Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера дошкольных...
16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Проводим лето в парке»
16.09.2019 г.
Всероссийский фестиваль поделок из овощей, цветов и фруктов «Щедрого лета прощальные дары…»
10.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Вспоминая ушедшее лето…»
09.09.2019 г.
 

Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню Государственного флага Российской...
09.09.2019 г.
Всероссийский конкурс «Мой Город отмечает праздник свой!»
05.09.2019 г.
IV Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Начальное техническое моделирование"

МКУ ДО "Станция юных туристов и техников" г. Слободского Кировской области.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Начальное техническое моделирование"

методист, педагог дополнительного образования : Буторина Любовь Валентиновна

 

 

2. Пояснительная записка

  Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического творчества, интересующихся техникой и ручным делом.

  Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Начальное техническое моделирование» (далее – программа) – результат моей многолетней работы с младшими школьниками.

  Программа адаптированная, разработана в 2004 году на основе существующей типовой программы Министерства просвещения А.П. Журавлевой «Начальное техническое моделирование» и собственного педагогического опыта, обновлена в 2018 году в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).

Программа ориентирована на обучающихся 1-4 классов в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации -  2 года. Общее количество часов программы – 288, каждого года обучения – 144 ч.  Программа имеет техническую направленность, призвана решать проблему логического, алгоритмического и технического мышления.

Она дает начальные (базовые) знания и умения моделирования авто,- судо-, авиа- техники, объектов архитектуры, сувениров, игрушек, готовит младших школьников к конструкторско-технологической деятельности, учит думать в практической деятельности, развивает мотивацию к включению в систему непрерывного технического образования и ранней профориентации, помогает воспитывать культурную целеустремленную личность.

Новизна программы заключается в том, что она постепенно знакомит обучающихся  с элементарными основами проектирования.

Актуальность данной программы объясняется необходимостью развития  творческих способностей, технического мышления и практических навыков человека в современном техномире.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена в творческом подходе к самореализации личности ребенка, т.к. нацелена на развитие  творческого потенциала младших школьников, а это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

Отличительные особенности представленной программы.

 - Личностно – деятельностный характер обучения, опирающийся на концепцию развивающего обучения, теоретико – методологической основой которой являются труды ученых Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, И.А.Зимней.

 - Углубленное изучение основ НТМ и постепенная подготовка к проектной деятельности.

 - Содержание курса программы построено по принципу «нарастающая спираль», в отличие от типовой программы, построенной по линейному принципу.

 

 

Цель программы: развитие  и реализация творческого потенциала и возможностей младших школьников средствами начального технического моделирования.

Задачи:

Воспитательные: формирование личностных УУД:

* Раскрытие личностного потенциала младших школьников (любознательности и интереса к миру техники; творческих задатков, познавательной активности и технического мышления, инициативы и самостоятельности);  
 - воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

      - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации в       

        процессе изготовления несложных моделей, сувениров, игрушек;

 - формирование навыков ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других (освоение и соблюдение приёмов безопасной работы с инструментами, материалами; понимание детьми необходимости применения  экологических материалов; организация здорового созидательного досуга);

 - воспитание основных моральных норм поведения и  культуры общения с товарищами в коллективе.

Развивающие: формирование метапредметных УУД.

На развитие регулятивных УУД

- формирование основ культуры труда:  умение ставить цель, планировать, работать по алгоритму, организовать рабочее место, контролировать и оценивать учебные действия.
На развитие познавательных УУД:

- развитие умений информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях технических объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений.

- формирование понятий знаково-символических средств (схем, технических рисунков, простейших чертежей, эскизов и другой технической документации) для решения учебных и практических задач создания моделей, макетов, игрушек, сувениров.

На развитие коммуникативных УУД:

 - формирование умения слушать и слышать педагога и других обучающихся;

 - вырабатывание умения работать индивидуально и в группе, принимать различные точки зрения, иметь свое мнение и аргументировать его.

Образовательные:

- овладение знаниями, умениями и навыками начального технического моделирования;

- закрепление, расширение и углубление знаний школьных предметов через включение обучающихся в творческую практическую деятельность (техническое творчество несет в себе яркий пример интеграции школьных знаний);

- ознакомление с основами конструкторско – технологической и проектной деятельности.

 

Режим  занятий.

   Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Численный состав группы 12 –14 человек. Расчасовка тем в учебно-тематическом плане может варьироваться в зависимости от усвоения обучающимися учебного материала. Объемные темы в содержании подразделены: указана тематика узловых занятий. Тематика содержания может корректироваться в зависимости от цели и задач занятий. Обучение по программе очное.

 Формы образовательного процесса: занятие, экскурсия, конкурс, викторина, соревнование, игра. Основной организационной формой в ходе реализации программы является занятие. Эта форма обеспечивает четкость и непрерывность процесса обучения, возможность сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

 

Занятия проводятся по следующей схеме:

 - организация учащихся;

 - актуализация, повторение ранее изученного материала;

 - инструктаж, изучение нового материала;

 - практическая работа;

 - рефлексия;

 - подведение итогов.

Методическая основа образовательного процесса: основными методами и приемами обучения начальному техническому моделированию являются:   

1 уровень - объяснительно – наглядные (рассказ, объяснение, показ, иллюстрация, контрольные вопросы);

2 уровень -  информационно – поисковые (беседа, проблемные вопросы, обсуждение,  конструкторско-технологические задания и задачи, элементы проектной деятельности);

3 уровень - творческие (проблема, проблемная ситуация, мысленный и практический эксперимент, исследование, проектирование).

 

Обязательным компонентом настоящей программы является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие, которому способствует:

 - использование экологически чистых материалов (переход от красок на нитроцеллюлозной основе к водорастворимым краскам), исправных инструментов и приспособлений;

 - использование бросового материала (экологически безопасных бытовых отходов) в качестве уже готовых деталей для изготовления моделей технических объектов;

 - смена видов деятельности (сочетание учебной деятельности с элементами занимательности: игры, конкурсы, викторины, соревнования и т.п.);

 - благоприятная эмоциональная атмосфера на занятиях (сотворчество, доброжелательное общение, взаимоподдержка);

 - создание «ситуации успеха» для всех детей на каждом занятии (прежде всего для недостаточно подготовленных, важно дать им почувствовать, что они не хуже других).

 

Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что у обучающихся начальных классов преобладает зрительное восприятие, наглядно-образное мышление,  непроизвольное внимание, они не могут выделить главное и второстепенное. Придя в объединение, младшие школьники почти совсем не готовы к самостоятельной работе.

Этапы развития творческого потенциала и технических способностей обучающихся:

 - изготовление моделей технических объектов по образцу, от подражания к задаткам субъективного творчества;

 - внесение частичных изменений в конструкцию изделия или технологию его изготовления;

 - перенос принципа и приемов изготовления одного изделия (или отдельных его деталей) на изготовление другого (или отдельных его деталей);

 - изготовление моделей технических объектов (или отдельных деталей) по собственному замыслу;

Знание педагогом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет ему эффективно использовать влияние коллектива на учебную деятельность.

 

Для определения результативности образовательного процесса и своевременной его корректировке проводится мониторинг.

Три этапа мониторинга:

 - входной контроль;

 - текущий контроль;

 - итоговый контроль.

Основные методы контроля:

  наблюдение;  устный опрос; тестирование; контрольные задания.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

анкетирование; анализ; миниконкурсы; конкурсы; викторины; соревнования  (внутрикружковые, городские, областные); выставки технического творчества  (внутрикружковые, городские, областные); игры (деловые, интеллектуальные, дидактические и т.д.); головоломки, кроссворды, ребусы, загадки и т.д.).

 

 

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты.

В результате освоения программы раскрываются творческие возможности обучающихся и реализуется их личностный потенциал в области начального технического моделирования. Процесс развития личности идет по пути непрерывно «нарастающей спирали»: мотив –  конструкторско -  технологическая деятельность  - результат -.

 

У обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные УУД:

- мотив  и устойчивый интерес (мотив из внешнего переходит во внутренний, от простого желания изготовить объект к самоопределению технического профиля для продолжения занятий в технических кружках);

- элементы самостоятельности, познавательной активности и технических способностей;

- желание вести здоровый образ жизни, культура трудовых действий и общения;

- понимание ответственности.

 

Вся конструкторско-технологическая деятельность способствует интеграции знаний школьных предметов; овладению знаниями, умениями и навыками начального технического моделирования стимулирует к освоению проектной деятельности.

 

Метапредметные результаты.

 Освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 

Регулятивные УУД:

-умеют принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практических задач, работать по алгоритму соблюдая правила культуры и безопасности труда, контролировать учебные действия и оценивать результаты.

 

Познавательные УУД:

-умеют осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации;

-умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить логические рассуждения.

 

Коммуникативные УУД:

    - умеют слушать и слышать педагога и других обучающихся, учитывать разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;

 

- умеют работать в группе — устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу  и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 

Предметные результаты.

По окончании 1 –го года обучения по программе обучающиеся  должны

знать:

 - элементарные понятия начального технического моделирования;

- алгоритмы (работы по шаблону, работы над созданием изделия чтения чертежа);

 - правила культуры поведения;

 - правила культуры трудовых действий и безопасной работы в объединении;

 - начальные сведения об истории техники, ее видах и значении в жизни человека;

 - технологию изготовления простейших моделей технических объектов в соответствии с требованиями программы 1 –го года обучения;

уметь:

 - изготавливать простейшие модели согласно алгоритма работы над изделием и обыгрывать их;

- пользоваться различными видами материалов и ручных инструментов согласно ПБТ (правила безопасного труда) и культуры трудовых действий;

 - правильно организовать рабочее место;

 - работать в соответствии с правилами поведения в объединении;

Опыт эмоционально – ценностных отношений:

 - устойчивое желание заниматься НТМ;

 - проявление трудолюбия, аккуратности и бережливости;

 - проявление познавательного интереса к технике и техническому творчеству и познавательной активности на занятиях.

 

По окончании 2 – го года обучения по программе обучающиеся должны

знать:

 - основы конструкторско – технологической и  проектной деятельности в начальном техническом моделировании;

 - основные правила культуры труда;

 - основные источники информации и правила их применения для работы в объединении;

 - классификацию двигателей и правила их установки на моделях;

 - правила культуры общения в коллективе;

уметь:

 - подходить к созданию модели как к комплексу, проекту целенаправленной спланированной работы и решать несложные конструкторско – технологические и проектные задачи;

 - анализировать конструкцию объекта на основе требований к изделию, методов и приемов конструирования, требований технической эстетики, работы с техническими документами;

 - планировать работу по созданию изделия и составлять технологическую карту либо отдельных ее этапов или элементов;

 - выполнять художественное оформление поделок с точки зрения основных художественных характеристик;

 - анализировать результаты своего труда;

 - сотрудничать со своими сверстниками, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Опыт эмоционально – ценностных отношений:

 - осознанный выбор определенного профиля технического творчества для продолжения занятий  в кружках технической направленности;

 - проявление активности, самостоятельности, ответственности  в  учебно – познавательной деятельности;

 - уважение к людям различных сфер деятельности и результатам их труда.

 

3. Учебно-тематический план

1-й год обучения.

ТЕМА

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Правила безопасности труда.

 

2

 

1

 

1

2

Введение в курс НТМ.

18

4

14

3

Алгоритмическая подготовка.

14

3

11

4

Первоначальные понятия об электрическом токе, электрической схеме и электроосвещении на моделях.

4

1

3

5

Изготовление простейших моделей технических объектов из плоских деталей.

 

32

 

6

 

26

6

Изготовление моделей технических объектов из объемных деталей.

 

60

 

10

 

50

7

Конкурсы.

6

2

4

8

Экскурсии.

6

6

 

9

Заключительное занятие.

2

2

 

ИТОГО:

144

35

109

 

2-й год обучения.

ТЕМА

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Инструменты и материалы.

 

2

 

1

 

1

2

Основы НТМ.

60

14

46

3

Изготовление простейших моделей транспортной техники с резиновым двигателем.

 

26

 

4

 

22

4

Изготовление действующих моделей технических объектов.

 

22

 

4

 

18

5

Изготовление моделей технических устройств.

 

20

 

4

 

16

6

Конкурсы.

6

2

4

7

Экскурсии.

6

6

 

8

Заключительное занятие.

 

2

2

 

ИТОГО:

144

37

107

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ.

1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Результаты образовательного процесса

 

Практические работы

Знания

Дети должны знать:

Умения

Дети должны уметь:

Уровень сложности

Объекты

 труда

1

Вводное занятие

Правила и порядок работы учреждения и объединения. Основные сведения о НТМ и содержание работы объединения. Знакомство с мастерской объединения (рабочие уголки, уборочный инвентарь, художественный уголок и т.д.).

Вводный инструктаж об основных правилах поведения, ТБ и ППБ в учреждении и мастерской.

Правила работы с бумагой.

Знакомство с основными рабочими операциями (сгибание, складывание, резание, склеивание и т.д.).

Правила работы с инструментами, необходимыми для работы с бумагой.

Основные чертежные инструменты и принадлежности. Их назначение и правила пользования.

ПБТ при работе с чертежными инструментами и принадлежностями.

Работать с основными чертежными инструментами и принадлежностями в соответствии с ПБТ.

 

 

Демонстрация экспонатов готовых моделей.

Поделки из бумаги (оригами) по заданной схеме: самолет («птичка»), кораблик, походная шляпа и т.д.

 

2

Введение в курс НТМ.

Тематика занятий:

(элементарные понятия)

*Конструкция объекта

*Техническая документация

*Материалы, инструменты, приспособления и организация рабочего места

*Планирование

*Художественное оформление поделок

*Самоконтроль и взаимоконтроль 

Элементарные понятия.

  • НТМ
  • Конструкция объекта
  • Шаблон, развертка, разметка
  • Техническая документация. Графические изображения и их различия. Линии чертежа (видимого контура, невидимого контура, осевая линия, линия сгиба).
  • Основные ручные инструменты и приспособления. Материалы, применяемые в НТМ, их свойства.

Разнообразие поделочного материала (бросовый материал и его использование в НТМ).

 Способы изготовления отдельных деталей из бумаги и картона. Способы соединения деталей.

БТ при работе с различными материалами и инструментами

Организация и содержание рабочего места.

  • Планирование. Значение планирования. Цель и задачи предстоящих действий.
  • Способы и приемы художественного оформления поделок (покраска, покрытие лаком, аппликация). ТБ при работе с нитрокрасками и лаками.
  • Самоконтроль и взаимоконтроль.  Их сущность и значение.

 

  • Определять и правильно называть основные и дополнительные части конструкции модели
  • Различать и называть графические изображения объекта.
  • Определять цель и задачи предстоящей работы
  • Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи шаблонов и линейки.
  • Проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) параллельные, перпендикулярные и наклонные линии.
  • Пользоваться основными чертежными  инструментами и приспособлениями.
  • Правильно организовывать рабочее место.
  • Пользоваться основным ручными инструментами, необходимыми при работе с бумагой и –картоном с учетом правил БТ.
  • Использовать бросовый материал для изготовления деталей объекта.
  • Прочно соединять детали между собой.

Качественно выполнять художественное оформление поделок.

1

 

 

 

 

2

 

 

3

 

Лодочка (из бумаги или использованной полиэтиленовой бутылки).

Планер на спичке, вертолет на спичке.

Серия цельнобумажных планеров; простейшие бумажные макеты микроавтобусов и автомобилей; силуэтные игрушки из картона с подвижными частями (дергунчики),

Буратино-кольцеброс

3

Алгоритмическая подготовка.

Тематика занятий:

*Алгоритм работы с шаблоном

*Алгоритм работы над изделием

Элементарное понятие об алгоритме. Алгоритмический подход как следствие рациональной планомерной деятельности человека.

Алгоритм работы с шаблоном на бумаге, картоне, ватмане.

Алгоритм работы с шаблоном на жести, фанере и других материалах.

Расширение и углубление знаний о планировании и рациональном подходе к изготовлению изделия.

Этапы работы над изделием (конструкторский, технологический, практический). Характерные особенности каждого этапа.

Алгоритм работы над изделием (на основе этапов).

Элементарное понятие о технологических картах. Технологическая карта как результат планирования всей конструкторско-технологической деятельности. Правила и порядок работы с технологическими картами.

Внутри кружковые соревнования.

  • Планировать этапы работы по созданию изделия.
  • Ставить перед собой цель и задачи предстоящей работы
  • Пользоваться технологическими картами
  • Добиваться выполнения поставленных задач для достижения цели

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

Катамаран (из бумаги или использованной полиэтиленовой бутылки); коробочка-сувенир.

 

Простейшие бумажные макеты микроавтобусов и автомобилей: «Фиат», «АЭРО», «Веста» и др.

Катер, планер на деревянной рейке, плоский воздушный змей; различные варианты подставок под модели.

4

Первоначальные понятия об электрическом токе, электрической схеме и электроосвещении на моделях.

Элементарные понятия об электрическом токе и простейшей электрической цепи. Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейка), проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии (лампочки, электромоторчики, звонки и др.). Условные обозначения элементов электрической цепи. Правила и порядок чтения и изображения электрической схемы.

Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. ПБТ при сборке электрической цепи. Электроосвещение на моделях.

  • Читать и графически изображать электрическую цепь с одним потребителем.
  • Собирать простейшую электрическую цепь (батарейка, проводник, выключатель, лампочка или звонок).

 

Демонстрация технических моделей с электроосвещением «Фонарик», «Светофор» (сборка простейшей электрической цепи).

 

5

Изготовление простейших моделей технических объектов из плоских деталей.

Тематика занятий:

(элементы НТМ)

*Конструкция объекта

*Техническая документация

*Материалы, инструменты, приспособления и организация рабочего места

*Планирование

*Художественное оформление поделок

*Самоконтроль и взаимоконтроль

Закрепление, углубление и расширение знаний о планировании работы над изделием.

  • Конструкторский этап. Содержание работы.
  • Технологический этап. Содержание работы.
  • Практический этап. Содержание работы.

Закрепление знаний о правилах и порядке работы с технологическими картами.

Расширение и углубление знаний о конструкции объекта. Элементарные понятия о контуре и силуэте объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге, половине круга и т.д.

Рассматривание технических объектов как совокупности геометрических фигур.

Закрепление и углубление элементарных знаний о технической документации, графических изображениях и их различиях.

  • Линии чертежа (линии видимого контура, линии невидимого контура, осевая линия, линия сгиба, выносная и размерная линии).

 Габаритные размеры. Основные правила чтения и нанесения габаритных размеров.

  • Окружность, диаметр, радиус, центр и их условные обозначения.
  • Правила и порядок чтения основных размеров графических изображений плоских деталей. Способы увеличения и уменьшения изображений плоских деталей. Элементарное понятие о масштабе.

Закрепление, расширение и углубление знаний о ручных инструментах и приспособлениях, материалах и их свойствах. Способы и приемы обработки различных материалов. Способы разметки на различных материалах.

Выпиливание – распространенная технологическая операция. Основные правила и приемы выпиливания. Организация рабочего места для выпиливания. Способы сборки и соединения деталей самоделок из различных материалов.

Зависимость художественного оформления изделия от его назначения, формы и материала. Цветовой тон, цветовые отношения и сочетания.

Правила безопасности труда при выполнении различных рабочих операций.

Приемы самоконтроля и взаимоконтроля (внешний осмотр и замер, сравнение и сопоставление).

Подготовка к городским соревнованиям по НТМ.

  • Планировать этапы трудовых действий и работать на основе алгоритмических знаний
  • Пользоваться технической документацией и технологическими картами
  • Обосновать конструктивный замысел
  • Узнавать и называть плоские геометрические фигуры
  • Рассматривать технические объекты как совокупность геометрических фигур
  • Читать размеры графических изображений плоских деталей модели
  • Начертить циркулем окружность (например, колеса к модели)
  • Выполнять разметку плоских деталей на различных материалах, используя шаблоны и знания графической подготовки.
  • Выпиливать плоские детали по внешним и внутренним контурам
  • Обрабатывать заготовки с учетом свойств конкретных материалов
  • Называть ручные инструменты и приспособления, используемых в НТМ
  • Использовать ручные инструменты и приспособления по назначению  и с учетом правил БТ
  • Прочно соединять детали из различных материалов
  • Правильно организовать рабочее место
  • Выполнять художественное оформление поделок с учетом требований технической эстетики
  • Контролировать себя на всех этапах работы по созданию объекта

Работать в коллективе

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Контурные модели из картона с щелевым соединением: различные варианты ракет и самолетов, якорей; различные варианты подставок под модели из картона или фанеры.

Несложные контурные модели речных катеров, кораблей (изготовление надстройки из фанеры); различные варианты подставок под модели из фанеры.

Контурные самоходные автомодели: трактор «Белорусь», «Джип», «Электрокар», Т-150К; различные варианты тележек к моделям.

Игрушки: «Бильбоке», «Сквозные лунки», «Накинь кольцо».

6

Изготовление моделей технических объектов из объемных деталей.

Тематика занятий:

(элементы НТМ)

*Конструкция объекта

*Техническая документация

*Материалы, инструменты, приспособления и организация рабочего места

*Планирование

*Художественное оформление поделок

*Самоконтроль и взаимоконтроль

Закрепление, расширение и углубление знаний планирования. Цель и задачи на каждом этапе работы по созданию изделия.

Закрепление, расширение и углубление знаний работы с технологическими картами. Способы составления отдельных этапов или элементов технологической карты (например, начертить эскиз; определить трудовые операции и рациональную последовательность; определить материалы, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения этих операций и т.д.)

Закрепление и углубление знаний о технической документации и графических изображениях. Правила и порядок чтения графических изображений и разверток объемных деталей простой формы.

Закрепление, расширение и углубление знаний о конструкции объекта, его деталях, элементах (частях) детали, сборочной единице.

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, шар и др.

Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа технических объектов. Формы технических объектов в сопоставлении с геометрическими телами.

Основные художественные характеристики изделия:

  • Цветовая гармония
  • Художественная выразительность
  • Практическая полезность

Культура трудовых действий (темп и ритм, четкость, упорядоченность, гармоничная связь, равномерная затрата энергии для выполнения необходимых движений).

Подготовка самоделок к городской и областной выставкам технического творчества.

Анализ качества изготовления изделий. Зависимость результатов соревнований от качества изготовления изделий. Сравнение своих результатов с результатами других участников.

  • Планировать работу по созданию модели
  • Представлять по памяти образ рассматриваемого объекта
  • Представлять образ объекта или отдельной его детали, которую будут изготавливать по собственному замыслу
  • Обосновать конструктивный замысел
  • Самостоятельно пользоваться  технической документацией (читать чертеж и другие графические изображения) и технологическими картами.
  • Находить решение в новой ситуации
  • Сравнивать технические объекты с геометрическими формами; мысленно расчленять объекты на части и сопоставлять с геометрическими фигурами и телами.
  • Определять и подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления.
  • Выполнять разметку на различных материалах.
  • Обрабатывать заготовки с учетом свойств конкретных материалов.
  • Соединять детали различными способами.
  • Работать в соответствии с правилами культуры трудовых действий.
  • Выполнять художественное оформление поделок с точки зрения основных художественных характеристик.
  • Контролировать себя на всех этапах работы по созданию изделия.

Принимать участие в коллективной подготовке к городским, областным соревнованиям и выставкам по техническому творчеству.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Простые бумажные макеты и модели из объемных деталей: МИГ-25 (настольная модель), пароход (и подставка под модель), безбашенный танк, трицикл (настольная модель); самоходные модели: «Нива», Газ-69, автобус «Лиаз».

Объемные и электрифицированные макеты и модели из различных материалов. Танки Т-34, Т-70; речной бронекатер (и подставки под модель). Самоходные модели: трицикл (и мотоциклист), БРДМ, самосвал «БЕлаз».

Объемные самоходные и электрофицированные модели из разных материалов. БА-64, ЗИС-5В, троллейбус, мотоцикл «Хонда».

 

7

Конкурсы.

 

Игры, викторины, выставки, соревнования (в течении всего учебного года).

Конструкторские, графические, технологические и практические умения и навыки.

 

 

8

Экскурсии

Возможные объекты: предприятия и организации города, строительные площадки, библиотека, музей, выставки технического творчества (городская и областная), и др;

(в зависимости от цели и задач образовательного процесса)

 

 

 

9

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Перспектива работы в кружке. Планы на следующий учебный год.

Оценить и проанализировать результаты своего труда за учебный год.

 

 

 
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ.  
  2-й год обучения

 

Тема

Результаты образовательного процесса

Практические работы

Знания

Дети должны знать:

Умения

Дети должны уметь:

Уровень сложности

Объекты труда

 

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы.

ПТБ (правила техники безопасности).

Вспомнить понятие и назначение НТМ. Вспомнить чем занимались в прошлом учебном году.

Элементарные понятия о сущности научно-технической революции, компьютерных технологий. «Ступени» юного техника: от технической игрушки к действующей модели, от модели к настоящей машине.

Вводный инструктаж по правилам безопасности работы.

Ознакомление с планом работы кружка.

Работать с основными чертежными инструментами и приспособлениями в соответствии с ПБТ.

Работать в коллективе.

 

Игра «Техномир» на повторение и закрепление учебного материала 1-го года обучения.

2

Основы НТМ.

Тематика занятий:

*Культура труда 

*Графическая грамотность

*Элементы технической эстетики

*Конструкторско-технологические задачи

*Методы и приемы конструирования

Элементарные понятия о культуре труда как комплексе целенаправленной спланированной работы по созданию изделия.

Основные элементы и правила культуры труда (планирование и организация трудового процесса; выбор инструментов и оборудования; организация рабочего места; обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины; контроль качества изготовления). Закономерность комплексного подхода к созданию изделия.

Закрепление и совершенствование знаний о планировании и алгоритмическом подходе к созданию изделия, этапах (конструкторский, технологический, практический) и содержании работы на каждом этапе. Повторение алгоритма работы над созданием изделия. Правила и порядок составления технологических карт, отдельных ее этапов и элементов.

Основные требования к изделию (потребность, новизна, простота устройства, технологичность, функциональность, экономичность, эстетичность, экологичность).

Элементарные понятия о технической эстетике. Основные элементы технической эстетики: форма, цвет, пропорциональность и их равновесие. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность).

Элементарные понятия о графической грамотности. Закрепление знаний о графических изображениях и их различиях. Совершенствование знаний о масштабе, чтении основных размеров и условных обозначений, применении этих знаний в НТМ.

Первоначальные понятия о трех видах. Первоначальные понятия о сборочном чертеже. Правила и порядок чтения чертежа и других графических изображений. Знакомство с алгоритмом чтения графических изображений. Совершенствование умений в чтении и составлении простейших электрических схем.

Закрепление и совершенствование знаний о само- и взаимоконтроле, приемах само- и взаимоконтроля (внешний осмотр и замер, сравнение и сопоставление).

Элементарные понятия о конструкторско-технолгических задачах. Понятие о задачах на моделирование и доконструирование. Возможность использования литературы и иных источников информации для поиска оптимальной конструкции будущего изделия. Правила пользования библиотечными каталогами.

Примеры решения задач на моделирование и доконструирование (на основе выполняемых изделий) с выделением всех основных этапов этой работы: анализ содержания задачи, определение оптимального варианта конструкции, разработка технологии изготовления объекта (технологической карты).

Методы и приемы конструирования: метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, приемы объединения и разъединения многослойных, многоэтажных, многоярусных конструкций (на основе выполняемых изделий).

  • подходить к созданию модели комплексно на каждом этапе работы.

1.Конструкторский этап

  • рассматривать будущую модель с точки зрения основных требований к изделию.
  • Представлять по памяти образ рассматриваемого объекта
  • представлять образ объекта или его отдельных деталей, которые будут изготавливать по собственному замыслу
  • сравнивать технический объект  с геометрическими формами; мысленно расчленять объект на части и сопоставлять с геометрическими фигурами и телами
  • обосновать конструктивный замысел
  • самостоятельно пользоваться технической документацией (читать чертеж и другие графические изображения) и технологическими картами

2.Технологический этап

  • Планировать работу на основе общего алгоритма по созданию изделия
  • Составить технологическую карту или отдельные ее этапы и элементы (например, составить эскиз, определить рабочую операцию, определить необходимые материалы, инструменты и приспособления и др.)

3.Практический этап

  • Работать в соответствии с правилами культуры труда
  • Выполнять рабочие операции в соответствии составленного плана, правил культуры трудовых действий и БТ
  • Рационально организовать рабочее место
  • Находить решение в новой ситуации и творчески подходить к любому делу с использованием определенных материалов, инструментов и приспособлений (на базе теоретических знаний)
  • Контролировать себя на всех этапах работы
  • Выполнять художественное оформление поделок с точки зрения основных художественных характеристик

Составлять простейшие электрические схемы при изготовлении электрифицированных моделей

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Объемные макеты и модели из различных материалов.

Танки Т-34, Т-70, речной бронекатер (и подставка под модель); самоходные модели: трицикл (и мотоциклист), БРДМ, самосвал «Белаз».

Объемные самоходные модели из различных материалов. БА-64, ЗИС-5В, зенитная установка «Катюша» на базе

ЗИС-5В, мотоцикл «Хонда», троллейбус.

Картонные модели самолетов для запуска с катапульты: «Сокол», «Альбатрос».

 

Картонные модели планеров для запуска с катапульты: «Малыш» и др.

3

Изготовление простейших моделей транспортной техники с резиновым двигателем.

Тематика занятий (основы НТМ):

*Культура труда 

*Графическая грамотность

*Элементы технической эстетики

*Конструкторско-технологические задачи

*Методы и приемы конструирования

Общие понятия о транспорте, его видах и значении. Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного, воздушного и водного транспорта. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полу объемные, объемные модели.

Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль.

Расширение первоначальных понятий о сборочном чертеже. Закрепление, расширение и углубление знаний чтения чертежа и других графических изображений согласно алгоритму. Составление эскиза плоских деталей и разверток, изделий или отдельных деталей простой формы.

Расширение и углубление знаний о технической эстетике. Характерные показатели и требования технической эстетики.

  • гармоничная согласованность форм деталей и объекта в целом
  • целесообразность и рациональность форм деталей и объекта в целом
  • зависимость формы от назначения
  • единство формы и содержания
  • художественная выразительность и цветовая гармония

Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей. Выбор материалов и способы их обработки. Использование бросового материала для изготовления отдельных деталей. Способы соединения деталей и сборочных единиц.

Резиновые двигатели моделей, их устройство и действие. Способы установки двигателей на моделях. Увеличение продолжительности их действия, мощности. Понятия о движителях (колеса, гребные и воздушные винты). Пусковые установки (катапульты) для запуска моделей, их устройство и действия.

Анализ и оценка выполненных конструкторско-технологических задач и использованных методов и приемов конструирования (на основе выполняемых изделий). Закрепление правил культуры труда.

Внутри кружковые соревнования. Подготовка к городским соревнованиям по НТМ.

  • подходить к созданию модели комплексно на каждом этапе работы.

1.Конструкторский этап

  • рассматривать будущую модель с точки зрения основных требований к изделию.
  • представлять по памяти образ рассматриваемого объекта
  • представлять образ объекта или его отдельных деталей, которые будут изготавливать по собственному замыслу
  • сравнивать технический объект  с геометрическими формами; мысленно расчленять объект на части и сопоставлять с геометрическими фигурами и телами
  • обосновать конструктивный замысел
  • самостоятельно пользоваться технической документацией (читать чертеж и другие графические изображения) и технологическими картами

2.Технологический этап

  • Планировать работу на основе общего алгоритма по созданию изделия
  • Составить технологическую карту или отдельные ее этапы и элементы (например, составить эскиз, определить рабочую операцию, определить необходимые материалы, инструменты и приспособления и др.)

3.Практический этап

  • Работать в соответствии с правилами культуры труда
  • Выполнять рабочие операции в соответствии составленного плана, правил культуры трудовых действий и БТ
  • Рационально организовать рабочее место
  • Находить решение в новой ситуации и творчески подходить к любому делу с использованием определенных материалов, инструментов и приспособлений (на базе теоретических знаний)
  • Контролировать себя на всех этапах работы
  • Выполнять художественное оформление поделок с точки зрения основных художественных характеристик

Составлять простейшие электрические схемы при изготовлении электрифицированных моделей

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Контурные модели на резиноматоре судов, буксира, тракторов, грузовиков, пожарной машины и др.

Игрушки: «Волк», «Крокодил Гена и Чебурашка», на резиномоторе.

Картонные модели планеров на деревянной рейке для запуска с катапульты. Плоские воздушные змеи (ромбические, прямоугольные, фигурные).

Модели судов, аэромобилей и аэросаней, самолетов с воздушным винтом и резиновым двигателем.

Картонные модели самолетов для запуска с катапульты. Простейший коробчатый змей.

Объемные и полуобъемные модели судов, грузовых, легковых, спортивных автомобилей на резиновом двигателе.

Аэродинамическая модель «Диск-вертолет».

 

4

Изготовление действующих моделей технических объектов.

Тематика занятий:

*Классификация и основные механизмы машин

*Двигатели на моделях

*Элементарные понятия радиоэлектроники

Понятия о машинах – двигателях и машинах – орудиях и их назначении. Машины – двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца, а также электрическую энергию. Понятие о машинах – орудиях (обробатывающие, транспортные, грузоподъемные). Основные механизмы машины: двигатели передающий и исполняющий. Их назначение и взаимодействие.

Классификация двигателей. Краткая история развития двигателей. Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный). Электрические микродвигатели постоянного тока и источники их питания. Понятие о микродвигателе внутреннего сгорания. Правила установки двигателей на моделях.

Электрический паяльник. Припои, флюсы. Правила пайки. ПБТ при пайке.

Беседы по истории развития электроники и робототехники. Знакомство с радиодеталями (резисторами, конденсаторами и диодами, транзисторами), их назначение и свойства.

Решение конструкторско-технологической задачи- путь изготовления изделия. Примеры задач на моделирование, конструирование или доконструирование и их решение при изготовлении изделия.

Правила составления электрической цепи. Понятие о проводниках и изоляторах. Выключатели, переключатели, их назначение.

Применение лампочек, светодиодов на моделях автомобилей, судов, светофоров. Установка на моделях микродвигателей.

 

 

 

Подходить к созданию изделия как комплексу целенаправленной спланированной работы (на основе общего алгоритма работы) и решать конструкторско-технологические задачи:

1. анализировать конструкцию объекта на основе требований к изделию, методов и приемов конструирования, требований технической эстетики, работы с технической документацией;

2.планировать работу по созданию изделия и составлять технологическую карту или отдельные ее этапы и элементы;

3.работать в соответствии с правилами культуры труда; выполнять художественное оформление поделок с точки зрения основных художественных характеристик;

4. анализировать результаты своего труда.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Простейшая модель ветряного двигателя (мельница), водяного колеса, паровой турбины.

Изготовление игрушек-виброходов: «Робот», «Луноход», «Жук».

Модели парусных судов: яхта, швертбот.

Модели парусных машин: буер (колесный, на лыжах).

Модели грузовых, легковых, спортивных (гоночных) судов и автомобилей.

Установка микроэлектродвигателя на модели.

Испытание моделей.

 

5

Изготовление моделей технических устройств.

Тематика занятий:

*Электричество и автоматика на моделях

*Простей-шие средства связи и сигнализации

Решение конструкторско-технологической задачи - путь изготовления изделия. Примеры задач на моделирование, конструирование или доконструирование и их решение при изготовлении изделия.

Правила составления электрической цепи. Понятие о проводниках и изоляторах. Выключатели, переключатели, их назначение.

Применение лампочек для карманного фонаря на моделях автомобилей, судов, светофоров. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и выключателей. Установка на моделях микродвигателей.

Общие понятия об автоматике, ее значение и применение в народном хозяйстве, быту. Понятие об основных элементах автоматических устройств (датчики, реле, исполнительном механизме). Понятие об автоматах (механических и электрических) и дистанционном управлении машинами и моделями. Простейшие устройства автоматического и дистанционного управления моделями. Беседы о безопасной работе.

Значение связи в жизни людей, народном хозяйстве и обороне страны. Краткий обзор развития средств связи. Роль сигнализации на транспорте, в промышленности, в походах (туристических, военизированных) и др. основные виды электросвязи: по проводам и без проводов. Понятие о телеграфной азбуке Морзе и семафорной азбуке (применяемой для переговоров на флоте).

Виды и средства сигнализации: звуковая (рупор, свисток, гудок, сирена, колокол, рожок, горн), видимая (подача сигнала движениями рук, флажками, фонарями, дымом, ракетами). светосигнальные устройства.

Разбор схем и простейшей конструкции телефона, телеграфного аппарата, детекторного радиоприемника (с полупроводниковым диодом), светосигнального аппарата (с лампочкой для карманного фонаря).

Анализ и оценка выполненных изделий. Отбор лучших работ на выставку технического творчества.

Подходить к созданию изделия как комплексу целенаправленной спланированной работы (на основе общего алгоритма работы) и решать конструкторско-технологические задачи:

1. анализировать конструкцию объекта на основе требований к изделию, методов и приемов конструирования, требований технической эстетики, работы с технической документацией;

2.планировать работу по созданию изделия и составлять технологическую карту или отдельные ее этапы и элементы;

3.работать в соответствии с правилами культуры труда; выполнять художественное оформление поделок с точки зрения основных художественных характеристик;

4. анализировать результаты своего труда.

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Доделывание ранее начатых поделок.

Установка на ранее построенных моделях микроэлектродвигателей, лампочек, источников питания, выключателей и переключателей, монтаж электропроводки.

Установка на моделях автомобилей автоматического выключателя или переключателя направления вращения электродвигателя.

Электрофицированные, электромагнитные и автоматические игрушки и аттракционы: «Мигающий зверь», «Волшебный акробат», автоматические качели и «Собачка в будке» (со звуковым реле); тир-аттракцион «А ну, попади», электромагнитный тир с дистанционным управлением.

Устройство для дистанционного управления моделями.

6

Конкурсы

Игры, викторины, выставки, соревнования (в течение всего учебного года).

 

Конструкторские, графические, технологические и практические умения и навыки.

 

 

7

Экскурсии

Возможные объекты: предприятия и организации города, строительные площадки, библиотека, музей, выставки технического творчества (городская и областная);

(в зависимости от цели и задач образовательного процесса)

 

 

 

8

Заключительное занятие.

Подведение итогов за год. Планы на следующий учебный год.

Оценить и проанализировать результаты своего труда за учебный год.

 

 

 

5. Методическое обеспечение.

Структура содержания программы построена по принципу «нарастающая спираль», что с самого начала способствует построению учебного курса  через призму комплексного подхода к процессу изготовления поделок и организации  обучения младших школьников конструкторско – технологической деятельности.

Успешность реализации программы зависит от качества:

 - организации образовательного процесса;

 - методического и дидактического обеспечения;

 - учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Исходя из этого образовательный процесс объединения предполагает:

 - отбор форм занятий, методов и приемов обучения, способствующих мыслительной деятельности;

 - применение системы средств обучения;

 - личностно – деятельностный характер обучения.

 

В течение курса обучения НТМ используются следующие формы учебно- воспитательного процесса: учебное занятие, конкурс, экскурсия, викторина, соревнование, выставка технического творчества, игра. Разнообразие форм учебно – воспитательного процесса способствует формированию у младших школьников интереса к миру техники, развитию познавательной активности и технического мышления, воспитанию культуры общения, закреплению и расширению знаний, умений и навыков начального технического моделирования.

В начале 1-го года обучения проводится конкурс «Юмикс» (для определения уровня подготовленности воспитанников).

В начале 2 – го года обучения – игра «Техномир» (для повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных ранее).

В течение года конкурсы, игры, выставки, викторины, соревнования проводятся в конце каждой темы программы, они помогают определить уровень усвоения обучающимися учебного материала, познавательной активности и технического мышления; подводят младших школьников к самостоятельному оцениванию и анализу результатов своей деятельности. Экскурсии проводятся согласно намеченных целей и задач учебного процесса,  они расширяют кругозор, формируют любознательность, приобщают к миру технического творчества.

В конце 1 – го года обучения проводится конкурс «Юмикс»

                     2 – го года обучения – конкурс «Вятский Левша»

(для определения уровня обученности обучающихся).

Помимо внутрикружковых мероприятий, малыши участвуют в городских и областных мероприятиях по техническому творчеству.

Все перечисленные формы занятий используются и как элементы занимательности на занятиях, которые одновременно служат и формами контроля.

В образовательной деятельности сочетаются такие подходы к обучению, как программирование, алгоритмизация, элементы педагогических технологий проектной деятельности и проблемного обучения (алгоритм упорядочивает действия, программирование содействует быстрому получению учебной информации, проблемность и проектирование активизируют мыслительные и эмоциональные процессы).

Хорошим результатам образовательной деятельности способствует:

 - рациональная комбинация методов и приемов репродуктивной и поисковой деятельности обучающихся на основе личностно – деятельностного подхода;

 - прием дозирования (подача учебного материала дозами с последующим закреплением и сопровождением либо спорных, либо контрольных, либо проблемных вопросов, главное, чтобы они логически подводили учеников к отысканию правильного ответа);

 - постоянный контроль (помимо элементов занимательности это могут быть тесты, контрольные задания, устные опросы);

 - постоянное побуждение к познавательной конструкторско-технологической деятельности.

 

Классификация средств обучения по начальному техническому моделированию.

Учебно-дидактические пособия.

Все дидактические пособия размещаются на стенде «Будущему конструктору» и условно  делятся на 3 блока:

-культурологический (памятка культуры поведения в кружке),

-алгоритмический

для 1-го года обучения – «Алгоритм работы над изделием»;

для 2-го года обучения – «Звездочка обдумывания в проектировании»;

алгоритм работы с шаблоном, алгоритм работы над изделием, алгоритм чтения чертежа, алгоритм работы над проектом;

-конструкторско – технологический

памятки: «общие требования к изделию», «контрольные вопросы для решения конструкторско-технологических задач», «как решать задачу по улучшению конструкции изделия»).

 

Учебно - методические пособия: 

- методы и приемы совершенствования конструкторско – технологической деятельности;

 - приемы активизации внимания;

 - приемы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности;

 - приемы, побуждающие учащихся задавать вопросы.

 

Учебно – наглядные пособия:

 - образцы объектов начального технического моделирования (модели техники, макеты, сувениры, игрушки),

 - технические документы к ним (чертежи, эскизы, технические рисунки, технологические карты).

 

         В итоге работа по обучению младших школьников конструкторско – технологической деятельности дает возможность познакомить их с основами проектной деятельности, систематически упражняться в мышлении, избегать путь проб и ошибок.

За учебный год каждый ученик в состоянии изготовить 5 поделок разного уровня сложности в зависимости от индивидуальных возможностей и интересов. В практической части программы предлагаются объекты трех уровней сложности в соответствии с теорией, учетом ЗБР, интересов детей и материально – технической базы объединения. Но какого бы уровня сложности ни был бы объект труда, работа по его созданию включает все те же элементы (комплекс) конструкторско – технологической деятельности, а уровень сложности решаемых школьниками конструкторско -  технологических задач на занятиях напрямую зависит от уровня сложности изготавливаемых ими объектов. Основанием для отбора объектов труда являются следующие критерии:

 - общественная полезность;

 - соответствие программным требованиям;

 - доступность пониманию учащимися конструкции и технологии изготовления;

 - политехническая значимость;

 - реальная возможность материальной базы объединения.

 

Рациональная организация, эмоциональная атмосфера занятий, активное участие обучающихся объединения в различных культурно-досуговых мероприятиях способствует сотрудничеству (сотворчеству)  между педагогом и детьми, гармоничному воспитанию личности ребенка, что создает предпосылки формирования у младших школьников деловых качеств личности и опыта социально-ценностных отношений (уметь быть частью социума, добровольно соотносить свое поведение с интересами окружающих его людей) и одновременно уметь быть самим собой.

 

 

Материально-техническое оснащение занятий.

Материально-техническая база, оснащение и оформление мастерской во многом определяет эффективность занятий и конечные результаты деятельности объединения.

Для успешной работы объединения отведено специальное оборудованное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

В мастерской объединения имеются  необходимые ручные инструменты и приспособления для проведения практических занятий. В учреждении имеются станки: заточной, сверлильный,

Из материалов используются прежде всего те, которые требуются для изготовления простейших технических моделей и устройств (это ватман, картон, жесть, фанера, стальная проволока, деревянные рейки, широко используется бросовый материал). Дополнительные материалы приобретаются по мере необходимости.

Мастерская условно разделена на рабочие зоны:

  • конструкторская – основное рабочее место учеников, здесь размещается стенд учебно-наглядных  и дидактических пособий «Будущему конструктору»
  • столярная
  • слесарная
  • художественная
  • выставочная (внутрикружковые выставки проводятся с целью показа родителям и учащимся перспектив творческого роста воспитанников).

В учреждении имеется Интернет, библиотечный фонд справочной и технической литературы, технические журналы, необходимые для получения необходимой информации.

 

Педагогический контроль:

 

а) по усвоению учебной программы.

Период обучения

Контроль знаний, умений, навыков

Формы контроля

1-й год обучения

Знание элементарных понятий НТМ.

Овладение умениями и навыками изготовления несложных технических объектов.

Овладение навыками культуры трудовых действий, организации и содержания рабочего места.

  1. Миниконкурсы
  1. Конкурсы
  1. Викторины
  1. Соревнования (внутрикружковые, городские, областные)
  1. Выставки технического творчества (внутрикружковые, городские, областные)
  1. Контрольные задания
  1. Тестирование
  1. Устные опросы
  1. Интеллектуальные и дидактические игры
  1. Головоломки, кроссворды, ребусы, загадки и т.д.

2-й год обучения

Знание основ НТМ. Умение работать с различной технической документацией, решать конструкторско-технологические задачи.

Овладение навыками культуры труда и изготовления несложных технических объектов.

 

б) по общему развитию воспитанников

Период обучения

Содержание и критерии оценивания

Формы исследования

1-й год обучения

  1. Развитие способности к качеству выполнения поделок.
  2. Новообразования личности:
  • трудолюбие;
  • аккуратность и бережливость;
  • познавательный интерес;
  • навыки культуры поведения.
  • Анализ
  • индивидуальных возможностей
  • теоретической и практической деятельности
  • изготовленных поделок
  • культуры поведения.
  • Конкурсы, соревнования, викторины, интеллектуальные и дидактически игры, внутриучрежденческие мероприятия.

2-й год обучения

  1. Развитие элементов технического мышления, познавательного интереса и познавательной активности
  2. Умение применять знания в реализации своего конструктивного замысла.
  3. Личностный рост:
  • познавательная активность;
  • ответственность;
  • инициативность и самостоятельность;
  • навыки культуры общения;
  • культура труда;
  • осознанная ориентация на определенный профиль деятельности по техническому творчеству.
  • Анализ
  • деловых качеств;
  • культуры труда и общения;
  • результатов творческих успехов и достижений.
  • Конкурсы, соревнования, выставки, викторины (внутриучрежденческие, городские, областные).

 

 

 

 

  1. Список рекомендуемой и используемой литературы

 для педагога.

 

Книги

  1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М:Просвещение, 1985.
  2. Буйлова М.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Москва, 1999.
  3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М: Просвещение, 1982.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
  5. Кудрявцев Т.В., Якиманская И.С. Развитие творческого мышления учащихся. Высшая школа, 1964.
  6. Куцанов В.Е. Обучение школьников планированию технического труда. Минск:  «Народная асвета», 1978.
  7. Кыверляг А.А. Учет психических особенностей учащихся,

    Школа и производство, 1977  №1

  1. Подунов А.С. Слагаемые мастерства педагога. М:ДОСААФ СССР, 1980.
  2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М: Педагогика,

1982.

  1. Щукина Т.В. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Просвещение, 1979.
  2.  Развитие технического творчества младших школьников /текст/: книга для учителя  /П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова, Л.А.Каюкова и др; по ред.В.Н.Андрианова – М:Просвещение, 1990 – 110 с.
  3. Падалко А.Е. Задачи и упражнение по развитию творческой фантазии учащихся (4-5 классы) /текст/: книга для учителя. М: Просвещение, 1985 – 12 с.
  4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству /текст/: из опыта работы. М: Просвещение, 1982 – 144 с.
  5. Подласый И.П. Педагогика /текст/: учебные пособия для студентов. М: Просвещение, 1996 – 432 с.
  6.  Техническое моделирование и конструирование /текст/: учебное пособие для студентов /В.В.Колотилов, В.А.Рузаков и др; по общей редакцией В.В.Колотилова. М: Просвещение, 1983 – 255с.
  7. Якиманская И.С. Технолгия личностно-ориентированного обучения в современной школе /Библиотека журнала «Директор школы». – 2000.-№ 7 – 176 с.

 

Журналы

  1. Арефьев И.П.  Занимательные уроки технологии для мальчиков.

    М: Школьная пресса, 2004.

  1. Кривенко О.А., Маринченко И.П. Концепция воспитательной системы школы. Научно- методический журнал заместителя директора школы. Центр «Педагогический поиск». 2004 № 6.
  2. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1-4 кл.  М: Школьная пресса, 2003.
  3. Степанов Е., Алексеева А. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». М: Школьная пресса   2005 № 1

 

Список рекомендуемой литературы для детей.

 

Книги

 

  1. Андрианов П.Н., Галагузова М.А. Развитие технического творчества младших школьников. М:Просвещение, 1990.

2. М.А.Галагузова, Д.М.Комский  Первые шаги в электронику,

     М: Просвещение, 1988.

3. Гоголев Л.Д. Бронемашины. М:ДОСААФ СССР, 1986.

4. Замотин О.Е., Зарипов Р.В. Твори, выдумывай, пробуй!   М:Просвещение, 1981.

  1. Марина З. Техническое моделирование. С-Пб: «Кристалл», 1997.
  2. Кружок умелые руки. С-Пб: «Кристалл», 1997.

Смотреть приложения