Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Встречи в музыкальной гостиной Цикл музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста

МКДОУ «Детский сад №17 «Алёнушка»

Встречи в музыкальной гостиной

Цикл музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста

Автор : Островская Н. А музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

 

В книге представлен цикл музыкально-тематических, комплексных и интегрированных занятий, который  дает возможность детям более глубоко и разносторонне увидеть  и познать действительность, погрузиться в мир прекрасного - музыки, живописи, литературы, танца. Дает ребенку  возможность в выборе средств выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках. А выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.  Методическое пособие может быть рекомендовано педагогам и музыкальным руководителям  в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста. 

 

Цикл музыкально-тематических, комплексных и интегрированных занятий

 

«Встречи в музыкальной гостиной»

для детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи цикла, методы и приемы

 

Цель:

  • Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.
  • Учить детей искусству слушать музыку.
  • Обогащать словарный запас музыкальными терминами.
  • Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

 

Методы и приемы активизации детей.

Добиваться, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, цвет и настроение в музыке.

 

Метод умственного поиска:

  • вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись;
  • подбери иллюстрацию к прослушанному произведению;
  • прочти стихотворение, созвучное музыке;
  • укрась пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов;
  • нарисуй, что слышал.

Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя»

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

- Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;

- Познакомить ребят с символами государства (флаг, герб, гимн);

- Расширять музыкальный кругозор детей;

- Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

 

Оборудование:компьютер, мультимедийное устройство, деревянные ложки, карта России, изображения российского флага и герба России, портрет П.И.Чайковского, березка, композиция детских рисунков «Что мы Родиной зовем»

 

Музыкальный репертуар:

«Сладкая греза»  муз. П.И.Чайковского «Детский альбом»

Октябрь «Осенняя песнь» муз.П.И.Чайковский  цикл «Времена года»

Песня «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл. Матусовского

Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот

Гимн России муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова

          «Во поле береза стояла» р.н.п.

          «Камаринская» муз. П.И.Чайковский «Детский альбом»

Игра «Плетень» р.н.м.

Видео материалы:

Видео ансамбля ложкарей

Видео фрагменты из русских народных сказок «Морозко»,

«Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота

родной природы.

 

Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского, занимают места.

М.р. (музыкальный руководитель)

Льется музыка рекой

Вьется нотною строкой,

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук…            К. Ибряев

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались,вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали  свои выставки.

     Сегодня мы с вами встретились, чтобы послушать прекрасную музыку, почитать стихи, поговорить друг с другом, узнать что-нибудь новое.

Музыка, которая сейчас прозвучит, уже знакома и понятна вам. Послушайте ее, вспомните ее название.

Звучит фрагмент «Осенняя песнь» П.И.Чайковского

цикл «Времена года»

Дети. «Осенняя песнь»

М.р. Правильно. О чем нам рассказала музыка? Что вы в ней услышали?

Дети. Музыка рассказывает об осени. Музыка задумчивая, плавная, печальная, задушевная, медленная. В ней слышатся шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя.

М.р. Кто сочинил эту прекрасную музыку?

Дети. Композитор П.И.Чайковский

М.р. Музыка этого композитора понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской природе, о нашей Родине.

А с чего начинается Родина? Послушайте.

Слушание  песни «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл.Матусовского

Дети.  Родина начинается с родного дома, где живет моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем – это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своем городе. Все это Родина. 

М.р. Родина! Какое близкое и понятное нам слово! Родина – это солнце, небо, мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками.

Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество».

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него  и Родина».

 

Давайте вместе произнесем шепотом слово «Россия» (произносят). Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал С.Есенин много лет тому назад. А вот эти строки, которые сейчас прочитают ребята,  написаны недавно современным поэтом В.Степановым, но они не менее прекрасны.

Реб.  Что мы Родиной зовем?

         Дом, где мы с тобой живем,

 И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Реб.  Что мы Родиной зовем?

  Поле с тонким колоском

 Наши праздники и песни,

  Теплый вечер за окном.

Реб. Что мы Родиной зовем?

  Все, что в сердце бережем,

  И под небом синим-синим

 Флаг России над Кремлем.

М.р. Какие замечательные стихи  прозвучали о нашей Родине.

А теперь давайте посмотрим на карту. Кто может показать границы России?  (показывает ребенок)

Реб. Вот она, Россия, наша страна

 Очень и очень большая она,

         Россия – Родина, наш дом

         Где вместе с вами мы живем!

М.р. Россия – это огромная страна. Одна из самых больших в мире, когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом – начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного на другой на поезде, надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки!

За время полета можно увидеть белоснежные толщи льда Арктики, знойные пустыни, вольные степи и огромные поля пшеницы, холодную тундру, высокие горы, могучие реки, и гордость нашего народа – зеленый наряд леса.

Как красива и богата наша страна! Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и ее историю.

А сейчас, предлагаю всем вместе исполнить прекрасную песню современного композитора З.Роот «Россия, Россия».

Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот

М.р. Молодцы, ребята! Как выразительно вы исполнили песню.

У каждого государства есть свои символы. Это гимн, герб и флаг.

Наша страна Россией зовется,

Пусть мирное небо сияет над ней

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей!

В.Степанов

И пусть поет русский народ главную песню страны – Гимн нашей Родины.

Гимн – это торжественная песня, славящая  кого-либо. При исполнении гимна обычно встают. Государственный  гимн исполняют в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей международных спортивных соревнований.

Звучит «Гимн России» муз. А.Александров, сл.С.Михалков

(слушают стоя)

М.р. Как звучит музыка?

Дети. С величием, гордостью, силой, торжественно.

М.р. (показывает изображение герба России) Давайте посмотрим на герб России, очертания  какого старинного  доспеха напоминает герб, и  кто на нем изображен?

Дети. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.На груди орла помещен Герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.

М.р. У России величавой на гербе орел двуглавый,

         Чтоб на запад на восток он смотреть бы сразу мог.

         Сильный, мудрый он и гордый.

         Он – России дух свободный.  (В.Степанов)

Как выглядит Российский флаг? (рассматривают изображение)

Дети. Флаг России состоит из трех одинаковых полос белого, синего и красного цветов.

М.р. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.  А еще эти цвета российского флага могут рассказать о  красоте природы нашей страны. Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?

Дети. Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря и реки, красный – огонь, солнце, цветы, ягоды.

М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. У современного поэта В.Степанова есть замечательное стихотворение

Реб. Три цвета на флаге России

Красный, белый, синий.

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

Белая березка – символ России. Российский пейзаж трудно представить себе без березки.

А вот и наша березка. Скучно ей одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Добры молодцы, да красны девицы, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!»

Хоровод «Во поле береза стояла» р.н.п

М.рА еще в России славится народ умением играть на деревянных ложках. Давайте посмотрим на это мастерство.

Видео ансамбля ложкарей

Давайте теперь и мы на деревянных ложках поиграем, свое мастерство покажем.

Оркестр ложкарей «Камаринская»МузП.И.Чайковского.

М.р. Крепко  любит русский народ свою Родину и сложил много пословиц. Какие вы знаете?

Дети. 1. Родина любимая – что мать родимая.

           2. Человек без родины, что соловей без песни.

           3. На чужой стороне и весна не красна.

           4. Жить – Родине служить.

М.р. Молодцы! До чего же красива наша природа, наша Россия – край дубрав и земляничных полян, белоствольных берез и полноводных рек! Давайте, посмотрим, как в старину люди после тяжелого дневного труда гнали от себя печаль разудалыми, зажигательными плясками и песнями.

Просмотр видео фрагментов из русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота родной природы.

М.р. А сейчас я предлагаю вам поплясать да поиграть.

         Будем мы плясать, да плетень заплетать!

Игра «Плетень» р.н.м.

М.р.Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастит, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником и будет в своих творениях восхвалять нашу Родину. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной.  А сейчас мы будем любить, беречь и охранять нашу Родину от загрязнений, от мусора. Земля прекрасна, но она в беде. Что мы можем для этого сделать?

Дети Мы можем деревья посадить,

И птиц зимою покормить,

На землю мусор не бросать,

Цветы полить, у дома хлам убрать.

В игрушки мусор превратить.

Земля прекрасна. Но на в беде

Давайте ей поможем и себе!

М.р. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Дети выходят из зала под песню «Я люблю тебя, Россия»

 

Тема: «День государственного  флага Российской Федерации»

Цели:

- Формировать представления детей о происхождении Российского флага;

- Познакомить с понятием «стяг»;

- Закреплять зрительные представления детей о российском флаге;

- Способствовать формированию у детей чувства патриотизма, интереса к истории, символике своей страны;

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

 

Оборудование: Российский флаг; изображения разных вариантов стягов и знамен; атрибуты к игре «Соберись у стяга» и к аппликации «Российский флаг», компьютер и мультимедийное устройства для показа изображений стягов и знамен.

 

Музыкальный материал:

Запись песни «Флаг России» муз. В.Колотова, сл. А.Якунина

Песня «Трехцветный мой флажок» музыка и слова Н.Орловой

 

Дети заходят в зал  под песню «Флаг России» муз В.Колотова, сл. А.Якунина

 

М.р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть в музыкальной гостиной!

Нынче праздник – день флага России,

И ликует, празднуя страна,

Ведь кого бы нынче не спросили,

Ценен был во все он времена!

     Пусть же будет вечен он и славен,

     Гордо развиваясь в высоте,

     Мы друг друга с праздником поздравим,

     Устремляясь вслед за ним, к мечте!

Рассмотрите изображение Российского флага и скажите:

- Какого цвета полосы на флаге России? (красный, синий, белый)

- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? (ответ детей)

М.р. В России эти цвета почитались издавна и мели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. А еще эти цвета могут рассказать нам о красоте природы нашей страны.

Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?

Дети.Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря, реки; красный – огонь, солнце, цветы, ягоды

М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости.

Попробуйте вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?

Дети. На кораблях, на самолетах, на зданиях администрации, над стадионом во время олимпиад и соревнований, на парадах, в книгах.

М.р. Много веков назад, люди использовали шест, привязав к его верхушке пучки травы, веток, окрашенные яркой краской. Назывался он «стягом». Посмотрите, какие есть необычные стяги (показ иллюстраций). Главным назначением стяга было собрать и объединять. Давайте поиграем в игру «Соберись у стяга».

Игра «Соберись у стяга»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания

Атрибуты: 3-5 разных стягов (по количеству групп)

Правила игры: дети делятся на группы по количеству стягов. Под веселую музыку дети выполняют различные упражнения. Музыка заканчивается, дети собираются около своего стяга. Стяги меняются, игра проводится 2-3 раза.

М.р. Шло время, стяги стали делать из ткани, косой клин прикреплен к древку. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками разные изображения святых – «знамения», что означает «священные знаки», так появилось слово «знамя». (показ иллюстраций с различными видами знамен)

Разные знамена были у нас на Руси. Внешний вид нынешний Российский флаг обрел очень давно, около 300 лет назад. Он был утвержден царем Петром I, просуществовал несколько веков и был овеян славой русских войск. Так выглядит нынешний российский флаг.

Над морскими кораблями развивался белый флаг с голубым крестом (показ иллюстрации) – «Андреевский флаг» (в честь ордена Андрея Первозданного)

Был в России и черно-желтый-белый флаг (показ иллюстрации). Его цвета символизировали землю, золото и серебро.

В Советском Союзе флаг был красного цвета с золотым серпом и молотом (показ иллюстраций). С этим знаменем наш народ победил в Великой       Отечественной войне – это знамя победы – гордый символ  боевой славы русского народа и его подвига в войне. Его всегда выносят во время государственных военных праздников наряду с современным отечественным триколором.

М.р. Сейчас каждый из вас сделает аппликацию «Российский флаг», но прежде поиграем в игру на внимание «Над-под-между»

Ира на внимание «Над-под -между»

Какая полоса в российском флаге:

Первая сверху;

Вторая снизу;

Над синей;

Под синей;

Между красной и белой;

Теперь можете смело приступать к выполнению своей аппликации. Делайте ее аккуратно, чтоб флаг выглядел красиво.

(дети выполняют аппликацию)

М.р. Молодцы, вы отлично справились с работой.

Дети (читают стихи)

Три цвета на флаге России

Красный, белый, синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией

Добыта честь и победа.

Синяя полоска – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная.

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота

Мы хотим жить в дружбе, в мире всегда.

М.р. А теперь продолжим нашу встречу песней,

Ее мы вместе все споем.
Нет на Земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Песня «Трехцветный мой флажок» муз.и сл. Н.Орловой

(дети исполняют песню, на припев – помахивают своими флажками)

М.р. Помните, что флаг – это не просто символ. Это частичка истории нашей Родины. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Смотреть работу полностью