Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение игре на синтезаторе»

МБУ ДО «Дом детского творчества» города Можги Удмуртской Республики

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение игре на синтезаторе»

 

Кузнецова Наталья Федоровна

Педагог дополнительного образования

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

 

          «Личность ученика развивает только

развивающаяся личность педагога».

В. Г. Ражников

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.

Новизна и актуальность программы. Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Это объективно ставит перед музыкальным образованием задачу обучения и приобщения широких масс людей к музыкальной культуре. Приобщение учащихся к новому виду деятельности - электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования, что и привело к необходимости создания дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Обучение игре на синтезаторе».

При разработке программы были изучены программы, рассчитанные на 5-7 летнее обучение в ДМШ (ДШИ), где клавишный синтезатор является основным или дополнительным инструментом для учащихся средних и старших классов, уже имеющих необходимую музыкальную базу[1].              

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана на 3 года обучения и предназначена для обучения детей и подростков с любыми музыкальными данными и способностями, а также не имеющих музыкальной подготовки. Данная образовательная программа рассчитана для учащихся двух категорий: тех, кто умеет или учится играть на другом инструменте, и тех, кому необходим только синтезатор.

Упрощение программы достигается за счёт сокращения изучения функций синтезатора, упрощения и сокращение количества изучаемого музыкального материала. Вариативность учебного материала, при условии освоения учащимися учебного материала программы, возможна за счёт расширения объёма предлагаемого музыкального материала, а также дополнительных заданий, развивающие полученные ЗУНы.       

Программа составлена на основании нормативных документов[2].

Направленность программы - художественная.

Цель образовательной программы: развитие музыкальных способностей обучающихся путем освоения навыков игры на синтезаторе.     

Задачи обучения:

  1. обучить основам музыкальной грамотности: со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
  2. сформировать общее представления о работе синтезатора, его устройстве, художественных и акустических эффектах;
  3. развить исполнительские способности и навыки, связанные с        электронным музыкальным творчеством;
  4. воспитать эмоционально-ценностное отношение к искусству,          художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

Возраст детей обучающихся по данной образовательной программе –  10 - 17 лет. Набор детей осуществляется без конкурса, в первую очередь на основании их желания обучаться игре на синтезаторе.

Поскольку данная программа предназначена для работы с детьми, обладающими разным уровнем музыкальных способностей и подготовки, решающим фактором при наборе детей в объединение должны стать удовлетворительные предпосылки волевых качеств, свойств характера, организованности. Детям с нарушениями здоровья (болезни опорно-двигательного аппарата и пр.) заниматься на музыкальном инструменте можно только после консультации врача.

Сроки и этапы реализации образовательной программы: программа рассчитана на 3 года обучения.

Этапы обучения

Год обучения

Уровень освоения программы

Цель обучения

Подготовительный  

 

 

I год обучения

развивающий

Общее представление о синтезаторе

Начальный

общекультурный

Изучение основ работы на синтезаторе

Углубленный

II год обучения

практико- ориентированный

 

Развитие навыков выразительного исполнения

Совершенствование                                      мастерства                    

III год обучения

профессионально- ориентированный

 

Становление культуры исполнительского мастерства

Формы и режим занятий. Для обучения по данной программе используются групповые и индивидуальные формы обучения. Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с учащимся. Данная форма работы позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал с учетом психологических, возрастных особенностей, уровня музыкальной подготовки.

Занятия по данной программе проводятся в соответствии с Уставом учреждения:  1 год обучения – 1 час в неделю групповые занятия; 1 час – индивидуальные (за год – 72 часа); 2 год обучения – 1 час в неделю – занятия в группе; 1 час – индивидуальные  (за год – 72 часа), 3 год обучения – 1 час в неделю – занятия в группе; 1 час – индивидуальные (за год – 72часа).

Программа предусматривает получение учащимися теоретических знаний и практических навыков работы на синтезаторе. Структура занятия выстроена таким образом, что теоретические знания обучающиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Обязательным для каждого занятия является проверка домашнего задания, освоение и закрепление изученного материала.

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи, должен включать классическую, народную, современную музыку. Главным критерием подбора музыкальных произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры обучающихся, жанров и направлений, должна служить яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащегося и особенностям данного клавишного синтезатора.

Основными видами занятий  по содержанию являются: беседа, лекция, практические занятия, репетиции, концерты, тренинги, обсуждения.    

К дополнительным формам работы относятся коллективные посещения концертов, музыкальных мероприятий, тематических экскурсий, участие в театрализованных представлениях, родительских собраниях.

К самообразованию – самостоятельным занятиям обучающихся можно также отнести чтение книг, журналов о музыке и музыкантах, об искусстве; поиски в интернете информации о цифровой музыке; самостоятельное изучение инструкции пользователя к домашнему синтезатору.

Методы обучения, используемые на занятиях для достижения цели и реализации задач предмета:

  • словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;
  • наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия;
  • практический: систематические, последовательные упражнения, направленные на выработку исполнительских навыков учащегося;
  • репродуктивный метод (повторение учащимся исполнительских приемов по образцу педагога);
  • метод проблемного изложения (контрастное сопоставление музыкальных произведений);
  • частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленный задачи);
  •  методы, направленные на стимулирование музыкально-творческой деятельности (подбор увлекательных и посильных заданий, создание доброжелательного психологического климата и пр.).
  • метод импровизации;
  • аналитический метод.

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся.

Ожидаемые результаты:

метапредметные результаты:

-  развитие коммуникативной компетенции;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; 

 - умение работать с разными источниками информации.

предметные:

- иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его      применении;

- свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента;

 - использовать знания музыкальной грамоты (различать стили, жанры музыкальных произведений);

- уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также аккомпанемент к  ним, читать с листа, уметь импровизировать, уметь сочинять.   

личностные:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

 - формирование  эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; 

- готовность и способность учащихся к саморазвитию.

Формы контроля. Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости - входную,  промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Для оценки качества знаний учащихся используются следующие формы (обязательные):

-   тестирование;

-   контрольное занятие;

- выступление на родительском собрании и на отчетном концерте объединения.

Критерии оценивания:

Высокий уровень:

артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  корректировка игры при необходимой ситуации;

-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Средний уровень:

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; 

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Удовлетворительно:

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие и монотонность звучания.

Низкий уровень:

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов развития творческих способностей каждого учащегося, сформированности его личных качеств:

  • развитие музыкальных способностей учащихся – проведение диагностики по карте (Приложение 1) два раза в год;
  • развитие личностного роста учащихся (Приложение 2);
  • развитие музыкальной эрудиции (Приложение 3).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: концертная и конкурсная деятельность – участие в отчётных концертах коллектива для родителей, в концертах ДДТ, в концертах для общественности, конкурсах различного уровня.

Материальное обеспечение программы.

Для реализации дополнительной образовательной программы «Обучение игре на синтезаторе» необходимы:

 материально-технические условия

  • инструмент (клавишный синтезатор Yamaha PSR-E313);
  • пюпитр;
  • нотные сборники, учебники;
  • необходимый для работы инвентарь (стол, стулья и т. д.) и пр.

художественно-эстетическое оформление – в соответствии с профилем детского образовательного учреждения.

Первый год обучения

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

контроля

Теория

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

-

2

Знакомство с  инструментом – клавишный синтезатор

2

Опрос

3

Посадка, постановка игрового аппарата

1

-

4

Клавиатура синтезатора

2

Опрос

5

Основы музыкальной грамоты

20

Проверочная работа

6

Изучение панели клавишного синтезатора

3

-

7

Работа над  музыкальным репертуаром

 

      2

-

8

Учебно-тренировочный материал

2

-

9

Чтение с листа

1

Правильное прочтение нот

10

Концертная деятельность

1

Выступление на концертах

11

Итоговое занятие

1

-

 

Итого:

36 ч.

 

 

 

Тема

Кол-во часов

Форма

контроля

Прак-ка

1

Знакомство с  инструментом – клавишный синтезатор

2

Опрос

2

Посадка, постановка игрового аппарата

2

-

3

Клавиатура синтезатора

2

Опрос

4

Основы музыкальной грамоты

8

Проверочная работа, тест

5

Изучение панели клавишного синтезатора

2

Анализ на слух

6

Работа над музыкальным репертуаром

12

Игра произведений наизусть

7

Учебно-тренировочный материал

4

Технический зачет

8

Чтение с листа

2

Выразительное исполнение

8

Концертная деятельность

1

Выступление на концертах

9

Итоговое занятие

 

1

 

Подведение итогов, выступление на отчетном концерте

 

Итого:

36 ч.

 

 

№ п/п

Раздел, тема

Теория

Часы

Практика

Часы

1

Вводное занятие. Инструктаж.

- Цели и задачи объединения. Правила безопасности во время занятий в объединении. Правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный синтезатор).

1

- Беседа, анкетирование.

 

-

2

Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор.

-  История создания и развития синтезатора.

 

- Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором; уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).

 

 

2

- Прослушивание (в исполнении педагога) разнохарактерной музыки  на синтезаторе.

- Извлечение звука на синтезаторе, анализ на слух.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

Посадка, постановка игрового аппарата.

- Расположение инструмента. Удобное расположение  за инструментом – стоя или сидя. Важно, чтобы локоть руки был на уровне клавиатуры. Свободное положение корпуса и рук.

 

 

1

-Работа над постановкой игрового аппарата: пальчиковая гимнастика, игра нон легато, упражнения на легато в одной позиции.

Развитие пальцевой техники, ориентированной на технику игры на фортепиано. Преодоление зажатости корпуса.

 

 

2

4

Клавиатура синтезатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Строение и функции клавиатуры: октавы, тон, полутон.

 

- Регистры – низкий, средний, высокий. Деление клавиатуры – Split.  Зона автоаккомпанемента.

 

2

- Нахождение октав на клавиатуре.

 

 

- Игра в режиме – Split.  Извлечение звука на синтезаторе, анализ на слух.

 

  

 

 

 

 

 

 

2

5

Основы музыкальной грамоты:

 

-Длительность звуков.

 

-Размер в музыке. 

 

 

 

- Понятие о мелодии.

 

- Знаки альтерации.

 

- Лад. Трезвучия и лад.

 

 

 

 

 

 

 

- Тональность.

 

 

 

 

 

 

- Динамические оттенки.

- Нотный стан. Скрипичный ключ. Обозначение нот первой октавы (графическое, слоговое).

 

- Целые, половинные, четвертные, восьмые.

- Паузы.

 

- Понятие, определение.

- Такт, тактовая черта, другие обозначения: реприза, затакт.

 

-  Элементы мелодии: мотив, фраза, предложение.

- Понятие, определение.

 

- Понятие – мажор, минор.

- Специфика построения: тоны и полутоны.

- Буквенное и цифровое обозначение нот. Запись аккордов для левой руки: С – мажорное трезвучие, Сm – минорное трезвучие.

- Виды лада – натуральный, гармонический, мелодический.

 

- Определение тональности как высоты лада. Тональности до двух знаков при ключе. Повторение знаков альтерации, случайные и ключевые знаки.

 

 

 

- Сокращенное обозначение итальянских терминов: forte, piano, crescendo, diminuendo.

 

2

 

 

 

3

 

 

2

 

 

 

2

 

2

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

- Письменные упражнения по освоению нотного почерка. Чтение нотного текста. Работа на клавиатуре.

 

- Работа с нотным материалом.

 

 

- Группировка длительностей в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

- Исполнение мелодии со счетом вслух.

- Определение на слух.

 

 

- Правильное прочтение и написание терминов.

 

- Построение лада (мажор, минор) от разных нот.

- Анализ на слух. Построение, сходства и различия.

 - Игра на синтезаторе мажорных, минорных аккордов.

 

 

- Выявление определенной системы порядка возникновения ключевых знаков.

 - Построение и чтение схемы (тональности  до двух знаков).

- Правильное прочтение итальянских терминов.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Изучение панели синтезатора.

 

 

 

 

- Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: Style, Tone.

- Режим включения автоаккомпанемента, режимы взятия аккордов, установка темпов, использование шаблонов вступления и окончания (Start, Stop, Synchro-start, Intro, Ending).

 

 

 

 

 

3

 

- Выбор паттерна и голоса набором номера, определение ритмов и инструментов,  воспроизведение партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме SyncStart.

 

 

 

2

 

     

7

Работа над музыкальным репертуаром.

- Знакомство с произведением: прослушивание, разбор нотного текста: звуковысотное строение мелодии, размер, темп, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – non legato,  legato,  staccato, ладовая окраска, динамический план, Style,  Tone,  Intro,  Fill,  Ending.

2

- Определение по слуху направления мелодии.

- Отработка несложных динамических изменений.

- Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления.

- Выразительное исполнение музыкального произведения по нотам и наизусть.

-Формирование чувства целостности восприятия исполняемых пьес.

12

8

Учебно – тренировочный материал.

- Постановка исполнительского аппарата.

- Формула строения мажорной и минорной гаммы; мажорные и минорные  тональности до двух знаков, аппликатура гамм, арпеджио.

- Штрихи: легато, нон легато, стаккато.

- Значение термина «Этюд».

 

2

 - Освоение игры в одной позиции и подкладывание первого пальца.

- Упражнения на закрепление пятипальцевой позиции и перехода в другую позицию.

- Гаммы–До мажор, Соль мажор, Ля минор, Ми минор;  арпеджио, в этих тональностях.

- Ритмические упражнения (исполнение различных ритмических рисунков, упражнения с ритмическим сопровождением).

- Упражнения на выработку специфических навыков, связанных с переключением кнопок синтезатора.

4

9

Чтение с листа.

- Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах, понятие о гармонических функциях, Tone,  Style.

 

 

1

- Исполнение произведения с листа в заданном режиме с использованием вступления, сбивок и окончания. Нахождение рациональной аппликатуры.

2

 

 

 

10

Концертная деятельность.

 

- Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой, психологическая подготовка к выступлению и стимулирование желания выступать на сцене.

1

- Участие в мероприятиях Дома детского творчества, в различных конкурсах. Анализ выступления.

 

1

11

Итоговое занятие.

- Подведение итогов учебного года. Повторение теоретического материала. Планирование самостоятельной работы на каникулах.

1

- Участие в отчетном концерте объединения. Повторение выученных произведений.

.

1

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ  1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Учащиеся должны знать:

правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный синтезатор);

- устройство инструмента, строение клавиатуры;

- основные выразительные возможности клавишного синтезатора;

- правила посадки и постановки рук;

- запись нотных знаков и их расположение на клавиатуре;

- основы нотной грамоты в соответствии с программными требованиями 1-го года обучения;

- общие аппликатурные закономерности;

- основные способы звукоизвлечения;

Учащиеся должны уметь:

- подготовить музыкальный инструмент к работе;

- ориентироваться в нотной записи и на клавиатуре;

- набрать стиль (например: "медленный вальс");

- пользоваться кнопкой "автоаккомпанемента";

- давать общую характеристику исполняемых пьес;

- уверенно выступать перед коллективом и родителями.            

                Владеть:

- начальными исполнительскими умениями навыками;

- навыками исполнения доступных музыкальных произведений по нотам и наизусть.

Формы контроля:

- тестирование;

- контрольное занятие;

- выступление на родительском собрании и на отчетном концерте объединения.

На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний. Регулярность проведения – 1 раз в год (в середине учебного года).

На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний (опрос) и практических игровых навыков. Регулярность проведения - 1 раз в год (в конце учебного года).

На родительском собрании и отчетном концерте оцениваются практические навыки учащихся (исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть), в том числе навыки концертной деятельности. Регулярность проведения - 2 раза в год (в декабре и в конце учебного года). 

В конце учебного года текущим результатом определяется результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний, высокий). Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой фиксируются в журнале.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР  1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Этюды: 

               * Петренко Л. «Этюд»

               * Черни К. До мажор № 1, 2, 5;  Соль мажор № 9, 10

               Гаммы:                 

               * До и Соль мажор, Ля и Ми минор в две октавы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия аккордами без обращения в тех же тональностях, арпеджио.

Произведения отечественных и зарубежных композиторов:

* Русская народная песня «Василек»

* Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

* Русская народная попевка «Радуга – дуга»

* Русская народная песня «Я на горку шла»

* Удмуртские мелодии: удм. нар. песня «Ялыке», муз. Н. Шкляев, сл. Г. Ходырев «Лыкты, Дед Мороз»

* Итальянская народная песня «Санта Лючия»

* Чешская народная песня «Аннушка»

* Украинская народная песня « По Дону»

* Эрнесакс «Едет, едет паровоз»

* Гнесина «Песня»

* Кургузов «Блюзик», «Марш»

* Петренко «Аленький цветочек», «Полечка»

* Детская песенка «Лошадка»

Ансамбли:

  • А.Островский «До, ре, ми, фа, соль»
  • Латвийский народный танец «Рыбачок»
  • М.Черняк «Красная шапочка»
  • «Как на дубчике два голубчика»

Второй год обучения

Учебно-тематический план

  №

Темы

Кол-во

часов

Формы контроля

Теория

1

Вводное занятие

1

-

2

Особенности гармонизации для синтезатора

2

Опрос

3

Интервал. Аккорд. Трезвучие.

12

Проверочная работа

4

Игра в режимах Split, Dual.

2

-

5

Основы музыкальной грамоты

10

Опрос

6

Автоаккомпанемент

2

Опрос

7

Функциональная характеристика синтезатора

2

Опрос

8

Работа над  музыкальным репертуаром

2

-

9

Учебно-тренировочный материал

2

-

10

Чтение с листа

1

Правильное прочтение нот

 

Итого:

36 ч.

 

 

Темы

Кол-во часов

Формы контроля

Прак-ка

1

Особенности гармонизации для синтезатора

2

Опрос

2

Интервал. Аккорд. Трезвучие.

6

Анализ на слух

3

Игра в режимах Split, Dual.

2

-

4

Основы музыкальной грамоты

2

 Проверочная работа

5

Автоаккомпанемент

2

Опрос

6

Функциональная характеристика синтезатора

2

Опрос

7

Работа над музыкальным репертуаром

12

Выразительное исполнение

произведений

8

Учебно-тренировочный материал

2

Технический зачет

9

Чтение с листа

2

Выразительное исполнение

10

Концертная деятельность

3

Отчетный концерт

11

Итоговое занятие

1

-

 

Итого:

36 ч.

 

Третий год обучения

Учебно-тематический план

 

  №

Темы

Кол-во часов

Формы контроля

Теория

1

Вводное занятие

1

-

2

Освоение приемов аранжировки

4

Опрос

3

Простые основы импровизации

4

-

4

Основы музыкальной грамоты

10

Проверочная работа

5

Игра в ансамбле

4

Игра наизусть

6

Акустика и эффекты

4

Чтение нот с листа

7

Звукорежиссерское редактирование электронной композиции

4

Опрос

8

Работа над музыкальным репертуаром

2

-

9

Учебно-тренировочный материал

2

Зачет

10

Чтение с листа

1

Правильное прочтение нот

 

Итого:

36 ч.

 

 

Темы

Кол-во часов

Формы контроля

Прак-ка

1

Освоение приемов аранжировки

2

Опрос

2

Простые основы импровизации

2

-

3

Основы музыкальной грамоты

4

Проверочная работа

4

Игра в ансамбле

3

Выразительное исполнение

5

Акустика и эффекты

2

Опрос

6

Звукорежиссерское редактирование электронной композиции

2

Опрос

7

Работа над музыкальным репертуаром

10

Выразительное исполнение произведений

8

Учебно- тренировочный материал

3

Технический зачет

19

Чтение с листа

3

Зачет

10

Концертная деятельность

4

Выступления на концертах

11

Итоговое занятие

1

Отчетный концерт

 

Итого:

36 ч.

 

 

№ п п/п

Раздел, тема

Теория

Часы

Практика

Часы

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения. Цели и задачи обучения.

1

Тестирование, прослушивание.

-

2

Особенности гармонизации для синтезатора.

- Определение понятия гармония.

- Основные виды аккордов: тоника, доминанта и субдоминанта.

- Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа. Изменение гармонии зависит от скорости темпа.

 

2

Нахождение сильных долей в размерах 3/4 и 4/4, подбор подходящего стиля к данной гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.

 

 

2

3

Интервал. Аккорд. Трезвучие.

 

 

 

 

 

Транспозиция.

Определение, строение и характеристика интервала.

Аккорд, как гармоничное сочетание звуков.

Сокращенное буквенное обозначение мажорных и минорных аккордов.

Септаккорд - определение.

Понятие, выводы о необходимости из анализа музыкальных примеров.

Способы претворения.

10

 

 

 

 

 

 

1

Построение интервалов на ступенях.

Устойчивое, неустойчивое звучание интервалов, анализ на слух. Обозначение, письменные упражнения, пение интервалов на ступенях (до мажор, соль мажор).

Построение аккорда – трезвучия, септаккорда. Слуховой анализ, запись.

Упражнения по транспозиции на определенный интервал вверх, вниз; письменные работы.

Практические упражнения: пение по нотам, интонирование, слуховой анализ.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Игра в режимах Split, Dual.

Split – разделение клавиатуры на два голоса, тембра (для исполнения правой и левой руками без автоаккомпанемента).

Dual – наложение тембров (для добавления к партии правой руки еще одного тембра с воспроизведением автоаккомпанемента).

2

Разделение клавиатуры на тембры, удерживая нужную клавишу Split или Dual, регулировка громкости каждого голоса – Volume. Выбор соответствующей октавы для каждого тембра.

 

2

5

Основы музыкальной грамоты.

- Ноты большой, малой, второй, третьей октав.

- Различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, ноты с точкой.

- Музыкальные жанры и формы.

- Знаки повторения и сокращения. Фразировочная лига.

- Квинтовый круг тональностей.

- Итальянское обозначение основных темпов в музыке.

10

Нахождение нужных нот на клавиатуре.

Определение жанров исполняемой музыки. Правильное прочтение, обозначение  терминов.

Построение схематического плана соотношения всех тональностей – мажора, минора.

Метод ориентации по ключевым знакам.

Устные и письменные упражнения.

Пение по нотам, слуховой анализ, интонирование в тональностях до 3-х знаков.

 

 

2

 

6

Автоакком-т.

- Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента – Intro Original Fill Variation Fill Ending Balanse, ритмический секвенсер. Основные действия при игре с автоаккомпанементом.

2

Настройки автоаккомпанемента перед исполнением – Arranger Band, Start/Stop, выбор стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.

2

 

7

Функциональная характеристика синтезатора.

Знакомство с клавишей Function (меню синтезатора), с помощью которой можно получить доступ к таким настройкам: Metronome,Volume, Octave, KeySplit (точка разделения клавиатуры). 

2

Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием клавиши – Function, Family, Select.

2

8

Работа над музыкальным репертуаром.

Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора.

- Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.

 2

Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование в области регуляции звучания.

12

9

Учебно – тренировочный материал.

Три вида минора, мажорные и минорные тональности до 3-х ключевых знаков.

2

Гаммы в прямом движении, арпеджио, аккорды, этюды на разные виды техники.

 2

10

Чтение с листа.

Правила чтения музыкальных произведений с листа. Буквенное обозначение аккордов, основные ладовые функции – Т-S-D; T-S-T; T-D-T, оборот “качалка» - 1-4-2-5.

1

Играть аккорды в буквенном обозначении левой рукой с автоаккомпанементом и без, в различных тональностях находить T-S-D. Играть оборот «качалку» в тональностях.

2

11

Концертная деятельность.

-

-

Развитие навыков сценического выступления, участие в концертах, мероприятиях, конкурсах, на родительских собраниях.

3

12

Итоговое занятие

-

-

Участие в отчетном концерте объединения.

1

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ  2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Учащиеся должны знать:

-  правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный синтезатор);

-  выразительные возможности клавишного синтезатора;

-  основные группы голосов и паттернов музыкального инструмента;

-  базовые компоненты музыкальной теории в соответствии с программными требованиями 2- го года обучения;

-  простые музыкальные жанры.

Учащиеся должны уметь:

-  подготовить музыкальный инструмент к работе;

- применять в игровой практике различные приемы, связанные с артикуляцией, динамикой и пр.;

- исполнять доступные музыкальные произведения.

Владеть:

-  навыком  игры в ансамбле;

-  навыком  исполнения доступных музыкальных произведений по нотам и наизусть;

-  навыком  концертных выступлений.

Формы контроля:

-  тестирование;

контрольное занятие;

- выступление на родительском собрании и на отчетном концерте объединения.

На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний 1 года обучения. Регулярность проведения - 1 раз в год (в начале учебного года).   На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний (опрос) и практических игровых навыков (исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа простейших произведений). Регулярность проведения - 2 раза в год.

На отчетном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том числе навыки концертной деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения - 1 раз в год (в конце учебного года).

В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний, высокий). Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой фиксируются в журнале.

Примерный репертуар 2-го года обучения:

Этюды:                                                                            Гаммы:

К.Черни, соч. 599, №5,6,9                                              Ре мажор, Си минор, Ре минор, Соль минор, аккорды с обращениями, арп-о                                   

Л.Петренко « Этюд»

Д.Кабалевский «Маленькая арфистка»

А.Гедике «Арабеска», соч. 46, №9

Пьесы:                                                                                                                 Ансамбли:

С.К.Форстер «Домик над рекой»                                                                      Н.Смирнова «Хорошее настроение»

Н.Мясковский «Беззаботная песенка»                                                              В.Беляев «Стрекоза и муравей»

Шенбергер «Нашептывая»

Э.Градески «Счастливые буги»

Л.Книппер «Полюшко- поле»

С.Кургузов «Весна»

Русская народная песня «Черный ворон»

В.Шаинский «Улыбка»

Произведения удмуртских композиторов – В. Ежов «В краю надежд», музыка народная «Можга эктон гур», муз. П. Кузнецов, сл. Л. Гирбасов «Анаелы», муз. А. Галеев, сл. Н.Кириллов «Шумпотон мылкыдын», муз. П.Н. Кузнецов, сл. В.Н. Ившин «Ку меда?»

Содержание программы 3 года обучения

№ п п/п

Раздел, тема

                   Теория

Часы

Практика

Часы

1

Вводное занятие.

Цели и задачи объединения в учебном году. Инструктаж по технике безопасности во время занятий в объединении,

правилам поведения. Правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента (клавишный синтезатор).

1

Тестирование, прослушивание.

-

2

Освоение приемов аранжировки.

- Жанры и стили различной музыки.

- Гармонизация мелодии.

4

Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых средств.

2

3

Простые основы импровизации.

- Повторение и закрепление понятий: ритм, интервалика, регистры, интонации.

4

 

 

 

 

 

 

Имитация голосов животных и птиц, изображение диалогов животных, упражнения по определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций: «сигнал трубы», «клаксон автомобиля», «гудок тепловоза» и др.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Основы музыкальной грамоты.

- Хроматическая гамма.

- Тональности до 3- знаков при ключе.

- Музыкальный размер 3/8, 6/8.

- Формы музыкальных произведений – рондо, вариации.

- Обозначение темпа в итальянских терминах и с помощью метронома. Триоль. Фермата.

 

 

10

Определение форм в разучиваемых произведениях. Исполнение произведений в данных формах.

4

5

Игра в ансамбле.

- Ансамбль, составы ансамблей, фактура.

4

Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слышания, умение «поймать» свою партию с любого места.

3

6

Акустика и эффекты.

- Процессор мульти - эффектов- MFX, реверберация.

4

С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.

2

 

7

Звукорежиссерское редактирование электронной композиции.

- Звуковые эффекты, громкостный и пространственный баланс.

4

Работа над произведением с использованием процессора мульти - эффектов – MFX.

2

 

8

Работа над музыкальным репертуаром.

- Жанровые особенности произведения, форма, фактура, стиль.

2

Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация.

10

9

Учебно- тренировочный материал.

- Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков.

2

Исполнение гамм до 3-х знаков, аккордов, арпеджио. Этюды на разные виды техники.

3

10

Чтение с листа.

- Анализ произведения: жанр, форма, фактура, особенностей нотации для синтезатора.

1

Чтение с листа пьес в жанре - песня, танец, марш, с аккомпанементом и без.

 3

11

Концертная деятельность.

- Уроки сценического мастерства - подготовка к выступлению, правила выступления на сцене.

-

Концертные выступления. Анализ выступления.

4

12

Итоговое занятие

-

-

 Подведение итогов обучения. Повторение основного теоретического материала. Исполнение музыкальных произведений. Рекомендации по организации самостоятельной работы.

1

 

 

 

 

             

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ  3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Учащиеся должны знать:

 -  основные группы голосов и паттернов электронного инструмента;

 -  базовые компоненты музыкальной грамоты: интервалы, хроматическую гамму, аккорды и их обращения;        

-  компоненты музыкальной формы: гармонию, фактуру, тембр и их роль в построении содержательного музыкального целого;

-  простые формы, вариации и рондо.

  Учащиеся должны уметь:

-  аранжировать для клавишного синтезатора музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои          действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку в т.ч. с использованием тембровых микстов, добавление сопутствующих голосов автогармонизации, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);

-  читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху несложные музыкальные произведения; 

-  импровизировать музыкальные построения по предложенному образцу и сочинять музыкальные миниатюры;

-  создавать несложные фонограммы с помощью секвенсера синтезатора.

Формы контроля:

 - контрольное занятие;

- тестирование;

- отчетный концерт.

На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков (исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа простейших произведений, самостоятельный разбор произведений). Регулярность проведения – 1 раз в год. На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально- теоретических знаний. Регулярность проведения- 1раз в год (в конце учебного года). На отчетном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том числе навыки концертной деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения- 1 раз в год (в конце учебного года).

Примерный репертуар 3-го года обучения:

Этюды:

К.Черни «Этюд», соч.599, №7,8

А.Гедике «Этюд», соч.32, №19

О.Питерсон «Джазовый этюд»

Пьесы:

Б.Мокроусов «Я за реченьку гляжу»

Б.Кемпферт « Путники в ночи»

А.Зацепин «Найди себе друга»

А.Волохонский «Под небом голубым»

Дж.Дассен «Привет»

С.Кургузов «Джазовые бусинки» №»2, №3; «Прогулка»

В.Лебедев «Голубка»

Н.Рота «Слова любви»

Г.Кингстей «Воздушная кукуруза»

Ш.Брукс «Однажды»

Дж.Мендель «Твоей улыбки тень»

Ф.Лей «История любви»

Ансамбли:

З.Левина «Неваляшки»

Н.Смирнова «Полька и танго», «Регтайм», «Фокстрот»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические виды продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, сценарии праздников и т.д.)

- Беседа «Музыка в нашей жизни»

- Беседа «О жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе».

- Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене.

- Беседа «Как справиться со сценическим волнением».

- Методический материал для проведения гимнастики рук, посадки и постановки корпуса.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.

-  Правила обучающихся ДДТ.

- Инструктаж по технике безопасности во время занятий в объединении.

- Правила техники безопасности при эксплуатации музыкального инструмента.

- Рекомендации по составлению проекта аранжировки, подбор звуковых средств.

- Рекомендации по выполнению исследовательских работ.

- Буклет- рекомендация «Как справиться со сценическим волнением».

                                 

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

- Тесты для проведения входного, текущего и итогового контроля.

- Конспекты занятий.

- Презентации по разделам и темам образовательной программы.

- Подборка изображений по различным темам.

- Карточки для индивидуальной работы.

- Кроссворды по теме «Музыкальная грамотность».

- Нотный репертуар по годам обучения.

- Учебно-тренировочный материал.

 

список использованной литературы:

  1. Алемская А. Обучение на синтезаторе //Искусство в школе, №1, 2002.
  2. Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. –  Москва.: Хобби-Центр, 2001.
  3. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. /Сост. Шавкунов    И. – С.-Пб, 2001.
  4. Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария. – Москва: Институт новых технологий, 2008.
  5. Красильников И.М.Школа игры на синтезаторе (ноты): учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ И.М. Красильников, А.А. Алемская, И.Л. Клип; под ред. И.М. Красильникова.- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  6. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. –  Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  7. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие. –  Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  8. Николаев А. А. (сост.) Школа игры на фортепиано. –  М.: МУЗЫКА, 2004.
  9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. –  Москва: Педагогическое общество России, 2004.
  10. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для ВУЗов. Книга 1, 2. –  Москва: ВЛАДОС, 2003.
  11. Радионова Н.Ф, Катунова М.Р. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации. Пособие для педагогов, методистов, психологов, руководителей образовательных учреждений. - С-Пб.: «СПбГДТЮ»,2005.
  12.  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  13. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов. –  М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Список литературы для учащихся и родителей:

  1. Ганон Ш. Л. Пианист-виртуоз. 60 упражнений. –  Будапешт: «Музыка», 1964.
  2. Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры. – М.: Росмэн, 2004.
  3. Истомин С. В. Я познаю мир. Музыка: детская энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.
  4. Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. –  М.: Дека-ВС, 2006.
  5. Кошлина И. Музыкальный букварь. – М.: ЭКСМО, 2002.
  6. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  7. Михеева Л. В. Словарь юного музыканта. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
  8. Петренко Л. Е.  Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1.  – М.: Музыка, 2002.
  9. Сергеев В. Д. Где живут ноты. – М.: «Горизонт», 1991.
  10. Тимонин М. Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. –  Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.

Карта личностного роста учащихся в объединении

«Обучение игре на синтезаторе»

Карта развития музыкальных способностей учащихся в объединении «Обучение игре на синтезаторе»

Приложение №1

Фамилия,

Имя

ребенка

 

Чувство темпа

 и метроритма

 

Ладовое

чувство

 

 

Мелодический

и

гармонический

слух

Эмоциона-льная отзывчивость

Чтение

с

листа

Практические

навыки музицирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

Фамилия,

Имя

ребенка

 

 

Память

 

Внимание

Качество

работы

на занятиях

Качество

самостоя-тельной

работы

Проявление

активности

Концертная

Деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Карта развития музыкальной эрудиции учащихся в объединении

«Обучение игре на синтезаторе»

 

 

Ф.И.

ребёнка

Познавательный

интерес

Отношение

к музыке

 

Знание

различных

музыкальных инструментов

Представления

о

жанрах музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Н- низкий уровень

      С – средний уровень

      В – высокий уровень

Соответственно данным критериям, можно выделить 3 группы учащихся.

Первая группа.

Иногда проявляют интерес к знакомству со сведениями о музыке.  Отсутствует устойчивое положительное отношение к данному виду искусства. Имеют представление о том, кто такой композитор, знают одного

композитора, но знание музыкальных произведений, написанных им, отсутствует.  Узнают на слух очень ограниченное количество ранее слышанных музыкальных произведений (не более одного - двух из шести).

Узнают по звучанию несколько музыкальных инструментов, но называют их

не всегда правильно и нередко путают на картинках.  Знают об одном - двух жанрах музыки, но само понятие им, как правило, не знакомо.

Вторая группа.

Ребенок проявляет интерес к знакомству с музыкальным искусством. Есть знания о деятельности композитора.  Может узнать и назвать несколько имен выдающихся композиторов. Узнает на слух три-четыре музыкальных произведения, слышанных ранее.  Определяет по звучанию большинство из предложенных музыкальных инструментов, правильно называет их и находит на картинке.  Имеет представление о том, что такое жанр музыки.  Знает несколько жанров, может рассказать о них.

Третья группа. 

Дети имеют ярко выраженный познавательный интерес к музыке, проявляют заинтересованность в беседе на тему музыки.  Имеют устойчивые знания о деятельности композитора, называют большое количество имен выдающихся композиторов, узнают на слух ее предложенные музыкальные произведения (с которыми знакомились ранее).  Определяют по звучанию предложенные музыкальные инструменты, могут их назвать и правильно показать на картинках. Знают основные жанры музыки, знакомы с самим понятием жанр музыки.


[1] Шавкунов И.Г. «Игра на синтезаторе», 2001г., Красильников И.М. «Электронные музыкальные инструменты», 2001г., Порунов А.В., Порунова И.В. «Клавишный синтезатор - предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения».

[2] Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. (2015 г.)

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПин 2.4.4.3172 - 14

Смотреть работу полностью