Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Знакомство детей с миром сказочных образов через литературно - художественные произведения и музыкальные шедевры русских композиторов»

МБДОУ Детский сад № 7 городского округа - город Камышин, Волгоградской области

 

«Знакомство детей с миром сказочных образов через литературно - художественные произведения и музыкальные шедевры русских композиторов»


Кошелева Т.Н. старший воспитатель

 

В 2019 -2020  учебном году с детьми от 3 до 7 лет проводился долгосрочный проект «Знакомство детей с миром сказочных образов».

Через игровые и творческие ситуации; через литературно - художественные произведения и музыкальные шедевры русских композиторов дети знакомились с миром сказки.

Для этого проекта педагоги изготовили куклы на вениках.

Принцип их изготовления - народные  куклы «метлушки». 1/3 ручки веника обмотали скотчем или пряжей – у какой- то куклы  это рукоятка, чтобы удобнее держать (Петя, Щелкунчик, Снегурочка), а у какой- то куклы - это голова (Богатырь, баба Яга, бабушка -рассказушка), далее веник делили на 4 равные части: из 2 боковых –формировали руки, а из нижних - ноги. Чтобы придать кукле образ подбирали одежду (или вязали). Так появились: бабушка - рассказушка, баба Яга, Снегурочка, богатырь, старичок - лесовичок;  Петя и Щелкунчик. 

Эти образы для реализации проекта были выбраны не случайно, а в соответствии с классическими музыкальными произведениями русских композиторов.

Так, читая  потешки («Еду- еду к бабе, деду» или  «Жили у бабуси») или русские  народные сказки  («Колобок»,  «У страха глаза велики», «Пых» и др.), педагоги знакомили  детей со сказочным образом – бабушки (бабы, няни).  Образовательная деятельность проходила динамично и интересно ведь у бабушки – рассказушки есть сказки — веселые, добрые, с чудесами и приключе­ниями. Кроме того она может рассказывать сказки, не словами, а звуками — ласко­выми или тревожными, добрыми или таинственными,  грустными или  задорными. 

Принося  игрушку (например, бабу Ягу),  бабушка - рассказушка предлагает детям отправиться в сказку. 

- Посмотрите, какую игрушку я вам  сегодня принесла…  Назовите сказки, в которых герой баба Яга («Гуси - лебеди», «Жихарка», «Царевна - лягушка», «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка»)

- Баба Яга – сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу. Раньше верили, что Баба Яга – это ведьма. Послушайте, как П. И.Чайковский изобразил  Бабу Ягу в своих музыкальных сказках..

-  Сравните сказки  П. И.Чайковского с небольшой пьесой  для оркестра  А. К. Лядова.

- Свою сказку А. К. Лядов написал на сюжет «Народных русских сказок» А. Афана­сьева: «Баба Яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом стала погонять, поме­лом след заметать... Скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие листья захрустели...».  

Во вступлении с помощью флейты композитор изобразил свист Бабы Яги и подлетающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе темный дремучий лес, в котором живет Баба Яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук ко­стей, которыми Баба Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Бабы Яги, которая гремит костями, свистит, злится. Музыка похожа на зловещую пляс­ку, потом начинает звучать высоко, легко, танцевально, будто ступа с Бабой Ягой взвилась высоко в небо и унеслась.

- А вы знаете, где  живёт баба Яга?  (в избушке на курьих ножках)

- Чем необычна эта избушка? (стоит в чаще леса, на курьих ножках, может  поворачиваться)

-   Как попасть в домик бабы-яги? (Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание:  "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом") 

- У М.Мусоргского есть пьеса, которая так и называется «Избушка на курьих ножках» послушаем её…

В ходе проекта детям прочитали русские народные сказки  «Снегурочка и лиса», «Гуси - лебеди», «Жихарка», «Царевна - лягушка», «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» (в обр.Афанасьева), «Девочка Снегурочка» (в обр.В.Даля);  былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей»,  «Садко», сказку Э.Т.Гофмана «Щелкунчик», сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  и другие.

С помощью «Сказочной карты России» дети «побывали в гостях» на родине сказочных персонажей: в  городе «мышиного царства» (в Мышкине) - у Щелкунчика; в  Костроме - у Снегурочки; в с. Кукобой, Ярославской обл. - у  бабы  Яги;  у богатырей (Алеши Поповича – в г. Ростове Новгородской области, у Ильи Муромца – г. Муроме, Владимирской обл., у Добрыни Никитича – г. Рязани).

В ходе проекта использовались «Музыкальные шедевры. Сказка в музыке» (Радыновой О.П.) и специально подобранное музыкальное сопровождение (5 тематических дисков):  

Кульминацией  проекта  стали  занятия  по рисованию  и  лепки. Дети, выбрав отдельного героя (Алё­нушка и братец Иванушка, Снегурочка, Баба Яга, Царевна Лебедь, богатырь..)  или сюжет, в зави­симости от характера  образа  воплощали свои  впечатления с помощью внешне узнаваемых черт, элементов костюма, ин­терьера  («Изодеятельность в детском саду» И.А.Лыковой)

В ходе проекта  дети  научились получать информацию из разных источников (во время бесед и дискуссий, с помощью книг, музыки и т. д.); познакомились  с литературно – художественными  произведениями, с  творчеством русских композиторов; научились выражать свои впечатления от прослушанных классических произведений в творческой деятельности.

В детском саду предметно - пространственная развивающая среда пополнилась дидактическими куклами на вениках, играми, пособиями и фонотекой музыкальных произведений  русских композиторов.