Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Воспитательные стратегии в рамках системно-деятельностного подхода

МБОУ СОШ №10 г.Куйбышева Новосибирской области

Жукова Ирина Александровна

«Воспитательные стратегии в рамках системно-деятельностного подхода»

Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Одной из особенностей новых стандартов является определение значимости воспитания. Конечно, очень важно выбрать такие формы и методы, которые стали бы наиболее эффективны в организации воспитательного развивающего пространства для обучающихся.

Процесс воспитания и социализации происходит непрерывно, об этом прописано и в программе развития воспитательной компоненты. В нашей школе она реализуется с 2014 года. Но наиболее значимые возможности для воспитания предоставляет  время внеурочной деятельности.

Выделяются определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. В нашей школе имеется система воспитательных мероприятий, программа внеурочной деятельности, составлено планирование воспитательной работы каждым классным руководителем, разработана тематика родительских собраний по параллелям. Таким образом, задействованы все участники образовательного процесса и создана определённая система воспитания. Но мало составить планирование, необходимо продумать формы и методы реализации каждого мероприятия плана.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Его использование ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся, понятие “деятельности” занимает одно из ключевых мест. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе, формирование творческой личности. Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают проблему. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Форм воспитательной работы огромное множество, они могут быть классифицированы по различным признакам. Например, по уровню взаимодействия, по степени воздействия, по направлению, и т.п. Наиболее общая классификация позволяет выделить три основных типа форм: мероприятия, дела, игры. Мы считаем, что принципам системно-деятельностного подхода наиболее соответствуют коллективно-творческие дела, ролевые и деловые игры, проектная деятельность. Коллективно-творческое дело  это форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Традиционными в нашей школе является организация новогодних праздников, когда непосредственными участниками становятся практически все присутствующие. Вклад каждого участника очень важен, а из выступлений классов-команд складывается общий праздник. Также в форме КТД мы проводим Рождественские встречи, фестиваль-конкурс патриотической песни и другие дела.

Широко используем и проектные технологии. Благодаря им успешно реализуются программы внеурочной деятельности школьных кружков, учащиеся участвуют в научно-практических конференциях различного уровня, в школе близится к завершению большой проект по созданию и благоустройству площадки для отдыха и игр.

Поиск новых форм работы привел нас к использованию во внеурочной  деятельности интерактивных форм КТД. Одним из примеров служит уже ставшая традиционной интерактивная патриотическая акция «1941-1945». Учащиеся заранее выбирают «роли» - участники «боевых» действий, представители медицинской службы и другие в зависимости от сюжета. Так, в 2013 году были те, кто олицетворял узников концлагерей, в 2014 – дети и другие работники тыла, в 2015 был воспроизведён караул у Вечного огня. В 2014 году в сражении появилась техника, таблички городов-героев, городов воинской славы. Это дети в процессе подготовки вносили предложения и изменения в сценарный план. Впрочем, сами дети и были главными режиссёрами, исполнителями, зрителями…

Мы не останавливаемся на уже реализованных воспитательных планах и проектах, продолжаем искать новые содержательные изюминки и воспитательные стратегии, формы и методы.