Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Выявление, развитие и поддержка детской одаренности в объединении «Начальное техническое моделирование»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского технического творчества" Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

«Выявление, развитие   и поддержка детской одаренности в объединении «Начальное техническое моделирование»

 

Галаванова Татьяна Прокопьевна

педагог ДО

 

 
 
Отчет педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского технического творчества» ЕМР РТ Галавановой ТП. о работе в рамках республиканской инновационной площадки «Конструирование и реализация педагогических технологий сопровождения развития одаренных учащихся»
по теме: «Выявление, развитие   и поддержка детской одаренности в объединении «Начальное техническое моделирование»
 
    Согласно утвержденному плану работы в объединении «Начальное техническое моделирование» проведены следующие мероприятия: педагогическое наблюдение за группой детей, диагностические методики:
1. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей Лосева А.А.;
2. Методика для детей «Карта одаренности» А.И. Савенков;
3.Разработка и реализация индивидуальных планов развития учащихся по результатам диагностики (проектная деятельность, участие в конкурсах, индивидуальные занятия с акцентом на самостоятельную работу с материалом.
       Процесс педагогического наблюдения строился исходя из того, что внешние проявления одаренности в различных личностных способностях многообразны. Выготский Л.С.  полагает, что признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.  Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как быстрота и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, спортом, рисованием и т.д.), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная активность, проявляющаяся в более низких порогах чувствительности к новизне стимула, новизне ситуации, обнаружении нового в обычном, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умственного развития (и прежде всего умственной рефлексии). Стремление к познанию — главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола и здоровья. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Способности развиваются, вырастают из задатков при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то есть ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку одаренность предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности».
 
Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.
Кроме проведения педагогического наблюдения для достоверности информации были проведены запланированные диагностические методики, которые подтвердили результативность педагогического наблюдения.
 Проводились диагностики с родителями и педагогами данной группы на выявление детей с признаками одаренности. Такой ребенок в процессе работы был выявлен в данном объединении. Признаки одаренности в разных сферах, а в особенности, в   интеллектуальной сфере, сфере академических достижений, литературной сфере, артистической сфере, технической сфере, сфере общения и лидерства выявлены у Матунова Захара. С его родителями проведена беседа, разработали индивидуальный план занятий и участие в конкурсах различного уровня, как результативность работы. По результатам ребенок стал призером в следующих конкурсах:
1. Призер Республиканского конкурса «Юный моделист конструктор», диплом 3 степени в номинации «Свободное конструирование» модель «Подводная лодка», 2018год;
2.Муниципальный конкурс «Новогодний карнавал», изготовление новогодних открыток, диплом 1 степени, 2018 год;
3.Призер Республиканского конкурса «Юный моделист конструктор», диплом 3 степени в номинации «Свободное конструирование» модель «Самолет», 2019год;
 
п/п
ФИО ученика
Интел.
сфера
 
 
I
Сфера дост.
 
 
II
Твор.
сфера
 
 
III
Лит. сфера
 
 
IV
Арт.
сфера
 
 
V
Муз. сфера
 
 
VI
Тех. сфера
 
 
VII
Двиг.
сфера
 
 
VIII
Сфера худ. дост.
 
IX
Общ. и лидер. сфера
X
Итого
1
Ахмадгалиев Шамиль
5
4
5
5
5
5
5
4
5
4
47
2
Ахтямзянова Ильгина
5
4
5
4
5
5
4
5
5
5
47
3
Белова Полина
5
4
4
4
5
4
4
4
5
4
36
4
Валиуллина Алсу
5
5
5
4
4
5
4
4
5
5
46
5
Гапсаламова Альбина
5
4
5
4
4
5
4
4
5
4
44
6
Дарьина Софья
5
4
5
4
4
5
4
4
5
4
44
7
Евсин Никита
4
4
5
4
4
5
5
5
5
5
46
8
Коваленко Полина
5
5
5
5
4
4
5
4
5
4
46
9
Кривлева Дарья
4
5
5
5
4
5
4
5
5
5
47
10
Кузьмин Артем
5
4
4
4
4
5
5
5
5
4
45
11
Марков Степан
5
5
5
5
4
4
5
5
5
4
47
12
Матунов Захар
5
5
5
5
5
4
5
5
5
5
49
13
Орлова Надежда
5
5
5
5
4
4
4
5
5
4
46
14
Сираев Тимур
5
4
4
4
4
4
4
5
4
5
36
15
Хайрутдинов Камиль
3
4
3
3
3
3
4
5
4
4
32
Итого
71
66
70
65
63
67
75
69
73
75
 
                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Родители опрос
                                                                          
п/п
ФИО ученика
Интел.
сфера
 
 
I
Сфера дост.
 
 
II
Твор.
сфера
 
 
III
Лит. сфера
 
 
IV
Арт.
сфера
 
 
V
Муз. сфера
 
 
VI
Тех. сфера
 
 
VII
Двиг.
сфера
 
 
VIII
Сфера худ. дост.
 
IX
Общ. и лидер. сфера
X
Итого
1
Ахмадгалиев Шамиль
5
4
4,5
5
5
5
4
4
5
5
46,5
2
Ахтямзянова Ильгина
4,5
4
5
4
5
4,5
4
5
5
5
46
3
Белова Полина
4
4
4,5
4
5
4,5
4
4
5
4
38,5
4
Валиуллина Алсу
4,5
5
4,5
4,5
4
4,5
4
5
5
5
46
5
Гапсаламова Альбина
4,5
4
5
4,5
4
4,5
4
4
5
4
42,5
6
Дарьина Софья
4,5
4
5
4,5
4
4,5
4
4
5
4
42,5
7
Евсин Никита
5
3
4,5
4
4,5
5
5
5
5
5
46
8
Коваленко Полина
5
5
4,5
5
4
4
4,5
4
5
4
45
9
Кривлева Дарья
4,5
4
5
4
5
4,5
4
5
5
4
45
10
Кузьмин Артем
4,5
4
4,5
4
4
5
5
5
4
4
44
11
Марков Степан
5
4,5
4,5
5
5
4
5
5
5
5
47
12
Матунов Захар
5
5
5
5
5
4,5
5
5
5
5
49,5
13
Орлова Надежда
4,5
5
4,5
4,5
4
4,5
4
5
5
4,5
45,5
14
Сираев Тимур
4,5
4
4
4
4
4,5
4
5
4
4
42
15
Хайрутдинов Камиль
3
3
3
3
3
3
4
5
3
4
34
Итого
68
59,5
63
65
49,5
67,5
64,5
70
67
66,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Педагог  Масолыко Светлана Викторовна – классный руководитель  
Больше всех баллов набрал Матунов Захар – 49,5: в интеллектуальной сфере, сфере академических достижений, литературной сфере, артистической сфере, технической сфере, сфере общения и лидерства.
 
Обработка результатов для  Матунова Захара по сферам
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
14
12
13
10
10
13
10
9
19
14
5
16
17
10
13
10
12
8
10
15
10
18
14
12
18
17
15
10
5
112
18
0
11
7
5
3
20
13
2
10
20
14
12
15
3
15
5
13
15
10
8
2
5
0
5
12
8
0
18
7
15
10
8
9
10
12
15
18
3
10
0
2
0
12
0
3
9
5
4
10
100
78
80
75
64
85
94
76
82
88
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Как я вижу себя (А.И. Савенков)
 п/п
ФИО ученика
Да
Скорее да
Скорее нет
Нет
1
Ахметгалиев Шамиль
13
3
5
2
Матунов Захар
19
3
3
Коваленко Полина
10
5
2
3
4
Макаров Степанов
11
6
4
Итого
49
17
11
3
 
Для тех, кто показал наибольшие результаты, было проведено анкетирование детей по диагностике А.И.Савенкова «Как я вижу себя».
 
      Согласно с планом работы выступила на заседании методического объединения «Техник» 19 декабря на тему: «Организация работы с одаренными детьми в объединениях технической направленности. Организация проектной деятельности как форма развития одаренности»
На заседании методического объединения обсудили работу на инновационной площадке, решили подключить к данной работе в дальнейшем других педагогов технического направления. С этой целью ввести в программы темы, связанные с проектной деятельностью и индивидуальными планами для детей с признаками одаренности.
В конце прошлого учебного года   было проведена аттестация учащихся в данных объединениях и проведен мониторинг. Аттестация проводится в форме выставки работ с комментариями.
 Форма проведения аттестации
 Практическая работа. Изготовление объемной модели. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Умение чертить, читать чертеж, сборка модели, оформление, комментирование.
Мониторинг результатов
         В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них для каждой программы педагога необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогам дополнительного образования целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы. В практике дополнительного образования детей образовательная деятельность ребенка обычно оценивается по учебным, чаще всего предметным, параметрам. О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам участия в конкурсах, олимпиадах и т.д. И понятно: такие результаты наиболее очевидны. Однако подобный подход таит в себе определенные опасности. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине усвоения учебного материала, далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личные результаты.
       Формирование личных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей их полноте должен каждый педагог. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
  • Учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
  • Личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в кружке, студии, секции.
Предлагается педагогу воспользоваться таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы, а также систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками. Кроме того, таблицы позволяют определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а, значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» демонстрирует технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе; таблица «Мониторинг личностного развития ребенка» в процессе освоения им дополнительной образовательной программы показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств. Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.
 
п/п
Ф.И.О.
 
 
Тео
рети
ческ.
знан
Пра
ктич
ск.
знан
Общеучебные умения и навыки
Организац.
волевые качества
Ориентационные
качества
Поведенческ
ие качества
Уровень
ИТОГ
 
а
б
в
г
д
ж
з
е
Тер
пен
ие
Воля
Самокон
роль
Интерес
к зан.
Самооценка
Конфл
иктность
Тип сот
руд
 
1
Ахмадгалиев Шамиль
В
В
B
C
B
C
B
C
B
C
B
B
B
B
B
Н
B
В
 
2
Ахтямзянова Ильгина
В
В
B
B
C
C
B
B
C
B
C
C
C
B
B
С
B
В
 
3
Белова Полина
В
В
B
C
B
C
B
C
B
C
B
C
B
B
B
Н
B
В
 
4
Валиуллина Алсу
В
В
C
B
C
B
B
C
B
B
B
B
B
C
B
С
B
В
 
5
Гапсаламова Альбина
В
В
B
C
B
C
C
B
B
B
B
C
B
B
B
Н
B
В
 
6
Дарьина Софья
В
В
B
C
C
B
B
B
B
B
C
B
C
B
B
С
B
В
 
7
Евсин Никита
В
В
B
C
B
C
B
C
B
B
C
C
B
B
B
В
B
В
 
8
Коваленко Полина
В
В
B
B
B
C
B
B
B
B
B
B
B
B
B
Н
B
В
 
9
Кривлева Дарья
В
В
B
C
B
C
B
C
B
B
C
B
C
B
C
С
B
В
 
10
Кузьмин Артем
В
В
B
C
B
C
B
C
C
B
C
C
B
B
B
С
B
В
 
11
Марков Степан
В
В
B
C
B
C
C
B
B
B
B
C
C
B
B
С
B
В
 
12
Матунов Захар
В
В
B
B
C
B
C
B
C
B
B
B
B
B
B
Н
B
В
 
13
Орлова Надежда
В
В
B
C
B
C
B
C
C
B
B
C
C
B
B
С
B
В
 
14
Сираев Тимур
С
В
B
C
B
C
C
C
C
B
C
C
B
B
B
С
B
В
 
15
Хайрутдинов Камиль
С
В
C
C
C
C
B
C
C
C
C
C
C
C
B
В
B
С
 
    Педагог объединения: Галаванова Т.П.                                                           Объединение: “НТМ”                                    Группа: 3 “А” 8 шк.
Уровни: низкий – 0%, средний – 7%, высокий – 93%.
В – высокий уровень
С - средний уровень
Н - низкий
 
МБУ ДО «Центр детского технического творчества» ЕМР РТ
ПРОТОКОЛ №
от 13 мая 2019 г.
Квалификационная комиссия в составе председателя Козлова Е.М.
Члены комиссии: Кузнецова О.Ф., Галаванова Т.П.
 
В результате проверки теоретических знаний и практического умения учащихся согласно учебной программы объединения “Начальное техническое моделирование”, педагог ДО Галаванова Т.П. постановила: аттестовать и выпустить следующих обучающихся (итоговая, промежуточная)
 
Ф.И.О. учащегося
Чтение чертежа
Сборка модели
Оформление
Итог
1
Ахмадгалиев Шамиль
высокий
высокий
высокий
высокий
2
Ахтямзянова Ильгина
высокий
высокий
высокий
высокий
3
Белова Полина
высокий
высокий
высокий
высокий
4
Валиуллина Алсу
высокий
высокий
высокий
высокий
5
Гапсаламова Альбина
высокий
высокий
высокий
высокий
6
Дарьина Софья
высокий
высокий
высокий
высокий
7
Евсин Никита
высокий
высокий
высокий
высокий
8
Коваленко Полина
высокий
высокий
высокий
высокий
9
Кривлева Дарья
средний
высокий
высокий
высокий
10
Кузьмин Артем
высокий
высокий
высокий
высокий
11
Марков Степан
высокий
средний
высокий
высокий
12
Матунов Захар
высокий
высокий
высокий
высокий
13
Орлова Надежда
высокий
высокий
высокий
высокий
14
Сираев Тимур
высокий
средний
высокий
высокий
15
Хайрутдинов Камиль
средний
средний
средний
средний
 
Высокий – 14, средний – 1, низкий – 0.
Высокий – 93%, средний – 7%, низкий – 0%.
 
Председатель аттестационной
Комиссии                                                                                              Козлова Е.М.
Члены комиссии:                                                                                 Кузнецова О.Ф.
                                                                                                               Галаванова Т.П.