Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Внеурочное занятие "Город Пермь в годы Великой Отечественной войны"

План внеклассного занятия в рамках внеурочной деятельности во 2 «И» классе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» города Перми. Учитель – Бондаренко Аполлинария Александровна Тема урока «Город Пермь в годы Великой Отечественной войны» Дата создания – апрель 2018 Цель: знакомство с периодом времени работы в тылу славного уральского города Перми Задачи: 1. Уточнить и расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, в том числе о вкладе тружеников города в приближение Победы. 2. Развивать интерес к истории своей страны, учить наблюдать, обобщать фаты истории, воспитывать наблюдательность, любознательность. 3. Формировать УУД в соответствии с ФГОС: учить анализировать, делать выводы. 4. Воспитывать чувство патриотизма, ответственности. Оборудование: мультимедийная презентация учителя «Город Пермь в годы войны» Ход урока: I. Актуализация знаний - Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какие героические битвы её вы знаете? (Предполагаемые ответы детей. Битва под Москвой, Курская битва, блокада Ленинграда…) -Глядя на 2 слайд, как вы предполагаете, о чём будет сегодня занятие? (О нашем городе, о его жизни в военное время) -по каким фрагментам вы догадались, что это наш город? (По шпилю Художественной галереи нашего города) -Какие цели занятия можно обозначить? (совместная постановка целей) II. Основное содержание урока. Сегодня наш урок посвящён рассказу о наших земляках, тружениках тыла в годы войны. Мы с вами совершим экскурсию в прошлое, познакомимся с людьми, которые совершали трудовые подвиги для страны, для быстрейшего окончания войны. Какую роль сыграли дети в помощи городу? Слайд 3 (Сообщение о городе и жителях того военного времени – ученик 2 «И» класса Заозёров Данил Ежегодно 9 мая наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. А какую роль сыграл наш город в этой войне? Пермь и Прикамье (тогда еще город Молотов и Молотовская область). Немцы до нас не дошли, боев у нас здесь не было и даже их самолеты не долетали, но наша роль в победе огромна. Победа над Германией была бы отдалена или невозможна без наших Мотовилихинских заводов, которые поставляли артиллерийские пружины, щиты для орудий и многое другое. Слайд 4 -Спасибо, Данил! Ребята, мы вас попросим сформулировать выводы. (Высказывание детей) III. Промежуточный контроль. -О каких фактах из истории нашего города Вы услышали из сообщения? (Это работа населения нашего города) IV. С самого начала войны мобилизованы были все военнообязанные мужчины, а впоследствии и все добровольцы. Слайд 5 Почти 50 тысяч артиллерийских систем, 40% всей ствольной артиллерии, применявшейся Красной армией было сделано именно у нас. В 1941-42 годах Мотовилиха была в стране практически единственным поставщиком артиллерийских пружин, орудийных щитов, авиационных штамповок и многого другого. Самый первый выстрел по Германии 2 августа 1944 года был сделан из нашей пермской пушки-гаубицы МЛ-20. А первый выстрел по Берлину из нашей же 122-мм пушки. Слайды 6, 7 V Пермь — основной поставщик двигателей для истребителей. Завод имени Сталина (нынче «Пермский моторный завод») в Великую Отечественную стал одним из основных поставщиков авиадвигателей. Всего их было выпущено 30 тысяч. М-62, М-63, М-62ИР, сконструированные Аркадием Швецовым, устанавливались на самолеты И-16 , И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2. Слайды 8,9 VI. Почти все отечественные каски на войне - лысьвенские. Лысьва – основной поставщик такого важного оснащения для солдат. После того, как началась Сталинградская битва, и заводы там были разрушены, в стране осталось всего одно предприятие, где делались солдатские каски - Лысьвенский металлургический завод. За годы войны на фронт было отправлено 10 миллионов касок. Слайд 10 VII. Пермь — основной поставщик двигателей для истребителей. Завод имени Сталина (нынче «Пермский моторный завод») в Великую Отечественную стал одним из основных поставщиков авиадвигателей. Всего их было выпущено 30 тысяч. М-62, М-63, М-62ИР, сконструированные Аркадием Швецовым, устанавливались на самолеты И-16 , И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2. VIII. Большую помощь в приближении Победы сыграло и то, что в Перми был сформирован уральский добровольческий танковый корпус. В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. С Урала на Запад тревожной порою Такие неслись колесницы-громады, Что вражьи машины любого покроя В бою с ними встретиться были не рады! Шел третий год войны. Победоносно завершилось Сталинградское сражение. 16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка «Танковый корпус сверх плана». В ней сообщалось об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала: изготовить в первом квартале, сверх напряженнейших заданий Государственного Комитета Обороны столько танков и самоходных орудий, сколько требуется для корпуса. Одновременно обучить из своих же рабочих – добровольцев водителей машин. В цехах заводов появился лозунг: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведем их в бой!». Слайды 11, 12, 13 IX. С самого начала войны в наш город было эвакуировано большая часть предприятий. В целом на Урал было эвакуировано более 2,5 тысячи заводов. Пермь стала одним из центров грандиозной перевозки. В1941 году в Молотовскую область было эвакуировано более 120 предприятий и 300 тысяч рабочих и всем заводам Перми ради победы пришлось заметно увеличить производительность. Например, только Мотовилихинские заводы сделали это в восемь раз. В общем, вся мощь, которая потом обрушилась на немцев, с которой они не справились и в итоге их погубила, ковалась в том числе и в Перми. Также предприятия культуры пришлось эвакуировать в Пермь (Мариинский театр города Ленинграда, использовать видео) Пермь стала настоящим вторым домом для ленинградцев, которым пришлось оставить свой город. Молотовская область приняла почти 400 тысяч жителей Ленинградской. К нам эвакуируют несколько институтов и все детские дома Ленинграда, в Пермь перевозят фонд Русского музея — 10 тысяч экспонатов. Их размещают в Художественной галерее, но места недостаточно, поэтому часть их оказывается в Троицком соборе Соликамска. Мариинский театр и хореографическое училище стали той стартовой базой, на основе которой после войны пермский балет становится одним из лучших в стране. Благо, даже после войны местным балетом руководят ленинградцы. Слайды 14,15 X. Дети в годы войны. Эвакогоспитали. В годы войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!». Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. В их школах нередко размещались госпитали и детские дома для эвакуированных сирот. Точно так же, как матери заменили на производстве отцов, дети заменили в домашних делах матерей. Многие подростки, оставаясь единственными кормильцами семьи, бросали школы и шли работать на производство. Широко известен снимок 13-летнего рабочего завода им. Я.М. Свердлова Вали Кусакина. Чтобы дотянуться до рукоятки станка, ему приходилось пользоваться трапиком. Но в работе Валя не уступал взрослым. Вместо 4 часов работал по 8-10, перевыполняя план. Наш пермский поэт Владимир Радкевич написал знаменитое стихотворение «Баллада о банке варенья», которое является документальным. Директор завода Пермских авиадвигателей в годы войны А.Г. Солдатов как одну из самых заслуженных премий вручал ребятам банку варенья, чему они были несказанно рады. Раненых на фронте отправляли в глубокий тыл. Одним из таких центров стал город Пермь. Под госпитали приспосабливали часто здания школы, и увеличивали число детей в классах, освобождая помещения для раненых. Слайды 16,17, 18, 19, 20. XI. Подведение итогов занятия. -О каких фактах помощи фронту вы узнали? Перечислите самые запоминающиеся. Для подготовки к занятию использованы литературные источники: 1. https://goo-gl.ru/sPy 2. https://goo-gl.ru/sPs 3. https://kungur59.ru/news/snimok-12-letnego-permskogo-frezerovschika-vali-kusakina-oboshel-ves-mir.html 4. http://to59.minjust.ru/ru/node/129444 5. http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/solikamsk_v_gody_vov/5_velichajshikh_zaslug_permi_i_permjakov_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny/53-1-0-302 6. http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803790513