ЮГРА-МОЙ КРАЙ РОДНОЙ
ХМАО-Югра Сургутский район МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
ЮГРА-МОЙ КРАЙ РОДНОЙ
Башарова Гульнас Рамильевна
начальник лагеря
- Введение
Лагерь – одна из эффективных форм деятельности детей, которая играет важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Удовлетворение потребностей в новизне впечатлений, творческая самореализация, общение, труд, познание, культура, искусство, игра - есть воспитательная ценность, которая состоит в том, что создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников.
Программа направлена на изучение территории, на которой мы живем и на формирование уважительного отношения к традициям коренных народов Севера, ее культурному, историческому и природному наследию, формирования патриотических чувств, развития познавательных и творческих способностей детей, чувства гордости за свой край.
Летняя программа «Югра – мой край родной» дополняет и расширяет знания детей по учебным курсам по выбору «Экология и география ХМАО – Югры», «Народные промыслы», «Изучаю родной край», «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Программа объединена одной идеей – погружение в изучение истории, культуры, быта, традиций народов ханты.
Программа «Югра – мой край родной» представлена в виде шести направлений, где каждое направление решает свои задачи. Отряды организованы по числу направлений программы. Работа в отрядах построена так, что по окончании лагерной смены каждый отряд выдаст свой продукт в виде собранных экспонатов и материалов, изготовленных макетов и моделей хантыйской культуры для музейного уголка в школе.
Общелагерные мероприятия программы будут иметь этническую направленность: дети будут участвовать в праздниках, играх, танцах народов Югры, учиться изготавливать обереги, плести из бисера, устраивать литературные вечера и т.д. По мере изучения материала, учащиеся будут делиться своими знаниями с детьми из других отрядов, проводить экскурсии, мастер-классы, устраивать спортивные состязания, игры народов ханты.
В результате будут собраны уникальные знания о родном крае, народах Югры, будут оформлены материалы в виде макета, буклета, экспоната и т.д., что и послужит учебным материалом в музейном уголке, и станет достоянием учащихся Нижнесортымской школы. В дальнейшем будет возможность на основе полученных знаний проводить исследовательские работы по краеведческому направлению
- Цель и задачи реализуемой программы
Цель программы: создание условий для изучения культуры, традиций народов ханты и овладение способами изготовления предметов быта.
Задачи:
- изучение истории хантыйского платья, элементов одежды и их орнаментацией;
- ознакомление с обычаями, праздниками, бытом народа ханты;
- знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Севера;
- создание макета «Хантыйское стойбище»;
- оздоровление детей и обучение различным спортивным и подвижным играм народов ханты и манси.
- создание буктрейлеров «Читайте сами, читайте с нами…»
- Содержание программы
Программа «Югра – мой край родной» представлена в виде профильных отрядов, которые работают по своим программам, объединенным общим направлением работы: изучение истории, культуры, быта, традиций народов Севера. В период всей смены каждый отряд организует и проводит по своему направлению мастер- классы, квесты, игры и т.д. (приложение 1)
- Модуль «Волшебный сундучок» (художественно– эстетическое/ДПИ)
- Модуль «Пувыл» (художественно– эстетическое/деревообработка)
- «Литературная гостиная» (познавательное/литературное творчество народов Севера)
- Модуль «Хантыйские забавы» (спортивно-оздоровительное/спортивные игры коренных народов Севера)
- Модуль «Родные просторы» (познавательное/краеведение)
- Модуль «Хос самэт» (познавательное/журналистское образование)
- » (художественно– эстетическое/декоративно-прикладное творчество)
Задачи программы:
- развивать художественно-творческие способности у детей;
- развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности на основе освоения художественного опыта народа ханты;
- воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
№ |
Тема |
Программное содержание |
Материал |
1 |
Организационное занятие. Викторина «По страницам коренных народов Севера». Хантыйские орнаменты. |
Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты. Дать представление о разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов. Воспитывать любовь к прикладному искусству северных народов. |
Изделия прикладного искусства народа ханты. |
2 |
Путешествие в страну ситцевых изделий. «Особенности хантынской одежды» |
Познакомить детей с традиционной одеждой хантыйских женщин и детей. Обратить внимание детей на орнаменты в технике «ткань по ткани». Воспитывать интерес и восхищение мастерами, которые смогли изготовить такие красивые вещи. |
Хантыйские платья, халаты и рубашки. |
3 |
Хантыйские орнаменты |
Продолжать знакомство детей с хантыйскими орнаментами. Формировать умение переводить орнамент на бумагу с помощью трафарета. Вызвать желание оформить себе альбом с орнаментами. |
Трафареты орнаментов, альбомы, карандаши простые и цветные. |
4 |
Мастер класс «Хантыйские узоры» |
Познакомить детей из других отрядов с узорами, изделиями прикладного искусства народа ханты. |
Изделия прикладного искусства народа ханты. |
5-6 |
Путешествие в страну бисерных изделий. |
Познакомить детей с традиционными украшениями из бисера. Обратить внимание на красоту украшений из бисера, на цветовую гамму. Воспитывать интерес к хантыйским украшениям из бисера. |
Хантыйские украшения из бисера. |
7 |
Мешочек для мастерицы. |
Познакомить детей с мешочком для мастерицы. Продолжать формировать у детей умение пользоваться иголкой и наперстком, шить. Упражнять в умении самостоятельно подбирать сукно и орнамент по цвету для изготовления мешочка. Воспитывать терпение и усидчивость в работе.
|
Сукно разного цвета, вырезанные орнаменты, нитки, ножницы, иголки, наперстки. |
8 |
Мастер класс «Хантыйские узоры бисером»
|
Познакомить детей с традиционными украшениями из бисера. Обратить внимание на красоту украшений из бисера, на цветовую гамму. Воспитывать интерес к хантыйским украшениям из бисера |
Хантыйские украшения из бисера. |
9 |
Рассматривание акани–хантыйской куклы. |
Познакомить детей с хантыйскими куклами – акань. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать интерес к хантыйской кукле – акань. |
Акани разных видов. |
10 |
Акань – хантыйская кукла. |
Формировать у детей умение изготовлять хантыйскую куклу – скрутку по таблице – схеме из лоскутков ткани. Воспитывать интерес к изготовлению хантыйских кукол. |
Таблица - схема изготовления куклы – скрутки, лоскутки ткани |
11 |
Платье для куклы «Акани». |
Познакомить детей с правилами работы. Формировать у детей умение пришивать прямые полоски к платью акани швом «вперёд иголку». Воспитывать интерес к работе с иголкой. |
Прямоугольные лоскуты ткани, тесьма, иголки, наперстки, нитки, ножницы. |
12 |
Мастер класс Акань – хантыйская кукла. |
Формировать у детей умение изготовлять хантыйскую куклу – скрутку по таблице – схеме из лоскутков ткани. Воспитывать интерес к изготовлению хантыйских кукол. |
Таблица - схема изготовления куклы – скрутки, лоскутки ткани |
13 |
«Изготовление хантыйской игольницы» |
Познакомить детей с игольницами. Формировать у детей умение украшать игольницу бисером. Воспитывать любовь к народным предметам быта народа ханты. |
Образцы игольниц из сукна, бисер, иголка, нитки, тарелочки. |
14-15 |
Путешествие в страну меховых изделий. |
Познакомить детей с традиционной зимней одеждой ханты. Обратить внимание на украшение орнаментом меховых изделий в технике «мех по меху». Воспитывать интерес к меховым изделиям и любовь к своему народу. |
Презентация «Зимняя одежда народа ханты», детская одежда: малица, шуба(сах), бурки, кисы. |
16 |
Изготовления шаманского бубня. |
Ознакомление шаманского бубня по сибирской традиции. |
Картон |
17 |
Панно: «Стойбище народов Севера» |
Знать традиционный уклад народов севера. |
Лоскутки тканей, иголки , нитки, ножницы. |
Методическая литература:
- Решетникова Р.Г., «Декоративно – прикладное искусство обско- угорских народов» Методическое пособие для воспитателей детских садов.- Москва, Икар 1997.-38с.
- Богораз В. «Мужская одежда» // Северные просторы. 1989. №2. С.40-41.
- Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера»//Дошкольное воспитание. 1989. №2. С.12-16.
- Молданова Т.А. «Хантыйские изделия из бисера» // Югра.1993. №12.С.50-52.
2.Модуль «Пувыл» (художественно-естетическое/ деревообработка)
Задачи:
- изучить жилища народа ханты;
- создать макет «Хантыйское стойбище»;
№ |
Тема |
Программное содержание |
1 |
«Хантыйское стойбище» Демонстрация фильма «Ханты - древний народ Югры» |
Организационное занятие. Привлечь внимание к быту и культуре народов ханты и манси. «Хантыйское стойбище» Разработка эскиза макета для школьного музея
|
2-3 |
Чум - жилище народов севера ханты и манси. Летний -чум. Зимний -чум |
Изготовление чума. Выполнение макета для школьного музея. Строение чума. ЧУМ Переносное жилище кочевников-оленеводов
|
4 |
«Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Игра-путешествие «Хантыйское стойбище» |
5 |
Зимний дом народа ханты – «мыг-хот». |
История зимнего дома. Изготовление макета зимний дом. |
6-7 |
Зимний дом народа ханты – «мыг-хот». |
Изготовление макета зимний дом.
|
8 |
ЧУВАЛ - «хантыйский камин». |
Выполнение макета. Чувал легко обогревает помещение. |
9 |
«На хантыйском стойбище» |
Проведение компьютерной игры.
|
10-11 |
Хозяйственный лабаз |
Что храним в лабазе. Этапы выполнения. Хозяйственный амбар – ЛАБАЗ – для хранения продуктов питания. Изготовление макета лабаза |
12-13 |
Рыбий дом – «кул-кат» |
Хозяйственная постройка. В нем хранили заготовленную на зиму, копченую или сушеную рыбу. Изготовление. |
14-15 |
Олений дом («вели-кат»). |
Постройка на стойбище для оленей – сруб с двускатной берестяной крышей с широким входом |
16 |
Домики для собак – «амп-кат» |
Строили на стойбище напротив входа в дом. |
17-18 |
Охотничий лабаз. Коптильня, навес. |
Предназначение коптильни на хантыйском стойбище Изготовление макета коптильни. Что храним в лабазе? Этапы выполнения.
|
19 |
«Путешествие на хантыйское стойбище» |
Квест «Хантыйское стойбище». |
20 |
«Путешествие на хантыйское стойбище» |
Подготовка выступления-презентации. Оформление. Выполнение макета для школьного музея
|
21 |
Выступление с презентацией «Путешествие на хантыйское стойбище» |
Знать традиционный уклад народов севера. |
Образовательный продукт модуля - экспозиция «Хантыйское стойбище» для школьного музея. В результате реализации программного модуля будет организован интересный досуг в школьном лагере. Дети пополнят знания о культуре коренных народов ханты, приобретут навыки работы с деревом, познакомятся с исследовательскими методами, реализуют потребности в общении и раскрытии своих способностей. А также получат навыки работы по оформлению с помощью компьютерных программ: Publish, Word, Paint.
Список литературы для педагога:
- Богораз В. «Домашняя утварь» // Северные просторы. 1989. №6. С.39-42.
- Молданова Т.А. «Разные орнаменты» // Югра. 1992.-№7.С.55-56.
3. Модуль «Литературная гостиная» (познавательный/литературное творчество народов Севера)
Задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов Севера;
- создание буктрейлеров
- воспитание речевой культуры обучающихся.
№ п/п
|
Тема |
Кол-во часов |
Виды практической деятельности
|
1 |
Писатели Югры |
1 |
Публичное выступление. |
2 |
Поэты Югры |
1 |
Публичное выступление. |
3 |
Конференция «Богатый Северный край» (природные и культурные богатства Севера) |
1 |
Сообщение, доклад или презентация о природе Севера, о народах, о литературе, о быте и т.д. |
4 |
Читательская эстафета «Читай всегда, читай везде!» |
1 |
Чтение вслух, выразительно. Читательская эстафета по отрядам.
|
5 |
Просмотр мультфильмов по сказкам народов Севера из цикла «Гора Самоцветов» |
1 |
Обсуждение сюжета сказки, извлечение нравственных уроков. |
6 |
Подготовить рекламный ролик по книге, которую вы хотели бы посоветовать своим товарищам. |
1 |
Рекламный ролик с аннотацией о книге писателя или поэта Югры. |
7 |
Выставка «Книги поэтов и писателей Севера» |
1 |
Выставка книг с биографическими сведениями об авторах и кратким содержанием текста. |
8 |
Просмотр мультфильмов по сказкам народов Севера из цикла «Гора Самоцветов» |
1 |
Обсуждение сюжета сказки, извлечение нравственных уроков. |
9 |
Экскурсия в школьную библиотеку |
1 |
Посещение школьной библиотеки. |
10 |
Творческая мастерская «Книжки-малышки (мастерим книжки сами) (подарки другим отрядам) |
1 |
Создание самодельной книжки с последующим дарением детям из других отрядов. |
11 |
Конкурс презентаций «Писатели Севера о родном крае» |
1 |
Подбор книг писателей Севера с обозначением и освещением затронутых проблем. |
12 |
Сказки земли Югорской (инсценировка) |
1 |
Театральное представление сказок народов Севера. |
13 |
Конкурс «Сочини сказку»
|
1 |
На основе народных сказок составить свою. |
14 |
Иллюстрации и создание книжки для своей сказки |
1 |
Создать книжку с иллюстрациями к сказке собственного сочинения. |
15 |
Просмотр мультфильмов по сказкам народов Севера из цикла «Гора Самоцветов» |
1 |
Обсуждение сюжета сказки, извлечение нравственных уроков. |
16 |
Писатели Югры |
1 |
Публичное выступление. |
17 |
Поэты Югры |
1 |
Публичное выступление. |
18 |
Конкурс чтецов (сказки, проза, поэзия с инсценировкой) |
1 |
Выразительное чтение произведений с обыгрыванием сюжета. |
19 |
Конкурс чтецов (сказки, проза, поэзия с инсценировкой) |
1 |
Выразительное чтение произведений с обыгрыванием сюжета. |
20 |
Экскурсия в поселковую библиотеку
|
1 |
Посещение поселковой библиотеки. |
21 |
Демонстрация буктрейлеров «Читайте сами, читайте с нами»
|
1 |
Показ буктрейлеров |
4.Модуль «Хантыйские забавы» (спортивно-оздоровительное/спортивные игры коренных народов Севера)
Задача:
- Физическое развитие посредством спорта и физической культуры.
- Приобщение к активному отдыху на природе, выработка навыков физической культуры.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятий физической культурой и спортом.
- Обучение различным спортивным и подвижным играм народов севера
Дни
|
Мероприятие |
Описание игры |
Основные результаты освоения |
|
1. |
Разучивание правил подвижной игры «Оленья упряжка». |
Правила игры: участники команд разбиваются на пары: один садится на упряжку (мешок), другой его везет. “Оленья упряжка” добегает до кегли, оббегает ее, а затем игроки меняются местами и возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара. |
Игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы плечевого пояса и мышц спины. |
|
2. |
Освоение правил игры “Перетягивание на палках” |
Две группы играющих, садятся на пол: одна группа против другой. Впереди сидящие игроки берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Другие игроки в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. |
Игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки. |
|
3. |
Ознакомление с правилами подвижной игры “Пэнкинат” (догонялки) |
С помощью считалки выбирают водящего, игрокам раздается цветные лоскуток. Водящий должен догнать любого из участников игры и сорвать с него лоскуток. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и срывает лоскут с игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз. |
Игра развивает следующие физические качества: быстроту, ловкость. |
|
4. |
Освоение правил игры «Прыжки через нарты» |
В один ряд ставится 5-6 гимнастических скамеек параллельно друг другу на расстоянии 40-50 сантиметров друг от друга. Играющие поочерёдно прыгают через них. Начинать прыжки можно только по сигналу ведущего. Прыгать надо, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Во время прыжка нельзя задевать нарты. Побеждает та команда которая набрала больше очков-прыжков. |
Игра способствует развитию силы ног, ловкости, прыгучести, воспитывает смелость, решительность. |
|
5. |
Игра “Бросание тынзяна на хорей”.
|
Участники команд по очереди пытаются набросить веревку на кольцеброс, стоящий в пяти метрах от них. Выигрывает команда, больше всех набросившая обручей на кеглю. |
Игра способствует развитию ловкости, сноровки, глазомера, имеет большое прикладное значение. |
|
6. |
Совершенствование игры «Оленья упряжка». |
|||
7. |
Совершенствование игры «Перетягивание на палках». |
|||
8. |
Совершенствование игры “Пэнкинат” (догонялки). |
|||
9. |
Проведение соревнований среди отрядов по пройденным играм коренного населения Севера. |
|||
10. |
Совершенствование игры «Прыжки через нарты». |
|||
11. |
Совершенствование игры «Бросание тынзяна на хорей». |
|||
12. |
Ознакомление с правилами игры “Пупи нэвер” бег по-медвежьи |
Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде судьи начинается «бег по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись 2 руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу |
Игра развивает силу ног, рук, координацию движений, ловкость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости |
|
13. |
Разучивание правил игры «Заячьи следы» |
Перед игрой на песке делаются отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависит от пола, возраста и физической подготовки играющих. Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам. |
Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений , ловкости. |
|
14. |
Освоение правил игры «Тройной прыжок» |
Игроки делятся на команды. По сигналу первый игрок начинает выполнять три прыжка подряд, его результат фиксируется. Побеждает та команда у которой есть самые. |
Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости. |
|
15. |
Совершенствование игры “Пупи нэвер” бег по-медвежьи |
|||
16. |
Совершенствование игры «Заячьи следы» |
|||
17. |
Совершенствование игры «Тройной прыжок» |
|||
18. |
Проведение соревнований среди отрядов по пройденным играм коренного населения Севера. |
|||
19. |
Разучивание правил игры «Быть оленеводом» |
Все играющие делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель – хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тынзяна-аркана на хорей и т.д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колонне ребят. Подменять или делать перестановку игроков нельзя. Победителем становится команда, которая набрала большее количество очков. |
Состязание развивает глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижении цели. |
|
20. |
Проведение соревнований среди отрядов по пройденным играм коренного населения Севера «Охотничий биатлон» |
|||
Главным результатом деятельности является
- Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы
- Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Список используемой литературы
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
5.Модуль «Родные просторы» (познавательное/краеведение)
Задачи:
- пополнить знания об обычаях, праздниках, культуре народов Югры, о их бережном отношении к окружающей природе;
- раскрыть свои способности в исследовательской, собирательской и творческой деятельности в школьном музее;
- выявить и описать наиболее интересные традиции, обряды, обычаи народа ханты;
- собрать экспонаты по хантыйской культуре и пополнить школьный музейный уголок;
- создать экспозицию о хантыйской культуре;
- подготовить выступление с презентацией новой экспозиции и экспонатов по теме «Культура коренных народов ханты»
Тематические рабочие группы н форматы.
Отряд «Юные краеведы» делится на три рабочие группы:
1. Экскурсоводы
- Проведение экскурсий для отрядов «Ханты – коренные жители края»;
- Проведение игры «На хантыйском стойбище» для отрядов;
- Демонстрация фильма «Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного зрителя;
- Проведение интерактивной игры «Вопросы Дедушки-Краеведушки» для отрядов;
2. Исследователи
- Сбор экспонатов хантыйской культуры и быта;
- Сбор сведений об интересных традициях и обычаях народа ханты. Продукт – презентация по теме;
- Встречи с жителями поселка, представителями коренных народов с целью выяснения традиций ханты по природосбережению.
3. Оформители
- Работа по учету новых экспонатов по культуре ханты и их описанию;
- Работа над презентацией «Традиции, обычаи и праздники коренного народа ханты»
Дети могут переходить из группы в группу, замещать друг друга при желании и необходимости.
Работа модуля нацелена на формирование уважительного отношения к традициям коренных народов Севера, бережному отношению к достоянию Югры, культурному, историческому и природному наследию Сибири. Мероприятия программы знакомят детей с обычаями, праздниками, культурой народов Югры, бережным отношением народов Севера к окружающей среде.
Работа в отрядах построена так, что по окончании лагерной смены каждый отряд выдает свой продукт в виде собранных экспонатов и материалов хантыйской культуры, которые в дальнейшем послужат для оформления уголка в музее.
Дни
|
Экскурсоводы
|
Исследователи |
Оформители
|
1. |
Подготовка экскурсии «Культура и быт коренных народов Ханты»
|
Работа с краеведческой литературой о коренных жителях, отбор статей, материалов. |
Занятие по знакомству с компьютерными программами для подготовки презентации по теме. |
2. |
Подготовка экскурсии «Культура и быт коренных народов Ханты»
|
Работа с краеведческой литературой о коренных жителях, отбор статей, материалов. |
Занятие по знакомству с компьютерными программами для подготовки презентации по теме. |
3. |
Подготовка экскурсии «Культура и быт коренных народов Ханты» |
Работа с краеведческой литературой о коренных жителях, отбор статей, материалов. |
Занятие по знакомству с компьютерными программами для демонстрации фильмов по теме. |
4. |
Демонстрация фильма «Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного зрителя. |
Подбор вопросов к игре-конкурсу по теме «Ханты - древний народ Югры» «Вопросы Дедушки-Краеведушки» |
Подготовка игры презентации по фильму
|
5. |
Демонстрация фильма «Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного зрителя. |
Подбор вопросов к игре-конкурсу по теме «Ханты - древний народ Югры» «Вопросы Дедушки-Краеведушки» |
Подготовка игры презентации по фильму
|
6. |
Демонстрация фильма «Ханты - древний народ Югры» и проведение конкурса на самого внимательного зрителя. |
Подбор вопросов к игре-конкурсу по теме «Ханты - древний народ Югры» «Вопросы Дедушки-Краеведушки»
|
Подготовка игры презентации по фильму
|
7. |
Встреча с жителями поселка, представителями коренного народа ханты.
|
||
8. |
Работа над текстом экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Работа над материалами «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Оформление альбома «Традиции природосбережения в культуре ханты»
|
9. |
Работа по подготовке экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Работа над материалами «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Оформление альбома «Традиции природосбережения в культуре ханты»
|
10. |
Проведение экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Подготовка памятки по сохранению природу на традициях ханты. |
Демонстрация альбома «Традиции природосбережения в культуре ханты»
|
11. |
Проведение экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Подготовка памятки по сохранению природу на традициях ханты. |
Демонстрация альбома «Традиции природосбережения в культуре ханты»
|
12. |
Проведение экскурсии «Традиции природосбережения в культуре ханты» |
Подготовка памятки по сохранению природу на традициях ханты. |
Демонстрация альбома «Традиции природосбережения в культуре ханты»
|
15. |
Проведение компьютерной игры «На хантыйском стойбище» |
Описание, регистрация вновь собранных экспонатов по хантыйской культуре. |
Подготовка презентации «Культура коренных народов ханты»
|
16. |
Проведение компьютерной игры «На хантыйском стойбище» |
Описание, регистрация вновь собранных экспонатов по хантыйской культуре. |
Подготовка презентации «Культура коренных народов ханты» |
17. |
Проведение компьютерной игры «На хантыйском стойбище» |
Описание, регистрация вновь собранных экспонатов по хантыйской культуре. |
Подготовка презентации «Культура коренных народов ханты» |
18. |
Подготовка выступления-презентации экспозиции «Культура коренных народов ханты»
|
Подготовка выступления-презентации новых экспонатов по теме «Культура коренных народов ханты»
|
Подготовка выступления-презентации «Культура коренных народов ханты»
|
19. |
Выступление с презентацией экспозиции «Культура коренных народов ханты» |
Выступление с презентацией экспонатов «Культура коренных народов ханты»
|
Выступление с презентацией «Культура коренных народов ханты»
|
Материально-техническое обеспечение:
Помещение школьного музея для проведения экскурсий, занятий,
а так же: парты, стулья, медиа-проектор, экран, компьютер, канцелярские, письменные принадлежности. Будут использоваться методические пособия школьного музея: карточки с заданиями, образцы полезных ископаемых, фильмы, фото-иллюстративные материалы, экспонаты, чучела животных, птиц, костюмы для инсценирования, призовой фонд.
Образовательный продукт модуля - экспозиция «Ханты – коренные жители края»
В результате реализации программного модуля «Музееведы» будет организован интересный досуг в школьном лагере. Дети пополнят знания о культуре коренных народов ханты, приобретут навыки ведения экскурсий, краеведческих игр, познакомятся с исследовательскими методами, реализуют потребности в общении и раскрытии своих способностей. А также получат навыки работы по оформлению с помощью компьютерных программ: Publish,Word, Paint. Дети получат представление о профессии музейного работника-экскурсовода.
Список литературы:
- Бахлыков П. С. История, быт, культура Юганских ханты // Югра. – 1992
- Булатов В.И.,Ткачев Б.П.Физическая география и экология региона Ханты – Мансийского автономного округа. Югорский отдел Русского географического общества,2006
- Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 607 с.
- Добринский Л.Н., Плотников В.В. Экология Ханты – Мансийского округа/ Под редакцией Плотникова В.В. – Тюмень: Софт – Дизайн, 1997
- Константинов В.М. Охрана природы - М: Издательство Академия, 2003 – с.240
- Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: Наука. Сиб.изд.фирма. 1992. – 136 с.
- Кулемзин В. М., Лукина Н.В., Молданова Т. А., Молданов Т.А. Мифология хантов. – Томск: ТГУ, 2000. – 310 с.
- Романцева Л. «Фольклор в нравственно – экологическом воспитании.» Дошкольное воспитание. 1981 № 9
- Соколова З. П. «Путешествие в Югру». – М: Мысль 1982
- Памятка для сотрудников ОАО «Сургутнефтегаз», работающих на территории парка «Нумто»
- Интервью с Нимперовым, представителем коренного населения
- Интервью с Мартыненко К.Н. , руководителем отдела НГДУ «НСН» по работе с коренным населением
Интернет – источники:
- https://prirodnadzor.admhmao.ru
- http://ecology-portal.ru
- http://ecopolicy.ru
6. Модуль «Хос самэт» (познавательный/журналистское образование)
Задачи:
- Предоставление возможности попробовать себя в роли фотокорреспондента, корректора, редактора и пр.
- Раскрыть творческий потенциал ребят
- Организовать групповую, командную работу
- Развить навыки проектной деятельности
- Научиться писать заметки о истории, культуре, быте, традиций народов севера.
№ п/п
|
Тема |
Кол-во часов |
Виды практической деятельности
|
1 |
Вводное занятие. Введение в курс программы. Очерк «Родные просторы»
|
1 |
ОТ и ТБ при работе с техникой. |
2 |
Профессии в журналистике.
|
1 |
Выбор сфер ответственности на время смены |
3 |
Методы получения информации. «Хантыйские забавы» (репортаж) |
2 |
Съемка во время мероприятия. Согласие на публикацию. |
4 |
Правила построения информации (заметка) «Хантыйские узоры» |
2 |
Заметка в газету, на стр. в соцсети |
5 |
Правила построения информации (репортаж) «Хантыйское стойбище» |
4 |
Фоторепортаж в газету, на стр в соцсети |
6 |
Правила построения информации (очерк) «Писатели Севера о родном крае»
|
2 |
Очерк об интересном человеке |
7 |
Правила построения информации (интервью) «У хантыйского чувала»
|
2 |
Интервью, правила подготовки и проведения |
8 |
Основы обработки фотографии «Югра – мой край родной»
|
2 |
Подготовка фото для публикации |
10 |
Выпуск журнала (альманаха) «Хос самэт»
|
5 |
Работа над выпуском |
- Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год.
В день регистрации детей каждого ребенка воспитатели принимают в члены отряда, которые будут работать по своим направлениям. Проговаривается цель отряда, и формируются задачи.
На первой линейке знакомства ребята знакомятся с основными направлениями смены и реализации программы.
Членов отрядов приветствует педагогический состав лагеря. Зачитывается общая тематика смены, формируется основная цель.
В лагере разработаны правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей. Занятия в отрядах проводятся в соответствии с планом.
План сетка мероприятий лагеря изображена в виде карты Югры.
Работа отрядов будет организована так, что каждый отряд будет отвечать за определенный промежуток времени – 1-2 дня. В это время отряд организует мероприятия, выставки, концерты, мастер-классы, спортивные соревнования по своему направлению с целью демонстрации работы отряда и вовлечения в данную деятельность. Также отряд отвечает за дежурство, за утреннюю зарядку. Таким образом, каждый участник лагеря, даже самый маленький, почувствует свою значимость для общего блага.
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся различные эстафеты знакомств, коммуникативные игры, игры на выявление лидеров, игры на сплочение коллектива. А также проводятся инструктажи для детей, беседы медицинскими работниками, профилактические беседы представителями МЧС, инспектором ПДН.
Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в летнем лагере, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.
Деятельность каждого направления предполагает проведение мероприятия или создание и реализацию проекта, результатом которого станет вовлечение других детей в данный вид деятельности. Собранный материал о родном крае, народах Югры выполненные буклеты, предметы быта, послужат оформлением музейного уголка.
Формы организации деятельности детей:
Виды деятельности
|
Формы работы, с помощью которых дети включаются в деятельность |
Познавательная |
Викторины, дискуссии, диспуты, ежедневная рефлексия |
Трудовая |
Творческие мастерские, труд, профессионально-творческая работа, проекты
|
Художественно– эстетическая |
Музыкальные часы, творческие мастерские, живопись, импровизация, мастер-классы
|
Спортивно-оздоровительная |
Спорт, прогулки, игры, соревнования |
Досугово-развлекательная |
Игровые формы творческого развития, отдых, саморазвитие, развлечения, праздники. |
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный – апрель – май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «Нижнесортымская СОШ» начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- Разработка проектов деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей
- Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Основной – июнь, август
Основной деятельностью этого этапа является:
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- Работа творческих мастерских, кружков, клубов.
IІІ этап. Аналитический – июль, сентябрь
Основной идеей этого этапа является:
- Подведение итогов смены;
- Рефлексия;
- Обобщение опыта.
Система самоуправления
Для решения вопросов организации деятельности лагеря и развития позитивных личностных качеств детей, создаётся актив лагеря, в состав которого входят воспитанники лагеря, выбранные на одну смену, и педагоги. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно- массовых мероприятий и творческих дел;
- Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- Содействия в создании благоприятного психологического климата.
Актив лагеря – это совет лагеря и советы отрядов, которые являются органами самоуправления. Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности. В качестве равноправных членов актива входят взрослые:
- В совет лагеря – начальник лагеря;
- В совет отряда – педагоги, вожатые.
- Каждый член актива имеет право:
- На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- На защиту своих прав и интересов.
- Каждый член актива обязан:
- Ответственно исполнять порученное дело;
- Соблюдать законы общения и культуру поведения.
В совете отряда назначаются:
- Командир отряда;
- Звеньевые;
- Ответственные за работу творческих мастерских;
- Ответственные за санитарное состояние;
- Физорг;
- Редколлегия.
Функции, выполняемые педагогами по развитию детского самоуправления:
- Воспитательная;
- Диагностическая;
- Развивающая;
- Регулирующая;
- Контролирующая;
- Обучающая;
- Организаторская;
- Стимулирующая.
Педагоги помогают работать органам детского самоуправления, предоставляя им право обсуждения вопросов жизни коллектива, определение задач и принятия решений. Роль взрослых определяется по обоюдному согласию обеих сторон.
Система оценки и стимулирования деятельности
Коллективное стимулирование. В лагерном уголке есть рейтинговая таблица отрядов, куда прикрепляются вымпелы за успешное участие отрядов в общелагерных мероприятиях. Дополнительные вымпелы могут получить отряды за особые успехи, за организацию общелагерных мероприятий.
Индивидуальное стимулирование. Индивидуальное стимулирование обеспечивается следующим образом: в отрядных кабинетах имеются рейтинговые таблицы, в которые прикрепляются полученные смайлики за участие в мероприятиях. По итогам лагерной смены самые активные ребята награждаются грамотами, также размещаются фотографии на стенде «Почётный УЧАСТНИК ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ».
Кадровое обеспечение
Для обеспечения реализации программы лагеря привлекаются сотрудники из числа педагогов школы в соответствии со штатным замещением:
- Начальник лагеря - 1
- Старший вожатый - 1
- Аккомпаниатор - 1
- Инструктор по физической культуре-1
- Воспитатели - 2 на каждый отряд
Для реализации направлений образовательного блока привлекаются педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог и педагог-психолог, имеющие опыт работы.
Ресурсное обеспечение. Смета расходов (финансирование за счет окружного и местного бюджета)
Партнерские связи
Для реализации программы требуется организация взаимодействия с социальными структурами:
Структура поселка
|
Направления взаимодействия |
КДЦ «Кристалл» |
Предоставление услуг культуры (просмотр мультипликационных, детских художественных фильмов, культурно-развлекательные программы)
|
Поселковая, школьная библиотеки
|
Проведение библиотечных уроков, тематических выставок |
ГИБДД |
Проведение тематических бесед по профилактики ДТТ; викторины, организация мероприятий по ПДД, экскурсий.
|
Полиция |
Проведение инспектором по делам несовершеннолетних бесед по профилактике правонарушений
|
Пожарная часть |
Проведение бесед, экскурсий в ПЧ, сборов пожарной дружины, тренировочных эвакуаций
|
МБУЗ «Участковая больница» |
Профилактические беседы по ЗОЖ, реабилитация ослабленных и ЧБ детей, витаминизация
|
Школьный музейный уголок
|
Проведение тематических экскурсий |
Мечеть |
Проведение экскурсий |
Православный храм |
Проведение экскурсий |
Ожидаемые результаты
Тип результатов |
|
|
|
- Знание истории и традиций народа ханты |
- Знают основные культуры и быт народа ханты
|
|
- Понимание уникальности округа - Знание коренных народов Севера |
- Уважительное отношение к коренным народа Севера
|
|
- Разработка и реализация социальных, творческих, экологических проектов и вовлечение в различные виды деятельности учащихся |
- Количество разработанных проектов; -Количество вовлеченных детей
|
Авторы программы: Рогожникова Ольга Николаевна учитель ИЗО,
Башарова Гульнас Рамилевна социальный педагог.