«Волшебные игры для глаз»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №5»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
ВОЛШЕБНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛАЗ
(комплексы упражнений по снятию
зрительного и двигательного утомления)
Методическая разработка
Составитель: учитель – дефектолог
Талалаева Лариса Алексеевна,
высшая квалификационная категория
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. По данным Министерства Здравоохранения РФ нарушения зрения занимают третье место в этом перечне. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению. Одной из важнейших причин понижения зрения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте является статическое напряжение, которое испытывают дети на занятиях и уроках. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление кровоснабжения мозга, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах, что приводит к снижению умственной работоспособности и утомлению. Практика показала, что эффективным средством предупреждения зрительно и двигательного утомления, улучшения общего состояния являются физкультурные минутки в сочетании со зрительной гимнастикой.
Комплексы этих упражнений мы назвали «Волшебные игры для глаз». Они были апробированы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в МАДОУ «Детский сад № 5» и в начальных классах МАОУ «СОШ № 20» г. Стерлитамак.
Волшебные игры для глаз - это комплексы простых упражнений для больших групп мышц и снятия зрительного утомления, обеспечивающие кратковременный отдых во время урока или занятия. Длительность проведения упражнений от 1,5 до 3 минут. По нашим наблюдениям, затраты времени на эти комплексы полностью окупаются возросшим объемом внимания детей, развитием способности к восприятию и переработке информации, улучшением функционального состояния как органа зрения, так и всего организма в целом.
Основные правила проведения комплекса:
- регулярность
- постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости сложности упражнений;
- формирование интереса у ребенка к этим упражнениям;
- при наличии в классе или группе детей с нарушением зрения при проведении комплекса они стоят перед педагогом, а остальные дети располагаются дальше;
- каждый комплекс рассчитан на две недели;
- в начале учебного года рекомендуются более простые комплексы.
Детям подчас трудно сочетать движения с ритмом дыхания, поэтому мы рекомендуем использовать стихотворную форму. Игровой характер упражнений повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения детьми.
Все упражнения проводятся под руководством педагога.
Данный материал был опубликован на сайте «Всё для детского сада» по адресу: HTTP/moi-detsad.ru
Солнце спит, и небо спит
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Солнце спит, и небо спит.
Даже ветер не шумит. |
Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке. Качают поднятыми вверх руками. |
Крепко зажмуривают и открывают глаза (2 раза). |
Рано утром солнце встало. |
Поднимают руки вверх, Подтягиваются. |
Взгляд направлен на кончики пальцев. |
Все лучи свои послало, Все лучи свои послало. |
Широко отводят поочередно правую, левую руку с поворотом головы. |
Отводят взгляд вслед за рукой, как можно дальше в сторону. |
Вдруг повеял ветерок. |
Качают раскрытыми в стороны руками, надувают щеки, выдыхают, имитируя ветер. |
Произвольное движение глазами. |
Небо тучей заволок, И деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. |
Качание туловища влево-вправо. |
Упражнение «Пальминг» (20 сек.). |
Барабанит дождь по крышам, Солнце клонится все ниже. |
Ходьба на месте (на носках). |
Моргание. |
Вот и спряталось за тучи, ни один не видно лучик. |
Приседания с поворотом головы вправо-влево (2 раза). |
Широко открыть глаза, удивленно посмотреть. |
Дин-дон
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Дин-дон! Дин-дон! Дин-дон! Дин-Дон! |
Дети ставят ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. |
Моргание. |
Слева звон, справа звон! |
Покачиваются в такт текста, имитируя колокольчик. |
Смотрят влево-вправо, поворачивая голову. |
Лето красное пришло, Детям радость принесло. |
Руки высоко поднимают вверх, затем разводят широко в стороны. |
Упражнения со зрительными ориентирами: дети отыскивают игрушки в разных частях комнаты. |
Рядом бабочки летают, Нежно крыльями махают. |
Медленно поднимают и опускают руки, имитируя полет бабочки. |
Закрывают и открывают глаза. |
Прилетела к нам пчела, На нос села вдруг она. |
Выставляется дрожащий указательный палец, имитирующий жало. |
Дети прослеживают движение пальца к носу. Фиксируют взгляд на носу на несколько секунд. |
Посмотрели вверх на небо. |
Прогибаются назад. |
Фиксируют взгляд на потолке. |
Солнце нам глаза согрело. |
Возвращаются в и.п. |
Самомассаж: поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз. |
Учимся письму
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Мы учимся письму. Для чего и почему? |
Ходьба на месте. |
Взор направлен на парту (стол), затем переводим на доску (2 раза). |
Из крючков, из крючков. |
Правой рукой «рисуют» крючки в воздухе. |
Следят глазами за движениями руки |
Из кружков, из кружков. |
Левой рукой «рисуют» крючки в воздухе. |
Следят глазами за движениями руки |
Сможем буквы написать. |
Ходьба на месте, голова запрокинута вверх. |
Рисуют на потолке большую букву «О». |
Если будем мы стараться, будут буквы получаться. |
Наклоны туловища в стороны. |
Перемещением взгляда слева направо. |
Пальцы наши потрудились, И немножко утомились. |
Руки вверх, руки перед собой, постепенное сжимание и разжимание костей с постепенным опусканием рук. |
Прослеживание взглядом за движением кисти. |
Дружно мы их встряхнем, И опять писать начнем! |
Встряхивание кистей рук. |
Закрывают глаза. |
Мы учимся
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Мы учились целый день, Заниматься нам не лень. |
Дети выполняют «пружинку», руки на поясе. |
Моргание глазами. |
Ты смортри не отставай, Вслед за нами повторяй. |
Повороты туловища вправо, влево. |
Взгляд поочередно то вправо, то влево. |
Мы поднимем руки вверх, Сразу станем выше всех! Руки ниже опусти И достанешь до земли. |
Руки поднимают и опускают через стороны вниз (4 раза). |
Проследить за движением (взгляд вверх-вниз). |
А теперь глаза закрой, И погладь руками. Помечтаем мы с тобой О любимой маме. |
Стоя на месте. |
Самомассаж глаз: поглаживание верхнего века подушечками пальцев в направлении от переносицы. |
Теперь друг к друг повернитесь, И соседу улыбнитесь. |
Поворачиваются друг к другу, улыбаются. |
|
Пилот
(упражнение с лазерной указкой)
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Представь себе, что ты пи лот. |
Дети идут маршевым шагом. |
Взгляд перед собой. |
Сейчас отправишься в полет. Лететь нам ночью предстоит, |
Маршировка с поворотом туловища. |
Руки у глаз. Дети имитируют окуляры бинокля. |
Смотри, смотри, звезда горит. |
Стоят на месте. |
Педагог включает лазерную указку. Дети останавливают взгляд на яркой точке. |
И что за странная звезда? Бежит туда, бежит сюда. |
Широко разводят руками, пожимают плечами. Повороты. |
Движения глазами влево-вправо, голова неподвижна. |
Вдруг прыгать начала то вверх, то вниз. |
Прыжки на месте. |
Произвольное движение глаз. |
Поди за ним глазами угонись. |
Стоя на месте, восстанавливают дыхание. |
Взглядом следим за движением луча лазерной указки педагог изменяет траекторию луча. |
Зажмурим лучше крепко мы глаза. |
Чуть опускают голову вниз |
Закрывают глаза, крепко сомкнув веки, педагог гасит луч. |
Теперь откроем широко, Но где же ты, звезда? |
Поднимают голову, разводят руками, пожимают плечами. |
Открывают глаза. |
.С неба падают снежинки
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. |
Голову поднять вверх, медленно опустить. |
Прослеживание воображаемого полета (направление взгляда сверху вниз). |
Будем их ловить руками, И покажем дома маме. |
Отвести руки в стороны, руки перед собой, хлопок. |
Взгляд устремлен на кончики пальцев. |
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. |
Голова неподвижна. Работать только глазами. |
Глазами «нарисовать» сугробы (волнистую линию слева направо. |
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. |
Ходьба на месте с высоким подниманием колен (темп медленный). |
«Стрельба глазами» по зрительным ориентирам (игрушки, цветовые пятна). |
Вот лисица в поле скачет, Словно рыжий мягкий мячик. |
Прыжки на месте. |
Поднести медленно палец к носу. |
Ну, а мы идем, идем И к себе приходим в дом. |
Ходьба на месте (на пятках). |
Моргание глазами в такт текста. |
Руки мы скорей потрем, сядем мы и отдохнем. |
Растереть ладони и прикрыть глаза. |
Сесть за столы и выполнить упражнение «Пальминг». |
Мы топаем ногами
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Мы топаем ногами. |
Топают ногами. |
Взгляд направлен вниз. |
Мы хлопаем руками. |
Хлопают руками перед собой. |
Взгляд вперед. |
Качаем головой, качаем головой. |
Качают головой. |
Глазами рисуют радугу. |
Мы руки поднимаем. |
Поднимают руки. |
Взгляд вверх. |
Мы руки опускаем, |
Опускают руки. |
Взгляд вниз. |
Мы глазками моргаем. |
|
Моргание. |
Их тихо закрываем. |
Стоят на месте. |
Глаза закрывают. |
Веселая зарядка
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Руки вверх мы поднимаем. |
Отвести плечи назад, руки на затылке. Повороты туловища вправо, влево. |
Взгляд направлен поочерёдно то на правый, то на левый локоть. |
А потом их опускаем. |
Отвести плечи назад, руки сцепит в «замок» за спиной, повороты. |
Взгляд вниз. Перемещение взгляда вниз, влево, вправо. |
Пальчик к носу мы подводим, а затем его отводим. Левый пальчик подведем, Быстро-быстро уберем. |
Ходьба на месте, высоко поднимая ноги. |
Поставим указательный палец правой руки на расстоянии 25-30см. от глаз, переведем взгляд на кончик пальца и посмотрим на него 3-5 сек. (2 раза). То же с пальцем левой руки. |
Раз-сюда, два-туда, Повернись вокруг себя. |
Повороты вокруг себя. |
Произвольные движения глазами. |
Прогулка в лес
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
По тропинке в лес пойдем |
Дети идут маршевым шагом. Имитируют обход лужи. |
Рисование глазами овала перед собой. |
Перепрыгнем ручеек. Здесь шагнем через пенек. |
Прыжки на месте. Шаги с высоким подниманием ног. |
Произвольные движения глазами. |
Посмотрели мы налево. И направо посмотрели. |
Ходьба на пятках. |
Смотрят налево, не поворачивая головы. Смотрят направо, не поворачивая головы. |
Дунул ветер и листочки |
Поднимают руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону. |
Взгляд вверх. Прослеживают глазами полет листочков. |
Закружились, полетели. Мы летели, мы летели |
Круговые движения туловища. |
Рисуют глазами круг на потолке. |
И на землю тихо сели. |
Приседания. |
Медленно опускают глаза вниз. |
Мяч подскакивает вверх
Мотивация |
Двигательные упражнения |
Упражнения для глаз |
Мяч подскакивает вверх. Хочет быть он выше всех. |
Дети подбрасывают мяч и ловят его (3 раза). |
Послеживают глазами полет мяча. |
Смотрим мы внимательно. Трогаем старательно. |
Дети ощупывают и осматривают мяч. |
Положить мяч в правую руку и медленно приближать его к носу до тех пор, пока не появится двоение (2 раза). |
Где пружинка у него? Как перескакать его? |
Отбивают мяч об пол одной рукой |
Прослеживают глазами за движением мяча. |
Хочет мячик поиграть: Вправо-влево поскакать. |
Перебрасывание мяча с левой руки в правую и обратно. |
Прослеживают глазами за мячом, голова неподвижна. |
Тише, тише, мяч устал. Прыгать мячик перестал. Тише, тише, мяч устал. Прыгать мячик перестал. |
Дети приседают. |
Моргание глазами в такт текста. |
Использованная литература:
1.Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение / Илл. Н. Воробьевой [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 48 с.
2. Демирчоглян Г.Ф., Якулин В.И. Гимнастика для глаз [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 51 с.
3. Кислинская Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. – СПб.:Питер, 2011 – 128 с.