дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Живопись"
КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы" города Барнаула Алтайского края
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Живопись"
педагог дополнительного образования: Максименко Владимир Петрович
Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» |
3 |
Пояснительная записка |
3 |
Цель и задачи программы |
5 |
Содержание программы |
7 |
Учебный план (стартовый уровень) |
7 |
Содержание учебного плана (стартовый уровень) |
7 |
Учебный план (базовый уровень) |
9 |
Содержание учебного плана (базовый уровень) |
10 |
Планируемые результаты. |
13 |
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» |
14 |
Календарный учебный график |
14 |
Условия реализации программы. |
14 |
Формы аттестации |
15 |
Оценочные материалы |
16 |
Методическое обеспечение образовательной программы |
24 |
Список литературы |
26 |
Приложение |
29 |
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живопись» художественной направленности разработана в соответствии с федеральными нормативно-правовыми, локальными документами.
Данная программа знакомит обучающихся с общими основами изобразительной грамоты и законами композиции, цветоведения на примерах практической работы в различных техниках, но главное предпочтение отдается рисунку, как наиболее экономичному и эффективному способу научить рисовать узнаваемые предметы, продемонстрировать множество элементов теории композиции простыми средствами.
Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках изобразительного искусства и связанной с наблюдением окружающей жизни.
Обучение направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, способностей видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений.
Новизна программы состоит в особенности методики обучения, основанной на следующей идее: обучающийся учится сам, а педагог осуществляет управление его образовательным процессом: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует.
Педагогическая целесообразность программы. На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Программа призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
Очень важно помочь детям найти свою нишу в большом мире изобразительного творчества, которая наиболее соответствует их характеру и мышлению, выбрать себе учебное заведение по наклонностям (архитектурный, текстильный, дизайнерский, театра и кино и т.д.).
Особенностью программы является разграничение ее на два этапа обучения. Первый этап (1-й год обучения - стартовый уровень). Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области цветоведения и живописи. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями изображения предметов и предметного пространства цветом и цветовыми сочетаниями, с различными живописными техниками: акварель, гуашь, масло.
Обучающиеся выполняют творческие задания на основе образца, наблюдают, изучают элементы природы: строение деревьев, растений, животных, человека; технику, предметы быта.
Второй этап (2-й год обучения - базовый уровень). Программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию навыков общения и социализации обучающихся. На этом этапе больше времени уделяется рисованию с натуры. Обучающиеся на более сложном творческом и техническом уровне — изучают анатомическую форму человека, пейзаж в различном состоянии погоды и освещении, графику, живопись, натюрморт, коллажи и их композиционные возможности, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 5 – 18 лет. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа предусматривает задания с разными вариантами сложности, с учетов возрастных особенностей обучающихся. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися.
В возрасте 5-7 лет у детей происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Рисование — любимое занятие детей, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
У младших школьников ярко выражена эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. Среди доминирующих мотивов: мотивация достижения - желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, предподростки (или младшие подростки) активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». В этом возрасте уже выделяются дети, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, литературного творчества, музыки, рисования.
Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны». Они оценивают других полнее и правильнее, чем себя. Происходит рост саморефлексии, повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на обучение от 1 до 2 лет, общее количество учебных часов – 360;
стартовый уровень: 144 часа;
базовый уровень: 216 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
стартовый уровень: 2 раза в неделю по 2 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами);
базовый уровень: 2 раза в неделю по 3 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами).
Нормы наполнения групп:
стартовый уровень: 10 - 12 человек;
базовый уровень: 8-10 человек.
Набор обучающихся - свободный.
Состав стартового уровня обучения комплектуется из ребят в возрасте 7-15 лет.
В группы базового уровня зачисляются обучающиеся 8-16 лет, прошедшие освоение стартового уровня дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живопись» и обучающиеся, прошедшие собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
Форма обучения: очная.
Цель и задачи программы
Цель: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.
Задачи:
Стартовый уровень.
1. Образовательные:
- формировать начальные знания, умения и навыки по изобразительному искусству (формировать начальные знания о цветоведении, композиции, ознакомить с материалами и инструментами ИЗО);
- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль.
2. Метапредметные:
- развивать мелкую моторику рук (задача особенно актуальна для младшего школьного возраста);
- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство ритма, чувство цвета, графическую выразительность, чувство формы, глазомер и т.д.);
- способствовать овладению обучающимися умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе с видами художественной техники.
3. Личностные:
- способствовать адаптации обучающихся к окружающему миру через изобразительную деятельности;
- способствовать воспитанию вкуса, умению видеть красоту окружающего мира;
- способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в работе;
- способствовать удовлетворению потребностей детей и их родителей в общении.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самооценке;
- сформированность мотивации к творчеству, познанию, выбору индивидуальной траектории развития;
- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.).
Базовый уровень.
1. Образовательные:
- обучать пониманию языка изобразительного искусства (цвет, колорит, ритм, композиция, форма, объём и т.д.) и использовать его на занятиях по изодеятельности.;
- обучать навыкам создания с натуры и по представлению образов и простых сюжетов, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;
- формировать творческий подход в изобразительном искусстве, используя стремление к самостоятельности и независимости и взлет интеллектуальных способностей;
- формировать знания о мировом искусстве.
2. Метапредметные:
- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство композиции, пропорций, ритма, цвета, формы, вкуса);
- формировать навыки работы с различными материалами;
- формирование навыков работы с натуры (постепенное переключение с работы по воображению на работу с натуры);
- способствовать овладению обучающимися умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе с видами художественной техники.
3. Личностные:
- способствовать раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся;
- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.);
- способствовать воспитанию чувства красоты, доброты, умения работать в коллективе и помогать младшим.
Содержание программы
Учебный план
(стартовый уровень)
№ |
Наименование раздела и темы занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма контроля, аттестации |
1. |
Введение в программу |
2 |
1 |
1 |
Опрос, наблюдение. |
2. |
Основы цветоведения |
36 |
6 |
30 |
Практическая работа Опрос, анализ творческих работ Выставка. |
3. |
Живопись натюрморта |
42 |
6 |
36 |
Практическая работа Опрос, анализ творческих работ Выставка. |
4. |
Живопись пейзажа |
60 |
8 |
52 |
Практическая работа Опрос, анализ творческих работ Выставка. |
5. |
Промежуточная аттестация |
4 |
4 |
Тестирование, самостоятельная работа. анализ творческих работ. Выставка. |
|
Всего |
144 |
21 |
123 |
|
Содержание учебного плана
(стартовый уровень)
- Введение в программу.
Теория. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. История искусств. Жанры, техники, виды. Изобразительные средства.
Практические работы. Выполнение упражнений, развивающих глазомер и твердость руки.
- Основы цветоведения
- Основы цвета.
Теория. Природа света. Свет и цвет. Характеристики цвета.
Практические работы. Анализ и составление таблиц хроматических цветовых рядов. Выполнение ахроматической композиции: контрастные сочетания.
Самостоятельная работа обучающихся. Основные характеристики цвета: выполнение таблиц хроматических цветов. Выполнение ахроматической композиции: нюансные сочетания.
- Теория цвета.
Теория. Классификация цветов. Ахроматические цвета. Хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой ряд. Температура цвета. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета, контрастные пары.
Практические работы. Выполнение 12-частного цветового круга с использованием 3-х основных цветов.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка инструментов и материалов к практическим занятиям. Изучение хроматических цветов. Выполнение 12-ступенчатого хроматического ряда возрастающей светлоты и убывающей насыщенности.
- Основы колористики.
Теория. Гармония цветов и ее основные принципы: равновесие цветов, цветовое единство. Цветовые отношения: гармония родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных цветов. Гармония цветов в композициях.
Практические работы. Выполнение монохромной композиции в холодной цветовой гамме. Выполнение монохромной композиции в теплой цветовой гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в холодной гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в теплой гамме. Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение полихромной композиции из геометрических фигур «родственные цвета». Выполнение полихромной композиции из геометрических фигур «родственно - контрастные цвета».
- Живопись натюрморта.
- Натюрморт из предметов быта.
Теория. Композиция в живописи натюрморта. Последовательность этюдной работы над натюрмортом. Особенности живописного решения отдельных предметов в натюрморте в зависимости от их материала, фактуры, освещения и влияния окружающих предметов. Степень стилизации в декоративной технике исполнения натюрморта, пейзажа. Роль различных видов техники живописи в достижении выразительности художественного образа при решении многофигурной постановки.
Практические работы. Выполнение этюда натюрморта из овощей и фруктов. Цветовой рефлекс. Передача тональных отношений различных но цвету предметов. Приемы и техника работы гуашью и темперой. Выполнение этюда натюрморта из простых предметов быта в три краски. Композиция натюрморта. Определение цветовых отношений. Последовательность работы над натюрмортом. Степень детализации предметов.
Выполнение кратковременных этюдов простых предметов быта на цветовые отношения: натюрморт из одного предмета. Особенности живописного решения отдельных предметов в зависимости от материала, фактуры, освещения и цвета окружающих предметов.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение этюда тематического натюрморта из цветных шаров, мячей на нейтральном фоне. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-4 предметов с ярко выраженной фактурой в контрастной гамме.
- Цветочный натюрморт.
Практические занятия. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-х предметов с комнатным растением. Способы изображения растений в живописи.
Выполнение этюда букета цветов в сосуде простой формы. Обобщение и объем общей массы. Выполнение этюда цветочной композиции. Степень деталировки первого и второго планов.
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение живописных набросков растений. Выполнение живописных этюдов растений.
- Живопись пейзажа
- Приемы акварельной техники в изображении пейзажа.
Теория. Знакомство с приемами акварельной техники в изображении пейзажа.
Практические работы. Изображение деревьев. Работа акварелью «по сухому», «по сырому». Изображение кустарников. Работа акварелью «по сухому», «по сырому». Изображение неба и облаков.
Самостоятельная работа обучающихся Изображение водной поверхности. Дождь. Изображение водной поверхности. Озеро(огражение). Изображение водной поверхности. Река (движение).
- Смешанные техники в изображении пейзажа.
Теория. Знакомство со смешанными техниками в изображении пейзажа.
Практические работы. Выполнение этюдов фактуры и текстуры различных природных материалов (камень). Использование различных материалов и технических приемов для передачи текстуры камня. Материал - бумага А4 (пастельная, тонированная, наждачная), карандаш, цветные карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, перо, маркеры, уголь, сангина, соус, пастель; растирка для соуса, губка для техники штамповки, стекло для моногинии.
Самостоятельная работа обучающихся Изображение мелких природных деталей с передачей материала: листьев, цветов, веток. Изображение мелких природных деталей с передачей материала: камней. Изображение мелких природных деталей с передачей материала: ракушек.
- Промежуточная аттестация.
Практическая работа. Проверка знаний, умений, навыков обучающихся.