Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореография» (студия «Ассорти»)

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги" Муниципальный центр дополнительного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореография»

(студия «Ассорти»)

Чеснокова Светлана Альбертовна,

педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика программы:

Тип- дополнительная общеразвивающая программа;

Вид программы: модифицированная;

Направленность – художественная.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Уставом МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги» от 09.09.2015г.
  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в филиале МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги» Муниципальный центр дополнительного образования от 21.10.2016г.

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.

Актуальность программы. Необходимость и актуальность программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучающихся. Хореография является средством их приобщения к богатству танцевального и музыкального творчества, обладает огромными возможностями для их гармоничного развития - духовного и физического. Высокая выразительность и эмоциональность занятий, отработка движений, оказывают положительное влияние на психическое и физическое состояние обучающихся, способствуют формированию у обучающихся осанки, культуры движений, мимики, развивают музыкальный вкус, повышают уверенность в себе. 

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям обучающихся разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и современный танец. В программе также учтены особенности обучения по перечисленным видам танца. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

Хореография – искусство, любимое детьми. Искусство танца близко и понятно детям и взрослым. Оно приносит радость и исполнителю, и зрителю. Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и радость духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Те, кто занимаются танцем, познают красоту и силу своего тела, развивается физически.

         Танец – это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.

         Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

         Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений, поэтому необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания обучающихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

         Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков. Движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.

         Занятия должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера, разучивание и повторение танцев) и по методам работы.

         Программа предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетомвозрастных и психических особенностей детей 5-17 летнего возраста.

         У детей 5-6 лет игровое творчество является составной частью урока. С малышами работать сложно. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, забывают пройденный материал. Поэтому, проводя цикл упражнений, выпрямляющих спинки маленьких танцоров и растягивающих им нужные мышцы, педагог должен находить время и для игры. Мышцы пятилетнего ребенка развиты слабо, он быстро устаёт от физических нагрузок. Пятилетка не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии из-за слабости мышц спины. Педагог должен учитывать особенности развития ребенка и, во-первых, увеличивать физическую нагрузку очень осторожно, а, во-вторых, - укреплять и развивать мышцы, формировать устойчивые навыки правильной осанки и совершенствовать основные танцевальные движения постепенно.

         Младший школьный возраст. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. По биологическим меркам – увеличивается вес. Скелет укрепляется, идет развитие мышечной системы, развивается нервная система, психика ребенка. В этом возрасте идёт привитие начальных навыков в искусстве танца.

         В подростковом возрасте идет развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Половое созревание, скачек в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, и т.п. Новый уровень самосознания проявляется у подростков в способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для творческого мышления. Он совпадает по времени с 5-7 годом обучения. Этим этапом можно завершить так называемый всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к хореографическим жанрам, выказали желание продолжить своё обучение, переходят к следующему уровню. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар. Предлагаемая программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие личности ребёнка.

         Программа предусматривает овладение основами классического, народно-характерного, эстрадного танца и включает коллективную и индивидуальную работу с обучающимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность. Содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий её использования, в зависимости от возможностей детей.

Региональный компонент.

         Введение национально - регионального компонента в хореографическое образование обучающихся имеет широкое воспитательное значение.

Региональный компонент в обучении хореографии подразумевает изучение и исполнение национальных танцев Онежского района и Архангельской области, познание и понимание связи национального танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным искусством, историей региона, что способствует нравственному, художественному и патриотическому воспитанию обучающихся.

Формы национального танцасвязаны с жизнью и бытом народа, являются художественным выражением его характера.

Региональный компонент в обучении хореографии включает и традиционные танцы Онежского района, Архангельской области, и номера, поставленные хореографом на основе элементов бытующих в районе танцев, и современные танцы, поставленные на основе местной тематики.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Танец является одним из основных предметов, который развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела. Танец   развивает музыкальность (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развивает чувство ритма, умение характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

С программой по хореографии тесно связана программа «Дефиле». Особенностью работы по данной программе является создание тематических показов моделей одежды. Поэтому она реализуется в непосредственном контакте педагога - хореографа и педагога по дизайну костюма.

От обучающихся требуется не только умение выйти на подиум, но и, используя актёрское мастерство, раскрыть характер каждой коллекции, каждого костюма так, чтобы в нём ожил задуманный образ.

Цель программы: раскрыть творческую индивидуальность ребёнка средствами хореографического искусства, научить ребёнка свободно координировать движения, владеть своим телом.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у обучающихся музыкально-ритмические навыки;
  • формировать и развивать навыки и умения правильного и выразительного движения в области танца;
  • ознакомить с терминологией.

Развивающие:

  • обучать приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать творческую инициативу, художественное воображение, ассоциативную память.

Воспитательные:

  • способствовать формированию общей культуры личности;
  • развивать коммуникативные способности личности, умение работать в коллективе;
  • приучать детей к сотворчеству.

Срок реализации программы – 7-9 лет. Поступить в класс хореографии могут дети с 5-6 лет (подготовительный класс); 7-8 лет (начальный и базовый уровень).

Режим занятий

Число занятий в неделю – 2-3;

Число и продолжительность занятий в день -  2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся.Между занятиями 10-минутные перерывы.С целью охраны здоровья детей проводятся валеологические паузы в форме релаксаций, упражнений на расслабление мышц, упражнения на восстановление дыхания.

Ступени (этапы) дополнительной общеразвивающей программы

Согласно учебному плану, предмет «хореография» ведётся на следующих уровнях:

- подготовительный этап;

- начальный уровень;

- уровень освоения или базовый уровень;

- уровень совершенствования.

Подготовительный уровень – «Киндер-класс» для детей 5-6 лет.

Основной вид деятельности – игра. Основная направленность работы на этот период – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела; накопление мышечной деятельности (партерная гимнастика); работа над координацией движения.

Начальный уровень – предусматривает изучение, приобретение, освоение обучающимися танцевальной техники, развитие слуха и самоконтроля. Приобретая опыт, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, а также опытом творческого осмысления музыки. Её эмоционально – телесного выражения. Именно этот опыт и умение помогут ребёнку успешно осваивать и другие виды деятельности (классический, эстрадный и народный танец).

Уровень освоения или базовый уровень – предусматривает закрепление, совершенствование ранее полученных знаний, а также поиск индивидуальности, расширение кругозора.

Уровень совершенствования – предусматривает развитие профессиональных навыков обучающихся, их совершенствование.

Принципы реализации программы.

При реализации программы предполагается опора на следующие принципы обучения и воспитания:

  • Принцип доступности обучения – обучение должно соответствовать возрастному и интеллектуальному развитию подростка.
  • Принцип наглядности – обучение связано не только с теорией, но и с практикой.
  • Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями культуры – обучение должно строиться по принципу «от простого к сложному», должно быть непрерывным и не скачкообразным.
  • Принцип целенаправленности воспитания – все занятия и дела должны отвечать цели.
  • Принцип сотрудничества – воспитание проходит в тесной связи и общении.
  • Принцип безопасности здоровья – процесс воспитания строится с соблюдением всех положений по безопасности жизнедеятельности обучающихся.
  • Принцип индивидуального подхода – процесс воспитания строится на работе с каждым участником программы, учитывая его индивидуально-психологические качества.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации – процесс воспитания протекает таким образом, что обучающемуся помогают осуществить своё право самому выбирать сферу для самореализации, саморазвития и самоутверждения с учётом внутреннего развития каждой отдельной личности.

 

Прогнозируемые результаты программы

В ходе реализациидополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография», обучающиеся расширят знания в области танцевальной культуры, разовьют танцевальные способности, приобретут большой опыт межличностного общения в условиях практической деятельности, освоят и накопят танцевальный материал для осуществления собственных постановок.

В результате обучения по программе обучающиеся должнызнать:

  • специальную терминологию;
  • основные сведения по истории танца;
  • основные стили и жанры хореографии.
  • основы техники исполнения движений классического танца, сценическоготанца, джаз - танца, танца - модерн, современных молодежных направлений танца;
  •  формы, стили и техники танца.

Обучающиеся должныуметь:

  • исполнять основные движения танца;
  • грамотно подходить к изучению лексики разных жанров и стилей танца;
  • использовать знания современного лексического материала в хореографических произведениях коллектива;
  • отражать в танце особенности исполнительской манеры разных стилей хореографии;
  • исполнять движения и комбинации артистично и музыкально.

В конце первого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала в ускоренном темпе;
  • согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
  • выражать образ с помощью движений;

В конце второго года обучения:

  • свободно и грамотно ориентироваться в терминологии танца
  • самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца;
  • владеть исполнительским мастерством сценического танца.

В конце третьего года обучения:

  • работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
  • эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
  • самостоятельно и грамотно выполнять движения танца

В конце четвертого года обучения:

  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать свои движения;

В конце пятого года обучения:

  • исполнять хореографический этюд в группе.
  • соединять отдельные движения в хореографической композиции.

В процессе обучения используются следующие технологии:

  • Личностно-ориентированная;
  • Информационно – коммуникационная; 
  • Игровая учебная деятельность;
  • Здоровьесберегающая;
  • Проектная технология.

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе с обучающимися, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические. Кроме того, есть методы с ярко-выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).

Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:

  • образный показ педагога;
  • эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
  • подражание образам окружающей действительности;
  • приём тактильно-мышечной наглядности;
  • наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
  • использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • инструкция;
  • беседа;
  • анализ и обсуждение;
  • словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
  • приём раскладки хореографического па;
  • приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации.

Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

  • игровой приём;
  • детское «сотворчество»;
  • использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
  • комплексный приём обучения;
  • выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
  • фиксация отдельных этапов хореографических движений;
  • сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
  • приём пространственной ориентации;
  • развитие основных пластических линий;
  • музыкальное сопровождение танца как методический приём;
  • хореографическая импровизация;
  • приём художественного перевоплощения.

Форма подведения итогов качества реализации программы

Программа «Хореография» включает в себя текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях, контрольных занятиях, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий и зачетов.

Освоение программы завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация проводится в виде отчетного концерта. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.

Содержание разделов программы предполагает вариативность использования учебного материала.

Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма «Хореография»  предусматриваетсистематическое и последовательное обучение, ориентирована на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, но имеющими справку от врача об отсутствии противопоказаний к занятиям хореографией.

В соответствии с целями и задачами дополнительной общеразвивающей программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им образовательной программы.

  Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей, занимающихся в творческом объединении, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в образовательную программу. (Приложение 1)

Воспитательная деятельность

Хореографическая работа в коллективе строится в направлении формирования высокой организованности и дисциплины, культуры поведения и общения между участниками коллектива и их педагогом. В процессе участия в освоении программы у детей формируется положительная оценка результатов труда: собственного и коллективного; чувство ответственности за собственные поступки, чувство солидарности, уважение к себе и другим, адекватная самооценка. В процессе воспитательной деятельности  используется «принцип тройственного союза»: дети – педагог – родители. Привлечение родителей к решению воспитательных вопросов положительно влияет на сплоченность коллектива и как следствие – повышается качество образовательного процесса.

Смотреть работу полностью