Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"

МБОУ "Корниловская СОШ"  Верхнетоемского района Архангельской области

Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"

Монастырских Оксана Михайловна

учитель – логопед высшей категории

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный  период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической  помощи.

Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения - артикуляционную гимнастику.Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени   сформированности тонких движений пальцев рук.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

                                     Актуальность

В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, дети старшей  группы  не всегда охватываются коррекционной работой. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

     Возникает необходимость оказывать помощь детям старшей  группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

 Так как в настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами,  проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать  слуховое  внимание и слуховое  восприятие, фонематический

  слух.

 6. Способствовать развитию правильного, физиологического и речевого  

дыхания.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 33 занятия  (с октября по май включительно).

Продолжительность занятия: 25 минут 

Количество детей: 12 (2 подгруппы по 6 детей)

Форма организации детей: фронтальная.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

2. Дыхательные и фонопедические упражнения.

3. Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

4. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками,акваигрыи др.)

5. Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

6.Лексико-грамматические упражнения.

 

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

Ожидаемые результаты:

1.В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

2.Умение формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.

3.Автоматизация поставленных звуков.

4. Освоение  различных  движений  пальцами рук.

5. Уметь  повторять  цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками, умение повторять 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произносить.

6. Уметь обобщать  слова, подбирать  синонимы  и  антонимы.

7. Уметь угадывать  предметы по загадке-описанию

8. Развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка.

Новизна

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, игры с бельевыми прищепками, игры в сухом бассейне

( бобы,фасоль,пуговицы), кинезиологические упражнения, артикуляционный самомассаж,  акваигры, используются офтольматренажеры. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ: презентации физминуток, игр на автоматизацию звуков и развитие фонематического восприятия, гимнастики для глаз, музыкальные физминутки.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Перспективный план занятий логопедического кружка

                                 «Веселый язычок»

Задачи

               

Содержание занятий, источник

октябрь

1-ая неделя. Тема.Золотая осень. Овощи и фрукты

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

Массаж лица.

 

Знакомство с артикуляционными органами, основными положениями губ и языка с помощью веселой истории о язычке «Путешествие язычка в зоопарк».Е.Косинова «Уроки логопеда» стр.64-73.

 

Самомассаж лица «Осень»  (приложение 1.1).

 

2.Развитие дыхания.

Познакомить детей с правилами правильного дыхания: вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой. Упражнение «Подуй на ладошку».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

 

Работа над дикцией в двустишии: Яна якорь вышивала, молча яблоко жевала.

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Упражнение «Слушаем звуки осеннего леса» (фонограмма). Игра «Угадай, чей звук?»

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Акваигры. «Поймаем морских ежиков» (дети достают мелкие резиновые мячики, плавающие на поверхности воды ситечками). Игра «Угощение для ежиков»(дифференциация фрукты-овощи).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Мультимедийная презентация «Большой – маленький»

(электронная картотека).

 

7. Релаксация.

Упражнение «Листопад» (фонограмма).

 

 

                                                                                               

 

2-ая неделя. Тема. Дикие животные.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Массаж лица.

 

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных дви­жений при закрытом, затем открытом рте.

Самомассаж лица «Озорные мишки»(приложение 1.2).
 

2.Развитие дыхания.

«Ветерок»(подуть на цветные ленточки).

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра «Заяц Егорка». Нищева Н.В. (СКР) стр.138.

 

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы» (Ткаченко Т.А. лог.упр. стр.92).

Пальчиковая игра «Ёжик»с шариком Суд-жокмассажером(приложение .2.1).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Чей хвост?» у зайца, у волка, у барсука, у соболя?«Чьи уши?» у медведя?-медвежьи, у белки, у оленя, у рыси, у куницы?

 

7.Релаксация

Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы»)

 

 

 3-ая неделя. Тема. Домашние животные

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Массаж.

Упражнения: «Кот лакает молоко»,«Лошадка», «Поросенок землю роет», «Пятачок», «Индюк», «Щенок устал», «Лопатка».     

Массаж носа » (приложение.1.3).

 

2.Развитие дыхания.

Игра «Угадай,  кто спрятался?» дети дуют на горох, появляется картинка животного, нужно правильно назвать животное.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра «Как мы поили телят».Нищева Н.В. стр.290.

 

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

 

Игра «Угадай, кто кричит»(фонограмма).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игра  «Найди животных» с использованием сухого бассейна с пуговицами и бобами.

«Черепаха» (у детей в руках Су - Джок)(приложение.2.2).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

 

Игра « У кого-кто?»: у лошади – жеребенок, жеребята.

У коровы - …., у козы-…., у свиньи-….., у овцы-…….

7.Релаксация.                      

 

Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул  наш кот…» («Колыбельная»).

4-ая неделя. Тема.Деревья, сезонные изменения. Птицы.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

Массаж  лица.

Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека).

Массаж лица «Воробей».  М.Ю. Картушина  стр.43 (оздоровительные  занятия).

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Морской воздух».  М.Ю. Картушина стр.59 (оздоровительные занятия).

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

 

Подвижная игра «Старый клен».Нищева Н.В. СКР. стр.481.

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

 

Игра «Дятел», « Повтори, как я» (картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

Е.Косинова стр.18.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»

Клин лебедей – лебединый, караван журавлей ( картотека).

 

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление «Листики устали» (фонограмма).

 

Ноябрь

 

1-ая неделя. Тема. Сад, фрукты.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Массаж.

«Улыбка», «Хоботок», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

 

Самомассаж мышц головы и шеи:

«Я хороший», «Наденем шапочку»  (приложение .1.4).
 

2.Развитие дыхания.

«Ветреная мельница».Е.Краузе стр. 48

Проговаривание чистоговорки: « Яна якорь вышивала, молча яблоко жевала».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина,

 с. 23

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Презентация   Игра « Угадай,что за фрукт» + гимнастика для глаз(использование офтольмотренажора.)

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Нищева Н.В. стр.430.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Назови, какой сок?». (Сок из яблок-яблочный, из груш-…, из лимонов-…., изапельсин-…..).

 

2-  неделя. Тема. Дары осени

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж лица.

Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка».

Самомассаж мышц лица:

«Рисуем дорожки» «Рисуем яблочки» «Дождик»

(приложение.1.5).

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). Пропеть  гласные  звуки «а-э-и-о-у».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина,

 с. 23

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

 

Игра « Какое слово лишнее» (картотека).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игры с колючим мячом Су-Джок. (приложение .2.3).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра«Один-много». Сосчитать фрукты:  грушу, апельсин, сливу, лимон.

 

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Листики устали» (фонограмма).

 

3-ая неделя. Тема.Транспорт

 

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж.

Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка».

«Паровозики» » (приложение .1.6).

 

2.Развитие дыхания.

Игра «Морская прогулка». С помощью коктейльной трубочки ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку или шарик по поверхности воды.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

 

Упражнение «Теплоход».Нищева Н.В. стр.302

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

 

Игра  “Услышишь — стой!” (картотека игр).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик».

Упр. с массажными колечками Су-джок.(приложение 2.7).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Презентация.

Гимнастика для глаз.

4-ая неделя. Тема.  Правила дорожного движения.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж.

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».

«Рисуем брови», «Наденем очки», «Нарисуем усы»(приложение 1.7).

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Посвистим в свисток».

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра «Переход» на закрепление правил движения.

Нищева Н.В. (СКР) стр. 170

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Мультимедийная презентация « В стране волшебных звуков» (электронная картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим пальцем – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

 

Игра «Назови ласково». О.И.Крупенчук стр.108

7.Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»).

 

декабрь

1-ая неделя. Тема.Зима.   

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж.

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка».

Самомассаж лица «Зима» (приложение 1.8.).

 

2.Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

 

Упражнение «Снеговик».Нищева Н.В. стр.286

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Мультимедийнаяпрезентация«Танец снежинок»

(выделение 1 и 2 звука в слове).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование снежинок по клеточкам.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы.

 

7.Релаксация.

Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка»

(фонограмма).

2-ая неделя. Тема. Зимние забавы.         

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж.

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

«Погреем щечки» (приложение .1.9).

 

2.Развитие дыхания.

Игра «Подуем на снежинки» с использованием фонограммы «Зимний лес».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений

Упражнение «Снеговик».Нищева Н.В. стр.286

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

 

Мультимедийная презентация «Чей это звук?».

Гимнастика для глаз с использованием офтольмоьренажера.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Выкладывание снежинок из цветных пуговиц, бобов, гороха.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Глагольная лексика. Рассказать  по картине ,что делают дети (играют, катаются, смеются, ссорятся, толкаются, строят, ломают..).

 

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации).

 

3-ая неделя. Тема. В гостях у сказки.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж.

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка».

Массаж«Нарисуем круги на подбородке»

(приложение.1.10).

 

2.Развитие дыхания.

«Помоги разбудить царевну» использование в игре на дыхание свистков.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Снеговик».Нищева Н.В. стр.286

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра  «Внимательные ушки» (картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игра « Собери узор» дети достают из воды морские ракушки, и выкладываю узоры на  салфетке.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Назови цепочку действий, имеющихся в знакомой сказке «Колобок» Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения  стр.52.

 

7.Релаксация.

Упражнения  на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма).

 

4-ая неделя. Тема. Профессии.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Массаж.

Упражнения: «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений).

«Нарисуем круги на щечках»(приложение.1.11).

 

2.Развитие дыхания.

Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для вы­работки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту.

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Маляры». Нищева Н.В. стр.311.

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игр «Подумай, не торопись»  (картотека игр).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейн и имитирует замешивание теста, приговаривая стихотворный текст) – О. И. Крупенчук, с. 10.

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Мультимедийная презентация «Скажи по-другому»

(синонимы).

 

7. Релаксация.

Упражнение на релаксацию «Дальнее плавание» (фонограмма).

Январь

 

3-ая неделя. Тема. Мебель.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

Массаж.

Упражнения:  «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений).

Самомассаж лица «Времена года» (приложение 1.12).

 

2.Развитие дыхания.

Упр. «Дует холодный ветерок»  (картотека).

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений

 

Упражнение «Маляры». Нищева Н.В. стр.311.

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра с мячом «Назови звук». Н.В.Дурова (фонетика стр.63)

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика  «Наша квартира».Нищева Н.В. стр.458.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Подскажи словечко»(закрепление предлогов, падежных форм имен существительных). Нищева Н.В.

стр. 458

 

7.Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

 

4-ая неделя. Тема. Зимующие птицы, животные зимой.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Массаж.

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных дви­жений при закрытом, затем открытом рте, 

Массаж лица «Воробей» М.Ю. Картушина стр.43(оздоровительные  занятия).

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Шарик сдулся» ш-ш-ш (картотека)

 

3.Развитие темпа, координации речи и движений.

Игра  «Воробей». Нищева Н.В. стр.126

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты) (картотека игр на фонематическое восприятие).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игры в сухом бассейне с мелкими игрушками.

Игры с колючим мячом Су-Джок.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Ира «Назови ласково» голубь-голубок, синица-…

О.И. Крупечук стр.58

7. Релаксация.

Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26

 

Февраль

 

1-ая неделя. Тема.Посуда.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения: «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений).

Использование минибассейна с водой.

 

2.Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Самоварчик».Картушина М. Ю. стр. 147.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Координация речи с движением «Чайник». Нищева Н.В. (СКР) стр. 281

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

«Подскажи словечко». О. И.Крупенчук стр. 187.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игры с прищепками. Весёлые пальчики

(приложение .2.50).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

«Сосчитай до 5» . О.И. Крупенчук стр.186

 

2-ая неделя. Тема. Электрические приборы.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Самомассаж язычка: упражнение «Испечем блинчик»,«расческа», «покусаем язычок».

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение  «Футбол».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Координация речи с движением «Чайник» Нищева Н.В. (СКР) стр. 281

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Сколько точек – столько звуков (картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж шариком Су-джок. 1, 2, 3, 4, 5!

(приложение .2.6).

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Отгадывание загадок про электрические приборы.

7.Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

3-ая неделя. Тема. Путешествие в зоопарк.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

Упражнения: «Бегемот», «Лягушка», «Хоботок», «Змейка».

«Солнышко и лучики»(приложение.1.13).

2.Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Лев» Картушина М.Ю.

стр. 133

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Черепаха» Картушина М.Ю. стр. 132

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Мультимедийная презентация « Угадай, какое животное  издает звук?» (электронная картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая  гимнастика « Сидит белка на тележке»

Нищева Н.В. (СКР) стр. 138

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Рассади животных по вагонам» (1-й вагон-1 слог в названии животного, 2-ой – 2 слог, 3-й – 3 слог). Оборудование: «Паровозик».

 

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Отдохнем в джунглях».

 

4-ая неделя. Тема. Продукты питания.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье»,  «Блинчик», «Пирожок» (картотека).

«Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам (приложение.1.14).

 

2.Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Синьор Помидор» КартушинаМ.Ю. стр. 155.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Яблоки» -

М.Ю. Картушина, с. 23

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Будь внимательным». Определить  первый  звук в словах: апельсин, банан, помидор, свекла, лук, картошка).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Кинезиологическое упражнение «Оладушки».

О. И. Крупенчук, с.12

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Скажи ласково»: суп-супчик, каша-кашка,…..

7. Релаксация.

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена (звучит фонограмма «Бабочка»).

 

Март

 

1-ая неделя. Тема. Мамин день.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

«Улыбка», «Хоботок», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

Зигзаобразное  поглаживание головы.

(приложение 1.15).

2.Развитие дыхания.

Упражнение « Ароматные цветы».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Координация речи с движением «Чайник» Нищева Н.В. (СКР) стр. 281

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра « Подарки»(картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Пальчиковая гимнастика «Пирог». Нищева Н.В. стр.286

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных).

7.Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упражнение на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»).

 

2-ая неделя. Тема. Игрушки

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Волшебные свистки».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Проговаривание рифмовки: «Фаина и Нина купили пианино»произносить обычно, затем с восклицанием, выделяя голосом каждое слово.

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра  « Добрый слон»(картотека игр).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» - О. И. Крупенчук, с. 12

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Сосчитай игрушки»: сосчитай мячи, пуговицы, куклы.

7.Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

3-ая неделя. Тема. Весна.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика «Кот Рыжик в детском саду»  (картотека).

Самомассаж лица «Весна» (приложение 1.16).

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение « Тучка солнышко закрыла».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра «Солнышко». Нищева Н.В. (СКР) стр.513

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра « Мы играем - рифмы подбираем»(картотека).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Акваигры: достать из воды камушки и выложить узоры на салфетке. Проговаривание слогов на каждый камушек, который достали из воды.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Образование относительных прилагательных. «Назовикакой? Какая?» Лист березы – березовый, рябины - дуба -…, сосны -…(картотека).

 

7. Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

 

4-ая неделя. Тема. Перелетные птицы.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

Артикуляционная гимнастика «Кот Рыжик в детском саду»  (картотека).

Самомассаж  лица (приложение 1.17).

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Ветерок».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра  «Журавли учатся летать».Нищева Н.В. стр.438

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты)(картотека игр на фонематическое восприятие).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Птички». Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» стр.92

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина,

 с. 118

 

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц».

 

Апрель

 

 

1-ая неделя. Тема. Обувь.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Артикуляционная  гимнастика

«Утро с Котиком Рыжиком» в стихах (картотека).

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение «Подуй на ладошку».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений

Упражнение «Валенки» (работа над шепотной речью). Н.В.Нищева (СКР) стр.261.

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Подбери слово»(картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика « Новые  кроссовки».

Нищева Н.В. стр.274

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Отгадывание загадок по теме «Обувь».Нищева Н.В. стр.273

 

2-ая неделя. Тема. Космос.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная  гимнастика

«Утро с Котиком Рыжиком» в стихах (картотека.)

2.Развитие дыхания.

Упражнение « Подуем в колпачок».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Ракета» Нищева Н.В. стр. 329(СКР).

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, звуковой анализ.

Игра  «Космонавты».М.Ю. Картушина стр.74(Быть здоровым мы хотим № 3).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Рисование ракеты по точкам.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Отгадывание загадок о космических предметах.

Нищева Н.В. (СКР) стр.329

 

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс.»

 

3-ая неделя. Тема. Космическое путешествие.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка».

 

2.Развитие дыхания.

Упражнение « Подуем в колпачок».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упр. «Падающие звезды» (пропеть  гласные с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз).

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Мультимедийная презентация « Будь внимателен».

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. с массажными колечками Су-джок.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение).

 

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс».

4-ая неделя. Тема. Одежда.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика в стихах «Внуки приехали к бабушке в гости (картотека).

«Умыли личико» (приложение.1.18).

 

2.Развитие дыхания.

Проговаривание рифмовки на выдохе «Ткёт кто-то ткани на юбку Тане».

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Валенки» работа над шепотной речью. Н.В.Нищева (СКР) стр.261.

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Упражнение «Закончи фразу» (картотека).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков

(приложение .2.8).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра « Назови,  какая?» (куртка из кожи – кожаная…).

Арефьева  Л. Н стр.58

 

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Весенняя капель».

 

Май

 

1-ая неделя. Тема: Волшебница-вода.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

Артикуляционная  гимнастика «Кот Рыжик в детском саду»  (картотека ).

Массаж лица «Умывалочка».М.Ю.Картушина стр.110 (оздоровительные занятия).

 

2.Развитие дыхания.

 «Буря». Ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде.

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Игра « Капли» Арефьева Л.Н. стр.113.

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Спрячь ручки» (прятать руки в воду, услышав заданный звук).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игра с водой «Собиратели морских сокровищ».

Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Один – много» (вода-много воды, лужа-много луж). Арефьева Л.Н. стр.111

 

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети слушают звуки дождя.

 

2-ая неделя. Тема. Насекомые весной.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Самомассаж лица и шеи (приложение 1.19).

 

2.Развитие дыхания.

Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки».

КартушинаМ.Ю. Оздоровительные занятия стр.162.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Гусеница». Н.В.Нищева (СКР) стр. 341

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Цепочка слов» (картотека).

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. с массажными колечками Су-джок.

 Пальчиковая игра «Мячик» (приложение 2.9).

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Игра «Скажи ласково» ( комар-комарик, жук-..) Крупечук О.И. стр.180

 

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц».

 

     3-ая неделя. Тема. Наш детский сад.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата

Массаж.

Артикуляционные движения с использованием акваигр

Самомассаж«Игра с ушками» прил.1.20

 

2.Развитие дыхания.

 «Буря». Ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Наша группа» Нищева Н.В. стр.306

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Игра «Спрячь ручки» (прятать руки в воду, услышав заданный звук).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игра с водой «Собиратели морских сокровищ».

Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

Согласование существительного с глаголом.

Арефьева Л.Н. стр.11        

 

7. Релаксация.

Упражнение  на расслабление «Волшебный сон».

 

    4-ая неделя. Тема. Здравствуй, лето.

 

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Массаж.

Самомассаж язычка: упражнение «Испечем блинчик»,«расческа», «покусаем язычок».

Самомассаж лица «Лето» (приложение 1.21).

 

2.Развитие дыхания.

Подуем на одуванчик.

 

3.Развитие темпа и координации речи и движений.

Танец – игра «Выйдем на лужок» М.Ю. Картушина стр.22(Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет).

 

4. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Творческое задание:

игра «Слово на ладошке» (картотека).

 

5. Развитие мелкой моторики рук.

Игра «Вылови рыбку».

Цель: развивать зрительно - двигательную координацию движений.

 

6.Развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.

 

Упражнение «Закончи фразу» (картотека).

7. Релаксация.

Упражнение  на расслабление «Волшебный сон».

 

Литература:

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
  4. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.

(Здоровый малыш).

  1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.Серия «Зеленый огонек здоровья» 2003 г.
  2. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
  3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  4. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»).
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС., 2005. – 528 с.
  7. Электронная картотека музыки на релаксацию.

Смотреть приложение 1

Смотреть приложение 2