Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная общеобразовательная программа «Этикет»

МАОУДО «Детский оздоровительно-образовательный центр им. В. Дубинина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Этикет»

 

Составители:

Лисянский Анатолий Михайлович, директор

Демина Светлана Владимировна, методист

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В современном обществе социальное положение человека и его успех зависит не только от способностей и личностных характеристик, но и от такого важного понятия как культура воспитания – умения общаться с окружающими. Существует немало примеров, когда высокоинтеллектуальный ребенок, но эгоист, не может реализовать себя по причине отсутствия навыков общения. И в то же время, не совсем одаренные дети, имеющие отличное воспитание, пользуются большой популярностью среди сверстников.

         Отсутствие у детей навыков поведения в обществе, умения общаться, впоследствии вселяет в них неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так.Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе, ознакомив его с морально-этическими нормами.

Направленность.

Дополнительная общеобразовательная программа «ЭТИКЕТ» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, общекультурной. По форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.

Программа разработана с учетом требований к конкурсным материалам Положения о республиканском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ.

Новизна.

Занятия по изучению основ этикета являются новым направлением в Центре. Программа конкретизирована для реализации в ограниченный период времени в многочисленной группе детей в условиях загородного детского образовательно-оздоровительного центра.

Программа имеет ярко выраженную практическую реализацию. На каждом занятии используются такие формы и методы обучения как ролевые игры, тренинги, практикумы.

Актуальность.

Проблема нравственного воспитания, считается одной из актуальных проблем в нашем обществе.Создавая модели поведения и объясняя, как себя вести, мы должны прививать детям лучшие моральные качества - доброжелательность, отзывчивость, уважительное отношение к другим.

Изучение этикета поможет ребятам освоить правила хорошего тона, воспитать терпимость к слабостям и недостаткам людей, а также повысить интеллектуальное и духовное развитие своей личности.

Педагогическая целесообразность.

         Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что, в процессе ее реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений с обществом.

Освоение Программыпозволит полнее раскрыться личности ребенка, сформировать свой взгляд на мир, поможет развить творческие способности, способствующие воспитанию разносторонне - развитой личности, реализации таланта общения и положительно влияющие на расширение кругозора обучающегося.

Цель.

Создание условий для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить ребят с понятием «Этикет», его значением в общественной жизни.
  • Дать знания об основных нормах поведения в обществе.

Развивающие:

  • Сформировать этикетную манеру поведения, этикетные навыки.
  • Сформировать у учащихся способность к корректировке своего поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Расширить кругозор детей.

Воспитательные:

  • Помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания.
  • Разбудить у ребят желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

Отличительные особенности данной программы от других.

         Данная Программа дает возможность восполнить пробелы в нравственно-эстетическом образовании детей, в особенности в плане приобретения ими практических навыков культурного общения. На занятиях

не просто говорится о культуре поведения и о нормах морали, а создается среда, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Занятия проводятся в непринужденной обстановке в форме бесед и тренингов, проигрывания различных жизненных ситуаций.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы.

Данная Программа предназначена для детей и подростков Центра в возрасте от 8 до 16 лет. Участие может принять любой ребенок, специальных знаний не требуется.

Срок реализации Программы.

Срок реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы 10 часов, освоение материала предполагается в рамках одной смены (21 день).

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 10занятий по 40 минут в первой половине дня. Кратность занятий в течение смены - через день. Форма занятий носит групповой характер, наполняемость группы - до 30 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Получив знания по данной Программе, ребята должны знать:

  • Понятие этикета, его значение, виды.
  • Особенности этикета в разных странах.
  • Правила ведения телефонных разговоров, общения в социальных сетях.
  • Формулы речевого этикета.
  • Основу культуры внешнего вида.
  • Нормы поведения в общественных местах.
  • Правила гостеприимства, дарения и получения подарков.

Ребята должны уметь:

  • Достойно вести себя в обществе.
  • Следить за своим внешним видом, манерами.
  • Правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми.
  • Анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства.
  • Быть вежливыми, тактичными, уважать вкусы и взгляды другого человека, стремиться к совершенствованию физической и духовной красоты.

Результативность  усвоения разделов Программы отслеживается через наблюдение за поведением детей, беседы, рефлексию, тесты, самохарактеристики и  на итоговом занятии в форме викторины «Знатоки этикета».

Формы подведения итогов реализации программы.

По результатам изучения Программы проводится итоговое практическое занятие с целью изучения уровня усвоения обучающимися этических норм и применения их в разных ситуациях. Викторина «Знатоки этикета» позволит на практике оценить полученные детьми знания, а так же их умение работать в подгруппах, приходить к единому мнению, грамотно излагать свою позицию.

Фиксация результатов реализации Программы осуществляется в аналитической записке. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Из истории этикета

1.

Что значит быть вежливым?

Давайте познакомимся…

1

0,5

0,5

2.

Международный этикет

«Как у нас и как у них».

1

1

-

Общение и взаимоотношения людей

3.

Этикет общения по телефону и в социальных сетях. Забытые письма.

1

0,5

0,5

4.

Речевой этикет и культура общения.

1

0,5

0,5

Культура внешнего облика

5.

Умение владеть собой.

1

0,5

0,5

6.

Умение хорошо выглядеть.

1

1

-

Гостеприимство

7.

Гостевой этикет. Приглашаем гостей и идем в гости.

1

0,5

0,5

8.

Умение дарить и принимать подарки. Дама и кавалер. Потанцуем?

 

1

1

-

Поведение в общественных местах

9.

Нормы поведения в транспорте, кафе, театре.

1

0,5

0,5

 

10

Подведение итогов. Викторина «Знатоки этикета».

1

-

1

Всего часов

10

6

4

           

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Из истории этикета.

Тема 1. Что значит быть вежливым? Давайте познакомимся….

Введение понятия «этикет», значение, виды этикета. Представление при знакомстве. Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.

Практикум «Моделирование ситуаций». Самодиагностика «Какой Я?».

Тема 2. Международный этикет «Как у нас и как уних».

Знакомство с интересными традициями, обычаями и культурой разных стран: Англии, Франции, Италии, Японии.

Общение и взаимоотношения людей.

Тема 3. Этикет общения по телефону и в социальных сетях. Забытые письма.

Правила телефонных переговоров и общения в социальных сетях. Оформление письма или поздравительной открытки. Практикум «Звонок другу».

Тема 4. Речевой этикет и культура общения.

Правила беседы. Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы и слова - паразиты. Значение чтения для развития речи.

Практикум «Речевое моделирование».

 

Культура внешнего облика.

Тема 5.Умение владеть собой.

Мимика и жесты - понятия. Выражение эмоций положительными и отрицательными жестами.

Просмотр видеоматериалов.

Тема 6. Умение хорошо выглядеть.

Значение внешнего вида в жизни современного человека. Соответствие одежды времени и месту.Стиль одежды, опрятность, ухоженность, выбор косметики.

Самодиагностика.

Гостеприимство.

Тема 7. Гостевой этикет.

Этикет визитов и приёмов гостей. Оформление приглашения. Как вести себя за столом. Как правильно есть.

Тестирование.

Тема 8. Умение дарит и принимать подарки.Дама и кавалер. Потанцуем?

Выбор подарка. Язык цветов. Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец».

Практикум «Моделирование ситуаций».

Поведение в общественных местах.

Тема 9. Нормы поведения в транспорте, кафе, театре.

Поведение в общественном транспорте. Вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность.  Этикет поведения в театре, в кино, на концерте, в музее. Уважение к зрителю. Театральные термины.

Практикум «Моделирование ситуаций». Кроссворд.

Заключительное занятие

Тема 10. Викторина «Знатоки этикета».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Тема

Методическое обеспечение

 

Формы проведения занятий

Приемы

и методы обучения

Дидактические материалы, тех.оснащение

Формы подведения итогов

1.

Что значит быть вежливым?

Давайте познакомимся…

беседа,

практикум

словесный, наглядный

мнемо-таблицы

само-диагностика детей, наблюдение

2.

Международный этикет. «Как у нас и как у них»

беседа, объяснение

словесный

не требуется

беседа, наблюдение

3.

Этикет общения по телефону и

в социальных сетях. Забытые письма.

беседа, практикум

словесный наглядный

конверт, почтовая открытка

наблюдение

4.

Речевой этикет

и культура общения

беседа,

практикум

словесный, наглядный

ноутбук,

 

рефлексия

5.

Умение владеть собой

беседа,

просмотр видеоматериалов,

 

словесный, наглядный

 

ноутбук,

видеопроектор

наблюдение, беседа

6.

Умение хорошо выглядеть

беседа, дискуссия

словесный, наглядный

ноутбук,

видеопроектор

само-диагностика

7.

Гостевой этикет. Приглашаем гостей и идем в гости.

объяснение,

практикум

словесный

не требуется

тестирование

8.

Умение дарить

и принимать подарки. Дама и кавалер. Потанцуем?

беседа, объяснение, практикум

словесный, наглядный

 

ноутбук,

видеопроектор

 

рефлексия

9.

Нормы поведения

в транспорте, кафе, театре.

беседа,

просмотр видеоматериалов,

практикум

словесный, наглядный

 

ноутбук,

видеопроектор

кроссворд

10.

Итоговое занятие. Викторина «Знатоки этикета»

беседа, практикум

словесный

иллюстрации к вопросам викторины

викторина

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: "ЛИТУР", 2002. - 192с.
  2. Буйлова Л.Н. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие / Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова; под ред. Т.С.Кисоровой. – М: Педагогическое общество России, 2016. – 192с.
  3. Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости: научно-популярное издание / Л.П. Васильева-Гангус.- М: НИГМА, 2015.-184с.
  4. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2003.-40с.: Ил.
  5. Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. - Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. - 80 е.- (Практикум).

Успех выбирает воспитанных / пер. И.В.Бериновой; под ред. Ю.С.Волченко. – М: Эксмо, 2014. – 180с.