Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Зелёный дом

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Волжского муниципального района Республики Марий Эл

 

Зелёный дом

 

Евсеева Светлана Николаевна

Педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка

 

Любовь к природе, впрочем как

И всякая человеческая любовь,

несомненно закладывается

у нас с детства.

И. Соколов-Микитов

Вопросы экологии волнуют сегодня практически каждого: от учащегося начальных классов до специалистов – экологов. В точном переводе с греческого «экология» означает «изучение собственного дома». Нашим домом, домом человечества является природа, а в космическом масштабе планета- Земля. Поэтому так важно знать собственный дом- Природу и научиться в нем жить. И это следует осуществить не во взрослом состоянии, а как можно раньше, еще в детстве.

Осознание богатства природы, глубокое понимание значения разнообразия видов животных и растений, обеспечивающих жизнь и будущее человека, понимание роли и места человека в биосфере – это те задачи, которые должен поставить перед собой и решить современный школьник. Именно в этом случае идея охраны природы станет значимой и приоритетной для личного развития.

В настоящее время роль личности, уровень сформированной экологической культуры становятся решающими в обеспечении экологически оправданных действий в любом виде деятельности. Формирование экологической культуры предполагает, как осознанное восприятие экологических проблем, так и активное отношение, включенность в природоохранную и природоисследовательскую деятельность.

Направленность программы: естественно - научная.

Цель программы: Создание условий для формирования и развития экологической культуры младших школьников через различные виды деятельности.

Задачи программы:

  • Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии природы, общества и человека;
  • Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычках их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей;
  • Воспитать ответственные отношение к здоровью, природе, к жизни
  • Развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Актуальность программы – возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально – экологическими факторами. В связи с чем его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания – образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребенка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы. С этой целью создана программа детского объединения «Зеленый дом».

Новизна программы: при реализации программы используются разнообразные формы организации педагогического процесса. Организуется педагогическое сопровождение и поддержка учебной деятельности воспитанников.

При создании программы «Зеленый дом» за основу взяла программу Ю.Н. Александровой «Юный эколог», где содержание первого года обучения полностью изменила, а второго и третьего года обучения – частично, также разнообразила виды деятельности с младшими школьниками. Формы и методы работы подобрала таким образом, чтобы они соответствовали содержанию программы, а также ее целям и задачам.

Возраст воспитанников: 7-10лет.

 

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения, с каждым годом содержание программы усложняется, то есть построена по принципу усложнения.

Занятия проводятся на базе «Детского дома творчества» при Приволжской средней школы. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими и другими особенностями и возможностями воспитанников.

 Специальные навыки при приеме в группу не требуются, единственное условие-желание ребенка.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.

Форма организации занятий – групповая и индивидуальная.

Оценка эффективности данной образовательной программы включает в себя:

Учет посещаемости и наполняемости групп: «срезовые» - после изучения тем или раздела, «итоговые» - в конце года.

Индивидуальный контроль деятельности воспитанников путем тестовых заданий, участие в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
  • Планета Земля – наш большой дом.
  • Солнце – источник жизни на Земле.
  • Неживое и живое  в природе.
  • Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры).
  • Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов.
  • Самоценность любого организма.
  • Значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними.
  • Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода.
  • Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними.
  • Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы.
  • Различие съедобных и несъедобных грибов.
  • Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.
  • Способы сохранения окружающей природы.
  • Что такое наблюдение и опыт.
  • Экология – наука об общем доме.
  • Экологически сообразные правила поведения в природе.

 

Воспитанники должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково – исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
  • Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе.
  • Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
  • Ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие).
  • Составлять экологические модели, трофические цепи.
  • Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта.
  • Заботится о здоровом образе жизни.
  • Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры).
  • Улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).
  • Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе.
  • Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме.
  • Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
  • Гербаризировать растения.
  • Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.
  • Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
  • Выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовление поделок, составление сказок, мини сочинений и т.п.

Учебно – тематический план

1-го года обучения

Цель: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать у детей культуру поведения в природе.
  • Обогащать представление об окружающем мире.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

11

7

4

2

Молчаливые соседи

6

3

3

3

Пернатые друзья

7

1

6

4

О чем шепчут деревья

6

2

4

5

Загадки животного мира

7

2

5

6

Секреты неживой природы

5

3

2

7

Растения вокруг нас

7

2

5

8

Человек – часть живой природы

7

2

5

9

Охрана природы

4

1

3

10

Досуговые мероприятия

6

-

6

11

Экскурсии. Участие в мероприятиях.

6

 

6

 

Итого:

72

23

49

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой приро
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Содержание программы.

Курс программы состоит из 11 разделов.

1 раздел – «Введение в экологию»

            Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

  • Беседа «Экологическая ситуация в районе»
  • Игра «Почемучки»
  • Экскурсия в лес. Сбор природного материала.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа».
  • Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за ….»
  • Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.
  • Знакомство с творчеством художников, музыкантов.
  • Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним наш поселок чистым!»
  • Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа».

2 раздел – «Молчаливые соседи»

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдение за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

  • Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
  • Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
  • Знакомство с разными породами кошек. Познавательно – развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
  • Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.
  • Рассказ – описание «Мой любимец».

3 раздел – «Пернатые друзья»

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья». На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно – следственные отношения, знакомятся с понятиями «Зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц.

  • Наблюдение за птицами.
  • Беседа «Почему птицы улетают».
  • Экологическая игра «Найди зимующих птиц».
  • Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки».
  • «Операция «Подкормка»».
  • Разучивание стихов, загадок о птицах
  • Праздник «Птицы наши друзья».

4 раздел – «О чем шепчут деревья»

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

  • Беседа. Знакомства с разными видами растений.
  • Наблюдения за деревьями.
  • Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений». Разгадывание кроссвордов, ребусов.
  • Рисование дерева в разные времена года.
  • Викторина о лесе.

5 раздел – «Загадки животного мира»

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С.Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными родного края, занесенными в красную книгу.

  • Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса».
  • Викторина «Знакомые незнакомцы».
  • Творческая работа об одном лесном жителе.
  • Наблюдения «Внешний вид животных».
  • Наблюдения за поведением животных.
  • Интересные сведения о жизни муравьев.

6 раздел – «Секреты неживой природы»

Сломал ребенок веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетом роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

  • Беседа. Дидактическая игра «Поселок, в котором хотелось бы жить»
  • Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки – малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы».
  • Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед».

7 раздел – «Растения вокруг нас»

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечно зеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

  • Рассказ о съедобных растениях наших лесов, об их полезных свойствах. Перечислить съедобные и ядовитые грибы и ягоды, охарактеризовать их и проиллюстрировать рассказ. Виды грибов. Значение грибов в природе и в жизни человека.
  • Рассказать о лекарственных растениях, об их пользе или вреде для человека, как можно использовать лекарственные растения. Викторина «Знаешь ли ты растения? Какова их польза или вред?»
  • Беседа. Знакомства с растениями – целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства».
  • Знакомства с видами комнатных растений. Уход за растениями.
  • Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

8 раздел – «Человек часть живой природы»

           В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

  • Знакомство с профессиями людей.
  • Посадка лука в классе. Уход за ним.
  • Брейн – ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини -  плакатов об охране природы.
  • Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе». Акция «Нет – вредным привычкам!».

9 раздел – «Охрана природы»

       В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

  • Беседа, знакомство с Красной книгой.
  • Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
  • Экскурсия в музей.

10 раздел – «Досуговые мероприятия»

         Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

  • Выставка рисунков, плакатов, поделок.
  • Наблюдение за птицами. Фиксирование количества видов и особей.
  • Викторина с экологическими заданиями.
  • Игра – путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой».
  • Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.
  • Игра – путешествие по городу Здоровейску.
  • КВН «Знатоки птиц!». Выставка поделок из пластилина и бросового материала.
  • Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
  • Экологический проект «Мое дерево». Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома.

11 раздел – Экскурсии. Участие в мероприятиях.

       Участие в общих мероприятиях Д

Учебно – тематический план

2-го года обучения.

Цель: формирование экологической культуры у обучающихся, обогащение их жизненного опыта примерами взаимодействия человека и природы.

Задачи:

  • углублять и расширять представления в области экологии;
  • формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру,
  • рационально относиться к компонентам неживой природы.

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Экология и Я

15

8

7

2

Неживое в природе

25

15

10

3

Живое в природе.

Экологические связи между неживой и живой природой.

 

120

 

43

 

77

4

Заключение.

Мы юные экологи.

6

6

-

5

Досуговые мероприятия

20

-

20

6

Экскурсии. Участие в мероприятиях.

30

-

30

 

Итого:

216

72

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

2-го года обучения.

Курс программы состоит из 6 разделов.

1 раздел – «Экология и Я»

  1. Вводное занятие. Беседа.
  2. «Мы жители планеты земля» Диалог.
  3. Беседа «Планета Земля в Солнечной системе». Ролевая игра «Земля наш родной дом».
  4. Экскурсия «моя малая Родина». Рисунок «Любимый уголок».
  5. Чтение детской экологической культуры: сказки «Дуб», «Загадочный зверек». Чтение и анализ рассказа В.Бианки «Сова».
  6. Разбор экологических ситуаций. Создание модели «Экология и Я» из природных материалов.
  7. Что такое экологическая среда и окружающая природа? Игра на школьном дворе.
  8. Организм и окружающая среда. Наблюдение. Рисунок «Окружающая среда и живой организм».
  9. Место человека в мире природы. Игра. Составление моделей показывающих место человека в природе.  Защита своего проекта.
  10. Экскурсия, наблюдение за сезонными явлениями. Сбор и гербаризация «Растения ранней осени».
  11. Дискуссия о необходимости экологической деятельности каждого ученика. Конкурс «Юный эколог».
  12. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии.
  13. Невидимые нити. Разъяснение сущности и значении экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. Дискуссия об относительности пользы или вреда волков.

2 раздел – «Неживое в природе».

  1. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы?». Чтение и анализ сказки «Вода и воздух», ситуация прогноза «Если бы не было…». Дидактическая игра «Живое и неживое». Рисунки представителей неживой природы.
  2. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.  Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?». Ролевая игра «Я - солнышко». Памятка «Правильно принимаем солнечные ванны».
  3. Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Анализ рассказа «Вода – кровь Земли».  Схема «Круговорот воды в природе».
  4. Сообщение учащихся об охране и значение воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Проект «Сбережем капельку!». Рисунок «Я и вода».
  5. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений.  Моделирование «Жизнь почвы».
  6. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, климат теплеет?». Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».  Деловая игра «Синоптики сообщают».
  7. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Деловая игра «Прогноз погоды».
  8. Предсказания погоды по народным приметам. Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды». Конкурс рисунков «Угадай погоду».
  9. Выявление причин выпадение кислотных дождей, их влияние на окружающий мир. Сообщение учащихся, создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека. Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода».
  10. Актуализация представления у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Беседа «Пыль враг здоровья человека и комнатных растений». Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет).  Стенгазета «Сменная обувь необходима». Правила уборки помещений.  Акция «Умоем наши растения».
  11. Времена года в неживой природе. Основные признаки. Практикум по определению движения солнца. Практическая работа с гномоном по определению длины световой тени в течение дня. Рисунок «Гномон в работе».
  12. Расширить представления учащихся о необходимости экономии электроэнергии, развивать потребность в ее сохранении. Акция «Экономим свет».
  13. Октябрь – золотая осень.  Октябрь – Грязник. Расширять представление об осени как о времени года, об основных признаках золотой осени.  Экологическая прогулка на школьный участок. Наблюдение за осенними явлениями в жизни растений.  Сбор гербария, побегов, листьев. Составление осенних букетов.
  14. Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы поселка. Ролевая игра «Что сказала нам…».  Акция «Мы против мусора!».
  15. Творческая работа «Что просила передать неживая природа?» (Тучка, капелька воды, ветерок, камешек). Конкурс рисунков «Я в неживой природе».

 

3 раздел – «Живое в природе.  Экологические связи между живой и неживой природой».

  1. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Домашнее задание изготовление кормушки.
  2. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц области. Просмотр фильма о перелетных птицах.  Наблюдения за жизнью птиц. Рисунок «Перелетные птицы».
  3. Дать общее представление о живой природе, о ее признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания. Эвристическая беседа. Дидактическая игра «Угадай живое в природе». Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…).
  4. Расширить представления учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если ба не было…». Моделирования цепи питания.
  5. Наблюдение за жизнью аллеи. Развитие интереса к познанию изменяющейся природы осенью. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений, их гербаризация. Экскурсия. Рисунок «Моя аллея».
  6. Ноябрь – Листогной. Признаки поздней осени. Обобщение знаний детей о признаках осени (ранняя, золотая, поздняя). Правила уборки листопада. Расширить представление о поздней осени. Экскурсия, практическая работа по созданию гумусных ям. Акция «Убери листочки и закопай».
  7. Праздник «Осень в лесу». Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы.
  8. Формирование представлений о загрязнении воды и ее очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Рассказ о загрязнении Мирового океана.  Изготовление простых фильтров.
  9. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Воздух – условие жизни. Наблюдение за дыханием аквариумных рыбок и самонаблюдение акта дыхания человека. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой. Экскурсия на аллею «Здравствуй, зимушка - зима». Акция «Добрая зима». Наблюдения источников загрязнения воздуха, сравнение листьев деревьев около дороги и во дворе. Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра.
  10. Декабрь – Студенец. Экскурсия на аллею «Здравствуй, зимушка - зима». Акция «Добрая зима». Изготовление кормушек для птиц.
  11. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растение по описанию». Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев». Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка».
  12. Растения – живой организм. Обобщить представление детей о растениях, как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой. Биополе растений. Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений».
  13. Будем понимать и любить растения! Культура поведения в природе по отношению к растениям. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе». Ситуация эмпатии «Растению тоже больно» и ситуация выбора «Срывать или нет». Ролевая игра «В гостях у природы».
  14. Мы – за экологические поступки. Формирование потребностей и умений экологически сообразных поступков. Экологические знаки, их необходимость. Беседа, разработка экологических знаков. Зарисовка экологических знаков.
  15. Защита своих разработок (экологических знаков). Беседа, разработка экологических знаков. Игра «Отгадай мой знак».
  16. Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе».
  17. Разнообразие царства растений. Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Анализ рассказа «Трава здоровья». Практическая работа с гербарием и иллюстрациями, просмотр презентации. Коллективное панно «Мое любимое растение».
  18. Расширить представление о многообразии деревьев, обратить внимание на общее и различное в осенних изменениях растительного мира, показать роль человека в жизни дерева (положительную и отрицательную). Беседа по сказке «О березе и иве». Практическая работа с гербариями. Составление характеристики одного дерева по карте – инструкции. Наблюдение «Силуэты деревьев зимой». Ролевая игра «Посади дерево», рисунок «Зимние силуэты деревьев моего двора».
  19. Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (Протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив). Практикум, работа с определителем комнатных растений. Этикирование комнатных растений в классе и зеленой комнате, составление экологических знаков для комнатных растений.
  20. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деление корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Составление загадки о каком – либо комнатном растении. Семейное домашнее задание: составить рассказ «Любимое растение в моем доме».
  21. Расширить представления о различных средах обитания растений. Работа с гербариями (разные экологические группы) написание письма от имени растения.
  22. Сообщения детей о разнообразных теплолюбивых и холодостойких растениях, их разнообразии. Сообщение детей, их анализ. Рисунок «… - теплолюбивое (холодостойкое) растение».
  23. Особенности светолюбивых и теневыносливых растений, сообщения детей о типичных представителях данных групп. Практическая работа с комнатными растениями. Размещение комнатных растений в классе.
  24. Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Воспитывать стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Практическая работа по изучению влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Игра «Где живет это растение?».
  25. Январь – Просинец. Научить детей распознавать растения в зимний период. Экскурсия на пришкольный участок. Игра «Угадай по силуэту».
  26. Сформировать понятия «хвойное и лиственное растения». Практическая работа по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием «Хвойные и лиственные растения области». Наблюдения за жизнью хвойных растений зимой (формы и размеры игл, цвет, форма кроны). Рисунок «Хвойное растение».
  27. Цветковые растения. Расширить представления о многообразии растений. Познакомить с признаками цветковых растений (деревья, кустарники, травы). Продолжать развивать эмоциональное восприятие природы, восхищение красотой и многообразием растений. Практическая работа с гербарием цветковых растений. Анализ сказки «Шиповник». Беседа по таблице «Цветковые растения». Ролевая игра «Угадай растение». Рассказы учащихся о роли цветка в жизни растений.
  28. Формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения». Беседа о влиянии человека на жизнедеятельность растений. Практическая работа с гербариями дикорастущих и культурных растений. Составить описание дикорастущего или культурного растения по плану.
  29. Сформировать представления о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Вызвать чувства удивления и восхищения при изучении растений. Беседа. разработка эко – знаков. Работа с иллюстрациями. Игра «Жизнь в водоеме».
  30. Дать общее представление о культурных растениях поля, сада и огорода (хлебные растения овощи, фрукты). Развивать умение описывать плоды растений, называя их отличительные признаки. Познакомить с трудом хлебороба, овощевода и садовода. Практическая работа с муляжами, наглядными пособиями. Конкурс рисунков и сообщений «Культурные растения».
  31. Расширить представление об овощных культурах и их значении. Сообщение учащихся «Что растет на грядке?». Подготовка и проведение праздника. Праздник «В страну овощей».
  32. Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений». Растения – лекари природы. Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой». Ролевая игра «Я лечу…».
  33. Расширить представление о разнообразии ягодных растений. Познакомить с ягодными кустарниками и кустарничками, травянистыми ягодными растениями, обратить внимание на ядовитые ягоды (вороний глаз и волчье лыко). Формировать представление о необходимости правильного сбора ягод; познакомить с лечебными свойствами ягод. Значение ягод в жизни животных. Беседа. Дидактическая игра «Узнай ягоду». Зарисовка довитых растений. Таблица «Чем полезны ягоды».
  34. Февраль – Бокогрей. Беседа «Зачем нужен снег?». Роль снега в жизни растений и животных. Самая красивая снежинка. Экскурсия. Беседа о значения снега, наблюдение и зарисовка «Самая красивая снежинка». Анализ поговорки «Больше снега – больше хлеба». Коллективная работа по звеньям «Лепим скульптуру из снега». Конкурс «Снежинки» (вырезание из бумаги). Экодело «Снег под деревья».
  35. Проводы зимы. Праздник «Масленица». Подготовка и проведение праздника. Угощаем гостей блинами.
  36. Размножение растений. Расширить представления учащихся о разных способах размножения (вегетативное и генеративное). Практическая работа «Размножение растений с помощью семян» (укроп, пшеница).
  37. Такие удивительные растения! Разнообразие необычных растений в природе. Развитие эмоционально – ценностного отношения к миру растений. Сообщение детей о различных представителях необычных растений. Викторина «Угадай растения». Загадки, кроссворды «необычные растения».
  38. Март – Протальник. Экскурсия «Встречаем красавицу весну». Наблюдение за изменениями в жизни травянистых, кустарниковых и древесных растений. Первоцветы, их признаки. Работа с иллюстрациями «Раннецветущие растения». Рисунок «Пробуждение природы».
  39. Возвращение перелетных птиц в родные края. Фенологические наблюдения, фиксация их в тетради. Изготовление моделей скворечников. Коллективная работа по составлению списка перелетных птиц области и сроков их прилета. Стен – газета «Перелетные птицы».
  40. Расширить представление детей о весенних изменениях в природе. Анализ фенологических наблюдений, обобщающая беседа. Мини – сочинение «О чем просила меня…»
  41. Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений; повторить отличительные признаки разных групп растений; акцентировать внимание на значении растений в жизни человека и природы, формировать потребность положительного влияния на развитие растений, на предотвращение возможных отрицательных воздействий деятельности человека (в частности на возможные отрицательные воздействия учащихся на жизнь растений своего двора). Растение – уникальный, самоценный организм. Рассказ – сказка о любимом растении. Обобщающая беседа. Акция «Помоги растению!». Конкурс творческих работ «Жизнь растений».
  42. Царство грибов. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Рассказ учителя, беседа, работа с иллюстрациями. Рисунок «Второй ярус леса».
  43. Съедобные грибы. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Беседа, сообщения детей, практическая работа «Строение грибов». Рисунок «Съедобные грибы», памятка о правилах сбора грибов.
  44. Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Формирование представлений о несъедобных грибах в области. Формирования умения оказания первой медицинской помощи при отравлении. Беседа, составление памятки. Рисунок «Несъедобные грибы».
  45. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Викторина. Дидактическая игра «Угадай грибок».
  46. Дать представления о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Работа с иллюстрациями. Практическая работа «Выращиваем плесневые грибы (хлебные)».
  47. Апрель – Снегогон. Экскурсия на пришкольный участок. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). Наблюдение за набуханием почек на деревьях, раннецветущими растениями. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы. Зарисовка набухающих почек.
  48. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов. Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.
  49. Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток. Опытническая деятельность, описание результатов.
  50. Май – Травень. Экскурсия «к нам пришел цветущий май». Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых, птиц и деятельностью человека. Работа с «Календарем природы». Рисунок «Цветущие сады» (с отражением характерных признаков мая).

4 раздел – «Заключение. Мы – юные экологи».

  1. Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении. Обобщающая беседа. Творческий отчет. Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка.
  2. Праздник «Тайник вселенной». Подготовка и проведение праздника. Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья».
  3. Познакомить детей с летним экологическим заданием (гербарий, фотографии, выращивание, долговременное наблюдение за каким – либо растением, животным, сочинение, чтение литературы, составление коллекций и т. д. по выбору). Совместное составление проекта экологической работы на лето, беседа на родительском собрании. Обсуждение и оценка результатов работы с детьми и с родителями.

5 раздел – «Досуговые мероприятия»

         Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

  1. Выставка рисунков, плакатов, поделок.
  2. Наблюдение за птицами. Фиксирование количества видов и особей.
  3. Викторина с экологическими заданиями.
  4. Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.
  5. Выставка поделок из пластилина и бросового материала.
  6. Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
  7. Дидактические игры: «Живое и неживое», «Отгадай мой знак», «Где живет это растение?», «Угадай по силуэту», «Жизнь в водоеме», «Угадай грибок».
  8. Ролевые игры: «Я - солнышко», «Мой дом лучший», «Я в гостях у природы», «Посади дерево», «Угадай растение», «Я лечу».
  9. Деловые игры: «Синоптики сообщают», «Прогноз погоды».

11 раздел – Экскурсии. Участие в мероприятиях.

       Участие в общих мероприятиях ДДТ.

Учебно – тематический план

3-го года обучения.

Цели: Создание воспитательно – образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребенка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально – чувственной и деятельностной.

Задачи:

  • воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычках ребенка;
  • сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развития способности к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • развивать способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • повысить степень участия обучающихся к проектно – исследовательской и проектной деятельности.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение

5

4

1

2

Среда обитания

20

15

5

3

Жизнь животных

14

9

5

4

Моря и океаны

27

20

7

5

Равнины

6

5

1

6

Пустыни

9

4

5

7

Леса

11

8

3

8

Полярные районы

6

3

3

9

Горы

6

3

3

10

Реки и озера

8

6

2

11

Реки и озера нашего края

13

7

6

12

Влажные тропические леса

11

9

2

13

Человек и животные

10

5

5

14

Заключение

20

7

13

15

Досуговые мероприятия

20

-

20

16

Экскурсии. Участие в мероприятиях

30

-

30

 

ИТОГО:

216

105

111

 

 

Содержание программы

3-го года обучения.

Курс программы состоит из 16 разделов.

1 раздел – «Введение».

  1. Вводное занятие. Беседа.
  2. История Земли. Окаменелости. Работа со схемами «Движение плит», рассказ о рождении планеты. Земная кора – понятие. Зарисовка схемы строения планеты. Что такое «окаменелости»? Рисунок «Репортаж из прошлого Земли», анализ нескольких работ.
  3. Жизнь на Земле. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Игра «Что сначала, что потом?».
  4. Где растения и животные живут сегодня? Диалог. Сравнение животных одного вида, живущих на разных континентах (на примере верблюдовых: викунья, лама, верблюд дромадер – арабский – одногорбый, верблюд бактриан - двугорбый). Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах.
  5. Наблюдение в природе. Живая – неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы. Экскурсия. Игра «Живое - неживое».

2 раздел – «Среда обитания».

  1. Среда обитания. Природные зоны. Определение среды обитания. Просмотр презентации различных природных зон Земли. Разнообразие живых организмов. Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания.
  2. Изменения окружающей среды. Регулярные изменения (времена года, день и ночь, приливы и отливы). Приспосабливаемость живого мира к смене времен года (миграции, спячка), различия в поведении хищников и плотоядных. Диалог. Просмотр презентации.
  3. Зависимость от приливов и отливов. Жизнь на побережье. Приспособленность (на примере анемонов и др.). рассматривание иллюстраций с изображениями обитателей побережья. Игра «Угадай по силуэту».
  4. Жизнь днем. Взаимосвязь растений (фотосинтез) и животных, зависимость от солнца (свет и тепло). Жизнь насекомых. Работа с коллекцией насекомых.
  5. Наблюдения в природе. Жизнь насекомых. Зависимость от солнца и тепла. Экскурсия. Зарисовка встреченных насекомых.
  6. Ночная жизнь. Ночная жизнь насекомых. Приспособленность ночных животных. Сообщения детей. Игра «День - ночь».
  7. Сезонные изменения. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и вида осадков. Работа с картой полушарий. Беседа. Презентация «Сезонные изменения».
  8. Времена года на Земле. Сравнения времен года в разных географических поясах Земли (экватор, тропики, полюса). Беседа. Игра – путешествие.
  9. Год растения. Год животного. Сравнение циклов жизни растения (однолетние, многолетние, лиственные и хвойные деревья, корнеплоды) и животного. Диалог. Составление  и зарисовка циклов жизни животного.
  10. Долговременные изменения. Пищевые цепочки. Путешествия по разным природным зонам. Моделирования цепи питания.
  11. Сообщества. Изменения сообществ. Взаимосвязь растительности, потребителей её и хищников. Изменения природы после пожара. Изменения природы после вмешательства человека. Беседа. Презентация. Выпуск листовок «Береги природу!».
  12. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1 – 2 недели. Диалог. Зарисовать свои предположения.
  13. Пищевые цепочки и связи. Составление пищевой цепочки по заданию педагога (в разных природных зонах). Игра соревнование «Составь цепочку».
  14. Регулярные изменения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Беседа. Составление схемы питания.
  15. Наблюдение за сообществом. Нахождение сообщества  в парковой зоне. Наблюдение. Зарисовка растений и животных, составление взаимосвязей.
  16. Циклы в природе. Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. Опыты: сжигание кислорода, нахождение кислорода в почве. Игры с воздушными шарами.
  17. Круговорот углерода в природе. Ископаемое топливо – нефть, уголь, их происхождение. Составление загадок по теме.
  18. Парниковый эффект. Явление парникового эффекта. Рассматривание схемы возникновения парникового эффекта.
  19. Круговорот азота в природе. Нитраты. Земледелие как вредная для Земли деятельность человека (внесение химических удобрений, загрязнение ими водоемов, отравление их обитателей и др. факторы). Работа по схеме. Экологическое проектирование.

3 раздел – «Жизнь животных».

  1. Жизнь животных. Размножение. Быстро и медленно размножающиеся животные. Исчезающие виды, причины: медленно размножающие животные, загрязнение среды. Беседа.
  2. Группы животных по способу воспроизводства. Деление животных по способу воспроизводства. Млекопитающие и яйцекладущие. Личинка – особая стадия развития животных. Диалог. Зарисовка стадий развития млекопитающих и яйцекладущих.
  3.  Группы животных по способу воспроизводства.  Видео занятие о жизни лягушек и муравьев. Стадии развития насекомых и пресмыкающихся.
  4. Круглый стол «В мире животных». Защита проектов – сообщений детей «Я удивлен!» о животных. Обсуждение.
  5. Наблюдения в неживой природе. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь растений и животных. Обсуждение рисунков и предположений с прошлого наблюдения.
  6. Вымирающие организмы. Понятие «вид». Причины вымирания видов: естественные и созданные человеком. Диалог. Работа в группах. Мини – сочинение «Почему…».
  7. Динозавры – вымерший вид животных. Обсуждение о прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Обсуждение. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры? ».
  8. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Рассматривание и обсуждение. Рисунок «Динозавр – гость из прошлого».
  9. Почему нужно защищать природу? Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Диалог.
  10. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. Редкие животные. Чтение сообщений детей.
  11. Красная книга области. Редкие растения и насекомые. Работа с коллекцией насекомых. Акция в школе «Знай и сохраняй».
  12. Наблюдение в живой природе. Изменение в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязи в природе. Экскурсия. Зарисовка прилетевших на участок птиц.

4 раздел – «Моря и океаны».

  1. Моря и океаны. Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Соленные и пресные воды Мирового океана. Работа с картой полушарий, изучение названий. Игра – путешествие.
  2. Круговорот воды. Опыты с водой на выявление её свойств: прозрачность, растворяемость, испарение, замерзание и таяние. Составление схемы круговорота воды.
  3. Наблюдение за неживой природой. Наблюдаем осеннее небо. Как образуются облака? Из чего они? Предположения детей. Наблюдение. Игра «На что похоже?».
  4. Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Роль океана для жизни на Земле. Поверхность глубина, континентальный шельф, коралловые рифы. Работа по схеме строения океана. Составление сообщений об обитателях океана.
  5. Жизнь поверхностного слоя. Видео занятие о жизни в поверхностном слое океана (планктон, киты, дельфины, черепахи, медузы).
  6. Рыбы. Форма тела. Зачем рыбам хвост и плавники? (Особая форма тела). Косяки рыб – жизнь группами. Беседа.
  7. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. О многообразии аквариумных рыб. Дети читают сообщения. Рассматривание иллюстраций. Игра «Кто больше назовет название рыб?».
  8. Поле чудес «Знатоки мира рыб». Занятие – игра с целью обобщения знаний детей. Игра. Награждение победителей.
  9. Глубины океана. Жизнь на дне. Приспособленность животных, обитающих на дне. Светящиеся во тьме. Беседа.
  10. Дно океана. Видео занятие. Глубоководные хищники и их жертвы. Рисунок «Жители морских глубин».
  11. Коралловые рифы. Жизнь коралловых полипов. Различные виды кораллов. Рассказ педагога. Зарисовка кораллов.
  12. Животный мир рифов. Видеофрагмент «Жизнь рифа». Многообразие животного мира рифов, совместная жизнь некоторых видов.
  13. Наблюдение за живой природой. Поведение птиц (зимующих, кочующих). Наблюдение. Мини – сочинение от имени птицы, живущей в холодное время года.
  14. Рифы в опасности. Составление схемы: жизнь рифа, видеофрагмент о жизни рифа. Чтение рассказов об обитателях рифа. Рисунок «Обитатели рифов».
  15. Берега. Приливная жизнь. Понятие «берег». Различные виды берегов. Приливы и отливы, приспосабливаемость животных. Беседа.
  16. Прибрежные птицы. Морские водоросли. Особое строение клюва и лап прибрежных птиц. Рассматривание изображений клювов и лап прибрежных птиц. Игра «Чей клюв».
  17. Наблюдение за неживой природой. Осадки. Виды осадков. Наблюдение за осадками.
  18. Нефтяные загрязнения. Сбор сведений о загрязнении Мирового океана. Работа со статьями по экологии. Выпуск листовки «Нет нефтяным загрязнениям!».
  19. Экологический проект «Чистый берег». Подготовка и защита проектов в группах «Безопасная перевозка нефти», «Способы очищения от нефтяных пятен», «Кто пострадает от нефтяного прилива?». Защита проектов.
  20. Особый мир эстуарий. Как образуются эстуарии. Приспособленность растений и животных к жизни в эстуарии (лосось, угорь, волосатые черви, креветки). Беседа. Сообщение детей.
  21. Мангровые болота и странные их обитатели. Понятия «воздушные корни»; «прыгун», «брызгун», «четырехглазая рыба»;  «ламантин»; «краб - скрипач»; «носатые обезьяны». Иллюстрированная беседа.
  22. Острова. Как создаются острова. Понятие «остров». Самый большой остров – Гренландия. Два пути образования островов (отделение от материка – Мадагаскар, Новая Зеландия; вулканический – Гавайские, Галапагосские острова). Презентация. Географическая игра «Найди и покажи».
  23. Гости островов. Животные новых островов. Птицы – альбатрос, фрегат, олуша, тупик. Сообщения детей. Решение экозадачи «Когда на новом острове вырастет сад?».
  24. Наблюдение за живой природой. Жизнь растений – травы, кустарники, деревья. Экскурсия. Зарисовка состояний почек, веток и травы.
  25. Древние растения и животные новых островов. Чем старше остров, тем больше отличается его растительность и животный мир от материковых. Диалог. Игра «Найди 10 отличий».
  26. Нелетающие птицы. Люди на островах. Нелетающие птицы – обычное явление на островах (киви, какапо, тахаке).  Появление людей ведет к вымиранию видов животных (новозеландская лиса, сумчатый волк, лемур). «Как вести себя в природе? » - выроботка правил для посетителей новых островов.
  27. Итоговый урок по теме «моря и океаны». Брейн – ринг, подготовленный по вопросам, составленным детьми, их сообщениям, рисункам. Игра.

5 раздел – «Равнины».

  1. Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Понятие «равнина». Луга и пастбища. Времена года на равнинах в разных климатических поясах. Работа с картой климатических поясов. Игра «найди отличия» (равнины и горы, леса и пустыни…).
  2. Африканская саванна. Сообщества животных. Естественные пастбища Африки, животный мир. Жизнь стадами, семейными группами. Птицы – падальщики. Беседа, рассматривание иллюстраций. Разукрашивание альбома «Животные Африки».
  3. Равнинные хищники. Покровительственная окраска и другая приспособленность хищников. Чтение сообщений детьми. Составление пищевых цепочек.
  4. Видео занятие «Львиный прайд». Жизнь семейства львов в Африканской саванне.
  5. Наблюдение за живой природой. Личинка – форма зимовки насекомых. Наблюдение за жизнью личинки. Наблюдение.
  6. Жизнь под землей. Колонии насекомых. Роющие животные. Видеофрагмент «Жизнь муравьев». Термиты – вид муравьев, их жилища. Подготовка сообщения «Многообразие подземных жителей».

6 раздел – «Пустыни».

  1. Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. 1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие холодные пустыни. Оазис. Беседа. Работа с картой полушарий. Географический диктант.
  2. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. Сообщения детей. Игра «Кто где живет?» (приспособленность животных).
  3. Дождь в пустыне, жизнь насекомых. Зависимость циклов жизни от осадков. Насекомые хищники. Видеофрагмент «После дождя в пустыне». Составление пищевых цепочек.
  4. Растущие пустыни. Роль человека. Важность растений для сухих районов. Работа с экологической литературой. Игра «Кто где живет?».
  5. Наблюдение за неживой природой. Осадки. Наблюдение за количеством осадков, их роль для растительного и животного мира нашего края.
  6. Экологический проект «нет продвижению пустынь!». Что делать человеку чтобы остановить рост пустынь. Диалог. защита проектов по группам.
  7. Пустыни Евразии. Подготовка и чтение детей о жителях пустынь Евразии. Работа со справочной литературой, атласом, картой Европы.
  8. Наблюдение за живой природой. Птицы нашего двора. Экскурсия. Оборудование кормушек, выявление видов кормов для различных птиц.
  9. Итоговое занятие. Путешествие по карте животного мира. Урок – путешествие. Игра «Угадай, где я был».

7 раздел – «Леса».

  1. Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. 1/3 поверхности Земли покрыты лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса. Работа с картой полушарий. Мини – сочинение «Зачем мы сажаем леса?».
  2. Времена года. Жизнь лиственного леса. 4 времени года. Зависимость жизни обитателей леса от времен года. Видеофрагмент. Сообщение об обитателях лиственного леса.
  3. В верхнем ярусе леса. Жизнь насекомых и птиц, их многообразие. Диалог. Разукрашивание альбома «Птицы».
  4. Лесная подстилка. Живые организмы в лесной подстилке, их роль в жизни леса. Беседа. Цепи питания.
  5. Подготовка экологического проекта «Жизнь леса». Самостоятельная подготовка проекта о жизни лесных обитателей. Работа с экологической литературой. Сюжетно – ролевая игра «Жители леса».
  6. Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах. 1/10 поверхности Земли – хвойные леса. Жители хвойных лесов. Работа с картой природных зон. Игра «Узнай по описанию».
  7. Жители северных лесов. Исчезающие виды животных. Норки, соболи – редкие виды. Работа с экологическими справочниками. Чтение сообщений о жителях северных лесов. Составление цепи питания.
  8. Наблюдение – сравнение. Сравнение природы своего края и северных лесов. Наблюдение. Диалог.
  9. Сухие и жаркие леса Австралии. Зоны полупустынь. Причины своеобразного растительного мира. Работа с картой полушарий. Географический диктант.
  10. Своеобразие и неповторимость животного мира Австралии. Сумчатые животные. Разнообразие насекомых, птиц, обитателей леса. Просмотр видеофрагмента о животном мире Австралии. Сообщения детей. Составление цепи питания обитателей животного мира Австралии.
  11. Занятие – игра «узнай по описанию». Роль человека в изменении животного мира Австралии. Угадывание по описанию животных – жителей Австралии. Игра.

8 раздел – «Полярные районы».

  1. Полярные районы. Арктика. Полярные времена года. Выживание на холоде. Работа с картой природных зон и картой полушарий. Игра «Кто где живет?»
  2. Полярные районы. Антарктика. Ледяной материк. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. Работа с картой природных зон и картой полушарий. Игра «Кто где живет?»
  3. Видео занятие «Путешествие в Антарктиду». Роль человека в освоении и покорении холода. Просмотр видеофильма о жизни в Антарктиде.
  4. Наблюдение за неживой природой. Сравнение климата нашего края и полярных областей. Наблюдение.
  5. Животный мир полярных районов. Общие черты и различия видов животных, обитающих на севере и юге Земли. Сообщение детей. Составление цепи  питания.
  6. Наблюдение за живой природой. Наблюдение за кормлением птиц, прилетающих к кормушкам. Зарисовка птиц.

9 раздел – «Горы».

  1. Горы. 5% поверхности Земли – горы. Горные цепи. Работа с географической картой.
  2. Жизнь в горном климате. Африканские горы, Альпы, скалистые горы в Сев. Америке, Анды, Гималаи – своеобразие животного мира. Работа с картой полушарий. Сообщения детей.
  3.  Изолированная жизнь в горах. Одинаковые привычки животных, живущих в различных географических точках. Беседа. Игра «Узнай по описанию».
  4. Редкие животные. Горная горилла (Африка), очковый медведь (Анды), выхухоль (Европа). Сообщения детей. Составление списка редких животных гор по справочной литературе.
  5. Составление макета «Жизнь в горном климате». Пищевые цепочки и связи, приспособленность животных. Практическая работа. Составление цепи питания.
  6. Наблюдение за живой природой. Наблюдение за поведением пернатых в морозные дни.

10 раздел – «Реки и озера».

  1. Реки и озера. Пресная вода. Осадки. Беседа. Мини – сочинения «Как образуются реки и озера?».
  2. Путь реки. Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Конго, Нил, Амазонка, Волга, Лена). Работа с картой. Географическая игра «Покажи на карте».
  3. Получение кислорода под водой. Жители рек – рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров – через трубочку, жук – карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа. Мини – сочинение «Почему рыба не любит сушу?».
  4. Пресноводные растения и животные. Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщение детей  о жителях пресных водоемов. Игра «Кто где живет?»
  5. Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов. Кислотные дожди. Нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод – причина загрязнения водоемов. Беседа. Презентация. Рисунок – плакат «Не навреди!»
  6. Жизнь у рек и озер. Обитатели рек и озер. Водоплавающие и млекопитающие (перепончатые конечности). Диалог. Описание приспособленности обитателей берегов рек и озер.
  7. Околоводные птицы. Особое питание, перья и другие приспособленности. Беседа. Составление цепи питания.

11 раздел – «Реки и озера нашего края».

  1. Животный мир возле рек и озер области. Природа области – благоприятная среда обитания животных возле водоемов. Работа с Красной книгой области. Игра «Кто больше назовет?»
  2. Неповторимый мир поймы. Беседа о редкой красоте, животном мире. Презентация. Сообщения детей.
  3. Заповедники заказники. Создание заповедников и заказников. Сообщения детей, беседа. Мини – сочинение «Зачем нам заповедные земли?»
  4. Экскурсии в краеведческий музей. Знакомство с видами животных, населяющих наш край. Наблюдение, диалог.
  5. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Наблюдение. Выступление детей.
  6. Наблюдение за поведением животных, обитающих на улице. Бездомные животные. Причины появления. Способы выживания. Наблюдение.
  7. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за изменением цвета неба, форм облаков. Диалог. Сочинение «Весеннее небо».
  8. Итоговое занятие за 3-ю четверть. Обсуждение пройденного материала. Наблюдение. Тестирование.
  9. Наблюдение за живой природой. Наблюдение за прилетом птиц (трясогузка - ледоломка). Наблюдение. Работа с Красной книгой. Изготовление листовок.
  10. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге области. Чтение рассказов. Изготовление листовок.
  11. Акция «Сохраним первоцвет!». Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям поселка (распространение в виде листовок - призывов). Практическая работа.
  12. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за почвой.
  13. Викторина «День птиц». Игра – викторина. Награждение победителей.

12 раздел – «Влажные тропические леса».

  1. Амазонка – неповторимый тропический мир. Растения и животные –гиганты (водяная лилия, водосвинки, рыба арапайма). Беседа. Презентация. Рисунок «Удивительные животные».
  2. Животный мир Амазонки. Хищники, ядовитые животные. Пресноводный дельфин и др. диалог. Сообщения детей.
  3. Влажные тропические леса. Приспособленность животного мира (гладкая кожа, множество холоднокровных, сильные клювы для продвижение через листву, умение лазать). Работа с картой животного мира. Игра «Угадай по описанию»
  4. Наблюдение за неживой природой. Солнце и ветер. Их влияние на климат. Наблюдение.
  5. Истребление влажных лесов. Уничтожение влажных лесов под сельскохозяйственные угодья, строительство дорог. Работа с экологическим справочником. Мини – сочинение «Если бы у животных был выбор».
  6. Карабкающиеся и парящие. Цепляние – необходимая приспособленность живущих на деревьях (лемур, долгопят, удав). Летающие ящерицы, лягушки, шерстокрыл. Диалог. Сообщения детей.
  7. Поддержание контактов. Презентация «Жизнь во влажном лесу». Тропический лес – очень шумное место. Обезьяна – ревун распространяет звук на 5 км. Увеличенные глаза и уши – необходимость.
  8. Обезьяны. Различные виды приматов. Сообщества. Диалог. Сообщения детей.
  9. Хищники влажных лесов. Кошки и друг хищники. Диалог. Сообщение детей.
  10. Краски во влажном лесу. Яркие цвета, маскировка, многообразие райских птиц, цветовые шутки. Рисуем птиц тропиков.

13 раздел – «Человек и животные».

  1. Ролевая игра – «Это се кошки». Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Диалог. Ролевая игра.
  2. Жизнь среди людей. Жизнь в городах. Человек и животное. Беседа. Изготовление кормушек для птиц.
  3. Домашние животные. Рассказы детей о своих питомцах. Сообщения детей. Конкурс рисунков «Мой питомец».
  4. Викторина «Собаки – наши друзья». Игра – викторина по породам собак. Игра. Награждение победителей.
  5. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за животными: птиц, кошки, собаки. Их жизнь с приходом тепла. Экскурсия.
  6. Люди и паразиты. Понятие – паразиты. Питание за счет других. Беседа. Работа сос справочной литературой.
  7. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. «Жизнь бактерий и вирусов» - презентация. Полезные и вредные вирусы, бактерии. Иммунная система человека. Мини – сочинение «Защити себя».
  8. Исчезающие виды животных. Почему исчезают животные? Диалог. Сообщение детей.

14 раздел – «Заключение».

  1. Практическое занятие. Высотка семян  в горшочки. Наблюдение. Практическая работа.
  2. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за изменением долготы дня, высотой солнца в полдень.
  3. Защита животных. Организация заповедников, национальных парков, выращивание отдельных редких животных в зоопарках, возвращение их в дикую природу. Диалог. Работа с Красной книгой. Сообщение детей.
  4. Наблюдение за неживой природой. Почки деревьев, кустарников, рост травянистых растений. Условия, необходимые для пробуждения почек. Наблюдение.
  5. Практическое занятие. На пришкольном участке – подготовка почвы к посадке цветущих растений. Практическая работа.
  6. Наблюдение за живой природой. Внесение в тетрадь записей, фиксирующих развитие проращиваемых семян. Наблюдение.
  7. Подготовка к празднику. Изготовление костюмов, разучивание сценок.
  8. Практическое занятие. Посев сухих семян в почву. Практическая работа.
  9. Наблюдение – экскурсия. Наблюдение за насекомыми.
  10. Брейн – ринг «В мире животных». Игра. Редкие и исчезающие виды. Награждение победителей.
  11. Поход. Расчистка места для отдыха от мусора. Практическая работа.
  12. Круглый стол. Совместно с родителями беседа о необходимости беречь и защищать природу. Диалог. Подведение итогов.
  13. Практическое занятие. Работа на пришкольном участке. Практическая работа.
  14. Начни с себя! Акция (проводится по классам школы) с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ. Выступление детей. Подведение итогов. Задания на лето.

15 раздел – «Досуговые мероприятия».

         Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

  • Выставка рисунков, плакатов, поделок.
  • Викторины  с экологическими заданиями.
  • Игры «Что сначала, что потом?», «Живое-неживое», «Угадай по силуэту», «День - ночь», игра путешествие, «На что похоже?», «Кто больше назовет название рыб», «Чей клюв?», «Найди десять отличий», «Кто, где живет?», «Угадай где я был», «Узнай по описанию», «Знатоки мира рыб».
  • Игра – соревнование «Составь цепочку».
  • Игра с воздушными шарами.
  • Ролевая игра «Это все кошки».
  • Сюжетно – ролевая игра «Жители леса».
  • Географическая игра  «Найди и покажи».
  • Брейн – ринг «В мире животных».
  • Выпуск листовок «Береги природу», «Нет нефтяным загрязнениям!».
  • Акция «Знай и сохраняй!», «Сохраним первоцвет!», «Начни с себя».
  • Экологические проекты «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле», «Почему вымерли динозавры?», «Чистый берег!», «Нет продвижению пустынь», «Жизнь леса».
  • Конкурс рисунков «Мой питомец», «Динозавр – часть из прошлого».
  • Видео занятия: «Львиный прайд», «Жизнь рифа», «О жизни поверхностном слое океана», «Жизнь муравьев», «Путешествие в Антарктиду».

16 раздел – Экскурсии. Участие в мероприятиях.

         Участие в общих мероприятиях ДДТ.

Методическое обеспечение программы

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимодействиях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Проведение викторин, после изучения определенных тем.
  • Организация контроля по теоретическим знаниям (анкетирование, опрос по карточкам, тестовые задания).
  • Каждое занятие завершается обсуждением полученных результатов, которые вряде случаев может приобрести форму дискуссии.

       Средствами эффективного усвоения программы курса являются:

  • Ролевые, дидактические, имитационные игры,
  • Творческие задания,
  • Опыты и практические работы,
  • Изготовление поделок из природных материалов,
  • Экскурсии и прогулки в природу,
  • Моделирование,
  • Театрализованные представления,
  • Экологические акции,
  • Знакомства с определителями, гербаризация, составление памяток.

При реализации данной образовательной программы будут использованы:

  • Иллюстрации с изображениями птиц, животного, растительного мира.
  • Иллюстрации с картин русских художников.
  • Иллюстрации с изображением времен года.
  • Иллюстрации по правилам поведения в лесу.
  • Рисунки с изображением бытовой техники.
  • Картинки с изображением народов нашей страны.
  • Фотографии с изображением кошек и собак.
  • Схемы, таблицы, плакаты.
  • Ребусы, кроссворды.
  • Карты, глобусы.
  • Природные материалы.
  • Инструктивные карточки.
  • Комнатные растения.
  • Семена растений.
  • Художественная литература.
  • Энциклопедическая литература.
  • Костюмы сделанные своими руками.
  • Учебные фильмы.
  • Аудиозаписи.
  • Рисунки детей.

Педагогические технологии, применяемые на занятиях.

  • Технология личностно – ориентированного обучения.
  • Технология коллективно – творческой деятельности.
  • Игровые педагогические технологии.
  • Информационные технологии.
  • Компьютерная технология.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология развивающего обучения.
  • Проектное обучение

Литература

Для педагога:

  1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2/М. Аксенова, С.Измайлова.-М.: Аванта+,1995.
  2. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. /Волгоград: Учитель, 2011. -331с.
  3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Ф. Виноградова. – М., 1996.-С.35-42.
  4. Грехова Л.И. В союзе с природой, -М.,2000.-С.88.
  5. Дмитриева Н.Я., И.П. Товпинец «Естествознание» Пробный учеб. – М.: Просвещение,2002.
  6. Королева А.В. «Естествознание для малышей» журнал «Начальная школа» 1998г. №10.
  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.
  8. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми».
  9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение,2001.
  10. Рыжова Н.А. «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники)
  11. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа» Журнал «Начальная школа»1998г. №10.

Для обучающихся:

  1. Атлас животных/ Ю.К. Школьник, Ю.Е. Золотарева. – М.: Эксмо, 2011. – 96с.: ил.
  2. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» Животные. – М.: ЗАО «Росмэн»,2006г.
  3. Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО «Росмэн - Пресс»,2007г.
  4. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Аст»,2001г.
  5. Какие бывают растения. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2013. – 64с.: ил. – (Библиотека школьника).
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Сост. Л.А. Багрова – М.: Тко «АСТ»,1995г.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./ Сост. П.Р. Ляхов – М.:Тко «АСТ», 1999г.