Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Компьютер и творчество"
МКУ ДО "Станция юных туристов и техников"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Компьютер и творчество"
Рябова Светлана Юрьевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
В наше время компьютер стал неотъемлемой частью современного мира. Его роль и влияние на развитие технического прогресса существенно возрастает с каждым годом. И сейчас практически не осталось такой области человеческой деятельности, где не использовался бы компьютер. В связи с глобальной компьютеризацией всех сфер жизни современного общества одним из главных требований к профессиональной подготовке будущих специалистов является сформированность у них знаний в области компьютерных технологий. Овладение навыками работы с персональным компьютером (ПК) необходимо каждому современному человеку. Стоит отметить, что даже в городе не все учащиеся имеют возможность своевременно овладеть этими навыками (не позволяет материально-техническая база учреждения; не каждый родитель может позволить купить компьютерную технику). А освоение компьютерной грамотности школьниками является значительной частью их подготовки к условиям в современном информатизированном обществе и профессиональной ориентации.
Особое место среди информационных технологий занимают так называемые мультимедийные технологии.
Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защите своей творческой деятельности, наглядности представления информации для окружающих.
Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютер и творчество» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютер и творчество» Манько Ольги Николаевны (Бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»), с учетом ФГОС нового поколения и материально – технических возможностей объединения (на 2 года обучения).
Настоящая программа имеет техническую направленность, позволяет подготовить младших школьников к использованию компьютера как инструмента практической деятельности человека в различных сферах: работа с офисными пакетами; создание графических изображений, рисунков; редактирование цифровых фотографий; создание и редактирование видео; работа в интернете, поиск информации, ее хранение.
Педагогическая целесообразность.
Данная образовательная программа способствует творческому развитию обучающихся, мотивирует их к познанию, создаёт условия для самореализации. В процессе изучения программы формируются и развиваются практические навыки работы на компьютере, что необходимо для успешности любого современного человека.
Новизна программы, ее отличия от других программ обучения компьютерной грамотности заключается в том, что она рассчитана на обучающихся с разным уровнем подготовки и жизненным опытом; материал для детей излагается в доступной и занимательной форме. Программа имеет творческую направленность, большой процент практики – это необходимо для формирования у обучающихся умений и навыков в различных компьютерных программах, развития мышления, способностей и формирования творческого потенциала ребёнка.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование духовно-развитой, творческой личности младших школьников, ведущей здоровый образ жизни средствами компьютерных технологий через создание проектов на социально-значимые темы.
Задачи:
-
Метапредметные: формирование УУД - умение составлять план, находить важную и нужную информацию, достигать поставленной цели, работать в коллективе и самостоятельно.
-
Воспитательные: Воспитание личности, стремящейся к здоровому образу жизни, содержательно организующей свой досуг; воспитание коммуникабельности путем работы с педагогом и в коллективе.
-
Развивающие: Развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала воспитанников, развитие целеустремлённой личности с активной жизненной позицией.
-
Образовательные: Научить обучающихся искать, отбирать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач; обучение воспитанников компьютерной грамотности; адаптация детей в современном информационном мире; обучение детей работе на компьютере в системной среде Windows, текстовом редакторе Блокнот и графическом редакторе Paint, изучение других графических редакторов, в частности Photoshop, изучение MO Power Point, создание презентаций, обучение монтажу фото-, видеоматериалов, создание собственных проектов, умение выступать на публике.
-
Творческие:
-
раскрывать творческий потенциал и творческую самостоятельность обучающихся;
-
формировать творческое мышление;
-
развивать творческую активность обучающихся;
-
создать благоприятную среду для творческой деятельности обучающихся.
-
Оздоровительные:
-
-
формировать здоровый образ жизни обучающихся;
-
заботиться о безопасности обучающихся.
При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности. Занятия строятся в такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний.
Адресат программы. Режим и формы занятий.
Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет. Срок обучения 2 года, 288 учебных часов. Основная форма занятий – учебные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Учащиеся занимаются изучением компьютерных технологий, направленных на развитие творческого мышления и духовного потенциала ребёнка.
Основные направления содержания деятельности
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации. Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт, и от того как мы представим себя, нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Основная задача педагога в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей, создание ситуации успеха.
Возрастные особенности младших школьников.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Для сохранения физического и психоэмоционального здоровья обучающихся во время занятий необходимо:
-
наличие кабинета, удовлетворяющего правилам техники безопасности и гигиеническим требованиям,
-
проведение физкультминуток – одна или две за занятие. Достаточно использовать 2-3 лёгких упражнения;
-
использование методов и приёмов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения, методов, направленных на общение и самооценку;
-
чередование видов деятельности, оптимальное сочетание умственной деятельности и разрядки;
-
обеспечение комфортного психологического климата во время проведения занятия – улыбки, добрые шутки, обращение к обучающимся по имени, использование музыкальных минуток, темп и особенности окончания занятия. Необходимо выяснить, что понравилось детям, а что нет, сказать воспитанникам поощрительные и одобрительные слова. Дать возможность задать вопросы педагогу.
Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни – не более 3 академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 4 академических часов в день. После 30-45 минут занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.
Гимнастика для глаз, упражнения для сохранения осанки и укрепления позвоночника, для снятия напряжения лицевой мускулатуры, для снятия напряжения с кистей рук: в Приложениях 1 и 2.
Формы деятельности обучающихся:
Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет педагог, а учащиеся наблюдают.
2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы на компьютере. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах или самостоятельно на протяжении нескольких занятий.
Для достижения более качественных и высоких учебно-воспитательных результатов используется совокупность методов и приёмов обучения:
-
словесные (объяснение, диалог);
-
наглядные (схемы, таблицы, компьютерные презентации, примеры готовых работ воспитанников, видеоуроки, книжные иллюстрации);
-
практические (упражнения, письменные работы (тесты), практические работы, творческие работы).
Формы подведения итогов обучающихся:
-
выступления, защита собственных проектов;
-
практическая или самостоятельная работа;
-
результаты участия в конкурсах, фестивалях.
Формы и методы контроля:
- анкетирование;
- опрос;
- тест;
- наблюдение;
- устный контроль;
- практическая работа;
- коллективный просмотр результатов.
Механизм оценки результатов:
Знания и умения учащихся отслеживаются индивидуально в ходе процесса обучения:
Теоретические знания – в виде практических работ и тестов;
Практические навыки – в ходе выполнения работ;
Результат обучения – умение работать в графических редакторах и программах для монтажа фото и видео, создание и защита собственных проектов.
Планируемые результаты обучающихся
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Соблюдение правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение имущества и здоровья одноклассников. Этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, а также в других источниках информации;
Создание творческого проекта: различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, календарей, презентаций, слайдфильмов.
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах и групповую работу.
К концу 1-го года обучения воспитанники объединения «Компьютер и творчество» должны
Знать:
-
основы работы на компьютере;
-
объекты рабочего стола Windows;
-
основные понятия (представленные в содержании разделов программы);
-
виды компьютерной информации;
-
различия между файлами, папками и дисками;
-
способы управления окнами;
-
способы запуска и установки программ;
-
стандартные программы Windows;
-
историю Интернета.
-
интерфейс и возможности графического редактора Paint и др.
-
интерфейс и возможности программы MO Power Point.
-
интерфейс и возможности графического редактора Photoshop.
-
интерфейс и возможности видеоредакторов.
Уметь:
-
работать с мышью и клавиатурой;
-
уверенно вводить с клавиатуры текст;
-
использовать меню для выбора элементов;
-
производить основные действия с окном;
-
производить совместные действия при работе с двумя программами;
-
набирать и редактировать текст в программе Блокнот;
-
создавать компьютерные рисунки в различных графических редакторах;
-
сохранять данные на жестком диске, съемных носителях;
-
уметь находить информацию в Интернет;
-
создавать слайд-, и видео-фильмы в различных программах для монтажа фото и видео.
К концу 2-го года обучения воспитанники объединения «Компьютер и творчество» должны:
Знать:
-
основы работы в MO Word;
-
основные правила ввода текста, технологию выполнения операций с фрагментами текста с помощью буфера обмена, технологию форматирования текста;
-
основы работы в MO Excel;
-
понятие электронной таблицы, типы данных, понятие адреса, правила записи и копирования формул, типы диаграмм, технологию их создания и редактирования;
-
основные понятия (представленные в содержании разделов программы);
-
интерфейс и возможности изучаемых программ;
-
возможности графического редактора Photoshop;
-
понятие фон, слой, прозрачность, непрозрачность;
Уметь:
-
работать c таблицами, графиками и диаграммами MO Word;
-
работать с рисунками и объектами WordArt;
-
создавать электронные таблицы в Excel и работать в них;
-
уметь создавать анимацию;
-
работать с триггерами;
-
создавать компьютерные рисунки в различных графических редакторах;
-
создавать коллажи и плакаты;
-
работать в различных программах для монтажа фото и видео.