«Заседание ученого совета»
МДОБУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Светлячок» Октябрьского района
Автор: Андреева Евгения Юрьевна, воспитатель
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе
общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет (итоговое)
Тема: «Заседание ученого совета»
Образовательная область «Познание»
Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: доказать, что вещество, находящееся в черном ящике – соль.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления детей о соли и ее свойствах: вещество белого цвета, не имеет запаха, растворяется в воде, растворяет лед,соль соленая на вкус; формировать умение ставить проблему, выдвигать предположение, доказывать его путем опытов и наблюдений, опираясь на карты – схемы; делать выводы.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе в лаборатории, желание соблюдать технику безопасности, испытывать радость от экспериментирования, совместного труда.
Материалы:
- черный ящик, внутри которого емкость с солью;
- схемы для проведения опытов: «Соль растворяет лед», «Плотность соленой воды»;
- схемы этапов;
- оборудование для проведения опытов: соль, кусочки льда, яйца, стаканчики с водой, ложечки по количеству детей; таз с водой, мешочки с солью, глиной, горохом, песком;
- энциклопедия;
- проектор (презентация к НОД)
Предварительная работа: НОД: «Волшебница соль», «В гости к хозяйке медной горы», «Зимние пейзажи» (рисование солью), «Маму очень я люблю, ей подарок подарю» (изготовление подарков мамам к 8Марта с использованием крашенной соли); проведение опытов с солью: «Растворимость веществ», «Тонет – не тонет», «Выращивание кристаллов», окрашивание соли и другие; чтение сказок, рассказов, стихотворений, загадок о соли.
Ход занятия:
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем!
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся,
подойдем к гостям и прикоснемся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.
- Ребята, я открываю заседание ученого совета. А меня вы узнали? Я - магистр исследовательских наук, а это значит, что сегодня мы с вами будем заниматься исследованием.
А где проводят исследования? (В лаборатории).
А кто работает в лаборатории? (Ученые, научные сотрудники).
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не кричать.
- Не трогать без разрешения.
- Не пробовать на вкус.
- Соблюдать осторожность.
- Работать только на своем месте.
- А теперь посмотрите на экран, проверьте себя. Всё верно? Молодцы!
Предлагаю вам занять свои места за столом (звучит музыка, вношу черный ящик).
- Что это? (Черный ящик).
- Как вы думаете, что в нём? Давайте откроем и посмотрим (открыли).
- Что это? Ваши предположения? (соль, сахар, мука…)
Большинство ребят решили, что это соль, а теперь давайте докажем это.
А доказывать мы будем с вами поэтапно (показываю на экране этапы).
Первый этап: «Подумай сам?»
Нужно вспомнить, что мы знаем о соли.
- Что такое соль? (белое вещество, природный элемент, состоит из кристаллов)
- Какие свойства соли вы знаете? (не имеет запаха, растворяется в воде, растворяет лёд, солёная на вкус).
- Какие виды соли вы знаете? (мелкая, крупная, пищевая, морская, йодированная, техническая).
- Для чего она нужна? (добавляют в пищу, консервация, в лечебных целях, посыпают зимой дороги, чтобы не было скользко).
Переходим ко второму этапу: «Эксперименты».
Я предлагаю вам пройти в исследовательскую лабораторию. Занимайте свои места. Давайте докажем, что это вещество соль.
Посмотрите на схему. Давайте вспомним, какой опыт на этой схеме (на блюдце кусочки льда посыпаем солью, лёд трещит и тает).
Предлагаю вам самостоятельно провести этот опыт и доказать свои предположения (дети проводят опыт).
- Что происходит со льдом? (лёд трещит, тает).
- Почему? (потому что посыпали солью).
Значит, мы можем предположить, что данное вещество - соль.
Физкультминутка:
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?
И переходим к следующему этапу: «Узнай из книги».
- А как вы думаете, в какой книге можно узнать, что-то новое, интересное о соли? (в энциклопедии, научных журналах).
Я сама недавно листала энциклопедию и хочу с вами поделиться этой информацией (читаю слайды о сталактитах).
«Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Терапевтическое воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшает состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление».
- Ребята, какую пользу приносят соляные пещеры? (обладают лечебными свойствами). Молодцы!
Мы продолжаем и переходим к следующему этапу: «Реши задачу».
«Корабль перевозил груз из одного порта в другой. На своем борту он вёз мешки (показываю) с солью, горохом, песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но в это время случился шторм. Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением и он стал тонуть. Но, к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли людей. С грузом было сложнее, достали из воды все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки были пустые».
- Как вы думаете, какие мешки были пустые и почему?
- Почему вы так думаете?
Вот тазик, давайте представим, что это море, а рядом стоят такие же мешочки как на корабле, но случился шторм и все мешки упали в воду.
Мы предположили, что наше вещество – это соль и тогда она должна раствориться.
Проверим опытным путем? Дети опускают все мешочки в воду, а затем достают их.
Один мешок оказался пустым. Как вы думаете, что было в этом мешке? (соль) . Почему? (соль растворяется в воде). Насыпаем вещество из черного ящика в мешочек, опускаем в воду. Что происходит? (мешочек пустой, вещество растворилось). Вывод: вещество из черного ящика – соль.
И мы переходим к следующему этапу: «Спроси у человека»
(дети задают вопросы взрослым: Что будет с яйцом, если его положить в чистую воду? А в соленую воду? Почему?)
- А давайте проверим? Перед вами схема и я предлагаю вам провести этот опыт самостоятельно и сделать вывод (дети проводят исследование и делают выводы).
Вывод: яйцо в соленой воде плавает на поверхности, соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Молодцы! Значит, наше вещество – соль.
И переходим к заключительному этапу: «Посмотри фильм»
(Смотрим фрагмент из которого дети узнают где и как добывают соль.)
Теперь вы знаете, как добывают соль, какое озеро самое соленое (Баскунчак в Астраханской области).
Давайте пройдем за стол заседаний.
Можем ли мы теперь сказать, что данное вещество соль? (Можем).
Представьте свои доказательства (Соль растворяется в воде, соль растворяет лёд, предметы не тонут в соленой воде, т.к. плотность соленой воды выше).
- Сейчас наступит важный момент. Подошло время сделать доклад. Кто хочет выступать?
(Ребенок, желающий сделать доклад, надевает мантию и, опираясь на символы – этапы исследования, рассказывает, что он узнал о соли.Дети, выслушав выступление, дополняют докладчика).
Наше исследование закончено.
Всем спасибо!
Заседание учёного совета завершено!