Дополнительная общеобразовательная профориентационная программа «Профессии в экологии биологии и химии» детского объединения «Юный биолог» естественнонаучной направленности (Авторская)
МБОУДО Детский эколого-биологический центр г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Дополнительная общеобразовательная профориентационная программа «Профессии в экологии биологии и химии» детского объединения «Юный биолог» естественнонаучной направленности (Авторская)
Бикташева Гузель Хурматовна
педагог дополнительного образования 1 категории
Информационная карта программы
1. Учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детский эколого-биологический центр г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан |
2. Полное название программы |
Профессии в экологии биологии и химии |
3. Сведения об авторах:
|
|
3.1. Ф.И.О., должность |
Педагог дополнительного образования Бикташева Гузель Хурматовна |
4. Сведения о программе |
|
4.1. Нормативная база: |
- Закон РФ «Об образовании»; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования; - Положение об учреждениях дополнительного образования; - Устав МБОУ ДО ДЭБЦ г. Ишимбай |
4.2.Область применения |
Дополнительное образование |
4.3. Направленность |
Социально-педагогическая |
4.4. Тип программы |
Дополнительная общеобразовательная программа |
4.5. Вид программы |
Образовательная |
4.6. Возраст обучающихся по программе |
14-16 лет |
4.7. Продолжительность обучения |
1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов |
|
6. Заключение методического совета |
Протокол заседания №___ от «__» _______ 20__ г. |
II. Пояснительная записка
Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут принизывать всю систему образования.
Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.
Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения обучающихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.
Программа является интегрированной, социально-педагогической направленности.
Данная программа направлена на оказание профориентариционной помощи, на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе дальнейшего обучения на ступени среднего общего образования по специальности «Экология», получения навыков и знаний о профессии этой специальности, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Актуальность программы
Определяется
- Возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования;
- Стремительными переходами российского общества к новым формам хозяйственной деятельности, что приводит к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Необходимость профессионального самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется так же значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии по специальности «Экология биология и химия». За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий по направлению «Экология», их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
Новизна программы
Состоит во введении профориентационного обучения детей по специальности «Экология, биология, химия» с использованием современных информационных технологий, прохождения практикума на промышленных предприятиях города Ишимбай. Программа предоставляет возможность обучающимся ознакомиться с современным промышленным оборудованием предприятий и учебных заведений:
- Государственное бюджетное учреждение ветеринарная станция Ишимбайского района и города Салават Республики Башкортостан,
- Очистные сооружения ИМУП
- Ишимбайское муниципальное унитарное предприятие «Межрайкоммунводоканал» Республики Башкортостан (ИМУП «МРКВК» РБ),
- городская свалка ТКО,
- Ишимбайский нефтяной колледж ГАПОУ ИНК,
- Салаватский филиал УГНТУ (кафедра экологии и природопользования) ,
- Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай,
- Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания),
- Станция агрохимической лаборатории «Ишимбайская»
- ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)
- Санэпедемстанция города Салават и Ишимбай,
- городская электростанция «Электросити»
- предприятие «Витязь» г. Ишимбай
- ЗАО «ИНМАН» г. Ишимбай
Освоить и применить теоретические знания. Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека по специальности «Экология». Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, практических и лабораторных занятий на промышленных предприятиях города Ишимбай и Ишимбайского района. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Цель программы
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет получения знаний по общей и прикладной экологии, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
- Сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по эколого-биологическим предметам, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
- Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;
раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;
- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
- формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы.
- обучение основным методам сбора и обработки научного материала;
- освоение приемов представления научного материала;
- формирование навыков исследований природных объектов.
Формирование знаний по основам экологии, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Воспитательные:
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города и района, его развития и благополучия;
Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития города и района, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развивающие
1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2.Развитие уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3.Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 14-16 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).
Норма наполнения группы - 15 учащихся.
Режим занятия: проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Описание форм и методов проведения занятий
Словесный метод обучения: устное изложение материала.
Наглядные методы обучения: показ видеоматериала, иллюстраций экосистем, схем по общей и прикладной экологии, промышленной экологии.
Практические методы обучения: лабораторные и практические работы, решение ситуационных задач по экологии.
Частично-поисковые методы обучения: участие обучающихся в самостоятельном поиске информации по теме (написании сообщений и рефератов, исследовательских работ)
Так же используются:
- Репродуктивный
- Метод проблемного изложения
- Частично-поисковая работа
- Поисковый метод
- Эвристический
Формы организации деятельности обучающихся на занятии
Групповая - занятия в кабинете, экскурсии, практические и лабораторные работы на промышленных предприятиях города Ишимбай и Ишимбайского района.
Формы проведения занятий
Занятия, экскурсии, викторины, встречи со специалистами-биологами и экологами, семинары по темам, лабораторные практикумы.
Формы и виды контроля
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов тестов по экологии за текущий и прошедший год. В течении года – промежуточная аттестация обучающихся в виде тестирования, итоговая – в конце года в тестирование.
В результате изучения курса обучающийся должен
Мета предметными результатами освоения программы являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Предметными результатами освоения программы являются:
1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
2) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
3)объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
4) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
Информационные результаты
- сформированность представления о мире профессий по специальности «Экология» таких как: эколог, животновод, растениевод, лаборант химического анализа, агроном, ветеринар, эколог-менеджер, инженер-эколог, либорант-биотехнолог, ветеринарный лаборант и др.
- знание и значение каждого из предприятий находящимися на территории города и района, знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
Исследовательские результаты
- участие в проектной деятельности по изучению прикладной экологии,
- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в городе.
- изучение путей овладения избранными профессиями
Практические результаты
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных аспектов экологии.
III. Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
практ. |
||
1. |
Введение |
2 |
1 |
1 |
2. |
Организм и среда |
20 |
10 |
10 |
3. |
Учение о биосфере |
8 |
4 |
2 |
4. |
Прикладная и промышленная экология |
22 |
10 |
12 |
5. |
Устойчивое развитие человечества |
6 |
3 |
3 |
6. |
Экологическая экономика и право |
4 |
2 |
2 |
7. |
Экология человека |
8 |
4 |
4 |
8. |
Итоговое занятие.
|
2 |
1 |
1 |
|
Всего |
144 |
114 |
30 |
IV. Содержание программы
Введение
Предмет экологии как науки. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки.
Входной контроль ЗУН. 2 ч.
Раздел 1 Организм и среда 20 ч.
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование основных дополнительны навыков в области экологии.
Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой
Основные понятия: Экология, природа, среда, экологические факторы, взаимоотношения организмов, продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги, симбиотрофы). Детрит и его формы, популяция, адаптация, эволюция экосистем.
1.1. История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. 2 ч
1.2 Особенности и структура современной экологии. Понятие о среде обитания и экологических факторах, предмет экология 2 ч
1.3. Основные типы взаимоотношений организмов 2 ч
1.4. Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги, симбиотрофы). Детрит и его формы.2 ч
1.4. Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании этих экосистем. 2 ч
1.5 Гетеротрофные экосистемы (экосистемы бентали и темных пещер). Морские экосистемы. Литораль, континентальный шельф, пелагиаль, бенталь. Роль фотического слоя. Экологические проблемы использования морей. 2 ч
1.6 Классификация изменений экосистем (циклические изменения, автогенные и аллогенные сукцессии, эволюция).
Разнообразие автогенных сукцессий (первичные и вторичные, модели сукцессии). Концепция климакса. Аллогенные сукцессии (под влиянием выпаса, рекреации, загрязнения). 2 ч
1.7. Биологическое разнообразие биосферы и важность его сохранения. Состояние охраны биоразнообразия в мире, РФ и РБ. Основные типы охраняемых природных территорий. 2 ч
1.8. Принципы аутэкологии. Адаптации организмов. Основные жизненные формы животных и растений. Стратегии организмов, r-отбор и К-отбор. Система Раменского - Грайма. Вторичные стратегии, пластичность стратегий 2 ч
1.9 Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь. Размер и динамические характеристики популяций. Кривые выживания. Модели роста. 2 ч
Раздел 2. Учение о биосфере 8 ч
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование и углубленное изучение понятия «Биосфера, круговорот веществ».
Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой
Основные понятия: Биосфера, круговорот веществ, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, азоновый слой.
2.1. Учение о биосфере В. И Вернадского 2 ч
2.2. Основные круговороты веществ в природе ( Круговорот воды, фосфора, углерода, азота и других элементов) 2 ч
2.3. Экологические проблемы континентальных наземных и подземных вод. Проблема Аральского моря 2 ч
2.5. Влияние человека на атмосферу. Кислотные дожди, усиление парникового эффекта, разрушение азонового слоя. 2 ч
Раздел 3. Прикладная экология 20 ч
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела промышленной экологии.
Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой
Основные понятия: промышленные техносистемы, профессия эколог, экология растиеневодства, животноводства, сельскохозяйственные загрязнения, почва, городская экосистема, ТБО, биотехнология, мониторинг,биоиндикация, экологическая экспертиза.
3.1. Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог. 2 ч
3.2. Основные направления экологизации растиеневодства и животноводства. Знакомство с профессией – животновод, растиеневод .2 ч
3.3. Сельскохозяйственное загрязнение, стоки с полей и ферм возможности его снижения. Знакомство с профессией агроном. 2 ч
3.4 Проблемы сохранения плодородия почв. Почва как важнейший агроресурс. Почвенное плодородие. Разрушение почв в процессе сельскохозяйственной деятельности. 2 ч
Эрозия почв и ее масштабы. Основные приемы сохранения почв. Безотвальная и нулевая вспашка. Почвозащитное земледелие на склоновых землях. 2 ч
3.5. Общая характеристика городских экосистем, проблема транспорта в городах. 2 ч
3.6 Проблемы Твердых бытовых отходов. Основные варианты обращения с ТБО.2 ч
3.7 Экологические аспекты биотехнологии. Основные показатели загрязнения сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК, ООУ). Знакомство с профессией – лаборант химического анализа. 2 ч
3.8 Особенности загрязнения окружающей среды в РБ.2 ч
3.9 Основные задачи экологического мониторинга и его виды. Понятие и основные принципы биомониторинга. Биоиндикация. 2 ч
3.10 Специфика проведения экологической экспертизы различных объектов. 2 ч
Раздел 4. Устойчивое развитие человечества 6 ч
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование основных дополнительны навыков в области экологии человека.
Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой
Основные понятия: Ядерная энергетика, РАО, Катастрофы, Экологизация, продовольственная безопасность, международное сотрудничество, биологическое разнообразие, охрана.
4.1. Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС. 2 ч
4.2. Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства. 2 ч
4.3. Роль международного сотрудничества в охране окружающей среды, основные документы по охране биологического разнообразия. 2 ч
Раздел 5. Экологическая экономика и экологическое право 4 ч
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование основных навыков в области экологической экономики.
Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой
Основные понятия: Ценность природы, рыночная оценка, рента, деградация окружающей среды, экологический менеджмент.
5.1. Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая стоимость. Понятие экономического ущерба от деградации окружающей среды. 2 ч
5.2. Основы экологического менеджмента (экологический аудит, экологическое страхование, ОВОС). Знакомство с профессией эколог-менеджер 2 ч
Раздел 6. Экология человека 8 ч
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование основных дополнительны навыков в области экологии.
Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой
Основные понятия: приспособленность человека, экстремальные условия, болезни цивилизации, факторы риска, ПДК, производственные факторы, критерии оценки условий труда.
6.1. Приспособления человека к экстремальным условиям. Основные факторы риска. Региональные проблемы экологии человека. 2 ч
6.2. Происхождение основных «болезней цивилизации». Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. 2 ч
6.3. Качество жизни населения. Оценка воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения. ПДК. Здоровье и факторы риска. 2 ч
6.4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья человека. Гигиенические критерии оценки условий труда 2 ч
Итоговое занятие: тестирование про пройденной программе 2 ч
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий имеется кабинет ДЭБЦ г. Ишимбай.
Оснащение процесса обучения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Нормативные документы: программа Планируемые результаты освоения программы
Учебник по экологии для 9 - 11 класса.
Научная, научно-популярная, историческая литература.
Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии и экологии).
Методические пособия для учителя.
2 Печатные пособия:
· Таблицы
Вещества живой и неживой природы. Клеточное строения.
Растение живой организм.
Растение и окружающая среда. Животные и окружающая среда.
Химия клетки
3 Информационные средства:
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
4 Технические средства обучения:
Персональный компьютер - рабочее место учителя
5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная. Лупа
Микроскоп учебный
Спиртовка лабораторная
VI. ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
- Конституция РФ http://www.constitution.ru
- Конвенция ООН о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc
- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» http://docs.cntd.ru/document/463504509
- Концепция развития дополнительного образования детей http://government.ru/media/files/
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам https://rg.ru/2013/
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) http://www.consultant.ru
Основной список
1. Алексеев А.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 2012.
2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: «Агар», 2011.
3. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2014. – 208 с.
4. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. Учебное пособие. М., изд-во “ Армпресс”, 2013.
5. Муравьев Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2012.
6. Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга / Изд. 2-е, перераб. и дополн.– Под ред. д.б.н. В.В. Скворцова. – СПб.: Крисмас +, 2015.
7. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений переиздан – М.: «Дрофа», 201
Дополнительный список
1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма.- М: Знание, 1979.
2. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. – М.: Ридерз Дайджест, 1997.
3. Асланиди К.Б. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 1995.
4. Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000.
5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона - М.: Просвещение, 1994.
6. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. – М: Мысль, 1971.
7. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2003.
8. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль. «Академия развития», 1998.
9. Я познаю мир. Дет. энциклоп.: Экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ».
Интернет-ресурсы
1. http://fadr.msu.ru – детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество.
2. http://opr.tambov.gov.ru – управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.
План учебно - воспитательной работы объединения « Юный биолог»
на 2016-2017 учебный год1 группа
Педагог ДО: Бикташева Г. Х
Ишимбай 2016 год.
Учебно-тематический план 1
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|
||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
Дата проведения |
|
|||||||
|
Введение |
2 |
1 |
1 |
14.09 |
|
|||||
1. |
Организм и среда |
20 |
7 |
13 |
|
|
|||||
1 |
История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина . Понятие о водной среде обитания. Гидросфера оболочки Земли |
2 |
1 |
1 |
21.09 |
|
|||||
2 |
Практическое занятие на базе «Межрайкоммунводоканал» |
2 |
|
2 |
28.09 |
|
|||||
3 |
Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги, симбиотрофы). |
2 |
1 |
1 |
5.10 |
|
|||||
4 |
Понятие экосистема.Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании этих экосистем. |
2 |
1 |
1 |
12.10 |
|
|||||
5 |
Общее знакомство с болезнями животных (социальный фактор заболеваний) |
2 |
1 |
1 |
19.10 |
|
|||||
6 |
Практическое занятие на базе ГБУ Ветстанция |
2 |
|
2 |
26.10 |
|
|||||
7 |
Экологические проблемы использования морей. |
2 |
1 |
1 |
2.11 |
|
|||||
8 |
Практическое занятие на базе «Очистные сооружения ИМУП г. Ишмбай» |
2 |
|
2 |
9.11 |
|
|||||
9 |
Аллогенные и автогенные сукцессии экосистем (под влиянием выпаса, рекреации, загрязнения). |
2 |
1 |
1 |
16.11 |
|
|||||
10 |
Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь. |
2 |
1 |
1 |
23.11 |
|
|||||
2. |
Учение о биосфере |
4 |
3 |
1 |
|
|
|||||
11 |
Учение о биосфере В. И Вернадского |
2 |
2 |
- |
30.11 |
|
|||||
12 |
Характерисита нетрадиционной энергетики прогноз её изменения в будущем. Практическое занятие на базе АО «Инман» |
2 |
1 |
1 |
|
7.12 |
|
||||
3. |
Прикладная экология |
28 |
7 |
21 |
|
|
|
||||
13 |
Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог. |
2 |
1 |
1 |
|
14.12 |
|
||||
14 |
Практичесоке занятие на базе Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай |
2 |
|
2 |
|
21.12 |
|
||||
15 |
Основные направления экологизации нефтянного производства |
2 |
1 |
1 |
|
28.12 |
|
||||
16 |
Практическог занятие на базе ИНК нефтяной техникум г. Ишимбай «Бурение нефтяных и газовых скважин» |
2 |
1 |
1 |
|
11.01 |
|
||||
17 |
«разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» |
2 |
|
2 |
18.01 |
|
|||||
22 |
Практическое занятие на базе «городская свалка ТКО» г. ишмбай |
2 |
|
2 |
25.01 |
|
|||||
23 |
Основные показатели загрязнения сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК, ООУ). |
2 |
1 |
1 |
1.02 |
|
|||||
24 |
Особенности загрязнения окружающей среды в РБ. |
2 |
1 |
1 |
8.02 |
|
|||||
25 |
Современные методы контроля загрязняющих веществв окружающей природной среде |
2 |
1 |
1 |
15.02 |
|
|||||
26 |
Практическо занятие на базе «Агрохим лаборатория» города Ишимбай |
2 |
|
2 |
22.02 |
|
|||||
27 |
Понятие и основные принципы биомониторинга. Биоиндикация. |
2 |
1 |
1 |
1.03 |
|
|||||
28 |
Практическое занятие на базе Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания) |
2 |
|
2 |
15.03 |
|
|||||
29 |
Специфика проведения экологической экспертизы различных объектов. |
2 |
- |
2 |
22.03 |
|
|||||
30 |
Практическое занятие на базе «Санэпедемстанция» города Салават и Ишимбай |
2 |
|
2 |
29.03 |
|
|||||
4. |
Устойчивое развитие |
8 |
2 |
6 |
|
|
|||||
31 |
Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС. |
2 |
1 |
1 |
5.04 |
|
|||||
32 |
Практическое занятие на базе «городская электростанция Электросити» |
2 |
|
2 |
12.04 |
|
|||||
33 |
Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства. |
2 |
1 |
1 |
19.04 |
|
|||||
34 |
Практическое занятие на базе предприятие «Витязь» г. Ишимбай |
2 |
|
2 |
26.04 |
|
|||||
5. |
Экологическая экономика и экологическое право |
4 |
2 |
2 |
|
|
|||||
35 |
Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая стоимость. |
2 |
1 |
1 |
3.05 |
|
|||||
36 |
Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных законов). |
2 |
1 |
1 |
10.05 |
|
|||||
6 |
Экология человека |
4 |
2 |
2 |
|
|
|||||
37 |
Практическое занятие на базе ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа) |
2 |
2 |
2 |
17.05 |
|
|||||
38 |
Итоговое занятие. Итоговая аттестация обучающихся, примеры составления резюме, тестирование по программе |
2 |
|
2 |
24.05 |
|
|||||
|
итого
|
7 2 |
|
|
|
|
|||||
Учебно-тематический план 2
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|
||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
Дата проведения |
|
|||||||
|
Введение |
2 |
1 |
1 |
19.09 |
|
|||||
1. |
Организм и среда |
20 |
7 |
13 |
|
|
|||||
1 |
История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина . Понятие о водной среде обитания. Гидросфера оболочки Земли |
2 |
1 |
1 |
26.09 |
|
|||||
2 |
Практическое занятие на базе «Межрайкоммунводоканал» |
2 |
|
2 |
3.10 |
|
|||||
3 |
Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги, симбиотрофы). |
2 |
1 |
1 |
10.10 |
|
|||||
4 |
Понятие экосистема.Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании этих экосистем. |
2 |
1 |
1 |
17.10 |
|
|||||
5 |
Общее знакомство с болезнями животных (социальный фактор заболеваний) |
2 |
1 |
1 |
24.10 |
|
|||||
6 |
Практическое занятие на базе ГБУ Ветстанция |
2 |
|
2 |
31.10 |
|
|||||
7 |
Экологические проблемы использования морей. |
2 |
1 |
1 |
7.11 |
|
|||||
8 |
Практическое занятие на базе «Очистные сооружения ИМУП г. Ишмбай» |
2 |
|
2 |
14.11 |
|
|||||
9 |
Аллогенные и автогенные сукцессии экосистем (под влиянием выпаса, рекреации, загрязнения). |
2 |
1 |
1 |
21.11 |
|
|||||
10 |
Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь. |
2 |
1 |
1 |
28.11 |
|
|||||
2. |
Учение о биосфере |
4 |
3 |
1 |
|
|
|||||
11 |
Учение о биосфере В. И Вернадского |
2 |
2 |
- |
5.12 |
|
|||||
12 |
Характерисита нетрадиционной энергетики прогноз её изменения в будущем. Практическое занятие на базе АО «Инман» |
2 |
1 |
1 |
|
12.12 |
|
||||
3. |
Прикладная экология |
30 |
7 |
23 |
|
|
|
||||
13 |
Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог. |
2 |
1 |
1 |
|
19.12 |
|
||||
14 |
Практичесоке занятие на базе Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай |
2 |
|
2 |
|
26.12 |
|
||||
15 |
Основные направления экологизации нефтянного производства |
2 |
1 |
1 |
|
9.01 |
|
||||
16 |
Практическог занятие на базе ИНК нефтяной техникум г. Ишимбай «Бурение нефтяных и газовых скважин» |
2 |
1 |
1 |
|
16.01 |
|
||||
17 |
«разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» |
2 |
|
2 |
23.01 |
|
|||||
22 |
Практическое занятие на базе «городская свалка ТКО» г. ишмбай |
4 |
2 |
2 |
30.01 |
|
|||||
23 |
Основные показатели загрязнения сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК, ООУ). |
2 |
1 |
1 |
6.02 |
|
|||||
24 |
Особенности загрязнения окружающей среды в РБ. |
2 |
1 |
1 |
13.02 |
|
|||||
25 |
Современные методы контроля загрязняющих веществв окружающей природной среде |
2 |
1 |
1 |
20.02 |
|
|||||
26 |
Практическо занятие на базе «Агрохим лаборатория» города Ишимбай |
2 |
|
2 |
27.02 |
|
|||||
27 |
Основные задачи экологического мониторинга и его виды. Понятие и основные принципы биомониторинга. Биоиндикация. |
2 |
1 |
1 |
6.03 |
|
|||||
28 |
Практическое занятие на базе Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания) |
2 |
|
2 |
13.03 |
|
|||||
29 |
Специфика проведения экологической экспертизы различных объектов. |
2 |
- |
2 |
20.03 |
|
|||||
30 |
Практическое занятие на базе «Санэпедемстанция» города Салават и Ишимбай |
2 |
|
2 |
27.03 |
|
|||||
4. |
Устойчивое развитие |
8 |
2 |
6 |
|
|
|||||
31 |
Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС. |
2 |
1 |
1 |
3.04 |
|
|||||
32 |
Практическое занятие на базе «городская электростанция Электросити» |
2 |
|
2 |
10.04 |
|
|||||
33 |
Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства. |
2 |
1 |
1 |
17.04 |
|
|||||
34 |
Практическое занятие на базе предприятие «Витязь» г. Ишимбай |
2 |
|
2 |
24.04 |
|
|||||
5. |
Экологическая экономика и экологическое право |
4 |
2 |
2 |
|
|
|||||
35 |
Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая стоимость. |
2 |
1 |
1 |
8.05 |
|
|||||
36 |
Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных законов). |
2 |
1 |
1 |
15.05 |
|
|||||
6 |
Экология человека |
4 |
2 |
2 |
|
|
|||||
|
Практическое занятие на базе ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)
Итоговое тестирование по программе |
4 |
2 |
2 |
22.05 |
|
|||||
|
ИТОГО |
72 |
|
|
|
|
|||||