Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

На сегодняшний день проблема здоровьесбережения в образовании очень важна и актуальна. Остановимся только на трех факторах (а их, несомненно, больше), обуславливающих необходимость решения данной проблемы на всех уровнях образовательного учреждения: школы и администрации, класса и классного руководителя, отдельно взятого ученика и каждого педагога.

Во-первых, обратим внимание на статистические данные, касающиеся состояния здоровья детского населения страны и вызывающие очень серьёзные опасения специалистов. На фоне резкого снижения качества жизни сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых» и «среднезрелых» детей по готовности к обучению. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает различными невротическими синдромами. 30-35% детей на момент поступления в школу уже имеют хронические заболевания.

Во-вторых, внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, замена традиционных образовательных программ альтернативными без должного педагогического и медицинского обоснования, зачастую, приводят к неадекватному увеличению нагрузки на детей, переутомлению и, как следствие – развитию патологических состояний. В современной школе до 80 % учащихся подвергаются неоправданному стрессу, что в большой степени способствует раннему формированию хронической патологии и её прогрессированию.

В-третьих, здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.

Таким образом, на передний план выходит забота о здоровье ради здорового человека, в рамках которой необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Данная проблема нашла отражение в важнейших государственных документах, определяющих стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривала создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях предполагала проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: как задача-минимум и задача-оптимум.

Задача-минимум отвечала фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!» и заключалась в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда – это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье человека на рабочем месте. «Рабочее место» школьника – это его парта, класс, школа; его основная деятельность – учеба, и задача педагога состоит в том, чтобы по возможности защитить тело и психику ребёнка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов (эколого-гигиенических или природно-средовых, организационно-педагогических, психолого-педагогических).

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет. Хотя смысл этого понятия исторически более давний: с середины XIX века многие врачи отмечали значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний – установили большой процент нарушений зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. В 1870 г. немецким врачом Р. Вирховым в научный оборот введено понятие «школьные болезни». Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.

Итак, если философия образования отвечает на вопрос «Зачем учить?», а содержание образования – «Чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «Как учить?». С точки зрения здоровьесбережения, ответ такой: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Итак, если главной целью образовательной технологии является достижение заданного результата в обучении, воспитании и развитии, то здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья». На практике – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития – задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитать у него культуру здоровья.

Можно выделить несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:

  1. Медико-гигиенические технологии – включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов «горного воздуха» и т.п. – также элементы этой технологии.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители коммунальных служб и т.д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
  5. Технологии обучения здоровью наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, на обучении на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

О реализации в школе здоровьесберегающих технологий можно говорить только в том случае, если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе. Приверженность школы идеям здоровьесбережения может проявляться в различной степени. Это может быть:

во-первых, использование отдельных методов, направленных на нейтрализацию неблагоприятных факторов (таких как – недостаточная освещенность, необеспеченность горячим питанием и т.п.); на активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (например, проведение физкультминуток, введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.);

во-вторых, внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др.;

в-третьих, комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Благодаря комплексному подходу решаются не только задачи защиты здоровья учащихся, но и задачи формирования у них культуры здоровья, осознания ценности и значимости здорового образа жизни.

При любом аспекте рассмотрения важнейшим элементом здоровьесберегающей технологии является диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат.

Основной формой педагогического процесса является урок, поэтому для учителя очень важно правильно его организовать. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья.

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Вспомним основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
  • в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
  • обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • обязательно осуществление контроля научности изучаемого материала;
  • необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
  • необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха, эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
  • включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
  • для увеличения работоспособности и подавления утомляемости необходимо включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью – 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
  • обязательный элемент – целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в итоговой его части.

В связи с вышеперечисленными требованиями учитель должен уметь:

  • анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
  • владеть основами здорового образа жизни;
  • устанавливать контакт с коллективом учащихся;
  • наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
  • прогнозировать развитие своих учащихся;
  • моделировать систему взаимоотношений в условиях здоровьесберегающей педагогики;
  • личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Остановимся на нетрадиционном использовании информационно-коммуникативных средств в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, к ним относятся: программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). Использование данных средств может быть очень интересным и эффективным в деле формирования у учащихся позитивного отношения к здоровью, активной жизненной позиции (как показателя социального здоровья), так как позволяют вовлекать в активную творческую деятельность самих учащихся.

Мультимедиа. Использование учителем (мультимедийных) аудиовизуальных образов в процессе обучения – очень действенный метод, так как предполагает включение всех важнейших способностей восприятия человека. Однако проблема в том, что готовых мультимедийных продуктов на тему здорового образа жизни не так много, а их приобретение требует финансовых затрат. В связи с этим, целесообразно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких продуктов. Например, в рамках конкурса видероликов, анимационных мини-фильмов, слайдовых презентаций, плакатов и т.п. В рамках общей темы «Здоровому образу жизни – ДА!» или конкретных тем (например, о вреде курения). Главное – чтобы авторский замысел произведения отражал не только проблему, но и заставлял задуматься, побуждал к положительным действиям. Основная идея таких мероприятий в том, что лучшие произведения должны «работать» в дальнейшем – на уроках, общешкольных мероприятиях, в качестве социальной рекламы в средствах массовой информации, в Интернете.

Средства массовой информации. Возможно, первый вариант творческого конкурса может показаться слишком сложным и по организации и по реализации. Но каждый учитель в рамках своего предмета может определить тему и форму творческого задания, связанного с ценностью здоровья: написание проблемного эссе, сочинение сказки, составление задачи, оформление фотосюжета, коллажа. Лучшие работы можно разместить в городских печатных изданиях, целевой аудиторией которых являются школьники (газета «Сами», журнал «Школьный двор», журнал для старшеклассников и студентов «Я студент»).

Создание школьного радио здоровья, издание школьной газеты, в том числе – электронной версии, вестника для родителей и др. – все это интерактивные формы образования детей в сфере здоровья.

Для организации учебно-образовательного процесса, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, учитель должен обладать профессиональной компетентностью в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном самообразовании. Создание общешкольной методической базы по вопросам здоровьесберегающей педагогики позволило бы использовать общий информационный ресурс и учителям, и учащимся.

Право свободного выбора программ, технологий и методов обучения привело к существенному увеличению аудиторной и внеаудиторной нагрузки на обучающихся, при сохранении исходных санитарно-технических условий воспитания и обучения. В связи с этим, основная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников – требует пристального внимания и решения. Ведь здоровье учащихся – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования.