Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Волшебные игры для глаз»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №5»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

 

 

ВОЛШЕБНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛАЗ

 (комплексы упражнений по снятию

зрительного и двигательного утомления)

Методическая разработка

 

 

Составитель: учитель – дефектолог

Талалаева Лариса  Алексеевна,

высшая квалификационная категория

 

                  

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. По данным Министерства Здравоохранения РФ нарушения зрения занимают третье место в этом перечне. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению. Одной из важнейших причин понижения зрения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте является статическое напряжение, которое испытывают дети на занятиях и уроках. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление кровоснабжения мозга, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах, что приводит к снижению умственной работоспособности и утомлению. Практика показала, что эффективным средством предупреждения зрительно и двигательного утомления, улучшения общего состояния являются физкультурные минутки в сочетании со зрительной гимнастикой.

Комплексы этих упражнений  мы назвали «Волшебные игры для глаз». Они были апробированы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в МАДОУ «Детский сад № 5» и в начальных классах МАОУ «СОШ № 20» г. Стерлитамак.

Волшебные игры для глаз - это комплексы простых упражнений для больших групп мышц и снятия зрительного утомления, обеспечивающие кратковременный отдых во время урока или занятия. Длительность проведения упражнений от 1,5 до 3 минут. По нашим наблюдениям, затраты времени на эти комплексы полностью окупаются возросшим объемом внимания детей, развитием способности к восприятию и переработке информации, улучшением функционального состояния как органа зрения, так и всего организма в целом.

Основные правила проведения комплекса:

  • регулярность
  • постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости сложности упражнений;
  • формирование интереса у ребенка к этим упражнениям;
  • при наличии в классе или группе детей с нарушением зрения при проведении комплекса они стоят перед педагогом, а остальные дети располагаются дальше;
  • каждый комплекс рассчитан на две недели;
  • в начале учебного года рекомендуются более простые комплексы.

Детям подчас трудно сочетать движения с ритмом дыхания, поэтому мы рекомендуем использовать стихотворную форму. Игровой характер упражнений повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения детьми.

Все упражнения проводятся под руководством педагога.

Данный материал был опубликован на сайте «Всё для детского сада» по адресу: HTTP/moi-detsad.ru

  Солнце спит, и небо спит

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Солнце спит, и небо спит.

 

Даже ветер не шумит.

Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.

Качают поднятыми вверх руками.

Крепко зажмуривают и открывают глаза (2 раза).

Рано утром солнце встало.

Поднимают руки вверх,

Подтягиваются.

Взгляд направлен на кончики пальцев.

Все лучи свои послало,

Все лучи свои послало.

Широко отводят поочередно правую, левую руку с поворотом головы.

Отводят взгляд  вслед за рукой, как можно дальше в сторону.

Вдруг повеял ветерок.

Качают раскрытыми в стороны руками, надувают щеки, выдыхают, имитируя ветер.

Произвольное движение глазами.

Небо тучей заволок,

И деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Качание туловища влево-вправо.

Упражнение «Пальминг» (20 сек.).

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится все ниже.

Ходьба на месте  (на носках).

Моргание.

Вот и спряталось за тучи, ни один не видно лучик.

Приседания с поворотом головы вправо-влево (2 раза).

Широко открыть глаза, удивленно посмотреть.

Дин-дон

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Дин-дон! Дин-дон!

Дин-дон! Дин-Дон!

Дети ставят ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

Моргание.

Слева звон, справа звон!

Покачиваются в такт текста, имитируя колокольчик.

Смотрят влево-вправо, поворачивая голову.

Лето красное пришло,

Детям радость принесло.

Руки высоко поднимают вверх, затем разводят широко в стороны.

Упражнения со зрительными ориентирами: дети отыскивают игрушки в разных частях комнаты.

Рядом бабочки летают,

Нежно крыльями махают.

Медленно поднимают и опускают руки, имитируя полет бабочки.

Закрывают и открывают глаза.

Прилетела к нам пчела,

На нос села вдруг она.

Выставляется дрожащий указательный палец, имитирующий жало.

Дети прослеживают движение пальца к носу. Фиксируют взгляд на носу на несколько секунд.

Посмотрели вверх на небо.

Прогибаются назад.

Фиксируют взгляд на потолке.

Солнце нам глаза согрело.

Возвращаются в и.п.

Самомассаж: поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз.

Учимся письму

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Мы учимся письму.

Для чего и почему?

Ходьба на месте.

Взор направлен на парту (стол), затем переводим на доску (2 раза).

Из крючков, из крючков.

Правой рукой «рисуют» крючки  в воздухе.

Следят глазами за движениями руки

Из кружков, из кружков.

Левой  рукой «рисуют» крючки  в воздухе.

Следят глазами за движениями руки

Сможем буквы написать.

Ходьба на месте, голова запрокинута вверх.

Рисуют  на потолке большую букву «О».

Если будем мы стараться, будут буквы получаться.

Наклоны туловища в стороны.

Перемещением взгляда слева направо.

Пальцы наши потрудились,

И немножко утомились.

Руки вверх, руки перед собой, постепенное сжимание и разжимание костей с постепенным опусканием рук.

Прослеживание взглядом за движением кисти.

Дружно мы их встряхнем,

И опять  писать начнем!

Встряхивание кистей рук.

Закрывают глаза.

Мы учимся

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Мы учились целый день,

Заниматься нам не лень.

Дети выполняют «пружинку», руки на поясе.

Моргание глазами.

Ты смортри не отставай,

Вслед за нами повторяй.

Повороты туловища вправо, влево.

Взгляд поочередно то вправо, то влево.

Мы поднимем руки вверх,

Сразу станем выше всех!

Руки ниже опусти

И достанешь до земли.

Руки поднимают и опускают через стороны вниз (4 раза).

Проследить за движением (взгляд вверх-вниз).

А теперь глаза закрой,

И погладь руками.

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Стоя на месте.

Самомассаж глаз: поглаживание верхнего века подушечками пальцев в направлении от переносицы.

Теперь друг к друг повернитесь,

И соседу улыбнитесь.

Поворачиваются друг к другу, улыбаются.

 

Пилот

(упражнение с лазерной указкой)

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Представь себе, что ты пи лот.

Дети идут маршевым шагом.

Взгляд перед собой.

Сейчас отправишься в полет.

Лететь нам ночью предстоит,

Маршировка с поворотом туловища.

Руки у глаз. Дети имитируют окуляры бинокля.

Смотри, смотри, звезда горит.

Стоят на месте.

Педагог включает лазерную указку. Дети останавливают взгляд на яркой точке.

И что за странная звезда?

Бежит туда, бежит сюда.

Широко разводят руками, пожимают плечами. Повороты.

Движения глазами влево-вправо,

голова неподвижна.

Вдруг прыгать начала то вверх, то вниз.

Прыжки на месте.

Произвольное движение глаз.

Поди  за ним глазами угонись.

Стоя на месте, восстанавливают дыхание.

Взглядом следим за движением луча лазерной указки педагог изменяет траекторию луча.

Зажмурим лучше крепко

мы глаза.

Чуть опускают голову вниз

Закрывают глаза, крепко сомкнув веки, педагог гасит луч.

 

Теперь откроем широко,

Но где же ты, звезда?

Поднимают голову, разводят руками, пожимают плечами.

Открывают глаза.

.С неба падают снежинки

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Голову поднять вверх, медленно опустить.

Прослеживание воображаемого полета (направление взгляда сверху вниз).

Будем их ловить руками,

И покажем дома маме.

Отвести руки в стороны, руки перед собой, хлопок.

Взгляд устремлен на кончики пальцев.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Голова неподвижна. Работать только глазами.

Глазами «нарисовать» сугробы (волнистую линию слева направо.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Ходьба на месте с высоким подниманием  колен (темп медленный).

«Стрельба глазами» по зрительным ориентирам (игрушки, цветовые пятна).

Вот лисица в поле скачет,

Словно рыжий мягкий мячик.

Прыжки на месте.

Поднести медленно палец к носу.

Ну, а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте (на пятках).

Моргание глазами в такт текста.

Руки мы скорей потрем, сядем мы и отдохнем.

Растереть ладони и прикрыть глаза.

Сесть за столы и выполнить упражнение «Пальминг».

Мы топаем ногами

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Мы топаем ногами.

Топают ногами.

Взгляд направлен вниз.

Мы хлопаем руками.

Хлопают руками перед собой.

Взгляд вперед.

Качаем головой, качаем головой.

Качают головой.

Глазами рисуют радугу.

Мы руки поднимаем.

Поднимают руки.

Взгляд вверх.

Мы руки опускаем,

Опускают руки.

Взгляд вниз.

Мы глазками моргаем.

 

Моргание.

Их тихо закрываем.

Стоят на месте.

Глаза закрывают.

Веселая зарядка

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Руки вверх мы поднимаем.

Отвести плечи назад, руки на затылке. Повороты туловища вправо, влево.

Взгляд направлен поочерёдно то на правый, то на левый локоть.

А потом их опускаем.

Отвести плечи назад, руки сцепит в «замок» за спиной, повороты.

Взгляд вниз. Перемещение взгляда вниз, влево, вправо.

Пальчик к носу мы подводим, а затем его отводим.

Левый пальчик подведем,

Быстро-быстро уберем.

Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

Поставим указательный палец правой руки на расстоянии 25-30см. от  глаз, переведем взгляд на кончик пальца и посмотрим на него 3-5 сек. (2 раза).

То же с пальцем левой руки.

Раз-сюда, два-туда,

Повернись вокруг себя.

Повороты вокруг себя.

Произвольные движения глазами.

Прогулка в лес

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

По тропинке в лес пойдем

Дети идут маршевым шагом.

Имитируют обход лужи.

Рисование глазами овала перед собой.

Перепрыгнем ручеек.

Здесь шагнем через пенек.

Прыжки на месте.

Шаги с высоким подниманием ног.

Произвольные движения глазами.

Посмотрели мы налево.

И направо посмотрели.

Ходьба на пятках.

Смотрят налево, не поворачивая головы.

Смотрят направо, не поворачивая головы.

Дунул ветер и листочки

Поднимают руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону.

Взгляд вверх. Прослеживают глазами полет листочков.

Закружились, полетели.

Мы летели, мы летели

Круговые движения туловища.

Рисуют глазами круг на потолке.

И на землю тихо сели.

Приседания.

Медленно опускают глаза вниз.

Мяч подскакивает вверх

Мотивация

Двигательные упражнения

Упражнения для глаз

Мяч подскакивает вверх.

Хочет быть он выше всех.

Дети подбрасывают мяч и ловят его (3 раза).

Послеживают глазами полет мяча.

Смотрим мы внимательно.

Трогаем старательно.

Дети ощупывают и осматривают мяч.

Положить мяч в правую руку и медленно приближать его  к носу до тех пор, пока не появится двоение (2 раза).

Где пружинка у него?

Как перескакать его?

Отбивают мяч об пол одной рукой

Прослеживают глазами за движением мяча.

Хочет мячик поиграть:

Вправо-влево поскакать.

Перебрасывание мяча с левой руки в правую и обратно.

Прослеживают глазами за мячом, голова неподвижна.

Тише, тише, мяч устал.

Прыгать мячик перестал.

Тише, тише, мяч устал.

Прыгать мячик перестал.

Дети приседают.

Моргание глазами в такт текста.

Использованная литература:

1.Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение / Илл. Н. Воробьевой [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 48 с.

2. Демирчоглян Г.Ф., Якулин В.И. Гимнастика для глаз [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2013. - 51 с.

3. Кислинская Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. – СПб.:Питер, 2011 – 128 с.