Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

АДАПТИРОВАННАЯ дополнительная общеразвивающая программа для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  «Муравейник»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования

Дом творчества Спасского района Пензенской области

 

АДАПТИРОВАННАЯ

дополнительная общеразвивающая программа

для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  «Муравейник»

 

Аверина Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное творчество, как никакой другой вид деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Учитывая результаты опроса мнения обучающихся  и целевого запроса педагогических работников (законных представителей) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  в течение трёх лет на базе Государственного бюджетного учреждения Пензенской области  «Спасский детский дом» проходила апробация образовательной программы «Муравейник».  Методика отрабатывалась тщательно, всесторонне, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей данным видом творчества. Программа успешно адаптирована в системе дополнительного образования и имеет все основания для своего дальнейшего развития и перспективного роста.
Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
  • Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ»
Актуальность
Занятия бумагокручением, с точки зрения психологии, получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, они  развивают коммуникативные навыки, что особо важно, учитывая психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Разделы программы «Плетение бумажной лозой», «Оригами», «Квиллинг»  создают  огромные возможности для развития познавательных способностей учащихся.
         Ребенок, занимающийся по программе «Муравейник» становится     участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию художественного вкуса, творческого интереса.
       Программа «Муравейник» рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов – 576 час. (1-й год обучения – 144 часа,  2-й год обучения – 216 часов, 3-й год обучения – 216 часов  в год).
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на первом году обучения и 3 раза в неделю по 2 часа на втором и третьем годах обучения с 15-минутным перерывом каждый час.
Адресат программыданная программа рассчитана на учащихся в возрасте 9-12 лет.  В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится.        Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне.
Списочный состав группы: - 1 год – не менее 15 человек,
                                               - 2 год – не менее 13 человек,
                                                - 3-й год – не менее 12 человек.
Цель программы:
Социализация личности ребёнка посредством приобщения к современным видам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- научить учащихся различным приемам работы с бумагой;
- научить учащихся работать с разнообразными литературными источниками;
  при отборе теоретического материала;
- познакомить учащихся с разными видами бумаги  и ее свойствами;
- формировать у учащихся умение выстраивать последовательность создания образов.
 
Развивающие:
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся: умения применять
  знания и  решать нестандартные задачи на практике;
- расширять кругозор в области художественного промысла;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать моторные способности учащихся через овладение многообразными
  ручными операциями.
Воспитательные
- побуждать к самостоятельной деятельности при  выполнении задания;
- воспитывать у учащихся внимательность, усидчивость, бережное отношение к природе;
- приобщить учащихся к общей культуре и в частности к прикладному творчеству;
- воспитывать творческий подход к решению поставленной задачи;
- воспитывать культуру взаимодействия при выполнении коллективных
  творческих заданий.
Условия реализации программы:
Списочный состав групп формируется в соответствии с возрастом, результатами собеседования, просмотром творческих работ. По норме наполняемости - не менее 15 человек.
Материально-техническое обеспечение:
1. Оборудование:
-индивидуальное место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения  конструкторско-технологических задач: ножницы, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, крючок для вязания, спицы, кисточки для клея, клей, карандаши.
-материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: различные виды бумаг, картона, различные виды ткани, пластилин, природные материалы, бросовый материал, фурнитура.
2. Электронно-программное обеспечение:
-презентации по разделам программы
-коллекция видеорядов  по технологии изготовления изделий;
-электронная библиотека по разделам с ссылкой на сайты по технологии.
3. Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор;
-компьютер с программным обеспечением;
-демонстрационный экран;
-сканер, ксерокс, принтер.
Формы и методы организации учебной деятельности
Основная форма учебного процесса – групповая форма занятий с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Так же используются такие формы, как: консультации, экскурсии, конкурсы, пленэры, самостоятельная работа на занятии и дома.
  1. Словесные методы:
  • рассказ педагога или детей,
  • беседы,
  • обсуждения,
  • анализ
2.  Наглядные методы
  • наблюдения,
  • просмотр с анализом иллюстраций,
  • демонстрация приёмов работы,
  • работа по образцу.
3. Практические методы:
  • творческие упражнения,
  • практическая работа,
  • контрольные упражнения
 
 Техника безопасности и материалы для работы
  • Бумага, закупаемая для занятий, должна быть хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
  • Для работы по изготовлению поделок, орнаментов, узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, также имеющие гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
  • Для некоторых видов работ по изготовлению поделок требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные). О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.
Используемые образовательные технологии:
  • разноуровневое обучение,
  • проектные методы обучения,
  • исследовательские методы обучения,
  • обучение в сотрудничестве,
  • информационно-коммуникативные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технологии самоконтроля,
  • диагностические технологии
 Планируемые результаты
Личностные:
Занятия в коллективе направлены на:
  • воспитание у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину,
  • воспитание уважения к культуре и достижениям других народов,
  • умение работать и строить взаимоотношения в коллективе,
  • умение видеть прекрасное в повседневно жизни,
  • стремление применять в работе свои личные переживания и жизненные наблюдения,
  • уважительное и бережное отношение к своему труду и своих товарищей.
    
Метапредметные
Освоение программы направлено на:
  • учащиеся раскроют свой творческий потенциал
  • разовьют моторные способности через овладение многообразными ручными операциями,
  • самостоятельный поиск и отбор информации для исследования,
  • умение анализировать, сравнивать отдельные детали наблюдений,
  • развитие аккуратности, усидчивости, внимательности, бережного отношения к материалам
 Предметные
Обучающиеся будут знать:
  • историю возникновения техник бумагокручения;
  • познакомятся с разного рода бумагой  и ее свойствами;
  • основные приемы работы по бумагокручению.
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
  • правила техники безопасности;
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • собирать игрушки  по схемам;
Формируемые компетенции:
  • Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
  • Предметно-деятельностная компетенция (по профилю программы),
  • Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия),
  • Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности,
Компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, в домашнем быту).

Смотреть работу полностью