тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...
08.05.2019 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И кружится в Вальсе Победы страна…»

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Живопись"

КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы" города Барнаула Алтайского края

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Живопись"

педагог дополнительного образования: Максименко Владимир Петрович

 

 

Содержание

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

5

Содержание программы

7

Учебный план (стартовый уровень)

7

Содержание учебного плана (стартовый уровень)

7

Учебный план (базовый уровень)

9

Содержание учебного плана  (базовый уровень)

10

Планируемые результаты.

13

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

14

Календарный учебный график

14

Условия реализации программы.

14

Формы аттестации

15

Оценочные материалы

16

Методическое обеспечение образовательной программы

24

Список литературы

26

Приложение

29

 

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

Пояснительная записка

 

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живопись» художественной направленности разработана в соответствии с федеральными нормативно-правовыми, локальными документами.

Данная программа знакомит обучающихся с общими основами изобразительной грамоты и законами композиции, цветоведения на примерах практической работы в различных техниках, но главное предпочтение отдается рисунку, как наиболее экономичному и эффективному способу научить рисовать узнаваемые предметы, продемонстрировать множество элементов теории композиции простыми средствами.

Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках изобразительного искусства и связанной с наблюдением окружающей жизни.

Обучение направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка,   способностей видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений.

Новизна программы состоит в особенности методики обучения, основанной на следующей идее: обучающийся учится сам, а педагог осуществляет управление его образовательным процессом: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует.

Педагогическая целесообразность программы. На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Программа призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.

Очень важно помочь детям найти свою нишу в большом мире изобразительного творчества, которая наиболее соответствует их характеру и мышлению, выбрать себе учебное заведение по наклонностям (архитектурный, текстильный, дизайнерский, театра и кино и т.д.).  

Особенностью программы является разграничение ее на два этапа обучения.     Первый этап (1-й год обучения - стартовый уровень). Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области цветоведения и живописи. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями изображения предметов и предметного пространства цветом и цветовыми сочетаниями, с различными живописными техниками: акварель, гуашь, масло.

Обучающиеся выполняют творческие задания на основе образца, наблюдают, изучают элементы природы: строение деревьев, растений, животных, человека; технику, предметы быта.

Второй этап (2-й год обучения - базовый уровень). Программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию навыков общения и социализации обучающихся. На этом этапе больше времени уделяется рисованию с натуры.          Обучающиеся на более сложном творческом и техническом уровне — изучают анатомическую форму человека, пейзаж в различном состоянии погоды и освещении, графику, живопись, натюрморт, коллажи и их композиционные возможности, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.

Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 5 – 18 лет. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа предусматривает задания с разными вариантами сложности, с учетов возрастных особенностей обучающихся. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися.

В возрасте 5-7 лет у детей происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Рисование — любимое занятие детей, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

У младших школьников ярко выражена эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. Среди доминирующих мотивов: мотивация достижения - желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, предподростки (или младшие подростки) активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». В этом возрасте уже выделяются дети, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, литературного творчества, музыки, рисования.

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны». Они оценивают других полнее и правильнее, чем себя. Происходит рост саморефлексии, повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на обучение от 1 до 2 лет, общее количество учебных часов – 360;

стартовый уровень: 144 часа;

базовый уровень: 216 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:

стартовый уровень: 2 раза в неделю по 2 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами);

базовый уровень: 2 раза в неделю по 3 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами).

Нормы наполнения групп:

стартовый уровень: 10 - 12 человек;

базовый уровень: 8-10 человек.

Набор обучающихся - свободный.

Состав стартового уровня обучения комплектуется из ребят в возрасте 7-15 лет.

В группы базового уровня зачисляются обучающиеся 8-16 лет, прошедшие освоение стартового уровня дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живопись» и обучающиеся, прошедшие собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

Форма обучения: очная.

 

Цель и задачи программы

 

Цель: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.

 

Задачи:

Стартовый уровень.

1. Образовательные:

- формировать начальные знания, умения и навыки по изобразительному искусству (формировать начальные знания о цветоведении, композиции, ознакомить с материалами и инструментами ИЗО);

- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль.

2. Метапредметные:

- развивать мелкую моторику рук (задача особенно актуальна для младшего школьного возраста);

- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство ритма, чувство цвета, графическую выразительность, чувство формы, глазомер и т.д.);

- способствовать овладению обучающимися умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе с видами художественной техники.

3. Личностные:

- способствовать адаптации обучающихся к окружающему миру через изобразительную деятельности;

- способствовать воспитанию вкуса, умению видеть красоту окружающего мира;

- способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в работе;

- способствовать удовлетворению потребностей детей и их родителей в общении.

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самооценке;

- сформированность мотивации к творчеству, познанию, выбору индивидуальной траектории развития;

- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.).

Базовый уровень.

1. Образовательные:

- обучать пониманию языка изобразительного искусства (цвет, колорит, ритм, композиция, форма, объём и т.д.) и использовать его на занятиях по изодеятельности.;

- обучать навыкам создания с натуры и по представлению образов и простых сюжетов, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;

- формировать творческий подход в изобразительном искусстве, используя стремление к самостоятельности и независимости и взлет интеллектуальных способностей;

- формировать знания о мировом искусстве.

2. Метапредметные:

- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство композиции, пропорций, ритма, цвета, формы, вкуса);

- формировать навыки работы с различными материалами;

- формирование навыков работы с натуры (постепенное переключение с работы по воображению на работу с натуры);

- способствовать овладению обучающимися умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования изобразительно - творческой деятельности при работе с видами художественной техники.

3. Личностные:

- способствовать раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся;

- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.);

- способствовать воспитанию чувства красоты, доброты, умения работать в коллективе и помогать младшим.

 

Содержание программы

 

Учебный план

(стартовый уровень)

 

Наименование раздела и темы занятий

Всего

 часов

Теория

Практика

Форма контроля, аттестации

1.

Введение в программу

2

1

1

Опрос, наблюдение.

2.

Основы цветоведения

36

6

30

Практическая работа

Опрос, анализ творческих работ Выставка.

3.

Живопись натюрморта

42

6

36

Практическая работа

Опрос, анализ творческих работ Выставка.

4.

Живопись пейзажа

60

8

52

Практическая работа

Опрос,

анализ творческих работ Выставка.

5.

Промежуточная аттестация

4

 

4

Тестирование, самостоятельная работа. анализ творческих работ.

Выставка.

 

Всего

144

21

123

 

 

 

Содержание учебного плана

(стартовый уровень)

 

  1. Введение в программу.

Теория. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. История искусств. Жанры, техники, виды. Изобразительные средства.

Практические работы. Выполнение упражнений, развивающих глазомер и твердость руки.

  1. Основы цветоведения
    1. Основы цвета.

Теория. Природа света. Свет и цвет. Характеристики цвета.

Практические работы. Анализ и составление таблиц хроматических цветовых рядов. Выполнение ахроматической композиции: контрастные сочетания.

Самостоятельная работа обучающихся. Основные характеристики цвета: выполнение таблиц хроматических цветов. Выполнение ахроматической композиции: нюансные сочетания.

  1. Теория цвета.

Теория. Классификация цветов. Ахроматические цвета. Хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой ряд. Температура цвета. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета, контрастные пары.

Практические работы. Выполнение 12-частного цветового круга с использованием 3-х основных цветов.

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка инструментов и материалов к практическим занятиям. Изучение хроматических цветов. Выполнение 12-ступенчатого хроматического ряда возрастающей светлоты и убывающей насыщенности.

  1. Основы колористики.

Теория. Гармония цветов и ее основные принципы: равновесие цветов, цветовое единство. Цветовые отношения: гармония родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных цветов. Гармония цветов в композициях.

Практические работы. Выполнение монохромной композиции в холодной цветовой гамме. Выполнение монохромной композиции в теплой цветовой гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в холодной гамме. Выполнение двухцветной светло-тональной композиции в теплой гамме.          Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение полихромной композиции из геометрических фигур «родственные цвета». Выполнение полихромной композиции из геометрических фигур «родственно - контрастные цвета».

  1. Живопись натюрморта.
    1. Натюрморт из предметов быта.

Теория. Композиция в живописи натюрморта. Последовательность этюдной работы над натюрмортом. Особенности живописного решения отдельных предметов в натюрморте в зависимости от их материала, фактуры, освещения и влияния окружающих предметов. Степень стилизации в декоративной технике исполнения натюрморта, пейзажа. Роль различных видов техники живописи в достижении выразительности художественного образа при решении многофигурной постановки.

Практические работы. Выполнение этюда натюрморта из овощей и фруктов. Цветовой рефлекс. Передача тональных отношений различных но цвету предметов. Приемы и техника работы гуашью и темперой. Выполнение этюда натюрморта из простых предметов быта в три краски. Композиция натюрморта. Определение цветовых отношений. Последовательность работы над натюрмортом. Степень детализации предметов.

Выполнение кратковременных этюдов простых предметов быта на цветовые отношения: натюрморт из одного предмета. Особенности живописного решения отдельных предметов в зависимости от материала, фактуры, освещения и цвета окружающих предметов.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение этюда тематического натюрморта из цветных шаров, мячей на нейтральном фоне. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-4 предметов с ярко выраженной фактурой в контрастной гамме.

  1. Цветочный натюрморт.

Практические занятия. Выполнение этюда тематического натюрморта из 3-х предметов с комнатным растением. Способы изображения растений в живописи.

Выполнение этюда букета цветов в сосуде простой формы. Обобщение и объем общей массы. Выполнение этюда цветочной композиции. Степень деталировки первого и второго планов.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение живописных набросков растений. Выполнение живописных этюдов растений.

  1. Живопись пейзажа
    1. Приемы акварельной техники в изображении пейзажа.

Теория. Знакомство с приемами акварельной техники в изображении пейзажа.

Практические работы. Изображение деревьев. Работа акварелью «по сухому», «по сырому». Изображение кустарников. Работа акварелью «по сухому», «по сырому». Изображение неба и облаков.

Самостоятельная работа обучающихся Изображение водной поверхности. Дождь. Изображение водной поверхности. Озеро(огражение). Изображение водной поверхности. Река (движение).

  1. Смешанные техники в изображении пейзажа.

Теория. Знакомство со  смешанными техниками в изображении пейзажа.

Практические работы. Выполнение этюдов фактуры и текстуры различных природных материалов (камень). Использование различных материалов и технических приемов для передачи текстуры камня. Материал - бумага А4 (пастельная, тонированная, наждачная), карандаш, цветные карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, перо, маркеры, уголь, сангина, соус, пастель; растирка для соуса, губка для техники штамповки, стекло для моногинии.

Самостоятельная работа обучающихся Изображение мелких природных деталей с передачей материала: листьев, цветов, веток. Изображение мелких природных деталей с передачей материала: камней. Изображение мелких природных деталей с передачей материала: ракушек.

  1. Промежуточная аттестация.

Практическая работа. Проверка знаний, умений, навыков обучающихся.

Смотреть работу полностью