Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Воспитание толерантного отношения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Нефтекумска СК

Фестиваль передового педагогического опыта учителей

«Методическая копилка»

 

Номинация: воспитание толерантного отношения

Вид методической продукции: Образовательная программа

(Для детей 11-15 лет. Срок реализации – 3 года)

 

 

Составитель программы:

Макаренко Наталья Алексеевна

МКОУ СОШ №2 г. Нефтекумск СК

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

                                                                  г. Нефтекумск   2013 г

Пояснительная записка

 

             Современная Россия многоэтническое и поликультурное государство. Сегодня остро стоит задача поиска и нахождения продуктивных путей мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп. В обществе необходимо создать атмосферу согласия, дружбы и взаимопонимания, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов. Проблема эта актуальна для нашей страны в целом и Ставрополья в частности. В новейшее время появилось немало примеров межнациональной вражды и конфликтов, а в молодёжной среде обострилась агрессия в межличностных отношениях. В связи с этим очевидна необходимость постоянной, каждодневной работы по формированию гражданской идентичности, поликультурной образовательной среды, основанной на взаимной терпимости, уважении и согласии. Многомерное поликультурное пространство это объективная данность, уникальность и неповторимость России.

   Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909, Законом Российской Федерации "О национально-культурной автономии", а также в соответствии с Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций, Постановлением правительства Ставропольского края "Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы";

   Программа определяет основные направления этнокультурного воспитания учащихся МКОУ СОШ №2 г. Нефтекумска. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Нефтекумского района, со специалистами МБОУ ДОД "ЦВР", Советом ветеранов, советами этнических диаспор города Нефтекумска.

 

Основные направления работы детского объединения “Этнос”

МКОУ СОШ №2 на 2013 – 2016 годы:

1) Воспитание культуры толерантности через систему образования.

- нацелено на последовательное внедрение всего спектра методов обучения культуре межэтнического общения, на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного коллектива;

2) Межконфессиональное взаимодействие и толерантность.

- перенесение в более широкий контекст школьной  жизни опыта диалога и сотрудничества различных конфессий как проявления толерантности, цивилизованного ведения межконфессионального диалога.

3) Содействие межкультурному взаимодействию в школьном сообществе.

- знакомство с культурно-историческими ценностями этнических  групп

4) Укрепление ценностей толерантности через взаимодействие со средствами массовой информации;

 - работа со  средствами  массовой информации  города, района, школы: "Восход", "Вести Нефтекумья", "Ветер перемен";

5) Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии, расизма.

 - формировать у обучающихся позитивный интерес к представителям всех представленных в школьном сообществе  этносов и конфессий, уважение к их самобытности.

6) Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

 -  анализ проводимых мероприятий, оценка степени их влияния на сознание обучающихся, выявление возникающих трудностей, разработка рекомендаций по их преодолению, выработка предложений по обеспечению устойчивости полученных результатов.

Цель программы:

 Формирование творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Задачи:

  • общекультурное и информационное развитие, обеспечение социальной компетенции ребёнка;
  • формирование опыта эмоционально - нравственных отношений;
  • помощь в комфортной социализации ребёнка;
  • сохранение здоровья ребёнка, забота о самореализации природно - энергетического потенциала, задатков, склонностей ребёнка.
  • обеспечение  взаимодействия всех представленных в школьном сообществе этноконфессиональных групп с использованием потенциала национально-культурных особенностей.
  • создание условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, искоренения проявлений ксенофобии, мигрантофобии, расизма.

Данные задачи реализуются на различных уровнях:

  • Учебном;
  • Внеучебном ( работа детского объединения);
  • Институциональном ( работа в Д/О организована таким образом, что востребованы все качества и умения школьников, начиная от правовых и заканчивая личностными);
  • Социально-проектном ( предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов Д/О, родителей, учителей, Совета ветеранов, воинов разных поколений, местных органов власти, известных людей Ставрополья);
  • Использовании инновационных форм и методов с целью формирования гражданской идентичности личности у подрастающего поколения.

      На уровне детского объединения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие международные и государственные установки, а также региональное своеобразие, традиции и культуру данного объединения.

   Таким образом, всё вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы нашего объединения «Этнос».

Участники программы.

   Дети, принимающие участие в данной программе дополнительного образования, разного возраста. Основу коллектива составляют дети 11-15 лет. Работа данного коллектива строится исходя из возрастных особенностей детей: различные акции, поисковая и исследовательская работа.

Сроки реализации.

   Реализация программы рассчитана на три года. Занятия проводятся один раз в неделю, а также по мере необходимости в рамках подготовки к различным мероприятиям и творческим конкурсам. Ведётся систематическая индивидуальная и консультативная работа в ходе творческой и поисково-исследовательской  деятельности обучающихся.

Формы работы

      - деятельность детского обьединения:

      - сотрудничество со школьными музеями, военно-историческим музеем

        Центра внешкольной работы и историко-краеведческим музеем

         г. Нефтекумска;

      - укрепление связей с представителями этноконфессиональных групп;

      - использование инновационных форм и методов с целью формирования

        гражданской идентичности у подрастающего поколения.

Принципы построения работы.

   Работа в образовательном учреждении основывается на принципах гуманизации, психологической комфортности, единства обучения, воспитания и развития ребёнка. Деятельность становится фактором развития личности, так как ученик выступает субъектом её планирования, организации, проведения и оценки. Разновозрастной коллектив позволяет соблюсти принцип интеграции, взаимопомощи, создания ситуации успеха  на основе возрастного и индивидуального подхода. Здесь важно соблюсти деятельный подход: чем больше поле деятельности, тем интенсивнее развивается самостоятельность, инициатива и творчество. Использование всех вышеперечисленных принципов в комплексе придаёт деятельности системность и целостность.

   Направленность программы – социально-педагогическая. Охватывает разные области знаний: историю, литературу, МХК.

   Дополнительно, параллельно с поисково–исследовательской работой возможна экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов детского объединения по уже найденным и оформленным в школьном музее материалам.

   В программу входит изучение личности ребенка с использованием диагностики, анкетирования, тестирования, психологического тренинга. Программа предполагает работу с одаренными детьми, направлена также на оказание помощи трудным детям в их духовно-нравственном и гражданском становлении.

   В целях жизнеобеспечения ребенка изучается техника безопасности.      

Концептуальная основа программы:

(согласно концепции члена-корреспондента Е. В. Бондаревской):

  1. Воспитание свободной личности.
  2. Воспитание гуманной личности.
  3. Воспитание духовной личности.
  4. Воспитание творческой личности.
  5. Воспитание практической личности.

 

Социальное партнерство в реализации программы

  • Администрация города.
  • Отдел образования АНМР.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Отдел внутренних дел города.
  • Военный комиссариат города.
  • Городской краеведческий музей.
  • Совет ветеранов.
  • Центральная городская библиотека.
  • МБОУ ДОД "ЦВР".
  • Средства массовой информации города, района, школы: "Восход", "Вести Нефтекумья", "Ветер перемен".
  • Школьная служба примирения на базе МКОУ СОШ №2.
  • Уполномоченный по правам ребёнка в МКОУ СОШ №2.

Прогнозируемый результат.

  • Повышение уровня  сформированности духовно - нравственных качеств обучающихся;
  • вовлечение обучающихся в научно - исследовательскую деятельность, развитие у школьников творческих познавательных способностей;
  • положительная динамика состояния эмоциональной, мотивационной, деятельностной и интеллектуальной сфер обучающихся;
  • способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;
  • обращение к  богатствам этнических культур как интегральным и повседневным элементам их культурной жизни.

   Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и толерантное сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. В результате реализации Программы ожидается:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребёнка через общую культуру семейных отношений.

   При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, краевых, всероссийских конкурсах.,

Учебно-тематический план

1 год обучения.

 

№ п.п.

Темы занятий.

 

Количество часов теории:

Количество часов практики:

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

 

               1

             -

I

Мой дом - моя семья

              8

               12

1

Я и моя семья. Родословная семьи.

 

2

2

2

Наши семейные традиции.

1

2

3

Происхождение имён.

 

1

1

4

Игры и игрушки наших предков.

2

3

5

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

2

3

6

Итоговое занятие по теме "Мой дом - моя семья"

 

1

II

Я в мире ... Мир во мне ...

8

4

1

Нравственность.

1

 

2

Добро и зло.

1

 

3

Дружба.

1

 

4

Милосердие.

1

 

5

Общение.

1

 

6

Скромность.

               1

 

7

"Свой" или "чужой".

1

1

8

Толерантность.

1

1

9

Итоговое занятие по теме "Я в мире ... Мир во мне ..."

 

1

10

Итоговое занятие

 

1

 

ИТОГО: 34

17

17

 

Содержание программы 1 года обучения:

 

Образовательная тема

Содержание

Формы занятий

Методы Приёмы

Форма подведения итогов

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

 

Цель, задачи, значимость программы.

Инструктаж по технике безопасности.

Выбор актива детского объединения.

Беседа, инструктаж, чтение соответствующей литературы

 

Словесный, слуховой

 

Викторина "Безопасное колесо" (на знание правил по технике безопасности).

Я и моя семья.

 

Роль семьи в воспитании современного подростка. Секреты семейного благополучия.

Беседа, практикум по составлению генеалогического древа

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый

Сочинение "Мой дом - моя крепость". Семейный творческий конкурс "Мое родословное древо".

Наши семейные традиции.

Изучение семейных традиций.

Рассказ, составление фотоэкскурсий "Семейный альбом"

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый , анализ литературы и источников

Семейный праздник "В кругу семьи"

Происхождение имён.

Вопросы о происхождении, значении, степени популярности, конкретных имён и фамилий.

Чтение соответствующей литературы.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский

 

Презентация "Я и моё имя"

Игры и игрушки наших предков.

Организация совместной деятельности с работниками школьной, городской, детской и районной библиотек,

Беседы, анкетирование, поиск информации.

Метод частично- поисковый, исследовательский.

 

Создание рукописного сборника "Во что играли наши деды".

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Изучение темы по следующим направлениям:

«Моя семья, мой район в годы ВОВ», «Война в судьбах моих земляков». «4 ГКККК». «Золотые звёзды Нефтекумья»

(А.Ачмизов, К.Н. Калинин, А.С. Лапушкин, М.Е. Сергеев и другие).

Чтение соответствующей литературы. Знакомство с музейной экспозицией (музейный урок)

 

Метод самореализации через творческие дела.

Просмотр и обсуждение презентаций. Награждение победителей.

Итоговое занятие по теме "Я и моя семья"

Написание отчетов о проделанной работе. Анализ работы детского объединения «Этнос"

Час общения

 

Игровой, исследовательский, частично-поисковый, создание проблемной ситуации.

 

Анализ работы детского объединения . Отчет. Награждение активных членов детского объединения.

 

Нравственность.

Изучение понятия "нравственность".

. Слово педагога. Чтение соответствующей литературы

Словесный, слуховой, репродуктивный,  частично-поисковый

 

Решение жизненных ситуаций.

Добро и зло.

Изучение понятий.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы

Словесный, слуховой, проблемно-поисковый

Практикум: Решение жизненных ситуаций.

Дружба.

Изучение понятий.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы

Словесный, слуховой, проблемно-поисковый

Интеллектуальная игра по станциям

Милосердие.

Изучение понятий.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы.

Объяснительно-иллюстративный, метод речевого воздействия, сюжетный рассказ.

 

Участие в акциях "Твори добро".

Общение.

Изучение понятий.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы.

Объяснительно-иллюстративный, метод игротерапии

"Развитие навыков общения в игре"

Скромность.

Изучение понятий.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы.

Метод создания искусственных коммуникативных ситуаций

"Развитие навыков общения в игре"

"Свой"  или "Чужой"

Работа с психологом. Заполнение тестов, изучение и коррекция личности ребенка.

Беседа, тренинг, час открытых мыслей.

 

Анкетирование.

Анализ и коррекция.

Толерантность.

Изучение понятий.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы

Объяснительно-иллюстративный, метод речевого воздействия, сюжетный рассказ.

 

Анкетирование "Толерантны ли вы?"

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

Написание отчетов о проделанной работе. Анализ работы детского объединения «Этнос» за полугодие и год, составление плана работы. Награждение активных членов детского объединения.

Час общения

 

Игровой, исследовательский, частично-поисковый, создание проблемной ситуации.

 

Анализ работы детского объединения за год. Отчет. Награждение активных членов детского объединения.

 

 

 

Учебно-тематический план

2 год обучения.

 

№ п.п.

Темы занятий.

 

Количество часов теории:

Количество часов практики:

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

 

               1

            

I

Многонациональное Нефтекумье.

6

11

1

Экскурс в историческое прошлое.

1

 

2

Летопись Нефтекумского района и города Нефтекумска.

 

1

2

3

Народы, населяющие район. Особенности их культуры, обычаев, традиций.

2

3

4

Город в степи - Нефтекумск.

1

2

7

Символы района и города.

1

2

8

Итоговое занятие по теме "Многонациональное Нефтекумье"

 

2

II

Край наш Ставрополье.

6

10

1

Ставропольская земля в древние времена.

1

 

2

Народы, населяющие край. Особенности их обычаев, занятий, веры.

2

3

3

Большие и малые города Ставропольского края.

2

3

4

Итоговое занятие по теме "Край наш Ставрополье"

 

2

5

Итоговое занятие "Путешествие по родному краю". Анализ работы за год.

              1

2

 

Итого: 34 часа.

13

21

 

 

 

Содержание программы 2 года обучения:

Образовательная тема

Содержание

Формы занятий

Методы Приёмы

Форма подведения итогов

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

 

Цель, задачи, значимость программы.

Инструктаж по технике безопасности. Выбор актива детского объединения.

Беседа, инструктаж, чтение соответствующей литературы

 

Словесный, слуховой

 

Нестандартный урок по правилам дорожного движения

I Многонациональное Нефтекумье.

Экскурс в историческое прошлое.

Изучаем историю Нефтекумского (Ачикулакского) района. Сбор материала.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы

Метод самореализации через творческие дела.

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации

Летопись Нефтекумского района и города Нефтекумска.

 

Изучение "Летописи Нефтекумского района, истории города". Провести параллели  с историей Ставропольского края и России.

Урок-календарь

 

Словесный, исследование и моделирование

 

Составление хронологических таблиц. Викторина "Знаешь ли ты историю своего города".Компьютерная презентация "Моё Нефтекумье"

Народы, населяющие район. Особенности их культуры, обычаев, традиций.

Встречи по данному вопросу  с работниками библиотек. Сбор и оформление материала.

Экскурсия, работа с историческими источниками. 

 

Метод кросскультурный (параллельное изучение этнокультур)

Презентация творческих работ.

Город в степи - Нефтекумск.

Изучение современной истории города.

Занятие с использованием компьютерных технологий, урок-проект.

Репродуктивный, частично-поисковый, метод контроля.

 

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации "Самый лучший город на земле"

Награждение победителей.

Символы района и города.

Изучение истории государственных символов района и города. Флаг, герб, гимн,

Беседа

Метод создания положительной мотивации.

 

Творческие работы.

Итоговое занятие по теме "Многонациональное Нефтекумье"

Обобщение знаний по теме Изучение соответствующей литературы. Проведение тематической викторины для обучающихся. 

Устный журнал.

Метод самореализации через творческие дела, видеометод, метод «погружения»

 

Создание видеороликов , викторины, творческих проектов.

II Край наш Ставрополье.

Ставропольская земля в древние времена.

Изучаем историю Ставропольского края. Сбор материала.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы

Метод самореализации через творческие дела.

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации

Народы, населяющие край. Особенности их обычаев, занятий, веры.

Встречи по данному вопросу  с работниками библиотек. Сбор и оформление материала.

Экскурсия, работа с историческими источниками. 

 

Метод кросскультурный (параллельное изучение этнокультур)

Презентация творческих работ.

Большие и малые города Ставропольского края.

Изучение исторического прошлого Ставрополья. Просмотр документального фильма «Ставропольский край в истории России»

Видео-урок

 

Объяснительно-иллюстративный, наблюдение, анализ.

 

Просмотр и обсуждение презентаций и творческих работ.

Итоговое занятие по теме "Край наш Ставрополье"

Написание отчетов о проделанной работе. Анализ работы детского объединения «Этнос» за полугодие и год, составление плана работы.

 

Деловая игра.

Игровой, исследовательский, частично-поисковый, создание проблемной ситуации.

 

Деловая игра

" Могу всё знать".

Итоговое занятие "Путешествие по родному краю". Анализ работы за год.

С помощью психолога работать над коррекцией личности. Развивать различные умения и навыки у учащихся. Воспитывать коммуникабельность и компетентности у обучающихся.

Беседа, тренинг, час открытых мыслей.

 

Виртуальное путешествие по родному краю.

Анализ работы детского объединения за год. Отчет. Награждение активных членов объединения.

 

 

                                               

          

Учебно-тематический план

3 год обучения.

 

№ п.п.

Темы занятий.

 

Количество часов теории:

Количество часов практики:

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

 

               1

            

I

Северо - Кавказский Федеральный округ

               7

              10

1

Древние народы и цивилизации на Северном Кавказе.

1

1

2

Субъекты РФ, входящие в округ.

1

1

3

Народы предкавказья сегодня.

1

2

4

Культура и быт народов Северного Кавказа.

2

3

5

Символика СКФО

2

2

6

Итоговое занятие: СКФО

 

1

II

Россия - Родина моя

6

10

1

Субъекты РФ и народы их населяющие.

1

 

2

Большие и малые города России.

1

2

3

Могущество и богатство России в единстве народа.

              1

2

4

Вклад народов Кавказа в российскую культуру

2

3

5

Государственные символы России. Кодекс отношения к Родине.

1

1

6

Итоговое занятие по теме: Россия - Родина моя.

 

1

7

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

1

 

Итого: 34 часа.

14

20

 

Содержание программы 3 года обучения:

Образовательная тема

Содержание

Формы занятий

Методы Приёмы

Форма подведения итогов

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

 

Цель, задачи, значимость программы.

Инструктаж по технике безопасности.

Выбор актива детского объединения.

Беседа, инструктаж, чтение соответствующей литературы

 

Словесный, слуховой

 

 

I  Северо - Кавказский Федеральный округ

Древние народы и цивилизации на Северном Кавказе.

Изучение исторических корней .Создание презентаций .

Занятие с использованием компьютерных технологий. Беседы, совместные мероприятия.

Исследовательский, работа с семейными архивами, изучение библиографических источников. Метод информативного воздействия. Метод самореализации через творческие дела.

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации

Субъекты РФ, входящие в округ.

Изучение истории  субъектов РФ, работа с исторической картой.

Семинар, индивидуальные консультации.

 

Исследовательский, работа в архивах, изучение библиографических источников.

 

Интеллектуальная викторина "СКФО".

Народы предкавказья сегодня.

Изучение истории народов предкавказья.

Экскурсии этнокультурного содержания

Метод самореализации через творческие дела, видеометод, метод «погружения». Час общения.

 

Создание видеороликов    и презентаций.

Выпуск информационных бюллетеней.

Культура и быт народов Северного Кавказа.

Изучение достижений культуры, литературы, науки, декоративно-прикладных видов искусства.

Виртуальное путешествие по музеям СКФО.

Метод образной медитации (погружение ребёнка в изучаемую культуру).

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации

Символика СКФО

Изучение истории государственных символов субъектов СКФО. 

Беседа

Объяснительно-иллюстративный.

Творческие работы.

Итоговое занятие: СКФО

Встречи по данному вопросу  с работниками библиотек. Сбор и оформление материала. Экскурсия.

Экскурсия. Лекция,  семинар.

 

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый .

 

Индивидуальные выступления на семинарском занятии.

II  Россия - Родина моя

Субъекты РФ и народы их населяющие.

Изучение истории  субъектов РФ, работа с исторической картой.

Семинар, индивидуальные консультации.

 

Исследовательский, работа в архивах, изучение библиографических источников.

 

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации

Большие и малые города России.

Изучение истории и достопримечательностей городов. Экскурсионные поездки по городам – героям: Москва, Волгоград, Санкт-Петербург.

Видео-экскурсии

 

Объяснительно-иллюстративный, наблюдение, анализ.

 

Просмотр и обсуждение презентаций и творческих работ: "Города-герои", "Города воинской славы", "Золотое кольцо России" и др. Создание видеоотчётов о посещённых городах.

Могущество и богатство России в единстве народа.

Изучение инструкций и памяток по изучению исторических и культурных памятников.

Виртуальные путешествия.

Метод формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности.

 

Сочинение, фотовыставка, выставка рисунков, беседа. Создание компьютерных презентаций:

Вклад народов Кавказа в российскую культуру

Изучение соответствующей литературы. Проведение тематической викторины для обучающихся. 

Проведение выставок по этнической культуре.

Метод самореализации через творческие дела.

Конкурсное мероприятие членов д/о "Кухня народов Кавказа"

Государственные символы России. Кодекс отношения к Родине.

Что такое Родина? Понятие патриотизм, гражданская идентичность.

Устный журнал. Оформление стенда "Я - россиянин". Совместные мероприятия с библиотекой.

Метод информативного воздействия. Метод самореализации через творческие дела.

Оформление стенда "Я - россиянин".  Создание компьютерных презентаций

Итоговое занятие по теме: Россия - Родина моя.

Встречи с представителями этнических диаспор.

Круглый стол.

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый .

 

Индивидуальные выступления. Творческие проекты.

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

С помощью психолога работать над коррекцией личности. Развивать различные умения и навыки у учащихся. Воспитывать коммуникабельность и компетентности у обучающихся. Определение этнокультурной компетенции.

Беседа, час открытых мыслей.

 

Тренинг этнокультурной компетенции.

Анализ работы детского объединения за год. Отчет. Награждение активных членов объединения.

 

Обучающиеся должны:

знать:

· основные положения  культуры межнационального общения;

· основные понятия по  межличностному взаимодействию;

· подходы к разрешению вопросов межличностных конфликтов;

уметь:

· активно включаться в поиск новых информационных ресурсов, раскрывающих современное содержание культуры межнационального общения;

· пользоваться учебной, справочной литературой по тематике культуры межнационального общения;

· применять полученные знания на практике.

 

владеть:

· навыками работы с документами и другими источниками в области культуры межнационального общения, подготовки материалов для проведения бесед, докладов, сообщений по вопросам социокультурного развития Юга России;

· навыками самостоятельного решения вопросов межличностных конфликтов;

· владеть навыками организации коммуникативного пространства.

Исльзуемая литература для педагога

1. Авксентьев А.В.,  Авксентьев В.А.  Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

2. Арутюнов  С.А.  Народы и культуры.  Развитие и взаимодействие. М., 1989.

3. Арутюнян С.,  Дробижева Л.,  Сусоколов А. Этносоциология. М., 1984.

4. Денисова  Г.С.  Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-н/Д., 1996.

5. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. М., 1996.

6. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

7. Сальникова И.В. "Свой - чужой". А стоит ли делить? М., Издательство Просвещение, 2010.

8. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск. 1986.

9. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М., 1998.

10. Чеснов Я.  Лекции по  исторической  этнологии  //  М., 1998.

11. Шабалдас, А.Е. Формирование личности школьника в поликультурной среде. Учебное пособие. Ставрополь, 2005.

Литература для обучающихся

1. "Всё обо всём". Г. Шалаева, Москва, АСТ, 1995 г.

2. "Герб Родины". В. Засеев, журнал "Огонёк", 1982 г., №4.

3. "Государственная символика России" (история и современность). И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. Москва, ЦНСО, 2003 г.

4. "Моя первая русская история". Н.Н. Головин. Москва, "Терра", 1993 г.

5. "Нефтекумье". П.Н. Кудинов, Астрахань, Новая линия, 2001 г.

6. "Нефтекумск". П.Н. Кудинов. Ставрополь, 2004 г.

7. Приставкин А. "Ночевала тучка золотая".

8. "Российская государственная символика", Н.А. Соболева, Москва 2003 г.

9. "Символы российской государственности". В.К. Романовский. Москва,    "Русское слово", 2002 г.

10. Сказки народов Кавказа.

11. Ставропольский край в истории России. А.И. Кругов. Ставрополь. " Ставропольсервисшкола", 2001 г.

12. "Чёрное золото Прикумья". Под общей редакцией Н.Г. Музыкина, Махачкала, 2005 г.

13. Энциклопедический словарь юного историка. Составители:

Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. Москва, "Педагогика - пресс", 1994 г.