Дополнительная общеобразовательная программа «Этикет»
МАОУДО «Детский оздоровительно-образовательный центр им. В. Дубинина»
Дополнительная общеобразовательная программа «Этикет»
Составители:
Лисянский Анатолий Михайлович, директор
Демина Светлана Владимировна, методист
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе социальное положение человека и его успех зависит не только от способностей и личностных характеристик, но и от такого важного понятия как культура воспитания – умения общаться с окружающими. Существует немало примеров, когда высокоинтеллектуальный ребенок, но эгоист, не может реализовать себя по причине отсутствия навыков общения. И в то же время, не совсем одаренные дети, имеющие отличное воспитание, пользуются большой популярностью среди сверстников.
Отсутствие у детей навыков поведения в обществе, умения общаться, впоследствии вселяет в них неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так.Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе, ознакомив его с морально-этическими нормами.
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа «ЭТИКЕТ» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, общекультурной. По форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.
Программа разработана с учетом требований к конкурсным материалам Положения о республиканском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ.
Новизна.
Занятия по изучению основ этикета являются новым направлением в Центре. Программа конкретизирована для реализации в ограниченный период времени в многочисленной группе детей в условиях загородного детского образовательно-оздоровительного центра.
Программа имеет ярко выраженную практическую реализацию. На каждом занятии используются такие формы и методы обучения как ролевые игры, тренинги, практикумы.
Актуальность.
Проблема нравственного воспитания, считается одной из актуальных проблем в нашем обществе.Создавая модели поведения и объясняя, как себя вести, мы должны прививать детям лучшие моральные качества - доброжелательность, отзывчивость, уважительное отношение к другим.
Изучение этикета поможет ребятам освоить правила хорошего тона, воспитать терпимость к слабостям и недостаткам людей, а также повысить интеллектуальное и духовное развитие своей личности.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что, в процессе ее реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений с обществом.
Освоение Программыпозволит полнее раскрыться личности ребенка, сформировать свой взгляд на мир, поможет развить творческие способности, способствующие воспитанию разносторонне - развитой личности, реализации таланта общения и положительно влияющие на расширение кругозора обучающегося.
Цель.
Создание условий для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить ребят с понятием «Этикет», его значением в общественной жизни.
- Дать знания об основных нормах поведения в обществе.
Развивающие:
- Сформировать этикетную манеру поведения, этикетные навыки.
- Сформировать у учащихся способность к корректировке своего поведения в различных жизненных ситуациях.
- Расширить кругозор детей.
Воспитательные:
- Помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания.
- Разбудить у ребят желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.
Отличительные особенности данной программы от других.
Данная Программа дает возможность восполнить пробелы в нравственно-эстетическом образовании детей, в особенности в плане приобретения ими практических навыков культурного общения. На занятиях
не просто говорится о культуре поведения и о нормах морали, а создается среда, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Занятия проводятся в непринужденной обстановке в форме бесед и тренингов, проигрывания различных жизненных ситуаций.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы.
Данная Программа предназначена для детей и подростков Центра в возрасте от 8 до 16 лет. Участие может принять любой ребенок, специальных знаний не требуется.
Срок реализации Программы.
Срок реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы 10 часов, освоение материала предполагается в рамках одной смены (21 день).
Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 10занятий по 40 минут в первой половине дня. Кратность занятий в течение смены - через день. Форма занятий носит групповой характер, наполняемость группы - до 30 человек.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Получив знания по данной Программе, ребята должны знать:
- Понятие этикета, его значение, виды.
- Особенности этикета в разных странах.
- Правила ведения телефонных разговоров, общения в социальных сетях.
- Формулы речевого этикета.
- Основу культуры внешнего вида.
- Нормы поведения в общественных местах.
- Правила гостеприимства, дарения и получения подарков.
Ребята должны уметь:
- Достойно вести себя в обществе.
- Следить за своим внешним видом, манерами.
- Правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми.
- Анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства.
- Быть вежливыми, тактичными, уважать вкусы и взгляды другого человека, стремиться к совершенствованию физической и духовной красоты.
Результативность усвоения разделов Программы отслеживается через наблюдение за поведением детей, беседы, рефлексию, тесты, самохарактеристики и на итоговом занятии в форме викторины «Знатоки этикета».
Формы подведения итогов реализации программы.
По результатам изучения Программы проводится итоговое практическое занятие с целью изучения уровня усвоения обучающимися этических норм и применения их в разных ситуациях. Викторина «Знатоки этикета» позволит на практике оценить полученные детьми знания, а так же их умение работать в подгруппах, приходить к единому мнению, грамотно излагать свою позицию.
Фиксация результатов реализации Программы осуществляется в аналитической записке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
Из истории этикета |
|||||
1. |
Что значит быть вежливым? Давайте познакомимся… |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2. |
Международный этикет «Как у нас и как у них». |
1 |
1 |
- |
|
Общение и взаимоотношения людей |
|||||
3. |
Этикет общения по телефону и в социальных сетях. Забытые письма. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4. |
Речевой этикет и культура общения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Культура внешнего облика |
|||||
5. |
Умение владеть собой. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6. |
Умение хорошо выглядеть. |
1 |
1 |
- |
|
Гостеприимство |
|||||
7. |
Гостевой этикет. Приглашаем гостей и идем в гости. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8. |
Умение дарить и принимать подарки. Дама и кавалер. Потанцуем?
|
1 |
1 |
- |
|
Поведение в общественных местах |
|||||
9. |
Нормы поведения в транспорте, кафе, театре. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|||||
10 |
Подведение итогов. Викторина «Знатоки этикета». |
1 |
- |
1 |
|
Всего часов |
10 |
6 |
4 |
||
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Из истории этикета.
Тема 1. Что значит быть вежливым? Давайте познакомимся….
Введение понятия «этикет», значение, виды этикета. Представление при знакомстве. Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.
Практикум «Моделирование ситуаций». Самодиагностика «Какой Я?».
Тема 2. Международный этикет «Как у нас и как уних».
Знакомство с интересными традициями, обычаями и культурой разных стран: Англии, Франции, Италии, Японии.
Общение и взаимоотношения людей.
Тема 3. Этикет общения по телефону и в социальных сетях. Забытые письма.
Правила телефонных переговоров и общения в социальных сетях. Оформление письма или поздравительной открытки. Практикум «Звонок другу».
Тема 4. Речевой этикет и культура общения.
Правила беседы. Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы. Культура речи. Жаргонизмы и слова - паразиты. Значение чтения для развития речи.
Практикум «Речевое моделирование».
Культура внешнего облика.
Тема 5.Умение владеть собой.
Мимика и жесты - понятия. Выражение эмоций положительными и отрицательными жестами.
Просмотр видеоматериалов.
Тема 6. Умение хорошо выглядеть.
Значение внешнего вида в жизни современного человека. Соответствие одежды времени и месту.Стиль одежды, опрятность, ухоженность, выбор косметики.
Самодиагностика.
Гостеприимство.
Тема 7. Гостевой этикет.
Этикет визитов и приёмов гостей. Оформление приглашения. Как вести себя за столом. Как правильно есть.
Тестирование.
Тема 8. Умение дарит и принимать подарки.Дама и кавалер. Потанцуем?
Выбор подарка. Язык цветов. Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец».
Практикум «Моделирование ситуаций».
Поведение в общественных местах.
Тема 9. Нормы поведения в транспорте, кафе, театре.
Поведение в общественном транспорте. Вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Этикет поведения в театре, в кино, на концерте, в музее. Уважение к зрителю. Театральные термины.
Практикум «Моделирование ситуаций». Кроссворд.
Заключительное занятие
Тема 10. Викторина «Знатоки этикета».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п |
Тема |
Методическое обеспечение
|
|||
Формы проведения занятий |
Приемы и методы обучения |
Дидактические материалы, тех.оснащение |
Формы подведения итогов |
||
1. |
Что значит быть вежливым? Давайте познакомимся… |
беседа, практикум |
словесный, наглядный |
мнемо-таблицы |
само-диагностика детей, наблюдение |
2. |
Международный этикет. «Как у нас и как у них» |
беседа, объяснение |
словесный |
не требуется |
беседа, наблюдение |
3. |
Этикет общения по телефону и в социальных сетях. Забытые письма. |
беседа, практикум |
словесный наглядный |
конверт, почтовая открытка |
наблюдение |
4. |
Речевой этикет и культура общения |
беседа, практикум |
словесный, наглядный |
ноутбук,
|
рефлексия |
5. |
Умение владеть собой |
беседа, просмотр видеоматериалов,
|
словесный, наглядный
|
ноутбук, видеопроектор |
наблюдение, беседа |
6. |
Умение хорошо выглядеть |
беседа, дискуссия |
словесный, наглядный |
ноутбук, видеопроектор |
само-диагностика |
7. |
Гостевой этикет. Приглашаем гостей и идем в гости. |
объяснение, практикум |
словесный |
не требуется |
тестирование |
8. |
Умение дарить и принимать подарки. Дама и кавалер. Потанцуем? |
беседа, объяснение, практикум |
словесный, наглядный
|
ноутбук, видеопроектор
|
рефлексия |
9. |
Нормы поведения в транспорте, кафе, театре. |
беседа, просмотр видеоматериалов, практикум |
словесный, наглядный
|
ноутбук, видеопроектор |
кроссворд |
10. |
Итоговое занятие. Викторина «Знатоки этикета» |
беседа, практикум |
словесный |
иллюстрации к вопросам викторины |
викторина |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: "ЛИТУР", 2002. - 192с.
- Буйлова Л.Н. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие / Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова; под ред. Т.С.Кисоровой. – М: Педагогическое общество России, 2016. – 192с.
- Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости: научно-популярное издание / Л.П. Васильева-Гангус.- М: НИГМА, 2015.-184с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2003.-40с.: Ил.
- Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. - Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. - 80 е.- (Практикум).
Успех выбирает воспитанных / пер. И.В.Бериновой; под ред. Ю.С.Волченко. – М: Эксмо, 2014. – 180с.