Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ЮГРА-МОЙ КРАЙ РОДНОЙ

ХМАО-Югра Сургутский район  МБОУ "Нижнесортымская СОШ" 

ЮГРА-МОЙ КРАЙ РОДНОЙ

Башарова Гульнас Рамильевна

начальник лагеря 

 

 

  1. Введение

Лагерь – одна из эффективных форм деятельности детей, которая играет важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Удовлетворение потребностей в новизне впечатлений, творческая самореализация, общение, труд, познание, культура, искусство, игра - есть воспитательная ценность, которая состоит в том, что создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников.

Программа направлена на изучение территории, на которой мы живем и на формирование уважительного отношения к традициям коренных народов Севера, ее культурному, историческому и природному наследию, формирования патриотических чувств, развития познавательных и творческих способностей детей, чувства гордости за свой край.

Летняя программа «Югра – мой край родной» дополняет и расширяет знания детей по учебным курсам по выбору «Экология и география ХМАО – Югры», «Народные промыслы», «Изучаю родной край», «Праздники, традиции и ремёсла народов России».

Программа объединена одной идеей – погружение в изучение истории, культуры, быта, традиций народов ханты.

Программа «Югра – мой край родной» представлена в виде шести направлений, где каждое направление решает свои задачи. Отряды организованы по числу направлений программы. Работа в отрядах построена так, что по окончании лагерной смены каждый отряд выдаст свой продукт в виде собранных экспонатов и материалов, изготовленных макетов и моделей хантыйской культуры для музейного уголка в школе.

Общелагерные мероприятия программы будут иметь этническую направленность: дети будут участвовать в праздниках, играх, танцах народов  Югры,  учиться изготавливать обереги, плести из бисера, устраивать литературные вечера и т.д. По мере изучения материала, учащиеся будут делиться своими знаниями с детьми из других отрядов, проводить экскурсии, мастер-классы, устраивать спортивные состязания, игры народов ханты.

В результате будут собраны уникальные знания о родном крае, народах Югры,  будут оформлены материалы в виде макета, буклета, экспоната и т.д., что и послужит учебным материалом в музейном уголке, и станет достоянием учащихся Нижнесортымской школы. В дальнейшем будет возможность на основе полученных знаний проводить исследовательские работы по краеведческому направлению

 

  1. Цель и задачи реализуемой программы

 

Цель программы: создание условий для изучения культуры, традиций народов ханты  и овладение способами изготовления предметов быта.

Задачи:

  1. изучение истории хантыйского платья, элементов одежды и их орнаментацией;
  2. ознакомление с обычаями, праздниками, бытом народа ханты;
  3. знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Севера;
  4. создание  макета «Хантыйское стойбище»;
  5. оздоровление детей и обучение различным спортивным и подвижным играм народов ханты и манси.
  6. создание буктрейлеров «Читайте сами, читайте с нами…»

 

  1. Содержание программы

 

Программа «Югра – мой край родной» представлена в виде  профильных отрядов, которые работают по своим программам, объединенным общим направлением работы: изучение истории, культуры, быта, традиций народов Севера. В период всей смены каждый отряд организует и проводит по своему направлению мастер- классы, квесты, игры и т.д. (приложение 1)

 

  1. Модуль «Волшебный сундучок»  (художественно– эстетическое/ДПИ)
  2. Модуль «Пувыл» (художественно– эстетическое/деревообработка)
  3. «Литературная гостиная» (познавательное/литературное творчество народов Севера)
  4. Модуль «Хантыйские забавы» (спортивно-оздоровительное/спортивные игры коренных народов Севера)
  5.  Модуль «Родные просторы» (познавательное/краеведение)
  6. Модуль «Хос самэт» (познавательное/журналистское образование)

 

 

  1. »  (художественно– эстетическое/декоративно-прикладное творчество)

 

Задачи программы:

  • развивать художественно-творческие способности у детей;
  • развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности на основе освоения художественного опыта народа ханты;
  • воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

 

 

Тема

Программное содержание

Материал

1

Организационное занятие. Викторина «По страницам коренных народов Севера».

Хантыйские орнаменты.

Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты. Дать представление о разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов. Воспитывать любовь к прикладному искусству северных народов.

Изделия прикладного искусства народа ханты.

2

Путешествие в страну ситцевых изделий. «Особенности хантынской  одежды»

Познакомить детей с традиционной одеждой хантыйских женщин и детей. Обратить внимание детей на орнаменты в технике «ткань по ткани».  Воспитывать интерес и восхищение  мастерами, которые смогли изготовить такие красивые вещи.

Хантыйские платья, халаты и рубашки.

3

Хантыйские орнаменты

Продолжать знакомство детей с хантыйскими орнаментами. Формировать умение переводить орнамент на бумагу с помощью трафарета. Вызвать желание оформить себе альбом с орнаментами.

Трафареты орнаментов, альбомы, карандаши простые и цветные.

4

Мастер класс

«Хантыйские узоры»

Познакомить детей из других отрядов с узорами,  изделиями прикладного искусства народа ханты.

Изделия прикладного искусства народа ханты.

5-6

Путешествие в страну бисерных изделий.

Познакомить детей с традиционными украшениями из бисера. Обратить внимание на красоту украшений из бисера, на цветовую гамму. Воспитывать интерес к хантыйским украшениям из бисера.

Хантыйские украшения из бисера.

7

Мешочек для мастерицы.

Познакомить детей с мешочком для мастерицы. Продолжать формировать у детей умение пользоваться  иголкой и наперстком, шить. Упражнять в умении самостоятельно подбирать сукно и орнамент по цвету для изготовления мешочка. Воспитывать терпение и усидчивость в работе.

 

Сукно разного цвета, вырезанные орнаменты, нитки, ножницы, иголки, наперстки.

8

Мастер класс

«Хантыйские узоры бисером»

 

Познакомить детей с традиционными украшениями из бисера. Обратить внимание на красоту украшений из бисера, на цветовую гамму. Воспитывать интерес к хантыйским украшениям из бисера

Хантыйские украшения из бисера.

9

Рассматривание акани–хантыйской куклы.

Познакомить детей с хантыйскими куклами – акань. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать интерес к  хантыйской кукле – акань.

Акани разных видов.

10

Акань – хантыйская кукла.

Формировать у детей  умение изготовлять хантыйскую куклу – скрутку по таблице – схеме из лоскутков ткани. Воспитывать интерес к изготовлению хантыйских кукол.

Таблица - схема изготовления куклы – скрутки, лоскутки ткани

11

Платье для куклы «Акани».

Познакомить детей с  правилами работы. Формировать  у детей умение пришивать прямые полоски к платью акани швом «вперёд иголку». Воспитывать интерес к работе с иголкой.

Прямоугольные лоскуты ткани, тесьма, иголки, наперстки, нитки, ножницы.

12

Мастер класс

Акань – хантыйская кукла.

Формировать у детей  умение изготовлять хантыйскую куклу – скрутку по таблице – схеме из лоскутков ткани. Воспитывать интерес к изготовлению хантыйских кукол.

Таблица - схема изготовления куклы – скрутки, лоскутки ткани

13

«Изготовление хантыйской игольницы»

Познакомить детей с игольницами. Формировать у детей умение украшать игольницу бисером. Воспитывать любовь к народным предметам быта народа ханты.

Образцы игольниц из сукна, бисер, иголка, нитки, тарелочки.

14-15

Путешествие в страну меховых изделий.

Познакомить детей с традиционной зимней одеждой ханты. Обратить внимание на украшение орнаментом меховых изделий в технике «мех по меху». Воспитывать интерес к меховым изделиям и любовь к своему народу.

Презентация «Зимняя одежда народа ханты», детская одежда: малица, шуба(сах), бурки, кисы.

16

Изготовления шаманского бубня.

Ознакомление шаманского бубня по сибирской традиции.

Картон

17

Панно: «Стойбище народов Севера»

Знать традиционный уклад народов севера.

Лоскутки тканей, иголки , нитки, ножницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая литература:

 

  1. Решетникова Р.Г., «Декоративно – прикладное искусство обско- угорских народов» Методическое пособие для воспитателей детских садов.- Москва, Икар 1997.-38с.
  2. Богораз В. «Мужская одежда» // Северные просторы. 1989. №2. С.40-41.
  3. Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера»//Дошкольное воспитание. 1989. №2. С.12-16.
  4. Молданова Т.А. «Хантыйские изделия из бисера» // Югра.1993. №12.С.50-52.

 

 

2.Модуль «Пувыл»   (художественно-естетическое/ деревообработка)

 

Задачи:

  • изучить жилища народа ханты;
  • создать   макет «Хантыйское стойбище»;

Тема

Программное содержание

1

 «Хантыйское стойбище»

Демонстрация фильма

«Ханты - древний народ Югры»

Организационное занятие.

Привлечь внимание к быту и культуре народов ханты и манси.  

«Хантыйское стойбище»  Разработка эскиза макета для школьного музея

 

2-3

Чум - жилище  народов севера ханты и манси. Летний -чум. Зимний -чум

Изготовление  чума. Выполнение макета для школьного музея. Строение чума. ЧУМ Переносное жилище кочевников-оленеводов 

 

4

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

Игра-путешествие «Хантыйское стойбище»

5

 Зимний дом народа ханты – «мыг-хот».

История зимнего дома.

Изготовление макета зимний дом.

6-7

Зимний дом народа ханты – «мыг-хот».

Изготовление макета зимний дом.

 

 

8

ЧУВАЛ - «хантыйский камин».

Выполнение макета. Чувал легко обогревает помещение.

9

 «На хантыйском стойбище»

Проведение компьютерной игры.

 

10-11

Хозяйственный лабаз

Что храним в лабазе. Этапы выполнения. Хозяйственный амбар – ЛАБАЗ – для хранения продуктов питания.  Изготовление макета лабаза

12-13

Рыбий дом – «кул-кат»

 Хозяйственная постройка. В нем хранили заготовленную на зиму, копченую или сушеную рыбу.  Изготовление.

14-15

 Олений дом («вели-кат»).

Постройка на стойбище для оленей – сруб с двускатной берестяной крышей с широким входом

16

Домики для собак – «амп-кат»

 Строили на стойбище напротив входа в дом.

17-18

Охотничий лабаз.

Коптильня,  навес.

Предназначение коптильни на хантыйском стойбище

Изготовление макета коптильни. Что храним в лабазе? Этапы выполнения.

 

19

«Путешествие на хантыйское стойбище»

Квест «Хантыйское стойбище».

20

  «Путешествие на хантыйское стойбище»

Подготовка выступления-презентации. Оформление. Выполнение макета для школьного музея

 

21

Выступление с презентацией «Путешествие на хантыйское стойбище»  

Знать традиционный уклад народов севера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательный продукт модуля - экспозиция «Хантыйское стойбище» для школьного музея. В результате реализации программного модуля будет организован интересный досуг в школьном лагере. Дети пополнят знания о культуре коренных народов ханты, приобретут навыки работы с деревом, познакомятся с исследовательскими методами, реализуют потребности в общении и раскрытии своих способностей.  А также получат навыки работы по оформлению с помощью компьютерных программ: Publish, Word, Paint.

 

Список литературы для педагога:

  1. Богораз В. «Домашняя утварь» // Северные просторы. 1989. №6. С.39-42.
  2. Молданова Т.А. «Разные орнаменты» // Югра. 1992.-№7.С.55-56.

 

 

3. Модуль «Литературная гостиная» (познавательный/литературное творчество  народов Севера)

 

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Севера;
  • создание буктрейлеров
  • воспитание речевой культуры обучающихся.

 

 

 

№ п/п

 

Тема  

Кол-во часов

Виды практической  деятельности 

 

1

Писатели Югры

1

Публичное выступление.

2

Поэты Югры

1

Публичное выступление.

3

Конференция «Богатый Северный край» (природные и культурные богатства Севера)

1

Сообщение, доклад или презентация о природе Севера, о народах, о литературе, о быте и т.д.

4

Читательская эстафета «Читай всегда, читай везде!»

1

Чтение вслух, выразительно. Читательская эстафета по отрядам.

 

5

Просмотр мультфильмов по сказкам народов Севера из цикла «Гора Самоцветов»

1

Обсуждение сюжета сказки, извлечение нравственных уроков.

6

Подготовить рекламный ролик по книге, которую вы хотели бы посоветовать своим товарищам.

1

Рекламный ролик с аннотацией о книге писателя или поэта Югры.

7

Выставка «Книги поэтов и писателей Севера»

1

Выставка книг с биографическими сведениями об авторах и кратким содержанием текста.

8

Просмотр мультфильмов по сказкам народов Севера из цикла «Гора Самоцветов»

1

Обсуждение сюжета сказки, извлечение нравственных уроков.

9

Экскурсия в школьную библиотеку

1

Посещение школьной библиотеки.

10

Творческая мастерская «Книжки-малышки (мастерим книжки сами) (подарки другим отрядам)

1

Создание самодельной книжки с последующим дарением детям из других отрядов.

11

Конкурс презентаций «Писатели Севера о родном крае»

1

Подбор книг писателей Севера с обозначением и освещением затронутых проблем.

12

Сказки земли Югорской (инсценировка)

1

Театральное представление сказок народов Севера.

13

Конкурс «Сочини сказку»

 

1

На основе народных сказок составить свою.

14

Иллюстрации и создание книжки для своей сказки

1

Создать книжку с иллюстрациями к сказке собственного сочинения.

15

Просмотр мультфильмов по сказкам народов Севера из цикла «Гора Самоцветов»

1

Обсуждение сюжета сказки, извлечение нравственных уроков.

16

Писатели Югры

1

Публичное выступление.

17

Поэты Югры

1

Публичное выступление.

18

Конкурс чтецов (сказки, проза, поэзия с инсценировкой)

1

Выразительное чтение произведений с обыгрыванием сюжета.

19

Конкурс чтецов (сказки, проза, поэзия с инсценировкой)

1

Выразительное чтение произведений с обыгрыванием сюжета.

20

Экскурсия в поселковую библиотеку

 

1

Посещение поселковой библиотеки.

21

Демонстрация буктрейлеров «Читайте сами, читайте с нами»

 

1

Показ  буктрейлеров

 

 

4.Модуль «Хантыйские забавы» (спортивно-оздоровительное/спортивные игры коренных народов Севера)

Задача:

  • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры.
  • Приобщение к активному отдыху на природе, выработка навыков физической культуры.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятий физической культурой и спортом.
  • Обучение различным спортивным и подвижным играм народов севера

 

Дни

 

          Мероприятие

Описание игры

Основные результаты освоения

1.

Разучивание правил подвижной игры «Оленья упряжка».

Правила игры: участники команд разбиваются на пары: один садится на упряжку (мешок), другой его везет. “Оленья упряжка” добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки меняются местами и возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара.

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы плечевого пояса и мышц спины.

2.

Освоение правил игры “Перетягивание на палках”

Две группы играющих, садятся на пол: одна группа против другой. Впереди сидящие игроки берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Другие игроки в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего.

Игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки.

3.

Ознакомление с правилами подвижной игры “Пэнкинат” (догонялки)

С помощью считалки выбирают водящего, игрокам раздается цветные лоскуток. Водящий должен догнать любого из участников игры и сорвать с него лоскуток. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и срывает лоскут с игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра развивает следующие физические качества: быстроту, ловкость.

4.

Освоение правил игры «Прыжки через нарты»

В один ряд ставится 5-6 гимнастических скамеек параллельно друг другу на расстоянии 40-50 сантиметров друг от друга. Играющие поочерёдно прыгают через них. Начинать прыжки можно только по сигналу ведущего. Прыгать надо, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Во время прыжка нельзя задевать нарты. Побеждает та команда которая набрала больше очков-прыжков.

Игра способствует развитию силы ног, ловкости, прыгучести, воспитывает смелость, решительность.

5.

Игра “Бросание тынзяна на хорей”.

 

Участники команд по очереди пытаются набросить веревку на кольцеброс, стоящий в пяти метрах от них. Выигрывает команда, больше всех набросившая обручей на кеглю.

Игра способствует развитию ловкости, сноровки, глазомера, имеет большое прикладное значение.

6.

Совершенствование игры «Оленья упряжка».

7.

Совершенствование игры «Перетягивание на палках».

8.

Совершенствование игры “Пэнкинат” (догонялки).

9.

Проведение соревнований среди отрядов по пройденным играм коренного населения Севера.

10.

Совершенствование игры «Прыжки через нарты».

11.

Совершенствование игры «Бросание тынзяна на хорей».

12.

Ознакомление с правилами игры “Пупи нэвер” бег по-медвежьи

Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде судьи начинается «бег по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись 2 руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу

Игра развивает силу ног, рук, координацию движений, ловкость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости

13.

Разучивание правил игры «Заячьи следы»

Перед игрой на песке делаются отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависит от пола, возраста и физической подготовки играющих.

Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.

Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений , ловкости.

14.

Освоение правил игры «Тройной прыжок»

Игроки делятся на команды. По сигналу первый игрок начинает выполнять три прыжка подряд, его результат фиксируется. Побеждает та команда у которой есть самые.

Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

15.

Совершенствование игры “Пупи нэвер” бег по-медвежьи

16.

Совершенствование игры «Заячьи следы»

17.

Совершенствование игры «Тройной прыжок»

18.

Проведение соревнований среди отрядов по пройденным играм коренного населения Севера.

19.

  Разучивание правил игры «Быть оленеводом»

Все играющие делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель – хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тынзяна-аркана на хорей и т.д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колонне ребят. Подменять или делать перестановку игроков нельзя. Победителем становится команда, которая набрала большее количество очков.

Состязание развивает глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

20.

 Проведение соревнований среди отрядов по пройденным играм коренного населения Севера «Охотничий биатлон»

         

 

 

Главным результатом деятельности является

  • Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной    работы
  • Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

 

Список используемой литературы

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.                                                                                                                                                                            Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.                                                                                                             Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.                                                                                                                                              Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.                         С.И. Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.                                                                                                                                                          

 

5.Модуль «Родные просторы» (познавательное/краеведение)

 

Задачи:

  • пополнить знания об обычаях, праздниках, культуре народов  Югры,  о их бережном отношении  к окружающей природе;
  • раскрыть свои способности в исследовательской, собирательской и творческой деятельности  в школьном музее;
  • выявить и описать наиболее интересные традиции, обряды, обычаи народа ханты;
  • собрать экспонаты по хантыйской культуре и пополнить школьный музейный уголок;
  • создать  экспозицию о хантыйской культуре;
  • подготовить  выступление с презентацией новой экспозиции и экспонатов по теме «Культура коренных народов ханты»

 

Тематические рабочие группы н форматы.

Отряд «Юные краеведы» делится на три рабочие группы:

 

1. Экскурсоводы

-   Проведение экскурсий  для отрядов  «Ханты – коренные жители края»;

-   Проведение игры «На хантыйском стойбище» для отрядов;

- Демонстрация фильма «Ханты - древний народ Югры»  и проведение конкурса на самого внимательного  зрителя;

- Проведение интерактивной игры «Вопросы Дедушки-Краеведушки» для отрядов;

 

 

2. Исследователи

-   Сбор  экспонатов хантыйской культуры и быта;

- Сбор сведений об интересных традициях и обычаях народа ханты.  Продукт – презентация по теме;

- Встречи с жителями поселка, представителями коренных народов с целью выяснения  традиций ханты по природосбережению.

3. Оформители

- Работа по учету новых экспонатов по культуре ханты и их описанию;

- Работа над  презентацией  «Традиции, обычаи и праздники коренного народа ханты»

Дети могут переходить из группы в группу, замещать друг друга  при желании и необходимости.

 

Работа модуля  нацелена на формирование уважительного отношения  к традициям коренных народов Севера, бережному отношению к достоянию Югры, культурному, историческому и природному наследию  Сибири. Мероприятия программы знакомят детей с обычаями, праздниками, культурой народов  Югры,  бережным отношением народов Севера  к окружающей среде.

 Работа в отрядах построена так, что по окончании лагерной смены каждый отряд выдает свой продукт в виде собранных экспонатов и материалов хантыйской культуры, которые в дальнейшем послужат для оформления уголка в музее.

 

Дни

 

Экскурсоводы

 

Исследователи

 Оформители

 

1.

Подготовка экскурсии «Культура и быт коренных народов Ханты»

 

 

Работа с краеведческой литературой о коренных жителях, отбор статей, материалов.

Занятие по знакомству с компьютерными программами для подготовки презентации по теме.

2.

Подготовка экскурсии «Культура и быт коренных народов Ханты»

 

Работа с краеведческой литературой о коренных жителях, отбор статей, материалов.

Занятие по знакомству с компьютерными программами для подготовки презентации по теме.

3.

Подготовка экскурсии «Культура и быт коренных народов Ханты»

Работа с краеведческой литературой о коренных жителях, отбор статей, материалов.

Занятие по знакомству с компьютерными программами для демонстрации фильмов по теме.

4.

Демонстрация фильма

«Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного  зрителя.

Подбор вопросов к игре-конкурсу по теме «Ханты - древний народ Югры» «Вопросы Дедушки-Краеведушки»

Подготовка игры презентации по фильму

 

5.

Демонстрация фильма

«Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного  зрителя.

Подбор вопросов к игре-конкурсу по теме «Ханты - древний народ Югры» «Вопросы Дедушки-Краеведушки»

Подготовка игры презентации по фильму

 

6.

Демонстрация фильма

«Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного  зрителя.

Подбор вопросов к игре-конкурсу по теме «Ханты - древний народ Югры» «Вопросы Дедушки-Краеведушки»

 

Подготовка игры презентации по фильму

 

7.

Встреча  с жителями поселка, представителями коренного народа ханты.

 

 

8.

Работа над текстом

экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты»

Работа над материалами

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

Оформление альбома

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

 

9.

Работа по подготовке

экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты»

Работа над материалами

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

Оформление альбома

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

 

10.

Проведение экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты»

Подготовка памятки

по сохранению природу на традициях ханты.

Демонстрация альбома

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

 

11.

Проведение экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты»

Подготовка памятки

по сохранению природу на традициях ханты.

Демонстрация альбома

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

 

12.

Проведение экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты»

Подготовка памятки

по сохранению природу на традициях ханты.

Демонстрация альбома

«Традиции природосбережения в культуре ханты»

 

15.

Проведение компьютерной игры

«На хантыйском стойбище»

Описание, регистрация вновь собранных экспонатов по хантыйской культуре.

Подготовка презентации «Культура коренных народов ханты»

 

16.

Проведение компьютерной игры

«На хантыйском стойбище»

Описание, регистрация вновь собранных экспонатов по хантыйской культуре.

Подготовка презентации «Культура коренных народов ханты»

17.

Проведение компьютерной игры

«На хантыйском стойбище»

Описание, регистрация вновь собранных экспонатов по хантыйской культуре.

Подготовка презентации «Культура коренных народов ханты»

18.

Подготовка выступления-презентации экспозиции «Культура коренных народов ханты»

 

Подготовка выступления-презентации новых экспонатов по теме «Культура коренных народов ханты»

 

Подготовка выступления-презентации «Культура коренных народов ханты»

 

19.

Выступление с презентацией экспозиции «Культура коренных народов ханты»

Выступление с презентацией экспонатов  «Культура коренных народов ханты»

 

Выступление с презентацией «Культура коренных народов ханты»

 

Материально-техническое обеспечение:

Помещение школьного музея для проведения экскурсий, занятий,

а так же: парты, стулья, медиа-проектор, экран, компьютер, канцелярские, письменные принадлежности. Будут использоваться методические пособия школьного музея: карточки с заданиями, образцы полезных ископаемых, фильмы, фото-иллюстративные материалы, экспонаты, чучела животных, птиц, костюмы для инсценирования, призовой фонд.

Образовательный продукт модуля - экспозиция «Ханты – коренные жители края»

В результате реализации программного модуля «Музееведы» будет организован интересный досуг в школьном лагере. Дети пополнят знания о культуре коренных народов ханты, приобретут навыки ведения экскурсий, краеведческих игр, познакомятся с исследовательскими методами, реализуют потребности в общении и раскрытии своих способностей.  А также получат навыки работы по оформлению с помощью компьютерных программ: Publish,Word, Paint. Дети получат представление о профессии музейного работника-экскурсовода.

 

Список литературы:

 

  1. Бахлыков П. С. История, быт, культура Юганских ханты // Югра. – 1992
  2. Булатов В.И.,Ткачев Б.П.Физическая география и экология региона Ханты – Мансийского автономного округа. Югорский отдел Русского географического общества,2006
  3. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 607 с.
  4.  Добринский Л.Н., Плотников В.В. Экология Ханты – Мансийского округа/ Под  редакцией Плотникова В.В. – Тюмень: Софт – Дизайн, 1997
  5. Константинов В.М. Охрана природы - М: Издательство Академия, 2003 – с.240
  6. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: Наука. Сиб.изд.фирма. 1992. – 136 с.
  7. Кулемзин В. М., Лукина Н.В., Молданова Т. А., Молданов Т.А. Мифология хантов. – Томск: ТГУ, 2000. – 310 с.
  8. Романцева Л. «Фольклор в нравственно – экологическом воспитании.» Дошкольное воспитание. 1981 № 9
  9. Соколова З. П. «Путешествие в Югру». – М: Мысль 1982
  10. Памятка для сотрудников ОАО «Сургутнефтегаз», работающих на территории парка «Нумто»
  11. Интервью с Нимперовым, представителем коренного населения
  12. Интервью с Мартыненко К.Н. , руководителем отдела НГДУ «НСН» по работе с коренным населением

Интернет – источники:

  1. https://prirodnadzor.admhmao.ru
  2. http://ecology-portal.ru
  3. http://ecopolicy.ru

 

6. Модуль «Хос самэт» (познавательный/журналистское образование)

 

Задачи:

  • Предоставление возможности попробовать себя в роли фотокорреспондента, корректора, редактора и пр.
  • Раскрыть творческий потенциал ребят
  • Организовать групповую, командную работу
  • Развить навыки проектной деятельности
  • Научиться писать заметки о  истории, культуре, быте, традиций народов севера.

 

№ п/п

 

Тема  

Кол-во часов

Виды практической  деятельности 

 

1

Вводное занятие. Введение в курс программы. Очерк  «Родные просторы»

 

1

ОТ и ТБ при работе с техникой.

2

Профессии в журналистике.

 

1

Выбор сфер ответственности на время смены

3

Методы получения информации.

 «Хантыйские забавы» (репортаж)

2

Съемка во время мероприятия. Согласие на публикацию.

4

Правила построения информации (заметка) «Хантыйские узоры»

2

Заметка в газету, на стр. в соцсети

5

Правила построения информации (репортаж)

«Хантыйское стойбище»

4

Фоторепортаж в газету, на стр в соцсети

6

Правила построения информации (очерк)

«Писатели Севера о родном крае»

 

2

Очерк об интересном человеке

7

Правила построения информации (интервью)

«У хантыйского чувала»

 

2

Интервью, правила подготовки и проведения

8

Основы обработки фотографии

«Югра – мой край родной»

 

2

Подготовка фото для публикации

10

Выпуск журнала (альманаха) «Хос самэт»

 

5

Работа над выпуском

 

  1. Сроки реализации программы

 

Программа рассчитана на 1 год.

В день регистрации детей каждого ребенка воспитатели принимают в члены отряда, которые будут работать по своим направлениям. Проговаривается цель отряда, и формируются задачи.

На первой линейке знакомства ребята знакомятся с основными направлениями смены и реализации программы.

Членов отрядов приветствует педагогический состав лагеря. Зачитывается общая тематика смены, формируется основная цель.

В лагере разработаны правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей. Занятия в отрядах проводятся в соответствии с планом.

План сетка мероприятий лагеря изображена в виде карты Югры.

Работа отрядов будет организована так, что каждый отряд будет отвечать за определенный промежуток времени – 1-2 дня. В это время отряд организует мероприятия, выставки, концерты, мастер-классы, спортивные соревнования по своему направлению с целью демонстрации работы отряда и вовлечения в данную деятельность. Также отряд отвечает за дежурство, за утреннюю зарядку. Таким образом, каждый участник лагеря, даже самый маленький, почувствует свою значимость для общего блага.

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся различные эстафеты знакомств, коммуникативные игры, игры на выявление лидеров, игры на сплочение коллектива. А также проводятся инструктажи для детей, беседы медицинскими работниками, профилактические беседы представителями МЧС, инспектором ПДН.

Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в летнем лагере, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.

Деятельность каждого направления предполагает проведение мероприятия или создание и реализацию проекта, результатом которого станет вовлечение других детей в данный вид деятельности. Собранный материал о родном крае, народах Югры выполненные буклеты, предметы быта, послужат оформлением музейного уголка.

 

Формы организации деятельности детей:

 Виды деятельности

 

Формы работы, с помощью которых дети включаются в деятельность

Познавательная

Викторины, дискуссии, диспуты, ежедневная рефлексия

Трудовая

Творческие мастерские, труд, профессионально-творческая работа, проекты

 

Художественно– эстетическая

Музыкальные часы, творческие мастерские, живопись, импровизация, мастер-классы

 

Спортивно-оздоровительная

Спорт, прогулки, игры, соревнования

Досугово-развлекательная

Игровые формы творческого развития, отдых, саморазвитие, развлечения, праздники.

 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Подготовительный – апрель – май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «Нижнесортымская СОШ» начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • Разработка проектов деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей
  • Подготовка методического материала для работников лагеря;
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Основной – июнь, август

Основной деятельностью этого этапа является:

  • Реализация основной идеи смены;
  • Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • Работа творческих мастерских, кружков, клубов.

 

IІІ этап. Аналитический – июль, сентябрь

 

Основной идеей этого этапа является:

  • Подведение итогов смены;
  • Рефлексия;
  • Обобщение опыта.

 

Система самоуправления

 

Для решения вопросов организации деятельности лагеря и развития позитивных личностных качеств детей, создаётся актив лагеря, в состав которого входят воспитанники лагеря, выбранные на одну смену, и педагоги. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

  • Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно- массовых мероприятий и творческих дел;
  • Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
  • Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Актив лагеря – это совет лагеря и советы отрядов, которые являются органами самоуправления. Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности. В качестве равноправных членов актива входят взрослые:

  • В совет лагеря – начальник лагеря;
  • В совет отряда – педагоги, вожатые.
  • Каждый член актива имеет право:
  • На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
  • На защиту своих прав и интересов.
  • Каждый член актива обязан:
  • Ответственно исполнять порученное дело;
  • Соблюдать законы общения и культуру поведения.

В совете отряда назначаются:

  • Командир отряда;
  • Звеньевые;
  • Ответственные за работу творческих мастерских;
  • Ответственные за санитарное состояние;
  • Физорг;
  • Редколлегия.

Функции, выполняемые педагогами по развитию детского самоуправления:

  • Воспитательная;
  • Диагностическая;
  • Развивающая;
  • Регулирующая;
  • Контролирующая;
  • Обучающая;
  • Организаторская;
  • Стимулирующая.

Педагоги помогают работать органам детского самоуправления, предоставляя им право обсуждения вопросов жизни коллектива, определение задач и принятия решений. Роль взрослых определяется по обоюдному согласию обеих сторон.

 

Система оценки и стимулирования деятельности

 

Коллективное стимулирование. В лагерном уголке есть рейтинговая таблица отрядов, куда прикрепляются вымпелы за успешное участие отрядов в общелагерных мероприятиях. Дополнительные вымпелы могут получить отряды за особые успехи, за организацию общелагерных мероприятий.

Индивидуальное стимулирование. Индивидуальное стимулирование обеспечивается следующим образом: в отрядных кабинетах имеются рейтинговые таблицы, в которые прикрепляются полученные смайлики за участие в мероприятиях. По итогам лагерной смены самые активные ребята награждаются грамотами, также размещаются фотографии на стенде «Почётный УЧАСТНИК ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ».

 

 

Кадровое обеспечение

 

Для обеспечения реализации программы лагеря привлекаются сотрудники из числа педагогов школы в соответствии со штатным замещением:

  • Начальник лагеря - 1
  • Старший вожатый - 1
  • Аккомпаниатор - 1
  • Инструктор по физической культуре-1
  • Воспитатели - 2 на каждый отряд

Для реализации направлений образовательного блока привлекаются педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог и педагог-психолог, имеющие опыт работы.

 

Ресурсное обеспечение. Смета расходов (финансирование за счет окружного и местного бюджета)

 

Партнерские связи

 

Для реализации программы требуется организация взаимодействия с социальными структурами:

 

Структура поселка

 

Направления взаимодействия

КДЦ «Кристалл»

Предоставление услуг культуры (просмотр мультипликационных, детских художественных фильмов, культурно-развлекательные программы)

 

Поселковая, школьная библиотеки

 

Проведение библиотечных уроков, тематических выставок

ГИБДД

Проведение тематических бесед по профилактики ДТТ; викторины, организация мероприятий по ПДД, экскурсий.

 

Полиция

Проведение инспектором по делам несовершеннолетних бесед по профилактике правонарушений

 

Пожарная часть

Проведение бесед, экскурсий в ПЧ, сборов пожарной дружины, тренировочных эвакуаций

 

МБУЗ «Участковая больница»

Профилактические беседы по ЗОЖ, реабилитация ослабленных и ЧБ детей, витаминизация

 

Школьный музейный уголок

 

Проведение тематических экскурсий

Мечеть

Проведение экскурсий

Православный храм

Проведение экскурсий

 

Ожидаемые результаты

 

Тип результатов

  •  
  •  
  •  

- Знание истории и традиций народа ханты

- Знают основные культуры и быт народа ханты

 

  •  

- Понимание уникальности округа

- Знание коренных народов Севера

- Уважительное отношение к коренным народа Севера

 

  •  

- Разработка и реализация социальных, творческих, экологических проектов и вовлечение в различные виды деятельности учащихся

- Количество разработанных проектов;

-Количество вовлеченных детей

 

 

Авторы программы: Рогожникова Ольга Николаевна учитель ИЗО,

 Башарова Гульнас Рамилевна социальный педагог.