Взаимоотношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.
МБОУ «СОШ № 45» г. Читы
Взаимоотношения в семьях,
имеющих детей с отклонениями в развитии.
Размахнина К.В.,
дефектолог
Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отношении обученияи воспитания детей с недостатками в развитии. Первым этапом такой интеграции можно считать социальную приемлемость семейного воспитания таких детей. Особое значение отводится родителям, которые работают со своими детьми под руководством специалистов. В связи с этим взаимодействие родителей испециалистов становится более тесным и начинается с первых дней жизни ребенка.Эффективность такого взаимодействия зависит от квалификации специалиста, от понимания им семейной ситуации и умения взаимодействовать с семьей.
Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние напсихологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие.
Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которыенаиболее часто встречаются у родителей.
Отрицание - наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии - это просто неверие всуществование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистовв этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, чтопервоначальный диагноз ошибочен, хотя длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи.
Гнев – это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакцийродителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно онавозникает на почве ощущениябеспомощности, безысходности и разочарования,как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителейоправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны ввопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка.
Неуместное чувство вины - это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению ХансаГарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживанияродителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, ипривели к заболеванию ребенка.
Эмоциональная адаптация - это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимаютболезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать усебя навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.
Любое нарушение или отклонение поведения членов семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений.Семьи детей сограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по-другому проходят стадии жизненного цикла семьи - некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье сособым ребенком является возникающее напряжение между супругами, котороечастоприводит к распаду семьи.
У родителей детей, умеющих особенности вразвитии, в большейстепени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствамик ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мересосредоточены на себя как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним.
Переживание себя как недостаточно хорошегородителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ограничениямивозможностей здоровья, можно дифференцировать на четырегруппы.
Первая группа(родители с выраженным расширением сферыродительских чувств)
Характерный стиль воспитания - гиперопека.
Стиль поведения взрослых членов семьи:
- сверхзаботливое отношением к ребёнку,
- мелочная регламентация образа жизни семьи в зависимости отсамочувствия ребёнка,
- ограничением от социальных контактов.
Этот стиль семейного воспитания характерендля большинства семей матерей - одиночек.
Вторая группа - характерный стиль общения -холодное общение:
- снижение эмоциональных контактов родителей с ребёнком,
- проекция на ребёнка со стороны обоих родителей или одногоиз них собственных нежелательных качеств.
Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка,предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоциональногоотвержения ребёнка.
Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильныйотпечаток на способ выхода из неё, который избираетсемья.
Третья группа - характеризуется стилем сотрудничества.
Конструктивная и гибкаяформавзаимоответственных отношений родителей и ребёнка всовместной деятельности.
Как образ жизни такой стиль возникает при:
• вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны егоприроды,
• последовательном осмыслении необходимого объёма помощи,
• развития самостоятельности ребенка в процессе становленияособых способов его взаимодействия с окружающим миром.
Четвёртая группа
Стиль семейного общения – репрессивный.
Характеризуется родительской установкой на авторитарнуюлидирующую позицию.
Как образ отношений проявляется в:
• пессимистическом взгляде на будущее ребёнка;
• постоянном ограничении его прав;
• жестоких родительских предписаниях, неисполнение которыхнаказывается.
В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительноговыполнения всех заданий, упражнений, не учитывая приэтом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на:
- восстановление,
- укрепление;
- развитие
внутреннего потенциала для выполнения общественно значимыхфункций семьи.
Образовательная помощь направлена на повышениеадаптивных возможностей индивида через обучение(формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание(изменение ценностей, установок).
Рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Щадящий школьный режим.
• Строгое соблюдение режима дня, полноценный сон, прогулки и т.п.
• Соблюдение правил выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнять после 18-19 часов.
• Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или,когда он очень старается.
• Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, какзаговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
• Спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение.
• Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действиюили навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенкаповторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
• Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясьдостать то, что он хочет.
• Сделайте учение забавой. Всегда ищите способыпревратить обучающие занятия в игру.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
• Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя.Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет.Учить ребенка - важно, но не менее важно давать емувозможность исследовать, пробовать свои силы и самомуделать для себя то, что он может.
• Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам.Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.
• При планировании любой деятельности следует учитывать сниженный уровень работоспособности и высокую истощаемость ребенка.