тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

15.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
11.10.2018 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 100-летию окончания Первой мировой войны «Ради...
10.10.2018 г.
III Всероссийский конкурс творчества «ЛЕГО - мастерская»
10.10.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению правил дорожного движения (Из цикла...
10.10.2018 г.
​​​

II Всероссийский конкурс литературного творчества «Мастера волшебного пера»
09.10.2018 г.
Всероссийский смотр - конкурс уголков образовательных организаций «Место притяжения»
08.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»

Всероссийский литературный конкурс, посвященный 315-летию г.Санкт-Петербурга «Непостижимый город...»

Заявка на участие в Конкурсе

СКАЧАТЬ

Положение о конкурсе                                                                   

СКАЧАТЬ

Квитанция для оплаты оргвзноса                                            

СКАЧАТЬ

Инструкция по заполнению заявки                                           

СКАЧАТЬ

Заявка на методическую копилку

СКАЧАТЬ

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском литературном конкурсе

 «Непостижимый город...»

Санкт-Петербург со времени своего основания играет важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки: он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами, как российскими, так и зарубежными.

Бесконечное многообразие литературных произведений, так или иначе связанных с Петербургом, создают образ города. Этот образ сложен, многопланов, изменчив. Но в  нашем сознании сложились и достаточно устойчивые представления о «ликах» города: о Петербурге первого столетия его жизни, отразившемся в творчестве Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Радищева; о пушкинском, гоголевском, некрасовском Петербурге; о городе Достоевского, Блока, Ахматовой, Набокова, Мандельштама; о блокадном городе, чью трагедию запечатлели стихи Берггольц, проза Шефнера, Гранина, Адамовича. В этих представлениях соединяется образ города и образы писателей, судьба героя и судьбы поколения, народа, страны.

В сущности, писатели участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением. Но и у писателей было особое дело в этом непрерывном процессе градостроительства: их искусство создавало духовный облик города, воздействовавший на всех, кто его строил и в нем жил.

В этом году г.Санкт-Петербургу исполняется 315 лет со дня его основания, в связи с этим, в соответствии с единым календарём массовых и методических мероприятий на 2017-2018 гг. Центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г.Оренбурга проводится Всероссийский литературный конкурс, посвященный 315-летию г.Санкт-Петербурга «Непостижимый город...» (далее - Конкурс).

1. Цель и задачи Конкурса

1.1 Пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци­онной культуры личности;

1.2 Привлечение участников конкурса к ценностям мировой художественной литературы;

1.3 Развитие творческого мышления обучающихся и воспитанников под влиянием художественной литературы;

1.4 Воспитание обучающихся и воспитанников как вдумчивых, внимательных читателей.

1.4 Стимулирование работы педагогических коллективов по пропаганде чтения, изучения мировых памятников литературы.

2. Учредители и организаторы

2.1 Всероссийский Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г. Оренбурга;

2.2 Организация и проведение Конкурса возлагается на научно-методический отдел ЦГМИ «Идея».

3. Участники Конкурса

3.1 В конкурсе принимают участие: учащиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, УДОД, расположенных на территории РФ, обучающиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, а также находящиеся на домашнем обучении;

3.2 Воспитанники ДОУ;

3.3 Педагогические работники всех образовательных учреждений;

3.4 Библиотекари;

3.5 Работники организаций культуры.

4. Сроки проведения Конкурса

4.1  Конкурс проводится с 14 марта 2018 г. до 9 апреля 2018 г.;

4.2  Подведение итогов конкурса с 10 апреля 2018 г. до 18 апреля 2018 г.;

4.3  Размещение итогов на сайте Центра 19 апреля 2018 года;

4.4  Наградной материал будет доступен для скачивания на сайте Центра с 19 апреля 2018 года до 19 июля 2018 года. После этого с 20 июля 2018 года до 31 августа 2018 года наградной материал будет храниться в архиве Центра, а впоследствии удалён. После удаления наградной материал восстановить будет невозможно.

4.5 Рассылка наградного материала 19 апреля 2018 года.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРИЁМА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ –  9 АПРЕЛЯ 2018 г.

5. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по номинациям:

  • «Есть город на земле прекрасный...»  - рисунки, поделки и т.д. (в электронном виде);
  • «Прекрасное создание Петра...» - авторские стихи, сочинения-рассуждения, рассказы, эссе по теме конкурса и т.д.;
  • «Город туманов и снов…» - конкурс чтецов и певцов (принимаются видеоработы (аудиофайлы) на которых ребенок (группа детей) рассказывает стихотворение, прозу или поет песню по теме конкурса);
  • «Всё б глаз не отрывать от города Петрова...» - мультимедийные презентации, видеоролики, фильмы, мультфильмы, электронные фотоальбомы, буктрейлеры по теме конкурса;
  • «Люблю тебя, Петра творенье…» - интеллектуальная викторина для обучающихся 5-11 классов (Приложение №1);
  • Кроссворд;
  • Методические разработки - классных часов, внеклассных уроков, уроков и т.д., презентации;
  • Свободная тема - принимаются любые работы, не вошедшие в перечень предыдущих номинаций.

6. Критерии оценки конкурсной работы

6.1 Содержание, самостоятельность и выразительность работы;

6.2 Соответствие теме Конкурса;

6.3 Оригинальность, нестандартность, новизна в подаче материала;

6.4 Чёткость авторской идеи и позиции;

6.5 Творческий подход;

6.6 Соответствие с основными требованиями к написанию и оформлению рефератов, исследовательских работ и методических разработок;

6.6 Возрастное соответствие.

7. Требования к оформлению пакета документов:

7.1 Все работы присылаются ТОЛЬКО на электронный ящик Конкурса

centrideia@mail.ru Работы, присланные на другие электронные адреса Центра к рассмотрению не принимаются;

7.2 Все файлы с работами подписываются (переименовываются) фамилиями участников, представляющих работы;

7.3 Работы, присланные на Конкурс не рецензируются;

7.4 Внимание! Работы, представленные на конкурс должны быть АВТОРСКИМИ. Организаторы конкурса не приветствуют плагиат. Авторские права на работы сохраняются за участниками конкурса. Оргкомитет конкурса имеет право без уведомления и без объяснения причин оставить без внимания работы участников, нарушивших положение конкурса;

7.5 Работы принимаются только в электронном виде;

7.6 Рисунки детей присылаются в виде сканированной копии или фотографии;

7.7 Поделки присылаются в виде фотографии;

7.8 Видеоматериалы присылаются любого размера. Если размер видео достаточно большой и электронным письмом не уходит, его необходимо загрузить на яндекс диск, на облако майл, в любую соц. сеть и т.д. и прислать ссылку на файл;

7.9 К общему пакету работ от образовательного учреждения необходимо заполнить форму заявки (Приложение 3). Заявка присылается отдельным файлом в формате Microsoft Office Excel, заполненная строго по инструкции (Приложение №5);

7.10 Внимание!!!! Если от одного ОУ на конкурс предоставляют свои работы несколько участников, то заявка составляется ОБЩАЯ. Не надо на каждого участника заполнять отдельную заявку.

8. Подведение итогов Конкурса

8.1 Итоги Конкурса подводятся с 10 апреля 2018 г. по 18 апреля 2018 г.;

8.2 Победители награждаются дипломами I, II, III степеней и всем участникам выдаются сертификаты, руководители и организаторы получают благодарственные письма;

8.3 Все дипломы, сертификаты и благодарственные письма за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка 19 апреля 2018 года;

8.4  О необходимости дипломов в печатном виде нужно сообщить об этом организаторам конкурса. Рассылка материала в печатном виде производится в течение одного месяца с момента подтверждения правильности заполнения материала и оплачивается дополнительно в соответствии с пунктом 9.5 данного Положения.  Без подтверждения правильности заполненного материала печатный вариант НЕ высылается.

9. Финансирование Конкурса

9.1 Финансирование Конкурса осуществляется за счёт организационных взносов участников. (Реквизиты на оплату Конкурса, приложение 1). Оплата оргвзноса производится любым удобным способом по любым реквизитам Центра, представленным на сайте centrideia.ru в разделе "Оплата оргвзноса"

9.2 Организационный взнос составляет 80 рублей за участие одного человека в одной номинации с одной работой. В эту стоимость входит – диплом (сертификат) на участника по итогам конкурса + именная благодарность руководителю работы (при наличии руководителя) + именная благодарность организатору конкурса в ОУ (при наличии организатора) в ЭЛЕКТРОННОМ виде;

9.3 Подтверждающий документ об оплате оргвзноса обязателен. В любом виде. Без документа работы не принимаются. Фразы в виде: «Мы написали Вам смс», «Я оплатил в 9.00» и т.д. - не являются документом и не принимаются;

9.4 При оформлении коллективных работ необходимо учитывать следующее: если наградной материал по итогам конкурса будет необходим каждому участнику, то, соответственно, за каждого участника оплачивается оргвзнос и каждая фамилия заносится в заявку в список участников. Если же наградной материал необходим будет на коллектив, то оргвзнос оплачивается 80 рублей и в заявке ФИО участников не перечисляются, а просто указывается примерно так: коллектив обучающихся (воспитанников, педагогов) и т.д.. Если же коллективная работа состоит из 2-3 участников и диплом необходим общий на всех, то ФИО участников перечисляются через запятую в одной строчке в заявке в списке участников.

9.5 Организационный взнос за наградной материал в печатном виде составляет  + 80 руб. за один документ. (Этот пункт только для тех, кому необходимо прислать наградной материал по Почте России)

9.6 Оплата от одного образовательного учреждения - участника производится ОДНИМ платежом. Не надо на каждого участника заполнять отдельную квитанцию. Не надо производить оплату за каждого участника отдельно, чтобы не переплачивать дополнительную комиссию. Оргвзнос производится одной общей суммой по количеству участников. (Если оргвзнос был оплачен, а появились еще желающие участвовать в конкурсе, необходимо просто доплатить оргвзнос и прислать вторым чеком);

9.7 Отсканированная квитанция об оплате организационного взноса вкладывается отдельным файлом в одном письме с заявкой и работами участников Конкурса.

9.8 Исправления в наградном материале при наличии ошибок. Если ошибка допущена по Вашей вине (в заявке), исправление наградного материала платное:

- 10 рублей за один исправленный документ, если ошибка в ФИО участника, названии работы, номинации или в ФИО руководителя.

- 15 рублей за одну исправленную заявку независимо от количества документов, если ошибка в названии образовательного учреждения.

- бесплатно, если ошибка допущена по нашей вине.

10. Программа поощрения

10.1 Педагогам и организаторам, привлекшим к участию в конкурсе от 7 участников (например: 1 работа - 1 участник) предоставляется право на БЕСПЛАТНОЕ опубликование одной своей работы в разделе «Методическая копилка» на сайте Всероссийского Центра гражданских и молодёжных инициатив «Идея» http://centrideia.ru/ с получением сертификата об опубликовании материала.

Чтобы опубликовать работу и получить сертификат Вам необходимо (этот пункт только для тех, кто представляет работу по программе поощрения)

1. Зарегистрироваться на сайте http://centrideia.ru/;

2. Самостоятельно добавить работу в раздел методическая копилка;

3. Заполнить форму заявки (приложение №4) и отправить её на наш электронный адрес centrideia@mail.ru 

4. Если самостоятельно сделать все вышеуказанное у вас не получается, напишите нам на электронную почту и мы поможем.

ВНИМАНИЕ! КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ ПРИСЫЛАЮТСЯ ТОЛЬКО НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС КООРДИНАТОРА centrideia@mail.ru ВАМ НЕ НАДО ДЛЯ ЭТОГО РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА НАШЕМ САЙТЕ. ВАМ НЕ НАДО ДОБАВЛЯТЬ СВОИ КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ НА САЙТ В РАЗДЕЛ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА.

Контактные телефоны -  88001002684 – звонки со всех регионов России бесплатные, раб. 8-3532-274621.

Координатор: Морозова Венера Ренатовна.

 

Приложение №1

Интеллектуальная викторина для обучающихся 5-11 классов

«Люблю тебя, Петра творенье…»

1. Санкт-Петербург, или как его еще называют Северная Пальмира или Литературный Петербург практически с самого начала своего основания и до нынешних дней является местом средоточения творческих личностей. Сюда со всех концов страны съезжаются и остаются жить писатели, художники, живописцы и скульпторы. Зачастую, именно здесь их посещает особое вдохновение, позволяющее им творить великие произведения искусства. Этот город застал и расцвет русской поэзии. Более того, Петербург можно назвать своеобразной родиной современного стихосложения. Почему?

2. "Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка -  он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо.. Его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом... У него должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь", так писал в 1825 году об этом литераторе его «наследник» - А.С.Пушкин. А еще этот человек писал произведения для театра. И хотя все эти произведения современники поэта окрестили «развалинами», самому автору они вместе со стихами обеспечили достойное существование. Известно, например, что на пожелание своей супруги устроить вокруг усадьбы, где они жили, парк, поэт ответил, что на это «музы дадут нам денег», что, собственно и случилось. Теперь этот парк, созданный в свое время его другом Н.А.Львовым, восстановлен и числится в числе садов Санкт-Петербурга, как Польский сад. Назовите имя этого поэта.

3. Карты и карточная игра в конце XVIII - начале XIX веков были определенной культурной традицией в дворянской среде. Известна нашумевшая история 1802 года, когда князь А.Н. Голицин - знаменитый мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую), московскому барину Л.К. Разумовскому. А.С. Пушкин в своем произведении говорит о карточной игре не как о единичном случае, а как о социальном явлении. В эпиграфе к своей повести поэт написал: "Так, в ненастные дни, занимались они делом", в которой создал новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга - столицы империи, города призрачно абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, идеалов, города, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. В каком произведении "кипят" такие страсти?

4. Сменивший на троне Екатерину II ее сын Павел боялся жить в Зимнем дворце, где многое напоминало ему о дворцовых заговорах и переворотах. И в 1797-1800 годах по его приказу возвели замок на территории Второго Летнего сада, который располагался чуть южнее Первого Летнего сада, примыкая к нему. Третий летний сад - это нынешний Михайловский сад. В свою новую резиденцию император Павел въехал 1 февраля 1801 года. Но здесь ему довелось прожить лишь около сорока дней…

Вскоре в замке разместилось Военно-инженерное училище, и с 1823 года он стал именоваться по-другому. В училище обучались будущие писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов, композитор Ц. А. Кюи.

Это здание – великолепный памятник зодчества, одно из красивейших в Санкт-Петербурге.

В начале 1990-х годов этот замок стал филиалом Русского музея.

Как называется это здание, ставшее первым «домом» Достоевского.

5. Редкий случай, когда цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под этим видом. Это привело к созданию поразительно "одухотворенного" города и создал образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается через ее явления. Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это стихотворение, как и многие другие его "гражданские" произведения, пронизано довольно тривиальным умозаключением - корень народных страданий не в самом народе, а вне его. О каком произведении идет речь?   

6. В этом произведении Н.В.Гоголь изобразил самый невероятный Петербург. Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Этот Петербург словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приемной боится толкнуть локтем Америку или Индию: правда, это все лишь вазы. Обедает же капитан в "Лондоне". Люди здесь тоже разные: и русские, и французы, и англичане. В каком произведении Гоголь описывает Петербург, как дьявольский город?

7. Медный Всадник работы Этьена Мориса Фальконе - один из самых известных символов Петербурга - становится символом России и ее дальнейшей судьбы, является неотъемлемой частью знаменитых литературных образов. Перед Вами отрывки из пяти Медных Всадников, соедините отрывки и его автора.

1. Кто сей, превознесен на каменной твердыне,
Сидящий на коне, простерший длань к пучине,
Претящ до облаков крутым волнам скакать
И вихрям бурным понт дыханьем колебать? -
То Петр. Его умом Россия обновленна,
И громких дел его исполненна вселенна.

А.Ахматова

 

2. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

О.Мандельштам

3. Но северный город - как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.

Е.Костров

4. Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, -
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

А. Пушкин

5. ...Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег,
Да привяжется бродяга,
Вымогая на ночлег.
Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь — Петра созданье,
Медный Всадник и гранит?

В.Брюсов

8. Природное явление, возникающее, если Солнце по ночам находится под горизонтом не ниже 6°/7°, так что естественная освещённость не становится слишком низкой и вся ночь состоит из сумерек. Что это за природное явление и как оно связано с творчеством Ф.М.Достоевского?

9. В 1838 году поэт уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. он принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием». В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы ....... и получить за это несколько копеек». Что делал Некрасов в казначействе?

10. В русской литературе будет сложно найти поэта или писателя, в чьей жизни Санкт-Петербург не сыграл своей особой роли. "Северной Пальмирой" восхищались, ее обожествляли и презирали, но равнодушным к ней не оставался никто. Перед Вами отрывки из стихотворений, назовите автора строк.

1. Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,
Город - вымысел твой.

2. Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться под пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя!

3. Всё б глаз не отрывать от города Петрова,
гармонию читать во всех его чертах
и думать: вот гранит, а дышит, как природа...
Да надобно домой. Перрон. Подъезд. Чердак.

4. Крылами побед осеняла Полтава
Ряды поднимавшихся ввысь колоннад.
Здесь русская доблесть и – русская слава,
Над невским гранитом, обнявшись, стоят.

5. Давно стихами говорит Нева. 
Страницей Гоголя ложится Невский. 
Весь Летний сад – Онегина глава. 
О Блоке вспоминают острова, 
А по Разъезжей бродит Достоевский.

11. С Петербургом у этого писателя связано немало радостных событий и основных вех в его биографии, хотя он и бывал здесь чаще всего проездом. Однако именно в Петербурге, в журнале «Родина» в 1887 году были опубликованы его первые стихотворения «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий», что и ознаменовало начало литературной деятельности писателя. Позднее, в течение года в том же журнале были опубликованы еще два его рассказа и десяток стихотворений. Назовите имя автора.

12. В начале 1906 года А.Блок написал "Незнакомку". Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Впоследствии поэт объяснил, где он видел наяву свою Незнакомку. "Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового...". Где же видел свое земное чудо А.Блок?

13. Всю жизнь лауреат Нобелевской премии по литературе выстраивал отношения со своим родным городом. Это началось с того, что первое свое большое стихотворение он посвятил Ленинграду и назвал "Петербургский роман". Роман связывает личное время поэта со временем города. Петербург выступает как вместилище времени, остановленного и одухотворенного поэзией. Поэзия здесь представлена именами Пушкина и Мандельштама. В романе мелькают литературные персонажи, с которыми поэт отождествлял себя, лихорадочно перечисляются улицы, мосты, дома Ленинграда - Петербурга. В романе "не я, а город мой герой". Назовите имя поэта.

14. До него еще ни одному писателю в Российской империи монументов не сооружалось. Поэтому разрешение на создание такого памятника русскому писателю, академику Петербургской Академии наук давалось с трудом и разрешение царя было получено на... сбор средств для сооружения такого памятника. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил русский скульптор.

В работе ему помогал знаменитый Карл Брюллов, создавший портрет писателя, а зверей для постамента подготавливал художник А.Агин. Он так серьезно занялся этим делом, что сначала составил списки всех героев кратких иносказательных рассказов поучительного характера, затем собрал у себя «натурщиков» - зверей, с которых он делал рисунки. Свидетели рассказывают, какое это было столпотворение: четвероногие и прочие зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали... Кому был сооружен памятник и где он находится?

15. Северная Пальмира, как называют Санкт-Петербург литераторы, давно притягивает творческих людей своей историей, неповторимостью, грандиозностью, даже мистификацией. И у каждого человека "свой" Петербург. Составьте путеводитель "Путешествие по Петербургу в русской литературе", в котором будут Ваши любимые произведения, отражающие "Ваш" литературный Петербург (5-6 произведений) и напишите аннотацию к путеводителю (почему именно эти произведения). Не более 1 листа формата А4.