Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Государственное казенное образовательное учреждение детский дом «Хуры тын»

«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ»

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Срок реализации: 4 года Возраст воспитанников: 6-17 лет Разработчик: Педагог ГКОУ ДД «Хуры тын» Гаглоева З.Х. Владикавказ, 2018 год Содержание: 1. Паспорт программы. 2. Введение. Пояснительная записка. 3. Актуальность программы «Я – гражданин и патриот». 4. Цель и задачи программы. 5. Механизм реализации Программы. 6. Основополагающие принципы реализации Программы. 7. Формы и методы реализации программы 8.Ожидаемые результаты реализации Программы. 9. Направления деятельности, способствующие реализации Программы. 10. Содержание программы. 11. Методическое обеспечение. 1. Паспорт программы Наименование программы: «Я - гражданин и патриот России» Разработчик программы: педагог, Гаглоева Заира Хазмиевна. Цель программы: воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества. Срок реализации программы: 2017- 2020 гг Исполнители мероприятий программы: воспитатели и воспитанники детского дома. Ожидаемые результаты реализации Программы: в 2020 году. Участники реализации программы: Педагоги Воспитанники Социум Тип программы: образовательная. Социальная значимость программы: направлена на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, расширение знаний о родине воспитанников 2. Введение. Пояснительная записка. В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Любой регион нашей страны, в том числе и Осетия, нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Что мы наблюдаем в образовательных учреждениях? Подмена ценностей, детская агрессия, часто причиной тому неправильная информация, поступающая к детям (« зло, насилие, компьютерные игры). Зачастую дети трактуют понятия «воин, защитник Родины» как человека с оружием, разрушающего, а не созидающего, несущего спокойствие. Особенность данной программы в том, что в доступной форме, от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех. Правовой базой для составления программы являются: • Конвенция ООН о правах ребенка. • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы». • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. 3. Актуальность программы «Я – гражданин и патриот» «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Также одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример, не владеют родным языком, представителями которого они являются. Актуальность программы определяется потребностью общества в гражданско-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. 4. Цели и задачи программы. Цели программы: создать условия для гражданско-патриотического воспитания воспитанников в условия детского дома. Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи программы: Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию. · Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников. · Совершенствование предметно-развивающей среды. · Создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, Родине, дать воспитанникам возможность почувствовать себя участником жизни современного социума. · Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей, формирования представлений о формах традиционного семейного уклада. · Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития. · Формирование уважения и признания к себе, к другим людям. -овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами проведения в социуме на основе первичных ценностно материальных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»; -развитие эмоционально ценностного воспитания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного мира природы); - формировать навыки проектной деятельности у детей ; - создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры, познакомить с культурой других народов; - сформировать у детей желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую оберегали предки; -формировать понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к семье, Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Каждая из задач программы, решаемая в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, проектной, художественной, способствует повышению эффективности педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию детей разного возраста в условиях образовательного учреждения, воспитанию патриотических чувств и формированию гражданской позиции. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы детского дома и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности. Основополагающие принципы реализации Программы К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся: принцип научности, гуманизма, демократизма; принцип участия; принцип гарантии; принцип комплексного сквозного подхода; принцип блочного подхода; принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии обучающихся; принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания. Условия успешной реализации Программы. Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию воспитанникам детского дома созданы следующие условия: функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и детского сообщества; функционирует система дополнительного образования; разработана система традиционных мероприятий и творческих проектов в детском доме; развивается самоуправление воспитанников; используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания; используются современные средства оценивания результатов воспитания 7.Формы и методы реализации программы Формы работы: - беседы; - воспитательные часы; - концерты; - викторины; - кинолектории; - информационные часы; - выпуск газет, листовок, буклетов; - выставки детского творчества, различного уровня; - конкурсы; - игры; - поисковая работа; - встреча с ветеранами ВОВ, интересными людьми; - оформление уголков в группах; - сочинение; - посадка деревьев; - военно-спортивные игры, эстафеты; - музыкально-литературный салон; - КТД; - книжные тематические выставка; - поездка в музей; - волонтерское движение. Форма организации работы по программе в основном — коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. 8.Ожидаемые результаты реализации Программы: 1. В результате реализации Программы ожидается на уровне образовательного учреждения: создание системы гражданско-патриотического воспитания; обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В результате реализации Программы ожидается на уровне развития личности воспитанника: осознание воспитанниками того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордиться Родиной, готов защищать свое Отечество; формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое; повышение степени готовности воспитанников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны; формирование активной жизненной позиции к борьбе за сохранение мира на Земле; рост ответственности за реальный вклад подрастающего поколения в деле процветания родного края и Отечества. Программа отражает социальный заказ общества и государства на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности будущего гражданина России. Ожидаемые результаты по этапам реализации Программы: 1. Проектный этап: получение целостной картины состояния гражданско-патриотического воспитания в детском доме и сформированности гражданственности как личностного качества у воспитанников. 2. Практический этап: активация деятельности в рамках гражданско- патриотического воспитания. 3. Аналитический этап: изменение социальной и гражданской позиции воспитанников; определение системы дальнейшей деятельности по воспитанию воспитанников детского дома. 9. Направления деятельности, способствующие реализации Программы Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной Программы, являются: Духовно-нравственное. Осознание воспитанниками в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе. Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей воспитанников через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского и осетинского народа. Патриотическое воспитание на примере героев-земляков. Воспитание молодого поколения на примере жизни известных людей. Одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию. Для нас не остаются в тени герои – земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться. 10. Содержание программы Направление Мероприятия Духовно-нравственное Акции: «Чистый город», «Чистый двор», «Живи, лес», «Посади дерево» и т.д. Акция «Доброта спасет мир», «»посвященная Дню защиты детей, Дню пожилого человека. Часы мужества, посвященные Дню Победы, Дню защитников Отечества. Проведение памятных дней: День призывника; День Победы; День вывода войск из Афганистана; День защитников Отечества; День Победы; Воспитательские часы о Днях воинской славы. Конкурс сочинений «Память жива», посвященных участникам войны. Диспут «Что значит любить Родину?». Историко- краеведческое Викторина «Моя Осетия». Мероприятия, посвященные православным праздникам и обрядам. Конкурс рисунков «Мой родной край». Круглый стол «Мой детский дом». Знакомство с выставкой литературы в библиотеке «Люби и знай свой край», «Горы Осетии». Фотовыставка «Война и моя Осетия»; «Женщины Осетии в ВОВ». Фестиваль «Народ и я – единая семья». Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в дом-музей И.А. Плиева. Гражданско- правовое Конкурс мультимедийных презентаций «Я — гражданин России». Конкурс видеорепортажей «Мои права». Игра «Учимся выживать». Круглый стол «Русские за границей». Правовая игра «А гражданином быть обязан». Воспитательский час «Обязанность, долг, присяга». Правовой час «Ты и закон». Социально- патриотическое Тематические воспитательские часы: «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей малой Родины». Тематический воспитательский час «Урок мира». Воспитательские часы на тему «Герои и подвиги». Конкурс проектов «Сохрани свою историю». Фестиваль «Вот она, какая моя Родина большая». Диспут «Я патриот своей Родины?». Вахта добрых дел «Мир не обойдётся без тебя». Круглый стол «Я и Вселенная». Военно- патриотическое Тематические воспитательские часы: «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия — Родину защищать». Диспут «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». Презентации: « Дважды Герой Советского Союза Хаджиумар Мамсуров, знаменитый полковник Ксанти»; «Дважды Герой Советского Союза Исса Плиев»;«Капитан ледокола "Арктика" Юрий Кучиев» и т.д. Спортивно- патриотическое Спортивные соревнования. «Не перевелись на Руси богатыри». «Веселые старты». «Аланские игры». «Аланские состязания». Культурно- патриотическое Конкурс патриотической песни «Когда поют солдаты»; воспитательский час: «Писатель, автор слов гимна Осетии, Камал Ходов»; Конкурс рисунков на тему «Сердцу милая Осетия моя». Конкурс стенгазет «России верные сыны». Конкурс рисунков «Я только слышал о войне». Литературно-музыкальная композиция «Победный май» Цикл воспитательских часов, посвящённых юбилеям известных писателей: «Гаглойты Владимир(105лет); «Малиты Васо(80лет)»; «Илас Арнигон (130лет)»; «Гаглойты Рутен (130лет)»; «Гурджибеты Блащка, (150лет)»; Царукаты Александр, (100лет) и т.д. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ-ЗЕМЛЯКОВ Цикл воспитательских часов: «Первая в российской истории женщина-дирижёр, Дударова Вероника Борисовна»; «Творчество Валерия Абисаловича Гергиева »; «Творчество Василия Ивановича Абаева»; «Писатели Георгий Черчесов, Дабе Мамсуров»; «Кочисова Роза Псиевна, первая осетинская писательница, драматург»; «Коста Хетагуров,основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель»; «Ватаев Бимболат (Бибо) Народный артист России, Народный артист Северной Осетии»; «Кантемировы, семья наездников-джигитов» «Спортивный Олимп Осетии Кануков Т. Д., Дедегкаев К. М., Фадзаев А. С. и др. » «Известные деятели искусства: Туганов М. С., Галаев Б. А., Тхапсаев В. В. и др. »; Воспитательские часы: «Кайтов Сергей Тотрбекович (1918-2010), писатель-фронтовик, драматург»;«Арнигон Илас «Тогузов Газак Иласович (1898—1938), осетинский поэт, прозаик» . Оценка эффективности реализации Программы В результате осуществления Программы ожидается: повышение эффективности патриотической работы; повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; формирование гражданской грамотности воспитанников; внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение эффективности патриотической работы; обеспечение духовно-нравственного единства в детском доме, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей детей; развитие толерантности; улучшение условий для формирования патриотических чувств. Контроль за реализацией Программы Директор Зам. директора по учебно-воспитательной работе. 11. Методическое обеспечения 1. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения). 5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно- ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24. 6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001. 7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2015. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление). 8. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. 9. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с 10. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» 4. 2002. 11. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова, Народное образование. - 2012. - № 9. 12. Пашкович И.А.. Патриотическое воспитание 2006г. 13. Воспитательная работа в школе 2009гРыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36.. 14. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5. 15. Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г. 16. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г. 17. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1