АДАПТИРОВАННАЯ дополнительная общеразвивающая программа для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Муравейник»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом творчества Спасского района Пензенской области
АДАПТИРОВАННАЯ
дополнительная общеразвивающая программа
для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Муравейник»
Аверина Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное творчество, как никакой другой вид деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Учитывая результаты опроса мнения обучающихся и целевого запроса педагогических работников (законных представителей) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в течение трёх лет на базе Государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Спасский детский дом» проходила апробация образовательной программы «Муравейник». Методика отрабатывалась тщательно, всесторонне, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей данным видом творчества. Программа успешно адаптирована в системе дополнительного образования и имеет все основания для своего дальнейшего развития и перспективного роста.
Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
-
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
-
Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ»
Актуальность
Занятия бумагокручением, с точки зрения психологии, получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, они развивают коммуникативные навыки, что особо важно, учитывая психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Разделы программы «Плетение бумажной лозой», «Оригами», «Квиллинг» создают огромные возможности для развития познавательных способностей учащихся.
Ребенок, занимающийся по программе «Муравейник» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию художественного вкуса, творческого интереса.
Программа «Муравейник» рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов – 576 час. (1-й год обучения – 144 часа, 2-й год обучения – 216 часов, 3-й год обучения – 216 часов в год).
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на первом году обучения и 3 раза в неделю по 2 часа на втором и третьем годах обучения с 15-минутным перерывом каждый час.
Адресат программы: данная программа рассчитана на учащихся в возрасте 9-12 лет. В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится. Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне.
Списочный состав группы: - 1 год – не менее 15 человек,
- 2 год – не менее 13 человек,
- 3-й год – не менее 12 человек.
Цель программы:
Социализация личности ребёнка посредством приобщения к современным видам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- научить учащихся различным приемам работы с бумагой;
- научить учащихся работать с разнообразными литературными источниками;
при отборе теоретического материала;
- познакомить учащихся с разными видами бумаги и ее свойствами;
- формировать у учащихся умение выстраивать последовательность создания образов.
Развивающие:
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся: умения применять
знания и решать нестандартные задачи на практике;
- расширять кругозор в области художественного промысла;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать моторные способности учащихся через овладение многообразными
ручными операциями.
Воспитательные
- побуждать к самостоятельной деятельности при выполнении задания;
- воспитывать у учащихся внимательность, усидчивость, бережное отношение к природе;
- приобщить учащихся к общей культуре и в частности к прикладному творчеству;
- воспитывать творческий подход к решению поставленной задачи;
- воспитывать культуру взаимодействия при выполнении коллективных
творческих заданий.
Условия реализации программы:
Списочный состав групп формируется в соответствии с возрастом, результатами собеседования, просмотром творческих работ. По норме наполняемости - не менее 15 человек.
Материально-техническое обеспечение:
1. Оборудование:
-индивидуальное место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, крючок для вязания, спицы, кисточки для клея, клей, карандаши.
-материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: различные виды бумаг, картона, различные виды ткани, пластилин, природные материалы, бросовый материал, фурнитура.
2. Электронно-программное обеспечение:
-презентации по разделам программы
-коллекция видеорядов по технологии изготовления изделий;
-электронная библиотека по разделам с ссылкой на сайты по технологии.
3. Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор;
-компьютер с программным обеспечением;
-демонстрационный экран;
-сканер, ксерокс, принтер.
Формы и методы организации учебной деятельности
Основная форма учебного процесса – групповая форма занятий с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Так же используются такие формы, как: консультации, экскурсии, конкурсы, пленэры, самостоятельная работа на занятии и дома.
-
Словесные методы:
-
рассказ педагога или детей,
-
беседы,
-
обсуждения,
-
анализ
2. Наглядные методы
-
наблюдения,
-
просмотр с анализом иллюстраций,
-
демонстрация приёмов работы,
-
работа по образцу.
3. Практические методы:
-
творческие упражнения,
-
практическая работа,
-
контрольные упражнения
Техника безопасности и материалы для работы
-
Бумага, закупаемая для занятий, должна быть хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
-
Для работы по изготовлению поделок, орнаментов, узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, также имеющие гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
-
Для некоторых видов работ по изготовлению поделок требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные). О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.
Используемые образовательные технологии:
-
разноуровневое обучение,
-
проектные методы обучения,
-
исследовательские методы обучения,
-
обучение в сотрудничестве,
-
информационно-коммуникативные технологии,
-
здоровьесберегающие технологии,
-
технологии самоконтроля,
-
диагностические технологии
Планируемые результаты
Личностные:
Занятия в коллективе направлены на:
-
воспитание у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину,
-
воспитание уважения к культуре и достижениям других народов,
-
умение работать и строить взаимоотношения в коллективе,
-
умение видеть прекрасное в повседневно жизни,
-
стремление применять в работе свои личные переживания и жизненные наблюдения,
-
уважительное и бережное отношение к своему труду и своих товарищей.
Метапредметные
Освоение программы направлено на:
-
учащиеся раскроют свой творческий потенциал
-
разовьют моторные способности через овладение многообразными ручными операциями,
-
самостоятельный поиск и отбор информации для исследования,
-
умение анализировать, сравнивать отдельные детали наблюдений,
-
развитие аккуратности, усидчивости, внимательности, бережного отношения к материалам
Предметные
Обучающиеся будут знать:
-
историю возникновения техник бумагокручения;
-
познакомятся с разного рода бумагой и ее свойствами;
-
основные приемы работы по бумагокручению.
-
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
-
правила техники безопасности;
-
подбирать бумагу нужного цвета;
-
пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
-
собирать игрушки по схемам;
Формируемые компетенции:
-
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
-
Предметно-деятельностная компетенция (по профилю программы),
-
Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия),
-
Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности,
Компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, в домашнем быту).