Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

III Всероссийский конкурс «В книжной памяти мгновения войны…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Заяка на участие в Конкурсе

 СКАЧАТЬ

Положение о  конкурсе                                                                  

СКАЧАТЬ

Квитанция для оплаты оргвзноса                                         

СКАЧАТЬ

Инструкция по заполнению заявки                                             

 СКАЧАТЬ

Заявка на методическую копилку

СКАЧАТЬ

ПОЛОЖЕНИЕ

о III Всероссийском конкурсе

«В книжной памяти мгновения войны…»

Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям о Великой Отечественной войне.

В соответствии с Единым календарем массовых и методических мероприятий на 2016- 2017 г.г. Центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г. Оренбурга проводится III Всероссийский конкурс «В книжной памяти мгновения войны…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне (далее – Конкурс).

1. Цели и задачи Конкурса

1.1 Пропаганда патриотизма и любви к Родине через лучшие произведения художественной литературы.

1.2 Формирование бережного отношения к проблеме сохранения исторической памяти, славных традиций истории Отечества, уважения к боевым подвигам народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1.3 Развитие художественно-эстетических, творческих способностей у обучающихся и воспитанников;

1.4 Воспитание любви к литературе.

2. Учредители и организаторы

2.1 Всероссийский Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г. Оренбурга;

2.2 Организация и проведение Конкурса возлагается на творческий отдел ЦГМИ «Идея».

3. Участники Конкурса

3.1 В конкурсе принимают участие: учащиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, УДОД, расположенных на территории РФ, обучающиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, а также находящиеся на домашнем обучении.

3.2 Воспитанники ДОУ;

3.3 Педагоги всех образовательных учреждений.

4. Сроки проведения Конкурса

4.1  Конкурс проводится с  7.04. 2017 г. по 29.04.2017г.;

4.2  Подведение итогов конкурса со 02.05.17 г. – 11.05.17 г.;

4.3  Размещение итогов на сайте Центра  12.05.2017 года;

4.4  Рассылка наградного материала с 12.05.17 г. - 13.05.17 г.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРИЁМА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ –   29 АПРЕЛЯ 2017 г.

5. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по номинациям:

  • Творческая - рисунки, поделки (в электронном виде);
  • Литературная - эссе, сочинение, рассказ, письмо;
  • Мультимедийные издания – презентации, фильмы;

 на одну из представленных ниже тем:

- "Детство, опаленное войной" (работы, отражающие участие детей и подростков в сражениях и боевых действиях, работа в тылу, подвиги пионеров героев, судьбы ваших родственников);

- "Мы не знаем войны" (работы о значимости Великой победы для молодого поколения);

- "Письма с фронта" (работы о семейных реликвиях);

- "Великая Отечественная война в русской литературе 20 века" (работы, созданные по литературным произведениям о войне);

  • "Когда говорят пушки, музы не молчат" (видеоролик, аудиозапись) - видео-, аудиозапись прочтения стихотворения, законченного по смыслу отрывка поэмы или прозаического текста;
  • "Хорошей книге - достойную рекламу" - электронный рекламный ролик не более 1 минуты, представляющий вашу любимую книгу;
  • Интеллектуальная викторина - для учащихся 5-11 классов «О войне мы узнали из книг» (Приложение 1);
  • Кроссворд;
  • Социальный проект;
  • Социальный ролик;
  • Методические разработки для педагогов (уроков мужества, классных часов, линеек памяти, викторин и т.п.).

6. Критерии оценки конкурсной работы

6.1 Содержание, самостоятельность и выразительность работы;

6.2 Соответствие с основными требованиями к написанию и оформлению исследовательских работ, рефератов;

6.3 Соответствие теме Конкурса;

6.4 Оригинальность, нестандартность, новизна в подаче материала;

6.5 Творческий подход;

6.6 Чёткость авторской идеи и позиции;

6.7 Возрастное соответствие.

7. Требования к оформлению пакета документов:

7.1 Все работы присылаются ТОЛЬКО на электронный ящик Конкурса centrideia@mail.ru Работы, присланные на другие электронные адреса Центра к рассмотрению не принимаются;

7.2 Все файлы с работами подписываются (переименовываются) фамилиями участников, представляющих работы;

7.3 Работы, присланные на Конкурс не рецензируются;

7.4 Внимание! Работы, представленные на конкурс должны быть АВТОРСКИМИ. Организаторы конкурса не приветствуют плагиат. Авторские права на работы сохраняются за участниками конкурса. Оргкомитет конкурса имеет право без уведомления и без объяснения причин оставить без внимания работы участников, нарушивших положение конкурса;

7.5 Работы принимаются только в электронном виде;

7.6 Рисунки детей присылаются в виде сканированной копии или фотографии;

7.7 Поделки присылаются в виде фотографии;

7.8 К общему пакету работ от образовательного учреждения необходимо заполнить форму заявки (Приложение 3). Заявка присылается отдельным файлом в формате Microsoft Office Excel, заполненная строго по инструкции (Приложение №4);

7.9 Внимание!!!! Если от одного ОУ на конкурс предоставляют свои работы несколько участников, то заявка составляется ОБЩАЯ. Не надо на каждого участника заполнять отдельную заявку.

8. Подведение итогов Конкурса.

8.1 Итоги Конкурса подводятся со 02.05.17 г. – 11.05.17 г.;

8.2 Победители награждаются дипломами I, II, III степеней и всем участникам выдаются сертификаты.

8.3 Все дипломы и сертификаты за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка с 12.05.17 г. - 13.05.17 г.

8.4  О необходимости дипломов в печатном виде нужно сообщить об этом организаторам конкурса. Рассылка материала в печатном виде производится в течение одного месяца с момента подтверждения правильности заполнения материала. Без подтверждения правильности заполненного материала печатный вариант НЕ высылается.

9. Финансирование Конкурса

9.1 Финансирование Конкурса осуществляется за счёт организационных взносов участников. (Реквизиты на оплату Конкурса, приложение 2)

9.2 Организационный взнос составляет 95 рублей за участие одного человека в одной номинации с одной работой. В эту стоимость входит – диплом (сертификат) на участника по итогам конкурса + именная благодарность руководителю работы (при наличии руководителя) + именная благодарность организатору конкурса в ОУ (при наличии организатора) в ЭЛЕКТРОННОМ виде;

9.3 Подтверждающий документ об оплате оргвзноса обязателен. В любом виде. Без документа работы не принимаются. Фразы в виде: «Мы написали Вам смс», «Я оплатил в 9.00» и т.д. - не являются документом и не принимаются;

9.4 При оформлении коллективных работ необходимо учитывать следующее: если наградной материал по итогам конкурса будет необходим каждому участнику, то, соответственно, за каждого участника оплачивается оргвзнос и каждая фамилия заносится в заявку в список участников. Если же наградной материал необходим будет на коллектив, то оргвзнос оплачивается 95 рублей и в заявке ФИО участников не перечисляются, а просто указывается примерно так: коллектив обучающихся (воспитанников, педагогов) и т.д.. Если же коллективная работа состоит из 2-3 участников и диплом необходим общий на всех, то ФИО участников перечисляются через запятую в одной строчке в заявке в списке участников.

9.5 Организационный взнос за наградной материал в печатном виде составляет  + 80 руб. за один документ. (Этот пункт только для тех, кому необходимо прислать наградной материал по Почте России)

9.6 Оплата от одного образовательного учреждения - участника производится ОДНИМ платежом. Не надо на каждого участника заполнять отдельную квитанцию. Не надо производить оплату за каждого участника отдельно, чтобы не переплачивать дополнительную комиссию. Оргвзнос производится одной общей суммой по количеству участников. (Если оргвзнос был оплачен, а появились еще желающие участвовать в конкурсе, необходимо просто доплатить оргвзнос и прислать вторым чеком);

9.7 Отсканированная квитанция об оплате организационного взноса вкладывается отдельным файлом в одном письме с заявкой и работами участников Конкурса.

9.8 Исправления в наградном материале при наличии ошибок. Если ошибка допущена по Вашей вине (в заявке), исправление наградного материала платное:

- 10 рублей за один исправленный документ, если ошибка в ФИО участника, названии работы, номинации или в ФИО руководителя.

- 15 рублей за одну исправленную заявку независимо от количества документов, если ошибка в названии образовательного учреждения.

- бесплатно, если ошибка допущена по нашей вине.

10. Программа поощрения

10.1 Педагогам и организаторам, привлекшим к участию в конкурсе более 10 участников (например: 1 работа – 1 участник) предоставляется право на БЕСПЛАТНОЕ опубликование одной своей работы в разделе «Методическая копилка» на сайте Всероссийского Центра гражданских и молодёжных инициатив «Идея» http://centrideia.ru/ с получением сертификата об опубликовании материала.

Чтобы опубликовать работу и получить сертификат Вам необходимо (этот пункт только для тех, кто представляет работу по программе поощрения)

1. Зарегистрироваться на сайте http://centrideia.ru/;

2. Самостоятельно добавить работу в раздел методическая копилка;

3. Заполнить форму заявки (приложение №5) и отправить её на наш электронный адрес centrideia@mail.ru

4. Если самостоятельно сделать все вышеуказанное у вас не получается, напишите нам на электронную почту и мы поможем.

ВНИМАНИЕ! КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ ПРИСЫЛАЮТСЯ ТОЛЬКО НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС КООРДИНАТОРА centrideia@mail.ru  ВАМ НЕ НАДО ДЛЯ ЭТОГО РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА НАШЕМ САЙТЕ. ВАМ НЕ НАДО ДОБАВЛЯТЬ СВОИ КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ НА САЙТ В РАЗДЕЛ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА.

Контактные телефоны -  88001002684 – звонки со всех регионов России бесплатные, раб. 8-3532-274621.

Координатор: Морозова Венера Ренатовна.

Приложение №1

Интеллектуальная викторина для 5-11 классов

«О войне мы узнали из книг»

1. Эта книга победила в литературном конкурсе Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Ее лауреатами становятся авторы произведений, в которых главный герой - личность, оставившая значительный след в истории нашего государства. Герои книги - советские дети, которые не по своей воле оказались на «передовой» одного из самых трагичных моментов российской истории. И написали о том, что они чувствовали и переживали в страшные дни 1941-1945 годов. Они писали свои дневники в холодных голодных квартирах и бомбоубежищах блокадного Ленинграда, под окриками надзирателей  концлагерей и после зверских истязаний, в разбомбленном Сталинграде, оккупированной Западной Украине, где на из глазах уничтожали десятки тысяч людей, с передовой, из тыла, из Германии, куда их угоняли на работы и гноили в шахтах. Для журналистов «АиФ», разыскавших эти дневники по всей стране и собравших их под одной обложкой впервые за 70 лет со дня Великой Победы, все эти мальчики и девочки - личности! Уже потому, что они выживали в этих страшных событиях, заботились о своих близких, верили в победу. И полученная премия Александра Невского - достойная дань памяти маленьких героев той большой войны. Как называется книга?

2. В этом произведении автор рассказал о том, что испытал на войне он сам. В  1941 году под Москвой, зажав в руке наган, поблескивая кубарями (ни разу не позволил себе их снять, носил как на показ), повел верящих в него людей в неравный бой. Они вышли к регулярным войскам, и тогда заменили ему кубари на погоны. О пережитом и рассказывает его повесть. Ее содержанием стала судьба 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за 5 дней ноября 1941 года. Прав был В.Астафьев, говоря: «.......» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой». Назовите повесть и ее автора.

3. В течение многих лет чтение этой книги на иврите было обязательным для слушателей офицерских курсов армии обороны Израиля, в Финляндии ее изучали курсанты Военной академии. Кубинский революционер, команданте Че Гевара называл эту повесть своей настольной книгой и постоянно носил в полевой командирской сумке. Назовите автора и произведение. Почему много лет эта книга была настольным пособием для военных?

4. За время Великой Отечественной войны более тысячи писателей  и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: "Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться .....".  Чем смогли победить остальные писатели и поэты в этой схватке?

5. Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача "Священная война". Михаил Исаковский написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрел как поэт-песенник. Его перу принадлежат такие известные песни, как "Дан приказ ему на запад", "Летят перелетные птицы", "Враги сожгли родную хату", "Ой, туманы мои, растуманы", "В лесу прифронтовом". Как называют М.Исаковского в народе?

6. Повесть "Убиты под Москвой"  интересна не только содержанием, но и историей издания. Закончив писать, К.Д. Воробьев отправил повесть  в редакцию журнала и получил ответ, что война была отнюдь не такой, какой он ее представил. В заключение редактор назвал Воробьева "пустым холодильником». «В то время я был сравнительно молод, и такое кухонное сравнение привело меня в состояние столбнячьей оцепенелости,- говорил писатель. – Позже я узнал, что этот редактор на войне не был. Самое худшее для меня  было то, что я терял веру в свои писательские способности». И вот тут-то, когда никчемной и глупой представлялась вся прожитая жизнь, появился человек, который сказал: «Повесть мы решили напечатать в одном из ближайших номеров». Воробьев вспоминал: Я тогда позорно сконфузился, заплакал, стыдясь и пряча глаза». Это произошло в 1963 году. Назовите имя человека, который помог Воробьеву найти своего читателя. В каком журнале она была впервые напечатана?

7. В основе сюжета повести Ю.Бондарева "Батальоны просят огня" лежит один из решающих этапов Великой Отечественной войны - форсирование советскими войсками Днепра. Два батальона брошены в гибельный прорыв на занятый немцами берег Днепра с целью отвлечь на себя силы противника и тем самым облегчить дивизии бросок на стратегический важный горд Днепров. Солдатам отдан приказ: держаться до последнего. Это самое первое и самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических криков: "Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая Родина!" - а была только голая правда о войне. О чем же эта повесть?

8. Действие романа основано на истинных событиях, происходивших в оккупированной Польше во время Второй мировой войны. Немецкий промышленник, начальник концентрационного лагеря в одиночку спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Фильм, снятый Стивеном Спилбергом в 1993году, по роману этого писателя стал одним из самых значительных произведений кинематографа. Картина удостоена 7 премий "Оскар". Назовите автора и его произведение. Как называется картина, снятая по его книге?

9. В романе М.Шолохова "Они сражались за Родину" многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей - шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине. По-разному эти люди самых мирных профессий переживали непростое время, которое невольно заставило их стать солдатами, защитниками своей Родины и своего дома. Герой впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его "затосковала". Он говорит с колосом: "Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет, - как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал". Кто из героев так переживал ужасы войны?

10. Повесть стала первым "мирным подвигом" автора. Произведение написано на русском языке. Изначально она называлась "Зеленые призраки". Но редакция журнала "Знамя" в 1946 году напечатала ее под другим названием, под которым оно и стало знаменитым. Произведение после личного одобрения И.В. Сталина получило Сталинскую премию. Повесть выдержала более пятидесяти изданий и переиздана более чем на 20 языков. В 1949 и 2002 годах была экранизирована. О какой повести идет речь? Кто ее автор?

11. Повесть "На войне как на войне" В.Курочкина - это описание одного танкового похода 1 Украинского фронта в декабре 1943 года. Дорога, путь – вот основа сюжета и "нить судьбы" главного героя. Становление Сани Малешкина как командира происходит в 3 дня: 24 декабря полк наконец-то перешел в наступление, 26 декабря – первый бой Сани, а вечером этого же дня Малешкин убит. Он стал-таки настоящим командиром. Сбылась и заветная мечта: его представили к званию Героя Советского Союза, а членов экипажа - к боевым наградам. "Но... на войне как на войне: смерть -обычное дело, и - спустя 2 часа после боя - гвардии младший лейтенант Малешкин, не успев еще привыкнуть к своему званию Героя, так и не поносив золотую звездочку, погиб…».  Как погиб Саня?

 12. Одна из повестей К.Д. Воробьева о Великой Отечественной войне именно так и называется. Но, как замечает критика, так можно было бы озаглавить все его творчество о войне. Все его произведения - идущий сквозь разделяющее нас время, незатухающий крик боли, отчаяния, страдания. И слова, даже произнесенные шепотом, разрастаются до крика, слышимого на расстоянии более чем в 70 лет. Как называется повесть?

13. У войны не женское лицо. Но... война переворачивает все с ног на голову. Перед Вами отрывки из стихотворений о женщинах на войне. Назовите стихотворение и его автора.

1. На носилках, около сарая,
На краю отбитого села

Санитарка шепчет, умирая:
 - Я ещё, ребята, не жила…

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…

 

2. Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

 

3. Они для жизни, для победы – всё отдали,
На ратный бой мужчин Вы вдохновляли.
На фронте, в партизанах воевали,
В тылу трудились, фронту помогали.
Своё под пули сердце подставляли,
Собой детей своих Вы защищали.
Из поля-брани раненных носили,
И поцелуй последний им дарили.
Во фронтовых госпиталях ночей не досыпали,
Себя Вы не щадили, раненных спасали.

4. Так вот какая бабушка!
А Вовка и не знал:
Спасён от смерти бабушкой
Вот этот генерал.

И все в отряде знали
Настёну Черемных.
Разведчицей отважной
Слыла она у них.

 

14.  О своём произведении автор сказал так: "В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя - это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба". Кто автор этих строк? Как называется это произведение?

15.  "Не так уж много на свете мальчиков, по имени которых названы целые улицы. И потому мы оба разом остановились на перекрестке, когда случайно прочли то, что написано на табличке, прибитой к стене углового дома...

Человек в гимнастерке поднял свое загорелое лицо, сделал опять какой-то знак птицам и в клетках мигом затихло.

- Зовется бывшая Крестьянская, а в настоящее время и во веки веков - улица Володи Дубинина, - глухим, но внятным голосом произнес он.

- А кто это - Володя Дубинин? Чем он заслужил такую честь?

- Заслужил, - строго сказал птицелов. - Уж он-то заслужил."

Чем заслужил такую честь Володя Дубинин в повести Л.Кассиля "Улица младшего сына"?

16. Не мало снято фильмов по книгам о войне. Напишите как называется фильм, кадр из которого представлен ниже, его литературный источник и автора произведения.

                                                               

17. Занесенный в графу 

С аккуратностью чисто немецкой, 
Он на складе лежал 
Среди обуви взрослой и детской. 
Его номер по книге: 
"Три тысячи двести девятый". 

Как попал он сюда, в этот склад, 
В этот список проклятый, 
Под порядковый номер 
"Три тысячи двести девятый"? 
Неужели другой не нашлось 
В целом мире дороги, 
Кроме той, по которой 
Пришли эти детские ноги 
В это страшное место, 
Где вешали, жгли и пытали, 
А потом хладнокровно 
Одежду убитых считали? 
Здесь на всех языках 
О спасенье пытались молиться....

Что скрывается под порядковым номером 3209 в стихотворении С.Михалкова?

18. "Нет, я, наверно, никогда не забуду эту ужасную осень, - сказал папа, - как невесело, неуютно тогда было в Москве... Война, фашисты рвутся к городу. Холодно, голодно, взрослые все ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно... Ну, все понятно, не правда ли? Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было, и, главное, я тогда очень быстро рос, тянулся кверху, и мне все время ужасно есть хотелось. Мне совершенно не хватало еды. Я всегда просил хлеба у родителей, но у них не было лишнего, и они мне отдавали свой, а мне и этого не хватало. И я ложился спать голодный, и во сне я видел хлеб. Да что... У всех так было. История известная. Писано-переписано, читано-перечитано...
И вот однажды иду я по маленькому переулку, недалеко от нашего дома, и вдруг вижу - стоит здоровенный грузовик, доверху заваленный арбузами. <...>

Я оглянулся, а ко мне бежит этот мой рабочий, который беззубый, и у него в руках разбитый арбуз. Он говорит: "На-ка, милый, арбуз-то, тащи, дома поешь!" И я не успел оглянуться, а он уже сунул мне арбуз и бежит на свое место, дальше разгружать. <...> Мы с Валькой отрезали большущие кусищи, во всю ширину арбуза, и когда кусали, то края арбузных ломтей задевали нас за уши, и уши у нас были мокрые, и с них капал розовый арбузный сок. И животы у нас с Валькой надулись и тоже стали похожи на арбузы. Если по такому животу щелкнуть пальцем, звон пойдет знаешь какой! Как от барабана. И об одном только мы жалели, что у нас нет хлеба, а то бы мы еще лучше наелись. Да...

Папа отвернулся и стал смотреть в окно.

- А потом еще хуже - завернула осень, - сказал он, - стало совсем холодно, с неба сыпал зимний, сухой и меленький снег, и его тут же сдувало сухим и острым ветром. И еды у нас стало совсем мало, и фашисты все шли и шли к Москве, и я все время был голодный. И теперь мне снился не только хлеб. Мне еще снились и арбузы. <...> И я позвал Вальку и сказал ему: "Пойдем, Валька, сходим в тот арбузный переулок, может быть, там опять арбузы разгружают, и, может быть, опять один упадет, и, может быть, нам его опять подарят".
            И мы закутались с ним в какие-то бабушкины платки, потому что холодюга был страшный, и пошли в арбузный переулок. На улице был серый день, людей было мало, и в Москве тихо было, не то что сейчас. В арбузном переулке и вовсе никого не было, и мы стали против магазинных дверей и ждем, когда же придет грузовик с арбузами. И уже стало совсем темнеть, а он все не приезжал. Я сказал: "Наверно, завтра приедет..." "Да, - сказал Валька, - наверно, завтра". И мы поили с ним домой. А назавтра снова пошли в переулок, и снова напрасно. И мы каждый день так ходили и ждали, но грузовик не приехал...".

Назовите имя писателя и его рассказ, в котором он повествует о военном детстве своего героя.

19. Эта песня знаменитого поэта нашего современника была в репертуаре Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии под управлением А.Александрова. Во время гастролей в Лондоне незадолго до начала концерта выяснилось, что местные власти запретили включать в программу эту песню. Руководитель ансамбля потребовал объяснений. Оказалось, что исполнение этой песни рассматривалось в Великобритании как акт вмешательства во внутренние дела страны. Артисты ансамбля выразили протест и добились отмены запрета. Да и советские чиновники посчитали, что само стихотворение, лежащее в основе этой песни, лишено патриотизма и не способствует укреплению боевого духа солдат. Спустя несколько лет, когда политический курс в стране поменялся, она стала очень популярной и в СССР и за рубежом. Назовите песню и кто автор ее стихов.

20. Известный герой сказки А.Гайдара, входящей в повесть "Военная тайна", Мальчиш-Кибальчиш, маленький мальчик с душой настоящего командира, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им, погибает, замученный врагом. Жертвенность судьбы Мальчиша-Кибальчиша для автора неизбежна. Аркадий Гайдар в самом начале работы над повестью писал: "Мне легко писать эту теплую и хорошую повесть. Но никто не знает, как мне жаль Мальчиша. Как мне до боли жаль, что он в конце погибает. И я ничего не могу изменить". Как Вы думаете, можно ли было оставить героя живым и почему сам автор-"создатель" Мальчиша-Кибальчиша ничего не может изменить?