Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

"Земля-наш общий дом" дополнительная общеразвивающая программа

ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск 

 

"Земля-наш общий дом" дополнительная общеразвивающая программа

 

Чернышева Нина Леонидовна

педагог дополнительного образования

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                    

«Природа и творчество» - краткосрочная  дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 7 – 11 лет, рассчитанная на реализацию в летний период.,  составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242

 

Уровень освоения программы: Базовый.

 

Актуальность программы

Актуальность программы «Земля – наш общий дом» в том, что она помогает подростку организовать свое свободное время, занимаясь изучением природы родного края и творчеством, что способствует обучению экологической грамотности детей и их воспитанию, что является актуальной проблемой современности, где изучению экологической обстановки и помощи окружающей природе отводится большое место. Естественное для ребёнка желание– жить  в гармонии с окружающим миром, учиться бережно относится ко всему живому и уникальному эффективно подкрепляется в процессе освоения программы.

Отличительные особенности  программы  «Природа и творчество». Основной идеей подбора содержания является комплексный подход к изучению флоры и фауны нашей планеты. В программе представлено несколько взаимосвязанных между собой тематических блоков, позволяющих наиболее полному достижению поставленных в ней задач.

Новизна программы заключается не только в комплексном подходе к  изучению материала, взаимоотношений природы и человека, также в  систематизации этих  знаний с привлечением новых компьютерных технологий, электронных ресурсов и экскурсий в природу, что способствует  формированию представлений о целостности природы.

Педагогическая целесообразность. Обучение по данной программе позволяет решать проблему занятости свободного времени детей, адаптации в социуме, развития любви к природе и бережного отношения к ней. Использование разнообразных форм и методов работы способствует развитию устойчивой мотивации к изучению предмета.

 

 Адресат программы

Программа «Земля – наш общий дом» ориентирована на обучающихся в 7 - 11 лет, проявляющих интерес к вопросам устройства и взаимодействия всего живого на нашей планете. Достаточным условием для обучения по программе является знание школьного курса окружающего мира.

 

Объем программы

Программа общим объемом 28 часов  рассчитана на реализацию в каникулярное время.

 28 часов (2 раза в неделю по 2 часа), обучающиеся в возрасте 7-11 лет.

 

Формы обучения и виды занятий

  Занятия по программе включают теоретические, практические, экскурсионные,  контрольные часы. Большая часть занятий состоит из теоретического, практического блоков, которые неразделимы, их нельзя отнести к определённому виду: только теории, или только к практике. В учебном плане они отнесены к комплексным. Их количество и соотношение представлено в учебном плане.

Как видно из количественного соотношения часов, программа имеет ярко выраженный практикоориентированный характер. Как показал опыт автора, практические занятия более привлекательны для подростков.

 

Режим занятий

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»

 

 Цель программы – дополнительное экологическое образование детей и формирование у обучающихся начального уровня экологической культуры и экологической компетентности.

 

Задачи программы.

Образовательные:

•        способствовать удовлетворению естественного интереса детей в области природоведения и экологии;

•        расширить и углубить знания детей  о влиянии деятельности человека на природу и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

•        познакомить детей с правилами наблюдения в природе и простейшими способами исследовательской деятельности.

 

Развивающие:

 •   способствовать овладению детьми навыков экологически грамотного поведения в природе;

•          создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей;

•          способствовать развитию у детей навыков общения и умений совместной деятельности.

 

Воспитательные:

•          создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов;

•          воспитывать бережное, ответственное отношение к окружающему миру. формирование основ экологической культуры

 

 1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся должны знать:

  • Ассортимент растений для гербария
  • Правила заготовки, консервации, хранения природных материалов
  • Какие растения являются лекарственными и как их можно выращивать на участке
  • Что такое чистая энергия, способы её добычи.

 

Обучающиеся должны уметь:

  • Собирать и заготавливать природный материал
  • Уметь работать с Красной книгой и ориентироваться в её разделах
  • Находить в природных условиях лекарственные растения.

 

1.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.

2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения: обучающиеся представляют итоговую творческую работу.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы «Земля – наш общий дом»

 

занятий

Дата

проведения

 

Темы занятий

Количество  часов

Всего

Теор

Практ

Экскурсия

1-5

 

Добрый пёстрый мир

10

4

4

2

1

 

Мелодия лета

 

2

 

 

2

 

Радуга природных красок

 

2

 

 

3

 

Зеленая лаборатория, сбор образцов для гербария

 

 

2

 

4

 

Составление экологической тропы

 

 

 

2

5

 

Экологический конкурс по страницам Красной книги «Они просят защиты»

 

 

2

 

6-11

 

Экология слова и дела

12

2

6

4

6

 

Туристу об охране природы

 

2

 

 

7

 

День экологической книги

 

 

2

 

8

 

Экологические катастрофы мира

 

 

2

 

9

 

Цветами улыбается Земля

 

 

 

2

10

 

Жалобная книга природы

 

 

2

 

11

 

Аптека под ногами

 

 

 

2

12-14

 

Всё в наших руках

6

2

2

2

12

 

Чистая энергия будущего

 

2

 

 

13

 

Колокольчик тревоги

 

 

 

2

14

 

Акция «Тихая охота»

 

 

2

 

Итого

28

8

12

8

 

 

2.1.2. Содержание учебно-тематического плана

программы «Земля – наш общий дом»

 

Раздел 1. Добрый пёстрый мир

 

Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Способы сбора и заготовки материала для гербария. Изучение Красной книги Ульяновской области, флоры и фауны родного края.

Практика. Работа на участке по посадке лекарственных растений, наблюдение и уход за ними. Сбор растений для гербария. Экологический конкурс по страницам Красной книги «Они просят защиты».

Экскурсия. Заготовка сухоцветов, дикорастущих и культурных растений для гербария на участке цветоводства естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодежи, в парках города.

Демонстрации: Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Оборудование и материалы: плотный  картон, бумага бела, бумага цветная, клей ПВА, кисточка, ножницы, утюг.

 

Раздел 2. Экология слова и дела

 

   Теория. Изучение экологических проблем Ульяновской области и России в целом, путей их решения. Чтение художественных и научных книг о флоре и фауне Ульяновской области.

Практика. Создание стенгазеты «Экологические катастрофы мира», презентаций на тему «Моя любимая книга».

Контроль. Выставка стенгазет учащихся.

Демонстрации: Презентации об экологических книгах.

Оборудование и материалы: ватман, фломастеры, карандаши, ножницы, клей ПВА, распечатки или журналы о природе.

 

Раздел 3. Всё в наших руках

 

Теория. Изучение понятий «чистая энергия», история солнечной, ветровой и гидроэнергетики.

Практика. Подготовка и проведение акции, изготовление буклетов, наблюдение за состоянием окружающей среды в ближайшем парке и на территории естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодежи, в парках города.

Контроль. Выступление детей с докладами.

 Демонстрации: Выставка буклетов учащихся.

Оборудование и материалы: бумага, фломастеры, цветные карандаши, линейка, ножницы, колба или другой стеклянный сосуд.

 

2.1.3. Перечень материалов и оборудования к программе

«Земля – наш общий дом»

 

  1. Картон
  2. Белая бумага
  3. Цветная бумага
  4. Колба
  5. Ножницы большие и маленькие
  6. Утюг
  7. Клей ПВА, «Момент», кисточки для клея
  8. Линейка, треугольник
  9. Ватман
  10. Папки и файлы
  11. Мультимедиаоборудование

 

Литература:

 

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002г.
  3. Величковский В.Т., «Здоровье человека и окружающая среда», М: «Новая школа», 1997.
  4. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  7. Лихарев В.С. Удивительное на грядке. – Саратов: Информационно – издательский центр государственно – кооперативного объединения «Заволжье», 1992.
  8. Моисеев, В. Наедине с природой  Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993
  9. Ошмарин А.П., «Экология» Школьный справочник, Ярославль, «Академия развития», 1998г.Жигарев А., «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ. «Дрофа», 2002г.
  10. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  12. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  13. Тетюрев В. Спросим мнение самого растения. -М.: Детская литература, 1980.