тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

Занятие с элементами СПТ «Мои ресурсы или Что мне поможет успешно сдать ЕГЭ»

Сценарный план занятия с элементами СПТ

ФИО педагога-психолога

Козленко Анна Александровна

Место работы

МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа».

Возрастная группа

11 класс

Образовательная область

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Тема занятия

«Мои ресурсы или Что мне поможет успешно сдать ЕГЭ»

Форма занятия

Занятие с элементами СПТ

Дидактическое обеспечение занятия, ИКТ.

Мультимедийная презентация, материалы для работы: бумажный циферблат по числу участников, листы, ручки, материалы для творческой работы, заготовка дерева «Дерево ресурсов», музыка для медитации, помещение сенсорной комнаты, кресло-мешки, пуфы.

Структура занятия

  1. Разогрев, разминка
  2. Погружение в тему
  3. Информационно-практический блок.
  4. Релаксация
  5. Творческая работа
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.

Цели и задачи занятия

Цель: психологическая подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  1. Развивать способность оценивать внешние и внутренние ресурсы для достижения цели.
  2. Обучать приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.
  3. Обучать приемам перевода иррациональных убеждений в рациональные.
  4. Нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ.
  5. Развивать навыки самоконтроля.
  6. Развивать уверенность в себе.
  7. Развивать коммуникативную компетентность.

Методы и приемы

  1. Метод «Мозгового штурма».
  2. Метод когнитивной психотерапии.
  3. Медитация или метод чувственного осознавания (телесно-ориентированной терапия).
  4. Арт-терапия.
  5. Практический метод.
  6. ИКТ.
  7. Метод рефлексии.

Использованная литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
  2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога – Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.
  3. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
  4. Тренинг по сказкотерапии /Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - Спб.: Речь, 2006. – 176 с.
  5. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая    подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.
  6. Чибисова М.Ю.Психологическая подготовка в ЕГЭ. Работа с  учащимися, педагогами, родителями. -М.: Генезис, 2009.

Ход занятия

Этапы работы

Задачи

Содержание этапа

Время

Разогрев, разминка

 

 

 

1.Способствовать созданию атмосферы вовлеченности, эмоционального комфорта, раскрепощения.

 

Добрый день, рада вас видеть, и хочу пожелать вам, чтобы каждый сегодня приобрел что-то полезное для себя.

Упражнение «Циферблат»

«В свободном перемещении по аудитории, в течение 3 минут, Вам необходимо назначить встречу одноклассникам, при этом встречи должны быть назначены всем участникам группы».

(Дополнительно никаких инструкций не дается. Таким образом, учащиеся могут сами смоделировать время встречи, например, каждый час, или в 8.15 мин., или собраться группами в определенный час, или всем классом в одно время).

3 мин.

Погружение в тему

 

1. Создать положительный настрой на работу.

2. Стимулировать  интерес учащихся и обеспечение принятия ими цели деятельности.

3. Сформулировать эффективные способы снятия напряжения.

 

 

 

Всем известно, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, ситуацией повышенной ответственности, ситуацией, вскрывающей «слабые места» выпускника. Таким образом, необходимо научиться видеть свои ресурсы, оценивать степень их развитости, а также оценивать влияние внутренних ресурсов на способ достижения поставленной цели. Сообщение темы. Слайд 1

«Теперь осуществите одну из встреч с одноклассниками. Во время осуществления встречи узнайте и запишите, какие способы снятия нервно-мышечного напряжения существуют, как человек справляется со стрессом. Время встречи - 3 минуты» (Метод «Мозгового штурма»)

Выделенные способы записываются на плакат: «Способы снятия нервно-мышечного напряжения»».

Теперь отметьте:

-пунктирной линией «Способы, которые вы используете в настоящее время»

-сплошной линией «Способы, которые работают и помогают вам»

-отметьте галочкой «Способ, который хочу попробовать использовать в будущем»

На плакате отмечаются способы. Желающие высказываются.

Спасибо! Мы увидели какие способы используются вами для снятия напряжения, какие вы считаете эффективными, и какие способы хотите попробовать в будущем.

7 мин.

Информационно-практический блок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация

 

 

Творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

1. Способствовать снятию мышечного напряжения используя технику медитации.

2 Способствовать формированию умения видеть зависимость эмоций от убеждений, а не от внешней среды.

3. Способствовать снятию эмоционального напряжения, активизации группы.

4. Обучать приемам перевода иррациональных убеждений в рациональные.

5. Нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ.

6.  Развивать способность оценивать внешние и внутренние ресурсы для достижения цели.

7. Закрепить ощущение уверенности, настроить на успех.

 

 

 

Техника медитации через метод чувственного осознавания «Волшебная поляна» Слайд 2

Материалы: музыка, текст «Волшебная поляна».

Необходимо дать описание любой сцены, в которой задействовано несколько сенсорных модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, кинестетический, вкусовой, тактильный образы). Происходит осознание «здесь и теперь».

Вы отметили, что самым популярным способом снятия нервно-мышечного напряжения является релаксация, расслабление.Действительно, нередко множество проблем у взрослых и детей создаются от того, что жизнь, как правило, протекает только в двух временах: в Прошлом и Будущем. Думая о прошлых ошибках и достижениях, мы психологически находимся в Прошлом. Строя планы, генерируя опасения и тревоги, мы фактически находимся в будущем. А где же тогда Настоящее? Что же называется жизнью? Ведь жизнь включает в себя наши ощущения, мысли, эмоции «здесь и сейчас». Для работы с настоящим помогают релаксационные сказки и упражнения.

Предлагаю вам, окунуться в Настоящее, почувствовать себя «здесь и сейчас», расслабиться.

Очень важно учиться, не просто получать удовольствие от этих процессов, но и формировать связь позитивного образа с телесными ощущениями. Ведь, уверенность рождает спокойствие, сосредоточенность, а неуверенность - тревогу, сомнение и дезорганизует.

Упражнение«Пять причин». Слайд 3

Метод когнитивной психотерапии

А сейчас поработаем с мыслями! Подумайте и запишите пять причин, по которым вы решили успешно сдать ЕГЭ.

Я решил сдать ЕГЭ ….

Для работы у вас есть две минуты.

(Всю фразу участники группы прописывают самостоятельно, обязательно прописывают начало.

«Мне нужно сдать ЕГЭ» заменяем на «Я решил сдать ЕГЭ», так как идет работа с иррациональными убеждениями: перевод иррациональных в рациональные.

Предлагаем озвучить. Спасибо! Было интересно услышать ваши рассуждения.

 

Дискуссия «Мои ресурсы» (слайд 4 )

У каждого из нас есть ресурсы, которые могут быть в той или иной степени использованы при достижении какой-либо цели, при решении проблемы.

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: выживание, физический комфорт, безопасность, вовлеченность в социум, уважение со стороны социума, самореализацию в социуме и др.

Как правило, выделяются такие группы ресурсов:

1.  Внутренние

2. Социальные

3. Внешние:

 

Участникам предлагается привести примеры ресурсов.

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. 

Представим наше положение в виде весов, тогда, на одной чаше будет «Актуальное состояние», а на другой – «Желаемое состояние».

Чтобы достичь цели, необходимо уравновесить эти весы.

 Наша цель, «Желаемое состояние» - «Успешно сдать ГИА».

Обсуждение.

 Как вы считаете, что для этого можно сделать? (участники отвечают: побольше заниматься, попросить помощи и т.д.). Верно, то есть можно либо добавить ресурс, либо снизить запросы.

а) убрать что-нибудь из «Желаемого состояния» - то есть снизить запросы;

б) добавить «Ресурс» в «Актуальное состояние».

Таким образом: «Актуальное состояние» + «Ресурс» = «Желаемое состояние».

Мы будем добавлять ресурс, чтобы достичь цели.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Сила оранжевого цвета»

Ресурсы возобновляются в том случае. если мы умеем расслабляться, сконцентрироваться и снова мобилизовать свои силы, что поможет поставить цель и добиться ее.

Упражнение «Дерево ресурсов». Создание образа, символа ресурса, используя техники арт-терапии.

В известном произведении К.И. Чуковского «Чудо-дерево» было необычно тем, что на нем росли не листочки, не цветочки, а … Давайте создадим наше «Чудо-дерево ресурсов» и будут расти на нем созданные вами образы и символы ваших ресурсов, которые позволят достичь цели - сдать успешно ЕГЭ.

Каждый участник получает материалы для творчества, из которых создает образ или символ своего внутреннего ресурса, который позволит достичь цели.

Создайте в виде образа или символа, ваш внутренний ресурс, который поможет достичь этой цели.

(Ребята оформляют свои внутренние ресурсы: уверенность, настойчивость, терпение и т.д.). Звучит спокойная музыка.

 

Каждый участник крепит символ на «Дерево ресурсов», обозначая свой ресурс: например, «Мой внутренний ресурс - это …» или «Мне поможет  мой/моя …».

 

Достичь своей цели, значит достичь определенного счастья в душе.

Как счастлива страна, которая нуждается в малом ввозе или совсем в нем не нуждается, так и из людей счастливым будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кому для счастья извне требуется лишь немного или ничего...

Ведь все внешние источники счастья и наслаждений ненадежны, сомнительны, преходящи, подчинены случаю и могут иссякнуть... Наши личные ресурсы сохраняются дольше всего...Желаю вам иметь достаточный багаж внутренних сокровищ, который поможет вам достичь поставленной цели – успешной сдачи единого государственного экзамена!

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

10 мин.

Рефлексия

 

Способствовать развитию рефлексии у учащихся.

Подвести итог занятия.

 

Рефлексия.

Обсуждение в круге.

Заканчивая нашу встречу, предлагаю поделиться своими мыслями, чувствами о проделанной работе.

- Сегодня я узнал… Теперь я могу…

-тБыло интересно… У меня получилось…

- Я научился…          Я почувствовал…

- Было трудно…       Мне захотелось…

- Я приобрел…         Меня удивило…

Взяться за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ»

Сотрудничать с Вами мне было комфортно, интересно и познавательно. Благодарю Вас за совместную работу и взаимодействие!

5 мин.

 

Приложение 1

Техника медитации через метод чувственного осознавания «Волшебная поляна»

Сядьте удобно, закройте глаза. Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце – на Волшебную поляну.

Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)… Слушаем, как поют птицы, шелестит листва, журчит ручей (слуховой образ)… Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба – его только что испекла Добрая волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)… А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ).. Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)…Нам хорошо…Запомните это ощущение покоя, умиротворения… На счет три медленно вернитесь в аудиторию.  Один…два… три….»