Внеклассное патриотическое мероприятие, посвященное Дню Победы «ПОЛЕ ЧУДЕС»
МБОУ Воргинская средняя школа
Ершичского района Смоленской области
Внеклассное патриотическое мероприятие,
посвященное Дню Победы
«ПОЛЕ ЧУДЕС»
Автор методической разработки:
Познышев Юрий Александрович,
учитель истории
с. Ворга
Цель игры: воспитывать у детей чувство патриотизма, беззаветной преданности Родине, уважение к павшим солдатам; раскрыть малоизвестные страницы из биографии величайшего полководца всех времён и народов - Г.К. Жукова: прививать любовь к истории своего Отечества и Чтению.
В силу последнего обстоятельства ИКТ-технологии не применяются!
Оборудование:
1) Празднично украшенный актовый зал: разноцветные шары, георгиевские ленточки, флаг России и копия Знамени Победы.
2) Стенды «Г.К. Жуков – Маршал победы», «Партизанскими тропами», «Воржане – солдаты Победы».
3) Экспозиция «Предметы войны» из школьного краеведческого музея
4) Карта «Советский Союз во II мировой войне».
5) Игровой барабан.
6) Стол с призами от спонсоров.
7) Разборная доска для заданий.
8) Сочинения по конкурсу «Мои предки – участники ВОВ».
9) Аудиозапись «Фрагмент выступлений Г.К. Жукова», «Мелодия», 1975
10) Аудиозаписи военных песен «Ходили мы походами», «День Победы» и др., также на пластинках (это создает особый антураж).
Источники:
Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» Т – 1.
Жариков А. «Маршал Победы» Г.К. Жуков. М., 1995
Начало игры
Звучит аудиозапись живой речи Г. К. Жукова во время принятия акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Ведущий (в его роли учитель истории):
Дорогие друзья! Я рад вновь приветствовать вас на нашем «Поле чудес». А посвящена сегодняшняя игра самому главному празднику и россиян, и людей всей планеты - годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. И говорить сегодня мы будем о том человеке, который внёс наибольший вклад в разгром фашизма, о великом маршале победы – Георгии Константиновиче Жукове. Тем более, что совсем скоро, в 2021г исполнится 125 лет со дня его рождения: 2 декабря 1896г по нашему стилю, (19 ноября - по старому).
I тур
Итак, приглашаю к барабану первую тройку игроков: учащихся 6 класса: Свистунова Никиту, Новикова Андрея и Корчагину Оксану. Вы уже знаете, чему посвящена наша игра. Оксана, вращайте барабан. А первое задание совсем простое. Я уже сообщил, когда родился Георгий Константинович. Вам предстоит лишь назвать, место, где он родился. Перед вами слово из 10 букв.
По ходу игры ребята рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, воевавших в этой долгой войне, а, ведущий сообщает дополнительные малоизвестные сведенья о Г. К. Жукове, по мере набора очков.
Зрители узнают, что дом, где родился будущий полководец, был очень старым и одним углом крепко осел в землю. Стены и крыша от времени обросли мхом и травой. В доме была лишь одна комната в два окна. Отец был сапожником, мать - тоже из бедной семьи. Когда они поженились, ей было 35 лет, а ему 50. Это был их второй брак. Тяжёлая нужда и низкие заработки мужа заставляли Устинью подрабатывать на перевозке грузов.
Она была очень сильной: легко поднимала 5-типудовые мешки с зерном и переносила их, но оплата была крайне низкой. И какая радость была детям, когда из города им привозили по баранке или прянику! Когда Егорке пошёл 7-й год, отец стал брать его на сенокос – косить, относить и складывать сено в копны. А осенью мать научила его жать хлеб. Это была осень 1903 года. Настало время идти в школу - церковноприходскую, в соседнее село Величково. Ранца не было, и мать сшила из холста сумку.
Учился Егорка старательно, во всех 3-х классах - на отлично, за что и получил похвальный лист. Было это в 1906 году. На радостях мать подарила ему новую рубаху, а отец сшил сапоги. Год он ещё оставался дома, сильно был загружен по хозяйству, а летом 1908г, в 12 лет, отец отправил его в Москву учиться ремеслу - «В люди», так сказать...
К этому времени первое задание выполнено. Определен победитель, назвавший слово деревня «Стрелковка». Ведущий - вручает призы игрокам и объявляет музыкальную паузу, в ходе которой на сцену актового зала школы поднимается ученик 7-го класса Силаев А. и под аккомпанемент баяниста исполняет военную песню «Ты ждёшь Лизавета».
II тур
И снова на сцене ведущий, который представляет вторую тройку игроков. Это 8-классники Козлова Диана, Андрюшина Ирина и 7-классник Шугаров Денис. Вращается барабан. Объявляется задание: какую же профессию отправился изучать в Москву 12-летний Егорка Жуков? Слово из 7-ми букв.
По ходу тура игроки продолжают рассказывать о своих предках-участниках войны, об их боевом пути, наградах. А ведущий продолжает рассказывать о детстве Г. К. Жукова:
По приезде в Москву, хозяйка объяснила Егорке его обязанности, как младшего ученика – по уборке помещений, чистке обуви хозяев и их детей, мытью посуды и т.д. А кроме того надо было еще учиться ремеслу. Мастера начинали работу с 7 утра и кончали в 7 вечера, с часовым перерывом на обед, т.е. рабочий день длился 11 часов! А когда было много работы, доходил и до 15 часов в сутки. Но, за сверхурочные была дополнительная сдельная оплата. Ученики всегда вставали в 6 утра и готовили для мастеров рабочие места и всё, что нужно для работы. Спать ложились поздно вечером, всё убрав и подготовив к завтрашнему дню. Спали прямо в мастерской, на полу, а когда очень холодно – на полатях в прихожей, с чёрного хода.
Домой на побывку мальчиков отпускали только на 4-м году обучения. По выходным их водили в церковь. За малейшую оплошность хозяин бил не милосердно. Били и мастера, и мастерицы, не отставала от них и хозяйка. Иногда хозяин заставлял провинившихся бить друг друга прутьями, приговаривая: «Лупи крепче, крепче!» ...
И так было везде, такой был порядок. Хозяин считал, что ученики в его распоряжении, да никто и не интересовался, как они живут и работают. И даже в этих условиях Егор находил время читать. Старший сын хозяина помогал изучать ему русский язык, математику, географию. А вскоре удалось поступить на вечерние курсы, дававшие образование в объёме городского училища.
Уроки же приходилось готовить ночью на полатях, около уборной, где горела дежурная лампочка. Экзамены сдал успешно. А тут и отпуск подоспел. В родную деревню приехал уже взрослым юношей, которому шёл 16-й год. Днём – крестьянская работа, по - вечерам же, забыв об усталости, молодёжь веселилась: пели и плясали до упада. Однажды в соседней деревне случился пожар. Все бросились на помощь с вёдрами, баграми. Услышав крики о помощи, Егор бросился в горящий дом и вытащил испуганных до смерти детей и больную старуху, не глядя на свой новый пиджак – подарок хозяина. В конце 1912г ученичество закончилось, и Жуков стал молодым мастером – подмастерьем.
К этому времени 2-е задание выполнено. Слово «СКОРНЯК» угадано. Раздаются призы, объявляется музыкальная пауза. На сцену поднимается 11-классники Кузеренкова Е., Макеенков Н., Косолапова О. В их исполнении проходит литературно-музыкальная композиция «На безымянной высоте».
III тур
И вновь - ведущий представляет игроков. В третьей тройке старшеклассники: Дымников Павел, Силаев Александр и Давыдова Ольга. Задание, - в каких войсках начинал службу Г.К.Жуков? Слово из 9 букв. Игроки по ходу рассказывают о своих близких - участниках войны, местных партизанах. Умело комбинируя переход хода, ведущий продолжает повествование о юности полководца.
«Работать Егор остался при мастерской, но жилье стал снимать. Снимал койку за 3р в месяц, а получал 18руб. Полюбил дочь хозяйки квартиры, и уже было хотел жениться, но война спутала все карты. В конце июля 1915г был объявлен 2-й досрочный призыв в армию юношей, не достигших 20-летнего возраста. Егора отобрали служить в кавалерию, а он всегда восхищался этим романтическим видом войск. Погрузили призывников в товарные вагоны по 40 человек в каждый. Всю дорогу пришлось стоять или сидеть на грязном полу. По прибытии на место ещё 3 часа шли пешком, а потом разместились в бараках на голых нарах. Затем сформировали команды и стали обучать пехотному строю. Дисциплина была железная. Муштровали немилосердно. Наконец, в сентябре 1915г. отправили на Украину в запасной полк, располагавшийся в г. Балакме. Служба была интереснее, чем в пехоте, но значительно труднее - вставать приходилось на час раньше, а ложиться на час позже.
К весне 1916г подготовка закончилась. Георгия Жукова в числе тридцати лучших отобрали, чтобы учить на унтер-офицеров (ст. сержант по-нашему). Учили в царской армии хорошо, особенно строевой подготовке. Каждый выпускник в совершенстве владел оружием, методикой подготовки бойца и конным делом. Но навыков человеческого обращения с солдатами не прививали, не учили вникать в душу солдата. В основе воспитательной работы – муштра. Широко применялись телесные наказания...
В августе Жуков уже на фронте. В районе Каменец-Подольска сразу же получил боевое крещение - немецкий самолёт сбросил несколько бомб. Шёл 1916г. Наши войска несли большие потери. Среди солдат росло недовольство, особенно когда приходили письма из дома, сообщавшие о голоде и разрухе. В октябре, находясь разведке, Жуков получил тяжелую контузию и попал в госпиталь в Харьков, а выйдя оттуда был направлен в маршевый эскадрон. На груди его сияли уже два Георгиевских креста, полученных за захват в плен немецкого офицера и контузию.
Солдаты, несмотря на унтер-офицерские лычки, относились к нему с доверием, часто заводили серьёзные разговоры. Воевать никто не хотел. 28 февраля 1917г, после ареста многих офицеров, унтер-офицера Жукова и ещё 2-х человек солдаты избрали делегатами в полковой Совет солдатских депутатов.
Осенью часть подразделений перешла на сторону Петлюры, остальных распустили по домам. Сам Жуков вернулся домой и в январе 1918г решил вступить в Красную Гвардию. Но заболел тифом, и только в августе 1918г, выздоровев, вступил добровольцем в Красную Гвардию, в 4-й кавалерийский полк 1-й Московской кавалерийской дивизии.
К этому времени задание угадано: род войск – КАВАЛЕРИЯ, назван. Раздаются призы. Во время паузы, - ведущий зачитывает лучшие сочинения ребят по конкурсу «Мой предок - участник войны», проведенному в течение 3-х недель до игры, и проводит награждения. Затем, в исполнении 5-тиклассников Виноградовой З, Калякиной В., Маркусь М. звучат частушки на военную тематику под аккомпанемент ведущего на баяне.
ФИНАЛ
И вот настал час финала! Оглашается задание. Ребятам предстоит определить Поле, названное русским народом – Третьим, после Куликова и Бородина. Слово из 12 букв. По ходу игры ведущий задаёт наводящие вопросы и продолжает повествование о Г.К. Жукове.
Началась гражданская война. Часть, где служил Жуков, была направлена на Восточный фронт, где успешно сражалась в составе 5-й армии против войск Колчака. 1 марта 1919г Жукова принимают в ряды партии большевиков.
После разгрома Колчака интервенты сделали ставку на Деникина. Бои были очень тяжёлые. В одном из них, во время рукопашной Жукова ранило ручной гранатой… Снова лазарет, где ещё и переболел тифом. Затем был отправлен в Рязань на курсы Красных командиров. Было это в январе 1920г. Направляли сюда не всех, а особо отличившихся в боях. Но уже в июне курсантов спешно погрузили в эшелоны и направили на Врангелевский фронт, причём выдали всё необходимое снаряжение и вооружение. Сводный курсантский полк принимал участие в разгроме банд в Краснодарском крае.
Вскоре наиболее подготовленные курсанты были досрочно выпущены. Жуков стал командиром взвода первого кавалерийского полка. Изучил все личные дела, лично же побеседовал с каждым бойцом, рассказал о боях с белополяками и Врангелем.
Через пару дней его взвод разгромил очередную банду, причём без единой потери и Жукова назначают командиром эскадрона. В декабре 1920г вся бригада была переброшена под Воронеж, где успешно ликвидировали кулацкое восстание и банду Колесникова, а затем бились с антоновцами. Весной 1921 года под селом Вязовая Почта было особо тяжело. Дрались с превосходящими силами врага. Во время рукопашной под Жуковым убило коня и тот, падая, придавил всадника. Уже блеснула над головой сабля бандита, но спас подоспевший политрук.
Враг видел, что наши - в меньшинстве, и был уверен в победе. Спасло эскадрон только наличие четырёх пулемётов и семьдесят шесть мин, орудие, да умелое командование. Уже в самом селе под Жуковым опять убили лошадь, и он с одним револьвером отбивался от наседавших бандитов, хотевших взять его живым…
Вовремя свои подоспели. За разгром крупной банды многие получили награды. Свой 1-й орден - Красного Знамени получил и Г.К. Жуков. В 1923г, после недолгого пребывании на должности помощника командира полка, его назначают командиром 39-го Бузулукского кавалерийского полка, а это всегда считалось ступенью в овладении военным искусством. И это в 26 лет!
Работе Жуков отдавал по 12 часов в сутки, да плюс к тому 3-4 часа на самостоятельную учёбу по теории военного дела. Летом 1924г его направляют в высшую кавалерийскую школу в Ленинград. Учебная нагрузка была очень велика. После лекций приходилось ещё многое изучать самостоятельно. Много занимались конным делом и фехтованием. Курсы длились год.
По окончании учёбы Жуков возвращается в Минск, к новому месту службы, но не поездом, а с двумя друзьями, пробегом на конях. Такого ещё никогда не было - 963км за 7 суток! Но справились успешно. Жуков получил новый, 39-й кавполк. Вновь наступила горячая рабочая пора, но учёба дала о себе знать: стало заметно легче.
В то время шла волна реформ в армии. Вводилось единоначалие. Вот и Жукову пришлось взять на себя ещё и обязанности комиссара полка. Кавалерийским полком он командовал 7 лет. И кроме богатой практики, получил большую теоретическую подготовку, участвуя в окружных маневрах, учениях и военных играх. В мае 1930г его назначают уже командиром бригады 7-й Самарской дивизии, а в 1931г он уже помощник инспектора РККА. В те годы деятельность инспекции очень высоко котировалась, хотя у Жукова энтузиазма новое назначение не вызвало. Но приказ есть приказ. Пришлось отправляться в Москву. А инспекцией тогда командовал сам С. М. Будённый.
Деятельность Жукова была по достоинству оценена, и в 1933г его назначают командовать дивизией, когда-то одной из лучших. Опять Белоруссия, город Слуцк. С женой и дочкой поначалу разместились в восьмиметровой комнате, но на лучшее никто не претендовал, пока это «лучшее» сами не построят. Изучая дела в частях, Жуков тщательно знакомится с личным составом, командирами подразделений и политработниками. Предстояло исправить много выявленных недостатков. Дивизия стала большую часть времени проводить в поле, изучая организацию и ведение боя. Стремительные марш-броски, острые моменты шли на пользу.
Жуков настойчиво добивался от командиров овладения искусством чёткого управления частями в бою, без чего невозможно было победить в условиях большой динамичности современного боя. Новшеством было и усиление конницы бронетанковыми силами, которые ещё были плохо изучены. Призыв партии был: «Овладеть техникой!».
Новым было и применение радиосвязи в управлении войсками, в отличие от прежних телефонов и письменных приказов. Всё приходилось осваивать. Благодаря усилиям всего личного состава дивизии в 1935 году завершили строительство: все части получили хорошие квартиры, учебно-материальную базу. На инспекторских смотрах того года все части получили высокие оценки, за что дивизия была награждена высшей правительственной наградой – орденом Ленина. Орден Ленина Жуков получал из рук самого Будённого!
Комдивом Жуков был более 4-х лет и все эти годы жил только одной мыслью – сделать её самой передовой и лучшей. Много сил было вложено в достижение этой цели, много труда и энергии. И цель была доступна, а Жукова назначили командовать 6-м конным корпусом, в состав которого входила 4-я Донская казачья дивизия, которой он ранее командовал.
Шёл 1937 год. В стране начались репрессии. Почему они не коснулись Жукова? Очевидно, что кроме «врагов народа» Сталину были нужны и другие образцы – выходцев из народа, блестяще выполняющих боевые задачи и задачи партии. Занимая должность комкора, Жуков проделал большую оперативную работу, больше всего, уделяя внимание вопросам боевого применения конницы в составе конно-механизированной армии, упорно изучал военные науки, историю прошлых войн, мемуары и делал выводы о характере войны современной. Лично разрабатывал задания на проведение военных игр и учений, всё более набираясь опыта.
В конце 1938г его назначают замом командующего Белорусским военным округом, а в июне 39-го неожиданно вызывают в Москву, откуда срочно отправляют на Дальний Восток - японцы вторглись в Монголию, которую по договору 1936г СССР обязался защищать. Халхин–Гол… Японцы планировали ещё до осени закончить все военные действия в пределах МНР. Они были так уверены в победе, что даже пригласили иностранных корреспондентов, в том числе из Германии и Италии. Изучив боевую обстановку и учитывая многократный численный перевес японцев, Жуков делает ставку на бронетанковые силы, разведку, обманные маневры.
В результате ожесточённых боёв к 31 августа 6-я армия японцев полностью разгромлена, за что Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза, а вскоре назначен командующим Киевским военным кругом, где использовал свой боевой опыт в подготовке войск. Ну а далее – назначение на пост Начальника Генерального Штаба и бессмертная слава, которой покрыл себя Великий Полководец на фронтах Великой Отечественной войны.
К этому времени финал закончен. Названо Прохоровское Поле, и ведущий предлагает супер-игру. А пока готовится задание, проводится награждение учащихся, написавших лучшие сочинения по теме «Мой предок – участник ВОВ». Отличились особо шестиклассники: Новиков А., Завизина И., Силаев А., Корчагина О., Свистунов Н., и десятиклассники: Казакова Е., Дмитриева Ю., Дымников П.
Задание супер-игры с виду кажется не сложным - нужно угадать самое страстное увлечение Жукова. Словом из пяти букв, оказывается «Охота» (можно зачитать фрагмент из книги А. Жарикова о Жукове на охоте).
В заключение, ребятам дается напутствие прочесть озвученные в начале игры книги о Великом Полководце: Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления», Т. 1., Жариков А. «Маршал Победы» Г.К. Жуков. М., 1995 и подготовить на их основе сообщения для следующего мероприятия.
Кроме суперприза - торта, победителю раздаются оставшиеся призы. А всем зрителям добрые пожелания со светлым праздником – Днём Победы!