Проект «Военный Бердск. Бердск – героический»
МАДОУ ЦРР № 2 "Дельфин" г. Бердск Новосибирская область
Проект «Военный Бердск. Бердск – героический»
Панкова Нина Ивановна
Пояснительная записка
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает - воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Патриотизм – отличительная черта русского национального характера, сформированная на протяжении многих исторических периодов. Но в современном обществе отмечается тенденция ее утраты. Это отражается в незнании гражданами истории родной страны и своей семьи, невнимании к людям старшего возраста.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству… Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание, формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств занимают в образовательной деятельности ДОО важное место.
В рамках 300-летия города Бердска на основании Программы развития МАДОУ ЦРР № 2 «Дельфин» в целях формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с прошлым и настоящим родного города. В детском саду утвержден и реализуется проект «Экскурсия по городу.
В ходе проекта определены несколько направлений, одним из направлений является подпроект группы «Непоседы» - «ВОЕННЫЙ БЕРДСК. БЕРДСК – ГЕРОИЧЕСКИЙ»
Он направлен, в первую очередь, на укрепление семейных ценностей и связь поколений. Для детей большое значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, поэтому важно рассказать им о конкретных фактах из жизни старших членов семьи – прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны - бердчан, их фронтовых и трудовых подвигах.
Актуальность и новизна проекта заключается в том, что дошкольники не просто слушатели и зрители, а активные его участники.На встречах с ветеранами они старались понять и почувствовать то, что пережили участники войны. По сохранившимся семейным фотографиям и воспоминаниям ветеранов воспитанники узнавали о подвигах своих прадедов. Рассматривая фотографии, посещая памятные места родного города, вместе с родителями они систематизировали материал и оформляли его в виде презентаций, открыток, видеороликов.
Информационная карта проекта
Организация: МАДОУ ЦРР №2 «Дельфин».
Автор проекта: воспитатель Панкова Н.И.
Вид, тип проекта:
• по составу участников – групповой (дети, родители, педагог, специалисты детского сада);
• по целевой установке: информационно - творческий, исследовательский (участники проекта собирают информацию, реализуют её, результаты оформляют в виде творческих выставок, макета, презентации видео роликов).
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, специалисты детского сада, родители.
Цель проекта:
воспитание у детей патриотизма, нравственных качеств (сочувствие, сострадание, любовь к ближнему).Уважение к истории родного края и страны, чувства гордости за ее героическое прошлое; чувства любви и гордости к родному краю, к своему городу.
Задачи проекта:
• расширить знания детей о событиях,происходящих в родном городе Бердске в годы ВОВ и подвигах ее героев;
• сформировать представление о нравственных и волевых качествах героев ВОВ, желание быть похожими на них;
• воспитать уважение к ветеранам ВОВ и тыла как к уважаемым членам общества;
• сформировать у детей представление о профессии военного, чувство благодарности к защитникам Родины;
• создать игровые ситуации по теме проекта;
• активизировать интерес к истории ВОВ.
• расширить кругозор, обогатить словарный запас, активизировать внимание и память;
• развить логическое мышление, воображение, исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения;
• расширить развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО.
Ожидаемые результаты:
Данный проект позволит
• воспитывать свободную, творческую личность, осознающую свои корни;
• дети узнают исторические факты о близких им людях, родном городе, о важности сохранения исторических памятников для последующих поколений;
• познакомятся с героическими личностями - бердчанами;
• узнают о значении музея в жизни людей;
• у детей сформируется чувство гордости за свой город, желание знать его историю, сохранить его чистым и красивым.
Особое внимание было уделено взаимодействию в системе «родители – дети – детский сад». В задачу педагога входило заинтересовать родителей темой проекта, привлечь их к активному участию в нем. Для этого им было предложено:
• принять активное участие в сборе познавательного материала об истории города в годы ВОВ, о достопримечательностях и памятниках архитектуры.
• подобрать материал (фотографии, информацию) о своих родственниках – бердчанах, принимавших участие в ВОВ, тружеников тыла;
• вместе с детьми смотреть фильмы о войне;
• посетить с детьми выставку «Бердск - военные годы» в городском музее;
• стать участниками акции «Бессмертный полк» в городе Бердске.
• посетить с детьми памятные места родного города.
• наглядно оформить собранный материал;
Проект составлен с учетом основных положений ФГОС ДО:
• разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
• построение педагогического процесса на основе интеграции содержания образовательных областей;
• гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей;
• развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
• организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;
соблюдение права выбора ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
Планируемая деятельность:
1. Презентация для детей «Памятники нашего города» с использованием ИКТ.
2. Беседа с детьми о родном городе, беседы на темы: «Герои нашего времени», «Что для нас значит слово “патриот”?», «Воспоминание о войне», «Родина и ее защитники» и занятия по изучению гимна, флага и гербов России и Бердска
3. Встреча воспитанников с полковником запаса Военно-Воздушных сил-Кокодеевым Ю. М., тема «Бессмертный полк».
4. Презентация «Мемориал Славы г.Бердска».
5. Мой прадедушка- бердчанин, герой, участник ВОВ.
6. Фотоотчет «Памятник Защитникам Отечества».
7. Презентация Герой города Бердска.
Результаты проекта.
Воспитанники:
-дети знают название города, его герб, имеют сведения о его возникновении, называют основные реки- Обь,Бердь,Гумёнка;
-имеют понятие о деятельности музея и его значении для людей;
-используют имеющиеся знания в самостоятельной деятельности;
-дети расширили знания об истории страны, родного края и города, узнали, как жили предки в их семьях, как проявили себя во время ВОВ.
-охотно рассказывали о героических подвигах земляков, научились узнавать героев по фотографиям.
Родители:
-стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях;
-начали проявлять больше интереса к образовательно -воспитательному процессу;
-повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного города.
Педагоги:
- разработанапрезентация проекта.
- оформлены выставки в стенах группы «ВОЕННЫЙ БЕРДСК. БЕРДСК – ГЕРОИЧЕСКИЙ».
Проект послужил объединению, сплочению всех его участников вокруг одной цели – сохранить опыт героического прошлого людей нашей страны для потомков, что играет большую роль в формировании мира и согласия среди людей.
Приложение
Перспективный план реализации проекта
«ВОЕННЫЙ БЕРДСК. БЕРДСК – ГЕРОИЧЕСКИЙ»
Срок проведения |
Вид деятельности |
Мероприятие |
Ответственный |
1 этап: март 2016 года. Организационно-подготовительный – выбор темы, определение цели и задач. На этом этапе решались следующие задачи: • сформировать у детей представление о профессии военного, чувство благодарности к защитникам Родины; • создать игровые ситуации по теме проекта; • активизировать интерес к истории ВОВ. |
|||
Март |
Коммуникативная |
Изучение литературы по теме проекта. |
Воспитатель |
2 этап: апрель – август 2016 года. Поисково - исследовательский – выбор и систематизация материала |
|||
1-я неделя апрель |
Коммуникативная |
Образовательная деятельность «Флаг и герб г.Бердска» |
Воспитатель |
2-я неделя апрель |
Познавательно-исследовательская |
Просмотр документального фотофильма «г. Бердск, в Военные годы» |
Воспитатель, родители |
3 - 4-я неделя апреля |
Коммуникативная |
Встреча с ветераном ВВС (дедушкой одного из воспитанников) |
Воспитатель, родители |
Изобразительная |
Оформление фотовыставки на тему «Встреча с ветераном ВВС» |
Воспитатель |
|
Изобразительная |
Выставка рисунков на военную тематику |
Воспитатель, родители |
|
Изобразительная |
Аппликация на тему «Ракета» |
Воспитатель |
|
Изобразительная |
Изготовление поздравительных открыток папам, дедушкам к празднику День защитника Отечества |
Воспитатель, родители |
|
1-2 - я неделимая |
Игровая |
Спортивное развлечение, посвященное празднику День защитника Отечества |
Воспитатель, инструктор по физической культуре |
Восприятие художественной литературы |
Чтение стихов «О тех, кто мир нам подарил» |
Воспитатель |
|
3 - 4-я неделимая |
Коммуникативная |
Знакомство с крылатыми выражениями, афоризмами, цитатами о Родине, объяснение их значения |
Воспитатель |
Конструирование |
Конструирование на тему «Самолет» |
Воспитатель |
|
Изобразительная |
Лепка на тему «Флаг России» |
Воспитатель |
|
Июнь - сентябрь |
Изобразительная |
Оформление альбома на тему «Герои ВОВ в моей семье» |
Воспитатель, родители |
Коммуникативная |
Урок мужества «Солдатская дружба и взаимовыручка», «Солдатский паёк» |
Воспитатель |
|
3 этап: сентябрь – октябрь 2016 года. Презентационно-рефлексивный –подведение итогов проекта |
|||
2-3 - я неделя сентября |
Коммуникативная |
Презентация проекта |
Воспитатель |
Восприятие художественной литературы |
Выставка детской художественной литературы о ВОВ. Альбом «Герои ВОВ в моей семье». Детские рисунки на военную тематику. Поделки на военную тематику из различных материалов |
Воспитатель |
|
4-я неделя сентября 1-я неделя октября |
Познавательно-исследовательская |
Экскурсия «С песней по городу» |
Воспитатель, муз. руководитель. |
В течение всего проекта |
Познавательно-исследовательская |
Целевая прогулка к мемориальным комплексам |
Воспитатель, родители |
Двигательная |
Подвижные игры: «Самолет», «Оденься по сигналу» |
Воспитатель |
|
Игровая |
Сюжетно-ролевые игры: «Партизаны», «Медсестра» |
Воспитатель |
|
Познавательно-исследовательская |
Сбор фотодокументальной экспозиции о ветеранах ВОВ |
Воспитатель, родители, дети |
|
Познавательно-исследовательская |
Организация выставки презентаций в группе |
Воспитатель, родители |