Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Воспитание творческой личности или как «отрастить крылья» у учащихся

ГБОУ ДО «Магаданский региональный центр развития дополнительного образования»

Воспитание творческой личности

или как «отрастить крылья» у учащихся

Составила: Бахусова Елена Леонидовна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДО «МРЦРДО»

              С давних пор живописцы создают грандиозные полотна, вызывающие чувства удивления и восторга не только их сограждан, но и наших современников.Именно на это обстоятельство обратил внимание Леонардо да Винчи, написавший, что всякое наше познание начинается с чувств, затем упорядоченное, систематизированное чувственное восприятие явлений внешнего мира дает эксперимент, который и должен быть обязательно первым этапом всякого знания, и ... Если бы мне сказали, что рождают твои правила и на что они годятся, - я тебе отвечаю, что они дают узду художникам и изобретателям для того, чтобы они не позволяли самим себе и другим невозможные вещи, в результате чего их будут считать безумцами или обманщиками... Успех в творчестве художников, музыкантов, поэтов определяется озарением, вдохновение, «шёпотом бога», когда ожидаемый результат невозможно рассчитать и вычислить.

 

Во всех сферах деятельности человека требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. А растить творческого человека надо начинать с детства. Понятно, что человек рождается с определенными способностями. Но с самого раннего детства необходимо развивать их. Готовить фундамент для самоопределения и саморазвития личности.

В основе методологии дополнительного образования детей находится идея развития личности, её самоопределения и самореализации, т.е. личностно-ориентированной педагогики. Такой подход позволяет в каждом ребенке выявить индивидуальные способности, помочь развить их, а в дальнейшем реализовать. Работая по модифицированной (адаптированной) программе «Дизайн», я использую технологию творческой деятельности, целью своей программы я поставила:

Развитие творческой личности, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать свои результаты.

Задачи:

Обучающие

  • Дать общее представление о видах и жанрах ИЗО и декоративно – прикладного искусства;
  • Систематизировать знания о композиции в ИЗО и декоративно – прикладном искусстве;
  • Научить учащихся грамотно использовать различные средства выразительности в ИЗО (линия, силуэт, светотень);
  • Способствовать развитию пространственного мышления, творческого воображения, умение создавать художественный образ;

Развивающие

  • Развитие общего кругозора;
  • Развитие умения думать, умения исследовать и умения доводить дело до конца;
  • Развитие художественно – эстетический вкуса, а также чувство цвета и композиционной культуры.

Воспитательные

  • Формировать эстетическое восприятие природы и произведений профессиональных художников;
  • Сформировать общую культуру учащихся;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
  • Воспитывать стремление к самостоятельности и качеству выполняемых работ;
  • Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда;
  • Содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе.

Занятие в учреждениях дополнительного образования, по сравнению с общеобразовательной школой, менее регламентировано и более приспособлено к реализации новых технологий и инноваций. В программе студия «Дизайн», рассчитанной на 3 года обучения, дети начинают с азов художественного искусства. Очень важно, чтобы занятия не были скучными, однообразными, а еще лучше, чтобы каждый раз вызывали удивление. Так с чего же начать в этой ситуации? Может с кляксографии! Дети с увлечением «марают» бумагу разными способами: брызгают кисточкой, печатают скомканной бумагой, а затем, с удовольствием рассматривают - на что же похожа клякса. И стоит только подправить или обвести угадываемый контур, получается неповторимый рисунок. В ход идут все средства выразительности: цвет, линия, пятно, тень, штриховка.

В целях развития самостоятельности суждений о произведениях искусства, умения всматриваться в изображение и подмечать детали, я провожу презентации произведений искусства, при этом объектом выбираю изделия русских народных промыслов, картины русских художников, образцы творчества национальных культур народов России.

Большое место в развитии творческих способностей, наряду с практическими занятиями, отвожу прогулкам на природе - это способствует развитию эстетической восприимчивости и накоплению запаса зрительных впечатлений и образов.

В своей работе использую различные виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества. С малышами я занимаюсь аппликацией, кляксографией, акварелью, с детьми постарше делаем сувениры, расписываем изделия из стекла, рисуем живопись.

Уже на втором году обучения возрастает доля самостоятельности детей при выполнении заданий по композиции и сюжету. Учитывается и региональный компонент (тема «Культурное наследие Севера», техника - живопись, графика).

Если в первый год обучения дети менее самостоятельны в выборе сюжета, композиции, инструментов, материалов, то на второй год обучения задания в большинстве носят творческий характер, где уже в основе лежит увлеченность, уверенность в своих силах и развивается вкус к самостоятельной деятельности.

Третий год обучения предполагает творческий подход к изобразительной деятельности со стороны уже самого учащегося. Этому способствуют разнообразные изобразительные техники, тематика занятий, количество времени, отведенное на каждую тему.

Дети учатся решать различные, возникающие в процессе работы проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. В ходе урока, я стараюсь создать эмоционально благоприятную обстановку в объединении для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.

Я применяю следующие формы обучения:

Наблюдение и рассматривание.

Я часто говорю своим ученикам: «Наблюдайте природу, учитесь у нее чувству ритма! В ягодке земляники, в гроздьях рябины, в полете птицы, если к ним внимательно присмотреться, вы заметите беспредельное совершенство формы и конструкции. Нужно быть только очень внимательным, уметь видеть и наблюдать. Искусство - это умение выбирать, выбирать самое красивое, самое выразительное, самое запоминающееся».

Погружение детей в игровую ситуацию.

Для повышения мотивации к занятиям и создания атмосферы увлеченности при изучении различных тем в ход занятия ввожу сказочные персонажи. Если ситуация моделируется таким образом, чтобы от детей требовалось личное участие для оказания помощи герою, такая игровая деятельность способствует развитию у них взаимовыручки, милосердия, доброты.

Музыкальное сопровождение изобразительной деятельности.

Чтобы добиться от детей определенного эмоционального состояния, вызвав в их воображении тот или иной образ, я использую на занятиях прослушивание дисков с музыкальными или литературными записями. При формировании фонотеки к различным видам творческой деятельности особое внимание уделяю отечественным классическим произведениям, детским и бардовским песням, инструментальной музыке в исполнении современных коллективов.

Разноуровневый метод обучения.

Я считаю, что педагог дополнительного образования творческого объединения сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными художественными направлениями и четко ориентироваться, насколько посильным является задание для того или иного ребенка. Давая задания разной сложности по технике, по колориту, с учетом возраста и способностей каждого ребенка, я стараюсь, чтобы результат радовал всех детей.

 

Индивидуальный подход.

Я стараюсь выявлять индивидуальные наклонности, творческие способности детей, развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Через индивидуальный подход, обязательно поддерживаю одаренных и талантливых детей, а так же детей с ограниченными возможностями. Педагог должен уважать личность ребенка. От природы все дети психологически разные, неповторимы как личности. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, эмоциональных и нравственных сил. Индивидуальный подход к ребенку является одним из важнейших условий творческого развития ребенка, развития его творческих способностей. Одинаковых детей нет, одни дети спокойны и уравновешенны, все делают серьезно, другие подвижны, легко возбудимы, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое.

В моем объединении приходят дети разного возраста, разные по характеру и типам нервной системы, из разных семей и, конечно, педагог не может подходить ко всем детям одинаково. Для детей младшего возраста занятия лучше проводить в игровой форме. Детям со слабым типом нервной системы приходится больше уделять внимания, к каждому найти особый подход, стараться вовремя заметить возникшие проблемы и помочь с ними справиться, подсказав пути их решения. Нередко возникает необходимость создания микрогрупп из двух-трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков. С какими счастливыми глазами такие дети с гордостью участвуют в различных выставках и творческих конкурсах.

Психологический настрой.

Иногда у ребенка могут опуститься руки, когда что-то не получается, здесь очень важна помощь педагога, его психологическая поддержка. Творческая работа ребенка не имеет общечеловеческой ценности и новизны. Она часто слишком проста, еще не достигла профессионального уровня, где-то не очень аккуратна и наивна с точки зрения взрослого человека. Но субъективная ценность этой детской работы огромна. Поэтому педагог и родитель должны уважать труд ребенка, одобрять и обязательно хвалить за вложенный труд и реализацию своего творчества. Новые идеи и находки необходимо отмечать и поощрять. Полученный положительный творческий результат ребенка, помогает его самоутверждению, ему легче общаться со сверстниками.

Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе невозможно создать новое, невозможно творчество. Необходимо научить ребенка проводить самоанализ и самооценку своей работы. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний, умений стараний, аккуратности и вложенного в свою работу труда. Научившись анализировать свои ошибки, он сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой, которую легко исправить. А я, как педагог, должна помочь в этом ребенку, используя все свои знания, опыт, душевные силы и, конечно, любовь, чтобы из маленького человечка выросла творческая личность и я могла гордиться своими учениками.

В процессе обучения закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. У ребенка формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий подобраны таким образом, чтобы ребенок, познакомился с различными изобразительными техниками. Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времен жил с высокой правдой и красотой в душе. Поэтому в своей программе я уделила большое внимание народным промыслам. Дети знакомятся с художественными промыслами: Хохлома, Гжель. Праздничность красок, яркость делает доступным курс для ребят начального обучения. Богатая пластика, разнообразие форм, дает возможность творить, отсюда закрепление знаний на композиции, технике аппликации как основа работы над сюжетом.

Мои ученики, как губка впитывают азы народных промыслов, таких как Гжель, хохлома, полхов - майдан, успешно применяют в своих работах. Подтверждение тому, многочисленные победы на выставках декоративно­прикладного и художественного творчества областного, районного и даже регионального уровня. Для того чтобы отслеживать творческий рост, успехи или неудачи каждого воспитанника, я веду индивидуальные творческие карты. Регулярное заполнение карточек позволяет последовательно фиксировать поэтапный процесс творческого роста воспитанников, а также планировать индивидуальный маршрут обучения, темп обучения, в зависимости от индивидуальных способностей.

Помочь вырастить и воспитать красивого человека способно приобщение к народному творчеству, к декоративно-прикладному творчеству с его образностью, безыскусственностью и рукотворностью своего труда - в итоге, он испытывает счастье творчества.