Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Взаимодействие общего и дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии обучающихся»

МБОУДОД «Центр внешкольной работы»

Московского района  г. Казани Республики Татарстан

 

«Взаимодействие общего и дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии обучающихся»

 

Хайруллина Илюза Мансуровна

Методист, педагог дополнительного образования

 

 

Дополнительное образование мы рассматриваем как широкое поле самореализации, самоопределения, духовно-нравственного становления личности  воспитанника и педагога в совместной реальной деятельности.
     В практике работы  Центра внешкольной работы Московского района г. Казани достаточное количество различных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: традиционные и инновационные; устные, наглядные и комплексные; активные и позитивные; критико-аналитические и позитивно-иллюстративные. Традиционными мероприятиями стали такие как, интеллектуальная игра для старшеклассников «Умники и умницы», «Музыкальный талисман» - вокальный конкурс, «Танцевальная мозаика» - хореографический фестиваль, «Татар кызы», «Татар егете» и другие. Конкурсы и фестивали на различные возрастные категории, где каждый ребёнок может проявить свои интеллектуальные и творческие возможности. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике. Но, несмотря на разнообразие форм мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех. Её можно раскрыть, обозначив этапы подготовки и проведения. Конечно, любой метод имеет свою специфику, которая насыщает каждый этап особенностями, диктуемыми своеобразием темы, проблемы и т.д. Выделяются три этапа подготовки и проведения мероприятий – предкоммуникативный, куда входит весь процесс подготовки; коммуникативный, включающий само проведение, и посткоммуникативный, предполагающий изучение эффективности и пропаганду результатов.
     Взаимодействие общего и дополнительного образования многое может дать для реализации новых стандартов, а именно:
  • возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.
Конкурс эстрадной песни «Музыкальный талисман». Конкурсанты, принимающие участие в этом конкурсе нередко становятся воспитанниками «Студии эстрадного вокала» ЦВР Московского района. Конкурс «Необычное в обычном» декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся общеобразовательных школ и гимназий района, принимающие участие в подобных конкурсах-выставках начинают посещать объединения декоративно-прикладного творчества нашего Центра. Также хочется вспомнить «День школы». Уникальное мероприятие, включающее в себя и кружки переменного состава, спектакль театральной студии, конкурсно-развлекательную программу. Проведение подобных мероприятий является наглядной рекламой наших объединений и пропагандой дополнительного образования в целом.
  • специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности («Творческая мастерская»);
  • возможности поддержки одарённых детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья) («Сделай Сам»);
  • возможности работы в социуме, социального творчества детей (клуб «Лидер», КСП «Перекрёсток»);
  • организацию каникулярного времени детей.
      При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
2. Мы стремимся к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активным, проявить свои знания, способности и дарования. В идеальном варианте, все приглашенные могут принять    участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении мероприятий мы, безусловно, ориентируемся на уже достигнутый уровень развития детей, но также помним, что необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы, другие мультмедийные средства.
6. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками.  В соответствии с этим мы определяем  и формы работы. Работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
     Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития.
 Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи.
Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные вопросы помогают участникам сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Ребята любят конкурсы, турниры, викторины, соревнования. К выбору типа вопросов надо отнестись серьёзно и подойти творчески.
       При подборе и подготовке заданий  необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретённые заранее, способствовать активизации творческих способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными. Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими.
     Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Как  уже было отмечено ранее, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
 
Список литературы:
 
  1. А.А.Реан, В.А.Якунин, Методика исследования мотивов.-  М.: 2008 г.
  2. Системный подход к развитию и саморазвитию личности субъектов образовательной деятельности. Сб материалов из опыта работы / Ред.коллегия М.Г.Скалозубов, Т.И.Кожевникова.- Казань. ООО «Печатный двор», 2009, - 147с.