«Взаимодействие общего и дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии обучающихся»
МБОУДОД «Центр внешкольной работы»
Московского района г. Казани Республики Татарстан
«Взаимодействие общего и дополнительного образования в индивидуально-личностном развитии обучающихся»
Хайруллина Илюза Мансуровна
Методист, педагог дополнительного образования
Дополнительное образование мы рассматриваем как широкое поле самореализации, самоопределения, духовно-нравственного становления личности воспитанника и педагога в совместной реальной деятельности.
В практике работы Центра внешкольной работы Московского района г. Казани достаточное количество различных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: традиционные и инновационные; устные, наглядные и комплексные; активные и позитивные; критико-аналитические и позитивно-иллюстративные. Традиционными мероприятиями стали такие как, интеллектуальная игра для старшеклассников «Умники и умницы», «Музыкальный талисман» - вокальный конкурс, «Танцевальная мозаика» - хореографический фестиваль, «Татар кызы», «Татар егете» и другие. Конкурсы и фестивали на различные возрастные категории, где каждый ребёнок может проявить свои интеллектуальные и творческие возможности. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике. Но, несмотря на разнообразие форм мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех. Её можно раскрыть, обозначив этапы подготовки и проведения. Конечно, любой метод имеет свою специфику, которая насыщает каждый этап особенностями, диктуемыми своеобразием темы, проблемы и т.д. Выделяются три этапа подготовки и проведения мероприятий – предкоммуникативный, куда входит весь процесс подготовки; коммуникативный, включающий само проведение, и посткоммуникативный, предполагающий изучение эффективности и пропаганду результатов.
Взаимодействие общего и дополнительного образования многое может дать для реализации новых стандартов, а именно:
-
возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.
Конкурс эстрадной песни «Музыкальный талисман». Конкурсанты, принимающие участие в этом конкурсе нередко становятся воспитанниками «Студии эстрадного вокала» ЦВР Московского района. Конкурс «Необычное в обычном» декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся общеобразовательных школ и гимназий района, принимающие участие в подобных конкурсах-выставках начинают посещать объединения декоративно-прикладного творчества нашего Центра. Также хочется вспомнить «День школы». Уникальное мероприятие, включающее в себя и кружки переменного состава, спектакль театральной студии, конкурсно-развлекательную программу. Проведение подобных мероприятий является наглядной рекламой наших объединений и пропагандой дополнительного образования в целом.
-
специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности («Творческая мастерская»);
-
возможности поддержки одарённых детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья) («Сделай Сам»);
-
возможности работы в социуме, социального творчества детей (клуб «Лидер», КСП «Перекрёсток»);
-
организацию каникулярного времени детей.
При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Мы стремимся к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активным, проявить свои знания, способности и дарования. В идеальном варианте, все приглашенные могут принять участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении мероприятий мы, безусловно, ориентируемся на уже достигнутый уровень развития детей, но также помним, что необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы, другие мультмедийные средства.
6. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. В соответствии с этим мы определяем и формы работы. Работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи.
Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к теме (проблеме). Правильно подобранные вопросы помогают участникам сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Ребята любят конкурсы, турниры, викторины, соревнования. К выбору типа вопросов надо отнестись серьёзно и подойти творчески.
При подборе и подготовке заданий необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретённые заранее, способствовать активизации творческих способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными. Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Как уже было отмечено ранее, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Список литературы:
-
А.А.Реан, В.А.Якунин, Методика исследования мотивов.- М.: 2008 г.
-
Системный подход к развитию и саморазвитию личности субъектов образовательной деятельности. Сб материалов из опыта работы / Ред.коллегия М.Г.Скалозубов, Т.И.Кожевникова.- Казань. ООО «Печатный двор», 2009, - 147с.