тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

Всероссийская историческая викторина для 5-11 классов, посвящённая празднованию Дня народного единства «Россия в период смутного времени»

Внимание! Викторина проводится в рамках III Всероссийский конкурс, посвящённого празднованию Дня народного единства «Гремят истории колокола…» Подробнее о конкурсе

Заявка на участие в Викторине

СКАЧАТЬ

Положение о Викторине                                                               

СКАЧАТЬ

Квитанция для оплаты оргвзноса                                            

СКАЧАТЬ

Инструкция по заполнению заявки                                           

СКАЧАТЬ

Заявка на методическую копилку

СКАЧАТЬ

Историческая викторина для 5-11 классов

«Россия в период смутного времени»

1. Время правления этого царя, считается довольно счастливым для России, а современники воспринимали это правление в качестве жеста доброй воли со стороны Бога. В  русскую традицию он входит в ореоле близкого к Богу человека, от которого высшая справедливость исходит. Хотя иностранные наблюдатели, в частности посол Речи Посполитой, Лев Сапега в своих записках так отзывается о нем: «Напрасно говорят, что у этого государя мало ума, у него его вообще нет…» О каком государе идет речь?

2. Именно он был «коноводом заговора», по словам Ключевского, против Лжедмитрия I, но заговор был раскрыт, и уже будучи приговоренным к смертной казни, он падает на колени и просит своего палача обратиться к царю Дмитрию Ивановичу о помиловании, после чего он был прощен, и даже после ссылки был введен в Боярскую Думу. О ком идет речь?

3. Этот воевода, был приближенный Бориса Годунова, при котором он сделал блестящую карьеру. Но после смерти Годунова он возглавил заговор против его сына, в пользу Лжедмитрия, после чего стал его доверенным лицом и главой Стрелецкого приказа. О каком военачальнике, о котором Н. И. Костомаров писал, что был «умным, расторопным, храбрым, знавшим ратное дело и умевшим держать в повиновении подчиненных» идет речь?

4. «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует»

В чем состоит историческая неправда в приведенных выше строчках из произведения А.С. Пушкина «Борис Годунов»?

5. «И позволил есми яз… целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны…» Из какого документа приведена эта цитата?

6. Объедините одним событием все перечисленные фамилии:

Г. Сумбулов, П.Ляпунов, И.Пашков, А.А. Телятевский, Г. Шеховской

7. Как вы думаете, какой исторической личности принадлежит данная характеристика:

«На престоле московских государей он был небывалым явлением… Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям… со всеми обращался просто. Обходительно, не по-царски… Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе…»

8. Объясните принцип,  на основе которого составлен этот логический ряд. Выделите лишнюю фамилию и объясните, почему это имя лишнее.

Прокопий Ляпунов, Захар Ляпунов, князь Туренин, патриарх Гермоген

9. Во время осады г. Смоленска в тылу врага развернулась партизанская война смоленских крестьян. Укрываясь в лесах, они оказывали огромную помощь осажденному гарнизону. Назовите имя русского полководца, который направил в смоленские леса 30 ратных людей с задачей формирования из крестьян партизанских отрядов и дезорганизации тыла противника. 

10. Именно он ответил решительным отказом и угрозой анафематствования на требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда. Он также открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. Назовите имя человека, который будучи уже в  заточении, обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру».

11. Объясните принцип,  на основе которого составлен этот логический ряд:

И. Заруцкий, Д. Трубецкой, М. Салтыков, Р.Рожинский, Я.Сапега  

12. Избрание русским царем королевича Владислава не принесло ни долгожданного мира, ни спокойствия. На борьбу с поляками начали подниматься города, уже в феврале 1611 г. из разных концов России русские отряды двинулись к Москве, а 19 марта столица восстала против интервентов. Ситуация у поляков была критическая, но один из членов Семибоярщины, полностью связавший судьбу с ориентацией на дружбу с Сигизмундом, первым поджог свой городской дом, а поскольку город был деревянный пожар быстро начал набирать силу, поляки начали поджигать другие районы и уже восставшим москвичам было не борьбы с поляками. Кто был этот боярин?

13. Какой орган 7 апреля 1612 года постановил именовать бывшее Московское государство Великой Российской державой?

14. По приведенным описанием, определите, о каких событиях идет речь:

1. « …Единственная цель: удержаться у власти ради удовлетворения своих прихотей и разгоревшегося честолюбия, исполнение роли "доброго царя", освобождение Юга России от податей на 10 лет, отмена "государевой десятинной пашни", издание указов о кабальных холопах и беглых крестьянах, составление «Сводного судебника»….

2. Улицы и площади Москвы покрылись трупами и умирающими москвичами. Большая часть домов была предана огню. Многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены. Патриарх Гермоген был заключен в Чудов монастырь. Но на помощь москвичам поспешили ополченцы, которые встретили врагов на Сретенке, отразили их и прогнали в Китай-горо

15.

Где ты, славянов храбрых сила!
Проснись, восстань, российска мочь!
Москва в плену, Москва уныла,

Как мрачная осення ночь…
Уже гремят в полях кольчуги;
Далече пыль встает столбом;
Идут России верны слуги;
Несет их вождь, Пожарский, гром!

Кто является автором этих строк?

16. Этот город в годы смуты стал единственным центром русской торговли с Западом, поскольку северо-западные города оказались отрезанными от Русского государства военными событиями. Именно в нем правительством Второго ополчения был организован денежный двор и выпуск собственных монет, а городские купцы принимали деятельное участие в создании материальной базы ополчения. О каком городе идет речь?  

17. «Из подмосковного стана, от Заруцкого, приехали в Ярославль двое козаков – Обреска и Степан, у них уже были здесь соумышленники – Иван Доводчиков смолянин, смоленские стрельцы – Шанда с пятью товарищами да рязанец Семен Хвалов; последний жил на дворе у князя Пожарского, который кормил его и одевал...». О каком событии так пишет известный историк С.М Соловьев в одном из томов «Истории России с древнейших времен»?

18. Определите героя по его описанию:

«…красивый, умный и храбрый, в военном деле искусный человек, обладал также страшною энергией, которая не давала ему покоя, заставляла всегда рваться в первые ряды, отнимала у него умение дожидаться. Такие люди обыкновенно становятся народными вождями в смутные времена: истомленный, гнетомый нерешительным положением народ ждет первого сильного слова»

19. Объедините в одно событие все перечисленные понятия:

царская грамота от 30 ноября 1619 г., русский национальный герой, спасение Михаила Романова, Исуповское болото или с. Исупово.

20. Назовите этих русских историков, которые считаются знатоками Смуты на Руси.