Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Всероссийский конкурс Педагогический поиск» Дополнительная образовательная программа  «Музееведение» Номинация: туристско - краеведческая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 86»  г.о. Тольятти

 

Всероссийский конкурс Педагогический поиск» Дополнительная образовательная программа

 «Музееведение» Номинация: туристско - краеведческая

 

педагог дополнительного образования

Азизова Г.Р.

 

Эффективность и результаты (за последние 3 года)

  1. Проектная деятельность
    • 2014 год - общешкольный проект «Чаша Жизни». Результат – открытие экспозиционно-выставочного зала, где организована экскурсионная и выставочная работа учащихся школы.
    • 2015 год - городской социальный проект по установке мемориальной доски Герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу в 17 квартале Автозаводского района г.о. Тольятти.
    • 2017 год - городской социальный проект «Аллея Славы», которым был предусмотрен сбор информации о ветеранах войны и тружениках тыла, организация встреч с ними и родственниками ветеранов,  проведение ряда патриотических мероприятий, посадка «Аллеи Славы» на территории школы № 86 и открытие памятной стелы, на которой высечены фамилии ветеранов Великой Отечественной войны, жителей 17 квартала города Тольятти.

Достижения учащихся

Год

Название мероприятия с указанием статуса

Результат участия

2014-2015

 

Всероссийская занимательная викторина «Приключения трех богатырей»

 

Всероссийская занимательная фотовикторина «Города России»

 

Международный конкурс  «Творческие и исследовательские проекты учащихся»

 

Всероссийская игра-конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси»

 

Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», конкурс видеороликов

 

Всероссийская викторина «Праздник со слезами на глазах…»

 

II Всероссийский дистанционный межпредметный блиц-турнир «Разнобой»

Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ  «Моя малая Родина – Тольятти»

 

Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ  «Моя малая Родина – Тольятти», тема «Мы к победе, друзья, шли дорогой крутой …»

Городской смотр-конкурс  музеев образовательных учреждений, посвященном 70-летию Победы в Великой

Диплом

I степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

III степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

II степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

I степени

Диплом

II степени

 

Диплом

I степени

 

 

Диплом

I степени

2015-2016

 

Всероссийский марафон «Путешествие по России»

 

 

Всероссийская фотовикторина «Юный следопыт»

 

 

Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», конкурс видеороликов

 

Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ  «Моя малая Родина – Тольятти»

 

Всероссийская занимательная викторина «Приключения трех богатырей»

 

Всероссийская занимательная фотовикторина «Города России»

 

Международный конкурс  «Творческие и исследовательские проекты учащихся»

 

Всероссийская игра-конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси»

 

Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», конкурс видеороликов

 

Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ  «Моя малая Родина – Тольятти», тема «Мы к победе, друзья, шли дорогой крутой …»

 

Городской смотр-конкурс  музеев образовательных учреждений, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, номинация «Лучший проект музея»

Диплом

I степени

 

Диплом

II степени

 

Диплом

III степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

III степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

II степени

 

Диплом

II степени

 

Диплом

I степени

 

 

Диплом

I степени

 

2016-2017

 

Всероссийский марафон «Путешествие по России»

 

 

Всероссийская фотовикторина «Юный следопыт»

 

 

Всероссийская викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

 

Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда»

 

Международная викторина «Они жили во имя России»

 

 

Всероссийский военно-патриотический блицтурнир «Наши победы»

 

Городской смотр-конкурс  музеев

 

 

Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ «Наш Тольятти - моя малая Родина»

 

Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Пасхальная капель

Диплом

I степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

II степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

I степени

 

Диплом

III степени

 

Диплом

II степени

 

Диплом

I степени

 

Гран при

 

 

Оглавление

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

1.1.      Актуальность, педагогическая целесообразность. 5

1.2.      Новизна и отличительные особенности образовательной программы.. 6

1.3.      Цели и задачи программы.. 7

1.4.      Возраст детей. 7

1.5.      Сроки реализации программы.. 7

1.6.      Примерные виды деятельности и формы                                                                             занятий с учащимися начальной школы.. 8

1.7.      Ожидаемые результаты, способы определения  результативности программы, мониторинг результатов. 9

2.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 11

2.1.      I год обучения. 11

2.2.      II  год обучения. 14

2.3.      III  год обучения. 17

2.4.      IV год обучения. 20

2.5.      Работа с одаренными детьми. 23

2.6.      Работа по сохранению и укреплению здоровья детей. 26

3.     МЕТОДДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ... 27

3.1.      Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. 27

3.2.      Обеспечение программы методическими видами продукции. 28

3.3.      Материально-техническое обеспечение. 28

4.     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 29

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Актуальность, педагогическая целесообразность

и направленность программы

 

Дополнительная образовательная программа «Музей 17 квартала» является авторской. Составлена на основе «Примерных требований к программам дополнительного образования детей» (письмо МОиН РФ от 01.12.2006 № 06-1844)

Нормативно-правовая база программы:

  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2015[Глава X] [Статья 75]
  • Закон Самарской области №133 –ГД «Об образовании в Самарской области», 22.12 2014г.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», 29.08.2013г.
  • Постановление от 4 июля 2014 г. № 41 об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково–собирательской и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная и т.д.

Вышеизложенное и подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность предлагаемой программы дополнительного образования, которая позволяет решить самую высокую задачу любой образовательной системы – воспитание патриота.

Программа носит комплексный характер и находится на стыке двух направленностей: социально-педагогической и туристско-краеведческой.

 

  1. Новизна и отличительные особенности образовательной программы

 

Новизной и отличительной особенностью программы следует считать:

  • тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся воспитанники объединения (добывая эти знания сами в сотворчестве с педагогом, они развивают свою визуальную грамотность (мышление), формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти);
  • ориентацию на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
  • интеграцию учебных общеобразовательных программ по предметам: литературное чтение, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура и учебно-тематического содержания программы.

 

  1. Цели и задачи программы

 

Цель программы:

воспитание эстетически грамотного, нравственно-здорового и патриотически   

настроенного подрастающего поколения жителей города на основе творческого

взаимодействия музея и школы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание ценностного отношения к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание зрительной и музейной культуры.

Развивающие задачи:

  • развитие визуального мышления;
  • формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром;
  • развитие способности критического мышления;
  • развитие исторического сознания;
  • формирование навыков решения проблемных задач;
  • формирование навыков конкретизации материала, понимания их исторического  конспекта;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Обучающие задачи:

  • формирование основ систематических знаний о родном городе, его истории, архитектуре;
  • приобретение элементарных представлений о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

 

 

  1. Возраст детей

 

Программа адресована учащимся  7-11 лет Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. На­полняемость в группах составляет: первый год обучения — не менее 15 чело­век; второй и третий год обучения — не менее 12 человек; четвертый год обучения — не менее 8 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изу­чаемого материала.

 

  1. Сроки реализации программы

Программа  рассчитана на 4 года. Занятия проводятся   2 раза в неделю по 1 часу (76 ч. в год – 2-4 год обучения, 68 ч. в год – 1 год обучения).

 

  1. Примерные виды деятельности и формы                                                                             занятий с учащимися начальной школы

 

Организация музея идет по двум направлениям:

  1. Организация детского музейного кружка, поисково-исследовательская, экскурсионно-просветительская работа с детьми и взрослыми, взаимодействие с государственными музеями, педагогической, родительской, ветеранской общественностью.
  2. Материально-техническое обеспечение текущей деятельности музея: работа с фондами, оформление экспозиций, учет посещаемости и экскурсионной работы в музее, оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги.

Содержание программы предполагает ознакомление учащихся с основами музееведения, такими методами исследования, как литературный, картографический, статистический, полевых наблюдений и др.; с методами и приемами поисковой музейно-краеведческой деятельности: проведение бесед с информаторами, оформление воспоминаний, учет и хранение музейных материалов, разработка вопросников, анкет и т.п.; комплектование фондов музея.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Ведущими формами организации занятий являются  групповая и индивидуальная.

Виды деятельности:

  • игровая (эстафеты, народные игры и пр.);
  • познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.);
  • проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.);
  • досугово-развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, конкурсы чтецов, КВН, викторины и пр.);
  • художественное творчество (уроки творчества и пр.);
  • социальное творчество (субботник по уборке территории парка; посылка солдату; подготовка и рассылка праздничных открыток  для пенсионеров; экологическая экспедиция; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с  ветеранами и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма);
  • трудовая (экологические десанты и пр.);
  • спортивно-оздоровительная (военно-спортивные соревнования);
  • туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);
  • исследовательская.

Для детей III и IV года обучения при организации поисково-исследовательской деятельности используются дистанционные, индивидуальные формы обучения, самостоятельная работа. При организации экскурсионной деятельности место и время проведения занятий может меняться (для создания условий для проведения экскурсий и обеспечения группы слушателей).

 

  1. Ожидаемые результаты, способы определения  результативности программы, мониторинг результатов

 

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

  • о значении, сущности, задачах исследовательской деятельности учащихся;
  • отличительные черты исследовательской работы;
  • основные элементы исследования;
  • особенности этапов исследования: подготовительного, исследовательского, завершающего;
  • понятие «методы исследования»;
  • приемы работы над сообщением, докладом, рефератом;
  • особенности социологических методов и приемов исследования: опроса (анкетирования, интервьюирования), наблюдения, анализа документов;
  • требования к оформлению результатов исследовательской деятельности;
  • особенности методов исследования родного края;
  • признаки школьного музея;
  • виды и формы работы музея; виды экскурсий.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план; работать со словарями, энциклопедиями, использовать ресурсы Интернет;
  • составлять анкеты, конструировать вопросы для интервьюирования с целью проведения опроса по заданной теме;
  • оформлять результаты исследования;
  • использовать разнообразные методы с целью исследования родного края;
  • собирать и оформлять музейные предметы для школьного музея;
  • готовить эскизы и оформлять экспонаты для школьного музея; проектировать экспозиции.

Оценочная деятельность

Итоги реализации программы подводятся на учебно-исследовательской конференции, организуется выставка работ учащихся. В результате внешнего опроса родителей и классных руководителей, собеседования, педагогического наблюдения, анкетирования  изучаются следующие параметры, отражающие уровень развития обучающихся детского  объединения «Музееведение»:

 

I.  Учебные достижения

  1. Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета:
    • усвоение основных элементов содержания– педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
    • умение выполнить работу по образцу, применить знания по предмету; самостоятельная практическая работа учащихся - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
      • умение анализировать и перерабатывать информацию; выбирать оптимальную форму для решения задачи - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
      • участие детей в обучении; оригинальность -  педагогическое наблюдение;
      • качество детских творческих «продуктов» - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
      • стабильность практических достижений учащихся - педагогическое наблюдение, фиксация участия, анализ наградных материалов.
    • Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу:
      • сохранность контингента - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;
  • наполняемость коллектива - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;
  • положительные мотивы посещения занятий - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися  и их  родителями;

II. Личностные достижения

  1. Направленность динамики личностных изменений – педагогическое наблюдение.
  2. Нравственное развитие учащихся – педагогическое наблюдение, собеседование.
  3. Приобщенность учащихся к культурным ценностям – педагогическое наблюдение.
  4. Уровень творческой активности детей - педагогическое наблюдение, собеседование, анализ творческой деятельности учащихся.
  5. Уровень практической реализации творческих достижений учащихся - фиксация участия детей в творческом отчете, конкурсе   творческих работ, выставках.

III. Социально-педагогические результаты

  • адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях - педагогическое наблюдение, собеседование;
  • организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися, опрос родителей.

Уровни оценки: низкий, средний, высокий.

Результаты диагностики фиксируются в  аналитических справках, таблицах, журнале учета работы педагога дополнительного образования, журнале  достижений, книге отзывов и предложений. 

 

 

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  1. I год обучения

   Цель первого года программы

                   - адаптация детей к новым условиям, к учреждению, к группе, формирование

                     основ визуальной грамотности.

   Задачи:

                   - дать общее представление о музее;

                   - формировать способности излагать самостоятельные суждения;

                   - воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее родного

                     города.

   К концу года 

                      дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку,

                      взаимовыручку; иметь общие представления о музеях, уметь выражать свои

                      суждения; развить навыки визуальной грамотности.

Учебно-тематический план  первого года обучения

   №

   п.п.             

          Наименование      разделов

                              и тем 

  Всего

   часов

Теория

Практика

1.

 

    2.

 

    2.1.

   

 

    2.2.

 

 

    2.3.

 

    2.4.

 

 

    2.5.

 

 

   2.6.

 

   2.7.

 

   2.8.

 

 

3.1.

 

 

3.2.

 

3.3.

 

 

         

  Введение.

 

  Что такое музей?

 

  Наблюдение действительности.

  Мир вокруг нас.

 

  В мире окружающих зданий

  Твой дом. Твой квартал.

 

  Наблюдение природы.

 

  Наблюдение за окружающим людьми.

  Поколения. Внешний облик.

 

  Интерьер. Окружающая человека обстановка, жилище и его наполнение.

 

  Народное творчество.

 

  О чем говорят вещи.

 

  Первая встреча с музеем.

 

  Музей и наш квартал.

 

Общие представления о краеведческом    музее

 

  Подготовка к посещению музея.

 

  Первое знакомство с музеем и его       

  жителями.

 

 

 Всего

 

1

 

16

 

      2

 

 

      2

 

 

      2

 

      2

    

 

      2

 

 

      2

 

      2

 

      2 

 

     51

 

      2

 

 

      2

 

     47

 

 

 

     68

1

 

1

 

0

 

 

0

 

 

0

 

0

 

 

0

 

 

1

 

0

 

0

 

20

 

1

 

 

2

 

17

 

 

 

22

0

 

15

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

1

 

2

 

2

 

31

 

1

 

 

0

 

30

 

 

 

46

 

Содержание программы первого года обучения

 

Раздел 1. Введение.

  1. Зачем нужен музей?
  2. О чем можно узнать в музее?

 

Раздел 2. Что такое музей?

   Тема 2.1. Наблюдение действительности.

  1. Знакомство с 17 кварталом, его месторасположение в городе.
  2. «Что у нас есть?» ( дома, школы, магазины и т. д.).
  3. «Мой любимый уголок» (занятия с детьми рисунком).
  4. Выставка работ учащихся.

 

   Тема 2.2. В мире окружающих зданий.

  1. Знакомство с терминами: архитектура, дворец, здание и т.д..
  2. Знакомство с архитектурными сооружениями и ансамблями 17 квартала.

 

   Тема 2.3.  Наблюдение природы.

                    Гармония архитектуры и природы.

 

   Тема 2.4.  Наблюдение за окружающими людьми.

  1. Поколения жителей.
  2. Внешний облик жителя нашего квартала.
  3. Русский городской костюм.
  4. Дизайн костюма учащимися.

 

   Тема  2.5.  Интерьер.

  1. Окружающая человека обстановка.
  2. Наше жилище и его наполнение.
  3. Благоустройство моей комнаты (или как бы я переделал комнату бабушки).

 

   Тема  2.6.  Народное творчество.

  1. Виды народного творчества.
  2. Хобби моих родственников, друзей.
  3. Выставка работ детского творчества.

 

   Тема  2.7.  О чем говорят вещи.

  1. Красота предметного мира.
  2. Моя любимая вещь.

 

   Тема  2.8.  Первая встреча с музеем.

                     Отражение действительности в экспонатах музея.

 

 

Раздел  3.  Музей и наш квартал.

   Тема  3.1. Общие представления о музее.

  1. Какие бывают музеи.
  2. Здание музея, музейные залы.
  3. Кто работает в музее.
  4. Где берутся музейные предметы.
  5. Что такое коллекция.
  6. Что ты коллекционируешь?
  7. Коллекции музеев.

 

   Тема  3.2.  Подготовка к посещению музея.

  1. Поведение в музее.
  2. Музей 17 квартала.

 

  Тема   3.3.  Первое знакомство с музеем и его жителями.

                     Изучение разделов музея. Конкурсы, олимпиады, викторины, музейный

                     праздник.

 

  1. II  год обучения

Цель второго года программы

                    - умение детей работать в малой и большой группах; закрепление знаний

                      первого года; приобретение первоначальных навыков творческой поисково-

                      исследовательской и собирательской работы.

Задачи:

                   - научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе,

                     сопереживанию товарищам;

                  -  научить на практике применять простые виды творческих поисково-

                     исследовательских и собирательских работ.

                  -  ввести в пространство музея, раскрывая его профильную специфику и

                     содержание деятельности;

                  -  ознакомить детей с миром музейных ценностей;

                  -  развить на новом уровне визуальную грамотность;

                  -  сформировать навыки музейной культуры.

К концу года

                  дети должны ощущать себя частицей единой группы, коллектива; уметь

                  объяснять изученный материал, иметь навыки музейной культуры; иметь

                  общие представления о музеях, музейных профессиях, музейных

                  коллекциях.

Учебно-тематический план  второго года обучения

   №

   п.п.

         Наименование разделов

                    и тем

   Всего

   часов

Теория

 

Практика

 

 

     1

 

    1.1.

 

    1.2.

 

    2.

 

   2.1.

 

   2.2.

 

   2.3.

 

    3.

 

    4.

 

   4.1.

 

   4.2.

 

    5.

 

   5.1.

 

 

   5.2.

 

   5.3.

 

    6.

 

    7.

 

   7.1.

 

   7.2.

 

    8.

 

  

 

  Что такое музей?

 

  Типы музеев.

 

  Музеи родного города.

 

   Что такое коллекция

 

  Смысл и задачи коллекционирования.

 

  Домашние коллекции.

 

  Музейные коллекции.

 

  Рождение музея.

 

   Встреча с краеведческим музеем.

 

   Музейное поведение.

 

   Музейные профессии.

 

   Крупнейшие музеи страны.

 

   Специфика коллекций краеведческого

   музея.

 

   Государственные краеведческие музеи.

 

   Краеведческий музей города Тольятти.

 

   Знаменитые музеи мира.

 

   Как «живут» экспонаты в музее.

 

   Хранительская работа и ее важность.

 

   Реставрационная работа.

 

   «Играем в музей».

 

 

   Всего

 

 

8

 

2

 

6

 

18

 

2

 

4

 

12

 

4

 

8

 

2

 

6

 

12

 

2

 

 

6

 

4

 

10

 

6

 

4

 

2

 

10

 

 

76

 

 

4

 

2

 

2

 

4

 

2

 

2

 

0

 

2

 

4

 

1

 

2

 

6

 

2

 

 

2

 

2

 

4

 

2

 

2

 

0

 

2

 

 

28

 

4

 

0

 

4

 

14

 

0

 

2

 

12

 

2

 

4

 

0

 

4

 

6

 

0

 

 

4

 

2

 

6

 

4

 

2

 

2

 

8

 

 

48

 

 

Содержание программы второго года обучения

 

Раздел 1.  Что такое музей.

   Тема 1.1.  Типы музеев

  1. Художественные музеи;
  2. Этнографические музеи;
  3. Естественно - научные музеи и т.д..

 

   Тема 1.2.  Музеи родного города

  1. Ераеведческий музей;
  2. Музей ВАЗа;
  3. Школьные музеи и т.д.;
  4. Посещение музеев.

 

Раздел 2.  Что такое коллекция.

   Тема 2.1.  Смысл и задачи коллекционирования.

  1. Что такое коллекция;
  2. Для чего нужны коллекции (от домашнего собрания фотографий, открыток, монет, игрушек и других предметов до музейного собрания).

 

   Тема 2.2.  Домашняя коллекция.

  1. Рассказ учащихся о домашней коллекции;
  2. Выставка домашних коллекций;
  3. Создание своего экспоната в музей;
  4. Создание этикеток к экспонатам.

 

   Тема 2.3.  Музейная коллекция.

  1. Коллекция школьного музея;
  2. Кстория создания школьной коллекции;
  3. Конкурсы, олимпиады, викторины;
  4. Творческая поисково-исследовательская и собирательская работа учащихся.

Раздел  3.  Рождение музея. Зритель в музее.

 

Раздел  4.  Встреча с краеведческим музеем.

  Тема  4.1.  Музейное поведение.

  1. Поведение в музее;
  2. Уважение к труду музейного сотрудника;
  3. Самостоятельная ориентация в музее;
  4. Использование музейной информации.

 

  Тема 4.2.   Музейные профессии.

  1. Музейный смотритель;
  2. Экскурсовод;
  3. Реставратор  и т.д..

 

Раздел  5.  Крупнейшие краеведческие музеи страны.

  Тема  5.1.  Специфика коллекций этих музеев (комплекс исторических,  естественно-

                    научных и других коллекций). Типы музейных предметов.

 

  Тема  5.2.  Государственные краеведческие музеи (местонахождение, история создания,

                    экспонаты).

 

  Тема 5.3.  Краеведческий музей города Тольятти.

  1. История создания;
  2. Посещение;
  3. Обсуждение экспонатов;
  4. Рисунок наиболее понравившегося экспоната;
  5. Выставка работ учащихся.

 

Раздел  6.  Знаменитые музеи мира.

  1. Рассказ о знаменитых музеях мира;
  2. Рассказ ребят о посещенных ими музеях;
  3. Самостоятельное выявление типа музея по рассказу об экспонатах.

 

Раздел  7.   Как «живут» экспонаты в музее.

 Тема  7.1.  Хранительская работа в музее, ее важность. Посещение запасников.

 

 Тема  7.2.  Реставрационные работы.

  1. Рассказ учителя по теме;
  2. Просмотр кинофильма;
  3. Значение реставрационных работ.

 

Раздел  8.  «Играем в музей».

  1. Выбор музейных профессий;
  2. Определение темы выступления;
  3. Сбор материала;
  4. Составление экспозиций;
  5. Изготовление афиш, билетов, утверждение экскурсии руководителем;
  6. Открытие выставки;
  7. Оценка работы учащихся;
  8. Обмен опытом.

 

 

 

  1.  III  год обучения

Цель третьего года программы

                развитие творческих способностей учащихся, сознательное приобретение знаний

                и навыков по музееведению, приобретение навыков самостоятельной 

                деятельности.

Задачи:

               -  дальнейшее углубленное изучение тем программы;

               -  участие всех детей в работе музея;

               -  совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;

               -  самостоятельная деятельность учащихся с помощью педагога.

К концу года

              дети должны хорошо владеть  разделами программы и уметь их объяснять;

              активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо

              общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую работу.

Учебно-тематический план  третьего года обучения

                                                                                                            

п.п.

                    Наименование разделов

                                и  тем 

Всего

Часов

Теория

Практика

 

 

  1.

 

1.1.

 1.2.

 

1.3.

 

1.4.

 

  2.

 

2.1.

 

2.2.

 

2.3.

 

2.4.

 

  3.

 

3.1.

 

3.2.

 

3.3.

 

3.4.

 

  4.

 

4.1.

 

4.2.

 

 

 

 

 

Что такое музееведение.

 

Музеи, классификация  музеев.

 

Фонды музея..

 

Научно-фондовая работа.

 

Музейные профессии.

 

Школьный музей.

 

История создания.
 

Музейная коллекция.

 

Научно-исследовательская работа в музее.

 

Разделы музея.

 

«Играем в музей»

 

Сбор материалов.

 

Составление экспозиций.

 

Составление экскурсий.

 

Открытие выставки.

 

Работа в школьном музее.

 

Поисково-исследовательская работа.

 

Культурно-образовательная деятельность музея  под руководством учащихся.

 

 

Всего

 

 

8

 

1

 

3

 

2

 

2

 

12

 

1

 

2

 

2

 

7

 

26

 

5

 

5

 

14

 

2

 

30

 

15

 

15

 

 

 

76

 

4

 

1

 

1

 

1

 

1

 

5

 

1

 

1

 

1

 

2

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

5

 

2

 

2

 

 

 

14

 

4

 

-

 

2

 

1

 

1

 

7

 

-

 

1

 

1

 

5

 

26

 

5

 

5

 

14

 

2

 

25

 

13

 

13

 

 

 

62

Содержание программы третьего года обучения

Раздел  1.  Что такое музееведение.

   Тема 1.1.  Музеи, классификация музеев.

  1. Задачи музея;
  2. Классификация музеев:

- естественно - научные музеи;

- исторические;

- художественные;

- архитектурные;

- литературные;

- театральные;

- музыкальные;

- музеи науки и техники;

- промышленные;

- хозяйственные;

- педагогические.

 

  Тема 1.2.   Фонды музея.

  1. Понятие «фонды музея»;
  2. Музейные предметы, типичные и «уникальные» предметы;
  3. Научно-вспомогательный материал;
  4. Музейные экспозиции.

 

  Тема 1.3.   Научно-фондовая работа.

  1. Комплектование фондов;
  2. Учет музейных фондов;
  3. Хранение музейных фондов.

  Тема  1.4.   Музейные профессии.

  1. Музейный смотритель;
  2. Экскурсовод;
  3. Реставратор и т.д..

 

Раздел  2.   Школьный музей.

  Тема  2.1.  История создания.

  1. История создания  школьного музея;
  2. Творческая поисково-исследовательская работа учащихся.

 

  Тема  2.2.  Музейная коллекция.

  1. Экспонаты;
  2. Экспозиционный материал;
  3. Тематическая структура;
  4. Музейная экспозиция;
  5. Выставки.

 

   Тема 2.3.  Научно исследовательская работа в музее.

  1. Предыдущая работа педагогического коллектива и учащихся школы;
  2. Методы научно исследовательской работы;
  3. Научно исследовательская  работа детей.

 

   Тема 2.4.  Разделы музея.

                    Изучение разделов музея. Экскурсии, выставки, лекции и т.д..

 

Раздел  3.  «Играем в музей».

   Тема  3.1.  Сбор материалов.

  1. Разработка темы комплектования, ее направленности;
  2. Сбор музейного материала;
  3. Учет музейного материала.

 

   Тема  3.2.  Составление экспозиций.

               1)   Выбор метода построения экспозиции;

 2)   Проектирование экспозиций;

 3)   Составление экспозиций.

  

   Тема  3.3.  Составление экскурсий.

  1. Изготовление афиш, билетов.
  2. Утверждение экскурсий.

 

   Тема  3.4.  Открытие выставки.

  1. Выступление музейных работников;
  2. Оценка работы учащихся.

 

Раздел  4.  Работа в школьном музее.

   Тема  4.1.  Поисково-исследовательская работа.

  1. Разработка новых разделов музея;
  2. Организация поисково-исследовательской работы;
  3. Создание новых экспозиций.

  

   Тема  4.2.  Культурно-образовательная деятельность музея.

  1. Изучение тем экскурсий учащимися;
  2. Самостоятельное проведение экскурсий по каждому разделу музея.

          

  1. IV год обучения

Цель четвертого года программы

                осознание себя творческой личностью, способной самостоятельно вести

                поисково-исследовательскую и культурно-образовательную деятельность

                музея; приобретение компетентности музейного зрителя.

  Задачи:

               -  дальнейшее углубленное изучение тем программы;

               -  участие всех детей в работе музея;

               -  совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;

               -  самостоятельная деятельность учащихся.

К концу года

              дети должны хорошо владеть  разделами программы и уметь их объяснять;

              активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо

              общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую и культурно-

              образовательную  деятельность музея.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

                                                                                                           

п.п.

                    Наименование разделов

                                и  тем 

Всего

Часов

Теория

Практика

 

1.

 

1.1.

 1.2.

 

1.3.

 

1.4.

 

  2.

 

2.1.

 

2.2.

 

2.3.

 

2.4.

 

  3.

 

3.1.

 

3.2.

 

 

 

 Что такое музееведение.

 

Музеи, классификация  музеев.

 

Фонды музея.

 

Научно-фондовая работа.

 

Музейные профессии.

 

«Играем в музей»

 

Сбор материалов.

 

Составление экспозиций.

 

Составление экскурсий.

 

Открытие выставки.

 

Работа в школьном музее.

 

Поисково-исследовательская работа.

 

Культурно-образовательная деятельность музея  под руководством учащихся.

 

 

Всего

8

 

1

 

2

 

2

 

3

 

10

 

5

 

2

 

2

 

1

 

58

 

43

 

15

 

 

 

76

4

 

1

 

1

 

1

 

1

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

6

 

3

 

3

 

 

 

10

4

 

0

 

1

 

1

 

2

 

10

 

5

 

2

 

2

 

1

 

52

 

40

 

12

 

 

 

66

Содержание программы четвертого года обучения

 

Раздел  1.  Что такое музееведение.

   Тема 1.1.  Музеи, классификация музеев.

  1. Задачи музея;
  2. Классификация музеев:

- естественно - научные музеи;

- исторические;

- художественные;

- архитектурные;

- литературные;

- театральные;

- музыкальные;

- музеи науки и техники;

- промышленные;

- хозяйственные;

- педагогические.

 

  Тема 1.2.   Фонды музея.

  1. Понятие «фонды музея»
  2. Музейные предметы, типичные и «уникальные» предметы;
  3. Научно-вспомогательный материал;
  4. Музейные экспозиции.

 

  Тема 1.3.   Научно-фондовая работа.

  1. Комплектование фондов;
  2. Учет музейных фондов;
  3. Хранение музейных фондов.

 

  Тема  1.4.   Музейные профессии.

  1. Музейный смотритель;
  2. Экскурсовод;
  3. Реставратор и т.д..

 

Раздел  2.  «Играем в музей».

   Тема  2.1.  Сбор материалов.

  1. Разработка темы комплектования, ее направленности;
  2. Сбор музейного материала;
  3. Учет музейного материала.

 

   Тема  2.2.  Составление экспозиций.

               1)   Выбор метода построения экспозиции;

 2)   Проектирование экспозиций;

 3)   Составление экспозиций.

 

   Тема  2.3.  Составление экскурсий.

  1. Изготовление афиш, билетов.
  2. Утверждение экскурсий.

 

   Тема  2.4.  Открытие выставки.

  1. Выступление музейных работников;
  2. Оценка работы учащихся.

 

Раздел  3.  Работа в школьном музее.

   Тема  3.1.  Поисково-исследовательская работа.

  1. Разработка новых разделов музея;
  2. Организация поисково-исследовательской работы;
  3. Создание новых экспозиций.

  

   Тема  3.2.  Культурно-образовательная деятельность музея.

  1. Изучение тем экскурсий учащимися;
  2. Самостоятельное проведение экскурсий по каждому разделу музея.

 

  1. Работа с одаренными детьми

Цель: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности школьного музея.

Задачи:

  • Выявление одаренных детей.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический (I и II год обучения) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности школьного музея.

II этап – диагностический (III год обучения) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах кружка.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (IV год обучения).
Образование актива школьного музея, куда входят самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята.

Основные формы деятельности одаренных учащихся

 

Форма

Задачи и этапы работы

Экскурсионная работа

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Выявление и поддержка учащихся, склонных к экскурсионной деятельности;
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование информационной культуры учащихся.
  • Повышение мотивации учеников.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.
  • Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города конкурсах.

Основные этапы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

  • разработка тематики;
  • изучение темы экскурсии;
  • изучение, анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий;
  • работа над содержанием экскурсии;
    работа над экскурсионными методами и приемами;
  • отработка экскурсии;
  • совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов.

Экспозиционная работа

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Выявление и поддержка учащихся, склонных к экспозиционной  деятельности;
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков экспозиционной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.
  • Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города конкурсах.

Порядок создания экспозиции:

  • изучение и отбор материалов;
  • составление тематико - экспозиционного плана;
  • разработка проекта художественного оформления;
  • обсуждение и утверждение плана и проекта;
  • изготовление оборудования, текстов, монтаж.

Исследовательская работа

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности;
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Формирование информационной культуры учащихся.
  • Повышение мотивации учеников.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.
  • Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

Основные этапы исследовательской работы:

  • выбор формулирование темы в соответствии со своим интересом;
  • обсуждение темы на индивидуальной консультации с руководителем;
  • изучение предложенной руководителем литературы или литературы, которую автор работы определил самостоятельно;
  • анализ собственного изучения темы на основе изученных материалов и тематического словаря;
  • выполнение исследовательской или экспериментальной части работы на основе изученного теоретического материала;
  • оформление работы в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовка небольшого (7-10 минут) выступления на итоговой конференции.

 

  1. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей

 

Направления деятельности, мероприятия

 

1

 

 

1.1

 

 

 

1.2

 

 

1.3

 

 

2

 

2.1

 

 

 

 

2.2

 

3

 

3.1

 

 

 

3.2

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просветительская, профилактическая, воспитательная работа по формированию культуры ЗОЖ:

 

Инструктаж по соблюдению санитарных правил, ТБ в школьном музее, ППБ, правил поведения в музее, техники безопасности и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ.

 

Постановка здоровьесберегающих задач урока, включение в содержание занятия вопросов здорового образа жизни.

 

 Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима на занятиях.

 

Организационно-массовая, оздоровительная работа:

 

Оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж биологически активных точек; работа в режиме смены зрительных горизонтов).

 

Экскурсии и занятия на свежем воздухе.

 

Диагностика состояния здоровья детей:

 

Опрос родителей «Состояние здоровья детей» (выявление нарушения здоровья детей с целью недопущения их усугубления, изучение влияния занятий на здоровье обучающихся)

 

Педагогическое наблюдение по направлениям:

  • «Психологический микроклимат в детском коллективе»
  • «Соблюдение режима занятий и отдыха»

 

  Просветительская работа с родителями:

 

Беседы по вопросам:

- «Утомляемость ребенка: как с ней бороться» (1 год обучения);

- «Семейные традиции и здоровье детей» (2 год обучения);

- «Рекомендаций при использовании средств ИКТ» (3 год обучения);

-  «Дети и улица. Проблемы общения детей в неформальной  обстановке. Безопасность вашего ребенка» (4 год обучения).

 

 

 

  1. МЕТОДДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  1. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

 

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусма­тривает освоение учебной информации через рассказ педагога, бе­седу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях первого года обучения.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладе­ние ими умениями и навыками через выполнение различных заданий по образцу и применяется на занятиях второго и третьего года обучения.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях четвертого года обучения.

Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение.

На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы. Интересны и познавательны встречи с интересными людьми квартала, ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны.

На занятиях третьего и четвертого года широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью - изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов); участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам войны и труда, установка мемориальной доски Герою Советского Союза, посадка «Аллеи Славы», экологические акции и пр.); культурно-просветительская  работа; участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.

При обучении используются основные методы организации и осу­ществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, на­глядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, воз­растных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в про­цессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное созда­ние ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения  выполне­ния заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная).

 

Обеспечение программы методическими видами продукции

 Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:

  1. диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»;
  2. методика социометрии;
  3. методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося»;
  4. итоговый тест для учащихся I года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
  5. итоговый тест для учащихся II года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
  6. итоговый тест для учащихся III года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
  7. итоговый тест для учащихся IV года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
  8. сценарий торжественного открытия мемориальной доски Герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу (автор – Азизова Г.Р.);
  9. сценарий встречи с ветеранами в музее (автор – Азизова Г.Р.);
  10. брошюры к урокам (автор – Азизова Г.Р.);
  11. видеозаписи встреч с ветеранами (видеомонтаж – Азизова Г.Р.);
  12. видеозапись «Открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу» (видеомонтаж – Азизова Г.Р.);
  13. видеозапись передачи «Тольятти в деталях» о выпускнике школы Денисе Парамонове;
  14. документальные фильмы о музеях мира, экспонатах, Великой Отечественной войне;
  15. вопросы и задания для промежуточного устного или письменного опроса, тесты (автор – Азизова Г.Р.);
  16. описание социального проекта «Аллеи Славы» (автор – Азизова Г.Р.);
  17. конспекты занятий и презентации к ним (автор – Азизова Г.Р.);
  18. официальные и справочно-библиографические издания;
  19. образовательные ресурсы сети Интернет.

 

  1. Материально-техническое обеспечение

образовательной программы:

  1. помещение, в котором проводятся занятия – школьный музей, оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами: стол и стул для педагога и учебное место для учащихся;
  2. технические средства обучения: аудио, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, диски;
  3. экспонаты основного и вспомогательного фонда школьного музея;
  4. материалы для оформительской деятельности;
  5. листы ватмана, маркеры, ручки, карандаши, ножницы, линейки, цветная бумага;
  6. призы.

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Юренева Т.Ю.  Музееведение – М., Академический Проект, 2006.

2.Музейная педагогика в школе. – Вып.3. –«Борей Арт», СПб., 2002.

3.Музей, школа, семья./ сост. Чумак Т.А.- Санкт-Петербург,1996.

4.Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. – Вып.11- Санкт-Петербург, 2005.

5.Детский исторический музей.- Санкт-Петербург, 2004.

6.Столяров Б.А., Бойко А.Г., Ештокина И.П.  Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей».- Санкт-Петербург, 2005.

7.Российский центр музейной педагогики и детского творчества.- Санкт-Петербург, 2005.

8.Воспитательная работа в школе №2, 2005.

9.Воспитательная работа в школе №6, 1999.

10.Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., Гуманитарный издательский центр, 2