Зелёный дом
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Зелёный дом
Евсеева Светлана Николаевна
Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Любовь к природе, впрочем как
И всякая человеческая любовь,
несомненно закладывается
у нас с детства.
И. Соколов-Микитов
Вопросы экологии волнуют сегодня практически каждого: от учащегося начальных классов до специалистов – экологов. В точном переводе с греческого «экология» означает «изучение собственного дома». Нашим домом, домом человечества является природа, а в космическом масштабе планета- Земля. Поэтому так важно знать собственный дом- Природу и научиться в нем жить. И это следует осуществить не во взрослом состоянии, а как можно раньше, еще в детстве.
Осознание богатства природы, глубокое понимание значения разнообразия видов животных и растений, обеспечивающих жизнь и будущее человека, понимание роли и места человека в биосфере – это те задачи, которые должен поставить перед собой и решить современный школьник. Именно в этом случае идея охраны природы станет значимой и приоритетной для личного развития.
В настоящее время роль личности, уровень сформированной экологической культуры становятся решающими в обеспечении экологически оправданных действий в любом виде деятельности. Формирование экологической культуры предполагает, как осознанное восприятие экологических проблем, так и активное отношение, включенность в природоохранную и природоисследовательскую деятельность.
Направленность программы: естественно - научная.
Цель программы: Создание условий для формирования и развития экологической культуры младших школьников через различные виды деятельности.
Задачи программы:
- Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии природы, общества и человека;
- Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычках их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей;
- Воспитать ответственные отношение к здоровью, природе, к жизни
- Развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Актуальность программы – возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально – экологическими факторами. В связи с чем его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания – образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребенка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы. С этой целью создана программа детского объединения «Зеленый дом».
Новизна программы: при реализации программы используются разнообразные формы организации педагогического процесса. Организуется педагогическое сопровождение и поддержка учебной деятельности воспитанников.
При создании программы «Зеленый дом» за основу взяла программу Ю.Н. Александровой «Юный эколог», где содержание первого года обучения полностью изменила, а второго и третьего года обучения – частично, также разнообразила виды деятельности с младшими школьниками. Формы и методы работы подобрала таким образом, чтобы они соответствовали содержанию программы, а также ее целям и задачам.
Возраст воспитанников: 7-10лет.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения, с каждым годом содержание программы усложняется, то есть построена по принципу усложнения.
Занятия проводятся на базе «Детского дома творчества» при Приволжской средней школы. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими и другими особенностями и возможностями воспитанников.
Специальные навыки при приеме в группу не требуются, единственное условие-желание ребенка.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Форма организации занятий – групповая и индивидуальная.
Оценка эффективности данной образовательной программы включает в себя:
Учет посещаемости и наполняемости групп: «срезовые» - после изучения тем или раздела, «итоговые» - в конце года.
Индивидуальный контроль деятельности воспитанников путем тестовых заданий, участие в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
- Планета Земля – наш большой дом.
- Солнце – источник жизни на Земле.
- Неживое и живое в природе.
- Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры).
- Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов.
- Самоценность любого организма.
- Значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними.
- Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода.
- Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними.
- Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы.
- Различие съедобных и несъедобных грибов.
- Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.
- Способы сохранения окружающей природы.
- Что такое наблюдение и опыт.
- Экология – наука об общем доме.
- Экологически сообразные правила поведения в природе.
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково – исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
- Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе.
- Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
- Ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие).
- Составлять экологические модели, трофические цепи.
- Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта.
- Заботится о здоровом образе жизни.
- Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры).
- Улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).
- Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе.
- Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме.
- Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
- Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
- Гербаризировать растения.
- Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.
- Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
- Выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовление поделок, составление сказок, мини сочинений и т.п.
Учебно – тематический план
1-го года обучения
Цель: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать у детей культуру поведения в природе.
- Обогащать представление об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
№п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
теоретических |
практических |
|||
1 |
Введение в экологию |
11 |
7 |
4 |
2 |
Молчаливые соседи |
6 |
3 |
3 |
3 |
Пернатые друзья |
7 |
1 |
6 |
4 |
О чем шепчут деревья |
6 |
2 |
4 |
5 |
Загадки животного мира |
7 |
2 |
5 |
6 |
Секреты неживой природы |
5 |
3 |
2 |
7 |
Растения вокруг нас |
7 |
2 |
5 |
8 |
Человек – часть живой природы |
7 |
2 |
5 |
9 |
Охрана природы |
4 |
1 |
3 |
10 |
Досуговые мероприятия |
6 |
- |
6 |
11 |
Экскурсии. Участие в мероприятиях. |
6 |
|
6 |
|
Итого: |
72 |
23 |
49 |
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой приро
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Содержание программы.
Курс программы состоит из 11 разделов.
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
- Беседа «Экологическая ситуация в районе»
- Игра «Почемучки»
- Экскурсия в лес. Сбор природного материала.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа».
- Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за ….»
- Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.
- Знакомство с творчеством художников, музыкантов.
- Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним наш поселок чистым!»
- Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа».
2 раздел – «Молчаливые соседи»
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдение за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
- Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
- Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
- Знакомство с разными породами кошек. Познавательно – развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
- Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.
- Рассказ – описание «Мой любимец».
3 раздел – «Пернатые друзья»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья». На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно – следственные отношения, знакомятся с понятиями «Зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц.
- Наблюдение за птицами.
- Беседа «Почему птицы улетают».
- Экологическая игра «Найди зимующих птиц».
- Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки».
- «Операция «Подкормка»».
- Разучивание стихов, загадок о птицах
- Праздник «Птицы наши друзья».
4 раздел – «О чем шепчут деревья»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
- Беседа. Знакомства с разными видами растений.
- Наблюдения за деревьями.
- Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений». Разгадывание кроссвордов, ребусов.
- Рисование дерева в разные времена года.
- Викторина о лесе.
5 раздел – «Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С.Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными родного края, занесенными в красную книгу.
- Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса».
- Викторина «Знакомые незнакомцы».
- Творческая работа об одном лесном жителе.
- Наблюдения «Внешний вид животных».
- Наблюдения за поведением животных.
- Интересные сведения о жизни муравьев.
6 раздел – «Секреты неживой природы»
Сломал ребенок веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетом роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
- Беседа. Дидактическая игра «Поселок, в котором хотелось бы жить»
- Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки – малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы».
- Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед».
7 раздел – «Растения вокруг нас»
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечно зеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
- Рассказ о съедобных растениях наших лесов, об их полезных свойствах. Перечислить съедобные и ядовитые грибы и ягоды, охарактеризовать их и проиллюстрировать рассказ. Виды грибов. Значение грибов в природе и в жизни человека.
- Рассказать о лекарственных растениях, об их пользе или вреде для человека, как можно использовать лекарственные растения. Викторина «Знаешь ли ты растения? Какова их польза или вред?»
- Беседа. Знакомства с растениями – целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства».
- Знакомства с видами комнатных растений. Уход за растениями.
- Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.
8 раздел – «Человек часть живой природы»
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
- Знакомство с профессиями людей.
- Посадка лука в классе. Уход за ним.
- Брейн – ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини - плакатов об охране природы.
- Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе». Акция «Нет – вредным привычкам!».
9 раздел – «Охрана природы»
В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.
- Беседа, знакомство с Красной книгой.
- Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
- Экскурсия в музей.
10 раздел – «Досуговые мероприятия»
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
- Выставка рисунков, плакатов, поделок.
- Наблюдение за птицами. Фиксирование количества видов и особей.
- Викторина с экологическими заданиями.
- Игра – путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой».
- Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.
- Игра – путешествие по городу Здоровейску.
- КВН «Знатоки птиц!». Выставка поделок из пластилина и бросового материала.
- Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
- Экологический проект «Мое дерево». Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома.
11 раздел – Экскурсии. Участие в мероприятиях.
Участие в общих мероприятиях Д
Учебно – тематический план
2-го года обучения.
Цель: формирование экологической культуры у обучающихся, обогащение их жизненного опыта примерами взаимодействия человека и природы.
Задачи:
- углублять и расширять представления в области экологии;
- формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды;
- воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру,
- рационально относиться к компонентам неживой природы.
№п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
теоретических |
практических |
|||
1 |
Экология и Я |
15 |
8 |
7 |
2 |
Неживое в природе |
25 |
15 |
10 |
3 |
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. |
120 |
43 |
77 |
4 |
Заключение. Мы юные экологи. |
6 |
6 |
- |
5 |
Досуговые мероприятия |
20 |
- |
20 |
6 |
Экскурсии. Участие в мероприятиях. |
30 |
- |
30 |
|
Итого: |
216 |
72 |
144 |
Содержание программы
2-го года обучения.
Курс программы состоит из 6 разделов.
1 раздел – «Экология и Я»
- Вводное занятие. Беседа.
- «Мы жители планеты земля» Диалог.
- Беседа «Планета Земля в Солнечной системе». Ролевая игра «Земля наш родной дом».
- Экскурсия «моя малая Родина». Рисунок «Любимый уголок».
- Чтение детской экологической культуры: сказки «Дуб», «Загадочный зверек». Чтение и анализ рассказа В.Бианки «Сова».
- Разбор экологических ситуаций. Создание модели «Экология и Я» из природных материалов.
- Что такое экологическая среда и окружающая природа? Игра на школьном дворе.
- Организм и окружающая среда. Наблюдение. Рисунок «Окружающая среда и живой организм».
- Место человека в мире природы. Игра. Составление моделей показывающих место человека в природе. Защита своего проекта.
- Экскурсия, наблюдение за сезонными явлениями. Сбор и гербаризация «Растения ранней осени».
- Дискуссия о необходимости экологической деятельности каждого ученика. Конкурс «Юный эколог».
- Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии.
- Невидимые нити. Разъяснение сущности и значении экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. Дискуссия об относительности пользы или вреда волков.
2 раздел – «Неживое в природе».
- Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы?». Чтение и анализ сказки «Вода и воздух», ситуация прогноза «Если бы не было…». Дидактическая игра «Живое и неживое». Рисунки представителей неживой природы.
- Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?». Ролевая игра «Я - солнышко». Памятка «Правильно принимаем солнечные ванны».
- Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Анализ рассказа «Вода – кровь Земли». Схема «Круговорот воды в природе».
- Сообщение учащихся об охране и значение воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Проект «Сбережем капельку!». Рисунок «Я и вода».
- Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Моделирование «Жизнь почвы».
- Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, климат теплеет?». Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Деловая игра «Синоптики сообщают».
- Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Деловая игра «Прогноз погоды».
- Предсказания погоды по народным приметам. Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды». Конкурс рисунков «Угадай погоду».
- Выявление причин выпадение кислотных дождей, их влияние на окружающий мир. Сообщение учащихся, создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека. Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода».
- Актуализация представления у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Беседа «Пыль враг здоровья человека и комнатных растений». Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Стенгазета «Сменная обувь необходима». Правила уборки помещений. Акция «Умоем наши растения».
- Времена года в неживой природе. Основные признаки. Практикум по определению движения солнца. Практическая работа с гномоном по определению длины световой тени в течение дня. Рисунок «Гномон в работе».
- Расширить представления учащихся о необходимости экономии электроэнергии, развивать потребность в ее сохранении. Акция «Экономим свет».
- Октябрь – золотая осень. Октябрь – Грязник. Расширять представление об осени как о времени года, об основных признаках золотой осени. Экологическая прогулка на школьный участок. Наблюдение за осенними явлениями в жизни растений. Сбор гербария, побегов, листьев. Составление осенних букетов.
- Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы поселка. Ролевая игра «Что сказала нам…». Акция «Мы против мусора!».
- Творческая работа «Что просила передать неживая природа?» (Тучка, капелька воды, ветерок, камешек). Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
3 раздел – «Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой».
- Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Домашнее задание изготовление кормушки.
- Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц области. Просмотр фильма о перелетных птицах. Наблюдения за жизнью птиц. Рисунок «Перелетные птицы».
- Дать общее представление о живой природе, о ее признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания. Эвристическая беседа. Дидактическая игра «Угадай живое в природе». Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…).
- Расширить представления учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если ба не было…». Моделирования цепи питания.
- Наблюдение за жизнью аллеи. Развитие интереса к познанию изменяющейся природы осенью. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений, их гербаризация. Экскурсия. Рисунок «Моя аллея».
- Ноябрь – Листогной. Признаки поздней осени. Обобщение знаний детей о признаках осени (ранняя, золотая, поздняя). Правила уборки листопада. Расширить представление о поздней осени. Экскурсия, практическая работа по созданию гумусных ям. Акция «Убери листочки и закопай».
- Праздник «Осень в лесу». Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы.
- Формирование представлений о загрязнении воды и ее очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Рассказ о загрязнении Мирового океана. Изготовление простых фильтров.
- Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Воздух – условие жизни. Наблюдение за дыханием аквариумных рыбок и самонаблюдение акта дыхания человека. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой. Экскурсия на аллею «Здравствуй, зимушка - зима». Акция «Добрая зима». Наблюдения источников загрязнения воздуха, сравнение листьев деревьев около дороги и во дворе. Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра.
- Декабрь – Студенец. Экскурсия на аллею «Здравствуй, зимушка - зима». Акция «Добрая зима». Изготовление кормушек для птиц.
- Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растение по описанию». Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев». Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка».
- Растения – живой организм. Обобщить представление детей о растениях, как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой. Биополе растений. Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений».
- Будем понимать и любить растения! Культура поведения в природе по отношению к растениям. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе». Ситуация эмпатии «Растению тоже больно» и ситуация выбора «Срывать или нет». Ролевая игра «В гостях у природы».
- Мы – за экологические поступки. Формирование потребностей и умений экологически сообразных поступков. Экологические знаки, их необходимость. Беседа, разработка экологических знаков. Зарисовка экологических знаков.
- Защита своих разработок (экологических знаков). Беседа, разработка экологических знаков. Игра «Отгадай мой знак».
- Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе».
- Разнообразие царства растений. Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Анализ рассказа «Трава здоровья». Практическая работа с гербарием и иллюстрациями, просмотр презентации. Коллективное панно «Мое любимое растение».
- Расширить представление о многообразии деревьев, обратить внимание на общее и различное в осенних изменениях растительного мира, показать роль человека в жизни дерева (положительную и отрицательную). Беседа по сказке «О березе и иве». Практическая работа с гербариями. Составление характеристики одного дерева по карте – инструкции. Наблюдение «Силуэты деревьев зимой». Ролевая игра «Посади дерево», рисунок «Зимние силуэты деревьев моего двора».
- Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (Протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив). Практикум, работа с определителем комнатных растений. Этикирование комнатных растений в классе и зеленой комнате, составление экологических знаков для комнатных растений.
- Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деление корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Составление загадки о каком – либо комнатном растении. Семейное домашнее задание: составить рассказ «Любимое растение в моем доме».
- Расширить представления о различных средах обитания растений. Работа с гербариями (разные экологические группы) написание письма от имени растения.
- Сообщения детей о разнообразных теплолюбивых и холодостойких растениях, их разнообразии. Сообщение детей, их анализ. Рисунок «… - теплолюбивое (холодостойкое) растение».
- Особенности светолюбивых и теневыносливых растений, сообщения детей о типичных представителях данных групп. Практическая работа с комнатными растениями. Размещение комнатных растений в классе.
- Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Воспитывать стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Практическая работа по изучению влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Игра «Где живет это растение?».
- Январь – Просинец. Научить детей распознавать растения в зимний период. Экскурсия на пришкольный участок. Игра «Угадай по силуэту».
- Сформировать понятия «хвойное и лиственное растения». Практическая работа по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием «Хвойные и лиственные растения области». Наблюдения за жизнью хвойных растений зимой (формы и размеры игл, цвет, форма кроны). Рисунок «Хвойное растение».
- Цветковые растения. Расширить представления о многообразии растений. Познакомить с признаками цветковых растений (деревья, кустарники, травы). Продолжать развивать эмоциональное восприятие природы, восхищение красотой и многообразием растений. Практическая работа с гербарием цветковых растений. Анализ сказки «Шиповник». Беседа по таблице «Цветковые растения». Ролевая игра «Угадай растение». Рассказы учащихся о роли цветка в жизни растений.
- Формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения». Беседа о влиянии человека на жизнедеятельность растений. Практическая работа с гербариями дикорастущих и культурных растений. Составить описание дикорастущего или культурного растения по плану.
- Сформировать представления о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Вызвать чувства удивления и восхищения при изучении растений. Беседа. разработка эко – знаков. Работа с иллюстрациями. Игра «Жизнь в водоеме».
- Дать общее представление о культурных растениях поля, сада и огорода (хлебные растения овощи, фрукты). Развивать умение описывать плоды растений, называя их отличительные признаки. Познакомить с трудом хлебороба, овощевода и садовода. Практическая работа с муляжами, наглядными пособиями. Конкурс рисунков и сообщений «Культурные растения».
- Расширить представление об овощных культурах и их значении. Сообщение учащихся «Что растет на грядке?». Подготовка и проведение праздника. Праздник «В страну овощей».
- Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с иллюстрациями лекарственных растений. Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений». Растения – лекари природы. Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой». Ролевая игра «Я лечу…».
- Расширить представление о разнообразии ягодных растений. Познакомить с ягодными кустарниками и кустарничками, травянистыми ягодными растениями, обратить внимание на ядовитые ягоды (вороний глаз и волчье лыко). Формировать представление о необходимости правильного сбора ягод; познакомить с лечебными свойствами ягод. Значение ягод в жизни животных. Беседа. Дидактическая игра «Узнай ягоду». Зарисовка довитых растений. Таблица «Чем полезны ягоды».
- Февраль – Бокогрей. Беседа «Зачем нужен снег?». Роль снега в жизни растений и животных. Самая красивая снежинка. Экскурсия. Беседа о значения снега, наблюдение и зарисовка «Самая красивая снежинка». Анализ поговорки «Больше снега – больше хлеба». Коллективная работа по звеньям «Лепим скульптуру из снега». Конкурс «Снежинки» (вырезание из бумаги). Экодело «Снег под деревья».
- Проводы зимы. Праздник «Масленица». Подготовка и проведение праздника. Угощаем гостей блинами.
- Размножение растений. Расширить представления учащихся о разных способах размножения (вегетативное и генеративное). Практическая работа «Размножение растений с помощью семян» (укроп, пшеница).
- Такие удивительные растения! Разнообразие необычных растений в природе. Развитие эмоционально – ценностного отношения к миру растений. Сообщение детей о различных представителях необычных растений. Викторина «Угадай растения». Загадки, кроссворды «необычные растения».
- Март – Протальник. Экскурсия «Встречаем красавицу весну». Наблюдение за изменениями в жизни травянистых, кустарниковых и древесных растений. Первоцветы, их признаки. Работа с иллюстрациями «Раннецветущие растения». Рисунок «Пробуждение природы».
- Возвращение перелетных птиц в родные края. Фенологические наблюдения, фиксация их в тетради. Изготовление моделей скворечников. Коллективная работа по составлению списка перелетных птиц области и сроков их прилета. Стен – газета «Перелетные птицы».
- Расширить представление детей о весенних изменениях в природе. Анализ фенологических наблюдений, обобщающая беседа. Мини – сочинение «О чем просила меня…»
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений; повторить отличительные признаки разных групп растений; акцентировать внимание на значении растений в жизни человека и природы, формировать потребность положительного влияния на развитие растений, на предотвращение возможных отрицательных воздействий деятельности человека (в частности на возможные отрицательные воздействия учащихся на жизнь растений своего двора). Растение – уникальный, самоценный организм. Рассказ – сказка о любимом растении. Обобщающая беседа. Акция «Помоги растению!». Конкурс творческих работ «Жизнь растений».
- Царство грибов. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Рассказ учителя, беседа, работа с иллюстрациями. Рисунок «Второй ярус леса».
- Съедобные грибы. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Беседа, сообщения детей, практическая работа «Строение грибов». Рисунок «Съедобные грибы», памятка о правилах сбора грибов.
- Бледная поганка – королева ядовитых грибов. Формирование представлений о несъедобных грибах в области. Формирования умения оказания первой медицинской помощи при отравлении. Беседа, составление памятки. Рисунок «Несъедобные грибы».
- Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Викторина. Дидактическая игра «Угадай грибок».
- Дать представления о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Работа с иллюстрациями. Практическая работа «Выращиваем плесневые грибы (хлебные)».
- Апрель – Снегогон. Экскурсия на пришкольный участок. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). Наблюдение за набуханием почек на деревьях, раннецветущими растениями. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы. Зарисовка набухающих почек.
- Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов. Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.
- Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток. Опытническая деятельность, описание результатов.
- Май – Травень. Экскурсия «к нам пришел цветущий май». Наблюдение за цветением растений, жизнью насекомых, птиц и деятельностью человека. Работа с «Календарем природы». Рисунок «Цветущие сады» (с отражением характерных признаков мая).
4 раздел – «Заключение. Мы – юные экологи».
- Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении. Обобщающая беседа. Творческий отчет. Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка.
- Праздник «Тайник вселенной». Подготовка и проведение праздника. Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья».
- Познакомить детей с летним экологическим заданием (гербарий, фотографии, выращивание, долговременное наблюдение за каким – либо растением, животным, сочинение, чтение литературы, составление коллекций и т. д. по выбору). Совместное составление проекта экологической работы на лето, беседа на родительском собрании. Обсуждение и оценка результатов работы с детьми и с родителями.
5 раздел – «Досуговые мероприятия»
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
- Выставка рисунков, плакатов, поделок.
- Наблюдение за птицами. Фиксирование количества видов и особей.
- Викторина с экологическими заданиями.
- Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.
- Выставка поделок из пластилина и бросового материала.
- Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
- Дидактические игры: «Живое и неживое», «Отгадай мой знак», «Где живет это растение?», «Угадай по силуэту», «Жизнь в водоеме», «Угадай грибок».
- Ролевые игры: «Я - солнышко», «Мой дом лучший», «Я в гостях у природы», «Посади дерево», «Угадай растение», «Я лечу».
- Деловые игры: «Синоптики сообщают», «Прогноз погоды».
11 раздел – Экскурсии. Участие в мероприятиях.
Участие в общих мероприятиях ДДТ.
Учебно – тематический план
3-го года обучения.
Цели: Создание воспитательно – образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребенка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально – чувственной и деятельностной.
Задачи:
- воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычках ребенка;
- сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развития способности к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- развивать способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- повысить степень участия обучающихся к проектно – исследовательской и проектной деятельности.
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
теоретических |
практических |
|||
1 |
Введение |
5 |
4 |
1 |
2 |
Среда обитания |
20 |
15 |
5 |
3 |
Жизнь животных |
14 |
9 |
5 |
4 |
Моря и океаны |
27 |
20 |
7 |
5 |
Равнины |
6 |
5 |
1 |
6 |
Пустыни |
9 |
4 |
5 |
7 |
Леса |
11 |
8 |
3 |
8 |
Полярные районы |
6 |
3 |
3 |
9 |
Горы |
6 |
3 |
3 |
10 |
Реки и озера |
8 |
6 |
2 |
11 |
Реки и озера нашего края |
13 |
7 |
6 |
12 |
Влажные тропические леса |
11 |
9 |
2 |
13 |
Человек и животные |
10 |
5 |
5 |
14 |
Заключение |
20 |
7 |
13 |
15 |
Досуговые мероприятия |
20 |
- |
20 |
16 |
Экскурсии. Участие в мероприятиях |
30 |
- |
30 |
|
ИТОГО: |
216 |
105 |
111 |
Содержание программы
3-го года обучения.
Курс программы состоит из 16 разделов.
1 раздел – «Введение».
- Вводное занятие. Беседа.
- История Земли. Окаменелости. Работа со схемами «Движение плит», рассказ о рождении планеты. Земная кора – понятие. Зарисовка схемы строения планеты. Что такое «окаменелости»? Рисунок «Репортаж из прошлого Земли», анализ нескольких работ.
- Жизнь на Земле. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Игра «Что сначала, что потом?».
- Где растения и животные живут сегодня? Диалог. Сравнение животных одного вида, живущих на разных континентах (на примере верблюдовых: викунья, лама, верблюд дромадер – арабский – одногорбый, верблюд бактриан - двугорбый). Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах.
- Наблюдение в природе. Живая – неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы. Экскурсия. Игра «Живое - неживое».
2 раздел – «Среда обитания».
- Среда обитания. Природные зоны. Определение среды обитания. Просмотр презентации различных природных зон Земли. Разнообразие живых организмов. Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания.
- Изменения окружающей среды. Регулярные изменения (времена года, день и ночь, приливы и отливы). Приспосабливаемость живого мира к смене времен года (миграции, спячка), различия в поведении хищников и плотоядных. Диалог. Просмотр презентации.
- Зависимость от приливов и отливов. Жизнь на побережье. Приспособленность (на примере анемонов и др.). рассматривание иллюстраций с изображениями обитателей побережья. Игра «Угадай по силуэту».
- Жизнь днем. Взаимосвязь растений (фотосинтез) и животных, зависимость от солнца (свет и тепло). Жизнь насекомых. Работа с коллекцией насекомых.
- Наблюдения в природе. Жизнь насекомых. Зависимость от солнца и тепла. Экскурсия. Зарисовка встреченных насекомых.
- Ночная жизнь. Ночная жизнь насекомых. Приспособленность ночных животных. Сообщения детей. Игра «День - ночь».
- Сезонные изменения. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и вида осадков. Работа с картой полушарий. Беседа. Презентация «Сезонные изменения».
- Времена года на Земле. Сравнения времен года в разных географических поясах Земли (экватор, тропики, полюса). Беседа. Игра – путешествие.
- Год растения. Год животного. Сравнение циклов жизни растения (однолетние, многолетние, лиственные и хвойные деревья, корнеплоды) и животного. Диалог. Составление и зарисовка циклов жизни животного.
- Долговременные изменения. Пищевые цепочки. Путешествия по разным природным зонам. Моделирования цепи питания.
- Сообщества. Изменения сообществ. Взаимосвязь растительности, потребителей её и хищников. Изменения природы после пожара. Изменения природы после вмешательства человека. Беседа. Презентация. Выпуск листовок «Береги природу!».
- Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1 – 2 недели. Диалог. Зарисовать свои предположения.
- Пищевые цепочки и связи. Составление пищевой цепочки по заданию педагога (в разных природных зонах). Игра соревнование «Составь цепочку».
- Регулярные изменения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Беседа. Составление схемы питания.
- Наблюдение за сообществом. Нахождение сообщества в парковой зоне. Наблюдение. Зарисовка растений и животных, составление взаимосвязей.
- Циклы в природе. Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. Опыты: сжигание кислорода, нахождение кислорода в почве. Игры с воздушными шарами.
- Круговорот углерода в природе. Ископаемое топливо – нефть, уголь, их происхождение. Составление загадок по теме.
- Парниковый эффект. Явление парникового эффекта. Рассматривание схемы возникновения парникового эффекта.
- Круговорот азота в природе. Нитраты. Земледелие как вредная для Земли деятельность человека (внесение химических удобрений, загрязнение ими водоемов, отравление их обитателей и др. факторы). Работа по схеме. Экологическое проектирование.
3 раздел – «Жизнь животных».
- Жизнь животных. Размножение. Быстро и медленно размножающиеся животные. Исчезающие виды, причины: медленно размножающие животные, загрязнение среды. Беседа.
- Группы животных по способу воспроизводства. Деление животных по способу воспроизводства. Млекопитающие и яйцекладущие. Личинка – особая стадия развития животных. Диалог. Зарисовка стадий развития млекопитающих и яйцекладущих.
- Группы животных по способу воспроизводства. Видео занятие о жизни лягушек и муравьев. Стадии развития насекомых и пресмыкающихся.
- Круглый стол «В мире животных». Защита проектов – сообщений детей «Я удивлен!» о животных. Обсуждение.
- Наблюдения в неживой природе. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь растений и животных. Обсуждение рисунков и предположений с прошлого наблюдения.
- Вымирающие организмы. Понятие «вид». Причины вымирания видов: естественные и созданные человеком. Диалог. Работа в группах. Мини – сочинение «Почему…».
- Динозавры – вымерший вид животных. Обсуждение о прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Обсуждение. Создание проектов по группам «Почему вымерли динозавры? ».
- Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Рассматривание и обсуждение. Рисунок «Динозавр – гость из прошлого».
- Почему нужно защищать природу? Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Диалог.
- Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. Редкие животные. Чтение сообщений детей.
- Красная книга области. Редкие растения и насекомые. Работа с коллекцией насекомых. Акция в школе «Знай и сохраняй».
- Наблюдение в живой природе. Изменение в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязи в природе. Экскурсия. Зарисовка прилетевших на участок птиц.
4 раздел – «Моря и океаны».
- Моря и океаны. Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Соленные и пресные воды Мирового океана. Работа с картой полушарий, изучение названий. Игра – путешествие.
- Круговорот воды. Опыты с водой на выявление её свойств: прозрачность, растворяемость, испарение, замерзание и таяние. Составление схемы круговорота воды.
- Наблюдение за неживой природой. Наблюдаем осеннее небо. Как образуются облака? Из чего они? Предположения детей. Наблюдение. Игра «На что похоже?».
- Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Роль океана для жизни на Земле. Поверхность глубина, континентальный шельф, коралловые рифы. Работа по схеме строения океана. Составление сообщений об обитателях океана.
- Жизнь поверхностного слоя. Видео занятие о жизни в поверхностном слое океана (планктон, киты, дельфины, черепахи, медузы).
- Рыбы. Форма тела. Зачем рыбам хвост и плавники? (Особая форма тела). Косяки рыб – жизнь группами. Беседа.
- «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. О многообразии аквариумных рыб. Дети читают сообщения. Рассматривание иллюстраций. Игра «Кто больше назовет название рыб?».
- Поле чудес «Знатоки мира рыб». Занятие – игра с целью обобщения знаний детей. Игра. Награждение победителей.
- Глубины океана. Жизнь на дне. Приспособленность животных, обитающих на дне. Светящиеся во тьме. Беседа.
- Дно океана. Видео занятие. Глубоководные хищники и их жертвы. Рисунок «Жители морских глубин».
- Коралловые рифы. Жизнь коралловых полипов. Различные виды кораллов. Рассказ педагога. Зарисовка кораллов.
- Животный мир рифов. Видеофрагмент «Жизнь рифа». Многообразие животного мира рифов, совместная жизнь некоторых видов.
- Наблюдение за живой природой. Поведение птиц (зимующих, кочующих). Наблюдение. Мини – сочинение от имени птицы, живущей в холодное время года.
- Рифы в опасности. Составление схемы: жизнь рифа, видеофрагмент о жизни рифа. Чтение рассказов об обитателях рифа. Рисунок «Обитатели рифов».
- Берега. Приливная жизнь. Понятие «берег». Различные виды берегов. Приливы и отливы, приспосабливаемость животных. Беседа.
- Прибрежные птицы. Морские водоросли. Особое строение клюва и лап прибрежных птиц. Рассматривание изображений клювов и лап прибрежных птиц. Игра «Чей клюв».
- Наблюдение за неживой природой. Осадки. Виды осадков. Наблюдение за осадками.
- Нефтяные загрязнения. Сбор сведений о загрязнении Мирового океана. Работа со статьями по экологии. Выпуск листовки «Нет нефтяным загрязнениям!».
- Экологический проект «Чистый берег». Подготовка и защита проектов в группах «Безопасная перевозка нефти», «Способы очищения от нефтяных пятен», «Кто пострадает от нефтяного прилива?». Защита проектов.
- Особый мир эстуарий. Как образуются эстуарии. Приспособленность растений и животных к жизни в эстуарии (лосось, угорь, волосатые черви, креветки). Беседа. Сообщение детей.
- Мангровые болота и странные их обитатели. Понятия «воздушные корни»; «прыгун», «брызгун», «четырехглазая рыба»; «ламантин»; «краб - скрипач»; «носатые обезьяны». Иллюстрированная беседа.
- Острова. Как создаются острова. Понятие «остров». Самый большой остров – Гренландия. Два пути образования островов (отделение от материка – Мадагаскар, Новая Зеландия; вулканический – Гавайские, Галапагосские острова). Презентация. Географическая игра «Найди и покажи».
- Гости островов. Животные новых островов. Птицы – альбатрос, фрегат, олуша, тупик. Сообщения детей. Решение экозадачи «Когда на новом острове вырастет сад?».
- Наблюдение за живой природой. Жизнь растений – травы, кустарники, деревья. Экскурсия. Зарисовка состояний почек, веток и травы.
- Древние растения и животные новых островов. Чем старше остров, тем больше отличается его растительность и животный мир от материковых. Диалог. Игра «Найди 10 отличий».
- Нелетающие птицы. Люди на островах. Нелетающие птицы – обычное явление на островах (киви, какапо, тахаке). Появление людей ведет к вымиранию видов животных (новозеландская лиса, сумчатый волк, лемур). «Как вести себя в природе? » - выроботка правил для посетителей новых островов.
- Итоговый урок по теме «моря и океаны». Брейн – ринг, подготовленный по вопросам, составленным детьми, их сообщениям, рисункам. Игра.
5 раздел – «Равнины».
- Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Понятие «равнина». Луга и пастбища. Времена года на равнинах в разных климатических поясах. Работа с картой климатических поясов. Игра «найди отличия» (равнины и горы, леса и пустыни…).
- Африканская саванна. Сообщества животных. Естественные пастбища Африки, животный мир. Жизнь стадами, семейными группами. Птицы – падальщики. Беседа, рассматривание иллюстраций. Разукрашивание альбома «Животные Африки».
- Равнинные хищники. Покровительственная окраска и другая приспособленность хищников. Чтение сообщений детьми. Составление пищевых цепочек.
- Видео занятие «Львиный прайд». Жизнь семейства львов в Африканской саванне.
- Наблюдение за живой природой. Личинка – форма зимовки насекомых. Наблюдение за жизнью личинки. Наблюдение.
- Жизнь под землей. Колонии насекомых. Роющие животные. Видеофрагмент «Жизнь муравьев». Термиты – вид муравьев, их жилища. Подготовка сообщения «Многообразие подземных жителей».
6 раздел – «Пустыни».
- Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. 1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие холодные пустыни. Оазис. Беседа. Работа с картой полушарий. Географический диктант.
- Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. Сообщения детей. Игра «Кто где живет?» (приспособленность животных).
- Дождь в пустыне, жизнь насекомых. Зависимость циклов жизни от осадков. Насекомые хищники. Видеофрагмент «После дождя в пустыне». Составление пищевых цепочек.
- Растущие пустыни. Роль человека. Важность растений для сухих районов. Работа с экологической литературой. Игра «Кто где живет?».
- Наблюдение за неживой природой. Осадки. Наблюдение за количеством осадков, их роль для растительного и животного мира нашего края.
- Экологический проект «нет продвижению пустынь!». Что делать человеку чтобы остановить рост пустынь. Диалог. защита проектов по группам.
- Пустыни Евразии. Подготовка и чтение детей о жителях пустынь Евразии. Работа со справочной литературой, атласом, картой Европы.
- Наблюдение за живой природой. Птицы нашего двора. Экскурсия. Оборудование кормушек, выявление видов кормов для различных птиц.
- Итоговое занятие. Путешествие по карте животного мира. Урок – путешествие. Игра «Угадай, где я был».
7 раздел – «Леса».
- Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. 1/3 поверхности Земли покрыты лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса. Работа с картой полушарий. Мини – сочинение «Зачем мы сажаем леса?».
- Времена года. Жизнь лиственного леса. 4 времени года. Зависимость жизни обитателей леса от времен года. Видеофрагмент. Сообщение об обитателях лиственного леса.
- В верхнем ярусе леса. Жизнь насекомых и птиц, их многообразие. Диалог. Разукрашивание альбома «Птицы».
- Лесная подстилка. Живые организмы в лесной подстилке, их роль в жизни леса. Беседа. Цепи питания.
- Подготовка экологического проекта «Жизнь леса». Самостоятельная подготовка проекта о жизни лесных обитателей. Работа с экологической литературой. Сюжетно – ролевая игра «Жители леса».
- Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах. 1/10 поверхности Земли – хвойные леса. Жители хвойных лесов. Работа с картой природных зон. Игра «Узнай по описанию».
- Жители северных лесов. Исчезающие виды животных. Норки, соболи – редкие виды. Работа с экологическими справочниками. Чтение сообщений о жителях северных лесов. Составление цепи питания.
- Наблюдение – сравнение. Сравнение природы своего края и северных лесов. Наблюдение. Диалог.
- Сухие и жаркие леса Австралии. Зоны полупустынь. Причины своеобразного растительного мира. Работа с картой полушарий. Географический диктант.
- Своеобразие и неповторимость животного мира Австралии. Сумчатые животные. Разнообразие насекомых, птиц, обитателей леса. Просмотр видеофрагмента о животном мире Австралии. Сообщения детей. Составление цепи питания обитателей животного мира Австралии.
- Занятие – игра «узнай по описанию». Роль человека в изменении животного мира Австралии. Угадывание по описанию животных – жителей Австралии. Игра.
8 раздел – «Полярные районы».
- Полярные районы. Арктика. Полярные времена года. Выживание на холоде. Работа с картой природных зон и картой полушарий. Игра «Кто где живет?»
- Полярные районы. Антарктика. Ледяной материк. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. Работа с картой природных зон и картой полушарий. Игра «Кто где живет?»
- Видео занятие «Путешествие в Антарктиду». Роль человека в освоении и покорении холода. Просмотр видеофильма о жизни в Антарктиде.
- Наблюдение за неживой природой. Сравнение климата нашего края и полярных областей. Наблюдение.
- Животный мир полярных районов. Общие черты и различия видов животных, обитающих на севере и юге Земли. Сообщение детей. Составление цепи питания.
- Наблюдение за живой природой. Наблюдение за кормлением птиц, прилетающих к кормушкам. Зарисовка птиц.
9 раздел – «Горы».
- Горы. 5% поверхности Земли – горы. Горные цепи. Работа с географической картой.
- Жизнь в горном климате. Африканские горы, Альпы, скалистые горы в Сев. Америке, Анды, Гималаи – своеобразие животного мира. Работа с картой полушарий. Сообщения детей.
- Изолированная жизнь в горах. Одинаковые привычки животных, живущих в различных географических точках. Беседа. Игра «Узнай по описанию».
- Редкие животные. Горная горилла (Африка), очковый медведь (Анды), выхухоль (Европа). Сообщения детей. Составление списка редких животных гор по справочной литературе.
- Составление макета «Жизнь в горном климате». Пищевые цепочки и связи, приспособленность животных. Практическая работа. Составление цепи питания.
- Наблюдение за живой природой. Наблюдение за поведением пернатых в морозные дни.
10 раздел – «Реки и озера».
- Реки и озера. Пресная вода. Осадки. Беседа. Мини – сочинения «Как образуются реки и озера?».
- Путь реки. Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Конго, Нил, Амазонка, Волга, Лена). Работа с картой. Географическая игра «Покажи на карте».
- Получение кислорода под водой. Жители рек – рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров – через трубочку, жук – карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа. Мини – сочинение «Почему рыба не любит сушу?».
- Пресноводные растения и животные. Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщение детей о жителях пресных водоемов. Игра «Кто где живет?»
- Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов. Кислотные дожди. Нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод – причина загрязнения водоемов. Беседа. Презентация. Рисунок – плакат «Не навреди!»
- Жизнь у рек и озер. Обитатели рек и озер. Водоплавающие и млекопитающие (перепончатые конечности). Диалог. Описание приспособленности обитателей берегов рек и озер.
- Околоводные птицы. Особое питание, перья и другие приспособленности. Беседа. Составление цепи питания.
11 раздел – «Реки и озера нашего края».
- Животный мир возле рек и озер области. Природа области – благоприятная среда обитания животных возле водоемов. Работа с Красной книгой области. Игра «Кто больше назовет?»
- Неповторимый мир поймы. Беседа о редкой красоте, животном мире. Презентация. Сообщения детей.
- Заповедники заказники. Создание заповедников и заказников. Сообщения детей, беседа. Мини – сочинение «Зачем нам заповедные земли?»
- Экскурсии в краеведческий музей. Знакомство с видами животных, населяющих наш край. Наблюдение, диалог.
- Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Наблюдение. Выступление детей.
- Наблюдение за поведением животных, обитающих на улице. Бездомные животные. Причины появления. Способы выживания. Наблюдение.
- Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за изменением цвета неба, форм облаков. Диалог. Сочинение «Весеннее небо».
- Итоговое занятие за 3-ю четверть. Обсуждение пройденного материала. Наблюдение. Тестирование.
- Наблюдение за живой природой. Наблюдение за прилетом птиц (трясогузка - ледоломка). Наблюдение. Работа с Красной книгой. Изготовление листовок.
- Подготовка акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге области. Чтение рассказов. Изготовление листовок.
- Акция «Сохраним первоцвет!». Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям поселка (распространение в виде листовок - призывов). Практическая работа.
- Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за почвой.
- Викторина «День птиц». Игра – викторина. Награждение победителей.
12 раздел – «Влажные тропические леса».
- Амазонка – неповторимый тропический мир. Растения и животные –гиганты (водяная лилия, водосвинки, рыба арапайма). Беседа. Презентация. Рисунок «Удивительные животные».
- Животный мир Амазонки. Хищники, ядовитые животные. Пресноводный дельфин и др. диалог. Сообщения детей.
- Влажные тропические леса. Приспособленность животного мира (гладкая кожа, множество холоднокровных, сильные клювы для продвижение через листву, умение лазать). Работа с картой животного мира. Игра «Угадай по описанию»
- Наблюдение за неживой природой. Солнце и ветер. Их влияние на климат. Наблюдение.
- Истребление влажных лесов. Уничтожение влажных лесов под сельскохозяйственные угодья, строительство дорог. Работа с экологическим справочником. Мини – сочинение «Если бы у животных был выбор».
- Карабкающиеся и парящие. Цепляние – необходимая приспособленность живущих на деревьях (лемур, долгопят, удав). Летающие ящерицы, лягушки, шерстокрыл. Диалог. Сообщения детей.
- Поддержание контактов. Презентация «Жизнь во влажном лесу». Тропический лес – очень шумное место. Обезьяна – ревун распространяет звук на 5 км. Увеличенные глаза и уши – необходимость.
- Обезьяны. Различные виды приматов. Сообщества. Диалог. Сообщения детей.
- Хищники влажных лесов. Кошки и друг хищники. Диалог. Сообщение детей.
- Краски во влажном лесу. Яркие цвета, маскировка, многообразие райских птиц, цветовые шутки. Рисуем птиц тропиков.
13 раздел – «Человек и животные».
- Ролевая игра – «Это се кошки». Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Диалог. Ролевая игра.
- Жизнь среди людей. Жизнь в городах. Человек и животное. Беседа. Изготовление кормушек для птиц.
- Домашние животные. Рассказы детей о своих питомцах. Сообщения детей. Конкурс рисунков «Мой питомец».
- Викторина «Собаки – наши друзья». Игра – викторина по породам собак. Игра. Награждение победителей.
- Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за животными: птиц, кошки, собаки. Их жизнь с приходом тепла. Экскурсия.
- Люди и паразиты. Понятие – паразиты. Питание за счет других. Беседа. Работа сос справочной литературой.
- Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. «Жизнь бактерий и вирусов» - презентация. Полезные и вредные вирусы, бактерии. Иммунная система человека. Мини – сочинение «Защити себя».
- Исчезающие виды животных. Почему исчезают животные? Диалог. Сообщение детей.
14 раздел – «Заключение».
- Практическое занятие. Высотка семян в горшочки. Наблюдение. Практическая работа.
- Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за изменением долготы дня, высотой солнца в полдень.
- Защита животных. Организация заповедников, национальных парков, выращивание отдельных редких животных в зоопарках, возвращение их в дикую природу. Диалог. Работа с Красной книгой. Сообщение детей.
- Наблюдение за неживой природой. Почки деревьев, кустарников, рост травянистых растений. Условия, необходимые для пробуждения почек. Наблюдение.
- Практическое занятие. На пришкольном участке – подготовка почвы к посадке цветущих растений. Практическая работа.
- Наблюдение за живой природой. Внесение в тетрадь записей, фиксирующих развитие проращиваемых семян. Наблюдение.
- Подготовка к празднику. Изготовление костюмов, разучивание сценок.
- Практическое занятие. Посев сухих семян в почву. Практическая работа.
- Наблюдение – экскурсия. Наблюдение за насекомыми.
- Брейн – ринг «В мире животных». Игра. Редкие и исчезающие виды. Награждение победителей.
- Поход. Расчистка места для отдыха от мусора. Практическая работа.
- Круглый стол. Совместно с родителями беседа о необходимости беречь и защищать природу. Диалог. Подведение итогов.
- Практическое занятие. Работа на пришкольном участке. Практическая работа.
- Начни с себя! Акция (проводится по классам школы) с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ. Выступление детей. Подведение итогов. Задания на лето.
15 раздел – «Досуговые мероприятия».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
- Выставка рисунков, плакатов, поделок.
- Викторины с экологическими заданиями.
- Игры «Что сначала, что потом?», «Живое-неживое», «Угадай по силуэту», «День - ночь», игра путешествие, «На что похоже?», «Кто больше назовет название рыб», «Чей клюв?», «Найди десять отличий», «Кто, где живет?», «Угадай где я был», «Узнай по описанию», «Знатоки мира рыб».
- Игра – соревнование «Составь цепочку».
- Игра с воздушными шарами.
- Ролевая игра «Это все кошки».
- Сюжетно – ролевая игра «Жители леса».
- Географическая игра «Найди и покажи».
- Брейн – ринг «В мире животных».
- Выпуск листовок «Береги природу», «Нет нефтяным загрязнениям!».
- Акция «Знай и сохраняй!», «Сохраним первоцвет!», «Начни с себя».
- Экологические проекты «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле», «Почему вымерли динозавры?», «Чистый берег!», «Нет продвижению пустынь», «Жизнь леса».
- Конкурс рисунков «Мой питомец», «Динозавр – часть из прошлого».
- Видео занятия: «Львиный прайд», «Жизнь рифа», «О жизни поверхностном слое океана», «Жизнь муравьев», «Путешествие в Антарктиду».
16 раздел – Экскурсии. Участие в мероприятиях.
Участие в общих мероприятиях ДДТ.
Методическое обеспечение программы
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимодействиях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Проведение викторин, после изучения определенных тем.
- Организация контроля по теоретическим знаниям (анкетирование, опрос по карточкам, тестовые задания).
- Каждое занятие завершается обсуждением полученных результатов, которые вряде случаев может приобрести форму дискуссии.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются:
- Ролевые, дидактические, имитационные игры,
- Творческие задания,
- Опыты и практические работы,
- Изготовление поделок из природных материалов,
- Экскурсии и прогулки в природу,
- Моделирование,
- Театрализованные представления,
- Экологические акции,
- Знакомства с определителями, гербаризация, составление памяток.
При реализации данной образовательной программы будут использованы:
- Иллюстрации с изображениями птиц, животного, растительного мира.
- Иллюстрации с картин русских художников.
- Иллюстрации с изображением времен года.
- Иллюстрации по правилам поведения в лесу.
- Рисунки с изображением бытовой техники.
- Картинки с изображением народов нашей страны.
- Фотографии с изображением кошек и собак.
- Схемы, таблицы, плакаты.
- Ребусы, кроссворды.
- Карты, глобусы.
- Природные материалы.
- Инструктивные карточки.
- Комнатные растения.
- Семена растений.
- Художественная литература.
- Энциклопедическая литература.
- Костюмы сделанные своими руками.
- Учебные фильмы.
- Аудиозаписи.
- Рисунки детей.
Педагогические технологии, применяемые на занятиях.
- Технология личностно – ориентированного обучения.
- Технология коллективно – творческой деятельности.
- Игровые педагогические технологии.
- Информационные технологии.
- Компьютерная технология.
- Технология проблемного обучения.
- Технология развивающего обучения.
- Проектное обучение
Литература
Для педагога:
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2/М. Аксенова, С.Измайлова.-М.: Аванта+,1995.
- Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. /Волгоград: Учитель, 2011. -331с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Ф. Виноградова. – М., 1996.-С.35-42.
- Грехова Л.И. В союзе с природой, -М.,2000.-С.88.
- Дмитриева Н.Я., И.П. Товпинец «Естествознание» Пробный учеб. – М.: Просвещение,2002.
- Королева А.В. «Естествознание для малышей» журнал «Начальная школа» 1998г. №10.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми».
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение,2001.
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники)
- Рыжова Н.А. «Наш дом - природа» Журнал «Начальная школа»1998г. №10.
Для обучающихся:
- Атлас животных/ Ю.К. Школьник, Ю.Е. Золотарева. – М.: Эксмо, 2011. – 96с.: ил.
- Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» Животные. – М.: ЗАО «Росмэн»,2006г.
- Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО «Росмэн - Пресс»,2007г.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Аст»,2001г.
- Какие бывают растения. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2013. – 64с.: ил. – (Библиотека школьника).
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Сост. Л.А. Багрова – М.: Тко «АСТ»,1995г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./ Сост. П.Р. Ляхов – М.:Тко «АСТ», 1999г.