Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Целевая программа "Красный, жёлтый, зелёный"

 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 «Красный, желтый, зеленый»

по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Зяблина Ольга Александровна

методист МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»

высшая квалификационная категория

                                                                                              Возраст детей: 4 – 18  лет

                                                                                                        Срок реализации: 2016 – 2020 г.г                                       

Еманжелинский муниципальный район

Красногорское городское поселение

2016 год 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса

Функции различных категорий работников МБУ ДО «ДДТ «Алый парус» в контексте реализации программы

Прогнозируемые результаты

Основные направления деятельности

Тематика бесед по ПДД в объединениях

Специфика предмета ПДД

Список используемой литературы

Пояснительная записка

              Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством  транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных  мероприятий со стороны организаторов дорожного движения, но и разносторонних знаний, а также психологической подготовки всех участников дорожного движения – пешеходов, водителей, пассажиров. Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. 

              Сегодня необходимо коренное изменение общественного мнения на проблему безопасности дорожного движения.  Большое число нарушителей правил дорожного движения среди водителей и пешеходов – это в значительной мере результат того, что у нас в стране никогда не придавалось должного значения обучению Правилам дорожного движения, а ведь именно Правила создают основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения. Поэтому Правила дорожного движения необходимо четко знать, а самое главное – неукоснительно исполнять.

              Постоянно растущее количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны и высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма с его постоянно тенденцией к росту настоятельно требуют обучать школьников Правилам дорожного движения (ПДД) весь период обучения в школе.

              В настоящее время с первых минут нахождения в образовательном учреждении ребенок сталкивается с основами правовых знаний, одной из форм которых является изучение правил дорожного движения. Но еще раньше, с первых шагов маленького ребенка, начинается переход его от пассивного участия в дорожном движении к активному общению с дорогой, со всеми её неожиданностями. Этот переход таит в себе массу опасностей. Одна из них – улица, с её стремительным движением, множеством машин, недисциплинированными водителями и пешеходами.

              По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются школьники в возрасте 7 – 14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2 – 3 раза чаще, чем у девочек».

              Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно – транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%. Анализ ДТП показывает, что их основными причинами являются невнимательность, недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.

              Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В связи с этим в МБУ ДО «ДДТ «Алый парус» разработана целевая программа для воспитанников «Красный, желтый, зеленый» по профилактике дорожно – транспортного травматизма.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  Создание условий для подготовки  воспитанников МБУ ДО «ДДТ «Алый парус» к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) и безопасности окружающих участников дорожного движения в условиях увеличения числа автотранспорта на дорогах поселка Красногорский.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение учащимися МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»» системы знаний безопасного поведения на дороге.
  • Формирование системы навыков безопасного передвижения в условиях повышенной интенсивности дорожного движения.
  • Повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ребенку безопасность на улице.
  • Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
  • Формирование культуры поведения в общественном транспорте

              Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения – это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Задачи обучения – воздействовать на поведение участника движения и тем самым придти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения. 

Основные причины дорожно – транспортного травматизма:

  • нарастание концентрации транспорта на улице;
  • недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников, незнание опасности;
  • недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
  • незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;
  • неправильное пользование общественным транспортом;
  • игры и шалости на проезжей части улицы;
  • неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.

                        Максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом будет зависеть от контакта педагогов с родителями, от их понимания ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи.

              Изучение программного материала предполагает работу с воспитанниками  через следующие формы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Индивидуальные. Включает в себя диагностическую деятельность:
  • предварительная (проводится с целью выявления начального уровня знаний по ПДД);
  • промежуточная (проверка знаний, умение применять их на практике)
  • итоговая (закрепление умения в навыки, систематизация знаний)
  1. Групповые.   Данные формы организации учебно-воспитательного процесса направлены на:
  • развитие практико-ориентированных и коммуникативных способностей;
  • умение принимать решения в нестандартных ситуациях.
  1. Массовые:
  • пропаганда безопасного поведения на дороге посредством мероприятий, ориентированных на зрелищность, эмоциональное восприятие;
  • раскрытие скрытых способностей детей посредством решения проблемных ситуаций различными методами (частично-поисковые, исследовательские, эвристические), многоролевые игры.

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса

                              К организационно – педагогическим условиям, определяемым нами как состояние элементов окружающей среды, способствующие эффективной организации педагогического процесса, мы относим:

  1. создание и организацию системы непрерывной подготовки учащихсяобъединений ДДТ «Алый парус» к безопасному поведению на дорогах;
  2. специальную подготовку педагогов по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения воспитанников безопасному поведению на дороге и в транспорте;
  3. организацию учебного процесса в общем плане работы МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»;
  4. постоянное взаимодействие с социально – педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку воспитанников объединений к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДД, школы);
  5. наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса.

Организация процесса непрерывной подготовки учащихся ДДТ к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:

  • наглядности и доступности обучения;
  • непрерывности, систематичности и последовательности обучения;
  • единства теории и практики обучения и воспитания;
  • учета возрастных  и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • ведущей роли педагога при самостоятельности и активности обучающихся;
  • сотрудничества

             Функции различных категорий работников МБУ ДО «ДДТ «Алый парус» в контексте реализации программы

  1. Функции директора МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль.
  1. Функции заместителя директора по УВР:
  • разработка системы досуговых мероприятий по ПДД для учащихся МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»;
  • осуществление  планирования мероприятий по ПДД.
  1. Функции методиста МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
  • организация преподавания ПДД на занятиях объединений МБУ ДО «ДДТ «Алый парус», осуществление контроля за преподаванием;
  • организация учебы педагогов д/о по вопросам преподавания ПДД
  1. Функции педагога – организатора:
  • разрабатывает и проводит массовые мероприятия по ПДД для учащихся объединений;
  • оказывает помощь в разработке и проведении профилактических мероприятий в объединениях педагогам дополнительного образования;
  1.  Функции социального педагога МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
  • организация встреч учащихся и их родителей с работниками ГИБДД, медработниками по вопросам безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно - транспортного травматизма
  1. Функции педагогов дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
  • организация и проведение с учащимися объединений мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно - транспортного травматизма;
  • организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • осуществление мониторинга по вопросам безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно - транспортного травматизма

Прогнозируемые результаты

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Сформированность культуры участников дорожного движения у воспитанников МБУ ДО «ДДТ «Алый парус».
  • Сформированность сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения
  • Повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ребенку безопасность на улице.

Критерии оценки результативности программы

  1. Сформированность уровня воспитанности обучающихся как законопослушных участников дорожного движения:
    1. Знание правил дорожного движения.
    2. Умение ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию.
    3. Владение навыками безопасного поведения на улице и на дороге.
    4. Готовность учащихся средних и старших классов к осуществлению профилактической работы среди сверстников.
    5. Сформированность уважения к законам и участникам дорожного движения.
  2. Снижение количества детей, нарушающих правила дорожного движения.

Диагностический инструментарий

  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Зачеты

Основные направления деятельности

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Мероприятия для детей

1

Беседы по ПДД в объединениях

ежемесячно в течение учебного года

педагоги д/о

2

Конкурсно – игровые, познавательные программы

согласно годовому плану

педагоги - организаторы

3

Встречи с представителями ГИБДД, медицинскими работниками

согласно годового плана

социальные педагоги,

педагоги - организаторы

4

Работа объединения для детей   младшего школьного возраста «Страна Светофория»

в течение учебного года

педагог д/о – руководитель объединения

Мониторинг

1

Учет проведения бесед по ПДД

ежемесячно

педагоги д/о

2

Конкурс творческих работ «Знатоки на дорогах»

март

методист УР

3

Викторина по ПДД для учащихся среднего школьного возраста

апрель

социальный педагог

4

Конкурсно – игровая программа «Азбука пешехода» для учащихся начального звена

апрель

педагог - организатор

5

Конкурс сочинений, рисунков, коллажей: «Красный, желтый, зеленый»

апрель

методист ВР

6

Анкетирование учащихся «Зачем необходимо соблюдать правила дорожного движения»

апрель

социальный педагог

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам безопасности дорожного движения

1

Проведение семинаров, методических советов

согласно годовому плану

методист УР

2

Разработка методических рекомендаций по вопросам преподавания Правил дорожного движения

в течение года

методист УР

3

Разработка сценариев  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

в течение года

методист ВР,

педагог - организатор

Тематика бесед по ПДД в объединениях в течение учебного года

«Школа пешехода» для учащихся дошкольного возраста:

Урок первый «Пора не пора – не ходи со двора»

Урок второй «Дорога – для машин, тротуар – для пешехода»

Урок третий «О ступеньках под землю и полосатой зебре»

Урок четвертый «Посмотри налево, посмотри направо»

Урок пятый «Личная безопасность на улице»

Урок шестой «Человек с жезлом на перекрестке»

Урок седьмой «Не играй в прятки с водителем»

Урок восьмой «Азбука дороги»

Заключительная беседа «Как Буратино ходить учился»

Беседы для учащихся начального школьного возраста

  1. Мы идем в школу, из школы: «Безопасная дорога»
  2. Кто регулирует движение транспорта и пешеходов
  3. Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекресток.
  4. Проходите – путь открыт!
  5. Правила дорожного движения
  6. Ты и улица
  7. Мы по улице идем
  8. Как разговаривает улица
  9. Заключительная беседа «Как Буратино ходить учился»

Беседы для учащихся среднего и старшего школьного возраста

  1. Из истории правил дорожного движения
  2. Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение правил дорожного движения
  3. Организация и регулирование дорожного движения
  4. Элементы дорог
  5. Элементы улиц
  6. Регулирование движения транспортных средств и пешеходов
  7. Дорожные знаки
  8. Движение пешеходов по улицам и дорогам
  9. Первая помощь пострадавшему при дорожно-транспортном происшествии

СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ПДД

Дорожное движение едино для всех — для детей и для взрослых. И кроющиеся в нем опасности угрожают как взрос­лым, так и детям. И Правила дорожного движения едины для взрослых и для детей. Но написаны они без всякого расче­та на детей, таким суконным языком и с такими формулиров­ками, что даже не каждый взрослый способен в них разоб­раться. В некоторых пунктах ПДД или вовсе отсутствуют ука­зания о том, как должны вести себя пешеходы в той или иной конкретной ситуации или даются очень расплывчатые указа­ния.

Адаптировать  и дифференцировать ПДД для детей разного возраста – задача не из простых. Ответ на вопрос «Что из ПДД надо знать первокласснику, а что – одиннадцатикласснику?» однозначен – и тому, и другому необходимо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.

Учитель, преподающий правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизи­ологические особенности учащихся, знать и учитывать их спо­собности воспринимать предлагаемый материал.

Список используемой литературы

  1. Безопасная дорога в школу. Познавательно – игровое пособие/шеф – редактор Фадеев Б.Г., авторы: Н. Баринова, Е. Войткевич. М.: издательство «Кедр», 2005 г.
  2. Внешкольник. 2008 г. № 3, 4, 5, 6. Подборка материалов по ПДД.
  3. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
  4. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Практическое пособие. М.: Издательство «Айрис – пресс», 2005 г. Программа военно – патриотического воспитания молодежи «Во славу отечества»/авторский коллектив Борискин В.Г., Боровкова Н.В., Королюк Э.В., Ксендзов О.А., Курова С.В., Мальцева М.А., Намитова Л.В., Соколова С.Е., Харитонов А.Н., Димитровская типография, 2007 г.
  5. Ольгин О., Кривич М. Школа пешехода. М.: Издательство «Малыш», 1984 г.
  6. Рублях В.Э.Правила дорожного движения . Учебное пособие для учащихся 7 – 8 классов, М.: «Просвещение», 1981 г.
  7. Три сигнала светофора. Учебное издание. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А., М.: «Просвещение», 1989 г.
  8. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978.