тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

Новости

17.02.2015 г.
Уважаемые коллеги! Все заявки, все вопросы по всем конкурсам (не олимпиадам) присылать ТОЛЬКО на...
13.02.2015 г.
Уважаемые участники. Если вы пишете нам на почту какой-то вопрос, то тема письма должна быть "...

Подписка

 

Уважаемые коллеги и участники. Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных положений конкурсов, викторин и олимпиад 

ПОДПИСАТЬСЯ

 

 
 

II Всероссийский конкурс «Перелистывая школьные страницы…»

Мищенко П. ученица 11 класса  МКОУ Андреевская СОШ им. Героя Советского Союза Г. А. Приходько Баганского района Новосибирской области. Номинация: Сочинение.

 
Школьные годы чудесные,
С книгою, дружбою, песнею.
Как они быстро летят,
их не воротишь назад.
Я вспоминаю свой первый сентябрьский денёк, мы первоклассники робко входили в здание школы. Какое-то неведомое чувство овладевало нами. Что-то неожиданное, неизвестное, таинственное подстерегало нас. Лично мне очень хотелось в школу ещё тогда, когда я ходила в детский сад, потому что мама и папа работали в школе учителями. По вечерам они рассказывали о своих «детках», об их успехах и курьёзных случаях, всегда читали мне книжки. А я мечтала, что у меня будет свой новенький портфель и школьная форма, и как прилежно я буду учиться читать и писать.
Я считала дни до этого момента, и вот настал долгожданный час. Ночь прошла неспокойно: я боялась, что мы проспим, опоздаем на торжественную линейку, не дай Бог, завянут цветы, срезанные в букет и поставленные в воду. Но ничего плохого не случилось. Утром меня во всём новом с большим букетом цветов мама вела за руку в школу, приговаривая: «Вот ты и первоклассница, ученица!» Мне было очень интересно увидеть всё своими глазами. В то время школа была для меня тем, чем для передовиков выставка достижений народного хозяйства.
На линейку, которая проходила на красивом, утопающем от цветов, школьном дворе, под музыку школьного вальса нас вывели выпускники, сделав почётный круг и передав нас нашей первой учительнице Галине Ивановне. Мы слушали поздравления учителей, родителей, наказ выпускников, затем мы, с гулко бьющимся сердцем, даём обещания – хорошо учиться, не лениться. И вот он первый звонок на свой первый урок – даю его я!!!
Для меня этот первый школьный день был праздником. Наша первая учительница Ростова Галина Ивановна, приветливо улыбаясь, проводила нас в класс, мы робко шли за нею, а она нас подбадривала и даже смешила. Затем рассадила нас за парты и сказала, чем мы будем заниматься в школе – читать, писать и считать. А мы подарили ей букеты цветов. Так закончился первый праздничный день, и наступили трудовые будни с нашей Галиной Ивановной, о которой мы с любовью вспоминаем. Эта наша вторая мама, такая родная, знакомая, строгая, справедливая и внимательная. С первых дней обучения Галина Ивановна зачитала нам правила для учащихся и строки из стихотворения Маршака, которые я надолго запомнила.
«…Парта это не кровать,
И нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит - надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь,
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними».
Галина Ивановна учила нас не пасовать, не бояться трудностей всегда приговаривала, что «без труда – не вынешь рыбку из пруда». Она научила нас читать и писать. Я могла уже написать записку маме, если шла в школу на кружок или к бабушке. А ещё я никогда не забуду глаза моей мамы и папы, когда я вслух прочла небольшую заметку в районной газете, они улыбались и гордились моими успехами. Незабываемыми были для меня наши первые школьные праздники: «Бал осени» с цветами, поделками из овощей. «Новогодний утренник» - я в костюме «Буратино» с «золотым ключиком», который все хотели подержать; Первая вахта памяти у Обелиска погибшим воинам-землякам, где отстаивая свои минуты, мы боялись моргнуть, и сердце бешено колотилось, ведь на нас смотрело всё село!
Какими большими нам казались ступеньки второго этажа школы, которые мы сейчас не замечаем. Мы снизу вверх смотрели на старшеклассников, которые нам казались дядями и тётями. Учитель литературы и русского языка Светлана Александровна Шевела была для нас такой высокой. Теперь мы с ней равны по росту и любим её за прекрасные уроки литературы за серьёзность в меру, за остроумные шутки и весёлый заразительный смех. Вся школа обожала уроки физкультуры Мищенко Евгения Николаевича, да это мой папа, которого я ревновала к другим ученикам. Я думаю наши учителя самые умные, самые красивые, добрые, смелые и справедливые. Они старались не только дать нам знания, но и сделать школьную жизнь радостной. Интересной. Не забыть тех кружков, на которых нас учили танцевать, рисовать, шить, вязать, петь. Спортом можно было заниматься до самого вечера, потому, спортивные секции были самые наполняемые. Незабываемые Дни Здоровья, которые были такие разные в зависимости от времени года. Ну, а самым значимым для меня был клуб интеллектуальных игр, который я посещала с 4 класса. Наш бессменный руководитель Людмила Леонидовна Симоненко жизнерадостная, энергичная, очень живая и мобильная. Она нас научила логически и креативно мыслить. Возила нас в другие школы на товарищеские встречи интеллектуалов, чтобы мы были коммуникабельны, толерантны, умели дружить. Наша команда «Юность» в ежегодном районном рейтинге интеллектуальных команд - одна из лучших. Да, нам есть чем гордиться, ведь и в областных играх АМКИР «Хрустальная сова» мы не только входили в десятку сильнейших, но и неоднократно занимали призовые места.
Действительно, школьные годы – самые чудесные, счастливая пора. Как жаль, что детство уходит от нас навсегда. Мы не забыли первый класс, и до сих пор в душе у нас первый ласковый и добрый учитель. И первый сентябрьский денёк, и первый наш школьный звонок, у которого особая ответственная роль. Строгий и настойчивый, он приглашает нас на урок. Звонок весёлый и долгожданный - открывает перемену. Последний звонок проводит нас выпускников во взрослую жизнь.
 
 
Казанцев А.  ученик 2 класса МБОУ "Лицей г. Шатуры" Шатурского МР Московской области. Номинация: Литературная "Пишу о школе я стихи". Руководитель: Чернышева И.С.
 
* * *
На небесах всё реже просинь,
Таков закон природы на века –
За летом тихо наступает осень,
И значит, мне в лицей пора!
Я здесь учусь, здесь всё моё –
Любимый класс, мои друзья,
Ирина Сергеевна встречает – 
Учительница первая моя!
И мама за руку опять ведет,
И сердце отчего-то замирает,
Как год назад, как в 1 класс,
Лицей нас вместе собирает.
 
 
 
Мельникова М. ученица 2 класса  МБОУ "Лицей г. Шатуры" Шатурского МР Московской области. Номинация: Творческая. Руководитель: Чернышева И.С.
 
 
 
 
Отрохова А., Гайнов Д. ученик  11 класса МБОУ "СОШ №2 им А. Г. Малышкина" р.п. Мокшан Пензенской области.  Номинация, Литературная. Руководитель: Преснякова С.Г.
 
 
 
Петрова Н.М., Добротворская А.С., Черемухина И.В., педагоги ГБОУ "Нижнекамская школа-интернат для детей с ОВЗ" Республики Татарстан. Номинация: Мультимедийные издания. 
 
 
 
Решетникова Е. ученица 8 класса МАОУ "Гимназия №41" г. Новоуральска Свердловской области. Номинация: Мультимедийные издания. Руководитель: Лигостаева А.К.
 
 
 
Коллектив 3 класса МКОУ "ООШ с. Псемен" Урупского района Карачаево-Черкесской Республики. Номинация: Социальный ролик. Руководитель: Золотарева А.Н.
 
 
 
Витвицкий Р. ученик 3 класса. МБОУ СОШ г. Мытищи Московской области. Номинация: Школьная символика. "Герб класса". Руководитель: Зыкова М.В.
 
 
 
Бойченко Е. МБОУ "СОШ № 2 им А. Г. Малышкина" р.п. Мокшан Пензенской области. Номинация: Школьная символика. Руководитель: Сазовова О.О.
 
 
 
Приданникова О.Г. МАОУ "СОШ №1" г.Соликамска Пермского края. Номинация: "Открывает нам двери школа". 
 

 Смотреть работу

 
Башкирова А. ученица 8 класса О.Г. МАОУ "СОШ №1" г.Соликамска Пермского края. Номинация: "Из жизни школы". Руководитель: Приданникова О.Г.
 
 
 
Новикова П. ученица 8 класса МКОУ "СОШ № 2" г. Нефтекумска Ставропольского края. Номинация: "Отсюда начинается полет". Руководитель: Лисина Н.А.
 
 
 
Садриева Р. ученица 8 класса МОБУ ООШ д. Шавъяды Балтачевского района Республики Башкортостан. Номинация: "Отсюда начинается полет". Руководитель: Галлямова Г.А.
 
 
 
 
Харрасова А. ученица 9 класса МБОУ "Башкирский лицей № 1" МР Учалинский район Республики Башкортостан. Номинация: "Из жизни школы"
 
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит «школа»!
Л.А. Арсенова
 
Что же такое школа? Школа - это учебное заведение для получения общего образования, школа - это место, где нас готовят к взрослой жизни, школа – это наш второй дом.
В наше время очень важно иметь образование. То, как мы будем жить в будущем, наша будущая работа, все наше будущее зависит от качества образования. Мы – то поколение, на котором лежит будущее всей нашей огромной страны, и, конечно же, огромное значение имеет то, насколько это поколение образовано. Согласитесь, говорить с умным и начитанным человеком очень интересно и познавательно. Такие люди, как правило, хороши во всем и успевают делать много дел одновременно. Образованный человек умеет ориентироваться в мире. Но мы не можем говорить, что образование дает власть. Знания, конечно же,- сила, но эта сила заключается в ином : оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Образованные люди знают очень много, но не смотря на это, они продолжают искать что – то новое и интересное, стараются узнать как можно больше, получают знания, читая книги, листая журналы, смотря телевизионные программы, сидя в Интернете, общаясь с окружающими. В результате воспитательного процесса является способность для дальнейшего образования. Образованных людей было не много, но умные люди были всегда. В этом, конечно, есть заслуга школ.
Каким же было образование раньше? Раньше все было совершенно иначе. До революции школы могли посещать лишь хорошо обеспеченные люди, а у бедных не было такой возможности. Бедняки не могли писать и читать письма, книги. Не могли, потому что не было на это денег. У них были свои заботы – работать, чтобы прокормить свою большую семью. Да и вообще школ было не так уж и много. Они находились очень далеко от многих деревень, и для того, чтобы добраться до образовательного учреждения, нужно было ехать несколько часов. Поэтому многим жителям приходилось покидать свои родные дома, для того, чтобы получить хоть какое – то образование.
А что же было после революции? После 1917 года все изменилось кардинально. Были организованы первые ЛИКБЕЗЫ. Теперь учиться мог каждый: и старики, и дети, и нищие, и обеспеченные. Для всего народа это был как глоток свежего воздуха, как лучик света. Теперь они могли узнать что- то новое, могли поделиться своими знаниями с окружающими. Учителей в то время очень уважали, смотрели на них как на Бога, так как у них был самый большой запас знаний. Но были, конечно же, и минусы. Например, учитель мог позволить себе ударить ученика, кинуть в него мелом или тряпкой, и не было никакого закона, который запрещал бы это делать. И продолжалось все это до поры, до времени. После 1930 годов, когда грамотных стало больше (более 80 % населения), учителей стали уважать куда меньше, потому что знания их были практически одинаковы.
Ну а дальше были лихие шестидесятые. Это было прекрасное время! Шестидесятые – это время, когда наши бабушки и дедушки были лишь в начальной школе, когда Юрий Гагарин сумел побывать в космосе и взглянуть на нашу голубую планету со стороны, время, когда только – только в продаже стали появляться черно – белые телевизоры, время, когда вся наша огромная страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны, когда на свете еще не было наших мам и пап, время, когда еще существовал Советский Союз…
В эти годы образование было совершенно иным, да и вообще, иным было все. Уроки в это прекрасное время длились всего по сорок минут, а в начальной школе дети учились с первого по третий классы. Основными предметами были арифметика, русский язык, чтение, физкультура, рисование и, конечно же, труд. Самая высокая оценка – пять, самая низкая – единица, ну, это так же как и сейчас. Так же была очень строгая дисциплина, не то что сейчас. Все ребята носили одну единую школьную форму: для девочек это аккуратное коричневое платье, сшитое из шерсти, и фартук. Для повседневной носки предназначался черный фартук, который в праздничные дни можно было заменить белым. Чтобы немного освежить внешний вид, на рукава пришивали манжеты белого цвета, использовали и белый воротничок. Их присутствие было обязательным как в праздничный, так и в обычный будничный день. Платье было довольно длинным, ниже колена. Какие-либо эксперименты с элементами платья, его длиной и фасоном запрещались. Администрация школы обычно строго наказывала модниц, осмелившихся нарушить общепринятые правила. Но зато с фартуком можно было экспериментировать сколько угодно. Допустим, одна девочка пришьет три оборочки, другая – кружева, третья по-своему оформит воротники и манжеты, а кто – то пришьет пуговицы нитками разного цвета. Все это выглядело очень забавно. Мальчишки тоже выглядели очень красиво и аккуратно. Школьная форма для мальчиков имела несколько обязательных элементов - это: фуражка, украшенная кокардой, гимнастерка, ремень с блестящей массивной пряжкой, белоснежная рубашка, и, конечно же, брюки. Гимнастерка и брюки были сшиты из серой шерстяной ткани. Такие изделия были не очень удобны в носке, так как быстро теряли свою форму. А после не очень аккуратной стирки или неудачной сушки они могли существенно увеличиться в размерах. Мальчикам также не позволялись эксперименты со своим внешним видом. Школьная форма СССР была обязательна для всех учащихся без исключений. Мало было просто носить школьную форму, учащийся всегда должен был аккуратно выглядеть. Допускалось появление в школе только в чистой и хорошо отглаженной одежде. Манжеты и накладной воротничок, являющиеся обязательным атрибутом формы для девочек, всегда должны быть чистыми. Приход в школу с грязными или плохо отглаженными манжетами мог обернуться сильнейшим позором. В чистоте должна была содержаться и обувь, несмотря на время года и удаленность дома от учебного заведения. Прическа школьника так же имела огромное значение. Для мальчиков обязательной была короткая стрижка. Девочки могли заплетать косы, используя черные или коричневые банты. В праздничный день можно было завязать белый бант. Другие цвета были под запретом, поэтому их было непросто найти в советских магазинах. Косы с бантами были для девочек обязательными, о какой-то другой прическе не могло быть и речи. Что касается канцелярии: тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был небольшой. Шариковых ручек тогда ещё не было, все писали чернилами, и у каждого была чернильница – непроливайка. На переменах ученики любили играть в «колечко», «испорченный телефон», «ручейки», фанты, «съедобное - несъедобное» и тому подобные игры. После школы, когда уроки сделаны, вся детвора собиралась во дворе. Тогда самой любимой игрой были прятки. Салочки, догонялки, казаки-разбойники – тоже доставляли массу удовольствия. Мальчишки часто гоняли во дворе футбол, девочки играли в скакалки, классики, прыгалки и во многое другое, все и не перечесть. К учителям относились достаточно уважительно.
А теперь предлагаю из путешествия по прошлому вернуться к настоящему. Как известно, в 1930 году был основан Учалинский район. А в 1963 году Президиум Верховного Совета РСФСР принял решение о создании на базе поселков Малые и Новые Учалы города Учалы. Таким образом, город Учалы ведет свою историю с февраля 1963 года. И первой школой, которую открыли здесь, была средняя общеобразовательная школа № 1. Но в 2011 году была проведена аккредитация, после чего она стала называться МБОУ Лицей №1. Двенадцатая школа была открыта в 1996 году. 22 июля 1997 года решением коллегии МНО РБ, на основании постановления главы администрации города Учалы и Учалинского района Худайбердина Р.А реорганизована в Башкирскую гимназию № 12, а в декабре 2001 года, после аккредитации, переименована в Башкирский лицей № 12. Директор нашего лицея - Зугура Имельбаевна Юсупова.
Ну а что же происходит сейчас? Предлагаю рассмотреть плюсы и минусы современных школ. Начну, пожалуй, с перечисления плюсов. Думаю, что самый большой плюс – это квалифицированные педагоги. Так же хорошо и то, что сумма школьных знаний достаточно многообразна, и это даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.
Далее о минусах: по – моему, школа навязывает определенное мировосприятие, угодное государству. Так же я считаю, что в школах дают достаточно много ненужной информации, которую дети забывают сразу же, выйдя из школы. Огромный минус, что уничтожена единая программа обучения. В каждой школе свои методики, свои требования, учебники, тетради. К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей. Могло ли это произойти и произойдёт ли? И если произойдет, будет ли соответствовать реалиям жизни? Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно школы в небольших городах, посёлках и сельские. Система школьных поборов «процветает» повсеместно. Школьные поборы напрямую с образованием не связаны, но сам факт наводит на определённые мысли. Ещё и ЕГЭ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕГЭ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям. В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка, его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Социальные отношения в классах несовершенны, «хорошие» ученики конфликтуют с «плохими» и наоборот. Так же, по моему мнению, огромный минус – это то, что учителей теперь стали меньше уважать, я бы даже сказала, вообще перестали уважать. Например, если раньше ученик получал плохую оценку, то родители ребенка или наказывали, или проводили беседу на эту тему. А что теперь? Теперь, если ребенок явится домой с плохой отметкой, то многие родители на следующий день явятся в школу, чтобы разобраться с этим «плохим» учителем. Так же мне вообще не нравится то, что профессия учителя одна из самых низкооплачиваемых. Так как моя мама - учитель, я понимаю, что задача учителя – это не только давать знания ребенку, заниматься с ним, а надо еще и работать с кучей документов, постоянно иметь работу с деньгами (столовая, внеклассные мероприятия), заполнять журналы, готовить ребенка к каким – либо конкурсам, принимать участия во многих мероприятиях, и каждый вечер, так же как и ученики, готовиться к завтрашним урокам. Еще одна проблема: молодых педагогов не много, так как не многие хотят проделывать так много работы за такую маленькую плату. Для примера приведу статистику – если раньше в педучилище брали каждого шестого абитуриента, то теперь берут почти всех, потому что желающих не много.
Так же по моему мнению программа обучения устарела, особенно хорошо это замечается на уроках информатики. Нас учат делать то, что мы уже прекрасно умеем. Это, например, делать таблицы, рисовать рисунки в Paint, писать списки и тому подобное. Я считаю, что эти проблемы надо решать, и как можно скорее.
Как по вашему мнению должна выглядеть идеальная школа? Начнем, пожалуй, с учителей – все они будут высококвалифицированные хорошие люди, любящие и понимающие детей, которым нравится то, чем они занимаются. Так же было бы не плохо, если бы за их работу платили соответствующую заработную плату. По моему мнению, хорошие учителя должны быть наделены такими качествами, как: сострадание, этика, уважение, терпение, умение выслушать каждого, руководство, энтузиазм, и, было бы не плохо, если б люди, учащие нас, были творческими людьми с хорошим воображением.
Далее – количество учеников в классе намного меньше, это не двадцать – двадцать пять учеников, а, допустим, пятнадцать. В таком случае у учителя будет возможность подойти к каждому ученику и поработать с ним индивидуально. Следующее, что обязательно должно быть в идеальной школе – это качественная мебель различных цветов: от нежных пастельных тонов до сочных и ярких цветов. Это поднимало бы настроение и учителям, и ученикам. Следующее, что я хотела бы изменить – это столовая. Идеальная столовая должна выглядеть так : большое количество вкусной еды на любой вкус, дети сидят за отдельными столиками, где могут поместиться пять - шесть человек, каждый день дают маленькую плитку шоколада, потому что шоколад поднимает настроение, а у многих, особенно в дождливые дни, плохое самочувствие.
Так же бы просто замечательно, если бы наша система образования была похожа на финское. Это, во-первых, равенство школ - нет ни элитных, ни «слабеньких», все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Во – вторых, равенство предметов - углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Нельзя считать, что математика важнее, к примеру, искусства. В- третьих, равенство родителей - вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены. Все это учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. В – четвертых – учеников - нет «плохих» и «хороших». В – пятых – учителей. Нет «любимых» или «ненавистных грымз», в – шестых - равенство прав взрослого, это, допустим учителя или родителя, и ребенка. Следующее, что мне очень нравится в финском образовании - это бесплатность. Обеды, экскурсии, музеи, вся внеклассная деятельность, учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники – все это бесплатно. Следующий очень важный момент - финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
Следующее, что привлекло мое внимание – это то, что территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует, дети не обязательно сидят за партами-столами, могут разместиться и на полу (ковре), форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме, в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках, домашнее задание задают редко, обучение «у доски» не применяется.
И в заключение я хотела бы процитировать Адольфа Дистервега : «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании».
 
Огородникова Т.Л. МОКУ "ООШ с.Пустоши" Оричевского района Кировской области. Номинация: "Отсюда начинается полет". Руководитель: Чикишева В.Ю.
 
 
 
Ливадний Р. ученик 8 класса МБОУ " СОШ № 2" Андроповского района Ставропольского края. Номинация: "Отсюда начинается полет". Руководитель: Передрий О.А.
 
 
 
Малышева А. ученица 11 класса МБОУ " СОШ № 2" Андроповского района Ставропольского края. Номинация: "Пишу о школе я стихи". Руководитель: Передрий О.А.
 
 
 
Турмышова О.А. МБОУ "Мало-Шелемишевская СОШ" Скопинского района Рязанской области. Номинация: Мультимедийные издания.
 
 
 
Шрейдер Л. ученик 11 класса  МБОУ "СОШ № 13" г. Усолье-Сибирское Иркутской области. Номинация: "Из жизни школы". Руководитель: Тыщенко Л.О.
 
 
 
 
Кожина У. Филиал МБОУ "Первомайская СОШ" в с. Хобот-Богоявленское Тамбовской области. Номинация: "Отсюда начинается полет". Руководитель: Воробьева О.И.
 
 
 
 
 
Швецова Р.В. МБОУ "Осинская СОШ № 1 им. Героя РФ В.П. Брюхова" Пермского края. Номинация: Социальный ролик.
 
 
 
Асмеева А. МБОУ "СОШ д.Три Ключа МР Шаранский район Республики Башкортостан". Номинация: "Отсюда начинается полет". Руководитель: Акбулатова Э.А.
 
 
 
МКОУ "ООШ с. Псемен" Урупского района Карачаево-Черкесской Республики. Номинация: Социальный ролик. Руководитель: Золотарева А.Н.