Проект Тема: «Милый сердцу уголок»
МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область
Проект
Тема: «Милый сердцу уголок»
Коновалова Наталья Григорьевна
воспитатель
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3
- ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА…………..7
- ВЫВОД……………………………………………………...12
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……....…13
ВВЕДЕНИЕ
Одно из самых сильных чувств у человека – это любовь к родному краю. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, зависит от обстоятельств жизни и воспитания. В основе воспитания лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви к родному краю начинается у ребёнка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Эти впечатления играют важную роль в становлении личности.
Дошкольный возраст характеризуется вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений.
“Учение в детстве, как резьба на камне”[1] говорится в русской поговорке. Поэтому знакомить детей с нашей малой Родиной, родным краем надо как можно раньше. Эти знания помогут детям сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Культура каждого народа значима и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной.
Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем возможна только при условии интеграции образовательных областей.
1.Название проекта: «Милый сердцу уголок»
2. Гипотеза проекта:
Если при работе с детьми использовать различные технологии этнокультурного образования, то повысится их интерес к познанию истории, культуры, природы родного края, расширятся знания о своей малой родине - Углегорске на Сахалине.
3. Актуальность проекта
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Чтобы воспитать патриотов своей малой родины, надо её хорошо знать, любить и понимать. Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей,[2]
мы разработали данный проект, который посвящен уникальности Сахалина, его удивительному природному многообразию.
В проекте мы знакомим детей с нашей малой Родиной, родным краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, область, народ помогут ребенку понять, полюбить, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
4. Цель проекта:
Воспитание гражданина и патриота своей малой родины, формирование нравственных ценностей, через формирование у дошкольников этнокультурных представлений.
5. Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном городе Углегорске: история, символика, достопримечательности. Познакомить с историей происхождения города.
- Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Воспитывать уважение к традициям своего народа.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
6. Вид, тип проекта: познавательный, краткосрочный.
7. Сроки проведения: с 26 октября 2015 года по 26 ноября 2015 года
8. Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители
9. Форма проведения: групповая
10. Предполагаемый продукт проекта:
- Развлечение «Нет города сердцу милей»
- Выставка рисунков и поделок: «Милый сердцу уголок»
- Макет «Море»
- Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
- Презентация проекта
11.Ожидаемые результаты по проекту:
- Дети знают и называют свой город: символику, достопримечательности, флору и фауну.
- Рассказывают об обычаях и традициях коренных народов Сахалина, называют их одежду.
- У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину и желание сохранить ее чистой и красивой.
- Родители являются активными участниками педагогического процесса.
12. Основные формы реализации проекта:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Дидактические игры и упражнения.
- Чтение художественной литературы.
- Развлечения, беседы.
- Работа с родителями.
- ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
С 26 октября по 26 ноября 2015 года
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Сбор литературы по данной теме.
- Опрос детей по данной теме.
- Составление плана работы.
- Разработка содержания проекта.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
Сроки |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Примечания |
1 неделя |
Цель: воспитание интереса к родному городу. Сбор фотоматериала для оформления папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»
Цель: воспитание интереса к прошлому и настоящему родного города, его жителям.
Цель: формирование обобщенных знаний о зданиях раньше и теперь.
Цель: вызвать интерес к жизни коренных народов Сахалина.
Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному городу.
Е.Замятин "Горбуша", А.Кухтина «Дорогие с детства мне места», И. Данилов «В ожерелье снежных сопок»[3] Цель: ознакомление детей с произведениями сахалинских писателей
Цель: ознакомление детей с народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях. |
Привлечение родителей к прогулке по городу.
Консультации 1.«Наши привычки – привычки наших детей»
2.«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Совместное рисование родителей и детей на тему: «Город, в котором я живу» Цель: закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.
Изготовление родителями и воспитателями папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»
|
|
2 неделя |
Цель: формирование знаний о диких животных Сахалина. Познакомить с обитателями Красной книги Сахалинской области.
Цель: познакомить с элементами орнаментов в костюмах коренных народов Сахалинской области.
«Город, в котором я живу» Цель: формирования интереса, уважения к своему городу.
Цель: Уточнение понимания детьми правил поведения в природе, понимание связи правил с конкретными поступками.
Цель: ознакомление детей с народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях. |
Папка - передвижка: «Малые народы севера и дальнего востока»
Изготовление с родителями поделок диких животных Красной книги из природного материала.
Памятка « Берегите лес – наше богатство»
|
|
3 неделя |
Цель: ознакомление детей с фольклором коренных народов Сахалина
Цель: расширение знаний о природе родного края
Цель: ознакомление с родным краем и его коренными жителями через мультипликацию
Цель: ознакомление с историей возникновения города Углегорска, приобщение к национальному культурному наследию.
Цель; формирование бережного отношения к окружающей среде.
|
Консультация: «Правила культурного поведения в природе, которые должны быть сформированы у дошкольника»
Совместное изготовление родителями и воспитателями макета «Море»
Привлечение родителей к совместной экскурсии в музей. |
|
4 неделя |
Цель: Воспитание чувства гордости за свой город, знание его символики.
Цель: формирование знаний о многообразии растений Сахалина.
Цель: Рассматривание книг, иллюстраций о коренных народах Сахалинской области
сахалинских авторов: Л.Баженова "Осень", А.Токарев «Сахалин», Иван Данилов «Углегорск - моя судьба»[6]
Цель: ознакомление детей с народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях. |
Развлечение «Нет города сердцу милей» Цель: совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях
Выставка рисунков и поделок «Милый сердцу уголок»
Презентация проекта для родителей и педагогов
|
|
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Развлечение «Нет города сердцу милей»
- Выставка рисунков и поделок: «Милый сердцу уголок»
- Макет «Море»
- Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
- Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту
ВЫВОД
В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах родного города, о жителях, проживающих в нём, его символике, достопримечательностях, истории родного края.
В патриотическом, этнокультурном воспитании детей имеет огромное значение пример взрослых, особенно близких людей. В нашем ДОУ родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей через проведение совместных мероприятий. Проект помог родителям стать активными участниками выставок детско-родительского творчества, совместных прогулок и экскурсий, всех мероприятий по этнокультурному воспитанию. У детей и родителей появился интерес к прошлому и настоящему родного города, к национальной культуре коренного населения. Дети рассказывают об обычаях и традициях коренных народов Сахалина, называют их одежду, умеют находить различия в элементах орнаментов русского костюма и коренных народов области, самостоятельно играют в подвижные национальные игры.
Через ознакомление детей с историей родного края, приобщение их к красоте и добру, к желанию сохранять и приумножать неповторимость родной природы мы формируем этнокультуру и толерантность.
Наше предположение, что различные технологии этнокультурного образования повысят интерес детей к познанию истории, культуры, природы родного края, полностью подтвердились.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТ УРЫ
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. -М. :Мозаика-Синтез, 2006,-80с.
- Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа». Методическое пособие.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под М.: ТЦ, Сфера, 2005.-192 с. (Серия «Вместе с детьми»)
- Намаконова Елена «Сказки над рекой» ( по мотивам сказок дальневосточных народов – Нивхов, Нанайцев, Уйльта).
- Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий /авт. -сост. Е.А.Позднякова: -Волгоград:»учитель, 2008.-148с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В.» Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». М, 2003. 142
- http://sknc.narod.ru/files/stix.html
- http://www.evenkiya.ru/eth/index.html
- 10. http://www.stihi.ru/2011/05/16/1217
- http://www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.html
[1] http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_learn.ph
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 1.4. Основные принципы дошкольного образования
[4] Елена Намаконова «Сказки над рекой» ( по мотивам сказок дальневосточных народов – Нивхов, Нанайцев, Уйльта).
[5] http://www.evenkiya.ru/eth/index.html
[6] http://www.stihi.ru/2011/05/16/1217
[7] http://www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.ht