Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5-6лет «Загадки родной природы» Т.В.Мурашкиной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19» города Канаш Чувашской Республики

 

АНАЛИЗ

Примерной парциальной образовательной программы

Программа этнохудожественного развития детей 5-6лет

«Загадки родной природы»

Т.В.Мурашкиной

 

 

Подготовила

Воспитатель

Шурекова Эльвира Геннадьевна

 

 

Канаш 2019

 

 

Программа «Загадки родной природы» Мурашкиной разработана по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и являет собой вариант «разработанной локальной системы» - примерной парциальной программы инварианта.

 Примерная парциальная программа этноэкологического образования дошкольников «Загадки родной природы» (далее программа) апробировалась в течении трех лет в дошкольных учреждениях и является логическим итогом в старших группах детского сада.

 Цель программы является: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры на народных традициях Чувашского края.

 Основные задачи:

1. развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе;

2. развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края;

3. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

4. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

5. формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально-чувственной сферы;

6. этноэкологизация образовательной предметно-пространственной среды детского сада;

7. создание единого этноэкологического образовательного пространства на основе партнерских взаимоотношений сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

 Характерными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются:

- хорошее развитие крупных мышц туловища и конечностей, но слабое развитие мелких мышц, особенно кистей рук. Поэтому дети легко усваивают задания на ходьбу, бег и прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц;

- совершенствование основных нервных процессов: возбуждения и особенно торможения. У детей активно развиваются наглядно- образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением;

- кроме сюжетно-ролевых игр, у детей развиваются режиссерские, игры с правилами, а так же компьютерные игры вызывают большой интерес;

- после пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций;

- происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи- монологическая;

- старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе- животным, растениям, камням, различным природным явлениям, к исследовательской деятельности в природе;

- слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия;

- при восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки объектов природы: формы, пропорции, цвет.

 На основании характерных особенностей детей старшего дошкольного возраста составлен психолого-педагогический базис программы.

 Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор в программе делается на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

 Ведущей формой организации педагогического процесса является  проектно-исследовательская деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности.

Основной целью проектного метода в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 В программе «Загадки родной природы» широко представлен метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, речетворчество- рифмовки народных примет.

 Активно используется программой проектный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не представляется возможным. Основной объем материала целесообразно давать в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения педагога и родителей с детьми, при совместном поиске ответа на многочисленные детские вопросы.

 Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создает для них фактологическую базу.

 В программе определены направления развития экологического сознания личности, мотивации и способностей детей к позитивному взаимоотношению с окружающим миром:

- познавательно-экологическое;

- эколого-социально-коммуникативное и физическое;

- эколого-художественно-эстетическое;

- эколого-речевое.

 В каждом из перечисленных направлений заложено этноэкологическое содержание (на примере использования народных примет о погоде, сказок, легенд и т.п.).

 Программа «Загадки родной природы» включает четыре образовательных образных цикла в соответствии с назваными образовательными направлениями развития воспитанников:

 «Народное погодоведение» - Познавательно-экологическое развитие;

«В гармонии с природой чувств» - Эколого-социально-коммуникативное и физическое развитие;

«Краски природы» - Эколого-художественно-эсстетическое развитие;

«Матушка природы-речетворчество народа» - Эколого-речевое развитие.

 «Народное погодоведение»предполагает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации.

 «В гармонии с природой чувств» посвящен формированию у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, народных традициях и праздниках, развитию эмпатии и эмоционально позитивного опыта общения с природой.

 «Краски природы-народные коды» посвящен формированию у детей позитивных установок к народному и декоративно-прикладному искусству, к различным видам труда и творчества.

«Матушка природа-речетворчество народа» способствует формированию любви к чтению, развитию монологической речи, логики и выразительности речи детей.

 Каждый из циклов включает систему чувашских народных примет о погоде в виде тематических экологических наблюдений на прогулках:

- «Растения-барометры»;

- «Птицы-метеорологи»;

- «Насекомые-предсказатели погоды»;

- «Прогноз по неживой природе»;

- «Домашние животные-барометры погоды».

 Создавая этноэкологическую программу, можно увидеть задачу и в том, чтобы дать детям представление об истории нашего народа, показать, что наши предки не только хорошо понимали законы природы, но и умели в удивительно поэтичной форме рассказывать о своей любви к этому миру.

 Одним из важных условий реализации системы этноэкологического развития детей является правильная организация и экологизация развивающей предметно- пространственной среды.Основная задача экологизации развивающей предметно- пространственной среды – создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

 Таким образом, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, педагогов, программа ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий нашего региона и может реализована в любой дошкольной образовательной организации.