Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Занятие кружка «Юный журналист» по теме: "Уроки доброты

Занятие кружка «Юный журналист» по теме: "Уроки доброты

(по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского").

Занятие проводится 14 марта 2016 г. В годовщину смерти писателя.

Занятие по произведению второе.

Содержание 1-го занятия:

  1. Биография Распутина.
  2. Знакомство с творчеством В.Распутина.
  3. Синквейн «В.Г.Распутин – писатель».
  4. Знакомство с содержанием рассказа в свете исторических знаний о послевоенных годах.
  5. Знакомство с биографией Анастасии Прокопьевны Копыловой – матери А.Вампилова, которой посвящён рассказ, и биографией учительницы автора – Лидии Михайловны Молоковой.
  6. Брейн-ринг по содержанию рассказа.

Содержание 3-го занятия:

  1. Смысл названия рассказа.
  2. Анализ творческих работ учащихся.  
  3. Составление синквейна «Мальчик», «Учительница», «Рассказ» - на выбор.
  4. Кружковцы приносят различные издания книги В.Распутина «Уроки французского», чтобы иметь возможность рассмотреть иллюстрации разных художников: В.Гальдяева, Ю.Тризны, А.Шпирко, Б.Алимова и других для размышления над вопросами: «Каким каждый из художников изобразил главного героя? Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрыл его характер?»
  5. Просмотр фильма и телепостановки (эпизодами) «Уроки французского» для ответа вопросы: « Какое впечатление произвел главный герой? Таким ли вы его представляли ранее? Совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?»
     

Цели:

образовательные:

продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность», «нравственность», «этика», воспитывать у учащихся внимание к слову, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

развивающие:

продолжить формировать умение анализировать художественное произведение, отвечая на вопросы, доказывая примерами из текста правильность своих ответов, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников, учить кратко излагать текст,  работать над расширением словарного запаса учащихся.

воспитательные:

раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина:

а) сложный внутренний мир героя рассказа;

б) душевную щедрость учительницы, её неординарность и роль в жизни мальчика,

показать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет душевная доброта.

обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в  произведении, тем самым помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты

           

Задачи:

а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении; повторить понятия АВТОБИОГРАФИЯ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ, РАССКАЗ; обобщить полученные знания, обогащать лексику путем ввода литературных понятий;

б) развивающие: научить делать выводы, задумываться о цели читаемого произведения; совершенствовать навыки аналитического чтения (ключевые слова, детали, художественные  средства) , анализа эпизода, характеристики литературных героев (умение пользоваться цитатным планом), выполнение тестовых заданий по фрагменту текста; развивать устную речь кружковцев посредством развернутого ответа на вопросы.

в) воспитательные: продолжить воспитание чувств гуманности, справедливости, правильной оценки ситуации, способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

 

Методы занятия:

1) словесный (слово учителя, сообщения обучающихся).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу),

3)наглядно-иллюстративный (портрет писателя, слайды компьютерной презентации, инсценирование),

4) поисковый (нахождение эпизодов в тексте),

5) практический (выразительное чтение, чтение по ролям, работа со словарём, тестовое задание),

6) аналитическая беседа,

7) активная методика распределения заданий.

 

Межпредметные связи: литература, история, русский язык.

 

Оборудование:

- тексты рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»,

- плакаты с высказываниями о добре и доброте,

- портрет писателя,

- книжная выставка,

- словари,

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- презентация,

- записи на доске,

- блокноты для заметок.

 

Оформление:

  1. Запись темы занятия.
  2. Эпиграф к занятию - свободное место, т.к. эпиграф в процессе работы будет предложен самими кружковцами.
  3. Изображение глобуса, рядом на магнитах – ряд карточек.
  4. Домашнее задание (оборотная сторона доски).

 

ДО занятия дома проделана следующая работа:

  1. Словарная работа.

а) Литературоведческие понятия:

Литературные жанры –

Автобиография –

Рассказ –

Литературный портрет –

Прототип –

Урок –

Антитеза –  

б) Морально-этические понятия:

Этика –

Нравственность –

Духовность –

Добро –

Доброта –

Милосердие –

Гуманность –

  1. Сопоставить вопросы и цитаты, доказать свой выбор.

 

Вопросы к рассказу о герое

Цитатный план к рассказу о герое

1.Почему мальчик оказался в райцентре?

«Я пугался и терялся…она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

2.Каковы были успехи героя рассказа в школе?

«Учился я и тут хорошо…по всем предметам,

кроме французского, у меня держались пятерки».

 

3.Каково было душевное состояние героя?

«Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».

 

4.Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

 

Чтобы учиться дальше… мне пришлось с

наряжаться в райцентр».

 

5.Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

 

«Так мне было плохо, так горько и постыло! –

хуже всякой болезни».

 

6.Каково было отношение мальчика к учительнице?

 

«Они били меня по очереди… не было в тот день человека несчастнее меня».

  1. Высказывания о добре и зле.
  1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Толстой
  2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский
  3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Толстой
  4. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н. Толстой
  5. Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье. Саади
  6. Если не хочешь знать страха, не чини зла. Кабус
  7. Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. Сенека
  8. Жизнь злых людей полна тревог. Дидро
  9. Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал
  10. Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Д.С.Лихачёв
  11. Верю я, придёт пора - силу подлости и злобы одолеет дух добра. Б.Пастернак

Эти люди, ребята, жили в разные времена, в разных уголках земли, а утверждают они одно и то же. О чем это говорит? О том, что добро – это вечная ценность.

 

  1. План рассказа «Уроки французского».

Простой план

 

Цитатный план

1. Одиночество мальчика.

1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».

2. Драка.

2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

3. Снова избили.

3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб».

4. Занятия французским языком.

4. «Я шел туда как на пытку».

5. Игра в «замеряшки».

5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».

6. Лидия Михайловна уехала.

6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Ход занятия.

Кружковец 2-го года обучения: Творчество Валентина Григорьевича Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе. Его произведения не только помогают обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь.

     Сегодня мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа Распутина "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

Кружковец 1-го года обучения: Год назад В.Г.Распутин умер, не дожив до 78-го дня рождения 1 день, ведь родился он 15 марта 1937 года. Родился в селе Усть-Уда Иркутской области, а вот детство его прошло в деревне Аталанка, имевшей лишь начальную школу. Среднюю школу пришлось оканчивать опять же в Усть-Уде. Трудное детство было у писателя, потому что оно совпало с годами Великой Отечественной войны и тяжелым послевоенным временем, когда продовольствия не хватало, его можно было получить только по карточкам или купить за бешеные деньги на базаре, а вот денег-то, особенно у сельского населения, на руках и не было. Детям приходится работать как взрослым. Но вот как Валентин Григорьевич сам пишет о своём детстве: «Детство моё пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелёгким, но, как я теперь понимаю, счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё свои удочки; ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла… И именно это детство сделало меня писателем, дало мне способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать настоящую жизнь, дало мне право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитали и укрепили в дальнейшем этот дар, но родился писательский дар именно в детстве». В 1954 Валентин оканчивает школу с золотой медалью, а  в 1959 году - филологическое отделение Иркутского университета, затем несколько лет работает в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездит по стройкам, часто бывает в селах. Первый рассказ " Я забыл спросить у Лешки" появился в альманахе " Ангара" в 1961 году. А в 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы В.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием "Человек с этого света". Но по-настоящему большой успех писателю принесла повесть "Деньги для Марии" 1967 года. За повесть "Живи и помни" Валентин Григорьевич был удостоен Государственной премии СССР. До сих пор живет и работает в Иркутске.

Кружковец 2-го года обучения: Рассказ „Уроки французского“ был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете „Советская молодежь“ в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Действие рассказа происходило 25 лет назад, в уже далёком даже от 1973-го  48-м году. Вспомните, в каких ещё произведениях писатели описывают своё далёкое детство, пытаясь самим себе объяснить, почему они выросли именно такими?

- В.Г.Короленко «Дети подземелья», где в образе Васи просматривается биография автора,

- М.Горький написал «Детство» в 45 лет,

-  а вот Л.Н.Толстой своё «Детство» написал в 24 года.

Руководитель: От какого лица написаны эти произведения?

- От первого.

Руководитель: Почему авторы выбрали это лицо?

Ученик: Сами писатели признаются, что произведения автобиографичны.

Руководитель: А какие произведения называют автобиографическими?

- Автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни.

Руководитель: в этом произведении три мира, три плана:

- действительный мир (то, что было,

- особенности его отражения в детском сознании,

- воспоминания взрослого человека.

     Давайте вспомним узловые моменты этого многопланового повествования. И прежде всего, затею с “посевом” картошки.

- «Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали».

Кружковец 2-го года обучения: Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей, а у нас прочитанный эпизод вызывает сначала улыбку, а потом горькое чувство – нельзя, чтобы дети голодали! Найдите в тексте еще приметы трудного времени.

- «…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр».

-  Только ли одному мальчику было трудно и голодно?

- в колхозе только одна грузовая машина,

- «колхозник в те годы рад был любой копейке»,

- «ведро картошки — это было немалое богатство»,

- «до того никто из нашей деревни в районе не учился».

Вопрос другу: С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни?

- привычными оказались трудности с французским языком, очень тосковал по дому, постоянно недоедал. «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».

Руководитель: Что заставило героя играть на деньги?

- Стала пропадать картошка, и он начал голодать.

- и вот герой попадает к ребятам, которые играют.

(Часть ребят готовится инсценировать эпизод, остальные охарактеризуют игроков в “чику”).

- Вадик: рослый и крепкий, со злыми прищуренными глазами, заметен своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой, он ходил в седьмой класс, речь грубая («не вякни»), отрицательный лидер, хозяйничал на пустыре, в игре хитрил, играл умело, не пропускал ни одной игры, жадный, ему нравится ощущение превосходства над младшими.

- Птаха: большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, правая рука Вадика, но собственного мнения не имеет, он просто тень Вадика, остался в пятом классе на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы. Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался. Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал. Подлый, мог ударить сзади, лгун (ударил и отпёрся), смелый только за компанию.

ИНСЦЕНИРОВКА;

Герой, Федька, Вадик, Птаха, Тишкин, другие ребята.

     Однажды, еще в сентябре, Федька спросил у меня:

— Ты в «чику» играть не боишься?

— В какую «чику»? — не понял я.

— Игра такая. На деньги. Если деньги есть, пойдем сыграем.

— Нету.

— И у меня нету. Пойдем так, хоть посмотрим. Увидишъ, как здорово.

ИДУТ.

— Этого еще зачем привел? — недовольно сказал oн Федьке.

— Он свой, Вадик, свой, — стал оправдываться Федька. — Он у нас живет.

— Играть будешь? — спросил меня Вадик.

— Денег нету.

— Гляди не вякни кому, что мы здесь.

— Вот еще! — обиделся я.

Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторонку и стал наблюдать, а со временем начал играть и… выигрывать!

Кружковец 2-го года обучения: Ребята, это произведение написано человеком, который всё детство провёл в окружении природы, но особо внимания ни герой, ни автор на неё не обращают. Кроме, пожалуй, моментов, связанных с игрой: итак, мальчик впервые выиграл. Найдите строчки, где описывается состояние природы в этот момент.

- «Осень стояла теплая и сухая. Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы `уже, и солнце заходило рано. Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы. Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

- Природа соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, предупреждает его, что что-то должно случиться: «Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы ýже»; «горьковатый, дурманящий запах сухой полыни».
- А потом наступает расплата: никому, кроме Вадика, не дано уходить с поляны с выигрышем. Надо поставить зарвавшегося игрока на место. И его избивают, избивают и изгоняют. Негде теперь будет взять денег на молоко. И чтобы показать одиночество героя, безысходность его положения, автор снова обращается к описанию природы.

- Вот эта коротенькая, но ёмкая фраза: «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».

  • Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они?

- он получает уроки подлости, злобы, зависти, жестокости.

- Думается, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы. Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту. Злу в рассказе противостоит учительница Лидия Михайловна.

  • Итак, нашего героя избили, и нужно было в школе объяснить последствия драки - разбитое лицо).

Пересказ эпизода " В школе, наутро после драки": НАУТРО в школе Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить, почему мальчик пришёл в школу с синяками, подленького Тишкина, который предал героя, сообщив, что мальчика избил Вадик из седьмого класса за игру на деньги, Лидия Михайловна спокойно осаживает. Герой боялся, что его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к маме, он боится не наказания, а позора, и потому лжёт учительнице, а та понимает, что мальчик её обманывает, и решает поговорить с ним наедине после уроков.

Кружковец 2-го года обучения: После уроков, герой, замирая от страха,  ждал Лидию Михайловну в коридоре.  И вот они сидят друг против друга.

     Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет: она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

Руководитель: Какой представлялась мальчику учительница?

- Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом.

Руководитель: А теперь посмотрим на портрет героя.

- Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

- Как выглядит наш герой?

- Плохо, бедно одетый.

Руководитель: Как называется такой приём?

- Антитезой. Антитеза - сопоставление конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

- Антитезой описания учительницы является и описание героя, и описание директора, причём директор противопоставлен учительнице не т не только по внешности.

- Как описан директор? Он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».

Кружковец 2-го года обучения: А вот как поведёт себя в разговоре с учеником Лидия Михайловна, сейчас и увидим.

ИНСЦЕНИРОВКА:

Лидия Михайловна герой.

— Это правда, что ты играешь на деньги? — сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

— Правда.

— Ну и как — выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

— Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

— Вы… выигрываю.

— Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?... Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

— Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

— И больше не играешь?

— Нет.

— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

— Покупаю молоко.

— Молоко? И все-таки на деньги играть не надо, — задумчиво сказала Лидия Михайловна. — Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

     Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

— Можно.

Кружковец 2-го года обучения: Ребята, сдержал слово мальчик не играть на деньги?

- Нет.

- Почему рассказчик не сдержал слова, данного учительнице, и вернулся к игрокам?

- «Мешок картошки, привезенный в последний раз дядей Ваней, испарился так быстро, будто ею кормили, по крайней мере, скот. Хорошо еще, что, спохватившись, я догадался немножко припрятать в стоящей во дворе заброшенной сараюшке, и вот теперь только этой притайкой и жил. После школы, крадучись, как вор, я шмыгал в сараюшку, совал несколько картофелин в карман и убегал за улицу, в холмы, чтобы где-нибудь в удобной и скрытой низинке развести огонь. Мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны.

     В надежде наткнуться на новую компанию игроков, я стал потихоньку обследовать соседние улицы, бродил по пустырям, следил за ребятами, которых заносило в холмы. Все было напрасно, сезон кончился, подули холодные октябрьские ветры. И только на нашей полянке по-прежнему продолжали собираться ребята. Я кружил неподалеку, видел, как взблескивает на солнце шайба, как, размахивая руками, командует Вадик и склоняются над кассой знакомые фигуры.

     В конце концов я не выдержал и спустился к ним».

Кружковец 2-го года обучения: Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

- Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его устремлённость.

- Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно?

- Учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.

- Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

- Стыд, неловкость, стеснение.

Руководитель: Посмотрите на страницы, описывающие занятия в квартире Лидии Михайловны. Какие средства создания художественного образа использует автор, кроме литературного портрета?

- Интерьер и поступок.

Вопрос другу: Мы знаем, что мальчик наотрез отказывался принимать еду от учительницы. А почему затея с посылкой ей не удалась?

- Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя, а гордость не позволила мальчику принять подарок.

Вопрос другу: А когда мальчик разгадал секрет с посылкой, как она объяснила ему свой поступок?

 - «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Вопрос другу: Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

- Она предложила играть на деньги в « пристенок».

- Чем закончилась эта игра?

- Директор разоблачил их и уволил учительницу с работы за непедагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать.

Инсценировка сцены разоблачения.

Лидия Михайловна, герой, директор.

— Пойми ты, голова садовая, — наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, — зачем мне тебя обманывать? Я веду счет, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

— «Чика» не считово.

— Почему это не считово?

Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

— Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

— Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:

— Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

— Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? - объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.

— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

— Правильно.

— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

И он воздел над головой руки.

Кружковец 2-го года обучения: Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла.

     И больше я ее никогда не видел.

     Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

     Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прошёл серьёзную школу испытаний. Давайте перечислим эти испытания:

- Разлука с близкими и одиночество, голод, воровство продуктов, нечестная драка, трудности с французским языком, расставание с учительницей, которая стала другом, он получил серьёзный жизненный урок.

Руководитель: Урок… А что значит слово «урок»?

- Работа, заданная для выполнения в определённый срок. 
Учебная работа, заданная ученику. 
Учебный час, посвященный отдельному предмету. 
Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. 
Вопрос другу: А какие из перечисленных уроков получил главный герой рассказа из всех событий, которые с ним связаны? 
- Мальчик не только занимался французским языком, но и научился быть добрым и мужественным, научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества, понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило, Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать друг друга и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества, он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь.

- Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

Кружковец 2-го года обучения: Сегодня мы не раз встречались с портретами героев: описывали и главного героя, и Лидию Михайловну, и отрицательных героев Вадика и Птаху. По портретной характеристике героя произведения можно определить и характер человека. Вчитаемся вновь в портрет главного героя и назовём его основные черты, которые проявляются в общении с Лидией Михайловной.

- гордость, непреклонность, честность, благородство, смелость, стойкость, воля, самостоятельность.

- А в поединке с французским языком?

- трудолюбие, упорство, желание учиться, во что бы то ни стало преодолеть трудности.

Вопрос другу: Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым. Почему Лидия Михайловна прислала 2-ую посылку?

- Она бескорыстная, добрая.

- Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

 - Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к  состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Руководитель: Назовём душевные качества Лидии Михайловны:

- смелость, чувство собственного достоинства, честность, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость, ум.

Кружковец 2-го года обучения: Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям. Эти качества: доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание - и составляют духовные ценности человечества. А  те, у кого они есть,- люди высокой духовной красоты.

     Любой писатель, когда отдаёт на суд читателя своё детище, надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила судьба его героям, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Посмотрим, какие мы с вами сделали выводы из рассказа.

Внешний мир

Д

 

З

О

 

Л

Б

 

О

Р

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренний мир

     На доске слева – карточки с качествами человека и с именами героев рассказа. Рядом - земной шар, на одном полюсе - добро, на другом – зло, сверху - внешний мир героев, снизу – внутренний мир. Распределите карточки, куда вы считаете нужным.

Карточки: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость, нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта, учительница, герой, автор, дядя Ваня, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее дети, директор, жители райцентра, мать.
Кружковец 2-го года обучения: Вот и получилась у нас целостная картина мира героев рассказа  «Уроки французского». Дома вы создадите свой мир - свою творческую работу на выбор. Можно:

1. Написать этюд “Тропою доброты”, рассказав о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал или делает людям добро.

2. Написать заметку «Советую прочитать “Уроки французского”.

3. Написать проблемный очерк о ситуации: «Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища, какие действия ты предпримешь и почему?»

     Ребята, мы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.
 

 

 

КАРТОЧКИ К ЗАНАТИЮ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ