тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.12.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению алфавита (Из цикла викторин «...
07.12.2018 г.
II Всероссийская историческая викторина «Великие правители России»​
07.12.2018 г.
IV Всероссийская историческая викторина «Великие полководцы - великие умы!»
07.12.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню героев Отечества «Герои России моей!»
05.12.2018 г.
Всероссийский экологический конкурс «Мы кормушку смастерили и столовую открыли!»
05.12.2018 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый празднованию Нового года для воспитанников детских садов «...
05.12.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый празднованию Нового года для обучающихся начальных классов «...

Всероссийская литературная викторина для 5-11 классов, посвящённая 190-летию со дня рождения Л.Н.Толстого «Когда в литературе есть Толстой…»

Заявка на участие в Викторине

СКАЧАТЬ

Положение о Викторине                                                               

СКАЧАТЬ

Задания для 5-8 классов

СКАЧАТЬ

Задания для 9-11 классов                                                              

СКАЧАТЬ

Квитанция для оплаты оргвзноса                                            

СКАЧАТЬ

Инструкция по заполнению заявки                                           

СКАЧАТЬ

Заявка на методическую копилку

СКАЧАТЬ

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийской литературной викторине

«Когда в литературе есть Толстой…»

«Толстой для нас больше, чем великий писатель.
Он - как бы живой, облеченный в плоть и кровь
символ достоинства печатного слова»
Н. К. Михайловский

9 сентября 2018 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского писателя, Льва Николаевича Толстого. Произведения Графа Л. Н.Толстого являются величайшим достоянием России. Толстой  является классиком российской и мировой литературы.

В целях расширения знаний обучающихся о русском писателе Л.Н.Толстом, в соответствии с единым календарём массовых и методических мероприятий на 2018 - 2019 гг. Центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея» проводится г. Оренбурга проводится Всероссийская литературная викторина для 5-11 классов, посвящённая 190-летию со дня рождения Л.Н.Толстого «Когда в литературе есть Толстой…» (далее - Викторина).

1. Цель и задачи Викторины

1.1 Пропаганда патриотизма через изучение русской литературы; 

1.2 Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; 

1.3 Способствовать воспитанию чувства уважения к русской литературе; 

1.4 Развитие мотивации к интеллектуальной деятельности; 

1.5 Развитие творческого мышления учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и литературному наследию прошлого.

2. Учредители и организаторы

2.1 Всероссийский Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г.Оренбурга; 

2.2 Организация и проведение Викторины возлагается на научно-исследовательский отдел ЦГМИ «Идея».

3. Участники Викторины

3.1 В викторине принимают участие: учащиеся 5-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, УДОД, расположенных на территории РФ, обучающиеся учреждений начального, и среднего профессионального образования, а также находящиеся на домашнем обучении;

4. Сроки проведения Викторины

4.1 Викторина проводится с 27 сентября 2018 г. до 26 октября 2018 г.;

4.2 Подведение итогов викторины с 27 октября 2018 г. до 19 ноября 2018 г.;

4.3 Размещение итогов на сайте Центра 20 ноября 2018 года;

4.4 Наградной материал будет доступен для скачивания на сайте Центра с 20 ноября 2018 г. до 20 февраля 2018 года. После этого с 21 февраля 2019 года до 21 апреля 2019 года наградной материал будет храниться в архиве Центра, а впоследствии удалён. Внимание!!! После удаления наградной материал восстановить будет невозможно. Скачивайте, пожалуйста, вовремя.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРИЁМА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ВИКТОРИНЕ – 26 ОКТЯБРЯ

5. Критерии оценки конкурсных работ

5.1 Победителями считаются участники, ответившие правильно на наибольшее количество вопросов;

5.2 Один правильный ответ 1 балл:

  • 20 баллов – диплом 1 степени;
  • 19 баллов – диплом 2 степени;
  • 18 баллов – диплом 3 степени;
  • 1-17 баллов  - сертификат участника.

6. Оформление работ

6.1 Ответы Викторины оформляются в свободной форме в документе любого формата.

6.2 Ответы викторины могут быть как в электронном виде, так и отсканированная (сфотографированная) копия письменного ответа ученика;

6.3 Ответы на вопросы Викторины не предоставляются;

6.4Все работы присылаются ТОЛЬКО на электронный ящик Викторины centrideia@mail.ru Работы, присланные на другие электронные адреса Центра к рассмотрению НЕ ПРИНИМАЮТСЯ;

6.5 Все файлы с работами подписываются (переименовываются) фамилиями участников, представляющих работы.

7. Чтобы принять участие в викторине необходимо:

1. Заполнить заявку (приложение №3) по инструкции (приложение №4);

2. Оплатить оргвзнос (приложение №2);

3. Заявку, копию документа об оплате оргвзноса и сами ответы прислать на электронный адрес Викторины centrideia@mail.ru до 26 октября 2018 г.

8. Подведение итогов Викторины

8.1  Итоги Викторины подводятся с 27 октября 2018 г. до 19 ноября 2018 г.;

8.2 Победители награждаются дипломами I, II, III степеней и всем участникам выдаются сертификаты.

8.3 Все дипломы и сертификаты за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка 20 ноября 2018 года.

8.4 О необходимости дипломов в печатном виде нужно сообщить об этом организаторам конкурса. Рассылка материала в печатном виде производится в течение одного месяца с момента подтверждения правильности заполнения материала и оплачивается дополнительно в соответствии с пунктом 9.8 данного Положения.  Без подтверждения правильности заполненного материала печатный вариант НЕ высылается.

9. Финансирование Викторины

9.1 Финансирование Викторины осуществляется за счёт организационных взносов участников на любые реквизиты Центра. (Реквизиты на оплату приложение 2)

9.2 Организационный взнос составляет 90 рублей за участие одного человека. (80 рублей за ребенка перечисляются на реквизиты Центра (приложение 2), 10 рублей остаются в распоряжении педагога (организатора) на организационные расходы «почтовые/электронные переводы, распечатку материала»), Оргкомитет включает эти средства в общую смету расходов на проведение викторины. В эту стоимость входит - диплом или сертификат на участника + именная благодарность руководителю + именная благодарность организатору викторины в ОУ в ЭЛЕКТРОННОМ виде.  Оплата от одного ОУ - участника производится одним платежом.

9.3 Подтверждающий документ об оплате оргвзноса обязателен. В любом виде. Без документа работы не принимаются. Фразы в виде: «Мы написали Вам смс», «Я оплатил в 9.00» и т.д. - не являются документом и не принимаются;

9.4 Отсканированная квитанция об оплате организационного взноса вкладывается отдельным файлом в одном письме с заявкой и работами.

9.5 Оплата от одного образовательного учреждения - участника производится ОДНИМ платежом. Не надо на каждого участника заполнять отдельную квитанцию. Не надо производить оплату за каждого участника отдельно, чтобы не переплачивать дополнительную комиссию. Оргвзнос производится одной общей суммой по количеству участников. (Если оргвзнос был оплачен, а появились еще желающие участвовать в викторине, необходимо просто доплатить оргвзнос и прислать вторым чеком);

9.6Внимание!!!!Если от одного ОУ на викторину предоставляют свои работы несколько участников, то заявка составляется ОБЩАЯ. Не надо на каждого участника заполнять отдельную заявку;

9.7 Внимание!!!! Часто нам задают вопросы, можно ли принимать участие самостоятельно в наших мероприятиях? Да. Самостоятельное участие (не от образовательного учреждения) также допускается. В этом случае пакет документов предоставляется согласно данному Положению. В строке НАИМЕНОВАНИЕ ОУ в этом случае заполняется либо образовательное учреждение, в котором участник учится (воспитывается), либо (если участник принимает самостоятельное участие), будь то взрослый, будь то ребёнок) просто адрес места жительства без указания улицы и номера дома. К примеру: Московская область г. Видное;

9.8 Исправления в наградном материале при наличии ошибок. Если ошибка допущена по Вашей вине (в заявке), исправление наградного материала платное:

- 10 рублей за один исправленный документ, если ошибка в ФИО участника или в ФИО руководителя;

- 15 рублей за одну исправленную заявку независимо от количества документов, если ошибка в названии образовательного учреждения;

- бесплатно, если ошибка допущена по нашей вине.

9.9 Организационный взнос за наградной материал в печатном виде составляет  + 80 руб. за один документ. (Этот пункт только для тех, кому необходимо прислать наградной материал по Почте России).

10. Программа поощрения

10.1 Если в Викторине участвует от 15 человек, то организационный взнос оплачивается в размере 80 рублей за участника (70 рублей за человека перечисляются на расчетный счет (приложение 2), 10 рублей остаются в распоряжении педагога (организатора) на организационные расходы «почтовые/электронные переводы, распечатку материала»).

10.2 Педагогам и организаторам, привлекшим к участию в викторине от 7 участников, предоставляется право на БЕСПЛАТНОЕ опубликование одной своей работы в разделе «Методическая копилка» на сайте Всероссийского Центра гражданских и молодёжных инициатив «Идея» http://centrideia.ru/ с получением сертификата об опубликовании материала.

Чтобы опубликовать работу и получить сертификат Вам необходимо (этот пункт только для тех, кто представляет работу по программе поощрения, у кого от 7 участников)

1. Зарегистрироваться на сайте http://centrideia.ru/;

2. Самостоятельно добавить работу в раздел методическая копилка;

3. Заполнить форму заявки (приложение №5) и отправить её на наш электронный адрес centrideia@mail.ru 

4. Если самостоятельно сделать все вышеуказанное у вас не получается, напишите нам на электронную почту и мы поможем.

Работы направляются только на электронный адрес координатора: centrideia@mail.ru 

Контактные телефоны - 88001002684 – звонки со всех регионов России бесплатные,раб. 8-3532-274621Координатор: Морозова Венера Ренатовна.

Приложение№1

Всероссийская литературная викторина, посвящённая 190-летию
со дня рождения Л.Н.Толстого
«Когда в литературе есть Толстой…»
(задания для 5-8 классов)

1. Назовите последователя и последнего литературного секретаря писателя, около 20 лет возглавлявшего Яснополянский музей, написавшего книги «Л.Н. Толстой в последний год его жизни» и «Жизнепонимание Л.Н. Толстого в письмах его секретаря».

А) М.А. Булгаков

Б) В.Ф. Булгаков

В) Б.Л. Пастернак

Г) Г.А. Бениславская

2. В своей книге «Освобождение Толстого» этот автор писал, что «никому, может быть, во всей всемирной литературе не дано было с такой остротой чувствовать всякую плоть мира», что Толстой был рождён с необыкновенно острым ощущением обреченности, тленности этой плоти и пронес его через десятилетия, сохранив до конца. Кому принадлежит данное высказывание?

А) Ф.М. Достоевский

Б) В.В. Набоков

В) Б.Л. Пастернак

Г) И.А. Бунин

3.Дела этого графа шли в гору, он был приближен и обласкан самодержцем. Говорят, что Петр I даже наградил его своим портретом, вырезанным на кости, написав при этом: «Посылаю тебе мою рожу своей работы». О каком предке писателя идёт речь?

А) Петр Андреевич Толстой

Б) Иван Иванович Толстой

В) Лев Николаевич Толстой

Г) Алексей Николаевич Толстой

4.Ребёнком Лев Николаевич Толстой видел его в Ясной Поляне и запомнил это «прекрасное лицо, бронзовое, бритое, с густыми белыми бакенбардами до углов рта, и такие же белые курчавые волосы». Человеком он был на самом деле необыкновенным, «преступным и привлекательным», как написано в «Воспоминаниях» писателя. Отправился в 1803 году с Крузенштерном в кругосветное плавание на паруснике «Надежда», после ссоры с командиром экспедиции был, по слухам, высажен на острове и жил среди диких племён, где покрыл всё тело татуировкой. Каким-то образом этот скиталец смог добраться до Петропавловска, откуда ему предстоял долгий путь в Петербург. Он проявил исключительную храбрость при Бородине, где был с московским ополчением. Ему возвратили офицерский чин, он получил Георгия 4-й степени, но не остепенился. Коротко с ним знакомый Вяземский писал, что его «душа есть пламень», а «ум холодный эгоист». Фаддей Булгарин, тоже знававший этого человека, под старость вспоминал о нём «как о необыкновенном явлении даже в тогдашнее время, когда люди жили не по календарю или не под диктовку и ходили не по стрункам». О ком идёт речь?

А) Федор Иванович Толстой, прозванный Японцем

Б) Федор Иванович Толстой, прозванный Китайцем

В) Федор Иванович Толстой, прозванный Русским

Г) Федор Иванович Толстой, прозванный Американцем

5.Перед братом, которому в восемнадцать лет, когда скончалась тётушка Алин, предстояло фактически стать главою семьи Толстых, Лев Николаевич очень долго буквально благоговел. Брат был на пять лет старше него, и, видимо, все братья в детские годы считали его безусловным лидером. Толстой запомнил его «удивительным мальчиком и потом удивительным человеком», который обладал воображением, художественным чутьём, юмором - превосходно рисовал, выдумывал замечательно интересные истории и так их рассказывал, что казалась чистой правдой любая фантазия. С ним «хотелось быть, говорить, думать» - желание, которое не так уж часто сбывалось, пока в августе 1839 года тётенька Ергольская не привезла Митю и Левочку в Москву, где они провели всю осень. О каком брате идёт речь?

А) о Сергее

Б) о Николае

В) Дмитрии

Г) Льве

6.Когда Лев Толстой готовился к поступлению в Казанский университет, с ним и его младшими братьями ещё в Ясной Поляне начал заниматься студент. Занятия Толстому не запомнились, осталась в памяти только характеристика, которую молодой учитель дал каждому из них: «Сергей и хочет и может, Дмитрий хочет, но не может… Лев и не хочет, и не может». Что касается Митеньки, семинарист, считал Толстой, был не прав, но сказанное о нём самом находил «совершенной правдой». Что вскоре и подтвердилось. Как звали студента-учителя?

А) Иван Головин

Б) Дмитрий Григорович

В) Владимир Милютин

Г) Михаил Поплонский

7.В юности Толстого называли… за склонность к размышлениям.

А) Диогеном

Б) Мыслителем

В) Книжником

Г) Философом

8.В очерке «Поездка в Мамакай-Юрт» Лев Николаевич пишет о том, что издалека ОН представлялся ему «поэмой на незнакомом языке», напоминающей Марлинского и Лермонтова, «воинственные черкесы, голубоглазые черкешенки, горы, скалы, снега, быстрые потоки, чинары», и конечно же «бурка, кинжал и шашка». О чем говорит писатель?

А) о Швейцарии

Б) о Франции

В) о Кавказе

Г) о Крыме

9.Какое произведение Толстого изначально носило название «Кавказская повесть 1852 года»?

А) «Набег»

Б) «Рубка леса»

В) «Казаки»

Г) «Исповедь»

10.Как подписывал Толстой свои первые литературные опыты в «Современнике»?

А) юнкер

Б) граф

В) Толстой

Г) Л.Н.

11.В 1854 году Толстой ехал с Кавказа в Ясную Поляну, чтобы затем проследовать в Дунайскую армию. В сотне вёрст от Новочеркасска его застал буран. Всю ночь возок плутал по степи. Выбрались к почтовой станции только под утро. Пережитое той вьюжной ночью запомнилось накрепко: бегущие вдоль саней белые высокие стены, то необъятно далекий, то вплотную подступающий горизонт, застилаемый метелью лунный свет, косые линии падающего снега, глохнущий звук колокольчика, сгорбленные фигуры ямщиков, которые палкой пытаются нащупать в пурге потерянную колею. После этого в дневнике появилась запись: «Не написать ли об этом рассказ?» Рассказ, так и озаглавленный, который будет написан лишь два года спустя.

А) «Ночь»

Б) «Метель»

В) «Буран»

Г) «Возок»

12.В конце марта 1855 года во время осады Севастополя Толстой 1,5 месяца провёл на Четвёртом бастионе, считавшимся самым гибельным местом, потому что бомбардировки не прекращались там сутками напролёт. За это он бы получил орден … с надписью «За храбрость»

А) Святого Владимира четвёртой степени

Б) Святой Анны четвёртой степени

В) Святого Великомученика и Победоносца Георгия четвёртой степени

Г) Святого апостола Андрея Первозванного четвёртой степени

13.Под публикацией какого своего произведения писатель впервые поставил полную подпись: граф Л. Толстой?

А) «Набег»

Б) «Детство»

В) «Казаки»

Г) «Севастополь в августе»

14.Какой журнал открыл Толстого современникам?

А) «Всякая всячина»

Б) «Современник»

В) «Адская кухня»

Г) «Библиотека для чтения»

15.В свои поздние годы Толстой будет много раз перечитывать этого поэта, который станет его любимым стихотворцем, потому что жил тем и говорил о том, что «предвечно». Назовите имя поэта.

А) А.С. Пушкин

Б) Н.А. Некрасов

В) А.А. Фет

Г) Ф.И. Тютчев

16.Одно из главных философских сочинений Толстого…

А) «О жизни»

Б) «Две войны»

В) «Смерть Ивана Ильича»

Г) «Три смерти»

17.Толстой писал Петру Боборыкину, редактору «Библиотеки для чтения»: «Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». О каком романе идёт речь?

А) «Война и мир»

Б) «Анна Каренина»

В) «Воскресение»

Г) «Декабристы»

18.За год до того, как с необычайной легкостью был написан первый черновой вариант этого романа, Толстой прочел в тульских «Ведомостях» заметку о самоубийстве молодой женщины, которая на станции Ясенки, совсем рядом с толстовской усадьбой, бросилась под колёса товарного состава. Звали эту женщину Анна Пирогова, Толстые её хорошо знали: она была экономкой их соседа, владевшего деревней Телятинки, и ёго сожительницей. Когда помещик объявил, что собирается жениться на гувернантке своего сына, она ушла из дома с небольшим узелком и со станции отправила письмо, в котором назвала бывшего возлюбленного своим убийцей. Тело отправили в ясенковские казармы. Толстой присутствовал при вскрытии. О каком романе Толстого идёт речь?

А) «Война и мир»

Б) «Анна Каренина»

В) «Воскресение»

Г) «Декабристы»

19.В последнем своём прощальном письме к Толстому, которое так часто цитируют и поминают в литературе, этот писатель озвучивает свою предсмертную просьбу: «Долго Вам не писал, ибо был и есмь, говоря прямо, на смертном одре. Выздороветь я не могу - и думать об этом нечего. Пишу же я Вам собственно, чтобы сказать Вам, как я был рад быть Вашим современником, - и чтобы выразить Вам мою последнюю искреннюю просьбу. Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар Вам оттуда же, откуда всё другое. - Ах, как я был бы счастлив, если б мог подумать, что просьба моя так на Вас подействует!! <…> Друг мой, великий писатель Русской земли - внемлите моей просьбе!» Назовите автора письма.

А) Ф.М. Достоевский

Б) И.А. Гончаров

В) Н.А. Некрасов

Г) И.С. Тургенев

20.Музыка какого композитора «звучит» в романе «Семейное счастье» и повести «Крейцерова соната»?

А) Людвига ван Бетховена

Б) Иоганна Себастьяна Баха

В) Франца Шуберта

Г) Петра Ильича Чайковского

Всероссийская литературная викторина, посвящённая 190-летию
со дня рождения Л.Н.Толстого
«Когда в литературе есть Толстой…»
(задания для 9-11 классов)

1.Русский литературовед, личный секретарь Л.Н. Толстого, принимал участие в редактировании юбилейного Полного собрания сочинений писателя в 90 томах (1928-1958), являлся автором работ о жизнитворчестве художника слова.

А) М.А. Булгаков

Б) Н.Н. Гусев

В) Б.Л. Пастернак

Г) Г.А. Бениславская

2.Его крестьянскую работу разобрали на анекдоты: «Пахать подано, ваше сиятельство!», а у него были прекрасные сильные руки всё умеющего человека. И дети не отставали - дочь Маша не хуже крестьянок месила тесто и пекла хлебы, доила коров, жала рожь и вязала снопы, да и плясала, как Наташа Ростова. А другой его ребёнок воевал, как отец, который получил за Севастополь, за великий и страшный четвёртый бастион Анну «За храбрость», и вернулся с Первой мировой полковником медицины с тремя Георгиями. О каком ребёнке писателя идёт речь?

А) о сыне Илье

Б) о сыне Сергее

В) о дочери Александре

Г) о дочери Татьяне

3.В январе 1903 года Толстой начал работать над своими «Воспоминаниями». Об этом его просил ученик, последователь и первый русский биограф писателя. Материала, особенно о раннем периоде его жизни, недоставало, а частые беседы с Толстым всё-таки не могли восполнить все пробелы. Биография составлялась для французского издания полного собрания сочинений Толстого; она должна была послужить введением, не перерастая границ пространного очерка. Назовите имя биографа.

А) В.В. Розанов

Б) Д.С. Мережсковский

В) П.И. Бирюков

Г) А.В. Мень

4.Пётр I ценил его, но насчёт его преданности не обольщался. Сохранилось, в записи графа Панина, такое суждение Петра о своём выдвиженце: «Голова, голова, кабы не так умна ты была, давно бы я отрубить тебя велел». О ком идёт речь?

А) Пётр Андреевич Толстой

Б) Иван Иванович Толстой

В) Лев Николаевич Толстой

Г) Алексей Николаевич Толстой

5.Этому родственнику Льва Николаевича посвящены вошедшие в пословицу строки А.С. Грибоедова: «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом и крепко на руку нечист». Вяземский, друг Пушкина, писал про него, что он «на свете нравственном загадка». А у самого Пушкина вышла с этим бретером история, которая в ту эпоху обычно заканчивалась дуэлью. Родственник Толстого распространил слух, будто юного стихотворца высекли в тайной канцелярии, и поэт: решил «дерзкой обидой отплатить за тайные обиды человека, с которым расстался я приятелем». Из южной ссылки Пушкин «закидал… журнальной грязью» своего обидчика, сочинив эпиграмму, которую поместить в журналах не смог, но не огорчился этим, зная, что её повторяют на всех углах:

В жизни мрачной и презренной

Был он долго погружён,

Долго все концы вселенной

Осквернял развратом он.

Но, исправясь понемногу,

Он загладил свой позор,

И теперь он - слава Богу -

Только что картёжный вор.

Их помирили лишь после возвращения Пушкина из Михайловского. Годам к сорока у графа произошёл душевный переворот, вчерашний бесшабашный игрок вдруг сделался истовым богомольцем - по словам Льва Николаевича, «к старости так молился, что колени и руки себе ободрал». О ком идёт речь?

А) Фёдор Иванович Толстой

Б) Константин Николаевич Толстой

В) Алексей Николаевич Толстой

Г) Николай Сергеевич Волконский

6.Однажды один из московских приятелей брата писателя, гимназист старшего класса, вдруг объявил: «Бога нет, все это сплошные выдумки». Поразительная новость! «Мы все, помню, очень оживились и приняли это известие как что-то очень занимательное и весьма возможное» - вспоминал Толстой. «Исповедь», один из ключевых текстов для понимания философии Толстого, как раз и начинается с этой страницы детских воспоминаний. Как звали этого гимназиста?

А) Дмитрий Григорович

Б) Иван Головин

В) Владимир Милютин

Г) Иван Гончаров

7.Отрывок из «Воспоминаний»: «Николеньку я любил, а … восхищался, как чем-то совсем мне чуждым, непонятным». Что-то загадочное младший брат в нём чувствовал всегда, их отношения нередко складывались так, что грозили разрывом, но в детстве Лев желал ему подражать. … «был, что был, ничего не скрывал и ничем не хотел казаться», - качество, в глазах Льва Николаевича бесценное. Он был красив, замечательно пел, его непосредственность покоряла. Оттого всё, что он делал, выглядело прекрасным, и Лёвочка тоже обзавёлся своими цыплятами, когда … вздумалось устроить собственный птичник, а в альбомах, по примеру брата, рисовал разноцветных петушков. О каком брате идёт речь?

А) о Дмитрии

Б) о Сергее

В) о Николае

Г) о Льве

8.Мыслитель, которого Толстой любил всю жизнь.

А) Иммануил Кант

Б) Георг Вильшельм Фридрих Гегель

В) Жан-Жак Руссо

Г) Карл Маркс

9.Общество, в котором вращался в юности Лев Толстой, включало только людей с безупречной родословной. Ближе других стал ему бывший уланский офицер, который был пятью годами старше и, видимо, оказал немалое влияние на своего юного друга. Толстой говорил, что это прототип Нехлюдова в «Юности». Дружба с офицером, жившим в своем имении Черемошня не очень далеко от Ясной Поляны, продолжалась десятилетия. Он крестил детей Толстого Татьяну и Илью. Спустя годы Илья написал о своём крестном, что это был человек невероятной толщины, с прекрасным голосом, любитель романсов, которые он не раз пел у них в гостиной.   

  А) Валерьян Толстой

Б) Михаил Поплонский

В) Владимир Милютин

Г) Дмитрий Дьяков

10.В дневнике писателя есть запись от 23 марта 1851 года, которая заканчивается такой фразой: «Делать отчётливые переводы». К переводу он приступил тогда же, в марте, снова за него взялся на Кавказе, но, правда, не довёл и до середины. Выбрал он «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (у Толстого по-старинному - «сантиментальное»). А сорока годами ранее он написал в дневнике: «Мой любимый писатель». Назовите имя любимого писателя Толстого.

А) Лоренс Стерн

Б) Иоганн Вольфганг Гёте

В) Дени Дидро

Г) Вольтер

11.Назовите казака, ставшего прототипом Ерошки в «Казаках» Толстого. Известно, что это была незаурядная личность. Николай Толстой, брат писателя, в «Охоте на Кавказе» рассказывает о нём, не изменяя его имени, и рассказывает восторженно. От него ли самого или от других станичников братья были наслышаны про бурную юность казака, который был конокрадом, мошенником, удальцом, переправлял за Терек чеченцам приглянувшихся им лошадей, но, случалось, и самих чеченцев приводил в Старогладковскую на аркане. «Он и в казематах сидел не однажды, - писал Николай Николаевич, - и в Чечне был несколько раз. Вся жизнь его составляет ряд самых странных приключений.

А) Епифан Сехин

Б) Кондратий Булавин

В) Ермак

Г) Степан Разин

12.«Видно, что давно уже мы не видались. Я начал новый, серьёзный и полезный, по моим понятиям, роман, на который намерен употребить много времени и все свои способности. Я принялся за него с таким же чувством, с которым я в детстве принимался рисовать картинку, говоря, что «эту картинку я буду рисовать три месяца». Не знаю, постигнет ли роман участь картинки; но дело в том, что я ничего так не боюсь, как сделаться журнальным писакой, и, несмотря на выгодные предложения редакции, пошлю в «Современник» - и то едва ли - один рассказ, который почти готов и который будет очень плох. Не беда! Это будет последнее сочинение г-на Л. Н. Ты не поверишь, сколько крови перепортило мне печатание моей повести, - столько в ней выкинуто действительно хороших вещей и глупо переменено цензурой и редакцией» - писал в 1852 году Лев Николаевич… Кому?

А) Николаю Некрасову

Б) Ивану Гончарову

В) Ивану Тургеневу

Г) Сергею Толстому

13.Вряд ли, работая над «Детством», Толстой прочёл этот отрывок из будущего знаменитого романа, напечатанного в 1849 году в одном мало кем замеченном сборнике. Но между этим отрывком и повестью Толстого объективно есть сходство, потому что для обоих писателей «поэзия детства» остаётся тем золотым запасом, который мало кому удается сохранить.

А) «Сон Обломова» И.А. Гончарова

Б) Вещий сон Гринёва о Пугачёве в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

В) «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского

Г) «Сны Чанга» И.А. Бунина

 

14.Осенью 1853 года Толстой перечитал это произведение и отметил в дневнике: «Должен сознаться, что теперь уже проза Пушкина стара - не слогом, но манерой изложения. Теперь… интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий. Повести Пушкина голы как-то». Слово «теперь» подразумевает целое «новое направление», однако Толстой, конечно, говорит прежде всего о собственных писательских особенностях. О каком произведении Пушкина говорит Лев Николаевич?

А) «Дубровский»

Б) «Капитанская дочка»

В) «Повести Белкина»

Г) «Пиковая дама»

15.Эта песня появилась сразу после сражения на Чёрной речке 4 августа 1855 года. Она пользовалась особенной популярностью. Толстой и на старости лет помнил забавный случай: шли они с одним капитаном-севастопольцем, и тот, напевая куплеты, приговаривал: молодец сочинитель, «как это он ловко подобрал, сукин сын!». В армии песня имела самое широкое хождение. Простонародная по языку, свободная по духу, она выражала чувства, понятные всем, кто провёл севастопольскую кампанию не в штабах, а на бастионах под неприятельским смертельным огнём. Как называлась песня?

А) «1855 год»

Б) «На четвёртом бастионе»

В) «Как четвёртого числа»

Г) «Как на чёрной на реке»

16.В «Севастопольских рассказах» Толстого преобладала стилистика отчёта или корреспонденции. У нёго рассказчик и рядом с многочисленными - описанными или просто упомянутыми - участниками обороны, и как бы вознесен над ними, над всей севастопольской панорамой. Наделенная трагическим величием, которое Толстой передал с беспрецедентной точностью и смелостью будничных подробностей, эта панорама поражает и широтой, и полным отсутствием патетики. Все подчинено принципу достоверности, стремление к правде главенствует в каждом эпизоде. И получается внешне безыскусный рассказ. А за этим рассказом - правда о вечном, о важнейшем в человеческом опыте: о самозабвении героизма, бескорыстии подвига, об определяющих качествах русского характера - простоте и упорстве. О страдании и достоинстве. Об ужасе войны. О смерти. Единственным предшественником Толстого, воссоздавшим войну в её реальном облике, был высоко им ценимый …

А) Стендаль

Б) Вольтер

В) Дени Дидро

Г) Жан Жак Руссо

17.Это был очень тяжёлый удар. И в письме Фету, и в дневниках того времени, и много лет спустя в беседе со своим секретарем Толстой говорил, что ни одну утрату он не переживал так глубоко. О какой утрате идёт речь?

А) брата Митеньки

Б) брата Николеньки

В) брата Серёженьки

Г) сёстры Машеньки

18.25 февраля 1863 года Софья Андреевна, жена Толстого, пишет сестре: «Лёва начал новый роман. Я так рада». Роман (хотя сам Лев Николаевич никогда не считал эту книгу романом) будет завершён только шесть лет спустя. Замысел его менялся, постепенно уточняясь в ходе работы. Было несколько вариантов названия - «Три поры», «Тысяча восемьсот пятый год», «Всё хорошо, что хорошо кончается». В конце концов книга получила название…

А) «Война и мир»​

Б) «Анна Каренина»

В) «Воскресение»

Г) «Декабристы»

19.Сообщая в письме Ф.А. Страхову, писателю и своему единомышленнику, что новый роман начерно уже закончен, Толстой рассказывает и о том, как зародился замысел. Вышло это почти случайно: он решил почитать сыну «Повести Белкина», увлёкся, не мог оторваться от книги пушкинской прозы, а в ней был и оставшийся незавершённый эскиз «Гости съезжались на дачу». Толстой стал придумывать продолжение, появились лица и события, очертился сюжет. Дальше все пошло точно само собой. Назовите роман.

А) «Война и мир»

Б) «Анна Каренина»

В) «Воскресение»

Г) «Декабристы»

20.Литератор-народник Кривенко приводит рассказ Тургенева об одной деревенской прогулке с Толстым: «Однажды мы виделись с ним летом в деревне и гуляли вечером по выгону, недалеко от усадьбы. Смотрим, стоит на выгоне старая лошадь самого жалкого и измученного вида… Подошли мы к ней, к этому несчастному мерину, и вот Толстой стал его гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен был чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошёл сам, но и меня ввёл в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал: «Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот извольте-ка изобразить внутреннее состояние лошади». В каком произведении Толстой «изобразил внутреннее состояние лошади»?

А) «Хозяин и работник»

Б) «Ягоды»

В) «Хаджи Мурат»

Г) «Холстомер»