лыжника, участие в соревнованиях по спортивному туризму пешеходному,
лыжному, водному и поисково-спасательных работ;
·получение (или подтверждение) спортивных разрядов по лыжному,
водному, пешеходному туризму (3-ий разряд), выполнение 2-го разряда;
·участие в лыжном походе 2-ой категории сложности или в походе 1-
ой категории сложности в качестве младших инструкторов и составление
отчета; участие во Всероссийском конкурсе маршрутов.
·судейство соревнований в качестве младших судей этапов, получение
звания «Юный судья»;
·выполнение контрольно-переводных нормативов.
Пятый год обучения:
·усовершенствование технико-тактической подготовки туриста
лыжника, участие в соревнованиях по спортивному туризму пешеходному,
лыжному, водному и поисково-спасательных работ;
·получение (или подтверждение) спортивных разрядов по лыжному,
водному, пешеходному туризму (3-ий разряд), выполнение 2-го разряда;
·участие в лыжном походе 2-ой категории сложности или в походе 1-
ой категории сложности в качестве младших инструкторов и составление
отчета; участие во Всероссийском конкурсе маршрутов.
·судейство соревнований в качестве младших судей этапов, получение
звания «Юный судья».
·выполнение контрольно-переводных нормативов.
Формы подведения итогов реализации программы
·опрос;
·зачет;
·участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному
ориентированию, скалолазанию;
·выполнение норм спортивных разрядов;
·совершение степенных и категорийных туристских походов;
·фотоотчеты, устные и письменные отчеты о совершенных походах и
экспедициях.
Специфика деятельности объединения требует от педагога тесного
контакта с родителями учащихся. Родительские собрания проводятся на стыке
сезонов и перед каждыми многодневными мероприятиями.
Критерии оценки эффективности работы по программе
Положительными результатами работы педагога по данной программе
можно считать:
1. Создание коллектива единомышленников, повышение уровня
сплоченности и развития коллектива.
2. Сохранение контингента учащихся в течение 3-4 лет работы по программе.
3. Повышение уровня физического развития учащихся, стремление к
саморазвитию, самосовершенствованию, к постоянному здоровому образу
жизни.
4. Создание в коллективе нравственной обстановки, обстановки уважения к
товарищу, самоуважения и самодостаточности учащихся.
5. Рост уровня спортивных достижений команды (выступление на
соревнованиях, слетах);
6. Формирование стремления учащихся к победе в соревнованиях только
честным способом, приобретение чувства собственного достоинства.
7. Заметная психическая коррекция учащихся, высокий уровень адаптации в
коллективе сверстников и общества.
8. Высокие спортивные достижения. Постоянный рост спортивно-технического мастерства (от участия в степенных походах к участию в
походах 1-2 категории сложности);
9. Привлечение старших воспитанников к судейству на соревнованиях.
Диагностические методики оценки эффективности программы
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию
образовательной программы, служит диагностический мониторинг.
Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях
реализации программы:
1. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов,
тренингов, игр, анкет.
2. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти,
мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирование в
пространстве.
3. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения.
Условия для реализации программы
1.Опыт педагога. Для реализации программы необходимо, чтобы тренер-преподаватель (руководитель туристской группы) имел туристскую
квалификацию, соответствующую той спортивной программе, которую он для себя наметил. Так, для подготовки группы только по первому модулю
педагогу достаточно иметь опыт участия в пеших туристских походах 1
категории сложности и участия в соревнованиях по спортивному
ориентированию.
Для работы по пешеходному профилю необходимо иметь опыт
руководства походом не ниже 1 категории сложности и звание Инструктора
детско-юношеского туризма или Инструктора туризма. Для занятий по спортивному ориентированию – спортивный разряд.
2.Материально-техническая и учебно-методическая база. Требования к
материально-техническому оснащению учебного процесса зависят от
используемых модулей. Для реализации программы необходимо иметь
помещение для занятий с группой, комплект группового снаряжения для
походов, рассчитанный на количество занимающихся в группе и комплект
наиболее дорогостоящего личного снаряжения, как-то: рюкзаки, спальные
мешки, коврики. Впоследствии дети приобретут себе личное снаряжение, но на первых порах целесообразнее ходить с казенным имуществом — не у
каждой семьи есть возможность единовременно экипировать ребенка для
похода. Для реализации профильных модулей требуется уже специальное
снаряжение, как личное, так и групповое.
Помимо снаряжения необходимо иметь наглядные пособия по топографии, медицине, спортивному туризму и ориентированию. Полезно самостоятельно вместе с детьми сделать стенд по туристским узлам. Это
позволит детям более подробно изучить используемые в туризме узлы.
3.Технические средства обучения. Оправляясь в поход, туристы обычно,
помимо фотоаппарата, берут еще и видеокамеру. С помощью персонального компьютера подготавливаются отчеты о походах, а выход в сеть Интернет позволяет находить оперативную информацию о районах путешествий, отчеты о походах других групп, связываться с туристами и туристскими организациями из других городов.
4.Связь с туристскими организациями. Педагогу, работающему в области
туризма, следует наладить связь с вышестоящими туристскими и
образовательными организациями: ассоциация спортивного туризма
Ленинградской области, Федерация спортивного туризма России, Союз
туризма России, Федеральный центр туризма и краеведения Российской
Федерации.
5.Финансирование походов. Очень многие, особенно дальние походы
невозможно будет реализовать без финансирования. Возможна помощь
родителей, а также привлечение спонсорских средств
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Всего: |
Из них: лекций |
практических занятий в помещеиии |
практических занятий на местности |
1. |
Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия |
10 |
4 |
4 |
2 |
2. |
Туристическое снаряжение |
16 |
4 |
8 |
4 |
3. |
Краеведение |
20 |
6 |
6 |
8 |
4. |
Туристский быт |
16 |
4 |
4 |
8 |
5. |
Основы доврачебной помощи |
12 |
4 |
6 |
2 |
6. |
ОФП |
90 |
- |
60 |
30 |
7. |
Походы, слеты, соревнования |
40 |
4 |
14 |
22 |
8. |
Основы топографической подготовки туриста и спортсмена - ориентировщика |
24 |
6 |
2 |
16 |
9. |
Питание в однодневном походе |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого: |
234 |
34 |
106 |
94 |
Тема 1.
«Чем полезны и интересны походы и путешествия».( 10ч)
Вводное занятие. Инструктирование по технике безопасности.
Формы и методы работы – беседа, лекция, игра «Имена», тренинг
«Доверие».
Формы контроля – анкетирование учащихся.
Тема 2.
«Туристское снаряжение».(16ч)
Подбор личного снаряжения для выездов на природу. Укладка рюкзака,
снаряжение для приготовления пищи: котлы (в т.ч. вставки), костровой трос
и его закрепление, герметизация (защита от воды) спичек, пила двуручная и
безопасное пиление дров, топор малый и безопасная колка дров. Формы и методы работы – беседа, лекция, демонстрация снаряжения, игра
«Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака,
объединенное занятие детей и родителей. Формы контроля – устный опрос.
Тема 3.
«Краеведение».(20ч)
Формы и методы работы – экскурсия.
Формы контроля – оформление газеты.
Тема 4.
«Туристский быт».(16ч)
Организация туристского лагеря в однодневном походе на принципах
взаимопомощи, разведение костра с использованием растопки: плексиглас,
сухое горючее, сбор хвороста, валежника, правила безопасной работы
кострового: подготовка кострового места, использование костровых
рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, установка
двускатной палатки, многоместного шатра. Формы и методы работы – инструктаж, соревнование внутри группы.
Формы контроля – практический зачет.
Тема 5.
«Основы доврачебной помощи».(12ч)
Индивидуальный пакет, его состав, хранение, упаковка и перенос в походе,
когда и как его применять, ядовитые растения, соблюдение правил гигиены
при питании на природе, профилактика простудных заболеваний.
Формы и методы работы – беседа, лекция, игра «Дикорастущие растения».
Формы контроля – тестирование.
Тема 6.
«Общефизическая подготовка».(90ч)
Тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития
учащихся (скоростной выносливости, силовых качеств, двигательной
активности). Командные игры с мячом, в том числе с использованием
специального снаряжения (футбол в страховочных системах, в связках);
лыжные прогулки, знакомство с попеременным двухшажным и
четырехшажным ходом.
Формы и методы работы – тренировки, игры, прогулки.
Формы контроля– анализ.
Тема 7.
«Походы, слеты, соревнования».(40ч)
Правила проезда группы туристов в городском и пригородном транспорте,
правила движения походной колонны по лесным дорогам и тропам, по
шоссе, участие в соревнованиях по спортивному туризму, однодневные
походы, водный поход в летние каникулы, пешие степенные походы – 3
степень.
Формы и методы работы – инструктаж, выезды.
Формы контроля – оформление газеты, анализ результатов соревнований.
Тема 8.
«Основы топографической подготовки туриста и спортсмена-ориентировщика».(24ч)
Понятие о топографической карте, масштаб, измерение расстояний по карте
с использованием известного масштаба, простейшие условные знаки
топографических карт, комплексные задания, знакомство со спортивной
картой, простейшие знаки спортивных карт, вид объектов на местности,
понятие о план-схеме, ориентирование в закрытых помещениях
(«лабиринт»).
Формы и методы работы – беседа, игра «Топографическое домино».
Формы контроля– тестирование, опрос, соревнование внутри группы.
Тема 9.
«Питание в однодневном походе».(6ч)
Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола,
соблюдение правил гигиены при питании на природе.
Формы и методы работы – беседа, практическое занятие.
Формы контроля – опрос.
3. Второй год обучения
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Всего: |
Из них: лекций |
практических занятий в помещеиии |
практических занятий на местности |
1. |
Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия |
10 |
4 |
4 |
2 |
2. |
Основы техники лыжного, водного, пешеходного туризма |
52 |
10 |
20 |
22 |
3. |
Краеведение |
20 |
2 |
4 |
14 |
4. |
Туристский быт |
14 |
2 |
4 |
8 |
5. |
Основы доврачебной помощи |
12 |
4 |
6 |
2 |
6. |
ОФП |
40 |
- |
20 |
20 |
7. |
Походы, слеты, соревнования |
40 |
2 |
16 |
22 |
8. |
Основы топографической подготовки туриста и спортсмена - ориентировщика |
40 |
6 |
8 |
26 |
9. |
Питание в однодневном походе |
6 |
2 |
- |
4 |
|
Итого: |
234 |
32 |
82 |
120 |
Тема 1.
«Чем полезны и интересны походы и путешествия».
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Обзор предстоящих походов и соревнований по фотоматериалам и отчетам
о походах групп 3-его года обучения.
Формы и методы работы – инструктаж, беседа.
Формы контроля – анкетирование, опрос.
Тема 2.
«Основы техники лыжного, водного, пешеходного туризма».
Лыжный: Разворот на склоне. Спуск «на прямых лыжах», «плугом»,
подъем «елочкой», «лесенкой», «полуелочкой». Лыжные кроссы – до 3 км.
Совершенствование беговой лыжной техники.
Водный: Снаряжение для выхода на воду, терминология, применяя на
практике: «табань» «килеватор», «ход», «рыба», «банка», «карма» и т.д.
Пешеходный: снаряжение, виды переправ, страховки и самостраховки. Формы и методы работы – тренировки на выездах.
Формы контроля – соревнования внутри группы.
Тема 3.
«Краеведение».
Продолжение знакомства с краеведением района.
Формы и методы работы – экскурсия.
Формы контроля – тестирование.
Тема 4.
«Туристский быт».
Породы деревьев, используемые для разжигания костра, приготовление
пищи, виды костров, выбор сухостойного дерева.
Формы и методы работы – беседа, практические занятия на выездах.
Формы контроля – практический зачет.
Тема 5.
"Основы доврачебной помощи".
Простейшие фиксирующие повязки при вывихах, растяжениях и ушибах,
съедобные, ядовитые и лекарственные растения.
Формы и методы работы – практическое занятие, беседа.
Формы контроля – тестирование, практический зачет.
Тема 6.
«Общефизическая подготовка».
тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития
учащихся: скоростной выносливости, двигательной активности, командные
игры с мячом, эстафеты с применением специального снаряжения,
знакомство со специальными упражнениями.
Формы и методы работы – тренировки, игры, эстафеты.
Формы контроля – анализ.
Тема 7.
«Походы, слеты, соревнования».
Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному
ориентированию, однодневные походы, походы выходного дня с одной,
двумя ночевками, водный поход в летние каникулы, пешеходные степенные
походы - 2 степень. Присвоение спортивных разрядов и званий по
спортивному туризму.
Формы и методы работы – выезды, практические занятия, тренировки.
Формы контроля– анализ результатов соревнований, изготовление газеты.
Тема 8.
«Основы топографической подготовки туриста и спортсмена-ориентировщика».
Масштаб карты, измерение расстояний по карте с использованием
известного масштаба, информация об объектах топографических карт,
комплексные задания, спортивная карта, вид объектов рельефа на
местности, ориентирование по выбору, ориентирование по маркированной
трассе.
Формы и методы работы – беседа, лекция, тренировки.
Формы контроля – соревнование.
Тема 9.
«Питание в однодневном походе и в походах выходного дня».
Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола, рецепты
основных блюд, соблюдение правил гигиены при питании на природе.
Формы и методы работы – лекция, беседа, практические занятия на
выездах.
Формы контроля – практический зачет.
4. Третий год обучения
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Всего: |
Из них: лекций |
практических занятий в помещеиии |
практических занятий на местности |
1. |
Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия |
3 |
3 |
- |
- |
2. |
Туристическое снаряжение |
8 |
6 |
2 |
- |
3. |
Питание в походе |
10 |
2 |
2 |
6 |
4. |
Туристский быт |
20 |
4 |
4 |
12 |
5. |
Основы доврачебной помощи |
10 |
2 |
6 |
2 |
6. |
Краеведение |
10 |
2 |
- |
8 |
7. |
Топографическая подготовка |
20 |
6 |
12 |
2 |
8. |
Основы спортивного ориентирования |
40 |
6 |
20 |
14 |
9. |
Узлы, используемые в спортивном туризме |
16 |
4 |
8 |
4 |
10. |
Основы техники пешеходного туризма |
60 |
2 |
40 |
18 |
11. |
Физическая подготовка туриста |
50 |
4 |
30 |
16 |
12. |
Основы техники лыжного туризма |
48 |
4 |
- |
44 |
13. |
Участие в соревнованиях |
50 |
2 |
14 |
34 |
14. |
Распределение обязанностей в туристической группе |
6 |
2 |
4 |
- |
|
Итого: |
351 |
49 |
142 |
160 |
Тема 1.
«Чем полезны и интересны спортивные походы и соревнования».
Что такое спортивный туризм? Обзор видов туризма.
что такое туристское многоборье? Виды соревнований.
Формы и методы работы – беседа, лекция.
Формы контроля – устный опрос, анкетирование.
Тема 2.
"Туристское снаряжение".
Личное снаряжение учащихся для тренировок и походов;
особенности личного снаряжения для лыжного сезона;
обзор специального снаряжения;
групповое снаряжение и его особенности для лыжного сезона;
элементарное самодеятельное снаряжение, основы ремонтных работ;
хранение, уход, порядок учета и сдачи группового снаряжения, его
подготовка к походу.
Формы и методы работы – беседа лекция, практические занятия по
подготовке, изготовлению и ремонту.
Формы контроля – устный опрос, проверка выполнения практических заданий.
Тема 3.
"Питание в походе".
Составление раскладки и меню на учебно-тренировочный сбор (выезд),
пешеходный поход I категории сложности;
нормы сухого продукта; упаковка и транспортировка продуктов;
приготовление пищи и режим питания в походе;
значение правильной организации питания в походе.
Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности.
Формы контроля – составление учебной раскладки, контроль выполнения
практических заданий, зачет
Тема 4.
«Туристский быт».
Организация быта на принципах самообеспечения, самообслуживания и
взаимопомощи; виды работ по организации лагеря; распределение
обязанностей по выполнению работ в лагере; выбор места для ночлега в
пределах лесной зоны, заготовка дров, устройство ночлега;
правила техники безопасности при выполнении работ по лагерю.
Формы работы - беседа, практические занятия на местности.
Формы контроля -контроль выполнения заданий.
Тема 5.
"Основы доврачебной помощи".
Личная гигиена учащихся в многодневном походе;
общие действия группы по оказанию доврачебной помощи,
предпринимаемые при травмах или заболеваниях участников похода;
доврачебная помощь при ожогах, обморожениях, переохлаждении,
солнечном ударе;
съедобные, несъедобные и ядовитые растения.
Формы и методы работы – беседа, лекция.
Формы контроля – опрос, зачет.
Тема 6.
«Краеведение» (РБ).
- туристические возможности Ленинградской области
а) географическое положение
б) климат
в) рельеф
г) растительный и животный мир;
- сезонность туризма;
- экология республики, ее проблемы;
- основные достопримечательности родного края.
Формы и методы работы – беседа, лекция.
Формы контроля – опрос.
Тема 7.
"Топографическая подготовка туриста".
Изучение и классификация топографических карт:
понятие масштабного плана, масштаб топографической карты, основные
условные знаки топографических карт; определение азимутального
направления по топографической карте; компас Андрианова, жидкостный
компас, их устройство, правила использования, преимущества;
определение азимута. Азимутальный ход. Понятие обратного азимута; глазомерная съемка местности (способы определения высоты отдаленно
расположенного объекта, расстояния до него, крутизны и азимутального
направления склона).
Формы и методы работы – лекция, работа с учебными пособиями,
выполнение практических заданий на местности.
Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.
Тема 8.
"Основы спортивного ориентирования".
Понятие спортивного ориентирования как вида спорта;
условные знаки спортивной карты;
спортивная карта, ее масштаб, высота сечения рельефа;
знакомство с видами спортивных трасс; спортивное ориентирование на
лыжах.
Формы и методы работы – лекция, работа с учебными материалами,
тренировки на местности, участие в соревнованиях.
Формы контроля – опрос, контроль результатов прохождения трасс на тренировках и соревнованиях.
Тема 9.
"Узлы, используемые в спортивном туризме".
Изучение узлов по группам их применения;
практическое применение изученных узлов.
Формы и методы работы – практическое выполнение заданий в классе,
на местности.
Формы контроля – зачет.
Тема 10.
"Основы техники пешеходного туризма".
организация и преодоление переправ через реки, овраги и.т.п …;
движение по склонам, с использованием специального снаряжения;
техника прохождения болот и лесных завалов, техника безопасности;
использование знаний и умений по ТПТ на различных соревнованиях.
Формы и методы работы – лекции, тренировки на местности, участие в
соревнованиях, проведение походов.
Формы контроля – оценка результатов трасс на тренировках и соревнованиях.
Тема 11.
"Физическая подготовка туриста".
необходимость общефизической подготовки туриста;
нормы ГТО; утренняя зарядка и спортивная гигиена туриста;
ОФП; особенности физической подготовки, специальные упражнения.
Формы и методы работы – тренировки в спортивном зале.
Формы контроля – сдача спортивных норм.
Тема 12.
"Основы техники лыжного туризма". основные приемы движения на лыжах;
техника подъемов на склоны с различной крутизной;
техника спуска; способы торможения и поворотов; траверсирование
склонов.
Формы и методы работы – лекции, тренировки на местности, участие в
соревнованиях и проведение походов.
Формы контроля – анализирование результатов соревнований.
Тема 13.
"Участие в соревнованиях".
знакомство с видами спортивного туризма;
участие в соревнованиях по технике лыжного, водного, пешеходного
туризма;
участие в соревнованиях;
Формы и методы работы – тренировки, соревнования.
Формы контроля – анализ результатов соревнований.
Тема 14.
"Распределение обязанностей в туристической группе".
постоянные и временные должности в туристической группе;
права и обязанности командира группы;
права и обязанности начальника продуктов и ответственного за групповое
снаряжение группы;
права и обязанности врача и реммастера группы;
права и обязанности дежурного по шатру и по приготовлению пищи;
подготовка разделов (в соответствии с должностями) отчета о походе с
помощью руководителя.
Формы и методы работы – лекции, беседы, индивидуальные занятия.
Формы контроля – опрос, оценка применения знаний, умений и навыков в
походе.
Походы проводятся в период школьных каникул. В программу 3-его года
обучения входят походы:
Пеший, водный I-ой категории сложности лыжный 3-ей степени сложности
5. Четвертый год обучения
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Всего: |
Из них: лекций |
практических занятий в помещеиии |
практических занятий на местности |
1. |
Личное снаряжение туриста |
20 |
8 |
6 |
6 |
2. |
Групповое (общественное) снаряжение |
20 |
8 |
6 |
6 |
3. |
Питание в походе |
6 |
4 |
2 |
- |
4. |
Туристский быт |
8 |
2 |
4 |
2 |
5. |
Основы доврачебной помощи |
10 |
4 |
6 |
|
6. |
Краеведение |
12 |
12 |
- |
- |
7. |
Топографическая подготовка |
34 |
10 |
2 |
22 |
8. |
Основы техники водного туризма |
20 |
14 |
2 |
4 |
9. |
Узлы, используемые в туризме |
18 |
6 |
6 |
6 |
10. |
Техника пешеходного туризма |
68 |
10 |
38 |
20 |
11. |
ОФП |
68 |
2 |
40 |
26 |
12 |
Ориентирование на местности |
58 |
12 |
- |
46 |
13. |
Техника и тактика лыжного туризма |
38 |
6 |
8 |
24 |
14. |
Слеты и соревнования |
58 |
2 |
28 |
28 |
15. |
Организация туристического похода |
30 |
6 |
10 |
14 |
|
Итого: |
468 |
106 |
158 |
204 |
Тема № 1.
"Личное снаряжение туриста".
Специальное личное снаряжение для тренировок, походов, соревнований по
спортивному туризму.
Хранение, особенности ухода, порядок учета и сдачи специального личного
снаряжения.
Подготовка и использование на занятиях специального личного
снаряжения.
Проведение ремонтных работ в некомфортных условиях спортивного
многодневного похода.
Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности.
Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.
Тема № 2.
"Групповое (общественное) снаряжение".
Специальное групповое снаряжение для тренировок, соревнований,
спортивных категорийных походов.
Хранение, уход, порядок учета и сдачи специального группового
снаряжения. Подготовка и использование на соревнованиях, в походах и тренировках
специального группового снаряжения.
Проведение ремонтных работ в походных условиях.
Формы и методы работы – опрос, практические занятия на местности.
Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.
Тема 3.
"Питание в походе".
Расчет калорийности, водно-солевой обмен, баланс жиров, белков и
углеводов, витаминов и минеральных веществ.
Особенности питания в спортивных лыжных походах, хранения продуктов,
их упаковки и транспортировки.
Значение правильной организации питания в спортивном путешествии.
Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности.
Формы контроля – составление учебной раскладки, контроль выполнения
практических заданий, зачет.
Тема 4.
«Туристский быт».
Решение ситуативных задач по организации бивуака в зоне леса.
Тема № 5.
"Основы доврачебной помощи".
Оказание первой медицинской помощи при травмах легкой степени.
Медикаменты и другие приспособления, входящие в состав аптечки
спортивного похода.
Виды кровотечений, доврачебная помощь.
Повязки, их применение при различных видах травм. Формы и методы работы – лекции, практические занятия в классе,
соревнования.
Формы контроля – опрос, зачет, оценка результатов соревнований.
Тема № 6.
"Краеведение".
Формы и методы работы – беседа, лекция.
Формы контроля – опрос.
Тема № 7.
"Топографическая подготовка".
Определение масштаба топографической карты по сетке, определение
высоты сечения по участку карты;
специфические условные знаки топографических карт;
использование топографических карт разного масштаба в спортивных
походах и подготовке к ним;
выполнение азимутального хода в условиях сильно пересеченной
местности;
определение крутизны и азимутального направления склонов по
топографическим картам с сильно пересеченной местностью, а также с
использованием глазомерной съемки на местности;
истинный и магнитный азимут, их природа.
Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия на
местности.
Формы контроля– устный опрос, соревнования.
Тема № 8
"Основы техники водного туризма".
Плавсредства для совершения спортивных походов. Устройство байдарок
«Таймень», «Салют». Техника гребли на байдарке. Погрузка и разгрузка
плавсредств. Проводка. Волоки. Сборка и разборка байдарок.
Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия в
помещении и на местности.
Формы контроля – практический зачет, устный опрос, проверка
Тема № 9.
"Узлы, используемые в туризме".
Исторические сведения о появлении различных групп узлов, возникновения
их классификации;
группа схватывающих узлов;
группы самозатягивающихся и карабинных узлов;
свойства узлов изученных на занятиях, их характеристики;
применение изученных на занятиях узлов;
применение узлов для различных способов блокировки страхующих систем,
организации страховок.
Формы и методы работы – лекция, практические занятия в классе и на
местности.
Формы контроля – оценка результатов соревнований, оценка применения умений и навыков в походе.
Тема № 10.
"Техника пешеходного туризма".
Особенности организации переправ через реки с бурным течением;
переправы в брод, организация групповой и самостраховки;
принцип непрерывности страховки, применение различных видов страховок
на переправах;
использование ТПТ и ТГТ на соревнованиях по спортивному туризму.
Формы и методы работы – лекция, тренировка на местности.
Формы контроля – оценка результатов соревнований.
Тема № 11.
"Общефизическая подготовка".
Техника бега по пересеченной местности;
Особенности общефизической подготовки туриста, специальные
упражнения туристов – лыжников;
правильное распределение нагрузок в походе;
выносливость – основное качество туриста. Ее тренировка и воспитание.
Формы и методы работы - тренировки в спортзале.
Формы контроля - сдача спортивных нормативов.
Тема № 12.
"Ориентирование на местности".
особенности трасс спортивного ориентирования:
а) маркированная трасса; б) трасса по выбору; в) заданная трасса;
условные знаки постановки контрольных пунктов;
основные тактические приемы спортивного ориентирования, применение их
на тренировках и соревнованиях;
лыжные трассы спортивного ориентирования;
особенности применения тактических приемов спортивного
ориентирования в ночных условиях;
ориентирование по «белой» карте.
Формы и методы работы – беседа, тренировки, соревнования.
Формы контроля – анализ результатов соревнований.
Тема № 13.
"Техника и тактика лыжного туризма".
Лыжная беговая подготовка туриста;
техника передвижения на лыжах под рюкзаком;
подъем и спуск траверсами, способы их выполнения;
решение ситуативных задач по тактике лыжного туризма;
переправы по льду с применением мер техники безопасности.
Формы и методы работы – тренировки, практические занятия на
местности.
Формы контроля – соревнования, анализ ошибок.
Тема № 14.
"Слеты и соревнования".
Психологическая подготовка к соревнованию, «техника + тактика +
психологическое равновесие» - залог успеха спортсмена;
участие в соревнованиях по технике лыжного, пешеходного, водного
туризма.
Формы и методы работы – беседа, тренировки, соревнования.
Формы контроля – анализ результатов соревнований.
Тема 15.
"Организация туристического похода".
Распределение основных обязанностей в группе;
использование картографических материалов, принципы их подбора;
проверка готовности снаряжения;
основные правила поведения в походе, в том числе в экстремальных
ситуациях;
подготовка отчета о походе в форме газеты.
Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия в классе.
Формы контроля – опрос, оценка применения знаний и умений в походе.
6. Пятый год обучения
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Всего: |
Из них: лекций |
практических занятий в помещеиии |
практических занятий на местности |
1. |
Личное снаряжение туриста |
18 |
8 |
4 |
6 |
2. |
Групповое (общественное) снаряжение |
18 |
8 |
4 |
6 |
3. |
Питание в походе |
8 |
6 |
2 |
- |
4. |
Туристский быт |
8 |
2 |
2 |
4 |
5. |
Основы доврачебной помощи |
12 |
6 |
6 |
- |
6. |
Краеведение |
10 |
10 |
- |
- |
7. |
Топографическая подготовка |
40 |
10 |
4 |
26 |
8. |
Основы техники водного туризма |
24 |
8 |
8 |
8 |
9. |
Узлы, используемые в туризме |
28 |
6 |
10 |
12 |
10. |
Техника пешеходного туризма |
80 |
10 |
40 |
30 |
11. |
ОФП |
70 |
2 |
40 |
28 |
12 |
Ориентирование на местности |
56 |
10 |
- |
46 |
13. |
Техника и тактика лыжного туризма |
76 |
10 |
4 |
62 |
14. |
Слеты и соревнования |
58 |
2 |
28 |
28 |
15. |
Организация туристического похода |
40 |
10 |
10 |
20 |
|
Итого: |
546 |
108 |
162 |
276 |
Тема № 1.
"Личное снаряжение туриста".
Специальное личное снаряжение для тренировок, походов, соревнований по
спортивному туризму.
Хранение, особенности ухода, порядок учета и сдачи специального личного
снаряжения.
Подготовка и использование на занятиях специального личного
снаряжения.
Проведение ремонтных работ в некомфортных условиях спортивного
многодневного похода. Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности.
Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.
Тема № 2.
"Групповое (общественное) снаряжение".
Специальное групповое снаряжение для тренировок, соревнований,
спортивных категорийных походов.
Хранение, уход, порядок учета и сдачи специального группового
снаряжения.
Подготовка и использование на соревнованиях, в походах и тренировках
специального группового снаряжения.
Проведение ремонтных работ в походных условиях. Формы и методы работы – опрос, практические занятия на местности.
Формы контроля – опрос, контроль выполнения заданий.
Тема 3.
"Питание в походе".
Расчет калорийности, водно-солевой обмен, баланс жиров, белков и
углеводов, витаминов и минеральных веществ.
Особенности питания в спортивных лыжных походах, хранения продуктов,
их упаковки и транспортировки.
Значение правильной организации питания в спортивном путешествии.
Формы и методы работы – лекция, практические занятия на местности.
Формы контроля – составление учебной раскладки, контроль выполнения практических заданий, зачет.
Тема 4.
«Туристский быт».
Решение ситуативных задач по организации по организации бивуака в зоне
леса.
Тема № 5.
"Основы доврачебной помощи".
Оказание первой медицинской помощи при травмах легкой степени.
Медикаменты и другие приспособления, входящие в состав аптечки
спортивного похода.
Виды кровотечений, доврачебная помощь.
Повязки, их применение при различных видах травм.
Формы и методы работы – лекции, практические занятия в классе,
соревнования.
Формы контроля – опрос, зачет, оценка результатов соревнований.
Тема № 6.
"Краеведение".
Формы и методы работы – беседа, лекция.
Формы контроля – опрос.
Тема № 7
"Топографическая подготовка".
Определение масштаба топографической карты по сетке, определение
высоты сечения по участку карты;
специфические условные знаки топографических карт;
использование топографических карт разного масштаба в спортивных
походах и подготовке к ним;
выполнение азимутального хода в условиях сильно пересеченной
местности;
определение крутизны и азимутального направления склонов по
топографическим картам с сильно пересеченной местностью, а также с
использованием глазомерной съемки на местности; истинный и магнитный азимут, их природа.
Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия на
местности.
Формы контроля – устный опрос, соревнования.
Тема № 8
"Основы техники водного туризма".
Плавсредства для совершения спортивных походов. Устройство байдарок
«Таймень», «Салют». Техника гребли на байдарке. Погрузка и разгрузка
плавсредств. Проводка. Волоки. Сборка и разборка байдарок.
Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия в
помещении и на местности.
Формы контроля – практический зачет, устный опрос, проверка
Тема № 9.
"Узлы, используемые в туризме".
Исторические сведения о появлении различных групп узлов, возникновения
их классификации;
группа схватывающих узлов;
группы самозатягивающихся и карабинных узлов;
свойства узлов изученных на занятиях, их характеристики;
применение изученных на занятиях узлов;
применение узлов для различных способов блокировки страхующих систем,
организации страховок.
Формы и методы работы – лекция, практические занятия в классе и на
местности.
Формы контроля – оценка результатов соревнований, оценка применения умений и навыков в походе.
Тема № 10.
"Техника пешеходного туризма".
Особенности организации переправ через реки с бурным течением;
переправы в брод, организация групповой и самостраховки;
принцип непрерывности страховки, применение различных видов страховок
на переправах;
использование ТПТ и ТГТ на соревнованиях по спортивному туризму.
Формы и методы работы – лекция, тренировка на местности.
Формы контроля – оценка результатов соревнований.
Тема № 11.
"Общефизическая подготовка".
Техника бега по пересеченной местности;
Особенности общефизической подготовки туриста, специальные
упражнения туристов – лыжников;
правильное распределение нагрузок в походе;
выносливость – основное качество туриста. Ее тренировка и воспитание.
Формы и методы работы - тренировки в спортзале.
Формы контроля - сдача спортивных нормативов.
Тема № 12.
"Ориентирование на местности".
особенности трасс спортивного ориентирования:
а) маркированная трасса; б) трасса по выбору; в) заданная трасса;
условные знаки постановки контрольных пунктов;
основные тактические приемы спортивного ориентирования, применение их
на тренировках и соревнованиях;
лыжные трассы спортивного ориентирования;
особенности применения тактических приемов спортивного
ориентирования в ночных условиях;
ориентирование по «белой» карте.
Формы и методы работы – беседа, тренировки, соревнования.
Формы контроля– анализ результатов соревнований.
Тема № 13.
"Техника и тактика лыжного туризма".
Лыжная беговая подготовка туриста;
техника передвижения на лыжах под рюкзаком;
подъем и спуск траверсами, способы их выполнения;
решение ситуативных задач по тактике лыжного туризма;
переправы по льду с применением мер техники безопасности.
Формы и методы работы – тренировки, практические занятия на
местности.
Формы контроля – соревнования, анализ ошибок.
Тема № 14.
"Слеты и соревнования".
Психологическая подготовка к соревнованию, «техника + тактика +
психологическое равновесие» - залог успеха спортсмена;
участие в соревнованиях по технике лыжного, пешеходного, водного
туризма.
Формы и методы работы – беседа, тренировки, соревнования.
Формы контроля – анализ результатов соревнований.
Тема 15.
"Организация туристического похода".
Распределение основных обязанностей в группе;
использование картографических материалов, принципы их подбора;
проверка готовности снаряжения;
основные правила поведения в походе, в том числе в экстремальных
ситуациях;
подготовка отчета о походе в форме газеты.
Формы и методы работы – беседа, лекция, практические занятия в классе.
Формы контроля – опрос, оценка применения знаний и умений в походе.
7. Требования по зачислению в группы и перевода по годам обучения на
этапе начальной подготовки
Требования |
Этап начальной подготовки |
||
1 год |
2 год |
3 год |
|
Минимальный возраст для зачисления |
8 |
8 |
10 |
Медицинские требования |
Допуск к занятиям спортивным туризмом |
Допуск к занятиям спортивным туризмом |
Допуск к занятиям спортивным туризмом |
Основания для зачисления (перевода) |
|
Выполнение контрольно- переводных нормативов |
Выполнение контрольно- переводных нормативов |
Выполнение объема тренировочной нагрузки в % от тренировочного плана |
Прохождение индивидуального отбора |
Не менее 75% |
80% |
Уровни соревнований |
Участие в личных |
Участие в личных, командных соревнованиях и связках |
Участие в личных, командных соревнованиях и связках |
Требования по зачислению на тренировочный этап перевод по годам
обучения на тренировочном этапе
Требования |
Тренировочный этап
|
|
Углубленная специализация
|
||
|
1 год
|
2 год |
Минимальный возраст для зачисления |
13 |
14 |
Медицинские требования |
медицинское обследование 2 раза в год |
медицинское обследование 2 раза в год |
Основание для зачисления |
Выполнение переводных нормативов по ОФП и СФП
|
Выполнение переводных нормативов по ОФП и СФП |
|
6 стартов, (из них не менее 2- областных)
|
7 стартов, (из них не менее 3- областных) |
Выполнение объема тренировочной нагрузки в % от тренировочного плана |
Не менее 85% |
Не менее 85% |
Нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.
С целью определения уровня общей и специальной физической подготовленности за основу контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП принимаются упражнения и нормативы на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спортивный туризм.
Нормативы ОФП для зачисления в группы
№ |
Контрольные нормативы |
Возраст |
Оценка нормативов |
|||||
Юноши |
Девушки |
|||||||
Балы |
Балы |
|||||||
1 |
3 |
5 |
1 |
3 |
5 |
|||
1 |
Бег 60 м
|
8-9 |
12.3 |
11.9 |
11.6 |
12.6 |
12.2 |
11.8 |
10 |
12.0 |
11.6 |
11.2 |
12.3 |
11.8 |
11.4 |
||
11 |
11.6 |
11.2 |
10.8 |
11.8 |
11.4 |
11.0 |
||
12 |
- |
- |
- |
11.4 |
11.1 |
10.8 |
||
13
|
- |
- |
- |
11.0 |
10.7 |
10.4 |
||
14 |
- |
- |
- |
10.6 |
10.6 |
10.0 |
||
15-16 |
- |
- |
- |
10.1 |
9.8 |
9.5 |
||
2 |
Бег 100 м |
8-9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
- |
|
- |
- |
||
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
12 |
16.0 |
15.6 |
15.3 |
- |
- |
- |
||
13 |
15.5 |
15.0 |
14.6 |
- |
- |
- |
||
14 |
14.8 |
14.4 |
14.1 |
- |
- |
- |
||
15-16 |
14.2 |
13.8 |
13.5 |
- |
- |
- |
||
3 |
Прыжок в длину с места |
8-9 |
150 |
160 |
170 |
100 |
110 |
120 |
10 |
160 |
170 |
180 |
110 |
120 |
130 |
||
11 |
170 |
180 |
190 |
120 |
130 |
140 |
||
12 |
180 |
190 |
200 |
140 |
150 |
160 |
||
13 |
190 |
200 |
210 |
160 |
170 |
180 |
||
14 |
200 |
210 |
220 |
170 |
180 |
190 |
||
15-16 |
195 |
215 |
225 |
180 |
190 |
200 |
||
4 |
Отжимание от пола мальчики и от скамейки для девочек |
8-9 |
2 |
4 |
6 |
1 |
3 |
5 |
10 |
4 |
6 |
8 |
3 |
5 |
7 |
||
11 |
9 |
11 |
13 |
5 |
7 |
9 |
||
12 |
- |
- |
- |
8 |
10 |
12 |
||
13 |
- |
- |
- |
11 |
13 |
15 |
||
14 |
- |
- |
- |
15 |
18 |
20 |
||
15-16 |
- |
- |
- |
18 |
22 |
24 |
||
5 |
Подтягивания на перекладине ( юноши) |
8-9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
12 |
1 |
3 |
5 |
- |
- |
- |
||
13 |
3 |
5 |
7 |
- |
- |
- |
||
14 |
5 |
7 |
9 |
- |
- |
- |
||
15-16 |
7 |
9 |
11 |
- |
- |
- |
||
6 |
Кросс 2 км (дев.) Кросс 3 км (юн.) |
8-9 |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
10 |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
||
11 |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
||
12 |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
б/у |
||
13 |
13.10 |
12.40 |
12.10 |
10.20 |
10.00 |
9.40 |
||
14 |
12.10 |
11.50 |
11.30 |
10.00 |
9.40 |
9.20 |
||
15-16 |
11.30 |
11.10 |
10.50 |
9.20 |
9.00 |
8.40 |
Материально-техническое обеспечение программы
Групповое (общественное)
снаряжение:
Палатка (3-х; 4-х местная) – 4 шт.
Шатер «Зима» – 1 шт.
Тент костровой – 1 компл.
Костровой набор – 1 компл.
Газовая горелка – 4 шт.
Котлы – 6 шт.
Половник – 4 шт.
Ремонтный набор
Аптечка походная
Веревка основная – 100 метров
Веревка вспомогательная – 30 метров
Карабины – 20 шт.
Топор – 2 шт.
Пила двуручная - 2 шт.
Картографический материал
Фотоаппарат – 1 шт.
Видеокамера – 1 шт.
Планшет – 1 шт.
Бипер – 4 шт.
Зонд для поиска в лавине – 4 шт.
Личное специальное снаряжение:
Рюкзак
Спальный коврик
Спальник
Компас
Фонарь
Система страховочная – 1 компл
«Кошки» – 1 компл
Ледоруб
Спусковое устройство
Жумар
Каска
Лавинная лента
Лыжи, палки, ботинки лыжные
Список литературы
Для педагогов:
1. Алешин В.М., «Карта в спортивном ориентировании», «Физкультура и
спорт», М.1983.
2. Ганопольский В.И., Туризм и спортивное ориентирование, Учебник. М.
"Физкультура и спорт", 1983.
3. Елоховский С.Б., Спортивное ориентирование на лыжах, «Физкультура и
спорт», М.1981.
4. Кодыш Э.Н., Соревнования туристов, М. "Ф и С", 1990.
5. Коган В.Г., Соревнования по Технике горного туризма, М. ЦРИБ
"Турист", 1983.
6. Косторуб А.Н., Медицинский справочник туриста, М. Профиздат, 1987.
7. Лукоянов П.И., Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных
ситуации зимних условий, М. ЦДЮТур МО РФ, 1998.
9. Методические рекомендации по подготовке туристского похода, М.,
1970.
9. Научно-методический журнал «Детско-юношеский туризм и
краеведение России»,Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ДОД
«Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», М.2012.
10.Организация и подготовка туристского похода, М. ЦРИБ "Турист", 1986.
11.«Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивно-оздоровительному туризму. "ТСС России", 1998.
12.Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование", М. Просвещения, 1990.
13. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., «Спортивно-оздоровительный туризм»,
учебник,»Советский спорт», МП.2008.
14. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., «Спортивно-оздоровительный туризм»,
учебник,»Советский спорт», МП.2008.
15.Физическая тренировка в туризме, М. "Турист", 1989.
16.Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1993
Для учащихся:
1. К.К.Хазанович. Геологические памятники Ленинградской области,
ЛЕНИЗДАТ, 1982
2. Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1989
3. http://turcentrrf.ru/