Всероссийский конкурс Педагогический поиск» Дополнительная образовательная программа «Музееведение» Номинация: туристско - краеведческая
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 86» г.о. Тольятти
Всероссийский конкурс Педагогический поиск» Дополнительная образовательная программа
«Музееведение» Номинация: туристско - краеведческая
педагог дополнительного образования
Азизова Г.Р.
Эффективность и результаты (за последние 3 года)
- Проектная деятельность
- 2014 год - общешкольный проект «Чаша Жизни». Результат – открытие экспозиционно-выставочного зала, где организована экскурсионная и выставочная работа учащихся школы.
- 2015 год - городской социальный проект по установке мемориальной доски Герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу в 17 квартале Автозаводского района г.о. Тольятти.
- 2017 год - городской социальный проект «Аллея Славы», которым был предусмотрен сбор информации о ветеранах войны и тружениках тыла, организация встреч с ними и родственниками ветеранов, проведение ряда патриотических мероприятий, посадка «Аллеи Славы» на территории школы № 86 и открытие памятной стелы, на которой высечены фамилии ветеранов Великой Отечественной войны, жителей 17 квартала города Тольятти.
Достижения учащихся
Год |
Название мероприятия с указанием статуса |
Результат участия |
2014-2015
|
Всероссийская занимательная викторина «Приключения трех богатырей»
Всероссийская занимательная фотовикторина «Города России»
Международный конкурс «Творческие и исследовательские проекты учащихся»
Всероссийская игра-конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси»
Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», конкурс видеороликов
Всероссийская викторина «Праздник со слезами на глазах…»
II Всероссийский дистанционный межпредметный блиц-турнир «Разнобой» Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ «Моя малая Родина – Тольятти»
Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ «Моя малая Родина – Тольятти», тема «Мы к победе, друзья, шли дорогой крутой …» Городской смотр-конкурс музеев образовательных учреждений, посвященном 70-летию Победы в Великой |
Диплом I степени
Диплом I степени
Диплом III степени
Диплом I степени
Диплом II степени
Диплом I степени
Диплом I степени Диплом II степени
Диплом I степени
Диплом I степени |
2015-2016
|
Всероссийский марафон «Путешествие по России»
Всероссийская фотовикторина «Юный следопыт»
Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», конкурс видеороликов
Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ «Моя малая Родина – Тольятти»
Всероссийская занимательная викторина «Приключения трех богатырей»
Всероссийская занимательная фотовикторина «Города России»
Международный конкурс «Творческие и исследовательские проекты учащихся»
Всероссийская игра-конкурс «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси»
Областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда», конкурс видеороликов
Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ «Моя малая Родина – Тольятти», тема «Мы к победе, друзья, шли дорогой крутой …»
Городской смотр-конкурс музеев образовательных учреждений, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, номинация «Лучший проект музея» |
Диплом I степени
Диплом II степени
Диплом III степени
Диплом I степени
Диплом I степени
Диплом III степени
Диплом I степени
Диплом II степени
Диплом II степени
Диплом I степени
Диплом I степени
|
2016-2017
|
Всероссийский марафон «Путешествие по России»
Всероссийская фотовикторина «Юный следопыт»
Всероссийская викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»
Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда»
Международная викторина «Они жили во имя России»
Всероссийский военно-патриотический блицтурнир «Наши победы»
Городской смотр-конкурс музеев
Городской смотр-конкурс поисково-исследовательских работ «Наш Тольятти - моя малая Родина»
Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Пасхальная капель |
Диплом I степени
Диплом I степени
Диплом II степени
Диплом I степени
Диплом I степени
Диплом III степени
Диплом II степени
Диплом I степени
Гран при
|
Оглавление
1.1. Актуальность, педагогическая целесообразность. 5
1.2. Новизна и отличительные особенности образовательной программы.. 6
1.3. Цели и задачи программы.. 7
1.5. Сроки реализации программы.. 7
1.6. Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.. 8
1.7. Ожидаемые результаты, способы определения результативности программы, мониторинг результатов. 9
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 11
2.5. Работа с одаренными детьми. 23
2.6. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей. 26
3. МЕТОДДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ... 27
3.1. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. 27
3.2. Обеспечение программы методическими видами продукции. 28
3.3. Материально-техническое обеспечение. 28
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 29
и направленность программы
Дополнительная образовательная программа «Музей 17 квартала» является авторской. Составлена на основе «Примерных требований к программам дополнительного образования детей» (письмо МОиН РФ от 01.12.2006 № 06-1844)
Нормативно-правовая база программы:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2015[Глава X] [Статья 75]
- Закон Самарской области №133 –ГД «Об образовании в Самарской области», 22.12 2014г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», 29.08.2013г.
- Постановление от 4 июля 2014 г. № 41 об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково–собирательской и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная и т.д.
Вышеизложенное и подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность предлагаемой программы дополнительного образования, которая позволяет решить самую высокую задачу любой образовательной системы – воспитание патриота.
Программа носит комплексный характер и находится на стыке двух направленностей: социально-педагогической и туристско-краеведческой.
Новизной и отличительной особенностью программы следует считать:
- тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся воспитанники объединения (добывая эти знания сами в сотворчестве с педагогом, они развивают свою визуальную грамотность (мышление), формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти);
- ориентацию на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
- интеграцию учебных общеобразовательных программ по предметам: литературное чтение, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура и учебно-тематического содержания программы.
Цель программы:
воспитание эстетически грамотного, нравственно-здорового и патриотически
настроенного подрастающего поколения жителей города на основе творческого
взаимодействия музея и школы.
Воспитательные задачи:
- воспитание ценностного отношения к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание зрительной и музейной культуры.
Развивающие задачи:
- развитие визуального мышления;
- формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром;
- развитие способности критического мышления;
- развитие исторического сознания;
- формирование навыков решения проблемных задач;
- формирование навыков конкретизации материала, понимания их исторического конспекта;
- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся.
Обучающие задачи:
- формирование основ систематических знаний о родном городе, его истории, архитектуре;
- приобретение элементарных представлений о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
Программа адресована учащимся 7-11 лет Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — не менее 15 человек; второй и третий год обучения — не менее 12 человек; четвертый год обучения — не менее 8 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (76 ч. в год – 2-4 год обучения, 68 ч. в год – 1 год обучения).
Организация музея идет по двум направлениям:
- Организация детского музейного кружка, поисково-исследовательская, экскурсионно-просветительская работа с детьми и взрослыми, взаимодействие с государственными музеями, педагогической, родительской, ветеранской общественностью.
- Материально-техническое обеспечение текущей деятельности музея: работа с фондами, оформление экспозиций, учет посещаемости и экскурсионной работы в музее, оснащение техническими средствами, ведение инвентарной книги.
Содержание программы предполагает ознакомление учащихся с основами музееведения, такими методами исследования, как литературный, картографический, статистический, полевых наблюдений и др.; с методами и приемами поисковой музейно-краеведческой деятельности: проведение бесед с информаторами, оформление воспоминаний, учет и хранение музейных материалов, разработка вопросников, анкет и т.п.; комплектование фондов музея.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.
Ведущими формами организации занятий являются групповая и индивидуальная.
Виды деятельности:
- игровая (эстафеты, народные игры и пр.);
- познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.);
- проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.);
- досугово-развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, конкурсы чтецов, КВН, викторины и пр.);
- художественное творчество (уроки творчества и пр.);
- социальное творчество (субботник по уборке территории парка; посылка солдату; подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров; экологическая экспедиция; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с ветеранами и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма);
- трудовая (экологические десанты и пр.);
- спортивно-оздоровительная (военно-спортивные соревнования);
- туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);
- исследовательская.
Для детей III и IV года обучения при организации поисково-исследовательской деятельности используются дистанционные, индивидуальные формы обучения, самостоятельная работа. При организации экскурсионной деятельности место и время проведения занятий может меняться (для создания условий для проведения экскурсий и обеспечения группы слушателей).
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
- о значении, сущности, задачах исследовательской деятельности учащихся;
- отличительные черты исследовательской работы;
- основные элементы исследования;
- особенности этапов исследования: подготовительного, исследовательского, завершающего;
- понятие «методы исследования»;
- приемы работы над сообщением, докладом, рефератом;
- особенности социологических методов и приемов исследования: опроса (анкетирования, интервьюирования), наблюдения, анализа документов;
- требования к оформлению результатов исследовательской деятельности;
- особенности методов исследования родного края;
- признаки школьного музея;
- виды и формы работы музея; виды экскурсий.
Учащиеся должны уметь:
- составлять план; работать со словарями, энциклопедиями, использовать ресурсы Интернет;
- составлять анкеты, конструировать вопросы для интервьюирования с целью проведения опроса по заданной теме;
- оформлять результаты исследования;
- использовать разнообразные методы с целью исследования родного края;
- собирать и оформлять музейные предметы для школьного музея;
- готовить эскизы и оформлять экспонаты для школьного музея; проектировать экспозиции.
Оценочная деятельность
Итоги реализации программы подводятся на учебно-исследовательской конференции, организуется выставка работ учащихся. В результате внешнего опроса родителей и классных руководителей, собеседования, педагогического наблюдения, анкетирования изучаются следующие параметры, отражающие уровень развития обучающихся детского объединения «Музееведение»:
I. Учебные достижения
- Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета:
- усвоение основных элементов содержания– педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
- умение выполнить работу по образцу, применить знания по предмету; самостоятельная практическая работа учащихся - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
- умение анализировать и перерабатывать информацию; выбирать оптимальную форму для решения задачи - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
- участие детей в обучении; оригинальность - педагогическое наблюдение;
- качество детских творческих «продуктов» - педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ;
- стабильность практических достижений учащихся - педагогическое наблюдение, фиксация участия, анализ наградных материалов.
- Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу:
- сохранность контингента - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;
- наполняемость коллектива - анализ журналов работы педагога дополнительного образования;
- положительные мотивы посещения занятий - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися и их родителями;
II. Личностные достижения
- Направленность динамики личностных изменений – педагогическое наблюдение.
- Нравственное развитие учащихся – педагогическое наблюдение, собеседование.
- Приобщенность учащихся к культурным ценностям – педагогическое наблюдение.
- Уровень творческой активности детей - педагогическое наблюдение, собеседование, анализ творческой деятельности учащихся.
- Уровень практической реализации творческих достижений учащихся - фиксация участия детей в творческом отчете, конкурсе творческих работ, выставках.
III. Социально-педагогические результаты
- адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях - педагогическое наблюдение, собеседование;
- организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни - педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися, опрос родителей.
Уровни оценки: низкий, средний, высокий.
Результаты диагностики фиксируются в аналитических справках, таблицах, журнале учета работы педагога дополнительного образования, журнале достижений, книге отзывов и предложений.
Цель первого года программы
- адаптация детей к новым условиям, к учреждению, к группе, формирование
основ визуальной грамотности.
Задачи:
- дать общее представление о музее;
- формировать способности излагать самостоятельные суждения;
- воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее родного
города.
К концу года
дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку,
взаимовыручку; иметь общие представления о музеях, уметь выражать свои
суждения; развить навыки визуальной грамотности.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п.п. |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3
3.1.
3.2.
3.3.
|
Введение.
Что такое музей?
Наблюдение действительности. Мир вокруг нас.
В мире окружающих зданий Твой дом. Твой квартал.
Наблюдение природы.
Наблюдение за окружающим людьми. Поколения. Внешний облик.
Интерьер. Окружающая человека обстановка, жилище и его наполнение.
Народное творчество.
О чем говорят вещи.
Первая встреча с музеем.
Музей и наш квартал.
Общие представления о краеведческом музее
Подготовка к посещению музея.
Первое знакомство с музеем и его жителями.
Всего
|
1
16
2
2
2
2
2
2
2
2
51
2
2
47
68 |
1
1
0
0
0
0
0
1
0
0
20
1
2
17
22 |
0
15
2
2
2
2
2
1
2
2
31
1
0
30
46
|
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение.
- Зачем нужен музей?
- О чем можно узнать в музее?
Раздел 2. Что такое музей?
Тема 2.1. Наблюдение действительности.
- Знакомство с 17 кварталом, его месторасположение в городе.
- «Что у нас есть?» ( дома, школы, магазины и т. д.).
- «Мой любимый уголок» (занятия с детьми рисунком).
- Выставка работ учащихся.
Тема 2.2. В мире окружающих зданий.
- Знакомство с терминами: архитектура, дворец, здание и т.д..
- Знакомство с архитектурными сооружениями и ансамблями 17 квартала.
Тема 2.3. Наблюдение природы.
Гармония архитектуры и природы.
Тема 2.4. Наблюдение за окружающими людьми.
- Поколения жителей.
- Внешний облик жителя нашего квартала.
- Русский городской костюм.
- Дизайн костюма учащимися.
Тема 2.5. Интерьер.
- Окружающая человека обстановка.
- Наше жилище и его наполнение.
- Благоустройство моей комнаты (или как бы я переделал комнату бабушки).
Тема 2.6. Народное творчество.
- Виды народного творчества.
- Хобби моих родственников, друзей.
- Выставка работ детского творчества.
Тема 2.7. О чем говорят вещи.
- Красота предметного мира.
- Моя любимая вещь.
Тема 2.8. Первая встреча с музеем.
Отражение действительности в экспонатах музея.
Раздел 3. Музей и наш квартал.
Тема 3.1. Общие представления о музее.
- Какие бывают музеи.
- Здание музея, музейные залы.
- Кто работает в музее.
- Где берутся музейные предметы.
- Что такое коллекция.
- Что ты коллекционируешь?
- Коллекции музеев.
Тема 3.2. Подготовка к посещению музея.
- Поведение в музее.
- Музей 17 квартала.
Тема 3.3. Первое знакомство с музеем и его жителями.
Изучение разделов музея. Конкурсы, олимпиады, викторины, музейный
праздник.
Цель второго года программы
- умение детей работать в малой и большой группах; закрепление знаний
первого года; приобретение первоначальных навыков творческой поисково-
исследовательской и собирательской работы.
Задачи:
- научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе,
сопереживанию товарищам;
- научить на практике применять простые виды творческих поисково-
исследовательских и собирательских работ.
- ввести в пространство музея, раскрывая его профильную специфику и
содержание деятельности;
- ознакомить детей с миром музейных ценностей;
- развить на новом уровне визуальную грамотность;
- сформировать навыки музейной культуры.
К концу года
дети должны ощущать себя частицей единой группы, коллектива; уметь
объяснять изученный материал, иметь навыки музейной культуры; иметь
общие представления о музеях, музейных профессиях, музейных
коллекциях.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п.п. |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теория
|
Практика
|
1
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
4.1.
4.2.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
7.
7.1.
7.2.
8.
|
Что такое музей?
Типы музеев.
Музеи родного города.
Что такое коллекция
Смысл и задачи коллекционирования.
Домашние коллекции.
Музейные коллекции.
Рождение музея.
Встреча с краеведческим музеем.
Музейное поведение.
Музейные профессии.
Крупнейшие музеи страны.
Специфика коллекций краеведческого музея.
Государственные краеведческие музеи.
Краеведческий музей города Тольятти.
Знаменитые музеи мира.
Как «живут» экспонаты в музее.
Хранительская работа и ее важность.
Реставрационная работа.
«Играем в музей».
Всего
|
8
2
6
18
2
4
12
4
8
2
6
12
2
6
4
10
6
4
2
10
76
|
4
2
2
4
2
2
0
2
4
1
2
6
2
2
2
4
2
2
0
2
28 |
4
0
4
14
0
2
12
2
4
0
4
6
0
4
2
6
4
2
2
8
48
|
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Что такое музей.
Тема 1.1. Типы музеев
- Художественные музеи;
- Этнографические музеи;
- Естественно - научные музеи и т.д..
Тема 1.2. Музеи родного города
- Ераеведческий музей;
- Музей ВАЗа;
- Школьные музеи и т.д.;
- Посещение музеев.
Раздел 2. Что такое коллекция.
Тема 2.1. Смысл и задачи коллекционирования.
- Что такое коллекция;
- Для чего нужны коллекции (от домашнего собрания фотографий, открыток, монет, игрушек и других предметов до музейного собрания).
Тема 2.2. Домашняя коллекция.
- Рассказ учащихся о домашней коллекции;
- Выставка домашних коллекций;
- Создание своего экспоната в музей;
- Создание этикеток к экспонатам.
Тема 2.3. Музейная коллекция.
- Коллекция школьного музея;
- Кстория создания школьной коллекции;
- Конкурсы, олимпиады, викторины;
- Творческая поисково-исследовательская и собирательская работа учащихся.
Раздел 3. Рождение музея. Зритель в музее.
Раздел 4. Встреча с краеведческим музеем.
Тема 4.1. Музейное поведение.
- Поведение в музее;
- Уважение к труду музейного сотрудника;
- Самостоятельная ориентация в музее;
- Использование музейной информации.
Тема 4.2. Музейные профессии.
- Музейный смотритель;
- Экскурсовод;
- Реставратор и т.д..
Раздел 5. Крупнейшие краеведческие музеи страны.
Тема 5.1. Специфика коллекций этих музеев (комплекс исторических, естественно-
научных и других коллекций). Типы музейных предметов.
Тема 5.2. Государственные краеведческие музеи (местонахождение, история создания,
экспонаты).
Тема 5.3. Краеведческий музей города Тольятти.
- История создания;
- Посещение;
- Обсуждение экспонатов;
- Рисунок наиболее понравившегося экспоната;
- Выставка работ учащихся.
Раздел 6. Знаменитые музеи мира.
- Рассказ о знаменитых музеях мира;
- Рассказ ребят о посещенных ими музеях;
- Самостоятельное выявление типа музея по рассказу об экспонатах.
Раздел 7. Как «живут» экспонаты в музее.
Тема 7.1. Хранительская работа в музее, ее важность. Посещение запасников.
Тема 7.2. Реставрационные работы.
- Рассказ учителя по теме;
- Просмотр кинофильма;
- Значение реставрационных работ.
Раздел 8. «Играем в музей».
- Выбор музейных профессий;
- Определение темы выступления;
- Сбор материала;
- Составление экспозиций;
- Изготовление афиш, билетов, утверждение экскурсии руководителем;
- Открытие выставки;
- Оценка работы учащихся;
- Обмен опытом.
Цель третьего года программы
развитие творческих способностей учащихся, сознательное приобретение знаний
и навыков по музееведению, приобретение навыков самостоятельной
деятельности.
Задачи:
- дальнейшее углубленное изучение тем программы;
- участие всех детей в работе музея;
- совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;
- самостоятельная деятельность учащихся с помощью педагога.
К концу года
дети должны хорошо владеть разделами программы и уметь их объяснять;
активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо
общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую работу.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п.п. |
Наименование разделов и тем |
Всего Часов |
Теория |
Практика
|
1.
1.1. 1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
|
Что такое музееведение.
Музеи, классификация музеев.
Фонды музея..
Научно-фондовая работа.
Музейные профессии.
Школьный музей.
История создания. Музейная коллекция.
Научно-исследовательская работа в музее.
Разделы музея.
«Играем в музей»
Сбор материалов.
Составление экспозиций.
Составление экскурсий.
Открытие выставки.
Работа в школьном музее.
Поисково-исследовательская работа.
Культурно-образовательная деятельность музея под руководством учащихся.
Всего
|
8
1
3
2
2
12
1
2
2
7
26
5
5
14
2
30
15
15
76 |
4
1
1
1
1
5
1
1
1
2
-
-
-
-
-
5
2
2
14 |
4
-
2
1
1
7
-
1
1
5
26
5
5
14
2
25
13
13
62 |
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Что такое музееведение.
Тема 1.1. Музеи, классификация музеев.
- Задачи музея;
- Классификация музеев:
- естественно - научные музеи;
- исторические;
- художественные;
- архитектурные;
- литературные;
- театральные;
- музыкальные;
- музеи науки и техники;
- промышленные;
- хозяйственные;
- педагогические.
Тема 1.2. Фонды музея.
- Понятие «фонды музея»;
- Музейные предметы, типичные и «уникальные» предметы;
- Научно-вспомогательный материал;
- Музейные экспозиции.
Тема 1.3. Научно-фондовая работа.
- Комплектование фондов;
- Учет музейных фондов;
- Хранение музейных фондов.
Тема 1.4. Музейные профессии.
- Музейный смотритель;
- Экскурсовод;
- Реставратор и т.д..
Раздел 2. Школьный музей.
Тема 2.1. История создания.
- История создания школьного музея;
- Творческая поисково-исследовательская работа учащихся.
Тема 2.2. Музейная коллекция.
- Экспонаты;
- Экспозиционный материал;
- Тематическая структура;
- Музейная экспозиция;
- Выставки.
Тема 2.3. Научно исследовательская работа в музее.
- Предыдущая работа педагогического коллектива и учащихся школы;
- Методы научно исследовательской работы;
- Научно исследовательская работа детей.
Тема 2.4. Разделы музея.
Изучение разделов музея. Экскурсии, выставки, лекции и т.д..
Раздел 3. «Играем в музей».
Тема 3.1. Сбор материалов.
- Разработка темы комплектования, ее направленности;
- Сбор музейного материала;
- Учет музейного материала.
Тема 3.2. Составление экспозиций.
1) Выбор метода построения экспозиции;
2) Проектирование экспозиций;
3) Составление экспозиций.
Тема 3.3. Составление экскурсий.
- Изготовление афиш, билетов.
- Утверждение экскурсий.
Тема 3.4. Открытие выставки.
- Выступление музейных работников;
- Оценка работы учащихся.
Раздел 4. Работа в школьном музее.
Тема 4.1. Поисково-исследовательская работа.
- Разработка новых разделов музея;
- Организация поисково-исследовательской работы;
- Создание новых экспозиций.
Тема 4.2. Культурно-образовательная деятельность музея.
- Изучение тем экскурсий учащимися;
- Самостоятельное проведение экскурсий по каждому разделу музея.
- IV год обучения
Цель четвертого года программы
осознание себя творческой личностью, способной самостоятельно вести
поисково-исследовательскую и культурно-образовательную деятельность
музея; приобретение компетентности музейного зрителя.
Задачи:
- дальнейшее углубленное изучение тем программы;
- участие всех детей в работе музея;
- совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;
- самостоятельная деятельность учащихся.
К концу года
дети должны хорошо владеть разделами программы и уметь их объяснять;
активно участвовать во всех проводимых мероприятиях; достаточно хорошо
общаться в группе; уметь вести поисково-исследовательскую и культурно-
образовательную деятельность музея.
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ п.п. |
Наименование разделов и тем |
Всего Часов |
Теория |
Практика
|
1.
1.1. 1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
|
Что такое музееведение.
Музеи, классификация музеев.
Фонды музея.
Научно-фондовая работа.
Музейные профессии.
«Играем в музей»
Сбор материалов.
Составление экспозиций.
Составление экскурсий.
Открытие выставки.
Работа в школьном музее.
Поисково-исследовательская работа.
Культурно-образовательная деятельность музея под руководством учащихся.
Всего |
8
1
2
2
3
10
5
2
2
1
58
43
15
76 |
4
1
1
1
1
-
-
-
-
-
6
3
3
10 |
4
0
1
1
2
10
5
2
2
1
52
40
12
66 |
Содержание программы четвертого года обучения
Раздел 1. Что такое музееведение.
Тема 1.1. Музеи, классификация музеев.
- Задачи музея;
- Классификация музеев:
- естественно - научные музеи;
- исторические;
- художественные;
- архитектурные;
- литературные;
- театральные;
- музыкальные;
- музеи науки и техники;
- промышленные;
- хозяйственные;
- педагогические.
Тема 1.2. Фонды музея.
- Понятие «фонды музея»
- Музейные предметы, типичные и «уникальные» предметы;
- Научно-вспомогательный материал;
- Музейные экспозиции.
Тема 1.3. Научно-фондовая работа.
- Комплектование фондов;
- Учет музейных фондов;
- Хранение музейных фондов.
Тема 1.4. Музейные профессии.
- Музейный смотритель;
- Экскурсовод;
- Реставратор и т.д..
Раздел 2. «Играем в музей».
Тема 2.1. Сбор материалов.
- Разработка темы комплектования, ее направленности;
- Сбор музейного материала;
- Учет музейного материала.
Тема 2.2. Составление экспозиций.
1) Выбор метода построения экспозиции;
2) Проектирование экспозиций;
3) Составление экспозиций.
Тема 2.3. Составление экскурсий.
- Изготовление афиш, билетов.
- Утверждение экскурсий.
Тема 2.4. Открытие выставки.
- Выступление музейных работников;
- Оценка работы учащихся.
Раздел 3. Работа в школьном музее.
Тема 3.1. Поисково-исследовательская работа.
- Разработка новых разделов музея;
- Организация поисково-исследовательской работы;
- Создание новых экспозиций.
Тема 3.2. Культурно-образовательная деятельность музея.
- Изучение тем экскурсий учащимися;
- Самостоятельное проведение экскурсий по каждому разделу музея.
Цель: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности школьного музея.
Задачи:
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический (I и II год обучения) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности школьного музея.
II этап – диагностический (III год обучения) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах кружка.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (IV год обучения).
Образование актива школьного музея, куда входят самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята.
Основные формы деятельности одаренных учащихся
Форма |
Задачи и этапы работы |
Экскурсионная работа |
Основные этапы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:
|
Экспозиционная работа |
Порядок создания экспозиции:
|
Исследовательская работа |
Основные этапы исследовательской работы:
|
№ |
Направления деятельности, мероприятия |
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
|
Просветительская, профилактическая, воспитательная работа по формированию культуры ЗОЖ:
Инструктаж по соблюдению санитарных правил, ТБ в школьном музее, ППБ, правил поведения в музее, техники безопасности и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ.
Постановка здоровьесберегающих задач урока, включение в содержание занятия вопросов здорового образа жизни.
Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима на занятиях.
Организационно-массовая, оздоровительная работа:
Оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж биологически активных точек; работа в режиме смены зрительных горизонтов).
Экскурсии и занятия на свежем воздухе.
Диагностика состояния здоровья детей:
Опрос родителей «Состояние здоровья детей» (выявление нарушения здоровья детей с целью недопущения их усугубления, изучение влияния занятий на здоровье обучающихся)
Педагогическое наблюдение по направлениям:
Просветительская работа с родителями:
Беседы по вопросам: - «Утомляемость ребенка: как с ней бороться» (1 год обучения); - «Семейные традиции и здоровье детей» (2 год обучения); - «Рекомендаций при использовании средств ИКТ» (3 год обучения); - «Дети и улица. Проблемы общения детей в неформальной обстановке. Безопасность вашего ребенка» (4 год обучения).
|
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях первого года обучения.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение различных заданий по образцу и применяется на занятиях второго и третьего года обучения.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях четвертого года обучения.
Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение.
На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы. Интересны и познавательны встречи с интересными людьми квартала, ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны.
На занятиях третьего и четвертого года широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью - изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов); участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам войны и труда, установка мемориальной доски Герою Советского Союза, посадка «Аллеи Славы», экологические акции и пр.); культурно-просветительская работа; участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная).
Обеспечение программы методическими видами продукции
Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:
- диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»;
- методика социометрии;
- методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося»;
- итоговый тест для учащихся I года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
- итоговый тест для учащихся II года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
- итоговый тест для учащихся III года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
- итоговый тест для учащихся IV года обучения (составитель – Азизова Г.Р.);
- сценарий торжественного открытия мемориальной доски Герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу (автор – Азизова Г.Р.);
- сценарий встречи с ветеранами в музее (автор – Азизова Г.Р.);
- брошюры к урокам (автор – Азизова Г.Р.);
- видеозаписи встреч с ветеранами (видеомонтаж – Азизова Г.Р.);
- видеозапись «Открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу» (видеомонтаж – Азизова Г.Р.);
- видеозапись передачи «Тольятти в деталях» о выпускнике школы Денисе Парамонове;
- документальные фильмы о музеях мира, экспонатах, Великой Отечественной войне;
- вопросы и задания для промежуточного устного или письменного опроса, тесты (автор – Азизова Г.Р.);
- описание социального проекта «Аллеи Славы» (автор – Азизова Г.Р.);
- конспекты занятий и презентации к ним (автор – Азизова Г.Р.);
- официальные и справочно-библиографические издания;
- образовательные ресурсы сети Интернет.
образовательной программы:
- помещение, в котором проводятся занятия – школьный музей, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: стол и стул для педагога и учебное место для учащихся;
- технические средства обучения: аудио, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, диски;
- экспонаты основного и вспомогательного фонда школьного музея;
- материалы для оформительской деятельности;
- листы ватмана, маркеры, ручки, карандаши, ножницы, линейки, цветная бумага;
- призы.