тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

Внеурочное занятие  на тему добра и благотворительности: «Что такое доброта»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40» города Смоленска

 

Внеурочное занятие  на тему добра и благотворительности:

«Что такое доброта»

 

                                Учитель

 Зайцева Т.П.

 

Цель занятия:  формирование у детей представления о добре, доброте, хороших и добрых поступках;

Задачи занятия:  1) обобщить знания детей о доброте, как о ценном качестве    человека;

                    2) развивать творческие возможности, самооценку детей;

                    3) воспитывать стремление совершать добрые дела

Формы организации деятельности детей: урок

         Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, словари,  плакаты с пословицами «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро», «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», рисунок Дерева Доброты и Дерева Желания, оформленное название занятия   

 

Ход занятия   

  1. Самоопределение к деятельности

(Звучит песня «Что такое доброта?» из мультипликационного фильма «Барбарики»)


Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!

Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – Барбарики.


Встал вам на ногу слон –
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
Шевелить ушами.
На нос села оса –
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
Вовсе не ужалить!

Припев:
К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.

Припев:

Учитель:  - Дорогие ребята, сейчас вы прослушали очень известную и любимую вами песенку, которую, несомненно, узнали. На ваших лицах я вижу улыбки. Мне очень хочется, чтобы эти улыбки сохранились у вас до конца нашего занятия, а наш урок пусть пройдёт позитивно, открыто и светло.

 

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: - Ребята, а  о чём эта песенка?

(Ответы детей)

Учитель: - Правильно, эта песенка о доброте. Подумайте, а почему именно с неё мы начинаем наше занятие? Какая будет тема нашего урока?

(Высказывания детей)

Учитель: - Проверьте, правильны ли ваши предположения.

(Учитель открывает на доске напечатанную тему занятия – «Что такое доброта»)

Учитель: - Итак, вы оказались правы. А какие учебные задачи  мы будем решать  в процессе занятия?

(Ответы детей)

Учитель: - А что же, по вашему мнению, доброта?

(Высказывания детей)

 

  1. Открытие новых знаний

Учитель:- Проверить наши предположения мы можем с помощью нашего незаменимого помощника – словаря. Давайте найдём в словаре определение этому слову.

(Ученик ищет в словаре слово «Доброта»)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро  другим. Полон доброты кто-н. Толковый словарь Ожегова

Доброта -  ы; ж. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная доброта                 Энциклопедический словарь

 Доброта - добросердечие, (добро)сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость. Словарь синонимов

(На доске появляется  запись с определением этого слова)

Учитель: - Итак, теперь мы знаем, какое определение даётся слову «доброта» в словарях. А что думают по этому поводу поэты?

 

  1. Литературная композиция

1 ученик: - Как бы жизнь не летела-

                       Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

   2 ученик: - Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

3 ученик: - Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и «Добрый вечер».

4 ученик: - И не зря ведь есть у нас

Пожеланье - «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

    5  ученик:  - Мы желаем вам добра,

                Доброй ночи до утра,

                Всем желаем добрых снов,

               Добрых дел и добрых слов.

6 ученик:  - Мы желаем, чтобы с вами

               Людям было веселей,

               Чтобы добрыми глазами

                Вы смотрели на людей!

   7   ученик- Уведёт ли вас дорога

                От любимого порога,

                Пусть вам скажет кто-нибудь:

               «В добрый час и в добрый путь!»

  8 ученик: -  Не стой в стороне равнодушно,

                       Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

  9 ученик:    - И если кому- то, кому-то поможет

Твоя доброта,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Учитель: - А что же говорит о доброте народная мудрость? Послушайте, ребята, пословицы о доброте, которые приготовили для вас одноклассники.

(Дети встают и называют пословицы о доброте, которые они приготовили дома)

— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Добрые слова дороже богатства.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Учитель: - Ребята, какой вывод мы можем сделать из услышанного? Как относятся к доброте поэты, писатели, народная мудрость?

(Ответы детей)

 

  1. Добрые дела в нашем городе

Учитель: -  Очень радостно на душе от того, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность». Вслушайтесь в эти слова. Сколько в них смысла, значения, глубины. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам. 
      Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. Сейчас вы узнаете, какие акции доброты проходят в нашем любимом городе.

(Подготовленные учащиеся дают небольшую справку)

Слайд 1

1 ученик: - Ежегодная благотворительная акция "Белый цветок" прошла  в Смоленске уже в шестой раз. Участие в ней приняли все желающие.        Пожертвования за приобретённые белые цветы были направлены на социально значимый проект – создание в парке "Лопатинский сад" игровой площадки для детей с ограниченными возможностями. 

Слайд 2

2 ученик: - Служба добровольных помощников «Милосердие в Смоленске» проводит традиционную акцию «Дари радость в Рождество», благодаря которой каждый человек может стать Дедом Морозом для тех, кто так нуждается в любви и поддержке: тяжелобольных детей и взрослых, инвалидов, одиноких стариков, бездомных.

Слайд 3

3 ученик: - Каждый год Почта России проводит акцию «Дерево добра», адресованную детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также одиноким пожилым людям. Благодаря этой акции дети и пожилые люди смогут бесплатно получать любимые газеты и журналы.

Слайд 4

4 ученик: - Летом в Смоленске прошла благотворительная акция «Лето -  пора тепла и добра». Был организован сбор средств для детских домов города Ярцево Смоленской области.

Слайд 5

         Кроме того, инициативная группа «Забота о животных» провела сбор средств, продуктов и медицинских препаратов для бездомных животных. 

Слайд 6

5 ученик: - Совсем недавно, 30 сентября, в небольшой деревеньке Иловке, которая находится в 30 километрах от Смоленска, был установлен памятник двум воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Эта история сибиряка и грузина так тронула добрых людей, что на свои средства несколько предпринимателей установили им памятник. Большое им спасибо.

Учитель: - Ребята, это далеко не все акции и добрые дела, которые проходят в нашем городе. Что мы видим: как относятся к благотворительности смоляне – наши земляки?

(Ответы детей)

  1. Добрые дела класса

Учитель: - Как видите, ребята, добрые дела и поступки медленно, но верно входят в нашу жизнь. И это здорово! Помогать и не забывать тех, кому нужна помощь – важные составляющие жизни человека.

   Приятно, что мы с вами тоже включились в это великое дело. Пусть вы пока ещё не так велики, но доброта не измеряется сантиметрами роста или килограммами веса.

    Нашим классом была проведена акция «Милосердие - быть добрыми просто!».

Слайд 7, 8, 9

     Совместно с родителями были собраны средства и оказана помощь приюту для бездомных собак «Верность», в котором насчитывается 140 животных. Они очень нуждаются в лекарствах, корме, строительных материалах для вольеров и в нашей поддержке. Мы решили не останавливаться на этом. От класса было написано обращение ко всем работникам, родителям и ученикам нашей школы с просьбой помочь животным. Акция нашла горячий отклик у многих ребят, их родителей и учителей. Студенты юридического колледжа, узнав об этом, тоже  присоединились к нам и уже собрали средства и доставили их в приют.

      С 1 ноября стартует ещё одна акция или просто доброе дело «Покормите птиц зимой!».

Слайд 10

     Учащимися нашего класса совместно с родителями будут изготовлены кормушки. Часть из них мы разместим на территории  школы и дворов, а другую часть передадим Смоленскому зоопарку.

      Но ведь,  сколько ещё животных, стариков, детишек ждут нашей помощи. Вместе мы сможем многое. Люди, которые получают помощь, начинают понимать, что они не одни. А личное наше участие может заинтересовать и задуматься тех, кто когда-то проходил мимо, оставаясь равнодушным к чужой беде.

Учитель: - Ребята, вы готовы помочь тем, кто в этом нуждается?

(Ответы детей)

  1. Рефлексия деятельности

Учитель: - Дорогие ребята!  На доске вы видите импровизированное Дерево Добра. Я прошу каждого из вас прикрепить листочек-стикер с описанием совершённого доброго поступка.

(Дети крепят на дерево листочки с описанием доброго поступка, который они совершили)

Каким замечательным стало наше дерево. Я вижу и уверена в том, что вы добрые мальчики и девочки. У вас доброе сердце.

Но есть ещё одно импровизированное дерево – Дерево Желаний. Пока оно не такое красивое и нарядное как первое. Мы с вами сейчас это исправим. Вам было домашнее задание- подумать над добрым поступком, который  мы могли бы совершить всем классом. Разрешите мне прикрепить несколько листочков с добрыми делами, которые нас ждут во второй четверти. Первое доброе дело – повторная поездка в приют для бездомных собак «Верность», второе доброе дело  - изготовление и развешивание кормушек на территории школы и микрорайона, третье доброе дело – сбор игрушек, книжек, письменных принадлежностей в дар геронтологическому центру для детей с ограниченными возможностями « Вишенки» в посёлке Красный Бор.

А теперьприкрепите, пожалуйста, свои листочки. А потом все вместе мы решим, что мы можем сделать из того, что вы предложили.

(Дети крепят на дерево листочки с добрыми делами, которые они хотели бы совершить)

 

  1. Подведение итогов занятия

Учитель: - Дорогие дети, наше занятие подошло к концу. Какой вывод сделал каждый из вас: что значит быть добрым человеком?

(Ответы детей)

Напоследок я расскажу вам небольшую притчу. А вы решите для себя, зачем надо делать добрые дела.

Божья коровка

ППосреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

Спасибо, ребята, за сегодняшний урок. Мне было с вами приятно и интересно работать. Нас ждут большие добрые дела! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам памятку со словами замечательного учителя и доброго человека Шалвы Александровича Амонашвили. Прочитайте её дома вместе с родителями и повесьте  на видном месте.

(Под  песенку «Что такое доброта» из мультипликационного фильма «Барбарики» каждый из детей получает памятку со словами Ш.А.Амонашвили)

 

- Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 

- Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  

- Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  

- Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  

- Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

                                            

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Издательство «Дом Шалвы Амонашвили», М.  2000
  2. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Издательство «Современное слово», Москва, 2003
  3. ЖиренкоО.Е.,Яровая Л.Н., Кочергина А.В. Внеклассные мероприятия, Издательство ООО «Вако», М.2007
  4. Куклачёв Ю. Школа доброты. Издательство Мнемозина, М. 2004
  5. Лопатина  А., Скребцова М.Начало мудрости.  50 уроков о добрых качествах. Издательство «Амрита – Русь», М. 2005