тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

Занятие детского объединения «Школа юных друзей природы» по теме: перелётные птицы - зяблик и малиновка

Занятие детского объединения «Школа юных друзей природы»

по теме: перелётные птицы - зяблик и малиновка

Ширинкина О.А., учитель биологии МБОУ «Моховская ООШ»,

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДОД»

Цель: расширение знаний обучающихся о перелётных птицах.

Задачи:

Формирование метапредметных УУД

  1. Регулятивные УУД:

• вместе с учителем формулировать тему и цель занятия.

  1. Познавательные УУД:

• развивать умение классифицировать – делить на группы по определённому признаку;

• развивать умение добывать новые знания из рассказа учителя, иллюстраций, текста;

• перерабатывать полученную информацию и заносить её в таблицу;

• перерабатывать полученную информацию – сравнивать разные виды птиц между собой, находя черты сходства и различия;

• перерабатывать полученную информацию – делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:

• доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи;

• развивать умение – внимательно слушать других;

• развивать умение работать в паре и в группе.

Формирование предметных УУД

• расширение кругозора о перелётных птицах;

• понимать значение птиц в природе и в жизни человека;

Формирование личностных УУД

• обучающиеся проявляют любознательность и интерес к изучению перелётных птиц;

• обучающиеся понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться;

• обучающиеся демонстрируют интеллектуальные и творческие способности;

• обучающиеся учатся объективно оценивать себя по определённым критериям.

Оборудование

  1. Видеоролик «Весенние явления в природе» под музыку Эдварда Грига «Утро»;
  2. Иллюстрации перелётных и зимующих птиц;
  3. Таблички: «Перелётные птицы», «Птицы зимы»;
  4. Атласы – определители;
  5. Иллюстрации зяблика и малиновки;
  6. Фломастеры и листы бумаги для составления схемы;
  7. Табличка «Значение птиц»;
  8. Текст «Перелётная птица – зяблик»;
  9. Запись звучания песни малиновки;
  10. Презентация для занятия;
  11. Тетрадь для занятий;
  12. Лист личных достижений;
  13.  Медали для подведения итогов.

Ход занятия:

  1. . Оргмомент:

Педагог: сегодня на занятии мы приветствуем не только друг друга, но ещё и наших гостей – педагогов Кунгурского района.

Начинаем очередное занятие в Школе юных друзей природы.

Чтобы наше занятие прошло успешно, хочу поделиться с Вами весенним настроением.

Видеоролик «Весенние явления в природе» под музыку Эдварда Грига «Утро».

  1. . Основная часть занятия.
  1. Актуализация знаний:

Педагог: весна вступила в свои права, весна набирает обороты!

• Какие же явления произошли в природе с наступлением весны?

• Что такое явления природы?

• Постараемся назвать эти явления последовательно, начиная с самой главной причины.

Беседа: (солнце поднимается выше над горизонтом, происходят изменения в неживой природе, происходят изменения в живой природе – первоцветы, просыпаются насекомые, прилетают птицы…)

!!! Педагог: ребята, сегодня на занятии вы будете сами себя оценивать. На столах у каждого лежит лист достижений. Кто принял активное  участие в беседе о весенних явлениях природы,  поставьте себе в этот лист – 2 балла, кто – просто участие – 1 балл.

  1. Педагог: многие птицы уже прилетели, некоторые  – ещё в пути.
  2. : я предлагаю вам проверить свои знания - насколько хорошо вы знаете перелётных птиц. Вам нужно заполнить таблицу: в одну колонку записать номера перелётных птиц, в другую – птиц которых можно было встретить в нашей местности зимой. Индивидуальная работа с дальнейшей проверкой.

!!! Самооценка: все птицы правильно – 3 балла; 1 – 2 неправильно – 2 балла, 3 – 4 неправильно – 1 балл.

  1. Формулирование темы и цели занятия.

На доске осталась иллюстрация птицы Зяблик, которую обучающиеся не знают.

  • давайте вместе сформулируем задачи урока.

Педагог: о какой птице мы будем сегодня говорить? Где мы можем узнать её название? Работа с атласом определителем.

Педагог: вот сейчас мы можем сформулировать тему занятия «Перелётная птица - зяблик».

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в формулировке темы и задач занятия, могут поставить себе 1 балл в лист достижений.

4. Педагог: информации о зяблике в Атласе – определителе очень мало. Предлагаю сейчас поработать с текстом, чтобы больше узнать об этой птице.

Работа с текстом. Сведения заносятся в таблицу. Работа в парах с дальнейшей проверкой.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые заполнили правильно все пункты таблицы, могут поставить себе 2 балла, если допущены небольшие неточности – 1 балл.

5.Педагог: показывает птицу малиновка. А это тоже  зяблик?

Чтобы нам дать точный ответ, я предлагаю поработать вам экспертами.

Первая группа экспертов будет находить черты сходства между этими птицами. Вторая группа экспертов будет находить черты различия. Руководители групп ….. Время для работы – 3 минуты.

Коллективная работа экспертов: находят черты сходства и черты отличия между двумя птицами. Затем представляют своё заключение.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в обсуждении, ставят себе по 1 баллу. Все обучающиеся, которые сообщили нам информацию о птице, ставят ещё по 1 баллу. Руководители группы – дополнительно по баллу, если группа хорошо слаженно поработала и справилась со своей задачей.

6. Педагог: Эта птица – малиновка.Рассказ учителя о малиновке.

Малиновка весну предвещает! Малиновка, или Зарянка – небольшая красивая птичка семьи дроздовых. Сверху она оливково-бурая, лоб, щеки и зоб ярко рыжие, будто отсвечиваются. Имеет беловатое брюшко и светло-малиновую грудь.

Старый самец выглядит ещё наряднее – горло и зоб у него ярко – красные. Молодые птицы – пёстрые: сверху бурые с рыжеватыми пятнами.

Живёт малиновка и на равнинах и в горных лесах, встречается на огородах и в садах. Гнёзда нередко вьёт просто на земле, под кустами и деревьями, пряча их в корнях, пеньках и других укромных местах.

Гнездо мягкое, искусно сплетённое из сухих стеблей травы и листьев, устлано внутри пухом. Яйца беловато-розовато-жёлтые с красными пятнышками.

Прилетают с юга порознь – сначала самцы, потом – самочки. Самцы выбирают гнездовые участки, строят гнёзда так упорно, что на первых порах даже самок не подпускают.

Малиновки очень осторожны, приблизиться к ним трудно. Умело отводят от гнезда врагов. Сначала прыгают по земле, затем взлетают на ветку, снова начинают передвигаться прыжками или перелетая с ветки на ветку. Перелетает потревоженная малиновка неуклюже, то зависая, то подпрыгивая в воздухе, хотя вообще летает хорошо.

Первых птенцов выводит в мае, если корма достаточно, может быть вторая кладка. С кормом «родители» прилетают к гнезду по 300 раз в день. Оставив гнездо, птенцы быстро бегают в траве, так как плохо умеют летать. Родители ещё около двух недель кормят своих чад вне гнезда и предупреждают об опасности.

Малиновка днём почти не летает на открытой местности, т.к. она маленькая, летает медленно и может стать лёгкой добычей хищных птиц.

Она очень красиво поёт – особенно на рассвете и после заката, поэтому её прозвали – зарянка. В отличие от других птиц, её песня не смолкает и осенью, когда птицы собираются на юг.

Птица очень общительная. В литературе описаны случаи, что она ухаживает за другой птицей, когда та болеет и не может сама добывать корм. Если малиновка увидит голодных птенцов в чужом гнезде, начинает носить им корм. Случается это, когда оба родителя или один из них погибли ,а второй не способен прокормить выводок.

Питается мелкими насекомыми, пауками, а осенью семенами и ягодами. Приносит пользу лесу, так как регулирует численность насекомых и разносит семена кустарников.

7. Педагог:  давайте уточним тему занятия. Тема: перелётные птицы: зяблик, малиновка.

8. Педагог:  в отряде перелётных птиц добавились ещё две птицы. Все птицы разные: по размерам, по окраске, по способу питания, по местам гнездования. Однако мы их объединяем в одну группу – перелётные птицы. Давайте назовём признаки, которые объединяют всех этих птиц. Беседа.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в обсуждении, ставят себе по 1 баллу.

9. Педагог:  их объединяет также то, что они играют большую роль в природе и в жизни человека. Подводя итог нашему занятию, давайте составим схему «Значение птиц». У вас на столах лежат маркеры и бумага. Обсудите значение птиц в парах и напишите на листе. Работа в парах: обсуждение значения птиц и составление схемы.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в обсуждении, ставят себе по 1 баллу.

  1. . Подведение итогов занятия.

Педагог:  посчитайте, сколько баллов вы сегодня заработали на занятии.

□ Отлично!!! – 10 – 12 баллов

□ Так держать!!! – 7 – 9 баллов

□ Молодец!!! – 4 – 6 баллов

Подведение итогов. Вручение медалей.

Лист достижений

Ученика(цы) 4 «Б» класса ____________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Критерии оценки

Баллы

  1.  

Беседа «Весенние явления»

1 – 2 балла

 

  1.  

Заполнение таблицы «Птицы»

1 – 2 – 3 балла

 

  1.  

Формулирование темы и задач занятия

1 балл

 

  1.  

Работа с текстом, заполнение таблицы

1 – 2 балла

 

  1.  

Работа экспертов

1 – 2 балла

 

  1.  

Обобщение: общие признаки перелётных птиц

1 балл

 

  1.  

Составление схемы «Значение птиц»

1 балл

 

  •  

Max – 12 баллов

 

Лист достижений

Ученика(цы) 4 «Б» класса ____________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Критерии оценки

Баллы

  1.  

Беседа «Весенние явления»

1 – 2 балла

 

  1.  

Заполнение таблицы «Птицы»

1 – 2 – 3 балла

 

  1.  

Формулирование темы и задач занятия

1 балл

 

  1.  

Работа с текстом, заполнение таблицы

1 – 2 балла

 

  1.  

Работа экспертов

1 – 2 балла

 

  1.  

Обобщение: общие признаки перелётных птиц

1 балл

 

  1.  

Составление схемы «Значение птиц»

1 балл

 

  •  

Max – 12 баллов