«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Государственное казенное образовательное учреждение детский дом «Хуры тын»
«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Срок реализации: 4 года Возраст воспитанников: 6-17 лет Разработчик: Педагог ГКОУ ДД «Хуры тын» Гаглоева З.Х. Владикавказ, 2018 год Содержание: 1. Паспорт программы. 2. Введение. Пояснительная записка. 3. Актуальность программы «Я – гражданин и патриот». 4. Цель и задачи программы. 5. Механизм реализации Программы. 6. Основополагающие принципы реализации Программы. 7. Формы и методы реализации программы 8.Ожидаемые результаты реализации Программы. 9. Направления деятельности, способствующие реализации Программы. 10. Содержание программы. 11. Методическое обеспечение. 1. Паспорт программы Наименование программы: «Я - гражданин и патриот России» Разработчик программы: педагог, Гаглоева Заира Хазмиевна. Цель программы: воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества. Срок реализации программы: 2017- 2020 гг Исполнители мероприятий программы: воспитатели и воспитанники детского дома. Ожидаемые результаты реализации Программы: в 2020 году. Участники реализации программы: Педагоги Воспитанники Социум Тип программы: образовательная. Социальная значимость программы: направлена на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, расширение знаний о родине воспитанников 2. Введение. Пояснительная записка. В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Любой регион нашей страны, в том числе и Осетия, нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Что мы наблюдаем в образовательных учреждениях? Подмена ценностей, детская агрессия, часто причиной тому неправильная информация, поступающая к детям (« зло, насилие, компьютерные игры). Зачастую дети трактуют понятия «воин, защитник Родины» как человека с оружием, разрушающего, а не созидающего, несущего спокойствие. Особенность данной программы в том, что в доступной форме, от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех. Правовой базой для составления программы являются: • Конвенция ООН о правах ребенка. • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы». • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. 3. Актуальность программы «Я – гражданин и патриот» «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Также одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример, не владеют родным языком, представителями которого они являются. Актуальность программы определяется потребностью общества в гражданско-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. 4. Цели и задачи программы. Цели программы: создать условия для гражданско-патриотического воспитания воспитанников в условия детского дома. Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи программы: Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию. · Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников. · Совершенствование предметно-развивающей среды. · Создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, Родине, дать воспитанникам возможность почувствовать себя участником жизни современного социума. · Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей, формирования представлений о формах традиционного семейного уклада. · Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития. · Формирование уважения и признания к себе, к другим людям. -овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами проведения в социуме на основе первичных ценностно материальных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»; -развитие эмоционально ценностного воспитания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного мира природы); - формировать навыки проектной деятельности у детей ; - создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры, познакомить с культурой других народов; - сформировать у детей желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую оберегали предки; -формировать понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к семье, Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Каждая из задач программы, решаемая в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, проектной, художественной, способствует повышению эффективности педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию детей разного возраста в условиях образовательного учреждения, воспитанию патриотических чувств и формированию гражданской позиции. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы детского дома и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности. Основополагающие принципы реализации Программы К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся: принцип научности, гуманизма, демократизма; принцип участия; принцип гарантии; принцип комплексного сквозного подхода; принцип блочного подхода; принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии обучающихся; принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания. Условия успешной реализации Программы. Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию воспитанникам детского дома созданы следующие условия: функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и детского сообщества; функционирует система дополнительного образования; разработана система традиционных мероприятий и творческих проектов в детском доме; развивается самоуправление воспитанников; используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания; используются современные средства оценивания результатов воспитания 7.Формы и методы реализации программы Формы работы: - беседы; - воспитательные часы; - концерты; - викторины; - кинолектории; - информационные часы; - выпуск газет, листовок, буклетов; - выставки детского творчества, различного уровня; - конкурсы; - игры; - поисковая работа; - встреча с ветеранами ВОВ, интересными людьми; - оформление уголков в группах; - сочинение; - посадка деревьев; - военно-спортивные игры, эстафеты; - музыкально-литературный салон; - КТД; - книжные тематические выставка; - поездка в музей; - волонтерское движение. Форма организации работы по программе в основном — коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. 8.Ожидаемые результаты реализации Программы: 1. В результате реализации Программы ожидается на уровне образовательного учреждения: создание системы гражданско-патриотического воспитания; обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В результате реализации Программы ожидается на уровне развития личности воспитанника: осознание воспитанниками того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордиться Родиной, готов защищать свое Отечество; формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое; повышение степени готовности воспитанников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны; формирование активной жизненной позиции к борьбе за сохранение мира на Земле; рост ответственности за реальный вклад подрастающего поколения в деле процветания родного края и Отечества. Программа отражает социальный заказ общества и государства на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности будущего гражданина России. Ожидаемые результаты по этапам реализации Программы: 1. Проектный этап: получение целостной картины состояния гражданско-патриотического воспитания в детском доме и сформированности гражданственности как личностного качества у воспитанников. 2. Практический этап: активация деятельности в рамках гражданско- патриотического воспитания. 3. Аналитический этап: изменение социальной и гражданской позиции воспитанников; определение системы дальнейшей деятельности по воспитанию воспитанников детского дома. 9. Направления деятельности, способствующие реализации Программы Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной Программы, являются: Духовно-нравственное. Осознание воспитанниками в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе. Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей воспитанников через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского и осетинского народа. Патриотическое воспитание на примере героев-земляков. Воспитание молодого поколения на примере жизни известных людей. Одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию. Для нас не остаются в тени герои – земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться. 10. Содержание программы Направление Мероприятия Духовно-нравственное Акции: «Чистый город», «Чистый двор», «Живи, лес», «Посади дерево» и т.д. Акция «Доброта спасет мир», «»посвященная Дню защиты детей, Дню пожилого человека. Часы мужества, посвященные Дню Победы, Дню защитников Отечества. Проведение памятных дней: День призывника; День Победы; День вывода войск из Афганистана; День защитников Отечества; День Победы; Воспитательские часы о Днях воинской славы. Конкурс сочинений «Память жива», посвященных участникам войны. Диспут «Что значит любить Родину?». Историко- краеведческое Викторина «Моя Осетия». Мероприятия, посвященные православным праздникам и обрядам. Конкурс рисунков «Мой родной край». Круглый стол «Мой детский дом». Знакомство с выставкой литературы в библиотеке «Люби и знай свой край», «Горы Осетии». Фотовыставка «Война и моя Осетия»; «Женщины Осетии в ВОВ». Фестиваль «Народ и я – единая семья». Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в дом-музей И.А. Плиева. Гражданско- правовое Конкурс мультимедийных презентаций «Я — гражданин России». Конкурс видеорепортажей «Мои права». Игра «Учимся выживать». Круглый стол «Русские за границей». Правовая игра «А гражданином быть обязан». Воспитательский час «Обязанность, долг, присяга». Правовой час «Ты и закон». Социально- патриотическое Тематические воспитательские часы: «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей малой Родины». Тематический воспитательский час «Урок мира». Воспитательские часы на тему «Герои и подвиги». Конкурс проектов «Сохрани свою историю». Фестиваль «Вот она, какая моя Родина большая». Диспут «Я патриот своей Родины?». Вахта добрых дел «Мир не обойдётся без тебя». Круглый стол «Я и Вселенная». Военно- патриотическое Тематические воспитательские часы: «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия — Родину защищать». Диспут «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». Презентации: « Дважды Герой Советского Союза Хаджиумар Мамсуров, знаменитый полковник Ксанти»; «Дважды Герой Советского Союза Исса Плиев»;«Капитан ледокола "Арктика" Юрий Кучиев» и т.д. Спортивно- патриотическое Спортивные соревнования. «Не перевелись на Руси богатыри». «Веселые старты». «Аланские игры». «Аланские состязания». Культурно- патриотическое Конкурс патриотической песни «Когда поют солдаты»; воспитательский час: «Писатель, автор слов гимна Осетии, Камал Ходов»; Конкурс рисунков на тему «Сердцу милая Осетия моя». Конкурс стенгазет «России верные сыны». Конкурс рисунков «Я только слышал о войне». Литературно-музыкальная композиция «Победный май» Цикл воспитательских часов, посвящённых юбилеям известных писателей: «Гаглойты Владимир(105лет); «Малиты Васо(80лет)»; «Илас Арнигон (130лет)»; «Гаглойты Рутен (130лет)»; «Гурджибеты Блащка, (150лет)»; Царукаты Александр, (100лет) и т.д. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ-ЗЕМЛЯКОВ Цикл воспитательских часов: «Первая в российской истории женщина-дирижёр, Дударова Вероника Борисовна»; «Творчество Валерия Абисаловича Гергиева »; «Творчество Василия Ивановича Абаева»; «Писатели Георгий Черчесов, Дабе Мамсуров»; «Кочисова Роза Псиевна, первая осетинская писательница, драматург»; «Коста Хетагуров,основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель»; «Ватаев Бимболат (Бибо) Народный артист России, Народный артист Северной Осетии»; «Кантемировы, семья наездников-джигитов» «Спортивный Олимп Осетии Кануков Т. Д., Дедегкаев К. М., Фадзаев А. С. и др. » «Известные деятели искусства: Туганов М. С., Галаев Б. А., Тхапсаев В. В. и др. »; Воспитательские часы: «Кайтов Сергей Тотрбекович (1918-2010), писатель-фронтовик, драматург»;«Арнигон Илас «Тогузов Газак Иласович (1898—1938), осетинский поэт, прозаик» . Оценка эффективности реализации Программы В результате осуществления Программы ожидается: повышение эффективности патриотической работы; повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; формирование гражданской грамотности воспитанников; внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение эффективности патриотической работы; обеспечение духовно-нравственного единства в детском доме, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей детей; развитие толерантности; улучшение условий для формирования патриотических чувств. Контроль за реализацией Программы Директор Зам. директора по учебно-воспитательной работе. 11. Методическое обеспечения 1. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения). 5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно- ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24. 6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001. 7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2015. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление). 8. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. 9. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с 10. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» 4. 2002. 11. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова, Народное образование. - 2012. - № 9. 12. Пашкович И.А.. Патриотическое воспитание 2006г. 13. Воспитательная работа в школе 2009гРыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36.. 14. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5. 15. Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г. 16. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г. 17. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1