Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118    НАПИСАТЬ НАМ

 

тел. 8-800-100-26-84 

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Летнее чтение с увлечением»
28.07.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Море начинается с причалов…»
05.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Цветочная радуга»
28.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя семья - источник...
20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»

Авторская программа внеурочной деятельности "Полет души"

МБОУ СОШ №170 с УИОП

Авторская программа внеурочной деятельности "Полет души"

учитель русского языка и литературы Каримова Гузель Талгатовна

 

 

Авторская программа

внеурочной деятельности«Полёт души»

для основного общего образования

  Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по курсу «Полёт души» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Литература» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.   Рабочая программа курса «Полёт души» входит во внеурочную деятельность по духовно-нравственному и общекультурному направлению развития личности. Программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта;
  2. Образовательной программы школы.

   Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «Полёт души»

(внеурочная деятельность ФГОС)

Цель: создание условий развития художественно-эстетических способностейучащихся в воспитании гармоничной личности, тонко чувствующей красоту поэтического слова и музыки через вовлечение в театральную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с основами драматического искусства, заинтересовать учащихся внимательной работой с художественным словом (цикл бесед, посещение театров, встреча с актерами театра и др.);

- научить выражать чувства через голос, мимику, пластику тела (дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения, элементы танцевальных движений, упражнения на развитие темпо-ритма действий).

Развивающие:

- развивать умение держаться на сцене, коммуникативные навыки учащихся посредством декламации стихов, прозаических отрывков, исполнения театральных этюдов на сцене;

- развивать  творческое воображение, память, образное мышление через творческие задания (составление диалогов, рассказов и др.).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству писателей, художников, композиторов (прослушивание аудиозаписей, просмотр видео и кинофрагментов художественных произведений и др.);

- воспитывать уважительное отношение к партнерам по сцене во время репетиций и показов литературных вечеров.

Программа разработана с учётом особенностей основного общего образования, а также возрастных и психологических особенностей учащихся.

Изучение литературы в школе  является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения целостного миропонимания и духовно-нравственного мировоззрения, понимания необходимости синтеза литературы и театрального искусства  как средства развития творческой личности в современном обществе. В этом и заключается актуальность и отличительная особенность данной авторской программы.

Содержание программы направлено на формирование читательской культуры, устойчивой мотивации к изучению литературы, воспитание интереса познания нового, развитие речевой наблюдательности, умение анализировать, выступать на сцене. Содержание курса может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках литературы.

    Образовательным продуктом данной программы являются оригинальные групповые литературно-творческие проекты (сценарии литературных вечеров) и их воплощение на сцене. Некоторые сценарии представлены в приложении.

Научно-педагогическая обоснованность данной программы обусловлена использованием следующих педагогических  принципов:

  • принцип комплексного развития (взаимосвязь литературы, музыки, истории, хореографии, театрального искусства, кино и т.д.);
  • принцип учета индивидуальности каждого ребенка (педагог учитывает психологические особенности детей при выборе роли);
  • сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности;
  • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
  • принцип положительной перспективы при оценке;
  • принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою значимость в творческом коллективе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

-наблюдение

-беседа

-ролевые игры

-артикуляционные гимнастики

-мозговой штурм

-коллективные выходы на спектакли

-просмотр и обсуждение видеофильмов

-«сорежиссёрство» на репетициях

Место предмета в базисном учебном плане

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Полёт души» предназначена для разновозрастных групп учащихся.

2.Планируемые результаты освоения данного курса

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе  интеллектуальная духовно-нравственная личность способная к творческой деятельности.

Метапредметныерезультаты – освоенные обучающимися  навыки применимы как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

1) регулятивные:

- умение ставить цель и планировать свою работу;

- контролировать свою деятельность через сравнение с эталоном выступлений мастеров художественного слова;

- корректировать и оценивать свое выступление и выступление своих товарищей по сцене.

2) познавательные:

- умение извлекать информацию из художественных текстов;

- умение анализировать, компоновать;

- умение моделировать  текст (логически выстраивать групповой творческий проект, т.е. образовательный продукт,  в форме сценария литературного вечера).

3) коммуникативные:

- умение работать в творческом коллективе при составлении группового творческого проекта и его воплощении на сцене;

-  работа над сценической речью.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися специфические виды деятельности в рамках данного курса способствуют  глубокому пониманию, правильной интерпретации художественных текстов, формированию навыков поискового  и изучающего чтения.

3. Тематическое планирование

Тема

Виды деятельности

Количество часов

1

Вводное занятие. Театрализация как творческий метод сценариста режиссера. Место и роль театрализованных представлений в жизни общества.

Коллективная

2

2

Роды литературы (эпос, лирика, драма) и их особенности.

Коллективная

2

3

Идейно-тематический анализ художественного произведения. Композиция, сюжет, конфликт и т.д.

Коллективная

1

4

Художественный образ. Образность сценического действия.

Групповая

1

5

Общение как непрерывная внутренняя связь между партнерами.

Групповая

1

6

Сценическая атмосфера. Средства создания атмосферы на сценической площадке.

Коллективная

1

7

Работа над замыслом литературного вечера. Определение идейно-тематической направленности и структуры литературного вечера. Составление сценарного плана литературного вечера.

Групповая

2

8

Поиск и отбор документального и художественного  материала по группам, доработка сценарного плана.

Групповая

2

9

Работа над групповым творческим сценарием. Поиск приема подачи художественного материала и образного сценарного хода.

Групповая

2

10

Составление режиссерской документации литературного вечера. Разработка  световой, музыкальной партитур. Художественное  оформление, реквизит, костюмы.

Коллективная, групповая, индивидуальная

2

11

Монтаж как творческий метод и художественное средство сценариста. Особенности монтажных соединений различных выразительных средств (музыка, чтение, хореография, кино и т.д.) при составлении сценария литературного вечера.

Коллективная

1

12

Тренинг на усвоение элементов актерского мастерства (речь в движении, темпо-ритм действий и речи, пластическая выразительность тела, рук; образное решение предложенного художественного материала).

Коллективная

2

13

Распределение ролей. Постановка целей и задачей исполнителям. Организация действий в пространстве. Поиск и отбор выразительных средств. Составление графика репетиции.

Индивидуальная

4

14

Монтировочные репетиции эпизодов литературного вечера.

Групповая

2

15

Монтаж эпизодов литературного вечера.

Коллективная

1

16

Прогонные репетиции литературного вечера.

Коллективная

2

17

Технические репетиции литературного вечера.

Коллективная

2

18

Показ литературного вечера.

Коллективная

2

19

Рефлексия. Анализ соответствия замысла и воплощения литературного вечера.

Коллективная

2

20

Итоговое занятие.

Коллективная

1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Групповые творческие сценарии

 «Чудные страницы русской литературы»

Играет музыка, во время которой читают стихотворение Р.Рождественского.

1 чтец

Ежедневное чудо – не чудо,

Ежедневное горе – не горе,

Настоящее горе другое

И о нём говорить не хочу я.

Ежедневные блестки – не ветошь,

Ежедневные ссоры не давят,

В ежедневные слезы не веришь

Не тревожит, надоедает

Но, над спелой росой нависая,

Вдруг встает ежедневное солнце,

Ошарашивая, потрясая,

Ежедневной земли не убудет…

И шепчу я, охрипнув, от песен:

Пусть любовь ежедневною будет

Ежедневной, как хлеб, если есть он.

1 ведущий: Когда что-то становится привычным, оно наполовину умирает. Мы видим и не видим, слышим и не слышим. Мы можем наблюдать за удивительными явлениями и не удивляться им. Они уже были и ещё будут. Мы можем созерцать прекрасное и не испытывать восхищение, мы столько раз его видели, оно всегда рядом с нами. Страшная эта вещь – привычка. Привычными иногда становятся и великие художественные произведения, и имена их создателей.

2 ведущий:

Над головой созвездия мигают

И руки сами тянутся к огню…

Как страшно мне, что люди привыкают,

Открыв глаза, не удивляться дню.

Существовать. Не убегать за сказкой

И уходить, как в монастырь, в стихи.

Возьми уже прочитанную книгу,

Чудесные страницы воскреси.

Выходят чтецы с перевернутыми портретами Пушкина, Островского, Толстого, Блока.

1 чтец читает стихотворение А.С.Пушкина «Храни меня, мой талисман…»

2 чтец: (держит портрет А.Островского, читает отрывок из пьесы «Гроза»)

«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица, когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

3 чтец: (держит портрет Л.Н.Толстого)

«Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало! Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь. Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы…»

4 чтец: (держит в руках портрет А.Блока) читает стихотворение «В углу дивана».

1 ведущий: Мы так часто слышали имена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Есенина, Блока, что они уже не сулят нам ничего неожиданного. Сколько чудесных страниц проходит мимо нас, а надо бы сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно…»

2 ведущий: Сегодня мы вернемся к некоторым из них, вспомним имена Пушкина, Островского, Толстого, Блока.

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет…

1 страница. А.С.Пушкин.

Музыка. Слайд осенний. Выходят 4 чтеца.

1 чтец читает отрывок из стихотворения «Осень» («Осенняя пора…»).

2 чтец читает отрывок из стихотворения «Осень» («Октябрь уж наступил…»).

3 чтец читает отрывок из стихотворения «19 октября» («Роняет лес…»).

4 чтец читает отрывок из романа «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…»).

1 ведущий: А.С.Пушкин Плетневу: «Сейчас еду в Нижний,  в село Болдино. Пиши мне туда, коли вздумаешь. Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе. Грустно так. Осень подходит, это любимое моё время. Здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов наступает».

2 ведущий: «Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведённую Пушкиным в имении Болдино Нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, полно такого многообразия  и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь.

1 ведущий:

И с каждой осенью я расцветаю вновь:

И забываю мир и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем –

И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

2 ведущий: А.С.Пушкин Плетнёву: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы «Евгения Онегина», 8 и 9, совсем готовые в печать. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. День за днем творилась «Болдинская осень». «Болдинская осень» - «Болдинское чудо».

1 ведущий: Драматическое искусство бессильно только над душами изжившими, но над теми и всё бессильно, а свежую душу театр захватывает властной рукой и ведёт куда хочет.2 страница. А. Островский.

2 ведущий: «У нас есть русский национальный театр. Он по справедливости должен называться театром Островского» (И.А.Гончаров).

1 ведущий: Театр Островского – это пьесы жизни.

2 ведущий: Театр Островского – это удивительный мир.

1 ведущий: Театр Островского – это прекрасные женские образы: Катерина из «Грозы», Лариса Огудалова – героиня «Бесприданницы», актриса Негина из пьесы «Таланты и поклонники», Снегурочка и Любава в сказке «Снегурочка».

2 ведущий: Лариса Огудалова удивительно цельная, с чистой, нежной душой, стремящаяся к свободе, духовно одарённая…

Звучит музыка «Любовь волшебная страна». Выключается свет.

В темноте героиня, которая играет Ларису, читает стихотворение.

Гордость и робость – родные сёстры,

Над колыбелью дружные встали.

«Лоб запрокинув!» - гордость велела

«Очи потупив!» - робость шепнула

Так прохожу я – очи потупив –

Лоб запрокинув – Гордость и Робость.

Сцена из пьесы «Бесприданница» (действие IV явления 7, 8, 9)

Звучит песня «А напоследок я скажу…»

1 ведущий: «Красоты нет там, где нет простоты, добра и правды»

Страница третья.

2 ведущий: Лев Николаевич Толстой. «Граф Лев Толстой – гениальный художник. Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного. В нем есть нечто, всегда возбуждавшее у меня желание кричать всем и каждому: смотрите, какой удивительный человек живет на земле» (М.Горький).

1 ведущий: «Толстой действительно огромный художник, какие рождаются веками и творчество его кристально чисто, светло и прекрасно» (В.Г.Короленко).

2 ведущий: «Он достиг такой высоты своим языком, что глазам больно, до чего вы ясно видите». «Каждую ночь просыпаюсь и читаю «Войну и мир». Читаю с таким любопытством и с таким наивным удивленьем, как будто раньше не читал. Замечательно хорошо» (А.П.Чехов).

1 ведущий: «Лев Толстой навсегда останется в русской и мировой литературе величавой и недосягаемой вершиной» (М.А.Шолохов).

5 чтец: читает отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». «В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты она в первый раз живо представила себе то, что ожидает её там, на бале, в освещенных залах… Он предложил ей тур вальса…»

Танцуют вальс.

1 ведущий: Лев Николаевич Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слово которых – живая вода. Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется – мы ещё ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. Он был удивительно красив, как поэт и как личность.

Страница четвертая. А.Блок.

Выключается свет в зале. Звучит «Аве Мария».                                                   

 На сцене открытое пианино с горящими свечами.

6 чтец читает стихотворение А.Блока «Вхожу я в тёмные храмы…»

1 ведущий: В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец туманной любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не просто отдается чувству, а совершает обряд, поклоняется ей, Прекрасной Даме.

2 ведущий: Стихи о «Прекрасной Даме» были попыткой поэта разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни. О назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного. Поэтому так глубоко вглядывается в свою душу, так напряженно ищет Прекрасную Даму.

1 ведущий: Понять поэта – это войти в мир его волшебства. Понять Блока – уловить чудесные мгновения его души.

7 чтец читает стихотворение А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

  8 чтец читает отрывок из стихотворения «О, весна без конца и без краю…»

Звучит музыка.

1 ведущий: Удивительное свойство литературы – делать живым давно прошедшее и угадывать будущее. Но происходит это чудо лишь в том случае, если читатель услышал голос писателя, пошёл за ним, если ему знаком труд души. Ключ к кладовым мудрости и красоты – в руках у человека.

2 ведущий: Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится внести в свою жизнь красоту.

Жизнь без начала и конца!

Нас всех подстерегает случай

Над нами сумрак неминучий

Иль ясность божьего лица

Но, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты – знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить то, что видишь ты;

Твой взгляд – да будет тверд и ясен

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

 

Литературное кафе «Встреча»

Памятный вечер «Диалог при свечах»

(сценарий литературно-музыкального вечера)

Звучит музыка. Заходят участники вечера, рассаживаются за столики. Идут слайды (времена года: зима, весна, лето, осень, зима).

Во время последнего слайда звучит стихотворение

«Снег идёт» Бориса Пастернака.

1 ведущий: Так чувствует и видит Борис Пастернак: идёт снег, проходит время. То лениво тянется, то просто летит, то вдруг словно останавливается. Как его увидеть – уходящее время?

2 ведущий: Это искусство доступно не многим людям. Тем, которые умеют видеть необычность обычного.

1 ведущий: Жизнь проходит, меняются поколения, и каждый человек должен оставить после себя след. О том, зачем люди приходят на эту землю, хорошо сказал Расул Гамзатов.

1 чтец:

Мы все умрём,

Людей бессмертных нет.

Нам все это знакомо и неново,

Но мы живём, чтобы оставить след

Дом или тропинку

Дерево иль слово.

2 ведущий: По-моему, эти слова замечательно перекликаются с народной мудростью: «Если человек посадил дерево, построил дом и вырастил сына, он не зря прожил свою жизнь».

2 чтец:

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушивались к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи,

Какой ты след оставишь,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет?

Я. Мартынов «След»

1 ведущий: А люди искусства оставляют после себя замечательные творения, которые будут служить людям многие века. Незабываемую музыку, чудесные картины, бессмертные стихи.

2 ведущий: Каждый художник, страницы жизни и творчества которого мы перелистываем, связаны в нашей памяти с каким-то его произведением.

1 ведущий: Невозможно представитьПушкина без «Евгения Онегина», Марину Цветаеву  - без романса «Мне нравится, что вы больны не мной», Сергея Есенина без его золотой рощи, Грибоедова без его бессмертной комедии «Горе от ума».

Звучит вальс Грибоедова.

 

2 ведущий: Прозвучали последние аккорды вальса Александра Сергеевича Грибоедова, прославившего свою родину, свою Москву.

- Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось.

- Москва, Москва, люблю тебя, как сын, как русский сильно, пламенно и нежно.

1 ведущий: Москва Грибоедовская,  начало XIX века.

На сцену выходят 3 чтеца.

1 чтец: Музыкальный вечер в богатом дворянском особняке Грибоедовых. Съезжаются знаменитости. Зимой 2 раза в неделю на танцкласс съезжается знакомая молодежь. Ровно в 7 часов расставляются пары, и Александр отлично отстукивает каблучками мазурку.

2 чтец: В 11 лет он превосходно владеет французским, немецким, английским, знает латынь, читает по-гречески, позднее изучит арабский, персидский, итальянский. Превосходно управляется с русским. Увлекается игрой на фортепиано, сочиняет сам.

3 чтец: Двенадцатилетним мальчиком он поступает в университет. За шесть с половиной лет он окончил 3 факультета: философский, математический и юридический. В 1818 году Грибоедов начинает свою службу дипломатом в русском посольстве в Персии. Здесь он начинает писать свою знаменитую комедию «Горе от ума».«Вечная жизнь среди дураков – это удел всех умных» (А.Грибоедов).

Уходят со сцены

2 ведущий: Вслушиваясь в слова этого блестящего поэта, можно понять всю незаурядность его острого ума.

1 ведущий: Действительно, и сейчас живут в нашем языке его крылатые выражения: «Счастливые часов не наблюдают», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Свежо предание, а верится с трудом», «Злые языки страшнее пистолета», «Где ж лучше, где нас нет», «Карету мне, карету».

Играется отрывок из комедии «Горе от ума» (действие 4, явление 11-14)

1 ведущий: Большое вам спасибо за то, что напомнили страницы замечательного творения.

2 ведущий: Каждый из нас надолго сохранит в памяти эти события.

1 ведущий: Иногда  след, оставленный каким-то событием, может послужить для создания целого произведения.

2 ведущий: Так,  рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» написан под впечатлением воспоминаний от встречи, произошедшей с писателем в его студенческие годы, которые протекли в Казани.

1 ведущий: Идут годы, сменяются поколения, но город бережно хранит память о юности Толстого. Кажется, что сама атмосфера Казани позволяет понять и почувствовать истоки неповторимости внутреннего мира великого писателя.

2 ведущий: Да, именно в период юности происходило формирование нравственности и духовного мира Толстого. Весело проходила зима в Казани. «Бал за балом, маскарад за маскарадом», - писали «Казанские ведомости» в 1844г.

1 ведущий: Именно в это время произошёл случай, перевернувший жизнь героя Толстого.

2 ведущий: Несмотря на то, что самое важное событие происходит после бала, для меня самым запоминающимся в рассказе был сам бал, прелестная Варенька и мазурка.

Мазурка раздалась.

      Бывало, когда гремел мазурки гром

В огромной зале всё дрожало

Паркет трещал под каблуком.

Читается отрывок из рассказа «После бала»

4 чтец: «Я был сильно влюблён. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Это была Варенька. Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду, танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. В этот вечер я видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на неё и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться».

Исполняется мазурка.

1 ведущий: По-моему, Варенька прекрасна. Женские образы всегда удавались Толстому: Наташа Ростова, Анна Каренина.

2 ведущий: Есть версия, что образом Анны Карениной была навеяна знаменитая картина Крамского «Неизвестная».

Звучит музыка.

Картина Крамского «Неизвестная»

5 чтец: Прекрасная, нарядно одетая женщина едет по улицам Петербурга. Никогда не писал Крамской такого сияющего портрета. В русском искусстве, наверное, нет изображения женщины более прекрасной. Матовая кожа, пышные волосы… Но особенного внимания заслуживают глаза: огромные, полуприкрытые с длинными, пушистыми ресницами. Они сверкают, как звезды, и в их блеске чудится зрителю блеск непролитых слез. Картину Крамского все называют «Незнакомка», возможно, под воздействием блоковской «Незнакомки». В сознании большинства людей утвердилась мысль, что в русском искусстве существует две незнакомки: одна – Крамского, другая – Блока.

Читается стихотворение А.Блока «Незнакомка»

Звучит музыка.

1 ведущий: «Постоянна только смена, нерушима  только смерть. Сердце каждым ударом наносит нам рану, и жизнь вечно истекала бы кровью, если бы не поэзия. Она дарует нам то, в чем отказала природа: золотое время, недоступное ржавчине, весну, которая не увядает, безоблачное счастье и вечную молодость» (Р. Бёрнс).

2 ведущий: На рубеже веков русская поэзия вписала в литературу новые имена: Александр Блок, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Борис Пастернак. Они и оставили тот след в литературе, который был назван «серебряным веком русской поэзии».

Звучит романс «Никого не будет дома»

1 ведущий: Воспламененная душа зажгла в поэзии имя Бориса Пастернака. Неповторимый голос времени, собеседник рощи, поэт-философ и поэт-лирик. «Мы были музыкой во льду», - сказал он о себе и своих современниках. Человек, вселенная, время, вечность связаны в его творчестве. Человек не вечен, жизнь трудна и противоречива, но есть в ней редкие дни счастья, ради которых стоит жить.