Встречи в музыкальной гостиной Цикл музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста
МКДОУ «Детский сад №17 «Алёнушка»
Встречи в музыкальной гостиной
Цикл музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста
Автор : Островская Н. А музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
В книге представлен цикл музыкально-тематических, комплексных и интегрированных занятий, который дает возможность детям более глубоко и разносторонне увидеть и познать действительность, погрузиться в мир прекрасного - музыки, живописи, литературы, танца. Дает ребенку возможность в выборе средств выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках. А выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности. Методическое пособие может быть рекомендовано педагогам и музыкальным руководителям в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста.
Цикл музыкально-тематических, комплексных и интегрированных занятий
«Встречи в музыкальной гостиной»
для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи цикла, методы и приемы
Цель:
- Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.
- Учить детей искусству слушать музыку.
- Обогащать словарный запас музыкальными терминами.
- Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Методы и приемы активизации детей.
Добиваться, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, цвет и настроение в музыке.
Метод умственного поиска:
- вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись;
- подбери иллюстрацию к прослушанному произведению;
- прочти стихотворение, созвучное музыке;
- укрась пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов;
- нарисуй, что слышал.
Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя»
Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
- Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;
- Познакомить ребят с символами государства (флаг, герб, гимн);
- Расширять музыкальный кругозор детей;
- Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Оборудование:компьютер, мультимедийное устройство, деревянные ложки, карта России, изображения российского флага и герба России, портрет П.И.Чайковского, березка, композиция детских рисунков «Что мы Родиной зовем»
Музыкальный репертуар:
«Сладкая греза» муз. П.И.Чайковского «Детский альбом»
Октябрь «Осенняя песнь» муз.П.И.Чайковский цикл «Времена года»
Песня «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл. Матусовского
Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот
Гимн России муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова
«Во поле береза стояла» р.н.п.
«Камаринская» муз. П.И.Чайковский «Детский альбом»
Игра «Плетень» р.н.м.
Видео материалы:
Видео ансамбля ложкарей
Видео фрагменты из русских народных сказок «Морозко»,
«Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота
родной природы.
Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского, занимают места.
М.р. (музыкальный руководитель)
Льется музыка рекой
Вьется нотною строкой,
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук… К. Ибряев
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались,вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали свои выставки.
Сегодня мы с вами встретились, чтобы послушать прекрасную музыку, почитать стихи, поговорить друг с другом, узнать что-нибудь новое.
Музыка, которая сейчас прозвучит, уже знакома и понятна вам. Послушайте ее, вспомните ее название.
Звучит фрагмент «Осенняя песнь» П.И.Чайковского
цикл «Времена года»
Дети. «Осенняя песнь»
М.р. Правильно. О чем нам рассказала музыка? Что вы в ней услышали?
Дети. Музыка рассказывает об осени. Музыка задумчивая, плавная, печальная, задушевная, медленная. В ней слышатся шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя.
М.р. Кто сочинил эту прекрасную музыку?
Дети. Композитор П.И.Чайковский
М.р. Музыка этого композитора понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской природе, о нашей Родине.
А с чего начинается Родина? Послушайте.
Слушание песни «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл.Матусовского
Дети. Родина начинается с родного дома, где живет моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем – это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своем городе. Все это Родина.
М.р. Родина! Какое близкое и понятное нам слово! Родина – это солнце, небо, мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками.
Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество».
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Давайте вместе произнесем шепотом слово «Россия» (произносят). Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал С.Есенин много лет тому назад. А вот эти строки, которые сейчас прочитают ребята, написаны недавно современным поэтом В.Степановым, но они не менее прекрасны.
Реб. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Реб. Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Реб. Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
М.р. Какие замечательные стихи прозвучали о нашей Родине.
А теперь давайте посмотрим на карту. Кто может показать границы России? (показывает ребенок)
Реб. Вот она, Россия, наша страна
Очень и очень большая она,
Россия – Родина, наш дом
Где вместе с вами мы живем!
М.р. Россия – это огромная страна. Одна из самых больших в мире, когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом – начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного на другой на поезде, надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки!
За время полета можно увидеть белоснежные толщи льда Арктики, знойные пустыни, вольные степи и огромные поля пшеницы, холодную тундру, высокие горы, могучие реки, и гордость нашего народа – зеленый наряд леса.
Как красива и богата наша страна! Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и ее историю.
А сейчас, предлагаю всем вместе исполнить прекрасную песню современного композитора З.Роот «Россия, Россия».
Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот
М.р. Молодцы, ребята! Как выразительно вы исполнили песню.
У каждого государства есть свои символы. Это гимн, герб и флаг.
Наша страна Россией зовется,
Пусть мирное небо сияет над ней
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
В.Степанов
И пусть поет русский народ главную песню страны – Гимн нашей Родины.
Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна обычно встают. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей международных спортивных соревнований.
Звучит «Гимн России» муз. А.Александров, сл.С.Михалков
(слушают стоя)
М.р. Как звучит музыка?
Дети. С величием, гордостью, силой, торжественно.
М.р. (показывает изображение герба России) Давайте посмотрим на герб России, очертания какого старинного доспеха напоминает герб, и кто на нем изображен?
Дети. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.На груди орла помещен Герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
М.р. У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. (В.Степанов)
Как выглядит Российский флаг? (рассматривают изображение)
Дети. Флаг России состоит из трех одинаковых полос белого, синего и красного цветов.
М.р. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. А еще эти цвета российского флага могут рассказать о красоте природы нашей страны. Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?
Дети. Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря и реки, красный – огонь, солнце, цветы, ягоды.
М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. У современного поэта В.Степанова есть замечательное стихотворение
Реб. Три цвета на флаге России
Красный, белый, синий.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
Белая березка – символ России. Российский пейзаж трудно представить себе без березки.
А вот и наша березка. Скучно ей одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Добры молодцы, да красны девицы, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!»
Хоровод «Во поле береза стояла» р.н.п
М.рА еще в России славится народ умением играть на деревянных ложках. Давайте посмотрим на это мастерство.
Видео ансамбля ложкарей
Давайте теперь и мы на деревянных ложках поиграем, свое мастерство покажем.
Оркестр ложкарей «Камаринская»МузП.И.Чайковского.
М.р. Крепко любит русский народ свою Родину и сложил много пословиц. Какие вы знаете?
Дети. 1. Родина любимая – что мать родимая.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. На чужой стороне и весна не красна.
4. Жить – Родине служить.
М.р. Молодцы! До чего же красива наша природа, наша Россия – край дубрав и земляничных полян, белоствольных берез и полноводных рек! Давайте, посмотрим, как в старину люди после тяжелого дневного труда гнали от себя печаль разудалыми, зажигательными плясками и песнями.
Просмотр видео фрагментов из русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота родной природы.
М.р. А сейчас я предлагаю вам поплясать да поиграть.
Будем мы плясать, да плетень заплетать!
Игра «Плетень» р.н.м.
М.р.Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастит, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником и будет в своих творениях восхвалять нашу Родину. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. А сейчас мы будем любить, беречь и охранять нашу Родину от загрязнений, от мусора. Земля прекрасна, но она в беде. Что мы можем для этого сделать?
Дети Мы можем деревья посадить,
И птиц зимою покормить,
На землю мусор не бросать,
Цветы полить, у дома хлам убрать.
В игрушки мусор превратить.
Земля прекрасна. Но на в беде
Давайте ей поможем и себе!
М.р. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!
Дети выходят из зала под песню «Я люблю тебя, Россия»
Тема: «День государственного флага Российской Федерации»
Цели:
- Формировать представления детей о происхождении Российского флага;
- Познакомить с понятием «стяг»;
- Закреплять зрительные представления детей о российском флаге;
- Способствовать формированию у детей чувства патриотизма, интереса к истории, символике своей страны;
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.
Оборудование: Российский флаг; изображения разных вариантов стягов и знамен; атрибуты к игре «Соберись у стяга» и к аппликации «Российский флаг», компьютер и мультимедийное устройства для показа изображений стягов и знамен.
Музыкальный материал:
Запись песни «Флаг России» муз. В.Колотова, сл. А.Якунина
Песня «Трехцветный мой флажок» музыка и слова Н.Орловой
Дети заходят в зал под песню «Флаг России» муз В.Колотова, сл. А.Якунина
М.р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть в музыкальной гостиной!
Нынче праздник – день флага России,
И ликует, празднуя страна,
Ведь кого бы нынче не спросили,
Ценен был во все он времена!
Пусть же будет вечен он и славен,
Гордо развиваясь в высоте,
Мы друг друга с праздником поздравим,
Устремляясь вслед за ним, к мечте!
Рассмотрите изображение Российского флага и скажите:
- Какого цвета полосы на флаге России? (красный, синий, белый)
- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? (ответ детей)
М.р. В России эти цвета почитались издавна и мели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. А еще эти цвета могут рассказать нам о красоте природы нашей страны.
Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?
Дети.Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря, реки; красный – огонь, солнце, цветы, ягоды
М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости.
Попробуйте вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?
Дети. На кораблях, на самолетах, на зданиях администрации, над стадионом во время олимпиад и соревнований, на парадах, в книгах.
М.р. Много веков назад, люди использовали шест, привязав к его верхушке пучки травы, веток, окрашенные яркой краской. Назывался он «стягом». Посмотрите, какие есть необычные стяги (показ иллюстраций). Главным назначением стяга было собрать и объединять. Давайте поиграем в игру «Соберись у стяга».
Игра «Соберись у стяга»
Цель: развитие зрительного и слухового внимания
Атрибуты: 3-5 разных стягов (по количеству групп)
Правила игры: дети делятся на группы по количеству стягов. Под веселую музыку дети выполняют различные упражнения. Музыка заканчивается, дети собираются около своего стяга. Стяги меняются, игра проводится 2-3 раза.
М.р. Шло время, стяги стали делать из ткани, косой клин прикреплен к древку. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками разные изображения святых – «знамения», что означает «священные знаки», так появилось слово «знамя». (показ иллюстраций с различными видами знамен)
Разные знамена были у нас на Руси. Внешний вид нынешний Российский флаг обрел очень давно, около 300 лет назад. Он был утвержден царем Петром I, просуществовал несколько веков и был овеян славой русских войск. Так выглядит нынешний российский флаг.
Над морскими кораблями развивался белый флаг с голубым крестом (показ иллюстрации) – «Андреевский флаг» (в честь ордена Андрея Первозданного)
Был в России и черно-желтый-белый флаг (показ иллюстрации). Его цвета символизировали землю, золото и серебро.
В Советском Союзе флаг был красного цвета с золотым серпом и молотом (показ иллюстраций). С этим знаменем наш народ победил в Великой Отечественной войне – это знамя победы – гордый символ боевой славы русского народа и его подвига в войне. Его всегда выносят во время государственных военных праздников наряду с современным отечественным триколором.
М.р. Сейчас каждый из вас сделает аппликацию «Российский флаг», но прежде поиграем в игру на внимание «Над-под-между»
Ира на внимание «Над-под -между»
Какая полоса в российском флаге:
Первая сверху;
Вторая снизу;
Над синей;
Под синей;
Между красной и белой;
Теперь можете смело приступать к выполнению своей аппликации. Делайте ее аккуратно, чтоб флаг выглядел красиво.
(дети выполняют аппликацию)
М.р. Молодцы, вы отлично справились с работой.
Дети (читают стихи)
Три цвета на флаге России
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа.
Синяя полоска – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная.
Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота
Мы хотим жить в дружбе, в мире всегда.
М.р. А теперь продолжим нашу встречу песней,
Ее мы вместе все споем.
Нет на Земле страны чудесней,
Чем та, в которой мы живем!
Песня «Трехцветный мой флажок» муз.и сл. Н.Орловой
(дети исполняют песню, на припев – помахивают своими флажками)
М.р. Помните, что флаг – это не просто символ. Это частичка истории нашей Родины. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!