Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"
МБОУ "Корниловская СОШ" Верхнетоемского района Архангельской области
Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"
Монастырских Оксана Михайловна
учитель – логопед высшей категории
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения - артикуляционную гимнастику.Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Актуальность
В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, дети старшей группы не всегда охватываются коррекционной работой. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Возникает необходимость оказывать помощь детям старшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Так как в настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами, проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
4. Развивать мелкую моторику.
5. Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие, фонематический
слух.
6. Способствовать развитию правильного, физиологического и речевого
дыхания.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 33 занятия (с октября по май включительно).
Продолжительность занятия: 25 минут
Количество детей: 12 (2 подгруппы по 6 детей)
Форма организации детей: фронтальная.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
2. Дыхательные и фонопедические упражнения.
3. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
4. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками,акваигрыи др.)
5. Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
6.Лексико-грамматические упражнения.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Ожидаемые результаты:
1.В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
2.Умение формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.
3.Автоматизация поставленных звуков.
4. Освоение различных движений пальцами рук.
5. Уметь повторять цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками, умение повторять 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произносить.
6. Уметь обобщать слова, подбирать синонимы и антонимы.
7. Уметь угадывать предметы по загадке-описанию
8. Развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Новизна
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, игры с бельевыми прищепками, игры в сухом бассейне
( бобы,фасоль,пуговицы), кинезиологические упражнения, артикуляционный самомассаж, акваигры, используются офтольматренажеры. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ: презентации физминуток, игр на автоматизацию звуков и развитие фонематического восприятия, гимнастики для глаз, музыкальные физминутки.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Перспективный план занятий логопедического кружка
«Веселый язычок»
Задачи |
Содержание занятий, источник |
октябрь |
|
1-ая неделя. Тема.Золотая осень. Овощи и фрукты |
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж лица. |
Знакомство с артикуляционными органами, основными положениями губ и языка с помощью веселой истории о язычке «Путешествие язычка в зоопарк».Е.Косинова «Уроки логопеда» стр.64-73.
Самомассаж лица «Осень» (приложение 1.1).
|
2.Развитие дыхания. |
Познакомить детей с правилами правильного дыхания: вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой. Упражнение «Подуй на ладошку». |
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Работа над дикцией в двустишии: Яна якорь вышивала, молча яблоко жевала.
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Упражнение «Слушаем звуки осеннего леса» (фонограмма). Игра «Угадай, чей звук?»
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Акваигры. «Поймаем морских ежиков» (дети достают мелкие резиновые мячики, плавающие на поверхности воды ситечками). Игра «Угощение для ежиков»(дифференциация фрукты-овощи).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Мультимедийная презентация «Большой – маленький» (электронная картотека).
|
7. Релаксация. |
Упражнение «Листопад» (фонограмма).
|
2-ая неделя. Тема. Дикие животные.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж лица.
|
«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте. Самомассаж лица «Озорные мишки»(приложение 1.2). |
2.Развитие дыхания. |
«Ветерок»(подуть на цветные ленточки).
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Игра «Заяц Егорка». Нищева Н.В. (СКР) стр.138.
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика «Зайцы» (Ткаченко Т.А. лог.упр. стр.92). Пальчиковая игра «Ёжик»с шариком Суд-жокмассажером(приложение .2.1).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Чей хвост?» у зайца, у волка, у барсука, у соболя?«Чьи уши?» у медведя?-медвежьи, у белки, у оленя, у рыси, у куницы?
|
7.Релаксация |
Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы»)
|
3-ая неделя. Тема. Домашние животные
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упражнения: «Кот лакает молоко»,«Лошадка», «Поросенок землю роет», «Пятачок», «Индюк», «Щенок устал», «Лопатка». Массаж носа » (приложение.1.3).
|
2.Развитие дыхания. |
Игра «Угадай, кто спрятался?» дети дуют на горох, появляется картинка животного, нужно правильно назвать животное.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Игра «Как мы поили телят».Нищева Н.В. стр.290.
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.
|
Игра «Угадай, кто кричит»(фонограмма).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игра «Найди животных» с использованием сухого бассейна с пуговицами и бобами. «Черепаха» (у детей в руках Су - Джок)(приложение.2.2).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.
|
Игра « У кого-кто?»: у лошади – жеребенок, жеребята. У коровы - …., у козы-…., у свиньи-….., у овцы-……. |
7.Релаксация.
|
Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул наш кот…» («Колыбельная»). |
4-ая неделя. Тема.Деревья, сезонные изменения. Птицы.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж лица. |
Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека). Массаж лица «Воробей». М.Ю. Картушина стр.43 (оздоровительные занятия).
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Морской воздух». М.Ю. Картушина стр.59 (оздоровительные занятия).
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений.
|
Подвижная игра «Старый клен».Нищева Н.В. СКР. стр.481. |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.
|
Игра «Дятел», « Повтори, как я» (картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика «Деревья». Е.Косинова стр.18.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» Клин лебедей – лебединый, караван журавлей ( картотека).
|
7.Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Листики устали» (фонограмма).
|
Ноябрь
|
|
1-ая неделя. Тема. Сад, фрукты.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
«Улыбка», «Хоботок», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».
Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший», «Наденем шапочку» (приложение .1.4). |
2.Развитие дыхания. |
«Ветреная мельница».Е.Краузе стр. 48 Проговаривание чистоговорки: « Яна якорь вышивала, молча яблоко жевала».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Презентация Игра « Угадай,что за фрукт» + гимнастика для глаз(использование офтольмотренажора.)
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Нищева Н.В. стр.430.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Назови, какой сок?». (Сок из яблок-яблочный, из груш-…, из лимонов-…., изапельсин-…..).
|
2- неделя. Тема. Дары осени
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж лица. |
Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка». Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» «Рисуем яблочки» «Дождик» (приложение.1.5).
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). Пропеть гласные звуки «а-э-и-о-у».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.
|
Игра « Какое слово лишнее» (картотека). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игры с колючим мячом Су-Джок. (приложение .2.3).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра«Один-много». Сосчитать фрукты: грушу, апельсин, сливу, лимон.
|
7. Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Листики устали» (фонограмма).
|
3-ая неделя. Тема.Транспорт
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка». «Паровозики» » (приложение .1.6).
|
2.Развитие дыхания. |
Игра «Морская прогулка». С помощью коктейльной трубочки ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку или шарик по поверхности воды.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений.
|
Упражнение «Теплоход».Нищева Н.В. стр.302 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.
|
Игра “Услышишь — стой!” (картотека игр).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». Упр. с массажными колечками Су-джок.(приложение 2.7).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Презентация. Гимнастика для глаз. |
4-ая неделя. Тема. Правила дорожного движения.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка». «Рисуем брови», «Наденем очки», «Нарисуем усы»(приложение 1.7).
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Посвистим в свисток». |
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Игра «Переход» на закрепление правил движения. Нищева Н.В. (СКР) стр. 170
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Мультимедийная презентация « В стране волшебных звуков» (электронная картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим пальцем – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.
|
Игра «Назови ласково». О.И.Крупенчук стр.108 |
7.Релаксация. |
Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»).
|
декабрь |
|
1-ая неделя. Тема.Зима. |
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка». Самомассаж лица «Зима» (приложение 1.8.).
|
2.Развитие дыхания. |
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений.
|
Упражнение «Снеговик».Нищева Н.В. стр.286 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Мультимедийнаяпрезентация«Танец снежинок» (выделение 1 и 2 звука в слове).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Рисование снежинок по клеточкам.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы.
|
7.Релаксация. |
Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма). |
2-ая неделя. Тема. Зимние забавы.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели». «Погреем щечки» (приложение .1.9).
|
2.Развитие дыхания. |
Игра «Подуем на снежинки» с использованием фонограммы «Зимний лес».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений |
Упражнение «Снеговик».Нищева Н.В. стр.286
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.
|
Мультимедийная презентация «Чей это звук?». |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Выкладывание снежинок из цветных пуговиц, бобов, гороха.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Глагольная лексика. Рассказать по картине ,что делают дети (играют, катаются, смеются, ссорятся, толкаются, строят, ломают..).
|
7.Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации).
|
3-ая неделя. Тема. В гостях у сказки.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка». Массаж«Нарисуем круги на подбородке» (приложение.1.10).
|
2.Развитие дыхания. |
«Помоги разбудить царевну» использование в игре на дыхание свистков.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Снеговик».Нищева Н.В. стр.286
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Внимательные ушки» (картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игра « Собери узор» дети достают из воды морские ракушки, и выкладываю узоры на салфетке.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Назови цепочку действий, имеющихся в знакомой сказке «Колобок» Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения стр.52.
|
7.Релаксация. |
Упражнения на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма).
|
4-ая неделя. Тема. Профессии.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упражнения: «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений). «Нарисуем круги на щечках»(приложение.1.11).
|
2.Развитие дыхания. |
Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. |
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Маляры». Нищева Н.В. стр.311. |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игр «Подумай, не торопись» (картотека игр). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейн и имитирует замешивание теста, приговаривая стихотворный текст) – О. И. Крупенчук, с. 10. |
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Мультимедийная презентация «Скажи по-другому» (синонимы).
|
7. Релаксация. |
Упражнение на релаксацию «Дальнее плавание» (фонограмма). |
Январь
|
|
3-ая неделя. Тема. Мебель.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
Упражнения: «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений). Самомассаж лица «Времена года» (приложение 1.12).
|
2.Развитие дыхания. |
Упр. «Дует холодный ветерок» (картотека).
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений
|
Упражнение «Маляры». Нищева Н.В. стр.311. |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра с мячом «Назови звук». Н.В.Дурова (фонетика стр.63) |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».Нищева Н.В. стр.458.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Подскажи словечко»(закрепление предлогов, падежных форм имен существительных). Нищева Н.В. стр. 458
|
7.Релаксация. |
Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60
|
4-ая неделя. Тема. Зимующие птицы, животные зимой.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата.
Массаж. |
«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, Массаж лица «Воробей» М.Ю. Картушина стр.43(оздоровительные занятия).
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Шарик сдулся» ш-ш-ш (картотека)
|
3.Развитие темпа, координации речи и движений. |
Игра «Воробей». Нищева Н.В. стр.126 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты) (картотека игр на фонематическое восприятие). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игры в сухом бассейне с мелкими игрушками. Игры с колючим мячом Су-Джок.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Ира «Назови ласково» голубь-голубок, синица-… О.И. Крупечук стр.58 |
7. Релаксация. |
Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26
|
Февраль
|
|
1-ая неделя. Тема.Посуда.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. |
Упражнения: «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений). Использование минибассейна с водой.
|
2.Развитие дыхания. |
Дыхательное упражнение «Самоварчик».Картушина М. Ю. стр. 147.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Координация речи с движением «Чайник». Нищева Н.В. (СКР) стр. 281
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
«Подскажи словечко». О. И.Крупенчук стр. 187. |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игры с прищепками. Весёлые пальчики (приложение .2.50).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
«Сосчитай до 5» . О.И. Крупенчук стр.186
|
2-ая неделя. Тема. Электрические приборы.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. |
Самомассаж язычка: упражнение «Испечем блинчик»,«расческа», «покусаем язычок».
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Футбол».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Координация речи с движением «Чайник» Нищева Н.В. (СКР) стр. 281
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Сколько точек – столько звуков (картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Самомассаж шариком Су-джок. 1, 2, 3, 4, 5! (приложение .2.6). |
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Отгадывание загадок про электрические приборы. |
7.Релаксация. |
Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60 |
3-ая неделя. Тема. Путешествие в зоопарк.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
Упражнения: «Бегемот», «Лягушка», «Хоботок», «Змейка». «Солнышко и лучики»(приложение.1.13). |
2.Развитие дыхания. |
Дыхательное упражнение «Лев» Картушина М.Ю. стр. 133 |
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Черепаха» Картушина М.Ю. стр. 132 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия |
Мультимедийная презентация « Угадай, какое животное издает звук?» (электронная картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика « Сидит белка на тележке» Нищева Н.В. (СКР) стр. 138
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Рассади животных по вагонам» (1-й вагон-1 слог в названии животного, 2-ой – 2 слог, 3-й – 3 слог). Оборудование: «Паровозик».
|
7. Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Отдохнем в джунглях».
|
4-ая неделя. Тема. Продукты питания.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека). «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам (приложение.1.14).
|
2.Развитие дыхания. |
Дыхательное упражнение «Синьор Помидор» КартушинаМ.Ю. стр. 155.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Будь внимательным». Определить первый звук в словах: апельсин, банан, помидор, свекла, лук, картошка). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Кинезиологическое упражнение «Оладушки». О. И. Крупенчук, с.12 |
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Скажи ласково»: суп-супчик, каша-кашка,….. |
7. Релаксация. |
Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена (звучит фонограмма «Бабочка»).
|
Март
|
|
1-ая неделя. Тема. Мамин день.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
«Улыбка», «Хоботок», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье». Зигзаобразное поглаживание головы. (приложение 1.15). |
2.Развитие дыхания. |
Упражнение « Ароматные цветы».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Координация речи с движением «Чайник» Нищева Н.В. (СКР) стр. 281 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра « Подарки»(картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук.
|
Пальчиковая гимнастика «Пирог». Нищева Н.В. стр.286 |
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных). |
7.Релаксация. |
Дети лежат на ковре. Упражнение на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»).
|
2-ая неделя. Тема. Игрушки
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. |
Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Волшебные свистки».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Проговаривание рифмовки: «Фаина и Нина купили пианино»произносить обычно, затем с восклицанием, выделяя голосом каждое слово.
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра « Добрый слон»(картотека игр).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» - О. И. Крупенчук, с. 12 |
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Сосчитай игрушки»: сосчитай мячи, пуговицы, куклы. |
7.Релаксация. |
Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60 |
3-ая неделя. Тема. Весна.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. |
Артикуляционная гимнастика «Кот Рыжик в детском саду» (картотека). Самомассаж лица «Весна» (приложение 1.16).
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение « Тучка солнышко закрыла».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Игра «Солнышко». Нищева Н.В. (СКР) стр.513 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра « Мы играем - рифмы подбираем»(картотека). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Акваигры: достать из воды камушки и выложить узоры на салфетке. Проговаривание слогов на каждый камушек, который достали из воды.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Образование относительных прилагательных. «Назовикакой? Какая?» Лист березы – березовый, рябины - дуба -…, сосны -…(картотека).
|
7. Релаксация. |
Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60
|
4-ая неделя. Тема. Перелетные птицы.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
Артикуляционная гимнастика «Кот Рыжик в детском саду» (картотека). Самомассаж лица (приложение 1.17). |
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Ветерок».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Игра «Журавли учатся летать».Нищева Н.В. стр.438 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты)(картотека игр на фонематическое восприятие).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика «Птички». Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» стр.92
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118
|
7.Релаксация. |
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц».
|
Апрель
|
|
1-ая неделя. Тема. Обувь. |
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. |
Артикуляционная гимнастика «Утро с Котиком Рыжиком» в стихах (картотека).
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение «Подуй на ладошку».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений |
Упражнение «Валенки» (работа над шепотной речью). Н.В.Нищева (СКР) стр.261.
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Подбери слово»(картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Пальчиковая гимнастика « Новые кроссовки». Нищева Н.В. стр.274 |
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Отгадывание загадок по теме «Обувь».Нищева Н.В. стр.273
|
2-ая неделя. Тема. Космос.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата |
Артикуляционная гимнастика «Утро с Котиком Рыжиком» в стихах (картотека.) |
2.Развитие дыхания. |
Упражнение « Подуем в колпачок».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Ракета» Нищева Н.В. стр. 329(СКР). |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, звуковой анализ. |
Игра «Космонавты».М.Ю. Картушина стр.74(Быть здоровым мы хотим № 3).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Рисование ракеты по точкам.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Отгадывание загадок о космических предметах. Нищева Н.В. (СКР) стр.329
|
7. Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс.»
|
3-ая неделя. Тема. Космическое путешествие.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата |
Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка».
|
2.Развитие дыхания. |
Упражнение « Подуем в колпачок».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упр. «Падающие звезды» (пропеть гласные с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз).
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Мультимедийная презентация « Будь внимателен». |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Упр. с массажными колечками Су-джок.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение).
|
7. Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс». |
4-ая неделя. Тема. Одежда.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата |
Артикуляционная гимнастика в стихах «Внуки приехали к бабушке в гости (картотека). «Умыли личико» (приложение.1.18).
|
2.Развитие дыхания. |
Проговаривание рифмовки на выдохе «Ткёт кто-то ткани на юбку Тане».
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Валенки» работа над шепотной речью. Н.В.Нищева (СКР) стр.261.
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Упражнение «Закончи фразу» (картотека). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков (приложение .2.8).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра « Назови, какая?» (куртка из кожи – кожаная…). Арефьева Л. Н стр.58
|
7.Релаксация. |
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Весенняя капель».
|
Май
|
|
1-ая неделя. Тема: Волшебница-вода.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
Артикуляционная гимнастика «Кот Рыжик в детском саду» (картотека ). Массаж лица «Умывалочка».М.Ю.Картушина стр.110 (оздоровительные занятия).
|
2.Развитие дыхания. |
«Буря». Ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде. |
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Игра « Капли» Арефьева Л.Н. стр.113. |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Спрячь ручки» (прятать руки в воду, услышав заданный звук).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игра с водой «Собиратели морских сокровищ». Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Один – много» (вода-много воды, лужа-много луж). Арефьева Л.Н. стр.111
|
7.Релаксация. |
Упражнение на расслабление. Дети слушают звуки дождя.
|
2-ая неделя. Тема. Насекомые весной.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка». Самомассаж лица и шеи (приложение 1.19).
|
2.Развитие дыхания. |
Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки». КартушинаМ.Ю. Оздоровительные занятия стр.162.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Гусеница». Н.В.Нищева (СКР) стр. 341 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия |
Игра «Цепочка слов» (картотека). |
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Упр. с массажными колечками Су-джок. Пальчиковая игра «Мячик» (приложение 2.9).
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Игра «Скажи ласково» ( комар-комарик, жук-..) Крупечук О.И. стр.180
|
7.Релаксация. |
Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц».
|
3-ая неделя. Тема. Наш детский сад.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата Массаж. |
Артикуляционные движения с использованием акваигр Самомассаж«Игра с ушками» прил.1.20
|
2.Развитие дыхания. |
«Буря». Ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Упражнение «Наша группа» Нищева Н.В. стр.306 |
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Игра «Спрячь ручки» (прятать руки в воду, услышав заданный звук).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игра с водой «Собиратели морских сокровищ». Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря. |
Согласование существительного с глаголом. Арефьева Л.Н. стр.11
|
7. Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Волшебный сон».
|
4-ая неделя. Тема. Здравствуй, лето.
|
|
1.Развитие артикуляционного аппарата. Массаж. |
Самомассаж язычка: упражнение «Испечем блинчик»,«расческа», «покусаем язычок». Самомассаж лица «Лето» (приложение 1.21).
|
2.Развитие дыхания. |
Подуем на одуванчик.
|
3.Развитие темпа и координации речи и движений. |
Танец – игра «Выйдем на лужок» М.Ю. Картушина стр.22(Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет).
|
4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. |
Творческое задание: игра «Слово на ладошке» (картотека).
|
5. Развитие мелкой моторики рук. |
Игра «Вылови рыбку». Цель: развивать зрительно - двигательную координацию движений.
|
6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.
|
Упражнение «Закончи фразу» (картотека). |
7. Релаксация. |
Упражнение на расслабление «Волшебный сон».
|
Литература:
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
- Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
(Здоровый малыш).
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.Серия «Зеленый огонек здоровья» 2003 г.
- Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»).
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС., 2005. – 528 с.
- Электронная картотека музыки на релаксацию.