Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие с Лунтиком»

МКДОУ детский сад «Колокольчик», г. Слободской, Кировской области

 

Занятие по познавательному развитию

в старшей группе

«Путешествие с Лунтиком»

(итоговое занятие по теме «Вода»)

 

воспитатель

Широкова  Екатерина Анатольевна

 

            Программное содержание: систематизировать знания детей о свойствах воды и других жидкостей (прозрачная, мутная, без запаха, чистая, холодная, горячая и т.д.), агрегатных состояниях воды (пар, лёд). Развивать представления о растворимости и нерастворимости некоторых веществ (сахар, соль, мука, масло растительное, гуашь, речной песок, пакетик чая, порошок марганцовки). Закреплять знания о технике безопасности при проведении опытов, формировать аккуратность в работе с жидкими и сыпучими веществами. Продолжать развивать умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения. Воспитывать познавательный интерес. Активизировать в речи детей слова: бесцветная, прозрачная, мутная, чистая, холодная, скользкий, твёрдый, спиртовка, пар, лёд, круговорот.

         Предварительная работа: цикл занятий по теме «Вода», проведение опытов с водой (по замораживанию, испарению, растворяемости некоторых веществ в воде);  игры «Ледяная скульптура», «Ручеёк», «Ходят капельки по кругу»; подбор схем – символов к свойствам воды, запись итогов экспериментирования в виде знаков; беседа о воде, её роли в жизни человека; отгадывание загадок, чтение стихов о воде, льде О. Троепольской, «Лёд» Г. Ладонщикова, «Пар» Н. Михайловой. Беседы и рассматривание иллюстраций по темам: «Кому нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком», «Что было бы, если бы не было воды?», «Лекарственные травы»

         Материалы и оборудование: прозрачные стеклянные емкости разной формы и величины; жидкости – молоко, чай, вода (горячая и холодная), сок, сладкая вода. Различные  вещества для растворения – соль, сахар, мука, гуашь, масло растительное, речной песок, пакетик чая, порошок марганцовки. Кубики льда с замороженными мелкими игрушками, лоскут меха, кубики льда с замороженными  травяными настоями, холодное блюдце, чашки. Спиртовка, песочные часы, карточки-схемы, бланки - карточки для заполнения итогов, цветные ручки, план – карта  путешествия, чайник, куклы Лунтик и Баба Капа.  Презентация «Круговорот воды в природе», музыка «Снежинка» А. Стоянова.

           Ход.

Звучит музыка из мультфильма «Лунтик». Появляется Лунтик.

Лунтик. Здравствуйте ребята.  Я пошел в гости к Бабе Капе, а дорогу найти не могу. Она нарисовала план, как пройти к ней, только там одни палочки, кружочки да цифры. Я ничего не пойму.

Дети. Не переживай Лунтик, мы тебе поможем.

Лунтик. Как хорошо! А давайте вместе отправимся в гости к Бабе Капе. Она будет очень рада.

Воспитатель. Давайте посмотрим на план. Ой, да это не простой план, а с секретом. На  каждой остановке надо выполнить задание. Дорога начинается отсюда. В плане указано, что надо сделать 2 шага прямо и повернуть налево, затем 3 прыжка. Вот первая остановка, она называется «ВОДА» (дети с воспитателем выполняют все действия, согласно плану).

         На столе стоят различные ёмкости с жидкостью: молоко, чай, вода, сладкая вода, сок, карточки – схемы, цветные ручки.

Воспитатель. Как вы думаете, что в этих сосудах?

Дети. Рассматривают емкость с водой и называют.

Воспитатель. Назовите, какая вода? (чистая, прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная, не имеет формы). Дети подберите  карточки – схемы к свойствам воды.

А где еще встречается вода? (кран, лужа, море, озеро, родник, дождь, фонтан, океан…).

Кому и зачем нужна вода?

Дети высказывают свои мнения. Людям, зверям, птицам, растениям, всему живому на Земле. Для питья, умывания, стирки белья и мытья посуды, приготовления пищи.

Прозрачная, чистая,

Струйкою льётся,

Плещется в море,

Мерцает в колодце.

Зверей и людей,

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

В реке, океане

Прохладой ласкает,

Под душем и в ванне

Теплом согревает.

Нужна она всем на земле и всегда

Прозрачная.

Чистая эта вода.

И. Лопухина

Воспитатель. Молодцы ребята, а сейчас каждый возьмите по емкости с различной жидкостью и подберите к ней карточки схемы.

Самостоятельная деятельность детей.

Лунтик. Просит  детей рассказать о свойствах жидкостей.

Каждый ребенок рассказывает.

Воспитатель. Отправляемся дальше. Вторая  остановка  называется «ЛЁД». Курс на север.

Ребенок: Надо сделать 10 шагов вперёд и повернуть налево, пройти еще 5 шагов. 

         На столе лежат кубики льда, в которых заморожены игрушки, емкости с горячей и холодной водой, лоскут меха, спиртовка.

Лунтик. Ой, беда случилась!  Игрушки заколдованы, как же их спасти?

Воспитатель. Лунтик покажи, что там такое?

Дети рассматривают.

Дети. Это лёд.

Лунтик. А что такое лёд?

Дети.  Высказывания детей.  Лёд – это вода, которая замёрзла на холоде.

Воспитатель. Какой лёд? (холодный, твёрдый, прозрачный, скользкий, гладкий…). Для чего нам нужен лёд?

Предположения детей. Лёд необходим для охлаждения продуктов, они не портятся и долго хранятся (например: мясо, рыба, вода, ягоды…).

Воспитатель. Как нам освободить игрушки от ледяного плена?

Высказывания детей. Можно положить на батарею, отпустить в горячую или холодную воду, нагреть на огне, согреть в ладошках, в рукавичках.

Лунтик. А я знаю как.  Когда вам холодно, вы надеваете шубы, и вам становится тепло. Значит, надо  положить лёд в шубу.

Воспитатель. Давайте проверим каждый вариант и узнаем, как легче и быстрее разморозить игрушки. (Для определения времени используем песочные часы).

Самостоятельная деятельность детей. Результаты опыта заносят в бланк.

Воспитатель. В ходе эксперимента выяснили, что на батарее лёд тает долго, в горячей воде лёд растаял быстрее, чем в холодной. При нагревании над спиртовкой лёд очень быстро растаял. Лёд в руках растаял, но руки замерзли, рукавички стали сырыми. А лёд, который лежал в лоскуте меха не растаял, так как  не соприкасается с воздухом.

Воспитатель. Вот мы и помогли игрушкам освободиться из ледяного плена.

Лунтик. Спасибо ребята, я с вами хочу поиграть.

Игра «Ледяная скульптура». (Ребенок – ледяная скульптура, стоит неподвижно. Пригревает солнышко и скульптура медленно тает. Ребенок плавно опускают сначала руки, наклоняют голову, приседает, медленно ложатся на пол. Игра проводится под музыку «Снежинка» А. Стоянов.

Воспитатель. Лунтик, пора отправляться в дорогу, а то Баба Капа будет волноваться. Дальше читаем план.

Ребенок. Надо пройти 5 шагов к окну мимо шкафа, затем 7 шагов налево, перепрыгивая с кочки на кочку. А вот  и третья остановка, называется «Вода - растворитель».

         На столах стоят емкости с водой и различными веществами: соль, сахар, мука, масло растительное, гуашь, речной песок, пакетик чая, порошок марганцовки.

Воспитатель. Лунтик, как ты думаешь, можно ли в воде растворить соль, сахар, мука, пакетик чая, марганцовка, масло растительное,  гуашь,  речной песок?

Лунтик.  Я думаю, что нет.

Воспитатель. А вы, дети, как думаете?

Дети. Высказывают своё мнение.

Воспитатель. Давайте проверим.

Дети растворяют каждое вещество в отдельной пробирке с водой, фиксируют результаты на карточке. Затем рассказывают о результатах.

Лунтик. Очень интересно, теперь я знаю, что масло растительное не дружит с водой: оно либо растекается по поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек. Краска окрашивает воду в определённый цвет, соль и сахар полностью растворяется в воде и остаётся прозрачной, только вкус придаёт. Пакетик чая и порошок марганцовки быстро окрасил воду. А речной песок и вовсе не растворяется в воде и оседает на дно, так как он тяжёлый. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор остаётся мутным.

Воспитатель. Правильно Лунтик. Ребята, что ещё можно растворить в воде?

Предположения детей. В воде можно растворить мыло или порошок и выстирать бельё. При добавлении варенья, мёда в воду (чай) получается  полезный чай или морс. Когда заболеешь, в воде растворяют порошок или таблетки.

Воспитатель. Пора в дорогу. Баба Капа уже волнуется. Дальше в плане указано, что надо встать лицом к двери и пройти 7 шагов прямо.

Лунтик. А вот и дом Бабы Капы. Четвёртая остановка «Пар».

Появляется Баба Капа.

Баба Капа. Лунтик, как хорошо, что ты уже пришёл. А  кто это с тобой?

Лунтик. Это ребята, они помогли найти к тебе дорогу, а то я ничего не понял и заблудился. А ещё я много узнал о воде: она без вкуса, бесцветная, без запаха, прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества.

Баба Капа. Да Лунтик, ты очень многое узнал. И ребята молодцы, как много знают. Как вы думаете, что происходит с водой, когда она кипит?

Дети. Вода при нагревании превращается в пар. Испаряется.

Лунтик. А что такое пар?

Воспитатель. Баба Капа у тебя чайник кипит.

Баба Капа. Ой, совсем забыла.

Лунтик. Ребята, что это за белый дым выходит из чайника?

Дети. Это пар.

Лунтик. Но как, же это, вы говорили, что пар это вода, а на самом деле это дым.

Воспитатель.  Лунтик смотри, я подставлю к пару холодное блюдце, дети, как вы думаете, что произойдёт?

Дети. Высказывания детей. Пар поднимается вверх, остывает, встречаясь с холодным блюдцем, превращается в капельки воды.

Воспитатель. Если их много или потрясти блюдцем, то капельки отпадут. То же самое происходит в природе. Вода из рек, ручейков, озёр испаряется, поднимаясь вверх паром, собирается на небе в облака или тучи. Когда тучи станут тяжёлыми, капельки ввиде дождя падают на землю.

Просмотр презентации «Круговорот воды в природе».

Баба Капа.  Ребята, Лунтик,  чайник вскипел, давайте будем пить чай. Я вам приготовила сюрприз (вносит кубики льда из настоев трав). Каждый кубик льда с определённым ароматом (лимон, мёд, настоем ромашки, мяты, мелисы, зверобоя). Будем пить чай, и попробуем узнать у кого какой аромат.

Дети опускают кубик льда в горячий чай, он тает и придаёт аромат чаю.

Дети.  Пьют чай, высказывают предположения, с каким ароматом был кубик льда.

 

Приложение 2.

Литература

1.Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа.  – Санкт-Петербург: Речь, 2009.

2.Увлекательные опыты с водой// под редакцией Рафенко М.Н.– М: Аст. Астрель, 2008.

3. Рыжова Н.А. Волшебница вода. – М.: Линка-пресс, 1997.

4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -  Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2010.

5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2009.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации //  под общей редакцией Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005.

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ