Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная программа "Бисероплетение"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «Алый ПАРУС» ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

художественной направленности

                                                                    Возраст детей: 8 — 15 лет

             Срок обучения: 3 года

         Педагог дополнительного образования     

         Шалабанова Татьяна Александровна

Методическая разработка по организации работы творческих объединений

Еманжелинский муниципальный район

Красногорское городское поселение

2006г., 2007., 2008г., 2009г., 2010г., 2011г., 2012г., 2013г., 2014г., 2015г.,

2017г, 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..………………….....с.3

Учебно тематический план (1 год обучения) ……………………………………………...…с.6

Содержание программы (1 год обучения)…………………………………………..…….…..с.6

Учебно тематический план (2 год обучения)…………………………………………………с.8

Содержание программы (2 год обучения)…………………………………………………….с.9

Учебно-тематический план (3 год бучения)………………………………………………...с.10

Содержание программы (3 год обучения)…………………………………………………..с.10

Механизм отслеживания результатов…………………………….……………….………..с. 13

Методическое обеспечение программы………………………………………………….…с. 16

Техника безопасности на занятиях……………………………………….………………….с 17

Список литературы……………………………………………………………………………с 18

Приложения к программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить. Прививать тягу к творчеству следует с раннего возраста. Этому призвана служить система дополнительного образования.

      Актуальность. При обучении учащихся изготовлению изделий из бисера по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетние» художественной направленности изучаются вопросы народной культуры по декоративно-прикладному искусству. Главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении бисерного рукоделия в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения учащимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления учащихся.

Педагогическая целесообразность. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Ее достоинство – это творческое использование проектной деятельности в учебном процессе и реализация идеи «свободного выбора», что активизирует творческие способности обучающихся и формирует креативное мышление. В результате усвоения навыков бисероплетения обучающиеся овладевают опытом трудовой деятельности по изготовлению личностно и общественно значимых объектов труда из бисера и других материалов. Могут применять инструменты и оборудование, контролировать ход процесса и результаты своего труда. Учащиеся получают опыт организации индивидуальной и коллективной деятельности, планирования работы, опыт работы со справочной литературой, опыт проектной деятельности по изготовлению изделий из бисера, опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры,  возможность самодиагностики склонностей и способностей.

 Реализация данной программы поможет возродить бисероплетение как вид творчества в пространстве МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» и поселка в целом.

Значение программы для развития потребностей ребенка.

Работа в технике «бисероплетение» требует от ребенка усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. Работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное. Значение изготовления изделий из бисера для детского развития очень велико. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на развитие мелкой моторики учащихся. Ценность занятия бисероплетением заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с помощью бисероплетения способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста. Такой труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления таких изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Большое влияние оказывает изготовление работ из бисера на умственное развитие детей, на развитие их мышления. В ходе занятий дети учатся работать самостоятельно по рисунку - схеме. Занятие бисером - целесообразное использование свободного времени, приятный и полезный отдых, успокаивающий нервную систему.

Отличительной особенностью данной программы является то, что педагогическая деятельность по организации творчества обучающихся обусловлена идеей «свободного выбора». Это позволяет раскрыть индивидуальные способности обучающихся, способствует осознанному  выбору профессии. В процессе освоения программы «Бисероплетение» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется толерантное мировоззрение, навыки работы с различными инструментами.

Основной итог освоения программы – это сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД), являющихся основным объектом метапредметных результатов.

ЦЕЛЬ программы: создать условия для творческого развития личности ребенка посредством искусства бисероплетения.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • получение технологических знаний и навыков в области низания бисером, включение обучающихся в деятельность по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда.
  • познакомить с историей бисерного искусства.
  • обучить приемам работы, различным техникам бисероплетения
  • сформировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, необходимыми для бисерного рукоделия.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • способствовать развитию творческих, коммуникативных способностей в процессе технологической деятельности;
  •  способствовать развитию способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей;
  • способствовать развитию навыков здорового образа жизни;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • развитие трудолюбия и культуры сознательного труда, ответственности за результаты своего труда;
  • способствовать развитию толерантности на занятиях на основе изучения быта и культуры народов мира.
  • формирование эстетического вкуса, развитие логического мышления и творческих способностей.
  • развитие стремления к высокому уровню исполнения;
  • получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Организационные условия реализации программы

Общий срок реализации программы — 3 года. Возраст детей: 8 — 15 лет Количественный состав учащихся в группе: 1 год обучения - 15 человек, 2 год обучения – 12-15 человек, 3 год обучения —  10-12 человек.

Для учащихся 1 и 2 года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2 академических часа. Для учащихся 2 года обучения предусмотрено дополнительно проведение индивидуальных занятий (1 академический час в неделю). Состав группы может быть смешанным, т.е. в одной группе могут заниматься дети разного возраста. При составлении расписания занятий объединения учитывается расписание уроков общеобразовательной школы.

В ходе реализации образовательной программы применяются следующие формы контроля: текущий (осуществляемый в холе повседневной работы): периодический (проводимый после изучения логически законченной части программы), итоговый.

Подведением итогов работы творческого объединения служат выставки, конкурсы профессионального мастерства.

Ожидаемые результаты

-   Промежуточные — сдача в конце изученной темы готового образца изделия.

 - Конечный результат — изготовление одной сложной или нескольких мелких работ на выставку.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Значительная часть отводится технике плетения по схемам. Это поможет сформировать навыки в изготовлении изделий из бисера. Уделено внимание тому, чтобы ребята правильно употребляли термины и использовали в работе доступную им документацию.

В течение года педагог знакомит учащихся с богатым наследием русских мастеров, с историей возникновения бисера, традиционной техникой бисероплетения, с традициями народного искусства, новыми современными элементами техники и приемами бисероплетения.

Для изучения теоретических вопросов используются такие методы, как рассказ, сопровождающийся показом репродукций, схем, образцов; беседа с просмотром и анализом образцов изделий из бисера.

Практическая работа включает в себя выбор модели композиции; подбор материала, инструментов, приспособлений: выбор техники плетения, формы, цвета, орнамента; составление эскиза, зарисовки схемы, создание изделия.

Педагогические идеи и принципы 

Процесс обучения основывается на правиле:  работа ради детей, для детей, в интересах детей.

Задачи личностно-ориентированного обучения решаются на основе нескольких принципов:

  • опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
  • учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся;
  • доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и развития детей.

Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что способствует творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей.

      Тема самовыражения человека в искусстве акцентируется в каждом задании учащимся и закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания.

     Одна из форм воспитательной работы – игра «Ищем положительное» как средство ненавязчивого формирования у детей способности видеть в окружающей реальности прежде всего положительные образы.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

№ п/п

Тематика  занятий

 

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2 ч.

2 ч.

 

Опрос

2

Материалы и инструменты

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Опрос

3

Низание на капроновой нити или леске

34ч.

5 ч.

29 ч.

 

- плетение фенечек — браслетов, цепочек

- плетение в технике «мозаика»

- контурная вышивка бисером на картоне

10 ч.

12 ч.

12 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

8 ч.

10 ч.

11 ч.

Изделие

Изделие

Изделие

4

Плетение на проволоке

44 ч.

6 ч.

38 ч.

 

- плетение листьев и цветов

- плетение веточек, изготовление деревьев

- плетение изделий на плоской основе

12 ч.

16 ч.

16 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

10 ч.

14 ч.

14 ч.

Изделие

Изделие

Изделие

5

Плетение в технике «Мозаика»

14 ч.

2 ч.

12 ч.

 

- оплетение яйца

- плетение цепочки

8 ч.

6 ч.

1 ч.

1 ч.

7 ч.

5 ч.

Изделие

Изделие

6

Аппликация из бисера

12 ч.

2ч.

10 ч.

Изделие

7

Цветы из пайеток

20 ч.

2 ч.

18 ч.

 

- плетение плоских изделий

- объемные цветы из плоских полос и полос с бисерным швом

8 ч.

 

12 ч.

1 ч.

 

1 ч.

7 ч.

 

11 ч.

Изделие

Изделие

8

Точечная роспись (роспись плоских предметов)

10 ч.

2 ч.

8 ч.

Изделие

9

Декор бутылок

10 ч.

2 ч.

8 ч.

Изделие

10

Заключительное занятие

2 ч.

 

2 ч.

наблюдение

11

Летняя деятельность

28 ч.

 

28 ч.

Выставка

 

Итого:

178

24

154

 

Содержание программы (1 год обучения)

1. Вводное занятие — 2 часа

Теория: Задачи и содержание занятия по плетению бисером и его заменителей в текущем учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся-

1) Беседа. Бисероплетение как вид народного декоративного искусства. Из истории возникновения и развития искусства бисероплетения

2) Экскурсия по ДДТ «Алый парус»

З) Деловая   игра  «Знакомство»

Практика: Изготовление изделия из бисера или его заменителя с целью выявления интересов и способностей ученика

2. Материалы и инструменты (2 часа)

Теория: Некоторые сведения о получении и производстве бисера, о его видах, о его заменителях, сведения о нитках, иглах, воске пчелином, леске, проволоке. Инструменты и приспособления, применяемые на занятиях: ножницы, иглы, линейка, сантиметровая лента, булавки, напёрсток и др.

Правила пользования ими и правила безопасности при работе с ними.

Организация рабочего места.

Практика: Изготовление схемы-карты для работы с бисером. Работа с наперстком и иглой. Определение качества бисера. Простейшие опыты по испытанию разных образцов ниток, лески, проволоки на прочность, бисер и стекляруса на качество.

З   Низание на капроновой нитке или леске - 34 часа

Теория: Основные сведения техники плетения (низания)

Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Работа по изготовлению схемы.

Работа по схеме. Итоговая гамма. Сочетание цветов. Эскиз. История о фенечках. Практика: Плетение фенечек - браслетов, цепочек.

Контурная вышивка бисером на картоне.

Теория. Оосновные сведения о технике

Практика. Вышивка картин по рисунку.

  1. Плетение на проволоке — 44 часа

Теория: Основные сведения о технике плетения на проволоке.

Для изготовления изделий из бисера на проволочной основе понадобится: бисер и бусины различного цвета, проволока толщиной 0,5 мм, клей ПВА и нитки мулине различного цвета, ножницы для нарезания проволоки, швейная игла и ткань для фона.

Рабочее место желательно застелить ворсистой тканью неяркого цвета. Ворс предотвращает отталкивание бисера при просыпании и паде   нии сохранит его на рабочем месте.

Правила безопасности работы. Работа со схемой

Практика: - Изготовление листика, цветов

- Плетение веточек, изготовление деревьев

- Плетение изделий на плоской основе

  1. Плетение в технике «мозаика» — 14 часов

Теория: Особенности техники «мозаика».

Практика: Изготовление яйца в технике папье-маше. Плетение цепочки в технике

«мозаика» с орнаментом. Оплетение яйца

6. Аппликация из бисера — 10 часов

Теория: основные сведения технике. Материалы, необходимые для работы

Практика: изготовление картин по собственным эскизам

7. Цветы из пайеток (20 часов)

Теория: Основные приемы плетения пайетками

Практика: Изготовление плоских изделий: стрекоза, сердечко, груша, бабочка.

Изготовление объемных цветов: ромашка, колокольчик, астра, георгин.

8. Точечная роспись – 10 ч.

Теория: Знакомство с техникой росписи точками. Материалы, необходимые для работы.

Практика:  Роспись простых форм (плоская основа).

9. Декор бутылок 8 ч.

Теория: Знакомство с техникой пейп – арт. Работа с пластиковыми бутылками. Техника безопасности.

Практика:  Изготовление цветов и бабочек из пластиковых бутылок для декора. Работа в смешанных техниках.

10. Заключительное занятие — 2 часа

Итоги занятий. Перспективы работы в новом учебном году. Выставка работ  учащихся.  Эстет-шоу. Поощрение кружковцев, достигших наибольших успехов в учебном году.

11. Летняя деятельность (34 часа). Организация летней деятельности предполагает проведение кружковой работы, организацию досуговой деятельности с учащимися объединения.

К концу 1 г.о. учащиеся объединения «Бисероплетение»

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • технику безопасности на занятиях объединения;
  • сведения об истории возникновения бисерного искусства;
  • сведения о получении и производстве бисера;
  • материалы и инструменты, необходимые для бисероплетения,
  • основные сведения техники плетения - низания; - основные сведения техники плетения на проволоке;
  • особенности техники «Мозаика»;
  • основные сведения об аппликации из бисера;

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • организовать рабочее место; определить качество бисера;
  • изготовить схему-карту для работы;
  • сплести фенечки — браслеты, цепочки;
  • изготовить изделие объемным плетением, техникой мозаика аппликацию из бисера;
  • изготовить цветы из пайеток;
  • самостоятельно выполнить изделия в изученных техниках

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Тематика занятий

Количество  часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Опрос

2

Сетчатое плетение (изготовление колье и ажурных воротников)

12 ч.

2 ч.

10 ч.

Изделие

З

Объемные игрушки

20 ч.

4 ч.

16 ч.

 

- плетение объемных игрушек

- плетение игрушек на каркасной основе

12 ч.

8 ч.

2 ч.

1 ч.

10 ч.

7 ч.

Изделие

Изделие

4

Ткачество

12 ч.

2 ч.

10 ч.

 

- плетение браслетов

- плетение медальонов, серег

8 ч.

4 ч.

1 ч.

1 ч.

7 ч.

3 ч.

Изделие

Изделие

5

Круговая (французская) техника

16 ч.

2 ч.

14 ч.

 

- плетение округлых лепестков и листьев

- плетение цветов

4 ч.

12 ч.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

10 ч.

Изделие

Изделие

6

Декоративные изделия

22 ч.

2 ч.

20 ч.

 

- пасхальное яйцо

- шкатулка

10 ч.

12 ч.

1 ч.

1 ч.

9 ч.

11 ч.

Изделие

Изделие

7

Вышивка картин бисером

12 ч.

2 ч.

10 ч.

Изделие

8

Вышивка бисером и пайетками

28 ч.

4 ч.

24 ч.

 

- украшение вышивкой аксессуаров

- вышивка картин  пайетками

8 ч.

20 ч.

1 ч.

3 ч.

7 ч.

17 ч.

Изделие

Изделие

9

Точечная роспись объемных форм

12 ч.

2 ч.

10 ч.

Изделие

10

Техника пейп - арт

12 ч.

2 ч.

10 ч.

Изделие

11

Заключительное занятие

2 ч.

 

2 ч.

Выставка

12

Летняя деятельность

28 ч.

 

28 ч.

Конкурс

13

Индивидуальные занятия

44 ч.

 

44 ч.

Участие в конкурсе

 

Итого:

222

23

199

 

Содержание программы (2 год обучения)

1. Вводное занятие — 2 часа

Теория: Задачи и содержание занятия по плетению бисером и его заменителей в текущем учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся. История бисероплетения. Бисероплетение как вид народного декоративного искусства. Из истории возникновения и развития искусства бисероплетения в России. Правила поведения в ДДТ «Алый парус». Техника безопасности на занятиях объединения «Бисероплетение».

Практика: Изготовление простого изделия из бисера по желанию учащегося.

2. Сетчатое плетение (12 часов)

Теория: Основные сведения о технике сетчатого плетения. Материалы, необходимые для сетчатого плетения. Правила работы со схемой.

Практика: плетение колье и ажурных воротников

3.Объемные игрушки (20 часов)

Теория: Основные сведения об объемном плетении- Материалы, необходимые для изготовления объемных игрушек-

Практика: - плетение объемных игрушек

                    - плетение игрушек на каркасной основе

4. Ткачество (12 часов)

Теория: Знакомство с ткацким станком. Основные приемы бисерного тканья. Техника бисерного тканья. Материалы, необходимые для ткачества с использованием бисера.

Практика: - плетение браслетов

                     - плетение медальонов, серег

5. Круговая (французская) техника (16 часов)

Теория: Основные сведения о круговой технике плетения. Материалы, необходимые для изготовления изделий в круговой технике. Работа со схемой

Практика: - плетение округлых лепестков и листьев

                    - плетение цветов

6. Декоративные изделия (22 часа)

Теория: Повторение приемов плетения «крестиком» и «мозаикой». Материалы, необходимые для изготовления декоративных изделий.

Практика: - пасхальное яйцо

                   - шкатулки

7. Вышивка картин бисером (12 часов)

Теория: Основные сведения о технике. Материалы, необходимые для выполнения вышивки

Практика: вышивка картин

а) «Любимые игрушки»

б) «Веселые зверята»

8. Вышивка бисером и пайетками (28 часов)

Теория: Знакомство с основными стежками. Материалы, необходимые для вышивки

Практика: вышивка браслетов, украшение бисером пуговиц, вышивка картин.

9. Точечная роспись объемных форм (12 часов)

Теория: Основные сведения о подготовке шаблонов к работе. Перенос рисунка на поверхность заготовки.

Практика: Обезжиривание поверхности. Перевод орнамента на кальку. Роспись объемных форм.

10. Техника пейп-арт (12 часов)

Теория: Создание объемных орнаментов, узоров с помощью шпатлевки, бумаги, ткани. Правила работы в технике пейп-арт. Правила техники безопасности.

Практика: декорирование бутылок, коробочек, банок. Изготовление органайзеров для канцелярии.

11. Заключительное занятие (2 часа) Подведение итогов за год. Перспективы на новый учебный год. Выставка работ обучающихся. Поощрение учащихся, достигших наибольших результатов в учебном году.

12. Летняя деятельность (28 часов).

Организация летней деятельности предполагает проведение кружковой работы, организацию досуговой деятельности с учащимися объединения.

13. Индивидуальные занятия (44 часа).

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 академический час. На занятие приглашаются дети, которые выполняют творческие работы для участия в областных, Всероссийских и международных конкурсах.

К концу 2 г.о. учащиеся объединения «Бисероплетение»

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • технику безопасности на занятиях объединения;
  • историю возникновений бисероплетения в России;
  • сведения о технике сетчатого пхтения;
  • сведения об объемном плетении;
  • основные приемы бисерного тканья;
  • сведения о круговой технике плетения;
  • основные сведения о технике «Кирпичный стежок»;
  • основные сведения о вышивке бисером и пайетками, технике пейп-арт и точечной росписи.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • организовать рабочее место;
  • плести колье и ажурные воротники;
  • плести объемные игрушки;
  • плести игрушки на каркасной основе;
  • плести медальоны, серьги, цветы;
  • сплести пасхальное яйцо;
  • оплести шкатулку;
  • вышить браслет бисером и пайетками;
  • вышить картину бисером и пайетками;
  • выполнить работы в технике пейп-арт и украсить изделие точечной росписью

Учебно-тематический план (3 год обучения)

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Опрос

2

Бижутерия

22 ч.

2 ч.

20 ч.

 

- колье «Октябрь»

- брошь «Стрекоза»

- самостоятельная творческая деятельность

6 ч.

4 ч.

8 ч.

1 ч.

1 ч.

5 ч.

3 ч.

8 ч.

Изделие

Изделие

Изделие

3

Техника «Квадратное плетение»

38 ч.

4 ч.

34 ч.

 

- изготовление браслетов

- картина «Рыбки»

- картина «Колибри»

- самостоятельная творческая деятельность

8 ч.

10 ч.

12 ч.

8 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

7 ч.

9 ч.

10 ч.

8 ч.

Изделие

Изделие

Изделие

Изделие

4

Колье и ажурные воротники

32 ч.

4 ч.

28 ч.

 

- изготовление колье

- изготовление ажурных воротников

16 ч.

16 ч.

2 ч.

2 ч.

14 ч.

14 ч.

Изделие

Изделие

5

Пасхальные яйца из бисера (сетчатое и мозаичное плетение)

12 ч.

2 ч.

10 ч.

Изделие

6

Изготовление букетов

28 ч.

4 ч.

24 ч.

 

мимоза, лаванда, ромашка самостоятельная творческая деятельность

14 ч.

14 ч.

2 ч.

2 ч.

12 ч.

12 ч.

Изделие

Изделие

7

Плетение пояса «Березка»

14 ч.

2 ч.

12 ч.

Изделие

8

Заключительное занятие

2 ч.

 

2 ч.

Выставка

9

Летняя деятельность

28 ч.

 

28 ч.

Конкурс

 

Итого:

178

19

159

 

Содержание программы (3 год обучения)

  1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: задачи и содержание деятельности по программному материалу 3 года обучения по плетению бисером и его заменителей с учетом конкретных условий и интересов учащихся. Правила поведения в ДДТ «Алый парус», режим работы учреждения, техника безопасности на занятиях объединения «Бисероплетение». История бисерного рукоделия на рубеже XVIII - ХХ века. Изделия, пользующиеся популярностью у наших прабабушек.

Практика: Изготовление простого изделия из бисера по желанию учащегося.

  1. Бижутерия (22 часа)

Теория: Повторение техники «сетчатое плетение». Материалы, необходимые для выполнения работ в технике «сетчатое плетение». Правила работы со схемой.

Практика: - колье «Октябрь»;

                    - брошь «Стрекоза»

                    - самостоятельная творческая деятельность:  разработка схем, подбор цветовой гаммы; изготовление украшения на основе изученных техник

3. Техника «Квадратное плетение» (38 часов)

Теория: Основные сведения о квадратном плетении. Материалы, необходимые для работы в этой технике.

Практика:  - изготовление браслетов;   изготовление картины «Рыбки»;

                     - изготовление картины «Колибри»

                     - самостоятельная творческая деятельность:  составление орнаментов; самостоятельная разработка схем; изготовление работы на основе изученных техник

4.  Колье и ажурные воротники (32 ч.)

Теория: основные сведения о техниках, которые будут необходимы для изготовления колье и ажурных воротников. Подбор материала для работы

Практика: изготовление колье, воротников с сетчатым узором,  разработка схем; подбор цветовой гаммы; изготовление разраьотанного изделия

5. Пасхальные яйца из бисера (сетчатое и мозаичное плетение) (12 часов)

Теория: основные сведения о технике «сетчатое и мозаичное плетение». Организация рабочего места. Составление схемы.   Практика: изготовление пасхального яйца.

  1. Изготовление букетов (28 часов)

Теория: Основные сведения о петельной и игольчатой технике. Материалы, необходимые для изготовления цветов в этих техниках.  Работа со схемой.   Практика: изготовление букета мимозы.       Самостоятельная творческая деятельность:  разработка схем, эскизов; подбор цветовой гаммы; изготовление букета на основе изученных техник

7. Плетение пояса «Березка» (14 часов)

Теория: Основные приемы работы с ткацким станком.  Техника бисерного тканья. Материалы, необходимые для ткачества с использованием бисера

Практика: плетение пояса «Берёзка»

8. Заключительное занятие (2 ч.) Подведение итогов за год. Выставка работ учащихся.  Итоги конкурса «Лучшая кружевница»

9. Летняя деятельность (28 часов). 

Организация летней деятельности предполагает проведение кружковой работы, организацию досуговой деятельности с учащимися объединения.

К концу 3 г.о. учащиеся объединения «Бисероплетение»

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • технику безопасности на занятиях объединения;
  • историю бисерного рукоделия на рубеже XVIII – ХХ века;
  • сведения о выполнении изделий в технике «сетчатое плетение»;
  • правила работы со схемой;
  • сведения о выполнении изделий в технике «квадратное плетение»;
  • правила составления орнаментов;
  • основные сведения о технике «каркасное плетение»;
  • основные сведения о петельной и игольчатой технике;
  • основные приемы работы с ткацким станком;
  • технику бисерного тканья

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • организовать рабочее место;
  • самостоятельно разработать схему выполнения сложного изделия;
  • самостоятельно подобрать цветовую гамму;
  • самостоятельно изготовить украшения на основе выученных техник;
  • самостоятельно придумать орнамент, разработать схему и выполнить придуманную работу;
  • выполнить сумочку с сетчатым узором, а также ажурную сумочку;
  • составить схему, изготовить по ней пасхальное яйцо;
  • выполнить изделие техникой петельного и игольчатого плетения;
  • выполнить изделие в технике бисерного тканья

Механизм отслеживания получаемых результатов

Проведение планомерного контроля за учебной деятельностью позволяет педагогу привести в систему усвоенный обучающимися за определённый период материал, выявлять успехи в учении, проблемы и недостатки в знаниях, умениях и навыках обучающихся, определять качество усвоения пройденного материала в практической деятельности.

Цель контроля: Получение объективной информации о развитии ЗУНов во время обучения по образовательной программе.

Задачи контроля:

  • определение фактического состояния объекта в данный момент времени;
  • прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени:
  • определение причин выявления отклонений объекта от заданных параметров;
  • обеспечение устойчивого состояния объекта.

Объектами контроля являются:

  • знания понятий, теории;
  • прикладные знания;
  • уровень и качество изготовляемого творческого продукта:     мастерство, техника исполнения;
  • степень самостоятельности в приобретении знаний:  развитие творческих способностей.

Критериями оценки являются:

  • уровень        предусмотренных     программой   теоретических           знаний (правильность, полнота, систематичность);
  • качество выполнения практических работ (соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приёмы выполнения работ);
  • умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;     
  • умение объяснить значение, смысл выполняемых работ;
  • степень самостоятельности и творческий подход к выполнению задания;
  • время, затраченное на выполнение работы.

Результативность деятельности детей оценивается также методом личной диагностики через проведение итоговых занятиях и участие в выставках. Метод личной диагностики — наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и реагировать на ошибки детей с дальнейшим исправлением.

Для оценки результативности учебных занятий применяется стартовая, промежуточная, итоговая диагностика.

В первые дни обучения проводится стартовая диагностика, которая позволяет увидеть исходную подготовку каждого ребёнка.

Цель стартовой диагностики — определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения входящего этапа педагог осуществляет:

Эти знания важны для осуществления дифференциального и индивидуального подходов к обучению, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы, для чего используются следующие средства: устный опрос, собеседование с учащимися и их родителями, наблюдение,

За период обучения обучающиеся получают определенный объём знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточная диагностика, которая осуществляется в середине учебного года.

Её цель — подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся.

Задачи:

  • Оценка успешности выбора технологии и методики.
  • Корректировка учебного процесса.

Промежуточная диагностика применяется для оценки качества усвоения материала, при этом учитываются следующие факторы:

  • творческий подход к выполнению изделия
  • умения и навыки работы с разными материалами.

Средства: собеседование, опрос детей во время занятий,  анализ выполненной работы на каждом занятии; самостоятельная творческая работа, выставка детских работ после прохождения каждой темы.

Итоговая диагностика - итог завершения конкретного этапа. Её цель — подведение итогов завершающегося года бучения. Итоговая диагностика может иметь следующие формы:      наблюдение, опрос, собеседование, самостоятельная практическая работа, выставка творческих работ обучающихся.

Критерии оценки работ обучающихся

Оценка работ учащихся объединение «Бисероплетение» проводится по следующим критериям:

  1. Аккуратность. Под аккуратностью подразумевается степень готовности ребёнка к занятию, умение поддерживать порядок во время выполнения работы, качество уборки рабочего места после занятия.
  2. Трудолюбие (интерес и желание ребенка выполнять задание, старание выполнить его хорошо).
  3. Способность доводить работу до завершения.
  4. Специальные способности – самостоятельность, владение материалами и приемами работы с ними, внимательность, владение теоретическими знаниями и умениями применять их на практике.
  5. Активность – инициативность, активное участие в выполнении коллективных работ,  в беседах, конкурсах
  6. Любознательность – стремление  получить новые знания, потребность в творчестве и творческих экспериментах.

Итоговая и промежуточная аттестацияучащихся объединения

       Промежуточная и  итоговая аттестация учащихся объединения «Бисероплетение» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности.

        Промежуточная  аттестация - это оценка обученности учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Бисероплетение» по итогам занятий на  1 и 2 году обучения. Цель промежуточной аттестации – определение уровня обученности  учащихся на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы (1, 2 год обучения).

         Итоговая аттестация – это оценка обученности учащихся объединения  по завершению реализации дополнительной общеобразовательной программы «Бисероплетение» (3 год обучения).  Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бисероплетение».

Формы промежуточной и итоговой аттестации: участие в итоговой выставке, тестирование (приложение).

Критерии показателей уровневого образования по дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе «Бисероплетение»

Низкий уровень

Средний уровень

Оптимальный уровень

Высокий уровень

 

Знания, умения, навыки

 

Знакомство с образовательной областью

«Бисероплетение»

Владение основами знаний по бисероплетению

Овладение специальными ЗУНми, необходимыми для бисерного рукоделия

Старается внести собственные технологии в изготовление изделия

 

Мотивация к занятиям

 

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный.

Интерес к бисероплетению поддерживается самостоятельно. Моти вация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Интерес к занятиям в объединении на уровне увлечения.

Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы:

познавательный, общение, добиться

высоких результатов

Четко выраженные потребности к

занятиям бисероплетением. Стремление глубоко изучить предмет.

 

Творческая активность

 

Интереса к бисероплетению и инициативу не проявляет. Не испытывает радость открытия.

Отказывается от поручений, заданий.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в открытии для себя новых способов деятельности. Способен решить проблемы с помощью педагога

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить и выполнить их

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Быстро увлекается творчеством. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением

 

Достижения

 

Пассивное участие в делах объединения.

Активное участие в делах учреждения.

Значительные результаты на уровне района.

Значительные результаты на уровне области, России.

Участие в выставках (за учебный год)

0-1 работы

2-4 работы

5-7 работ

Более 7 работ

Методическое обеспечение программы

Методы обучения

Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков, а также на приобретение некоторого опыта деятельности. Воспитанники воспроизводят информацию и повторяют операции, освоенные с помощью педагога. Этот метод позволяет педагогу осуществлять контроль за выполнением задания (качественный уровень исполнения, характер художественного решения)

Эвристический метод предполагает более активную познавательную деятельность детей, самостоятельность, стимулирует развитие творческих способностей

Метод проблемного обучения стимулирует развитие творческих способностей, фантазии

Креативный метод стимулирует развитие творческих способностей, фантазии, воображения, самостоятельность мышления

Формы обучения

Организационные формы: групповые, индивидуальные

Формы организации занятий: теоретические, практические, самостоятельные

Виды занятий: тематические, комплексные, игровые

Формы сообщения новых знаний: рассказ, инструктаж, беседа, показ (частичный и полный)

Формы контроля: опрос, самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, тестирование, просмотры, выставки работ

Оборудование занятий

  • Иглы
  • Ножницы
  • Нитки
  • Мулине
  • Проволока 
  • Леска 
  • Наперсток 
  • Булавки 
  • Фурнитура

Для проведения занятий педагогу необходим наглядный материал:  схемы,   методический материал,   образцы изделий,  репродукции.

Многие схемы и изделия для наглядных пособий могут выполнять учащиеся совместно с педагогом на занятиях.

Техника работ с бисером разнообразна — это вышивка, вязание крючком, на спицах, низание, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу.

1 год обучения технике плетения данной программы включает: низание, плетение-мозаика, вышивка. Для работы используется бисер, стеклярус, бусины.

Педагог работает с каждым учащимся индивидуально, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности и способности. Для успешного проведения занятий необходимо наличие готовых схем для изготовления изделия; светлое помещение, оборудованное рабочими столами.

Техника безопасности на занятиях

Одним из важнейших требований к работе руководителя объединения «Бисероплетение» является требование обеспечить полное соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах и правил электро- и противопожарной безопасности при работе. Помещение для занятий должно соответствовать установленным нормам по площади, освещенности рабочих мест, качеству окраски стен, состоянию пола и др.

Необходимо подготовить материалы, инструменты, приспособления, необходимые для проведения занятий.

Руководитель объединения должен ознакомить ребят с правилами хранения материалов, приспособлений и соблюдения чистоты на рабочих местах во время и после работы.

Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии.

На занятиях 1 раз в месяц проводятся беседы по ПДД и ОБЖ.

Медицинские рекомендации

Длительная работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление (при использовании специального приспособления — в меньшей степени). Чрезмерное и длительное напряжение глаз может привести к ухудшению зрения и глазным заболеваниям. Гигиена органов зрения — важный фактор сохранения здоровья.

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения и уменьшения утомляемости глаз в Индии и Китае разработана специальная система упражнений «гимнастика для глаз». Как показали исследования, «Гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок. нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Далее приводятся четыре наиболее известных и эффективных упражнения «глазной гимнастики».

Китайский врач Шен, живший в XVI в., рекомендовал делать «гимнастику для глаз» утром и вечером, а первые два из приведенных ниже упражнений также и днем в случае большой зрительной нагрузки (что соответствует условиям работы с бисером). Мы рекомендуем каждые 15-20 мин работы с бисером делать перерывы в работе, выполняя первые два упражнения.

Исходное положение для упражнений — сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями

Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против зрачка, т. е. центра глазницы. Представьте себе, что тепло ваших ладоней сконцентрировалось именно в центре ладоней. В течение 30-60 с «направляйте» это тепло в глаза.

Упражнение 2. Круговые движения глаз

Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево-вверх, направо-вниз, затем в обратном направлении. Движение делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

Упражнение З. Движение по горизонтали

Вытяните правую руку прямо перед собой, разогните ее кисти, взгляд фиксируйте на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом (не поворачивая головы!), переведите руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Повторите упражнение, используя левую руку, т.е. сначала поставьте ее перед собой, затем переместите влево и вправо. Повторите пять раз, меняя руку. Темп — медленный.

Упражнение 4. Фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцев кисти

Вытяните правую руку перед собой, разогните ее, как в предыдущем упражнении. Фиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите ее в исходное положение. Повторите 10-15 раз.

Во время занятия бисероплетением, в перерывах и по окончании работы можно выполнить так же следующее упражнение: медленно «пробежаться» глазами по контуру определенных фигур. Сначала посмотрите вверх-вниз, затем влево-вправо и, наконец, - по горизонтальной «восьмерке» слева направо и справа налево. Повторите 5-10 раз по каждой фигуре. Можно нарисовать эти фигуры на листе бумаги и во время работы прикреплять его в небольшом отдалении от рабочего места так, чтобы он попадался вам на глаза всегда, когда вы будете делать перерыв в работе. Это облегчит проведение «глазной гимнастики», поскольку легче будет «пробегать» глазами  но нарисованному и видимому контуру, нежели по воображаемому. Кроме того, отвлекаясь от бисероплетения, вы невольно обратите внимание на лист с фигурами и чаще будете делать гимнастику, что положительно скажется на ваших глазах.

Во время отдыха можно послушать тихую музыку. Это способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при длительной работе сидя, в определенном положении. Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним качеством.

Список используемой литературы:

  1. Ануфриева М.Л. Искусство бисероплетения. 1999 г.
  2. Бондарева Н.И. Щеглова О.А. Рукоделие из бисера. Самоучитель по плетению и вышивке бисером. 2006 г.
  1. Воронова Ольга. Украшения и аксессуары из бисера. Новые экспресс-техники. ООО «Издательство «Эксмо», 2010г.
  2. Гашицкая Р. Цветы из пайеток. 2012 г.
  3. Гуль Нина. Вышивка бисером. 2005 г.

З.  Виноградова Е.Г. Фенечки из бисера для мобильного телефона. 2007 г.

  1. Ландина Ю. Фигурки из бисера. 2006 г.
  2. Мартынова Л.Б. Игрушечки из бисера. 2006 г.
  3. Морис Ингрид. Животные из бисера. 2007 г.
  4. Сколотнёва Е.И. Бисероплетение. 1999 г.
  5. Ткаченко Т. Стародуб К. Сказочный мир бисера. 2004 г.
  6. Украшения из бисера. Издание для досуга. ООО «ТД «Эксмо», 2016г.
  7. Цветкова О.Е. Бисер в вышивке. 2010 г.