Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
19.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»

Взаимоотношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.

МБОУ «СОШ № 45» г. Читы

 

Взаимоотношения в семьях,

имеющих детей с отклонениями в развитии.

 

Размахнина К.В.,

дефектолог

 

Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отношении обученияи воспитания детей с недостатками в развитии. Первым этапом такой интеграции можно считать социальную приемлемость семейного воспитания таких детей. Особое значение отводится родителям, которые работают со своими детьми под руководством специалистов. В связи с этим взаимодействие родителей испециалистов становится более тесным и начинается с первых дней жизни ребенка.Эффективность такого взаимодействия зависит от квалификации специалиста, от понимания им семейной ситуации и умения взаимодействовать с семьей.

Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние напсихологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие.

Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которыенаиболее часто встречаются у родителей.

Отрицание - наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии - это просто неверие всуществование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистовв этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, чтопервоначальный диагноз ошибочен, хотя длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи.

Гнев – это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакцийродителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно онавозникает на почве ощущениябеспомощности, безысходности и разочарования,как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителейоправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны ввопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка.

Неуместное чувство вины - это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению ХансаГарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживанияродителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, ипривели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация - это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимаютболезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать усебя навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

Любое нарушение или отклонение поведения членов семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений.Семьи детей сограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по-другому проходят стадии жизненного цикла семьи - некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье сособым ребенком является возникающее напряжение между супругами, котороечастоприводит к распаду семьи.

У родителей детей, умеющих особенности вразвитии, в большейстепени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствамик ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мересосредоточены на себя как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним.

Переживание себя как недостаточно хорошегородителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ограничениямивозможностей здоровья, можно дифференцировать на четырегруппы.

Первая группа(родители с выраженным расширением сферыродительских чувств)

Характерный стиль воспитания - гиперопека.

Стиль поведения взрослых членов семьи:

  • сверхзаботливое отношением к ребёнку,
  • мелочная регламентация образа жизни семьи в зависимости отсамочувствия ребёнка,
  • ограничением от социальных контактов.

Этот стиль семейного воспитания характерендля большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа - характерный стиль общения -холодное общение:

  •  
  • снижение эмоциональных контактов родителей с ребёнком,
  • проекция на ребёнка со стороны обоих родителей или одногоиз них собственных нежелательных качеств.

Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка,предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоциональногоотвержения ребёнка.

Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильныйотпечаток на способ выхода из неё, который избираетсемья.

Третья группа - характеризуется стилем сотрудничества.

Конструктивная и гибкаяформавзаимоответственных отношений родителей и ребёнка всовместной деятельности.

Как образ жизни такой стиль возникает при:

• вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны егоприроды,

• последовательном осмыслении необходимого объёма помощи,

• развития самостоятельности ребенка в процессе становленияособых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа

Стиль семейного общения – репрессивный.

Характеризуется родительской установкой на авторитарнуюлидирующую позицию.

Как образ отношений проявляется в:

• пессимистическом взгляде на будущее ребёнка;

• постоянном ограничении его прав;

• жестоких родительских предписаниях, неисполнение которыхнаказывается.

В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительноговыполнения всех заданий, упражнений, не учитывая приэтом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на:

  • восстановление,
  • укрепление;
  • развитие

внутреннего потенциала для выполнения общественно значимыхфункций семьи.

Образовательная помощь направлена на повышениеадаптивных возможностей индивида через обучение(формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание(изменение ценностей, установок).

Рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

• Щадящий школьный режим.

• Строгое соблюдение режима дня, полноценный сон, прогулки и т.п.

• Соблюдение правил выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнять после 18-19 часов.

• Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или,когда он очень старается.

• Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, какзаговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

• Спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение.

• Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действиюили навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенкаповторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

• Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясьдостать то, что он хочет.

• Сделайте учение забавой. Всегда ищите способыпревратить обучающие занятия в игру.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.

• Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя.Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет.Учить ребенка - важно, но не менее важно давать емувозможность исследовать, пробовать свои силы и самомуделать для себя то, что он может.

• Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам.Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.

• При планировании любой деятельности следует учитывать сниженный уровень работоспособности и высокую истощаемость ребенка.