Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

День народного единства

«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Методическая разработка классного часа

 

МОУ СШ № 103 Советского района города Волгограда

Веселов Александр Петрович,

 

 

 

 

Данная методическая разработка посвящена истории самого молодого государственного праздника современной России, Дня народного единства. И хотя он отмечается уже не один раз, многие российские граждане ещё недостаточно хорошо знают о его исторических корнях, а классные руководители часто затрудняются в выборе средств для проведения патриотической работы, связанной с пропагандой данного праздника.

Эта разработка призвана оказать  помощь в проведении классных часов, других воспитательных мероприятий, посвящённых Дню народного единства. Актуальность её заключается в актуальности этого праздника. Почему высшая власть учредила его в наше время, несмотря на то, что события, явившиеся его основой, произошли 4 века назад? Уж не прихоть ли это властьпредержащих, какое- то модное веяние, которое со временем канет в лету. Конечно, у каждого человека на сей счёт может быть своё мнение (мы же живём не в самодержавном, а в демократическом государстве). По нашему глубокому убеждению, данное решение было продиктовано необходимостью обретения потерянной в последнее время, которое, пожалуй, тоже можно назвать смутным, национальной идеи. Конечно, монархические и религиозные мотивы сегодня уже не актуальны (хотя про религиозность так утверждать было бы опрометчиво), но идея сплочения всех слоёв народа, можно сказать, соборности, не устарела, и, больше того, в нашем многонациональном, многоконфессиональном государстве она должна быть приоритетной. По крайней мере, для той части граждан, которые не хотят его разделения на удельные княжества, чтобы там осуществлять свои властные  амбиции. А таких, безусловно, большинство. Кто без содрогания вспоминает «парад суверенитетов» 90-х годов? – Единицы. А ведь 90-е годы 20 века во многом напоминали начало 17 века, когда Россия стояла на пороге гибели как самостоятельное государство. И чтобы не было повторения форсмажорных ситуаций, разумно учесть уроки Смуты 1600-х годов. Хотелось бы всё-таки опровергнуть аксиому: « история учит, что она ничему не учит».

При создании данной разработки автор придерживался исторических фактов, взятых из разных трудов по истории России. Отправной точкой для него стала бессмертная пушкинская трагедия «Борис Годунов». Но, в основном, предлагаемое на ваш суд произведение носит авторский характер.

Целью данного мероприятия является:

- формировать патриотические и духовно-нравственные ценности посредством приобщения детей к российской истории.

Задачи:

- познакомить детей с историей событий, которые легли в основу государственного праздника «День народного единства»;

- формировать убеждённость в благотворном воздействии идеи народного единства перед лицом опасности;

- раскрывать способности и задатки детей, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своей Родины;

- развивать культуру слова, умение выразительно читать стихи.

Для проведения мероприятия, по нашему мнению, необходимо использование следующих атрибутов:

- изображения символов Российского государства;

- изображение иконы Казанской Божьей Матери;

- портреты К. Минина, Д. Пожарского, патриарха Гермогена, архимандрита Дионисия, короля Сигизмунда 3, Лжедмитрия 1, Лжедмитрия2, Михаила Романова (можно использовать компьютер);

- отрывки из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Мероприятие проводится в виде литературной композиции с историческими комментариями.

В начале на сцену выходят отец и сын.

Сын:

Отец, ты рассказал бы мне

Про день народного единства,

И почему в нашей стране

Такой вдруг праздник появился?

 

Отец:

Этот праздник не сейчас

Возник по чьей-то воле строгой,

И потому о нём рассказ

Начну из старины глубокой.

Когда лихие времена

Для нашей Родины настали,

Когда казалось, что она

Существовать уж перестанет.

И вот тогда народ российский

Под предводительством вождей

Восстал единый и великий

В защиту Родины своей.

А, впрочем, в Смутное то время

Давай перенесёмся, сын,

И встретимся с людьми, мы, теми

И слово каждому дадим.

Исторический комментарий:

В начале 17 века в России наступил династический кризис. После смерти царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей. На Земском Соборе царём был избран брат жены Фёдора, боярин Борис Годунов. Но не все были довольны его царствованием. А когда в результате неблагоприятных погодных условий на Руси установился жесточайший голод, в стране начались народные волнения. Государственная власть ослабла, и этим воспользовались авантюристы и интервенты.

Соседнее с Россией государство, Речь Посполитая (Польша) стремилась распространить своё влияние на Восток, поэтому активно участвовала в создании нестабильности в России. Сначала с её территории во главе отрядов, во многом состоявших из поляков, пришли на Русь самозванцы, Лжедмитрий Первый и Лжедмитрий Второй, выдававшие себя за спасшегося от наёмных убийц царевича Дмитрия, затем по инициативе бояр-изменников на русский престол был приглашён сын польского короля Сигизмунда Третьего, Владислав, а, в конечном итоге, сам польский король без всякого приглашения повёл свои войска на Русь, чтобы подчинить её своей власти. Это тяжёлое время получило название Смутного.

Король Польский Сигизмунд:

Велика страна Россия,

Но порядок не высок.

Подчинить бы польской силе

Этот лакомый кусок.

Я давно туда агентов

Одного слал за другим:

Первым Гришка был Отрепьев,

А Вор тушинский вторым.

На поклон послы боярские

Из Москвы пришли потом,

Чтобы сын мой Владислав

Стал российским королём.

Я и сам хотел бы править

Этой варварской страной,

На путь истинный направить,

Чтоб шла с Польшей заодно.

Потому на Русь в походы

Стал войска я отправлять,

Чтобы покорить народы,

Города её забрать.

 

Исторический комментарий:

В это тяжкое для России время неукротимыми борцами за независимость страны выступили иерархи православной церкви. Патриарх Гермоген был категорическим противником польской власти, и за это был ими замучен до смерти. Архимандрит Дионисий организовал оборону Троице-Сергиевой лавры, оказывал помощь нуждавшимся и призывал россиян к изгнанию интервентов.

Патриарх Гермоген:

Как горько-тяжко мне смотреть

На Родины моей страданья.

Куда ни поглядишь окрест:

Везде разбой и поруганье.

И даже в матушке-Москве,

Оплоте православной веры,

Поляки правят бал в Кремле,

В церквах католики запели.

Стоять я буду до конца

За веру предков и за Русь святую

И не страшусь тернового венца,

Какую б ни сулили гибель злую.

Писать я буду в города

Земли христолюбивой русской,

Чтоб отовсюду шли сюда

В защиту веры святорусской.

Троицкий архимандрит Дионисий:

В то время на родной земле

Страдал от притеснений наш народ,

А в Троицком монастыре

Руси святой последний был оплот.

Как мог я людям помогал,

Хоть это и не просто было:

Живой хлеб с кровом получал,

А мёртвый был зарыт в могилу.

Но это мало для меня:

До той поры не буду я покоен,

Покуда Русская земля

Не станет от врагов свободной.

И день и ночь мои писцы

Всё пишут в города и веси,

Чтобы с неправдою бойцы

Скорей прогнали злобных бесов.

Исторический комментарий:

Призывы православной церкви были услышаны. Сначала в Рязанской земле было создано первое народное ополчение, которое вскоре распалось из-за противоречий между его лидерами. Затем по призыву купца Козьмы Минина в Нижнем Новгороде было создано второе народное ополчение, военным руководителем которого стал князь Дмитрий Пожарский. В ноябре 1612 года оно освободило Москву от поляков.

Козьма Минин:

До сердца моего дошли

Молитвы православной церкви,

И в стороне от бед родной земли

Стоять считаю неуместным.

Нижегородцы, земляки, весь православный люд,

Доколь терпеть стервятников, что мучают и бьют.

Не жалко животов своих, не жалко и дворов,

Всё отдадим имущество мы на Отчизны зов.

Вступайте в ополчение, и я туда пойду.

Все вместе, без сомнения, освободим Москву.

 

 

 

 

 

Исторический комментарий:

В феврале 1613 года Земский Собор избрал на российский престол Михаила Романова. В России установилось правление династии Романовых. Смутное время закончилось.

Сын:

А дальше что? Что с Русью стало?

Какой она избрала путь?

Ведь знаю я, что бед немало

Пришлось в дальнейшем ей хлебнуть.

Отец:

Ты прав. Лихие супостаты

Не раз пытались покорить её.

Тяжёлые несла утраты

Страна в боях за равноправие своё.

Но в час тяжёлых испытаний

Не забывали люди то,

Что только вместе, только сами

Спасут её, а, кроме них, никто.

Сын:

И что ж, все были воедино?

Никто, что ль, лодку не качал?

Отец:

Да нет, ещё какие мины

Подкладывали под наш корабль.

И не одну, к несчастью, смуту

Пришлось и после пережить стране

И потому мы каждую минуту

Едины быть должны как на войне.

Конечно, не войны хотим, а мира,

Но, если встанет меж людьми стена,

В которой не удастся пробить дыры,

Тогда  к нам может вновь прийти война!

В заключение звучит хор «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

 

 

 

Использованная литература.

  1. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Москва: Эксмо, 2007.
  2. Пушкин А. С. Борис Годунов. Разные издания.