Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников и педагогических работников дошкольных организаций,...

Всероссийский конкурс образовательных программ проектов и методических разработок  "Педагогический поиск" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический вестник»

муниципального автономного образовательногоучреждения дополнительного образования "Эколого-биологический центр",г. Сургут, ХМАО - Югра 

 

Всероссийский конкурс образовательных программ проектов и методических разработок  "Педагогический поиск"

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический вестник»

 

педагог дополнительного образования

Кудимова В.В.

 

 

1. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

 

Экологическое состояние нашей планеты требует людей понимания сложившейся ситуации и осознанного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. В наше время очень ярко обозначилось противостояние человека и общества с окружающей их природной средой. В духовной жизни общества также произошли большие изменения: ушли в небытие идеи, объединяющие всех. Но нет общества без общественного сознания, экологического мировоззрения, при формировании которого можно создать условия для полноценного личностного развития, научить жить и активно действовать в современном мире.

Одним из путей решения экологических проблем могут служить агитация и пропаганда. Для осуществления эколого – биологической и информационно – просветительской деятельности в Эколого-биологическом центре была  разработана общеобразовательная общеразвивающая программа социально-экологической направленности «Экологический вестник».

Отличительные особенности программы заключаются в том, что результатом её освоения является соединение полученных знаний, творческой мысли и экологической идеи. Из числа учащихся создаётся экологическая агитбригада. Деятельность агитбригады способствует совершенствованию у учащихся личностного отношения к природе. Экологическая агитбригада раскрывает проблемы окружающей среды посредством костюмированных театральных постановок. Учащиеся становятся авторами и соавторами идей, сценариев, стихов, песен. Приготовленные выступления дают возможность формирования и демонстрации своей жизненной позиции по актуальным вопросам экологии. Участники агитбригады  привлекают внимание аудитории к экологической проблеме.

Программа актуальна, так как даёт возможность использования приобретённых знаний в любой сфере деятельности на протяжении всей жизни. Программа позволяет не только научиться выстраивать отношения с природой, с окружающим миром, но и научить этому других. Это способствует осознанию уникальности и самоценности жизни, постижению универсальной ценности природы и культуры, согласованию материальных потребностей с мерой устойчивости природы. Программа   создаёт условия для формирования экологической компетенции учащихся, что является целью современного этапа общего экологического образования. Экологическая компетенция в программе обеспечивается реализацией взаимосвязанных, общекультурных задач обучения, воспитания и развития учащихся, а также предполагает формирование:

- естественно-научных знаний и социо-культурных закономерностей  жизнедеятельности человека в окружающей среде; связи деятельности с экологическими рисками для окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни;  

- умений проектировать свою деятельность с точки зрения ее экологической безопасности (ставить цель, прогнозировать последствия, планировать, организовывать, взаимодействовать, оценивать риски для экологической безопасности);

- ответственного отношения к последствиям своей деятельности для экологической безопасности окружающей среды, здоровья и безопасности человека.

Педагогическая целесообразность программы заключается в сочетании практической деятельности с  процессом обучения, при этом создаются условия для глубокого овладения учащимися экологических знаний, соблюдаются при этом принципы преемственности, постепенности и непрерывности. Это позволяет сформировать личность с высокой экологической культурой. На основе полученных знаний, умений и навыков, максимально приближающих обучающегося к природе, решается и задача воспитания лучших человеческих качеств: доброты и гуманного отношения ко всему живому.

Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний.

Срок освоения программы – 3 года.

Режим занятий– 2 раза в неделю по3 академических часа (продолжительность академического часа – 45 минут). Первый год обучения – 210 часов, второй и третий года по 216 часов. Дополнительно 18 часов ежегодно отводится на реализацию модуля «Школа социально-экологического проектирования» в каникулярное время (приложение).Обучение проходит в течение всего календарного года.

Объём программы - общее количество учебных часов запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 696 часов.

Формы организации образовательного процесса могут быть индивидуальные, групповые, а также не исключают возможность работы по подгруппам. Виды занятий по программе определяются тематическим содержанием.  Обучающие занятия: учебные занятия по передаче и поиску знаний, по осмыслению учащимися знаний и навыков их закреплению, по формированию умений и их применений на практике, тренировочные (репетиционные) занятия, выездные занятия (агитационно-художественные представления),  учебные занятия по обобщению и систематизации знаний. Общеразвивающие и воспитательные занятия в приоритете ставят развитие и формирование определённых личностных качеств. Специальные занятия, направленны на формирование положительного психологического климата в коллективе учащихся, приобщение к нравственным, культурным, экологическим ценностям.

 

                                    Цель и задачи программы

 

Цель программы:

- формирование экологической  культуры, активной  жизненной позиции в сфере охраны окружающей среды.

Основные задачи программы:

- создать условия для учащихся по изучению окружающей среды, ведению эколого-ориентированной деятельности;

- способствовать формированию убеждённости в необходимости охраны окружающей среды;

- развивать творческие способности, инициативу, самостоятельность и коммуникативные умения;

- воспитывать гуманистические качества личности, ценностные ориентации.

 

Содержание программы

 

Содержание программы направлено на формирование познавательных отношений, становлению ценностно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению окружающей среды, осознанию правил поведения в ней, а так же способствует воспитанию здорового образа жизни. «Гореть самим, зажечь других!» - девиз учебного объединения «Экологический вестник».

В программе первого года обучения представлено пять основных разделов, способствующих становлению правильного отношения к природе. Первое занятие предусматривает введение в курс программы,  знакомство с учащимися в виде игровых ситуаций и тестирования. Экскурсия по эколого-биологическому центру и оранжерее усиливает интерес к курсу.  Помогает придать положительную окраску предстоящим занятиям  заочная экскурсия «Сохраним цветущий мир Югры», в которой раскрываются сведения о Ханты-Мансийском округе, опубликованные в разных литературных и информационных источниках.

В содержание раздела «Экологическое просвещение» входит знакомство учащихся с экологическим календарем, с формами экологического просвещения. С историей возникновения агитбригад обучающиеся знакомятся в разделе «Мы – агитбригада!», осуществляется творческое оформление образа агитбригады.

В следующем разделе «Стремимся учиться!» происходит теоретическое и практическое применение полученных знаний на примере экологических событий. Ведётся подготовка к постановке первого агитационного выступления.

В раздел «Наш город – наша судьба» входит изучение истории становления города Сургута, раскрывается понятие «городская среда», а также ведётся речь о природоохранных организациях и мероприятиях в городе. Включены некоторые компоненты несложной практической деятельности.

Заключительный раздел «Это наша с тобою Земля!»  содержит материал, подготавливающий к проведению мероприятий, направленных на преобразование окружающего мира. Осуществляется сбор материала к информационной программе «Сбережем свою планету!» с последующим выступлением в традиционном празднике станции юных натуралистов «День Земли». Подведение итогов изученного материала и практической деятельности первого года обучения происходит на итоговом занятии.

Содержание второго года обучения дополняется практико-ориентированной деятельностью на основе полученных знаний. Начинается второй год обучения с вводного занятия, на котором проводится тестирование и нацеливание на дальнейшее освоение курса.  Учитывая, что встречи с природой расширяют представление обучающихся об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления и закономерности, в программу второго года обучения включена экскурсия «Удивительный мир природы».

В разделе «Экологические акции» ведётся продолжение знакомства с экологическим календарём. В содержании изложен материал по изучению истории возникновения акций и формами их проведения: «Очистим планету от мусора», Всемирного Дня защиты животных. Практическая деятельность направлена на совершение «добрых дел». Образовательный и воспитательный процесс становится более эффективным с использованием коллекции животных мини-зоопарка и растений оранжерейно-тепличного комплекса. Ведётся подготовка агитационного игрового сценария «Сохраним таёжную красавицу!» в рамках  экологической акции «Ёлочка» с последующим выступлением в эколого-биологическом центре и в образовательных учреждениях города.

Содержание изученного материала подготавливает к следующему разделу «Край чудес: путешествие в Югру», который является основой для проведения общественно значимых мероприятий  эколого–биологического направления. При изучении материала этого раздела осуществляется знакомство с экологическими проблемами ХМАО - Югры, поиск путей решения некоторых обозначенных проблем. Обучающиеся получают знания о природопользовании коренных народов ханты и манси. Пропаганда здорового образа жизни основывается на лозунге «Здоровье даёт природа!». Значительная часть времени отводится подготовке агитационного выступления «Спасибо, НЕТ!» Далее изучается материал о международном Дне Воды. Учащиеся приобретают знания о водных ресурсах края, проблемах, связанных с сохранением воды на планете, готовят агитационную программу «Две водички».

Расширению знаний умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды способствует изучение раздела «Это наша с тобою Земля!». Учащиеся в процессе просмотра различного видеоматериала  знакомятся с замечательными уголками нашей планеты. Из информационных источников узнают о природоохранных мероприятиях в разных странах. На основе изученного материала этого раздела подготавливается экологическая акция агитбригады «Мы – за! Мы – против!», включающая одноимённое агитационное выступление. Учащиеся привлекают учебные объединения центра в совместное коллективное творческое дело.

К итоговому занятию готовятся агитационные сценки «Напутствия на лето». Организуются  выступления в ОУ города и на итоговой линейке.

Программа третьего года обучения затрагивает вопросы  социальной экологии, которая занимает центральное положение в системе наук о природе, обществе, человеке. Она ориентирует на решение основной проблемы человечества – сохранение биосферы и человека в ней, при этом она возлагает ответственность на человека. Таким образом, программа направляет внимание на формирование экологического сознания учащихся.

Изучение программы помогает вывести  учащихся на понимание взаимоотношения общества и окружающей среды, основных противоречий этих взаимосвязей, демографических проблем, путей формирования экологической культуры; знакомит с международными усилиями в обеспечении экологической безопасности человечества. 

Содержание программы третьего года обучения представлено учебными блоками.

Блок «Природоохранные акции экологического движения» предусматривает практическое применение полученных знаний учащихся за первый и второй года обучения по программе «Экологический вестник».  Учебным планом предложены экологические акции «Зимняя кладовая», «Живи лес», «Ёлочка».

В блоке «Экологическая безопасность», в разделе «Экологические проблемы и пути их решения» рассматривается система мер регионального, окружного и местного уровня, исходящая из политических, экономических, законодательных, административных и нравственно-волевых предпосылок, по обеспечению природного равновесия в целях устойчивого развития родного края. Раздел «Окружающая среда и здоровье человека» отражает факторы воздействия человека на окружающую среду и окружающей среды на  организм человека, а так же способствует воспитанию здорового образа жизни.

Блок «Охрана природы и окружающей среды» затрагивает вопросы охраны водных ресурсов государства в целом и Югорского края. Особое значение придаётся раскрытию роли особо охраняемых природных территорий. Ведущее место в этом блоке отведено сведениям о научных, нравственно-эстетических, правовых, экономических, философских и общеобразовательных аспектах взаимодействия общества и природы.

Формирование познавательного интереса в сочетании с практической деятельностью, развитию практических умений по защите и улучшению окружающей среды, осознанию правил поведения в ней раскрывается в содержании тем блока «Любить природу – творить добро!», которые носят практический характер, и способствует закреплению ценностно-нормативных ориентаций к окружающей среде.

 

 

Учебный план.

 Первый год обучения

Задачи:

- способствовать становлению познавательного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, здоровью;

- содействовать пониманию многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

- развивать умения предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

- формировать понятия о взаимосвязях в природе и активную жизненную позицию через участие в агитбригаде.

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие

3

1

2

Тестирование

II

Экскурсия «Сохраним цветущий мир Югры!»

3

1

2

 

Тематические

кластеры

III

Экологическое просвещение

15

4

11

IV

Мы – агитбригада!

15

5

10

V

 

Стремимся учиться!

      Мы – информаторы!

      Спасать играя!

      Вести со сцены.

Экологические акции

63

19

54

VI

 

 

Наш город – наша судьба

С любовью к природе!

Здоровый образ жизни.

День Воды

78

24

54

VII

 

 

Это наша с тобою Земля!

«Марш парков».

День Земли

30

8

22

VIII

Итоговое занятие

3

-

3

Тестирование

 

 

ИТОГО:

210

63

147

 

 

Второй год обучения

Задачи:

- способствовать усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- овладевать прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению;

- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды своего края, пропаганде природоохранительных знаний;

- вести подготовку экологических агитационных выступлений на основе данных, полученных в результате экспериментов, личных наблюдений в природе, мониторингов, социологических опросов.

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие

3

1

2

Тестирование

II

Экскурсия «Удивительный мир природы»

3

1

2

 

Тематические кластеры

III

 

Экологические акции

«Очистим планету от мусора!»

«Всемирный день защиты животных».

«Добро в твоем сердце».

«Ёлочка»

93

25

68

IV

 

 

Край чудес: путешествие в Югру

«С любовью к природе!»

Тропой здоровья.

«Всемирный День Воды»

78

20

58

V

 

 

Это наша с тобою Земля!

«Мы - за! Мы - против!»

День земли!

36

10

26

V

Итоговое занятие

3

-

3

Тестирование

 

ИТОГО:

216

57

159

 

 

Третий год обучения

Задачи:

- способствовать приобретению опыта познавательной деятельности, усвоению учащимися ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- развивать у учащихся опыт ценностных ориентаций и мотивационных установок на активное участие в экологической деятельности на основе умелого сочетания личных потребностей с интересами общества и природы;

- содействовать приобретению опыта творчества в видах экологической деятельности;

- создать условия для социализации личности учащихся в процессе  претворения в жизнь  посильных социально значимых дел, акций по сохранению и приумножению природного наследия;

- воспитывать ценностное отношение к природе для материального и духовного развития общества.   

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие

3

1

2

Тестирование

II

Осенние экскурсии

6

2

4

Викторина

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природоохранные акции экологического движения.

  • Экологическая природоохранная акция «Зимняя кладовая».
  • Всероссийская экологическая природоохранная акция «Живи лес».
  • Общественное экологическое движение.
  • Экологическая природоохранная акция «Ёлочка»

90

23

73

Кластер

IV

 

 

 

 

 

Экологическая безопасность.

  • Экологические проблемы и пути их решения.
  • Окружающая среда и здоровье человека

51

13

38

Кластер

V

 

 

 

Охрана природы и окружающей среды.

  • Охрана воды.
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

45

11

34

Кластер

VI

Итоговое занятие. Любить природу – творить добро!

 

15

4

34

Викторина Кластер

 

ИТГО:

216

54

162

 

 

Учебные занятия, в течение которых учащиеся занимаются с педагогом предметной деятельностью, имеют различные формы – традиционные и не традиционные.

Среди традиционных форм можно отметить: беседы, лекции, семинары, дискуссии,  творческие мастерские, практические действия в природе,  наблюдения в природе,  экскурсии, экологические прогулки, обучающие игры.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся такие  как: КТД, проектирование,  презентация, круглый стол, защита проекта, мозговая атака, тренинги,  мониторинги, социологические опросы, репетиции, публичные выступления, посещение выступлений различных детских творческих коллективов и театров, природоохранные акции,  ролевые игры.

 

Содержание учебного плана.

Первый год обучения

 

  1. Вводное занятие – 3 часа

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Экскурсия «Сохраним цветущий мир Югры!» - 3 часа
  2. Экологическое просвещение – 15 часов

Виды экологического просвещения. Экологический календарь. О мусоре – начистоту. Без секрета всему свету.

Практическая работа: «Знакомство с печатным материалом экологической направленности»; «Операция «Фантик»; «Выпуск памяток «Отдыхай в чистоте!»; «Распространение памяток «Отдыхай в чистоте!»

Экскурсия:  «Парк реки Сайма».

  1. Мы – агитбригада! – 15 часов

Из истории возникновения агитбригад. Название. Имидж. Эмблема. Визитка. Вместе весело живется!

Практическая работа: «Деловая игра «Слово чести»; «Наша эмблема»; «Наш имидж»; «Разработка визитки»; «Творческое оформление образа агитбригады».

  1. Стремимся учиться – 63 часа

 Мы – информаторы!

Виды информационной агитации в экологии. Листовка. Текстовая листовка. Информационный плакат.

Практическая работа: «Выпуск иллюстрационных листовок в защиту животных»; «Распространение иллюстрационных листовок»; «Выпуск  текстовой листовки в защиту животных»; «Выпуск плаката «Усы, лапы, хвосты».

Спасать играя!

Экологические игры и конкурсы. От игры к знаниям. Игры о растениях. Игры о животных. «Предлагаем поиграть».

Практическая работа: «Подготовка конкурса «Юный любитель природы»; «Разучивание игр»; «Выступление с конкурсной программой на празднике «Посвящение в юннаты».

 Вести со сцены.

У артистов учимся! Чему учат сценки? Дикция. Дыхание. Голос. Декорация и реквизит.

Практическая работа: «Разработка экологической мини сценки «Ёлочка»; «Репетиция»; «Выступление с экологической сценкой «Ёлочка».

Экскурсия:  «У артистов учимся!» - ДК «Строитель».

Экологические акции.

Право на проведение акций в защиту окружающей среды. Акции как инструмент достижения цели. Виды экологических акций. Информационная деятельность в акциях. Акции и их результаты. На службе у природы.

Практическая работа: «Игра «Инструктаж активистов»; «Подготовка к экологической акции «Ёлочка»; «Проведение экологической акции «Ёлочка».

Экскурсия: «Хвойные деревья нашего края».

  1. Наш город – наша судьба - 78 часов

С любовью к природе.

Городская среда. История Сургута в картах. История становления г. Сургута. Парки родного города и их экологическая роль. Природоохранные организации и мероприятия в городе.

Практическая работа: «Просмотр видеофильма «Город Сургут»; «Выпуск информационного листа «Наш город»; «Оформление фотоматериала «Странички летописи».

Экскурсии:  «Красивые уголки родного города»; «Краеведческий музей»; «Зимний парк Саймы».

 Здоровый образ жизни.

Здоров душей и телом. Здоровье города – здоровье жителей. Доктора природы. «Информстраничка» о природе и здоровье. Игры и здоровье.

Практическая работа: «Подготовка агитационного выступления «В гостях у Мойдодыра»; «Декорация и реквизиты к выступлению»; «Выпуск объявлений о выступлении агитбригады»; «Выступление в ОУ города».

День Воды.

Всемирный День Воды. Методы исследования по экономии воды. Реки города Сургута. Советы доктора «Воды». Вода и растения.

Практическая работа: «Просмотр видеофильма о загрязнении водоемов»; «Исследовательская работа «Бережём воду!»; «Игра «Волшебная капелька»; «Распространение листовок «Берегите воду!» в городском микрорайоне Строитель»; «Волшебная лейка»; «Игра «Городки».

Экскурсия:  «ГРЭС города Сургута».

  1. Это наша с тобою Земля – 30 часов

 Марш парков.

Вести планеты. События. Экологические катастрофы. Мы – жители планеты. Пути спасения планеты.

Практическая работа: «Просмотр видеофильма «Планета Земля»; «Сбор материала к информационному выступлению «Сбережем свою планету!»; «Подготовка костюмов и реквизитов».

День Земли.

Война - экологическое бедствие Земли. Наши успехи – подарок планете.

Практическая работа: «Выпуск поздравительных открыток к 9 мая»; «Подготовка отчетного выступления»; «Проведение отчетного выступления».

Экскурсия:  «Моя маленькая планета».

  1. Итоговое занятие – 3 часа

 

Второй год обучения

 

  1. Вводное занятие – 3 часа

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Экскурсия «Удивительный мир природы» - 3 часа
  2. Экологические даты и акции – 93 часа

- Акция «Очистим планету от мусора».

Наш экологический календарь. Акция «Очистим планету от мусора».

Мастерская самодельной игрушки. Вторая жизнь мусора.

Практическая работа: «Время собирать камни» - подготовка выступления»; «Костюмы. Реквизиты. Декорация»; «Выступление на СЮН».

- Всемирный День защиты животных.

О Всемирном Дне защиты животных. Животные в истории моей семьи. Наши домочадцы. Диалоги о животных. Правила ухода за домашними животными.

Практическая работа: «Компьютерное оформлении буклета «Добро в твоём сердце».

Экскурсия: «Животные ХМАО - Югры в мини-зоопарке».

- Добро в твоём сердце.

Разведка полезных дел. Анкета полезных дел. Личный пример – я могу. Юннатские традиции. Увидел, оценил, действую! «Добрые дела» юннатов. Из истории юннатского движения.

Практическая работа: «Помощь в теплице»; «КТД – выступление «Что такое хорошо?»; «Подготовка декорации к выступлению»; «Костюмы»; «Выступление в программе праздника «Посвящение в юннаты».

Экскурсия: «Удивительное рядом».

-  «Ёлочка» - экологическая акция.

Суть экологической акции «Ёлочка». Хвойные деревья ХМАО - Югры. Традиции празднования Нового года. Альтернатива замены Новогодней ели. Этика поведения в гостях. Игровые Новогодние программы.

Практическая работа: «Составление игрового сценария «Сохраним таёжную красавицу!»; «Репетиция игровой программы»;  «Изготовление костюмов и декораций»; «Выпуск листа – объявления о выступлении»; «Проведение агитационно-игровой программы в ОУ города».

IV.  Край чудес: путешествие в Югру – 78 часов

- С любовью к природе.

Экологический портрет Югорского края. Богатства края. Экологические проблемы края. Коренные жители края. За опытом традиционного природопользования. Народные календари этносов Югорского края. Таинственное болото.

Практическая работа: «Изучение экологической тропы»; «Составление паспорта экологической тропы»;  «Выпуск стенда «Люби свой край родной!»; «Игра «Кто на болоте живет?»

Экскурсии: «Краеведческий музей города»; «ИКЦ «Старый Сургут».

 - Тропой здоровья.

Пути-дороги в мир здоровья. Гигиена и здоровье. Школа докторов природы. Вредные советы. Огонек здоровья. Оздоровительные минутки.

Практическая работа: «Подготовка к выступлению «Спасибо, НЕТ!»; «Изготовление костюмов и декораций к выступлению»; «Репетиция. Работа над ролями»; «Игра «Огонёк здоровья»; «Выступление в ОУ города».

- День Воды.

Всемирный День Воды. Вода – удивительное вещество. Жизнь главной реки. Вы слыхали о воде? Способы экономии пресной воды. Информирование населения об экономии воды.

Практическая работа: «Просмотр видеофильма «Вода – всему начало»; «Подготовка сценария выступления «Две водички»; «Распределение ролей»; «Репетиции»; «Выступление на празднике «День Воды».

Экскурсия: «Чудо-речка Сайма».

V. Это наша с тобою Земля – 36 часов

-  Наша акция «Мы – за! Мы – против!»

Наша акция «Мы – за! Мы – против!» Право выбора и долг каждого. Агитация через КТД. Дерево решений. Экологический штандарт. Поручения и исполнение. Акция Марш парков.

Практическая работа: «Подготовка к выпуску призыва – штандарта «Мы – за! Мы – против!»; «Призывы к  акции»; «Выпуск штандартов»; «Агитационное выступление – «Мы – за! Мы – против!».

 - День Земли.

Удивительная планета Земля. Замечательные уголки нашей планеты. Природоохранные мероприятия в разных странах.

Практическая работа: «Сценки «Напутствия на лето»; «Репетиции»; «Выступление в ОУ города»; «Выступление на итоговой линейке».

VI. Итоговое занятие – 3 часа

 

Третий год обучения

 

  1. Введение – 3 часа

Знакомство с программой третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Осенние экскурсии – 6 часов

Экскурсии: «Осеннее настроение», «Оренжерейно – тепличный комплекс».

  1. Природоохранные акции экологического движения – 90 часов
  • Экологическая природоохранная акция «Зимняя кладовая».

Экологическая акция «Зимняя кладовая». Зоопарки России. Организация экологической природоохранной акции «Зимняя кладовая»  на СЮН. Роль зоопарков в современном мире. Ассоциации зоопарков и аквариумов.

Практическая работа: Выпуск рекламных листов к экологической акции.

Редактирование рекламных листов к экологической акции. Распространение рекламных листов на СЮН и в ОУ города. Подготовка к проведению недели, посвящённой Всемирному Дню защиты животных. Проведение мероприятия, посвящённого Всемирному Дню защиты животных в эколого-биологическом центре.

  • Всероссийская экологическая природоохранная акция «Живи лес».

Всероссийская экологическая акция «Живи лес». Лес – кладовая природы.  Лес – важнейший компонент биосферы. Ценность леса. Факторы опасности при лесных  пожарах. Всероссийская экологическая акция «Живи лес» на СЮН.  Итоги проведения экологической акции.

Практическая работа:  Разработка Положения о проведении экологической акции в центре и в ОУ города. Оформление объявления о проведении экологической акции «Живи лес». Подготовка к проведению недели, посвящённой экологической акции «Живи лес». Экологическое представление к проведению мероприятий к экологической акции. Обработка конкурсных материалов экологической акции. Выпуск благодарностей и дипломов.  Игра – рефлексия «Путь от плана до результата».

Экскурсия: «Деревья родного края».

  • Общественное экологическое движение.

Общественное экологическое движение. Международное экологическое движение. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. Экологические политические организации. Становление  организационных форм современного экологического движения в России. Общая характеристика экологического движения в ХМАО – Югре.

Практическая работа:  КТД – агитационно-художественное представление «Посвящение в юннаты». Репетиция агитационно-художественного представления «Посвящение в Юннаты». Подготовка декорации  выступлению. Костюмы. Генеральная репетиция. Агитационно-художественное представление на празднике «Посвящение в юннаты».

Экскурсия: «От зимней  снежинки до зимней картинки».

  • Экологическая природоохранная акция «Ёлочка».

Творческий проект экологической  акции «Елочка». Постановка цели и задач проекта. Звёздочка обдумывания. Подготовительный этап. Основной этап. Альтернатива замены  хвойного дерева к Новогоднему празднику. Игровая новогодняя программа.  Подведение итогов проведения экологической акции «Ёлочка». Заключительный этап. Обобщающее занятие по теме «Природоохранные акции экологического движения».

Практическая работа:  Разработка Положения о проведении экологической акции на СЮН. Подготовка информационных листов к проведению мероприятий к экологической акции на СЮН. Распространение информационных листов к проведению мероприятий к экологической акции на СЮН. Изготовление новогодних композиций к акции. Разработка игрового сценария. Проведение игровой программы. Творческая рефлексия «Наш проект». Оформление портфолио проекта.

  1. Экологическая безопасность – 51 час
  • Экологические проблемы и пути их решения.

Экологические проблемы   Югорского края. Воздействие человека на биосферу. Экологические проблемы, связанные с добычей нефти и газа в ХМАО – Югре. Производственные отходы. Загрязнение окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами (ТБО).

Практическая работа:  Подготовка творческо – художественного представления «Тропинки родного края». Художественное представление «Тропинки родного края».

Экскурсия: «Краеведческий музей города Сургута».

  • Окружающая среда и здоровье человека.

Экология человека. Среда обитания человека. Воздействие природной среды на человека. Воздействие искусственной среды на человека. Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека. Право человека на  благоприятную окружающую среду. Обеспечение экологической безопасности в России. Пути достижения экологической безопасности в родном крае. Обобщающее занятие по теме «Экологическая безопасность».

Практическая работа:  Подготовка агитационного художественного представления «Здравствуйте!» Разработка сценария. Репетиция. Костюмы. Декорации. Выступление.

  1. Охрана природы и окружающей среды – 45 часов
  • Охрана воды.

Всемирный день воды. Способы экономии пресной воды и электроэнергии. Вода – и радость и беда! Экологическое состояние водоёмов ХМАО – Югры. Основные источники загрязнения воды.  Водоохранные мероприятия.

Практическая работа:  КТД – «Дни охраны воды». Выпуск информационного листа «Всемирный день воды». Творческая мастерская. Выпуск плаката «Живительная влага». Выпуск стикеров «Береги воду!» Информирование населения об экономии воды. Распространение стикеров «Береги воду!»

Экскурсия: «Чудо-речка Сайма».

  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в России. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в ХМАО – Югре. Природные парки. Природный парк «Кондинские озёра». Заповедник Юганский. Заповедник «Малая Сосьва». Всероссийская акция Марш парков. Обобщающее занятие по теме «Охрана природы и окружающей среды».

Практическая работа:  Агитационно-художественное представление «Случай в заповеднике». Разработка сценария. Распределение ролей. Репетиция. Декорации. Костюмы. Генеральная репетиция агитационно-художественного представления «Случай в заповеднике». Выступление на празднике «День Земли».

  1. Итоговое занятие.  Любить природу – творить добро! – 15 часов

Природоохранные мероприятия экологических объединений. Благоустройство и озеленение  населённых пунктов.

Практическая работа:  Работа в мини  - зоопарке. Работа в оранжерейно-тепличном комплексе. Ведение летописи добрых дел агитбригады. Подготовка выступления агитбригады на итоговой линейке. Выступление на итоговой линейке. «Аукцион экологических знаний».

Экскурсия: Художественные зарисовки «Весна – красна!»

 

 

 

 

Планируемые результаты.

 

Метапредметные результаты основываются на появлении экологического мышления, которое отражает активность познания, способствует уяснению сущности, взаимосвязей, закономерностей явлений природы. Проявления словесно-логического экологического мышления, способность грамотно использовать абстрактные понятия: природа, жизнь, экология, окружающая среда и т.д. Умение применять экологические знания в различных жизненных ситуациях. Способность исследовать доступные для понимания социально-экологические ситуации и проблемы (узнавать, описывать, анализировать, выдвигать гипотезу, моделировать и др.)

Личностные результаты проявляются в готовности и способностиучащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, сформированность мотивации к учению и познанию,  высокий уровень вовлеченности учащихся в мероприятия различных уровней в рамках учебной и внеурочной  деятельности, а также получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к окружающей природе, ценностного отношения к экологии в целом.

Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения программы опыт в  области  по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов экологического знания, лежащая в основе современной научной картины.

 

Первый год обучения

 

Учащиеся получают следующие знания:

- особенности географического положения, природных условий и населения ХМАО - Югры;

- основные типы экосистем края;

- виды природопользования;

- экологические проблемы своего края,  причинах их возникновения и путей их решения;

- природоохранные мероприятия в регионе;

- специфика здорового образа жизни в природных условиях Севера;

- формы эколого-просветительской деятельности;

- календарь экологических дат, отмечаемых в регионе;

- обязанности граждан: по сохранению окружающей природной среды; необходимости ресурсосберегающего потребления; сбережению особо охраняемых природных территорий, памятников природы, особо ценных объектов культурного наследия в Югорском крае.

Приобретают следующие умения и навыки:

- предвидеть последствия поведения людей и природопользования в конкретных ситуациях;

- вести анализ и оценку состояния биоразнообразия в регионе, влияния изменений в окружающей среде на здоровье людей;

- участвовать в деятельности по улучшению природного окружения;

- овладеть навыками поведения в природе;

- выпускать экологические информационные материалы;

- вести подготовку к проведению агитационных программ;

- проводить небольшие агитационные выступления.

 

Второй год обучения

 

Учащиеся получают следующие знания:

- связь человека с окружающей природной социокультурной средой;

- особенности общественного и индивидуального здорового образа жизни в условиях природной среды и экологических ситуаций региона;

- законы  охраны природы в России;

- роль государственных и общественных организаций, историко-культурного опыта в решении экологических проблем на региональном и местном уровнях;

- экологические традиции коренного населения ХМАО - Югры;

-  экологические факторы городской среды;

- основное содержание праздников эколого-биологической направленности;

- основы проведения экологических акций.

Приобретают следующие умения и навыки:

- применять полученные знания для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды своей местности и поведения человека в ней;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, улучшении её жизнепригодных и эстетических качеств;

- узнавать признаки опасных природных и экологических ситуаций;

- описывать и анализировать экологические проблемы, связанные с природопользованием;

- проводить природоохранные мероприятия, экологические акции;

- вести поисковую и исследовательскую деятельность;

- распространять идеи экологии среди сверстников и окружающих людей, через участие в экологической агитбригаде.

 

Третий год обучения

 

Программа даёт возможность для формирования компетенций, заданных к необходимой подготовке учащихся в области экологического образования. Использование приобретённых компетенций  может осуществляться в любой сфере деятельности на протяжении всей жизни.

 

 

         Компетенции

Содержание компетенций

Когнитивная компетенция

- знание естественнонаучного материала по экологии;

знание методов оценки и способов сохранения состояния окружающей среды;

- понимание закономерностей развития природы, общества, человека;

- представление о возможностях благополучия среды в реализации жизненных планов и перспективе личного участия в решении экологических проблем

Деятельностная компетенция

- умение планировать, осуществлять деятельность природоохранного и характера и оценивать результат;

- умение обобщать факты, анализировать явления, сравнивать объекты среды на основе принципов концепции устойчивого развития;

- умение участвовать в коллективной деятельности по пропаганде и популяризации, изучению и решению проблем экологии;

- умение найти и осмыслить информацию экологического характера, полученную из текстов, графиков, таблиц, схем, с помощью ТСО и в ходе наблюдения

Творческая компетенция

- способность иметь свою точку зрения и отвечать за свои мысли и поступки в области охраны природы;

- способность разрабатывать оригинальные методы сохранения своей индивидуальности в процессе адаптации к требованиям современной жизни;

- умение оперативно проявлять воображение и гибкость ума в решении задач гармонизации социо-природной среды;

- умение противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни, целостности природной среды

Ценностная компетенция

- устойчивое неприятие различных форм поведения, наносящих ущерб природной среде;

- объективная оценка возможности реализации своих потребностей в конкретной жизненной ситуации;

- восприятие взаимообусловленности и взаимовлияния человека как родового существа и природного мира в условиях глобализации

Мотивационная компетенция

- стремление к пониманию смысла экологически целесообразной и грамотной деятельности;

- заинтересованность в выполнении норм и правил поведения в природе;

- потребность развивать и транслировать положительный собственный опыт в области охраны природы

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

 

Реализация дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Открываем, изучаем, действуем».

Первый год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

01.09-

31.12

18 недель

108 часов

09.01-31.05

17 недель

102 часа

35 недель

210часов

Сроки организации промежуточного контроля

Формы контроля

Вторая, третья неделя декабря

Вторая, третья неделя мая

Тестовые задания,

Реализация модуля «Школа социально-экологического проектирования»

1 полугодие

2 полугодие

Летний период

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

Вторая неделя ноября

1 неделя

6 часов

Четвертая неделя марта

1 неделя

6 часов

1неделя

3 недели

6 часов

18 часов

Реализация дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Открываем, изучаем, действуем».

Второй год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

01.09-

31.12

18 недель

108 часов

09.01-31.05

18 недель

108 часов

36 недель

216 часов

Организация промежуточного контроля

Формы контроля

Вторая, третья неделя декабря

Вторая, третья неделя мая

Тестовые задания,

Реализация модуля «Школа социально-экологического проектирования»

1 полугодие

2 полугодие

Летний период

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

Вторая неделя ноября

1 неделя

6 часов

Четвертая неделя марта

1 неделя

6 часов

1неделя

3 недели

6 часов

18 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Открываем, изучаем, действуем».

Третий год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

01.09-

31.12

18 недель

108 часов

09.01-31.05

18 недель

108 часов

36 недель

216 часов

Организация промежуточного контроля

Формы контроля

Вторая, третья неделя декабря

Вторая, третья неделя мая

Тестовые задания,

Реализация модуля «Школа социально-экологического проектирования»

1 полугодие

2 полугодие

Летний период

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

Вторая неделя ноября

1 неделя

6 часов

Четвертая неделя марта

1 неделя

6 часов

1неделя

3 недели

6 часов

18 часов

Реализация модуля «Школа социально-экологического проектирования»

Период

Кол-во часов

01.06-31.08

18 часов

                 

 

                                    Условия  реализации программы

 

Для реализации образовательной программы необходимы:

- учебный кабинет с местами для работы индивидуально и в небольших группах;

- актовый зал;

- библиотека со справочной литературой.

Технические средства обучения:

- мультимедийная аппаратура;

- музыкальный центр;

- телевизор;

- компьютер;

- коллекция аудио и видеокассет, дисков о природе и природоохранной деятельности;

- фотоаппарат.

Инвентарь и расходные материалы в расчёте на каждого обучающегося в учебном объединении:

  • карандаши;
  • ножницы;
  • тетради;
  • альбомы для рисования;
  • клей;
  • фломастеры;
  • краски;
  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • кисточки;
  • ёмкости под воду;
  • ватман;
  • линейки;
  • ластики;
  • нитки.

Коллекции природных объектов станции юных натуралистов:

- животные мини-зоопарка;

- растения  оранжерейно-тепличного комплекса, учебно-опытного участка и экологической тропы.

 

Формы контроля

 

Для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе предусмотрен опросник «Натурофил» (В. А. Ясвин). Опросник позволяет выявить четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. А так же эстетическое освоение объектов природы, уровень активности личности, совокупность имеющихся у личности сведений об объектах природы.

 

Оценочные материалы

 

Для отслеживания уровня усвоения программного материала разработана единая форма тематического контроля – это создание  ассоциативного ряда или кластера (технология «Развитие критического мышления»). В начале изучения темы совместно с учащимися в процессе бесед составляется кластер. В нем раскрывается содержание. По окончании изучения темы учащимся на контрольных листах предлагается воспроизвести кластер по памяти, опираясь на полученные знания в ходе изучения учебного материала. Соблюдается «Правило десяти». Это значит нужно воспроизвести 10 составляющих раскрытия темы – 10 «веточек». Одна «веточка»  – составляет 10% успеха, 10 «веточек» – 100%. Данная форма контроля удобна, доступна для понимания обучающимися, способствует целостному восприятию изучаемой темы.

 

Методические материалы

 

Ведущей идеей программы является идея устойчивого развития, основные положения которой заключены: в воспитании экологической ответственности у учащихся за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей; во включении обучающихся в преобразование окружающего мира; в осуществлении общественно значимых дел по улучшению качества окружающей среды и жизни.

В решении поставленных задач программы учитываются принципы экологического образования:

- принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

- принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой;

- принцип региональности, дающий возможность воспитать бережное отношение к родной природе ХМАО - Югры, знакомиться с экологическими проблемами города, региона, искать различные пути их решений.

Программа базируется на технологии проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), основанной на теоретических положениях Д. Дьюи. Данная технология помогает творческому овладению знаниями, умениями, навыками и развитию мыслительных способностей. Создание проблемной ситуации осуществляется в ходе бесед, экскурсий в природу, мониторингов и исследований. Цикл проблемного обучения заключается в постановке педагогической проблемной ситуации, при которой у учащегося возникают вопросы. Затем происходит начало активного поиска ответа не него, появление идеи решения, переход к решению, разработка решения, появление нового знания, реализация найденного решения. Технология проблемного обучения продуктивна тогда, когда обучающиеся обладают критическим мышлением. Использование технологии критического мышления (М. О. Чошанов) в программе позволяет учащимся выносить обоснованные суждения и решения. Каждый учащийся вырабатывает своё мнение в контексте учебного материала. Критическое мышление рассматривается как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. Критическое мышление облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смысла ситуаций, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

При реализации данной программы применяется технология личностно ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской. Особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому обучающимся вне образовательного учреждения в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектность личности проявляется в избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально – личностном отношении к объектам познания. Обучение, его содержание, методы и приёмы направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной познавательной деятельности. Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений обучающегося, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность обучающегося в их осуществлении через способы обучения.

Развитие коммуникативной функции осуществляется в процессе коллективного творческого дела. В его основе лежит технология коллективного творческого воспитания профессора И. П. Иванова. Коллективная деятельность в программе предполагает прохождение всех этапов его организации: предварительная работа коллектива, коллективное планирование, коллективная подготовка творческого дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, ближайшее последействие коллективного дела. В программе определяются трудовые, познавательные, обшественно – значимые экологические, организаторские дела. В процессе воспитания осуществляется демократизация отношений – отрицание авторитаризма, отсутствие принуждения, свобода выбора. Индивидуальный подход предоставляет воспитаннику возможность индивидуального самовыражения. Происходит удовлетворение потребностей личности в самоуважении, стремлении к дружбе, любви, социальной активности. Удовлетворяется потребность быть нужным и защищённым.

Учитывая, что в подростковом возрасте обостряется потребность в создании собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения и фантазии в процессе реализации программы используются игровые технологии, в частности – деловые игры (по методике Г. П. Щедровицкого).  В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, «деловой театр». В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разыгрывается ситуация, поведение человека в этой обстановке. Учащийся имеет возможность мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача – научиться ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей. Совместно составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Предусмотренная программой практическая деятельность способствует развитию детского творчества и талантов. В процессе обучения и подготовке к выступлению обучающиеся психологически готовятся решать реальные экологические ситуации, учатся правилам взаимоотношений человека с природой.

Деятельность участников агитбригады предполагает сотрудничество со средствами массовой информации. Сами члены агитбригады работают над выпуском экологических газет. Привлекают к данной деятельности учебные объединения станции юных натуралистов, а также родителей.

Для обеспечения более эффективного внедрения регионального компонента образовательного стандарта «Экология» разработаны  дидактические карточки, включающие материал о животном и растительном мире ХМАО - Югры:

- «Птицы нашего края»;

- «Кроссворды»;

- «Животные Красной книги ХМАО - Югры»;

- «Орнаменты народов Севера».

Методические разработки сценариев агитационных выступлений:

- «Агитбригада «Вестники»;

- «Время собирать камни»;

- «Сохраним нашу природу!»;

- «Спартианские игры»;

- «Письмо Чёрного Тролля»;

- «13 чёртовый симпозиум нечистой силы»;

- «Эколог и Я»;

- «Музей природы»;

- «Напутствия на лето»;

- «Сохраним таёжную красавицу»;

- «Зелёная ёлочка – живая иголочка»;

- «Без чистой воды…»;

- «Вечная слава воде!»;

- « Что такое хорошо?»;

- «Птицы разные нужны, птицы разные важны!».

Методические материалы к проведению занятий:

- Планы учебных занятий первого и второго года обучения;

- «Сборник подвижных игр экологической направленности»;

- «Театральные игры»;

- «Сценическое движение»;

- «Сценическая речь»;

- «Пластика»;

- рекомендации к проведению экологических акций;

- рекомендация к проведению исследовательских работ и проектов.

Информационно-публицистические наглядные пособия:

- экологическая акция «День защиты животных»;

- экологическая акция «Птицеград»;

- экологическая акция «Кормушка»;

- экологическая акция «Дерево надежды»;

- экологическая акция «Ёлочка».

Алгоритмы структуры проведения  занятий:

- творческо-тематическое;

- подготовка к агитационному выступлению;

- генеральная репетиция;

- агитационное выступление.

Материалы для проведения бесед:

- «День журавля»;

- «Всемирная акция «Очистим планету от мусора»;

- «Всероссийская акция «Дерево надежды»;

- «Всемирный День защиты животных»;

- «Проект экологической акции «Ёлочка»;

- «Всемирный День Воды»;

- «Всемирный День Земли»;

- «Марш Парков» и т. д.

Дидактические  и настольные игры:

- «Поле чудес»;

- «Зоологическое лото»;

- «В мире птиц»;

- «Приключения в зоопарке»;

- «Узнаём живой мир»;

- «Правила поведения в природе»;

- «Зелёный город»;

- «Энциклопедия космоса»;

- «Домино» и т. п.

Инвентарь для проведения занятий (сценический):

- декорации природных объектов;

- реквизит;

- костюмы;

- ассортимент игрушек.

Инвентарь для проведения занятий (спортивный):

- обручи;

- мячи;

- кегли;

- кубы и т. д.

 

 

Список литературы

Литература для педагога

  1. Алексеев С.В. линии сопряжения компетентностного и деятельностного подходов  в системе экологического образования. / Алексеев С.В. / Модернизация современного образования: к экологической компетентности - через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. - СПб.: «Крисмас+», 2011. - 264 с.
  2. Белюшкина И.Б. Театр, где играют дети. – М.: Владос, 2008. – 281с.
  3. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий     мир». – М.: Вако, 2009. – 125с.
  4. Галкина Л. А. Акции экологического движения. – М.: М. Т., 2006. – 315с.
  5. Гаранина В. В. Творчество творит чудеса. – Казань: Школа, 2001. – 154с.
  6. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М.: ПОР, 2012. – 146с.
  7.  Жданова  С.А. Творческий поиск педагогов в сфере экологического образования детей / С.А. Жданова  /Продуктивные технологии образовательного процесса подготовки специалистов: сборник трудов Межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008.
  8. Захлебный А.Н. экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования. – М.: Владос, 2012. – 231с.
  9. Зверев А.Т экология. 7-9кл. Методическое пособие / А.Т зверев, В.Н. Кузнецов, Л.А. Ачакина. – М.: Издательство Оникс, 2013. – 320с.
  10. Косцов С. А. Остров великих открытий. – М.: Артек 2008. – 46с.
  11. Кулинич Г. Г. Сценарии клубных мероприятий. – М.: Вако, 2006. – 206с.
  12. Кумицкая Т. М. Юности честное зерцало. – М., 2012. – 166с.
  13. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Лебедев О.Е. //Школьные технологии.-2014.-№5.-С.3-12.
  14. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М., 2014. – 204с.
  15. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 2008.
  16. Мальцева Э.А. Педагогика детского движения. - Ижевск: Издательский дом, 2010. – 510с.
  17. Михеев А. В. Охрана природы: Учебное пособие для СПТУ. – М.: Высш. Шк., 2015. – 256с.: ил.
  18. Немов. Р.С., Кирпичник А. К. Путь к коллективу. М., 2013.
  19. Нещерет Л.Г. Тебе, вожатый! – Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2012. – 86с.
  20. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. – Пособие для педагога, - М., 2014.
  21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2015. – 256с.

Сухомлинский В. А. Воспитание коллективизма у школьников. М., 2006.

  1. Тугов А. Не превратить планету в свалку. – Наука и жизнь №5, 2011.
  2. Фришман И.В. Путеводная звезда вожатого. – Нижний Новгород, 2011. – 70с.
  3. Халий И. А. Акции экологического движения. – М., 2010. – 309с.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. - М., 2013.
  5. Цветкова И.В. Экологическое воспитание школьников. – М.: ПР, 2009. – 168с.
  6. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 2011. 102с.
  7. Целоусова Т. Ю. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. – М.: Вако, 2011.  263с.
  8. Чижевский А.Е. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2012. – 388с.
  9. Ясвин В.А.  Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2010. – 456с.

 

Литература для учащихся

 

  1. Стишковская Л.Л. О чём говорят Анашкина Е. Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. – Ярославль, 2010. – 256с.: ил.
  2. Бобнева  Н. П. Всё о загадочном лесе. Детская энциклопедия.- М.: ООО «Издательство Астерель»,  ООО « Издательство АСТ», 2010.- 320с.: ил.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 2013.
  4. Гребенюк Г.Н. и др. Экология для младших школьников. – Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2014. – 104с.
  5. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., 2011.
  6. Емельянов И. В., Околелова А. А. Экологическая азбука. – Волгоград, кооператив «Книга», «Международный центр просвещения «Влайд-Волгоград», 2014. -96с.
  7. Ердаков Л. Н., Барсукова В. С. и др. Играя, обучаемся. Выпуск 1. – Серия «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь». – Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 2012. -212с.: ил.
  8. Зверев А.Т. Экологические игры. Из. 2-е. – М.:ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», ЗАО «Дом педагогики». 2010, - 56с., илл.
  9. Иванов Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать. М.: Просвещение, 2014.
  10. Кедрина Т.Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 2011.-224с.: ил.
  11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 2015.
  12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 2010.
  13. Сазонов Е.Ю. Город мастеров. М.: Педагогика, 2015.
  14. Спиваковский А.С. Игра – это серьёзно. М., 2011.
  15. Стрельникова О.Г., Гордеев Ю. И. От морозов до морозов: Фенологические наблюдения. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2010. – 224с.+ 32с. вкл.
  16. Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. – Д.: Сталкер, 2014. – 400с.: ил.
  17. Шмаков С.А. Культура – досуг – ребёнок. М., 2013.

 

Приложение № 1

Образовательный модуль

«Школа социально-экологического проектирования»

 

Образовательная задача модуля

 

Предлагаемый модуль  даст понимание учащимся об основах социально-экологического проектирования,   призван помочь  им изложить свои идеи в виде четкой последовательности действий (шагов) практической реализации проектного предложения в конкретных условиях.

Учащиеся освоят процесс разработки, написания и реализации социально-экологического проекта.

 

Учебные задачи модуля:

- изучить основные экологические проблемы ХМАО – Югры;

- изучить технологию социально-экологического проектирования;

- ознакомить с рекомендациями по разработке и проведению социологических опросов, оформлению и распространению экологических листовок;

- научить составлять анкету для социологического опроса;

- научить заполнять рабочую тетрадь «Карта социально-экологического проекта»;

- разработать небольшой социально-экологический проект;

- составить мультимедийную презентацию к проекту.

 

Образовательные форматы:

- проблемно-ценностная дискуссия (групповая и индивидуальная формы работы);

- практическая работа;

- исследовательская работа;

- этические беседы;

- деловые игры;

- практикумы по (проектированию, планированию, картированию и т.п.)

 

Техническая платформа

 Телевизор, аудио-видеотехника, компьютер, оргтехника, мультимедийное оборудование, цифровой фотоаппарат. 

Доступ к Интернет ресурсам.

 

 

 

 

 

Программа модуля

 

Образовательная форма

 

Тема

Количество часов

1.  Вводное занятие. «Алгоритм социально-экологического проектирования на основе  технологии «Шаг за шагом»

 А.С. Прутченкова»

Введение в программу модуля

Социальное экологическое проектирование.

Видео презентация «Реализация проектного предложения».

Выбор темы проекта.

Схема «Проектный робот»

Алгоритм оформления проекта (рабочая тетрадь – «Карта социально-экологического проекта»).

 

3

Инструктаж по Т.Б.

ИТБ-001-2014

ИТБ-002-2014

ИТБ-003-2014

ИТБ-007-2014

ИТБ-008-2014

ИТБ-011-2014

2. Разработка проекта, его подготовка к практической реализации

 

Проблемно-ценностная дискуссия.

(групповая и индивидуальная формы работы)

Шаг 1. Изучение общественного мнения по экологической проблеме.

Шаг 2. Формулировка актуальности проблемы.

 

3

Практическая работа

Социологический опрос

Проблемно-ценностная дискуссия.

(групповая и индивидуальная формы работы)

Шаг 3. Определение цели и задач проекта.

Шаг 4. Составление плана работы.

Шаг 5. Определение ресурсов и источников их получения.

Шаг 6. Разработка системы оценки проекта.

3

Практическая работа

Технология «SMARTER».

 Метод «Лотос».

 Деловая игра  «1000 мелочей»

Проблемно-ценностная дискуссия.

(групповая и индивидуальная формы работы)

Шаг  7. Формирование общественного мнения.

Шаг 8. Составление деловых предложений по проекту.

Шаг 9. Поиск делового партнёра.

Шаг 10. Необходимые ресурсы

3

Практическая работа

Выбор видов информирования общественности.

Экологическая листовка. Экологический плакат.

Информационное письмо.

Творческое задание «Резюме о проекте». Бюджет проекта

3. Реализация разработанного проекта

 

Этическая беседа

 

Шаг 11. Проведение плановых мероприятий.

Шаг 12. Контроль и оценка выполнения плана.

Шаг 13. Корректировка реализации проекта

3

Практическая работа

Хронология рабочей тетради «Карта социально-экологического  проекта».

Требования к составлению мультимедийной презентации к проекту

4. Итоги реализации проекта

 

Рефлексия

Шаг 14. Подведение итогов работы над проектом.

Шаг 15. Общий анализ результатов работы над проектом.

Шаг 16. Информирование общественности о результатах реализации

3

Практическая работа

Оформление портфолио проекта.

Презентация  портфолио выполненного проекта.

Оценка презентации проекта.

       

 

 

 

Информационно-методические материалы, необходимые учащимся для успешной работы над заданиями модуля

  1. Мультимедийная презентация «Реализация проектного предложения».
  2. Схема «Проектный робот».
  3. Алгоритм оформления проекта  - рабочая тетрадь «Шаг за шагом.
  4. Инструкция «Технология «SMARTER».
  5. Инструкция «Метод «Лотос».
  6. опорные схемы «Социальное проектирование в картинках».
  7. «Неучебник по социальному проектированию».  Авторы: М. Смехов, О. Солдатова.
  8. Рекомендации по разработке и проведению социологических опросов.
  9. Рекомендации по оформлению листовок.
  10.  Инструктаж «Стратегическое планирование экологических акций».
  11. Критерии оценки презентации  проекта.

 

Литература, необходимая учащимся для успешной работы

над задачами модуля

 

  1. Захлебный А.Н, Дзятковская Е.Н. Проблемы проектирования образования в интересах устойчивого развития. Экологическое образование. Научно-методический журнал №1(30) 2011, 3-6с.
  2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /  Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2011. 612 с.
  3. Молодёжь: образование и наука. Материалы педагогических конференций / Под редакцией Л.Ю. Ляшко. – Обнинск, 2013. – 204 с.
  4. Обуховская А.С.  Ода учебному проекту. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал №8, 2010. с. 27 -31.
  5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. – 160с.
  6. Проекты как способ организации детской жизни / Л. Антипова, Н. Корнеева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист» , 2012. – 97 с.
  7. Школьный проект – один из результатов экологического образования. Экологическое образование.  Научно – методический журнал № 1, 2013.  с. 35 -38.
  8. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. - Исследовательская работа в школе. - 2013. - N 4 (6). - С.12-17.
  9. Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы. - Психологическая наука и образование. - 2008. - N 1. - С.103-105.

Приложение № 2

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Эколого-биологический центр"

 

 

Тестовые задания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Экологический вестник»

 

 Кудимова Вера Викторовна,

педагог дополнительного образования.

 

 Сургут, 2016 г.

1 вариант

Инструкция:учащимся раздаются листы бумаги и ручки.

Задание: (фронтальный опрос)

Внимательно прослушайте вопрос. Выбери  и отметь правильный ответ.

 

  1. В октябре отмечается день защиты животных. Назовите точную дату.

а) 4 октября;

б) 14 октября;

в) 24 октября.

  1. В каком месяце отмечается День экологических знаний?

а) в январе (25);

б) в апреле (15);

в) в мае (14).

  1. 31 мая отмечают день отказа от вредной привычки. От какой?

       а) от курения;

       б) от злоупотребления алкоголем;

       в) от наркотиков.

  1. Когда проводится Всемирная акция Марш Парков?

а) в августе (2-10);

б) в июле (16-28);

в) в апреле (22-29).

  1. В какое время года отмечают День Земли?

а) осенью (22 ноября);

б) весной (22апреля);

в) летом (22 июля).

  1. Когда отмечается Всемирный День Воды?

а) 22 марта;

б) 20 апреля;

в) 12 марта.

  1. Когда отмечается Международный День птиц?

а) 15 февраля;

б) 9 марта;

в) 1 апреля.

  1. В каком месяце на нашей станции проводится акция «Очистим планету от мусора»?

а) в ноябре;

б) в сентябре;

в) в октябре.

  1. Когда отмечается Всемирный День водно-болотных угодий?

а) 10 февраля;

б) 3 мая;

в) 2 февраля.

  1. Когда отмечается Всемирный день окружающей среды (день эколога)?

а) в ноябре (30);

б) в июне (5);

в) в декабре (29).

 

 

 

Правильные ответы:

1. а); 2. б); 3. а); 4. в); 5. б); 6. а); 7. в); 8. а); 9. в); 10. б).

 

 

2 вариант

 

Инструкция: учащимся раздаются листы бумаги и ручки.

Задание: (фронтальный опрос)

Внимательно прослушайте вопрос. Выбери  и отметь правильный ответ.

 

1. В каком месяце проводится Всемирная акция «Очистим планету от мусора»?

а) в ноябре;

б) в сентябре;

в) в октябре.

2.  Что изучает научное направление - гарбология?

а) пути борьбы с мусором;

б) историю древних растительных сообществ;

в) древних животных.

3.  В октябре отмечается день защиты животных. Назовите точную дату.

а) 4 октября;

б) 14 октября;

в) 24 октября.

4. Что относится к особо охраняемым территориям?

а) заповедники;

б) пастбища;

в) городские скверы.

5.  Что такое рациональное природопользование?

а) «бери сколько хочешь»;

б) разумный подход к «бери»;

в) «ничего не бери».

6. Что  осветили «факелы» нефтяного комплекса Западной Сибири?

а) тьму сибирской ночи;

б) экологическое бедствие края;

в) красоты сибирской природы.

7. Когда возникло Всероссийское общество охраны природы?

а) в 1938 году;

б) в 1925 году;

в) в 1918 году.

8. Когда отмечается Всемирный День водно-болотных угодий?

а) 10 февраля;

б) 3 мая;

в) 2 февраля.

9. Что включает в себя биоразнообразие?

а) разнообразие видов растений;

б) разнообразие видов животных;

в) разнообразие видов живых организмов.

10. Какой закон был принят в России 19 декабря 1991 года?

а) «об охране окружающей среды»;

б) «об информации, информатизации и защите информации»;

в) «о порядке организации и проведения митингов».

 

 

 

Правильные ответы:  1. б); 2. а); 3. а); 4. а); 5. б); 6. б); 7. б); 8. в); 9. в); 10. а).

 

 

 

Приложение № 3

 

Оценочный лист

к рабочей программе  ______________________________________

Форма контроля  входящий, текущий, тематический, промежуточный

(нужное подчеркнуть)

Количество учащихся_______ . Возраст учащихся   ____ (класс)

Группа №_______________. Год обучения по программе   __________.

 

Результаты контроля

 

№ п\п

Показатели.

Результаты.

1.

Задание выполнили полностью

 _______чел. (______ %) 

 

2.

Задание выполнено с одной ошибкой

 _______ чел. (______ %) 

 

3.

Задание выполнено с двумя ошибками

 ______ чел. (______ %) 

 

4.

Задание выполнено с тремя и более ошибками

 _______ чел. (______ %) 

 

5.

Не справились с заданием

 _______ чел. (______ %) 

 

 

Средний результат:

________%

 

 

Низкий уровень усвоения материала – до 40%.

Средний уровень усвоения материала – с 41 до 70%.

Высокий уровень усвоения материала - с 71 до 100%.

Общие выводы:

  • Форма проведения контроля:
    • выбрана   целесообразно,
    • соответствует возрастным особенностям учащихся,
    • соответствует содержанию рабочей программы.
  • Уровень сложности:
    • соответствует программным требованиям,
    • соответствует подготовленности учащихся.  
  • Средний результат контроля составил ______________ %, что соответствует ___________________ уровню усвоения программного материала.

 

ПДО ___________________ (