Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Дополнительная общеобразовательная профориентационная программа «Профессии в экологии биологии и химии» детского объединения «Юный биолог» естественнонаучной направленности (Авторская)

МБОУДО Детский эколого-биологический центр г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

 

Дополнительная общеобразовательная профориентационная программа «Профессии в экологии биологии и химии» детского объединения «Юный биолог»  естественнонаучной направленности (Авторская)  

 

    

                                         Бикташева Гузель Хурматовна

                                             педагог дополнительного образования 1 категории

 

 

 

Информационная карта программы

 

1. Учреждение

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детский эколого-биологический центр г. Ишимбай муниципального

района Ишимбайский район Республики Башкортостан

2. Полное название программы

Профессии в экологии биологии и химии

3. Сведения об авторах:

 

3.1. Ф.И.О., должность

Педагог дополнительного образования

Бикташева Гузель Хурматовна

4. Сведения о программе

    4.1. Нормативная база:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования;

- Положение об учреждениях дополнительного образования;

- Устав  МБОУ ДО ДЭБЦ г. Ишимбай

   4.2.Область применения

Дополнительное образование

   4.3. Направленность

Социально-педагогическая

   4.4. Тип программы

Дополнительная общеобразовательная программа

   4.5. Вид программы

Образовательная

   4.6. Возраст обучающихся по 

          программе

14-16 лет

   4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов

 

 

6. Заключение методического совета

Протокол заседания №___ от «__» _______ 20__ г.

 

II. Пояснительная записка

Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут принизывать всю систему образования.

Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения обучающихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.

 Программа является интегрированной, социально-педагогической направленности.

Данная программа направлена на оказание профориентариционной помощи, на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе дальнейшего обучения на ступени среднего общего образования по специальности «Экология», получения навыков и знаний о профессии этой специальности, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Актуальность программы

Определяется

  1. Возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования;  
  2. Стремительными переходами российского общества к новым формам хозяйственной деятельности, что приводит к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Необходимость профессионального самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется так же значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии по специальности «Экология биология и химия». За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий по направлению «Экология», их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.

Новизна программы

 Состоит во введении профориентационного обучения детей по специальности «Экология, биология, химия»  с использованием современных информационных технологий, прохождения практикума на промышленных предприятиях города Ишимбай.  Программа предоставляет возможность обучающимся ознакомиться с современным промышленным оборудованием предприятий и учебных заведений:

 

  • Государственное бюджетное учреждение ветеринарная станция Ишимбайского района и города Салават Республики Башкортостан,
  • Очистные сооружения ИМУП
  • Ишимбайское муниципальное унитарное предприятие «Межрайкоммунводоканал» Республики Башкортостан (ИМУП «МРКВК» РБ),
  • городская свалка ТКО,
  • Ишимбайский нефтяной колледж ГАПОУ ИНК,
  • Салаватский филиал УГНТУ (кафедра экологии и природопользования) ,
  • Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай,
  • Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания),
  • Станция агрохимической лаборатории «Ишимбайская»
  • ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)
  • Санэпедемстанция города Салават и Ишимбай,
  • городская электростанция «Электросити»
  • предприятие «Витязь» г. Ишимбай 
  • ЗАО «ИНМАН» г. Ишимбай

Освоить и применить теоретические знания. Программа  даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека по специальности «Экология». Она составлена таким образом, что  обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, практических и лабораторных занятий на промышленных предприятиях города Ишимбай и Ишимбайского района. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Цель программы

  • Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет получения знаний по общей и прикладной экологии, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
  • Сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии   карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по  эколого-биологическим предметам, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  • Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;

раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;

- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

- формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы.

- обучение основным методам сбора и обработки научного материала;

- освоение приемов представления научного материала;

- формирование навыков исследований природных объектов.

Формирование знаний по основам экологии, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Воспитательные:

 Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Формирование готовности  обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города и района, его развития и благополучия;

Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития  города и района, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего  города.

Развивающие  

1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2.Развитие уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3.Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы.

4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 14-16 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).

Норма наполнения группы - 15 учащихся.

Режим занятия:  проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Описание форм и методов проведения занятий

Словесный метод обучения: устное изложение материала.

Наглядные методы обучения: показ видеоматериала, иллюстраций экосистем, схем по общей и прикладной экологии, промышленной экологии.

Практические методы обучения: лабораторные и практические работы, решение  ситуационных задач по экологии.

Частично-поисковые методы обучения: участие обучающихся в самостоятельном поиске информации по теме (написании сообщений и рефератов, исследовательских работ)

Так же используются:

  • Репродуктивный
  • Метод проблемного изложения
  • Частично-поисковая работа
  • Поисковый метод
  • Эвристический

Формы  организации деятельности обучающихся на занятии

 Групповая -  занятия в кабинете, экскурсии, практические и лабораторные работы на промышленных предприятиях города Ишимбай и Ишимбайского района.  

Формы проведения занятий

Занятия, экскурсии, викторины, встречи со специалистами-биологами и экологами, семинары по темам, лабораторные практикумы.

Формы и виды контроля

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов  тестов по экологии за текущий и прошедший год. В течении года – промежуточная аттестация обучающихся в виде тестирования, итоговая – в конце года в тестирование.

 

В результате изучения курса  обучающийся должен

 Мета предметными результатами освоения программы являются:

 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 Предметными результатами освоения программы являются:

1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

2) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  3)объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  4) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 

 Информационные результаты

- сформированность  представления о мире профессий по специальности «Экология» таких как: эколог, животновод, растениевод, лаборант химического анализа, агроном, ветеринар, эколог-менеджер, инженер-эколог, либорант-биотехнолог, ветеринарный лаборант и др.

- знание и значение каждого из предприятий находящимися  на территории города и района, знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

 Исследовательские результаты

- участие в проектной деятельности по изучению прикладной экологии,  

- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в  городе.

- изучение путей овладения избранными профессиями

 Практические результаты

- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

- определение профессиональных планов и намерений учащихся;

- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных  аспектов экологии.

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ.

1.

Введение

2

1

1

2.

Организм и среда

20

10

10

3.

Учение о биосфере

8

4

2

4.

Прикладная и промышленная экология

22

10

12

5.

Устойчивое развитие человечества

6

3

3

6.

Экологическая экономика и право

4

2

2

7.

Экология человека

8

4

4

8.

Итоговое занятие.

 

2

1

1

 

Всего

144

114

30

IV. Содержание программы

Введение

Предмет экологии как науки. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки.

 Входной контроль ЗУН. 2 ч.

 

Раздел 1 Организм и среда 20 ч.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных дополнительны навыков в области экологии.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия: Экология, природа, среда, экологические факторы, взаимоотношения организмов, продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы). Детрит и его   формы, популяция, адаптация, эволюция экосистем.

1.1.      История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. 2 ч

1.2       Особенности  и структура современной экологии. Понятие о среде обитания и экологических факторах, предмет экология 2 ч

1.3.      Основные типы взаимоотношений организмов 2 ч

1.4.        Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы). Детрит и его   формы.2 ч

1.4.      Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании  этих экосистем. 2 ч

1.5       Гетеротрофные экосистемы  (экосистемы  бентали  и темных пещер). Морские экосистемы. Литораль, континентальный шельф, пелагиаль, бенталь. Роль фотического слоя.  Экологические  проблемы  использования морей.  2 ч

1.6       Классификация изменений экосистем (циклические изменения, автогенные и аллогенные сукцессии, эволюция). 

  Разнообразие автогенных сукцессий (первичные и вторичные, модели сукцессии). Концепция климакса.   Аллогенные сукцессии (под влиянием  выпаса, рекреации,  загрязнения). 2 ч

1.7.      Биологическое разнообразие биосферы и важность его сохранения. Состояние охраны биоразнообразия  в мире,  РФ  и РБ.  Основные типы  охраняемых природных территорий.  2 ч

1.8.      Принципы аутэкологии. Адаптации организмов. Основные жизненные формы  животных  и  растений. Стратегии организмов, r-отбор и К-отбор. Система Раменского - Грайма. Вторичные стратегии,  пластичность стратегий 2 ч

1.9       Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь. Размер и динамические характеристики  популяций.  Кривые  выживания.  Модели роста.  2 ч

 

Раздел 2. Учение о биосфере 8 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование и углубленное изучение понятия «Биосфера, круговорот веществ».

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия: Биосфера, круговорот веществ, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, азоновый слой.

2.1.      Учение о биосфере В. И Вернадского 2 ч

2.2.      Основные круговороты веществ в природе ( Круговорот воды, фосфора, углерода, азота и других элементов) 2 ч

2.3.      Экологические проблемы континентальных наземных и подземных вод. Проблема Аральского моря 2 ч

2.5.      Влияние человека на атмосферу. Кислотные дожди, усиление парникового эффекта, разрушение азонового слоя. 2 ч

 

Раздел 3. Прикладная экология 20 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела промышленной экологии.

 

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

 

Основные понятия: промышленные техносистемы, профессия эколог, экология растиеневодства, животноводства, сельскохозяйственные загрязнения, почва, городская экосистема, ТБО, биотехнология, мониторинг,биоиндикация, экологическая экспертиза.

 

3.1.      Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог. 2 ч

3.2.      Основные направления экологизации растиеневодства и животноводства. Знакомство с профессией – животновод, растиеневод .2 ч

3.3.      Сельскохозяйственное загрязнение, стоки с полей и ферм возможности его снижения. Знакомство с профессией агроном. 2 ч

3.4       Проблемы сохранения плодородия почв. Почва как важнейший агроресурс. Почвенное плодородие. Разрушение почв в процессе сельскохозяйственной деятельности. 2 ч

 Эрозия почв и ее масштабы. Основные приемы сохранения почв. Безотвальная  и  нулевая  вспашка.  Почвозащитное земледелие на склоновых землях. 2 ч

3.5.      Общая характеристика городских экосистем, проблема транспорта в городах. 2 ч

 3.6      Проблемы Твердых бытовых отходов. Основные варианты обращения с ТБО.2 ч

 

3.7       Экологические аспекты  биотехнологии. Основные показатели загрязнения  сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК,    ООУ). Знакомство с профессией – лаборант химического анализа. 2 ч

3.8       Особенности загрязнения окружающей среды  в  РБ.2 ч

3.9       Основные  задачи  экологического  мониторинга  и  его   виды.  Понятие и  основные  принципы биомониторинга. Биоиндикация. 2 ч

3.10     Специфика проведения экологической экспертизы  различных  объектов.  2 ч

 

Раздел 4. Устойчивое развитие человечества 6 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных дополнительны навыков в области экологии человека.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия:  Ядерная энергетика, РАО, Катастрофы, Экологизация, продовольственная безопасность, международное сотрудничество, биологическое разнообразие, охрана.

 

4.1.      Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС. 2 ч

4.2.      Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства. 2 ч

4.3.      Роль международного сотрудничества в охране окружающей среды, основные документы по охране биологического разнообразия. 2 ч

 

Раздел 5. Экологическая экономика и экологическое право 4 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных  навыков в области экологической экономики.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия:  Ценность природы, рыночная оценка, рента, деградация окружающей среды, экологический менеджмент.

5.1. Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая  стоимость. Понятие экономического ущерба от деградации окружающей   среды.  2 ч

5.2.  Основы экологического менеджмента (экологический аудит, экологическое страхование, ОВОС). Знакомство с профессией эколог-менеджер 2 ч

 

Раздел 6. Экология человека 8 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных дополнительны навыков в области экологии.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия:  приспособленность человека, экстремальные условия, болезни цивилизации, факторы риска, ПДК, производственные факторы, критерии оценки условий труда.

 

6.1. Приспособления человека к экстремальным условиям. Основные факторы риска. Региональные проблемы  экологии человека. 2 ч

6.2. Происхождение   основных   «болезней цивилизации».   Факторы риска   сердечно-сосудистых заболеваний. 2 ч

6.3. Качество жизни населения. Оценка воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения.  ПДК.  Здоровье  и факторы риска. 2 ч

6.4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья человека. Гигиенические критерии оценки условий труда  2 ч

 

Итоговое занятие: тестирование про пройденной программе  2 ч

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

 

Для проведения занятий имеется кабинет  ДЭБЦ г. Ишимбай.

Оснащение процесса обучения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Нормативные документы: программа Планируемые результаты освоения программы

Учебник по экологии для 9 - 11 класса.

Научная, научно-популярная, историческая литература.

Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии и экологии).

Методические пособия для учителя.

2 Печатные пособия:

·        Таблицы

Вещества живой и неживой природы. Клеточное строения.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда. Животные и окружающая среда.

Химия клетки

3 Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

4 Технические средства обучения:

Персональный компьютер - рабочее место учителя

5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Доска магнитная. Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

 VI. ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция РФ http://www.constitution.ru
  2. Конвенция ООН о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc
  4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» http://docs.cntd.ru/document/463504509
  5. Концепция развития дополнительного образования детей http://government.ru/media/files/
  6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам https://rg.ru/2013/
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) http://www.consultant.ru

 Основной список

1.         Алексеев А.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 2012.

2.         Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: «Агар», 2011.

3.         Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2014. – 208 с.

4.   Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. Учебное пособие. М., изд-во “ Армпресс”, 2013.

5.         Муравьев Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2012.

6.         Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга /  Изд. 2-е,  перераб.  и дополн.–  Под ред. д.б.н. В.В. Скворцова. – СПб.:  Крисмас +, 2015.

7.         Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений  переиздан – М.: «Дрофа», 201

Дополнительный список

 

1.         Агаджанян  Н.А., Катков  А.Ю.  Резервы  нашего  организма.- М: Знание, 1979.

2.         Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. – М.: Ридерз Дайджест, 1997.

3.         Асланиди  К.Б. и др. Экологическая  азбука  для  детей  и  подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 1995.

4.         Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000.

5.         Верзилин Н.М. По следам Робинзона - М.: Просвещение, 1994.

6.         Данилова  Н.А.  Природа  и  наше  здоровье. – М: Мысль, 1971.

7.         Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2003.

8.         Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль. «Академия развития», 1998.

9.         Я познаю мир. Дет. энциклоп.: Экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

 

Интернет-ресурсы

 

1.         http://fadr.msu.ru – детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество.

2.         http://opr.tambov.gov.ru – управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.

План учебно - воспитательной работы объединения « Юный биолог»

на 2016-2017 учебный год1 группа

Педагог ДО:   Бикташева Г. Х 

Ишимбай 2016 год.

Учебно-тематический план 1

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

 

 

Введение

2

1

1

14.09

 

1.

Организм и среда

20

7

13

 

 

1

История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

. Понятие о водной среде обитания. Гидросфера оболочки Земли

2

1

1

21.09

 

2

Практическое занятие на базе «Межрайкоммунводоканал»

2

 

2

28.09

 

3

  Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы).

2

1

1

5.10

 

4

Понятие экосистема.Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании  этих экосистем.

2

1

1

12.10

 

5

Общее знакомство с болезнями животных (социальный  фактор заболеваний)

2

1

1

19.10

 

6

 Практическое занятие на базе ГБУ Ветстанция

2

 

2

26.10

 

7

Экологические  проблемы  использования морей. 

2

1

1

2.11

 

8

Практическое занятие на базе «Очистные сооружения ИМУП г. Ишмбай»

2

 

2

9.11

 

9

Аллогенные и автогенные сукцессии экосистем (под влиянием  выпаса, рекреации,  загрязнения).

2

1

1

16.11

 

10

Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь.

2

1

1

23.11

 

2.

 Учение о биосфере

4

3

1

 

 

11

 Учение о биосфере В. И Вернадского

2

2

-

30.11

 

12

Характерисита нетрадиционной энергетики прогноз её изменения в будущем.

Практическое занятие на базе АО «Инман»

2

1

1

 

7.12

 

3.

 Прикладная экология

28

7

 21

 

 

 

13

 Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог.

2

1

1

 

14.12

 

14

Практичесоке занятие на базе Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай

2

 

2

 

21.12

 

15

 Основные направления экологизации нефтянного производства

2

1

1

 

28.12

 

16

 Практическог занятие на базе ИНК нефтяной техникум г. Ишимбай

«Бурение нефтяных и газовых скважин»

2

1

1

 

11.01

 

17

«разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

2

 

2

18.01

 

22

 Практическое занятие на базе «городская свалка ТКО» г. ишмбай

2

 

2

25.01

 

23

Основные показатели загрязнения  сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК,    ООУ).

2

1

1

1.02

 

24

Особенности загрязнения окружающей среды  в  РБ.

2

1

1

8.02

 

25

Современные методы контроля загрязняющих веществв окружающей природной среде

2

1

1

15.02

 

26

Практическо занятие на базе «Агрохим лаборатория» города Ишимбай

2

 

2

22.02

 

27

  Понятие и  основные  принципы биомониторинга. Биоиндикация.

2

1

1

1.03

 

28

Практическое занятие на базе Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания)

2

 

2

15.03

 

29

Специфика проведения экологической экспертизы  различных  объектов.

2

-

2

22.03

 

30

Практическое занятие на базе «Санэпедемстанция» города Салават и Ишимбай

2

 

2

29.03

 

4.

 Устойчивое развитие

 8

2

6

 

 

31

 Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС.

2

1

1

5.04

 

32

Практическое занятие на базе «городская электростанция Электросити»

2

 

2

12.04

 

33

 Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства.

2

1

1

19.04

 

34

Практическое занятие на базе предприятие «Витязь» г. Ишимбай 

2

 

2

26.04

 

5.

  Экологическая экономика и экологическое право

 4

2

2

 

 

35

Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая  стоимость.

2

1

1

3.05

 

36

Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных   законов).

2

1

1

10.05

 

6

 Экология человека

 4

2

2

 

 

37

 Практическое занятие на базе ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)

2

2

2

17.05

 

38

Итоговое занятие.

Итоговая аттестация обучающихся, примеры составления резюме, тестирование по программе

2

 

2

24.05

 

 

 итого

 

7 2

 

 

 

 

                       

 

 

Учебно-тематический план 2

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

 

 

Введение

2

1

1

19.09

 

1.

Организм и среда

20

7

13

 

 

1

История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

. Понятие о водной среде обитания. Гидросфера оболочки Земли

2

1

1

26.09

 

2

Практическое занятие на базе «Межрайкоммунводоканал»

2

 

2

 3.10

 

3

  Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы).

2

1

1

10.10

 

4

Понятие экосистема.Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании  этих экосистем.

2

1

1

17.10

 

5

Общее знакомство с болезнями животных (социальный  фактор заболеваний)

2

1

1

24.10

 

6

 Практическое занятие на базе ГБУ Ветстанция

2

 

2

31.10

 

7

Экологические  проблемы  использования морей. 

2

1

1

7.11

 

8

Практическое занятие на базе «Очистные сооружения ИМУП г. Ишмбай»

2

 

2

14.11

 

9

Аллогенные и автогенные сукцессии экосистем (под влиянием  выпаса, рекреации,  загрязнения).

2

1

1

21.11

 

10

Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь.

2

1

1

28.11

 

2.

 Учение о биосфере

4

3

1

 

 

11

 Учение о биосфере В. И Вернадского

2

2

-

5.12

 

12

Характерисита нетрадиционной энергетики прогноз её изменения в будущем.

Практическое занятие на базе АО «Инман»

2

1

1

 

12.12

 

3.

 Прикладная экология

30

7

 23

 

 

 

13

 Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог.

2

1

1

 

19.12

 

14

Практичесоке занятие на базе Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай

2

 

2

 

26.12

 

15

 Основные направления экологизации нефтянного производства

2

1

1

 

9.01

 

16

 Практическог занятие на базе ИНК нефтяной техникум г. Ишимбай

«Бурение нефтяных и газовых скважин»

2

1

1

 

16.01

 

17

«разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

2

 

2

23.01

 

22

 Практическое занятие на базе «городская свалка ТКО» г. ишмбай

4

2

2

 30.01

 

23

Основные показатели загрязнения  сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК,    ООУ).

2

1

1

6.02

 

24

Особенности загрязнения окружающей среды  в  РБ.

2

1

1

13.02

 

25

Современные методы контроля загрязняющих веществв окружающей природной среде

2

1

1

20.02

 

26

Практическо занятие на базе «Агрохим лаборатория» города Ишимбай

2

 

2

27.02

 

27

Основные  задачи  экологического  мониторинга  и  его   виды.  Понятие и  основные  принципы биомониторинга. Биоиндикация.

2

1

1

6.03

 

28

Практическое занятие на базе Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания)

2

 

2

13.03

 

29

Специфика проведения экологической экспертизы  различных  объектов.

2

-

2

20.03

 

30

Практическое занятие на базе «Санэпедемстанция» города Салават и Ишимбай

2

 

2

27.03

 

4.

 Устойчивое развитие

 8

2

6

 

 

31

 Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС.

2

1

1

3.04

 

32

Практическое занятие на базе «городская электростанция Электросити»

2

 

2

10.04

 

33

 Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства.

2

1

1

17.04

 

34

Практическое занятие на базе предприятие «Витязь» г. Ишимбай 

2

 

2

24.04

 

5.

  Экологическая экономика и экологическое право

 4

2

2

 

 

35

Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая  стоимость.

2

1

1

8.05

 

36

Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных   законов).

2

1

1

15.05

 

6

 Экология человека

 4

2

2

 

 

 

 Практическое занятие на базе ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)

 

Итоговое тестирование по программе

4

2

2

22.05

 

 

ИТОГО

72