Внеклассное открытое мероприятие, посвященное Дню славянской письменности в России «Кирилл и Мефодий - основатели славянской письменности»
МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Автор: Фомина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Внеклассное открытое мероприятие, посвященное Дню славянской письменности в России
«Кирилл и Мефодий - основатели славянской письменности»
Характеристика мероприятия
- участвуют учащиеся 4-х классов;
- работа в группах.
Работа началась с подготовительного этапа:
- определена была цель данного мероприятия: узнать, как можно больше о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии.
- намечены задачи: подобрать сведения о братьях по заданному плану и каждой группе оформить найденный материал в виде сообщения; разучить песни, стихи: назвать команду и подготовить эмблемы.
Конспект данного мероприятия.
Тема: «Кирилл и Мефодий - основатели славянской письменности»
Цели: |
1. Познакомить детей с историей создания славянской письменности, рассказать о значении письменности для славян. |
|
2. Развивать интерес к истории, историческим литературным произведениям, русскому языку; развивать умение находить в тексте устаревшие слова. |
|
3. Воспитывать чувство патриотизма. |
УУД:
Личностные: осознанно относиться к чтению, ориентироваться на выполнение этических норм, уметь работать с различными литературными жанрами.
Регулятивные: организация своего рабочего места, уметь принимать и сохранять учебную задачу, оценивать полноту и правильность своих учебных действий.
Познавательные: учиться анализировать, сравнивать, осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: уметь использовать речь для регулятивных своих действий, обмениваться своим мнением с другими участниками образовательного процесса, умение работать в группе с использованием средств ИКТ.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. У вас сегодня необычный урок. Во-первых—много гостей. Посмотрите налево, направо и улыбнитесь нашим гостям. Во-вторых – здесь собрались знатоки книг. Для этого вы разделились на две команды : Аз и Буки. II. Актуализация знаний.
- Урок начнём с песни. Звучит песня о книге «Нам домик подарили» в исполнении команды «Буки»
- О чём эта песня?
- Посмотрите на книги, всегда ли они были такими?
- Если бы вам выдали в библиотеке обожженные в огне глиняные таблички или пальмовые листья, вы бы удивились?
- Не удивляйтесь, ведь это тоже книги, созданные несколько веков назад.
- У вас было домашнее задание исследовать историю создания древней книги. Что вы нам расскажете?
Команда «Аз»
В древнейшие времена, когда ещё не было бумаги, материал для изготовления книг использовали самые разные. Например: пергамент, который получали из кожи животного. В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины.
Команда «Буки»
В древней Индии материалом для первых книг служили пальмовые листья. На Руси в Новгороде писали на бересте, а в Египетском царстве книги делали из речного тростника-папируса . Сгибать папирусный лист было нельзя: он ломался, поэтому его хранили в свитках. Они достигали около 45 метров.
Учитель: мы с вами выяснили какими были книги. А все ли могли их прочесть? -
Учитель: действительно, не все могли понимать надпись в книгах. Поэтому возникла потребность создания своего алфавита. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о её создателях.
III. Основная часть.
1. Групповая работа.
- Сейчас вам предстоит узнать имена создателей русского алфавита. Возьмите конверты и из букв соберите имена. Лишние уберите.
- Прочитайте имена создателей славянской письменности.
(Проверка: дети выкладывают имена: Кирилл и Мефодий )
2.- Откуда мы узнаем первоначальные сведения о братьях Кирилле и Мефодии?
Команда «АЗ»
- Из «Повести временных лет» о начале славянской письменности. От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси «Повести временных лет» мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: «Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их»
Команда «БУКИ»
- Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев – Константина и Мефодия «и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие» Свершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.
3. -Кто является основоположником славянской письменности?
- Когда возникла славянская письменность?
Звучит стихотворение. Команда «БУКИ»
От буквы греческой, с её красивой вязью
Возникли очерки и нашего письма;
В нём, в день рожденья букв,
Сплотились крепкой связью
Заветы веры и печать ума.
Такого не было нигде возникновенья
Науки в вере! Азбука взросла
У нас дыхании церковного тепла,
В словах Евангелья приняв своё рожденье.
- А сколько букв в современном русском алфавите?
4. Групповая работа.
- Дети в группах сравнивают старославянский алфавит и русский алфавит и ищут ответ на вопрос: какие буквы исчезли из современного алфавита?
Выводы: у русской азбуки есть своя история, связанная с именами Кирилла и Мефодия. Само слово АЗБУКА произошло от названия первых двух букв кириллицы – АЗ, БУКИ. Многие годы кириллица, в основном использовалась для написания церковных книг. Она была достаточно сложной для освоения. Современный алфавит упростился, но в богослужебных книгах славянский язык остался. Азбука, употребляемая в современном церковно - славянском языке, называется кириллицей, по имени ее составителя. В кириллице — 43 буквы. Каждой букве дано название: аз, буки, веди, глагол, добро. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. С течением временем некоторые из букв оказались лишними, потому что исчезли обозначаемые ими звуки. В результате были исключены 12 лишних букв. Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА. Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своём языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Песня «Алфавит» в исполнении команды «АЗ»
5. Рассказы команд о том, как на Руси писали книги.
Команда «БУКИ»
- Книги переписывали переписчики. Первую букву в тексте или абзаце выделяли особо – разрисовывали, раскрашивали красным. Отсюда пошло выражение красная строка. Среди замечательных строителей русской культуры одно из первых занимает Иван Фёдоров, с именем которого связано начало книгопечатания в Русском государстве. К половине 15 века русские земли объединились вокруг Москвы. В 1480 году были уничтожены последние следы политической зависимости от ханов Золотой орды. Русское государство не только окрепло политически, но и быстро развивалось в культурном отношении. В связи с общим подъёмом русской национальной культуры увеличился спрос на книгу. В то время книги на Руси были только в рукописном виде. Переписывание книг считалось занятием почётным и добродетельным, которому покровительствовали духовные и светские власти. К концу 15 – началу 16 веков искусство рукописания настолько развилось, что кроме писцов, трудившихся при монастырях, образовался целый класс переписчиков, работавших по найму и предлагавших плоды своего труда на продажу.
Команда «АЗ»
- Но скоро и на Руси появилась потребность в книгопечатании. Типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографической деятельности Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта – это трудоёмка работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твёрдом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась её копия путём оттиска на более мягком металле, полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в неё металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами. Такой пусть прошла книга от пергамента до печатного станка. Сейчас существуют современные типографии.
IY. Закрепление.
1. - Многие слова изменили сильно своё значение. Объясните значение слова «прелесть». Посмотрите значение этого слова в толковом словаре.
- То есть, когда мы говорим «прелесть», то обычно имеем в виду очень высокую оценку чего-либо.
-Попробуйте прислушаться к слову и объяснить, что оно означало. (прелесть – лесть обман, приставка пре значит очень) 2.- В русском языке есть слово женить. В церковно-славянском «от женить». Бог говорит, создавая Еву: «Она будет называться женою. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна «плоть». Слова молитвы «отжени от меня всякого врага и супостата».
- Переведите слова женить и от женить ( соединить и отогнать).
3.- Вы пробовали переводить со старославянского на русский. А сейчас наоборот. Например, сочетание букв «оро», характерно для разговорной речи, в литературном языке заменялось на ра, оло, на ле или ла. Русский язык унаследовал разговорные формы. Борода –по русски, церковно-славянском – брада. - Назовите на церковно-славянском: волосы, молоко, ворон, золото. (всы, млеко, вран, злато)
- Вы доказали, что можете ориентироваться в языке предков. Но куда важнее сохранить в чистоте русский язык, который современный мир пытается искалечить, заменить жаргоном. И от вас подрастающего поколения, зависит, сумеете ли вы сохранить дар, переданный нам предками.
4. - У вас на столе конверты, в них карточки, на которых написаны пословицы. Вам задание: собрать пословицу. ( Грамоте учиться, всегда пригодится. Сперва аз да буки, а потом и науки.)
Проверка и объяснение смысла пословиц.
Y. Итог
- Что нового узнали на занятии?
- Кто является основателями славянской письменности?
- В каком году появилась славянская письменность?
- Сколько букв в современном алфавите?
Вывод: каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей. Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. Образы Кирилла и Мефодия запечатлены в памятниках и исторических мемориалах. На памятниках, иконах мы видим братьев в церковном одеянии потому, что за своё подвижничество они были причислены к лику святых. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям. У подножия памятника установлена Неугасаемая лампада – знак вечной памяти. Памятник Кириллу и Мефодию перед зданием СГУ является вторым памятником основателям русской письменности в Саратове — первый памятник на Театральной площади был установлен в 2006 г. и представляет собой поклонный крест. После установки поклонного креста в январе 2009 г. появилась идея установки скульптурного памятника. Установка памятника была приурочена к проведению Дней славянской письменности и культуры в Саратове, выбранном столицей проведения торжеств государственного значения.
Команда “АЗ»
По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминает Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей.
Что зовутся издревна славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
- В заключении послушайте гимн Кириллу и Мефодию.