тел. 8-800-100-26-84                 НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

05.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Цветочная радуга»
28.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя семья - источник...
20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»

Авторская программа по учебному предмету "Рисование и лепка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕВЕК « ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА (ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ) срок реализации 3 года Разработчик: Радионова Мария Романовна преподаватель отделений декоративно-прикладного и изобразительного искусства г. Певек 2016 г. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе Срок реализации Объём учебного времени Форма проведения учебных аудиторных занятий Цели и задачи учебного предмета Методы обучения Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о затратах учебного времени Учебно-тематический план 1 года обучения Учебно-тематический план 2 года обучения Учебно-тематический план 3 года обучения Краткое содержание программы III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА V. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Заключение I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Для детей процесс отображения впечатлений в рисунке, лепке, аппликации, полученных из окружающей действительности — веселая и увлекательная игра. Возникновение и развитие сюжетно-игрового замысла, создание выразительного замысла в рисунке, лепке и аппликации, появление элементов творчества в изобразительной деятельности детей возможно только при правильном педагогическом воздействии на образное восприятие ребенком окружающей действительности, а также на его практическую и художественную деятельность. Педагогическое воздействие преподаватель осуществляет в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности по предмету «Рисунок и лепка». Срок реализации Данная программа предназначена для детей от 4 до 7 лет, рассчитана на три года обучения. Входит в число дисциплин, включенных в учебный план отделения Раннего эстетического развития Певекской школы искусств. Объём учебного времени Занятия по предмету проводятся 1 раз в неделю. Урок для детей 4-5 лет длится 25 минут, для детей 5-6, 6-7- лет – 30 минут. Полный курс рассчитан на 28 часа практических занятий (из расчета 28 учебных недель, 28 занятий в год). Форма проведения учебных аудиторных занятий: • групповые учебные занятия. Цели и задачи учебного предмета: Цель предмета – развитие у детей интереса к творчеству, овладение детьми определенных знаний, умений, навыков в процессе рисования, лепки и аппликации, знакомство с народным фольклором, анимацией, народными сказками, репродукциями картин известных художников, видами и жанрами изобразительного искусства, народными промыслами. Задачи предмета: Программа «Рисование и лепка» решает следующие задачи: 1) познакомить с основными цветами, а также с оттенками — розовым, серым, голубым и т. д.; 2) воспитывать умение самостоятельно выбирать цвет, использовать цветовые пятна как основное средство выразительности рисунка; 3) учить через цвет передавать элементарное сходство с предметами или явлениями; 4) формировать чувство формы: познакомить детей с геометрическими формами (круглой, квадратной, треугольной, овальной, ромбовидной), с конструктивной основой предметов; 5) создавать у них представление о том, что предметы состоят из отдельных частей; учить при изображении предметов передавать 2-3 признака сходства — приблизительное очертание контура общей формы, а также некоторые характерные признаки (например, у животного: четыре лапы, хвостик, два глаза) и правильное расположение частей; 6) формировать у детей чувство композиции: учить соразмерять изображение с размерами и формой листа бумаги, не «выходить» за пределы листа, размещать изображение посередине; изображать предметы и явления в определенной взаимосвязи (колобок катится по дорожке, игрушки на елке, цветы в траве и т. д.); 7) развивать самостоятельность и творческую активность; 8) формировать технические умения и навыки: а) в рисовании: учить правильно держать кисть и карандаш между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным не близко к ворсу или отточенному концу, не сжимая сильно; учить набирать краску на кисть, промывать кисть, осушать, прикладывая к тряпочке; учить свободно, уверенно и непрерывно вести по бумаге карандашом или кистью; отрабатывать навык остановки движения руки в нужной точке, ритмичности повторных однородных движений, навык произвольного изменения размаха движения, навык сохранять направление движения по окружности и по прямой, а также изменять произвольно направление движения под углом; учить закрашивать карандашом неотрывно «туда», «обратно», кистью — только в одну сторону; б) в аппликации: формировать навык наклеивания: правильно держать кисть и брать ею немного клея; класть форму, вырезанную из бумаги, на клеенку или подкладку неокрашенной стороной вверх, намазывать клей равномерно по всей поверхности формы от пальца левой руки, придерживающей форму. Затем, положив кисть на подставку, осторожно переворачивать смазанную клеем форму и класть ее на лист бумаги в нужное место; наложив сверху салфетку, слегка прихлопывать, затем аккуратно вытирать клей, выступивший из-под краев приклеенной формы; в) в лепке: упражнять детей в скатывании и раскатывании, сплющивании кома глины между ладонями; учить защипывать края формы кончиками пальцев; соединять части, накладывая одну на другую и плотно прижимая; Методы обучения: Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: 1. Словесный – преподаватель рассказывает цели урока, знакомит с темой. 2. Игровой – весь урок проходит в игровой форме, так как для дошкольника это основной вид деятельности. 3. Наглядно-слуховой – преподаватель на доске вывешивает иллюстрации, картинки, наглядное пособие, объясняет и показывает поэтапную последовательность выполнения работы. 4. Практический – дети на основе увиденного и услышанного самостоятельно делают задание. 5. Аналитический: оценка результатов учебного процесса и разбор индивидуальных возможностей обучающихся. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета: Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Расписание занятий составляется куратором отделения, согласовывается с заместителем директора по учебной части, строится согласно требованиям СанПиН. Учитываются пожелания родителей, которые приводят детей на занятия. Уроки в субботу начинаются в 10-00 утра. В начале каждого урока проводится проветривание учебных помещений. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о затратах учебного времени Год обучения I II III Продолжительность учебных занятий (недель) 28 28 28 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 1,0 1,0 1,0 ВСЕГО часов 28,0 28,0 28,0 Программа построена таким образом, что позволяет ребенку включаться в работу с любой возрастной группы. В конце первого и второго полугодия проводятся отчётные выставки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Наименование темы задания Общий объем времени в часах 1 «Картинка о лете» (цв.карандаш) 1 2 «Где живут краски» (акварель) 1 3 «Щедрая осень» (пластилин) 1 4 «Шарфик для Мишутки» (цв.бумага) 1 5 «Портрет воздушного шарика» (акварель) 1 6 «Полянка с грибами» (пластилин) 1 7 «Гномики» (цв.карандаш) 1 8 «Матрёшки-разноцветные одежки» (акварель) 1 9 «Моя рука-моя семья» (цв.карандаш) 1 10 «Мишутка» (пластилин) 1 11 «Снегурочка» (цв.карандаш) 1 12 «Елочные украшения» (цв.бумага) 1 13 «Укрась блюдце» (акварель) 1 14 «Котик-коток» (пластилин) 1 15 «Три поросёнка» (цв.карандаш) 1 16 «Бусинка» (пластилин) 1 17 «Подарок маме» (цв.бумага) 1 18 «Какие бывают сказки?» (цв.карандаш) 1 19 «Дымковская игрушка» (акварель) 1 20 «Красная Шапочка» (цв.карандаш) 1 21 «К нам пришла весна» (акварель) 1 22 «Птичка в гнезде» (пластилин) 1 23 «Сказочные птицы» (акварель) 1 24 «Игрушки» (цв.бумага) 1 25 «Конь» (пластилин) 1 26 «Бумажные игрушки» (цв.бумага) 1 27 «Павлинье перо» (цв. бумага) 1 28 «Разноцветный летний праздник» (цв.карандаш) 1 Итого за первый год обучения 28 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Наименование темы задания Общий объем времени в часах 1 «Воспоминания о лете» (цв.карандаш) 1 2 «Что нам осень принесла» (пластилин) 1 3 «Золотая осень» (акварель) 1 4 «Щедрая яблоня» (цв.карандаш) 1 5 «Сказка «Курочка Ряба» (пластилин) 1 6 «Портрет осени» (акварель) 1 7 «Клоун» (пластилин) 1 8 «Самый смешной» (цв.бумага) 1 9 «Цирк» (цв.карандаш) 1 10 «Новогодние украшения» (цв.бумага) 1 11 «Мы делаем новогодний подарок» (цв.бумага) 1 12 «Дед Мороз» (цв.карандаш) 1 13 «Филимоновская игрушка» (акварель) 1 14 «Город весёлых мастеров» (цв.карандаш) 1 15 «Собачка» (объемная аппликация) (цв.бумага) 1 16 «Эскимосский мяч» (цв.бумага) 1 17 «Овощи, фрукты» (акварель) 1 18 «Подарок маме» (цв.бумага) 1 19 «Щенок» (пластилин) 1 20 «Дымковская игрушка» (барыня) (акварель) 1 21 «Что такое космос?» (цв.карандаш) 1 22 «Мышонок» (цв.бумага) 1 23 «Деревья» (акварель) 1 24 «Матрешка» (пластилин) 1 25 «Добро и зло» (акварель) 1 26 «Транспорт» (цв. бумага) 1 27 «Бумажные игрушки» (цв.бумага) 1 28 «Разноцветный летний праздник» (цв.карандаш) 1 Итого за второй год обучения 28 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Наименование темы задания Общий объем времени в часах 1 «Воспоминания о лете» (цв.карандаш) 1 2 «Осень хоть дождлива – да сыта» (пластилин) 1 3 «Золото осени» (акварель) 1 4 «Бабочка» (цв.бумага) 1 5 «Осенний натюрморт» (цв.бумага) 1 6 «Мой друг-Вовка» (акварель) 1 7 «Герб моей семьи» (цв.карандаш) 1 8 «Сказочная птица» (пластилин) 1 9 «Аквариум» (цв.бумага) 1 10 «Украшения на елку» (цв.бумага) 1 11 «Моя любимая игрушка» (цв.карандаш) 1 12 «Мы рисуем новогодний праздник» (цв.карандаш) 1 13 «Зимний пейзаж» (цв.бумага) 1 14 «Друзья из мультфильмов» (акварель) 1 15 Русские народные сказки (цв.карандаш) 1 16 «Подарок маме» (цв.бумага) 1 17 «Изразцы» (пластилин) 1 18 «Сиреневая метель» (цв.бумага) 1 19 «Золотая рыбка» (цв.бумага) 1 20 «Буквица» (акварель) 1 21 «Натюрморт» (цв. бумага) 1 22 «Профессии» (цв.карандаш) 1 23 «Парус» (цв.бумага) 1 24 «Незнайка» (пластилин) 1 25 «Добро и зло» (акварель) 1 26 «Бумажные игрушки» (цв.бумага) 1 27 «Здравствуй лето красное» (цв.карандаш) 1 28 «Разноцветный летний праздник» (цв.карандаш) 1 Итого за третий год обучения 28 Краткое содержание программы: Первый год обучения Задание №1 «Картинка о лете» (цв.карандаш). Изображение цветов и травы. Цели: Знакомство с возможностями изобразительных материалов. Обучение простым правилам рисования на бумаге. Задание №2 «Где живут краски» (акварель). Расположение цвета красок в нужные домики. Цели: ознакомление с правилами пользования красками. Обучение умению подбирать цвета (красный, желтый, синий, зеленый и т.д.). Знакомство с геометрическими формами: прямоугольник, треугольник. Задание №3«Щедрая осень» (пластилин). Лепка фруктов и ягод. Цели: Знакомство с простыми правилами лепки. Скатывание пластилина круговыми движениями различных форм. Исходные формы лепки – шар. Объемная форма и цветной пластилин помогут понять детям, что форма и дополнительные детали (черенок, лист, веточка) – значащие элементы, а цвет – обозначающие. Задание №4 «Шарфик для Мишутки» (цв.бумага). Наклеивание прямоугольной формы на альбомный лист. Цели: Обучение навыкам работы с ножницами. Обучение технике аппликации. Рассматривается настоящий шарф. Определяется его форма (прямоугольник), украшение (полоски и бахрома). Показывается, как обращаться с ножницами, что нельзя делать. Задание №5«Портрет воздушного шарика» (акварель). Цели: Создание выразительного образа. Рисование овальных форм в сочетании с линиями (элемент портрета). Преподаватель рассказывает сказку о любопытном воздушном шарике. С помощью простого карандаша выполняется рисунок воздушного шарика (овал). Задание №6«Полянка с грибами» (пластилин). Цели: Лепка различных форм из пластилина. Приобретение навыков в лепке. Дети выполняют из зелёного пластилина шар. Затем приемом расплющивания придают форму полянки. Из белого пластилина выполняется форма – столбик (ножка гриба) и форма – шар (шляпка гриба). Полянка дополняется травой из зеленого пластилина. Задание №7«Гномики» (цв.карандаш) Цели: Передача сказочного образа в рисунке средствами графики. В сказках есть такие образы – гномы. Это маленькие человечки. Они могут быть добрыми и злыми. Добрые помогают людям выполнять какие-то дела, а злые во всем мешают человеку. А иногда вредят. Многие помнят сказку: «Белоснежка и семь гномов». Гномы в этой сказке добывали в шахте самоцветные камни. Таких гномов и будут рисовать дети. Изображать гномов легче через геометрические фигуры: голова – круг, туловище – прямоугольник, рукава – треугольники, кулачки – кружки, башмачки – овалы. С помощью штрихов выполняются борода и волосы гномов. Задание №8«Матрёшки - разноцветные одежки» (акварель). Украшение шаблона матрёшки. Цели: Знакомство с матрёшками. Обучение изображению элементов украшения матрёшки. Дети украшают матрёшек по своему желанию, подбирая цвета, линии, пятна, точки Задание №9«Моя рука-моя семья» (цв.карандаш). Изображение своей семьи. Цели: Изображение элементов портрета. Выражения отношения художественным языком графики. Карандашами дети обводят свои кисти рук. Затем рисуют свою семью. Основой туловища служит обрис пальца. Затем изображаются характерные особенности каждого члена семьи: усы, очки, причёска, украшения, элементы одежды и т.д.) следует рисовать портрет: сначала глаза, нос, рот, потом причёску, затем одежду и украшения. Задание №10«Мишутка» (пластилин) Цели: Создание эмоционально-выразительного образа. Обучение лепки по частям. Детям рассказывается сказка о «Трёх медведях». Предлагается пофантазировать и описать героев этой сказки. Какие они? Какие у них характеры? Стилизуя форму туловища, головы, лап. Педагог показывает, как вылепить из шарообразных форм фигурку маленького медвежонка. Задание №11«Снегурочка» (цв.карандаш) Цели: Создание сказочных образов. Правильное размещение на листе. Выполняется рисунок фигуры Снегурочки из геометрических фигур. Голова – круг, туловище – треугольник, рукава – треугольники, ручки – кружки, ножки – овалы. Задание №12«Елочные украшения» (цв.бумага) Цели: Знакомство с игрушками-украшениями. Освоение навыков аккуратного вырезания. На уроке дети делают объемную новогоднюю игрушку-фонарик. Задание №13«Укрась блюдце» (акварель). Аппликация орнамента по кругу. Цели: Составление орнамента по кругу. Композиционное решение цветового пятна. Детям предлагается по шаблону вырезать форму блюдца и украсить его геометрическим орнаментом, используя контрастные цвета. Задание №14«Котик-коток» (пластилин) Цели: Обучение навыкам работы в лепке округлых форм, их прочного соединения. Учитель показывает способы лепки круглых частей тела кота, добавляя элементы. Характерные для этого животного (ушки, хвост, лапки). Задание №15«Три поросёнка» (цв.карандаш). Изображение домиков и трёх поросят. Цели: Рисование выразительных образов с использование художественных средств. Освоение работы графическими материалами. Преподаватель читает сказку: «Три поросёнка», акцентируя внимание на то, из каких материалов сделали свои домики три поросёнка (солома, прутики и камни). С помощью геометрических форм выполняются основы – домики (прямоугольник, треугольник, квадрат). Затем детям показывается, как линией можно изобразить материал (солома, прутики, веточки, камни). В конце дети разукрашивают свои картинки. Задание №16«Бусинка» (пластилин). Цели: Скатывание пластилина круговыми движениями различных форм (шарик, цилиндр). Декорирование мелкими деталями контрастных цветов. Задание №17«Подарок маме» (цв.бумага). Изображение букета цветов (техника оригами). Цели: Составление композиции и аппликативное украшение открытки. Преподаватель рассказывает, что за техника – оригами. И ,затем, поэтапно выполняются цветы – тюльпаны из цветной бумаги. Задание №18«Какие бывают сказки?» (цв.карандаш) Цели: Знакомство с холодными и теплыми цветами. Использование этих цветов в изображении характеристик героев. Один герой весёлый, неунывающий. Для него подбирают теплые цвета. Радостные (красный, желтый, оранжевый, розовый), а другой герой – противоположный. Для него подбирают холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый). В этом задании дети выражают свое отношение к героям через цвет. Задание №19«Дымковская игрушка» (акварель). Роспись дымковской игрушки. Цели: Знакомство с народными игрушками. Освоение элементов росписи по мотивам дымковской игрушки. По названию мест, в которых жили и работали мастера, получили свое имя игрушки. Деревня Дымково находится недалеко от вятки. Игрушки лепят из глины. Обжигают, весёлыми красками разукрашивают. Благодаря трудам дымковских мастеров игрушка известна во всем мире. Преподаватель показывает элементы росписи дымковской игрушки: линия, точка – горошина, кольцо, точка, клетка. Обращает внимание на цвет. Дети расписывают рисунок, сделанный в альбоме по шаблону, подбирая элементы росписи по своему желанию. Задание №20«Красная Шапочка» (цв.карандаш) Цели: создание сказочного образа языком графики. Выделение главного крупным планом. Преподаватель рассказывает сказку о девочке «Красная шапочка». Вместе с детьми рассматривается иллюстрация к сказке. Акцентируя внимания на головной убор, из-за которого девочка получила свое имя. С помощью геометрических фигур выполняется изображение героини сказки. Затем изображение выполняется в цвете. Преподаватель объясняет, как выделить главное в рисунке (крупным планом и цветом). Задание №21«К нам пришла весна» (акварель). Изображение весенней земли с проталинами. Цели: Работа красочной палитрой (цвета весны). Заполнение всего листа бумаги. Преподаватель обращает внимание детей на изображение весеннего неба и земли (пробуждается природа, проявляются первые проталины, весенние ручейки и первые цветы). Задание №22«Птичка в гнезде» (пластилин) Цели: Обучение умению работы в лепке из жгутиков. Создание образа птички. Преподаватель, беседуя с детьми, рассказывает, о том, что птицы, улетая на юг, переживают там суровую зиму. А как только начинает по-весеннему пригревать солнышко, они возвращаются назад, чтобы снести яйца, высидеть птенцов, вырастить их за лето и научить всему, что они умеют сами. Учитель показывает, как вылепить жгутики, а из них «свить» гнездо. Затем из шарообразных форм лепится птичка. В конце занятия дети самостоятельно лепят 2-3 яйца, на которые посадят свою птичку. Задание №23«Сказочные птицы» (акварель). Изображение птиц отпечатком руки с последующей дорисовкой. Цели: Освоение техники печати. Дополнение отпечатка декоративными элементами. Образная зарисовка и иллюстрации помогут создать образ «Жар-птицы». Преподаватель вместе с детьми делают цветной отпечаток ладони на листе альбома. Затем с помощью дополнительных деталей дорисовывается изображение (клюв, глаз, лапки, трава). С помощью кисти делаются украшение хвоста, оперения (по-разному отпечатывая кисть). Задание №24«Игрушки» (цв.бумага) Цели: Закрепление навыков в вырезании геометрических фигур (квадрата, круга). Обучение вырезанию усложненных силуэтов, симметричных фигур способом складывания. Дети вырезают кубик (квадрат), мячик (круг) и машинку. Наклеивают на белый лист бумаги. Задание №25«Конь» (пластилин) Цели: Освоение лепки предмета по частям. Освоение раскатывания жгутиков. Знакомство с контрастными цветами. Лепка коня по частям. Для работы понадобится два контрастных цвета пластилина. Большая часть - туловище с ногами, меньшая часть голова с шеей, все выполняется в одном цвете. Грива и хвост выполняется в другом цвете в виде скатанных жгутиков. Задание №26«Бумажные игрушки» (цв.бумага) Цели: Знакомство с новым способом складывания бумаги «Змейка». Освоение навыков вырезания по линии и по контуру. Выполнение игрушки червячка. Для работы потребуется цветная бумага зеленого цвета. Вырезаем ровные полоски, склеиваем между собой и сгибаем способом «змейка». Приклеиваем к торцу «змейки» голову червячка. Рисуем рожицу. Задание №27«Павлинье перо» (цв. бумага). Коллективная работа. Цели: Получение навыков в коллективной работе. Освоение приема вырезания «бахрома». Каждый ребенок делает свое павлинье перо, используя контрастные цвета бумаги. Затем все перья присоединяются к единому туловищу повлина, сделанному преподавателем. Задание №28«Разноцветный летний праздник» (цв.карандаш) Цели: Закрепление и повторение пройденного материала. Грамотное расположение на листе бумаги и правильный подбор цвета. Детям предлагается нарисовать себя и свою семью на отдыхе. Второй учебный год Задание №1«Воспоминания о лете» (цв.карандаш). Рисование на свободную тему. Цели: Знакомство с композиционным равновесием листа. Преподаватель вспоминает вместе с детьми, что они делали летом. Предлагается подумать о теме рисунка. Самостоятельно выполнить подготовительный рисунок. Учитель напоминает детям об относительных размерах изображаемых предметов и живых существ. Задание №2«Что нам осень принесла» (пластилин). Лепка овощей. Цели: закрепление навыков лепки. Лепка из пластилина различных форм. Детям предлагается слепить несколько овощей. Анализ формы и цвета. К форме овощей добавляется лепка листьев этого овоща. Задание №3«Золотая осень» (акварель). Изображение осенних деревьев. Цели: Изображение пятен ограниченной палитрой (красный, желтый, оранжевый, зелёный), заполнение всего листа бумаги (небо и земля). Знакомство с перспективой. Преподаватель вместе с детьми рассматривает иллюстрации, и вспоминая то, что дети видят в действительности. Приходят к выводу: деревья и дома. Которые от зрителя находятся дальше, кажутся нам меньше, чем те, около которых мы стоим (перспектива). Выполняется рисунок деревьев с учетом перспективы. Затем кистью сверху-вниз рисуется дерево и ветки. Далее преподаватель показывает, как изобразить корону дерева пятном, смешивая две-три краски, затем дети выполняют работу самостоятельно. Следует сказать детям, что предметы, которые ближе – ярче по цвету, чем те, что далеко. Задание №4Щедрая яблоня» (цв.карандаш) Цели: Передача характерных особенностей дерева (величина, форма, окраска листьев, плодов) Задание №5«Сказка «Курочка Ряба» (пластилин). Лепка мышонка и золотого и яйца. Цели: Обучение лепки по частям. Передача характерных признаков образа. Детям предлагается рассмотреть форму тела, головы. Хвостика. Затем работа выполняется по частям, стараясь, чтобы было видно характерные признаки мышки (вытянутая мордочка, круглые ушки, длинный тонкий хвост). Задание №6«Портрет осени» (акварель) Цели: Знакомство с портретом. Передача образа цветом. Теплые цвета. Рассматривая картины художников, на которых изображена осень, с помощью цветового круга определяются цвета осени. Затем вырисовываются части лица. Задание №7«Клоун» (пластилин) Цели: Навыки по частям из целого куска. Работа стекой – палочкой. Дети совместно с учителем создают словесный образ клоуна, вспоминая цирк и разглядывая рисунки. Каким его можно слепить? Ярким, красивым, с улыбкой на лице, с шаром вместо носа, в разноцветной одежде, в огромных башмаках. Задание №8«Самый смешной» (цв.бумага). Изображение клоуна из прямоугольных и треугольных форм. Цели: Создание портрета с помощью прямоугольных и треугольных форм. Размещение на листе. Дополнение портрета атрибутами и реквизитами. Овладение навыками вырезания и наклеивания. С помощью геометрических фигур (туловище – прямоугольник, голова – круг, руки, ноги – прямоугольники, башмачки – треугольники, колпачок – треугольник) на листе альбома выкладывается и наклеивается фигура клоуна. Задание №9«Цирк» (цв.карандаш). Изображение животных в движении. Цели: Композиционное равновесие листа, передача движения. Обучение технике «сухой кисти». Изображение животных – любимое занятие ребят. Художники – анималисты изучают животных, их жизнь, повадки и зарисовывают в свои альбомы. К таким художникам относится Евгений Чарушин. Манера рисования этого художника понятна и близка детям – это техника воскового мелка, дополненная живописными пятнами. Дети. Рассматривая рисунки художника, вспоминают, какие звери выступают в цирке. Затем компонуют задуманное на листе и выполняют работу цветными карандашами. Задание №10«Новогодние украшения» (цв.бумага). Выполнение новогодней гирлянды. Цели: Знакомство с игрушками-украшениями. Освоение навыков в аппликации, работа с мелкими формами. Детям предлагается сделать новогоднюю гирлянду «Цепь». Они сами выбирают цвет и нарезают прямоугольные полоски. Затем идёт сборка. Задание №11«Мы делаем новогодний подарок» (цв.бумага). Изготовление игрушки «Дед Мороз» в технике бумажная пластика. Цели: Конструирование объемных игрушек. Основой игрушки «Дед Мороз» является конус. Задание №12«Дед Мороз» (цв.карандаш). Цели: Передача характерных черт персонажа с помощью форм и цвета. Умение грамотно закомпоновать образ на листе бумаги. Задание №13«Филимоновская игрушка» (акварель). Цели: Знакомство с народным промыслом. Роспись по мотивам филимоновской игрушки. Характерная особенность филимоновских игрушек вытянутость вверх и полосатая роспись. Лепят игрушки из глины. Всего четыре цвета используют филимоновские мастера при росписи игрушек: желтую, зеленую, красную, синюю. Задание №14«Город весёлых мастеров» (цв.карандаш) Цели: Рисование эмоционально-выразительных образов с использованием художественных средств. Работа графическими материалами. Преподаватель предлагает детям нарисовать карандашами (фломастерами) город весёлых мастеров. Каждый мастер в этом городе живет в своем домике. А чтобы жители знали, что он за мастер, на домике есть вывеска. Дети рисуют дом весёлого мастера, вывеску и самого весёлого мастера. Задание №15«Собачка» (объемная аппликация) (цв. бумага). Цели: Конструирование объемного изделия. Закрепление навыков приема «змейка». Задание №16«Эскимосский мяч» (цв.бумага). Цели: Знакомство с народным местным декоративно-прикладным искусством. Передача цвета, характерного для этого вида искусства. Закрепление навыков в вырезании по контуру, аккуратном наклеивании бумаги на бумагу. Задание №17«Овощи, фрукты» (акварель). Цели: Умение работать с цветовым пятном. Грамотное композиционное решение. Задание №18«Подарок маме» (пластилин). Цели: Знакомство с горельефом. Лепка цветов роз. Декоративное оформление. Задание №19«Щенок» (пластилин). Цели: Научить изображать животных в объеме. Детям предлагается рассмотреть рисунки, фотографии с изображением собак. Преподаватель обращает внимание детей на пластику животного. Лепка от целого куска пластилина. Задание №20«Дымковская игрушка» (барыня) (акварель). Цели: Освоение кистевой росписи. Закрепление навыков росписи элементов по мотивам дымковской игрушки. Роспись ведется по шаблону. Задание №21«Что такое космос?» (цв.карандаш). Цели: Создание фантастического рисунка выразительными средствами. Преподаватель предлагает детям пофантазировать. Что кроме нашей планеты Земля есть ещё обитаемые планеты. Какие они? Сколько солнц имеют? Кто живёт на этой планете? Какие живые существа? Задание №22«Мышонок» (цв.бумага). Цели: Развитие навыков вырезания геометрических форм. Дети рассматривают мышку и анализируют форму. Туловище – треугольник, лапки – треугольники, хвост треугольник, глаз – треугольник. Далее все вырезается и наклеивается на альбомный лист. Задание №23«Деревья» (акварель) Цели: Знакомство с различными видами деревьев (яблони, ель, берёза). Передача характерных особенностей. Деревья изображаются в летнюю пору. Задание №24«Матрешка» (пластилин) Цели: Закрепление навыков налепа элементов декора из пластилина на картон. Задание №25«Добро и зло» (акварель) Цели: Знакомство с холодными и теплыми цветами. Использование этих цветов в изображении характеристик героев или предметов(корабль злых пиратов и корабль добрых путников, дворец доброй волшебницы и замок злой колдуньи и т.д.) Задание №26«Транспорт» (цв. бумага), (корабль, вертолёт, машина) Цели: Закрепление навыков вырезания по контуру. Работа с отличительными деталями, характерными для данного вида транспорта. Грамотная компоновка на листе. Задание №27«Бумажные игрушки» (цв.бумага). Игрушка «Мышка» Цели: Конструирование объемных игрушек. В основе игрушки «Мышка» лежит конус. Задание №28«Разноцветный летний праздник» (цв.карандаш) Цели: Закрепление и повторение пройденного материала. Грамотное расположение на листе бумаги и правильный подбор цвета. Детям предлагается нарисовать себя и свою семью на отдыхе. Третий год обучения Задание №1«Воспоминания о лете» (цв.карандаш) Цели: Составление композиции по желанию детей. Грамотное расположение на листе бумаги. Дети вспоминают, где они провели лето, что делали? Предлагается вспомнить самое яркое впечатление о лете и выполнить самостоятельно подготовительный рисунок. Задание №2«Осень хоть дождлива – да сыта» (пластилин). Лепка изразца. Цели: Решение в цвете и объеме образа предмета. Освоение навыков декоративной лепки цветными пластилином. Продолжение знакомства с рельефами. Использование знакомых приемов лепки (вырезание из пласта силуэта, налепы, насечка стекой). Задание №3«Золото осени» (акварель) Цели: Организация места. Овладение навыков работы над композицией с многоплановым изображением. Выделение главного размером и цветом. Показ детям картин и иллюстраций из журналов и книг известных художников, которые изображали осень. Определяем цвета осени. Вспоминаем законы перспективы, которые необходимы при рисовании пейзажа. Задание №4«Бабочка» (цв.бумага)Работа с природными материалами. Цели: Создание образа с помощью сухих осенних листьев. Детям предлагается выбрать те листья, которые напоминают своей формой туловище и крылья бабочки. Обратить внимание на то, что бабочка симметрична. Готовая композиция приклеивается на картон. Задание №5«Осенний натюрморт» (цв.бумага) Цели: Знакомство с видом изобразительного искусства - натюрмортом. Сочетание натюрморта с использованием красочной палитры цветной бумаги. Сначала наклеивается то, что дальше всего от зрителя (фон, драпировка). Затем следующие предметы (груша, лимон или яблоко). Обратить внимание детей на относительные размеры предметов (что выше, что шире). Задание №6«Мой друг-Вовка» (акварель) Цели: Передача характера в портрете линией, пятном, цветом. Повторение темы: что является портретом. Передача характерных черт персанажа. Задание №7«Герб моей семьи» (цв.карандаш) Цели: Знакомство с геральдикой. Обучение стилизации и условности в изображении. Старинные гербы русских городов рассказывают о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зелёный – изобилие, красный – мужество и храбрость. В старину гербы имели дворянские роды и отдельные лица. Преподаватель показывает гербы города Певека и Чукотского автономного округа и рассказывают о символах и цветах, которые изображены на гербах. Детям предлагается составить герб своей семьи, используя геральдическую символику профессий родителей и увлечение детей. В конце занятия дети расшифровывают герб своей семьи. Задание №8«Сказочная птица» (пластилин) Цели: Соединение сказочного образа в лепке. Освоение различных навыков лепки. За основу берется лепка обычной птицы, так как она хоть и сказочная, но все-таки птица. Затем дети придумывают оперение, хвост, используя разные приемы лепки. Задание №9«Аквариум» (цв.бумага) Цели: Составление сюжетной композиции с элементами загораживания. Сначала наклеивается лист голубого цвета, затем из мятой бумаги выкладывается на дно аквариума песок. Наклеиваются рыбки, выполненные в технике оригами. В конце работы приклеиваются водоросли (полоски с надрезами, накрученные на карандаш). Задание №10«Украшения на елку» (цв.бумага) Цели: Освоение навыков работы в бумажной пластике. Изготовление объемных игрушек в технике бумажная пластика. Задание №11«Моя любимая игрушка» (цв.карандаш). Рисунок с натуры любимой игрушки. Цели: Учить рисовать с натуры игрушки, передавая отчётливо форму основных частей и характерные детали. Закрепить умение грамотно располагать изображение на листе бумаги. Учить рисовать акварельными красками. Преподаватель объясняет детям в начале занятия, что важное значение в картине имеет фон (светлое лучше читается на темном и наоборот). В этом задании важно не просто залить цветом изображение игрушки, а подчеркнуть движением мазка форму и объем. Задание №12«Мы рисуем новогодний праздник» (акварель) Цели: Композиционное выделение цветом и линией главного в рисунке. Работа всей палитрой красок. Передача яркими красками праздничное настроение картины. Задание №13«Зимний пейзаж» (цв.бумага) Цели: Закрепления способы симметричного вырезания. Зимой за полярным кругом полярные ночи. Цвет картона для аппликации выбираем черного или темно-синего цвета. С помощью способа симметричного вырезания делаем сопки и карликовые деревья из белой бумаги. Клеем на картон вырезанные детали пейзажа. Задание №14«Друзья из мультфильмов» (акварель). Графическое изображение героев их мультфильма «Винни Пух…» Цели: Знакомство с мультипликацией и художниками-аниматорами. Закрепление умения передачи движения в рисунке. Освоение различных графических материалов. Грамотная компоновка изображаемого героя на листе бумаги. Задание №15Русские народные сказки (цв.карандаш) Цели: Знакомство с народным фольклором. Формирование умения иллюстрировать литературное произведение. Закрепление знаний о простых законах композиции. Правильная компоновка изображаемого на листе бумаги. Обычно иллюстрации соответствуют содержанию. Где художник выражает свое отношение к различным героям. Детям предлагается выбрать полюбившегося героя сказки и нарисовать его на листе бумаги. Задание №16«Подарок маме» (цв.бумага) Цели: Изображение букета цветов (техника оригами). Составление композиции и аппликативное украшение открытки. Задание №17«Изразцы» (пластилин) Цели: Создание образа в барельефе. Приобретение навыков лепки способом налепа. Декоративная обработка налепа. Рельефы делятся на виды: барельеф (изображение на 1/3 выступает от основания), горельеф (изображение на 2/3 выступает от основания), контррельеф (изображение выполняется вдавленной линией). На квадрат из картона намазывается масса пластилина. С помощью инструмента стеки намечается контур задуманного. Затем наращиваются выпуклые части орнамента. Задание №18«Сиреневая метель» (акварель) Цели: Освоение навыков работы с кистевой росписи. Изображение ветки сирени с помощью разных приемов работы с кистью. Ветки изображаются тонкой линией. Цветы – с помощью отпечатка (нажима на кисть) кисти. Листья рисуются с помощью конкура и заполнение его цветом. Задание №19«Золотая рыбка» (цв.бумага) Цели: Изображение рыбки в аквариуме (техника оригами). Закрепление приемов в технике оригами. Задание №20«Буквица» (акварель) Цели: Знакомство с книжным оформлением. Декоративно изобразить свои инициалы, используя яркие цвета красок. Задание №21«Натюрморт» (цв. бумага) Цели: знакомство с видом изобразительного искусства – натюрмортом. Закрепление вырезания по контуру. Вырезание с помощью складывания симметричных фигур. Грамотное расположение на листе бумаги Задание №22«Профессии» (цв.карандаш) Цели: Знакомство с разновидностями профессий. Грамотная компоновка листа бумаги. Освоение навыков штриха. Передача характерных элементов для данного вида профессии (медицинский халат для доктора, спецодежда для пожарного). Задание №23«Парус» (цв.бумага) Цели: Знакомство с приемом аппликации «рваная бумага». Закрепление навыка аккуратного наклеивания бумаги на бумагу. Задание №24«Незнайка» (пластилин) Цели: Лепка персонажа по частям. Знакомство с произведением Н. Носова «Незнайка». Передача характерных черт, присущих этому персонажу. Использование ярких цветов. Задание №25«Добро и зло» (акварель) Цели: Знакомство с холодными и теплыми цветами. Использование этих цветов в изображении характеристик героев или предметов (корабль злых пиратов и корабль добрых путников, дворец доброй волшебницы и замок злой колдуньи и т.д.). Усложненная композиция, дополненная прорисовкой мелких деталей. Задание №26«Бумажные игрушки» (цв.бумага). игрушка «Птенец». Цели: Закрепление навыка складывания бумаги способом «Змейка». Освоение навыков вырезания по линии и по контуру. Задание №27«Здравствуй лето красное» (акварель) Цели: Составление сюжета в композиции. Гамма красок подбирается теплая. Летом появляются более смелые и яркие контрасты цветов. Задание №28«Разноцветный летний праздник» (цв.карандаш). Цели: Закрепление и повторение пройденного материала. Грамотное расположение на листе бумаги и правильный подбор цвета. Детям предлагается нарисовать себя и свою семью на отдыхе. В конце каждого урока проходит анализ работ. Лучшие работы отбираются для выставок и пополнения методического фонда школы. III ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, лепки и аппликации; - выявление и осознание ребенком своих способностей; - сформированность способов самоконтроля; - грамотное построение на листе бумаги; - освоение вырезания, склеивания, наклеивания бумаги на бумагу. - овладение простыми приемами в технике оригами, бумагопластики, конструировании из бумаги; - развитие фантазии и воображения у детей, посредством создания сказочного образа. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования по учебному предмету «Рисование и лепка» в МАОУ ДОД «Певекская детская школа искусств» имеется: - отдельный кабинет; - комплект столов и стульев для дошкольников на 10-12 посадочных мест; - выставочные стенды; - доска, мел; - стол для педагога; - раздаточный материал (шаблоны, трафареты, природный материал); - репродукции картин известных художников; -библиотека; - иллюстративный материал, подготовленный педагогом; - картинки прошлых лет, выполненных обучающимися. V СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с. 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с. 7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 8. Шестакова А.В. Росток. Учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста. Челябинск. Межрайонная типография. 1996. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с. 11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 14. Кард В., Петров С.. Сказки из пластилина. Серия: Учить и воспитывать. Развлекая. Санкт-Петербург: Валери СПб, Сфинкс СПб, 1997. 15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 16. . Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г. 17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с. 18. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Серия «Умелые руки». Ярославль: Академия развития; Академия К. 1999. 19. Соколова С. Оригами (Игрушки из бумаги). Москва: Махаон. 1999. Заключение Программа обучения предмета помогает подготовить детей к поступлению на художественное отделение детской школы искусств. Родители и дети делают осознанный выбор направления, по которому они хотели бы обучаться в дальнейшем.